Хоттейк: важная проблема работы с UX – нехватка коллективных процессов. Например, аналитики ставят задачи на реализацию интерфейсов без вовлечения дизайнеров, а команды работают изолированно, перебрасывая этапы по цепочке. Такой подход приводит к потере контекста, нестыковкам и лишним итерациям.
Но есть альтернатива — совместная работа над дизайном и аналитикой с самого начала, включая конкретные этапы исследований (подготовка гайда, интервью и тд). Спойлер: мы выбрали этот вариант:)

Меня зовут Света Самойленко, я старший дизайнер-аналитик пользовательского взаимодействия и лид пользовательских исследований в настольных редакторах МойОфис. Это сложный продукт на кросс-платформенном C++17-ядре (Qt5/QML для десктопов, Kotlin/Swift для мобильных платформ), веб-версия использует TypeScript/React с WASM-компиляцией ядра.
Сегодня расскажу, как мы вместе с бизнес-аналитиком наладили процесс проектирования через исследование — на примере одной (очень запутанной) фичи: фильтрации данных. Под катом разберем, из чего раньше состояла наша коммуникация с аналитиками — и к чему мы в итоге пришли. Поехали!
На самом деле, этот кейс – верхушка айсберга! Недавно наша команда сделала большой редизайн настольных редакторов практически с нуля: от первичных ux-тестов до полноценных пользовательских исследований на айтрекере. Подробно об этом я со своей коллегой расскажу уже 26 июня на митапе Frontend&UX Talks, зарегистрироваться можно здесь :)
Что было раньше?
Наш процесс был построен так:
Бизнес-аналитики формулируют верхнеуровневые требования на основе информации от ключевых заказчиков и конкурентного анализа.
Дизайнеры и системные аналитики уточняют и прорабатывают требования, согласовывают их с бизнес-аналитиком и продактами, а затем передают в разработку.
Какие были минусы
Дизайнеры не могли повлиять на скоуп задач, даже если выявляли незакрытые пользовательские потребности. Это усложняло формирование требований, которые учитывали бы контекст.
Нам хронически не хватало контекста. Каждую задачу приходилось буквально расшифровывать — мы тратили много времени только на то, чтобы понять, о чем вообще идет речь. А поскольку задержки возникали уже на этапе формирования требований, это вызывало цепную реакцию и могло приводить к серьезным задержкам в разработке.
Дебаты за требования. Спецы в команде убеждали друг друга, что нужно сделать и в какую фазу. Чаще всего возникала патовая ситуация, так как аргументов не хватало (как раз из-за дефицита контекста).
Так как у нас крутая команда, все проблемы удавалось решить без привлечения санитаров дополнительных ресурсов. Пока в дорожной карте табличного редактора не появилась огромная и страшная фича: фильтрация данных.
Кейс: фильтрация данных
Сначала все выглядело просто: пользователи просят фильтрацию в табличном редакторе. Фича — базовая и давно ожидаемая. Запросов было много, и все формулировались одинаково: «Сделайте фильтрацию, как в Excel». Казалось бы, о чем тут думать?
Но как только мы начали разбираться, стало ясно:
У разных конкурентов — разные реализации фильтрации (вплоть до отличий между Excel на Windows, macOS и веб-версии).
Контекста из анализа тикетов не хватало – почему фильтрация по цвету ячейки лидирует, а фильтрация по маске встречается редко?
Также было непонятно, почему мы начинаем дорабатывать фильтрацию с «?» и «*»(символы для настройки фильтров), когда анализ тикетов показывает, что самый частый сценарий — фильтрация по цвету, которую поставили на следующих этапах работы над фичей.

На графике выше — анализ обращения в техподдержку. Чаще всего пользователи писали, что им нужна фильтрация по цвету ячейки, и она более важна, чем фильтры по маске, которые как раз и хотели обновлять.
Также по результатам анализа конкурентов мы выявили гигиенический минимум — базовые функции продукта, направленные на комфорт пользователя, которые есть у всех потенциальных конкурентов, — и потенциальную отстройку: насколько наше решение можно выделить среди остальных.
Анализ текущего поведения показал существующие недоработки и UX-проблемы, которые тоже нужно было решить:
сложно искать данные;
несистемный «скроллбар»;
окно функций вело себя некорректно.

Мы предложили три варианта развития событий:
Исправить баги и подготовить архитектуру. Нюанс: при этом подходе проектирование будет вестись с точки зрения разработки, а не пользовательских потребностей.
Исправить баги и провести исследование. Это позволит получить данные для дальнейшей работы над функционалом.
Исправить баги и реализовать наиболее востребованный фильтр
У каждого варианта были свои минусы. Решение рисковало стать дорогим и бесполезным. В итоге сошлись на том, что разработчики подготовят архитектуру, а для интерфейса и приоритезации фич я проведу исследование.
Готовимся к исследованию
На этапе UX-анализа я подготовила гипотезы и решения, которые хотела протестировать. Поэтому формат исследования был выбран — интервью с небольшим юзабилити-тестом, в котором я просила респондентов показать на своих документах как они применяют фильтрацию. Интервью позволило собрать контекст и выявить самые частые сценарии работы с фичей, а юзабилити-тестирование выявить проблемы использования существующих решений.
Этот метод оказался самым подходящим в условиях неопределенности и ограничений.
Сначала я собрала и выписала все вопросы исследования и гипотезы:
Для чего пользователю фильтрация?
Чтобы найти нужные для работы данные.
Чтобы составлять отчеты.
Чтобы делиться нужными данными с коллегами.
2. Как пользователи работают с фильтрацией и что надо изменять?
Пользователи не применяют фильтрацию к смешанному типу данных.
Пользователям нужно показывать все признаки, по которым можно отфильтровать данные.
Есть набор до пяти условий фильтрации, которые покрывают +/-80% процентов работы.
Пользователи выбирают сортировку по возрастанию/убыванию методом тыка.
3. В каких случаях фильтр остается, а в каких случаях удаляется?
Пользователи хотели бы сохранять созданные фильтры, чтобы работать быстрее.
Пользователи хотели бы выключать фильтр, не удаляя его.
На основании этого я определилась с методом исследования – интервью, и подготовила гайд и упражнения. Вот как они выглядели:

Затем мы запустили поиск внутренних и внешних респондентов:

Внешние респонденты — это участники, набранные через рекрутинговое агентство, а внутренние — сотрудники компании, не вовлечённые в процесс разработки.
«А давайте пойдём вместе и разберёмся?» Не забываем про BA на стадии интервью
Пока шел поиск респондентов, я подумала: «А почему бы мне не позвать бизнес-аналитика на интервью?» Ведь:
Две головы лучше, чем одна.
Я знала, что дальше идут связанные фичи (сортировка, многоуровневая сортировка, условное форматирование), требования к которым будет писать этот же бизнес-аналитик. Хотелось, чтобы контекст был не только у меня, но и у него.
Налаживание связей между департаментами. Мне в целом показалось странным, что мы ищем одну информацию с разных сторон, а не сообща.
Наш бизнес-аналитик согласился поучаствовать в совместном интервью — за что ему огромная благодарность! На деле это был удачный опыт проведения парного интервью BA&UX в нашей команде.
Коротко об исследовании:

С какими трудностями столкнулись:
1) Позднее подключение к проекту и нехватка контекста
Поскольку бизнес-аналитик присоединился поздно, у него не было времени подготовить свои вопросы. На пробном интервью с внутренним респондентом он задал несколько маркетинговых вопросов, которые отвлекали и могли «закрыть» собеседника. Мы быстро обсудили это и скорректировали формат.
Решение: Чтобы избежать подобных ситуаций, заинтересованных лиц нужно подключать как можно раньше, а гайд стоит готовить совместно. Кроме того, всегда полезно проводить пробные интервью — это помогает на практике выявить и исправить потенциальные проблемы до основного исследования.
2) Отсутствие совместной подготовки и рассинхронизация требований к респонденту
Поскольку гайд разрабатывала только я, бизнес-аналитик во время интервью начал задавать маркетинговые вопросы, будто пытаясь «продать» респонденту наш продукт. Это было опасно: в таких ситуациях собеседник теряет доверие и перестаёт искренне делиться мыслями.
Решение: Важно работать совместно как над самим интервью, так и над составлением вопросов, чтобы аналитик и дизайнер могли синхронизировать свои запросы к респонденту. Это поможет избежать противоречивых сигналов во время беседы.
3) Нарушение динамики интервью
Из-за отсутствия четкой структуры часто происходили перескоки с темы на тему, что сбивало и интервьюера, и респондента.
Решение: Здесь поможет больше практики в проведении интервью, а также соблюдение чётких правил задавания вопросов. Кроме того, перед основным интервью стоит вместе с BA составить гайд, провести его «обкатку» и пробный прогон — это позволит отладить сценарий разговора заранее.
Что это все нам дало?
Для фичи:
Узнали потребности. Выяснили контекст и пользовательские задачи.
Определили скоуп и поделили на фазы. Поняли, что нужно и в каком объеме.
Приоритизировали задачи. Поняли, что нужно сделать в первую очередь, а что может подождать.
Контекст, который мы собрали, помог не только в фильтрации данных, но и в условном форматировании, сортировке, многуровневой сортировке. Другими словами, мы стали понимать что нужно нашим пользователям для быстрой и удобной работы с данными.
Для команды:
Понимание для всех сторон, что запросов в техподдержку – недостаточно. Пользователи не всегда пишут о проблемах, а тикеты могут потеряться в общем списке задач.
Прокачались в интервью. Для меня это был первый опыт интервью с не дизайнером/не исследователем, для Ивана – первый опыт проведения серии пользовательских интервью. Прокачались оба :)
Поняли в каком ключе взаимодействовать. Нужно дружить и использовать сильные стороны друг друга. Разный опыт не мешает, а помогает.

Что изменилось после
Исследования стали запускаться и по инициативе BA.
UX и аналитики работают как партнёры.
Внутри команды появилось общее понимание задач и целей пользователей.
Выводы
Привлекайте автора первых требований к исследованиям как можно раньше.
Работайте над гайдом совместно. Проработайте стоп-темы для вашего конкретного случая.
Репетируйте на
котикахвнутренних респондентах, отлавливайте ошибки, чтобы отточить введение интервью до (почти) идеала.Не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам из другого департамента.
Это история не столько про идеальный процесс, важность исследования и т.д. Она про то, как важно разговаривать, вовлекать людей с другими ролями, не бояться делиться контекстом и выходить за границы своей зоны ответственности. И если этот рассказ показался для вас жизненным – мы знаем, чем вам стоит заняться уже в этот четверг!)
26 июня в 15:00 (МСК) пройдёт митап МойОфис Frontend&UX Talks, посвящённый разбору ключевых аспектов работы со сложными интерфейсами. Мы обсудим JavaScript, методы UX-исследований и другие важные темы.
Я вместе с коллегой на реальных кейсах расскажу, как подходить к редизайну в 2025 году и как нам удалось полностью переосмыслить дизайн интерфейсов редакторов, начав практически с нуля.
Регистрируйтесь на событие и присоединяйтесь к чату митапа — там вы сможете пообщаться со спикерами и подробнее узнать о программе выступлений :)
Комментарии (3)
Tomasina
25.06.2025 16:35– почему фильтрация по цвету ячейки лидирует, а фильтрация по маске встречается редко?
Думаю, потому что первое легко и интуитивно понятно, а для работы с маской "думать надо" (с этим у многих проблемы), хотя второе является гораздо более мощным инструментом.
Tomasina
Давайте изъясняться по-русски, есть же наши синонимы.