Продолжаю изучать различные UI/UX/CX кейсы в мобильных приложениях, веб-сайтах и в реальном мире. Дизайнерам и менеджерам по продукту, чтобы вдохновиться и добавить в заметки.

Под катом: Intsagram и его рекомендательные алгоритмы, Tinder и его парадокс.

Intsagram и Two Towers

Периодически я привожу в своих материалах кейсы с рекомендациями, такие, как с Яндекс.картами, например. И интересно разобраться в том, как именно такая персонализация работает под капотом, чтобы говорить на одном языке со всей командой разработки.

В блоге teMa есть интересная статья об этом, и в этом посте я приведу ее выжимку + доп. результаты гугления.

Instagram использует модели машинного обучения, чтобы рекомендовать пользователям релевантный контент. Одна из основных технологий — это нейронные сети типа "Two Towers" (two-tower neural networks) - архитектура, часто используемая для систем рекомендаций и рекомендательных систем.

  • Первая башня (User Tower): эта сеть обучается на данных о пользователе (например, его поведении, предпочтениях, взаимодействиях с контентом). Она создает представление пользователя в виде вектора признаков (embeddings). Например, [0.9, 0.2, 0.6, 0.1], где 0.9 = юзер любит котиков, 0.2 = юзер предпочитает шок-контент, 0.6 = любит мейнстрим, 0.1 = еще что-нибудь.

  • Вторая башня (Item Tower): эта сеть обучается на данных о контенте (например, изображениях, видео, текстах), что позволяет создавать представление контента, с которым пользователь может взаимодействовать.

После того как каждая из "башен" преобразуется в вектор, их объединяют и вычисляют схожесть между ними. Это позволяет системе понять, насколько данный контент подходит для конкретного пользователя. 

Так и рождаются тысячи рекомендаций для одного пользователя, из которых уже другой технический процесс отбирает лучшие 100

В то время как пользователь лайкает и комментирует посты, на сервере в режиме онлайн сохраняются вектора (embeddings) каждого из таких постов. Затем система ищет все посты, которые максимально похожи на те, которые понравились пользователю. И если прямо сейчас пользователь больше интересуется путешествиями, то система будет искать похожие посты по теме путешествий.

Все ради того, чтобы удержать пользователя и повысить Time Spent.

The Tinder Paradox

Тема Retention в dating app'ах пройдена вдоль и поперек, но к ней всегда интересно возвращаться. Особенно когда в блоге Amplitude есть вот такая статья.

Обычно продукты наращивают количество пользователей и их удержание -> компания получает предсказуемый трек роста и выручки.

В приложениях для знакомств ключевая проблема, с которой сталкивается продуктовая команда, это User Retention vs. User Goals. Пользователь, активно вовлеченный в фичи того же Tinder на начальных этапах, находит себе пару, в результате чего продукт получает отток в виде двух пользователей.

По идее, чем лучше Tinder помогает пользователям находить себе пару, тем больше пользователей он теряет.

В статье приводятся разные данные: удержание существующих пользователей дешевле привлечения новых в 6-7 раз, а 5%-ный рост retention дает 25-95% рост выручки.

Стратегия вовлечения новых пользователей через маркетинг и рекламу - дорогостоящее мероприятие. Таким образом, Tinder'у нужно находить баланс между пользователями, кто в поисках долгосрочных отношений и кто удаляет приложение после месяца-двух использований, и пользователями, кто в поисках краткосрочных отношений и кто позитивно влияет на монетизацию продукта.

У первых - низкий retention. Нашли пару - ушли из продукта. Этот сегмент клиентов хорошо работает на репутацию продукта как надёжного сервиса. Amplitude называют это как The Good Churn: пользователь ушел, потому что нашел ценность в продукте.

Успешные «истории любви» (success stories) привлекают новых пользователей и повышают лояльность бренда.

У любителей коротких встреч - высокий retention, и эти пользователи, полагаю, приносят продукту основной доход. За счет такой диверсификации по сегментам Tinder'у удается балансировать между "репутационными" пользователями и "монетизационными" пользователями. А за счет создания различных премиум-функций команда увеличивает ARPU (средний доход с пользователя), компенсируя высокие расходы на привлечение новых пользователей.

Эксперименты с "Поделиться" в Intsagram

Команда Inst'ы тестирует визуализацию на кнопки "Поделиться".

Сначала кнопка отображается в стандартом формате. Затем на несколько секунд на этой кнопке появляются аватарки друзей. Потом кнопка снова отображается в стандартом формате.

Полагаю, что внутренние алгоритмы Inst'ы делают предсказания, какой контент, вероятно, понравится какому пользователю (читай - повлияет на timespent в приложении).

Через такие "предсказания" команда хочет повлиять на Engagement: потенциально вот таким твоим друзьям конкретно этот рилс может быть интересен. Попробуй пошарить.

Также такая микроанимашка может создать ощущение социальной активности и ценности контента. Ты просматриваешь рилсы не один, а как бы в компании своих друзей. Не напрямую, конечно, но через дофаминовые алгоритмы соцсети. 

В целом, для Inst'ы это классный способ:

  • Повлиять на количество репостов.

  • Повлиять на timespent.


Если дайджет оказался для вас полезным — подписывайтесь на канал автора в ТГ — «Сделай удобно», чтобы не пропустить другие материалы по теме.

«Сделай удобно» #16: Сбер и другие банки РФ, Vivid, Slack.
«Сделай удобно» #15: Wise, Sporify, Intsagram, Wolt.
«Сделай удобно» #14: Youtube, Glovo, Intsagram, Tiny Glade.
«Сделай удобно» #13: Кухня на районе, Дзен, Google, Яндекс.Еда.
«Сделай удобно» #12: Aviasales, Яндекс.Карты, Яндекс.Поиск, Airbnb, Citroen.
«Сделай удобно» #11: BBVA, Duolingo, Google Photos, Wise, Дзен.
«Сделай удобно» #10: Yandex Go, Intsagram, Amie, Aviasales, Tinder.
«Сделай удобно» #9: Intsagram, Amie, Glovo, Flowwow, Иви.
«Сделай удобно» #8: Github, BBVA, One, Google, Mimo.
«Сделай удобно» #7: Greenlight, Кинопоиск, Bookface, Mobbin, Бруно Саймон.
«Сделай удобно» #6: Яндекс.Лавка, Airbnb, Daylio, Waterllama.
«Сделай удобно» #5: 26, Glovo, Flowwow, Intsargam.
«Сделай удобно» #4: Intsargam, Intesa, Snoonu, Яндекс.Лавка, Notion, Uber.
«Сделай удобно» #3: SoundCloud, growth.design, Венские остановки, Wise, китайские супер-аппы.
«Сделай удобно» #2: Intsargam, Airbnb, Spotify, X (ex Twitter).
«Сделай удобно» #1: Duolingo, Yandex Pay, Intsargam, Лувр, Airbnb, Retro, Yandex Go, Google.

Комментарии (0)