
Цель
Создание быстросборного маломерного беспилотного судна с возможностью быстрой интеграции различных полезных нагрузок для решения задач на воде и под водой в автономном режиме.


При проектировании я ставил перед собой цель создать продукт, функциональность, эстетика, форма и эргономика которого будут полностью соответствовать принципам промышленного дизайна.
Все известные мне немногочисленные отечественные наработки в этом направлении пугали (и продолжают это делать) в буквальном смысле.
По моему замыслу, NAVIS должен был стать первым в своем классе передовым российским беспилотным судном с узнаваемым дизайном, интуитивностью процесса сборки-разборки, доступной даже неподготовленному пользователю - без инструкций и привычных головоломок. И все это - без ущерба надежности, функциональности и технологическому заделу, заложенному в судно.
После завершения цикла испытаний в различных условиях и доработок отдельных компонентов платформы для подтверждения ТТХ, можно с уверенностью назвать NAVIS уникальным решением на российском рынке за счет его потребительских свойств. Концепция NAVIS полностью отступает от исторически сложившихся традиций отечественного производства, где при создании товаров игнорировались такие потребительские свойства, как качество, эргономичность и эстетичность, оставляя потребителя ожидаемо разочарованным и вынужденно тяготеющим к западной производственной традиции.


Киллер-фича
Разборная модульная конструкция
Полностью безинструментальная сборка-разборка
Транспортировка в багажнике легкового автомобиля
Переноска вручную, сборка, подготовка к миссии, спуск на воду и управление - одним человеком без спецподготовки
Модуль распознавания объектов на воде и под водой
Промышленный дизайн
Эргономичность и интуитивность использования

Применение
Гидрографические изыскания
Батиметрия, промеры глубин, визуализация дна во внутренних водах, портах и гаванях
Поисковые и спасательные миссии
Поиск затонувших объектов, взрывоопасных предметов, пропавших без вести людей
Исследования и мониторинг
Исследования мелководий, затопленных и труднодоступных районов, прибрежных зон; мониторинг биоресурсов, экологической обстановки, подводных коммуникаций, инженерных сооружений, хвостохранилищ, др.
Безопасность
Контроль надводной и подводной обстановки, специальные миссии
Патентование и испытания

Патенты (полезная модель | промышленный образец) регистрировались мною параллельно c проектированием, производством и испытаниями судна. Патенты регистрировал самостоятельно - от написания формулы и реферата до оплаты госпошлины и устранения замечаний.


Комментарии (18)
Yozh-lyudoyed
27.06.2025 17:24поскольку обсуждать особо нечего - подробностей мало, придерусь к форме корпусов. Непонятно почему вы выбрали такие носы, но в надводных судах такие не используются и на видео видно почему - брызги во все стороны, а значит пустой расход энергии. Вы печатали носы и могли напечатать любые. Так напечатайте просто острые носы. Можно воспользоваться готовыми обводами, кои не сложно найти. К кормовым частям такие же вопросы. Кольцевые насадки гребных винтов, похоже, тоже нарисованы из ваших эстетических представлений. Обычно они сужаются к корме, а не расширяются как у вас. Ну а так, проект любопытный.
comediant Автор
27.06.2025 17:24Спасибо за мнение и замечания! Цилиндрические понтоны имеют свои недостатки, увы, но форма носовых отбойников выбрана мною не случайно. Конечно, горб сопротивления под форштевнем формируется, но бызгоотбойники отрабатывают, как вы можете это видеть, очень неплохо, выполняя свою функцию по отсечению брызг от обзорной камеры. Сейчас я работаю над изготовлением понтонов другой конструкции - с учетом всех выявленных недостатков. Имеющиеся в продаже готовые варианты меня не устраивают по многим причинам. Но в то же время у судна нет задачи выходить на глиссер.
По поводу обода гребного винта: я отказался от формы усеченного конуса довольно быстро.Yozh-lyudoyed
27.06.2025 17:24брызгоотбойники отбивают брызги, но не вернут вам бесполезно потраченную на их образование (и на волнообразование) энергию
Yozh-lyudoyed
27.06.2025 17:24Да, острые носы нужны не только для глиссера. Байдарка не глиссирует, но у неё острый нос. Ну, в общем, простор для творчества имеется, удачи вам! :-)
comediant Автор
27.06.2025 17:24Эхограмму я обрезал. Если речь о ГБО, то диапазон до 40 м ( 20 м с каждой стороны)
ugenk
27.06.2025 17:24Если не секрет, какие виды полезных нагрузок планируются?
comediant Автор
27.06.2025 17:24На данный момент интегрированы два вида сонаров - донного сканирования и ГБО. Результаты как раз приведены кратко в статье. Следующий шаг - лидар и специальный буксируемый модуль. Всего сейчас у меня список из 13 видов полезных нагрузок, большую часть из которых еще только предстоит интегрировать, испытать и подтвердить эффективность.
iliasam
Статья выглядит слишком рекламной.
Только даже для рекламной брошюры она слишком коротка - нет технических подробностей проекта.
comediant Автор
Я готов ответить на технические вопросы. В статье я и вправду был краток (возможно, слишком), чтоб не вышел лонгрид, которые, по моим наблюдениям, мало кто дочитывает.
dyadyaSerezha
Какой лонгрид? Минимальный список ТТХ. Размеры, вес, грузоподъемность, скорость, управление и его дальность (если все-таки нужен оператор), дальность/время на одной зарядке или заправке (на чем он вообще работает?) и т.д.
comediant Автор
Длина: 1300 мм
Ширина: 910 мм
Высота: 410 мм (820 мм силуэт с антеннами)
Масса судна: 27 кг с полезной нагрузкой
Автономность: До 10 часов при скорости 3 узла (ветер до 5,5 м/с)
Скорость: 11 узлов (5,6 м/с)
Диапазон: до 5 км по радиоканалу
dyadyaSerezha
27 кг с полезной, а сколько этой полезной? 10 часов это очень круто. На чем работает? Через радио - это как? Как передаётся визуальная инфа? Как вообще происходит управление? Оператор с телефоном?
comediant Автор
Оператор использует пульт для управления судном вручную, телеметрия и видеоизображение с обзорной камеры передаются на АРМ оператора через береговую станцию управления, специально спроектированную мною для платформы.