Привет! Я Андрей Дудин, мне 22 года, инженер-программист в iSpring, более 4 лет в разработке, из них почти 2 года в роли играющего тимлида.
Хочу поделиться с вами своей историей становления тимлидом.
Это не просто рассказа о переходе на новую роль. Я хочу поделиться опытом с теми, кто делает первые шаги к тому, чтобы стать тимлидом.
Расскажу об ошибках и какие выводы я из них сделал, поделюсь мыслями и тем, что вообще помогло мне так быстро добраться до роли тимлида.
Как всё начиналось
Я начал как обычный разработчик C++. Мне нравилось писать код, улучшать процессы, общаться с другими командами. Был наставником у новичков в команде и на летних практиках, постоянно изучал что-то новое, улучшал код и доставал своего тимлида вопросами на one-to-one о компании, о целях продукта и тд. Но никогда не думал о том, чтобы руководить.
У меня было внутреннее убеждение: я ещё не такой крутой для тимлида, да и слишком молод. И, как это обычно бывает в такие моменты, мне сказали, что я готов к карьерному росту и предложили стать тимлидом.
И вот тогда началось самое интересное…
Кто такой играющий тимлид?
До того, как сменить роль, я думал, что тимлид — это человек, который распределяет задачи, все время сидит на созвонах и говорит, что и кому делать.
На деле же я понял: тимлид — связующее звено между бизнесом и разработкой, а играющий тимлид ещё и остаётся частью процесса разработки.
Если грубо:
Тимлид принимает требования, обсуждает их с командой, оценивает, планирует и затем вместе с командой реализует.
В моём случае ничего особо не изменилось, кроме того, что теперь я сам организую работу команды, вместо того чтобы получать задачи от моего тимлида.
Основные функции тимлида
Спустя время я выделил две ключевые функции тимлида:
Обеспечивать выгоду бизнесу
Заботиться о команде
Обеспечивать выгоду бизнесу — это значит, что фичи, которые выпускает команда, должны быть качественными, хорошо спроектированными, приносить реальную ценность и реализовываться в срок.
Заботиться о команде — без здоровой, мотивированной и растущей команды не будет никакого результата. Поэтому важно уделять внимание каждому участнику.
Как мне кажется, на этих двух функциях строятся и остальные функции тимлида. Эти функции открывались для меня постепенно, по мере появления проблем накопленного опыта ?
Какие функции тимлида открылись для меня
1. Контролировать выполнимость проектов в срок
Бизнес — это система, где все связано. Если одна команда сдвигает сроки, это создаёт цепную реакцию. Ответственность тимлида — следить за планами и контролировать выполнение задач в срок.
2. Поддерживать у команды хороший КПД
Команда работает эффективно, когда люди понимают задачи, чувствуют себя комфортно и мотивированы.
В моей практике было такое, что моя команда огненно заканчивала спринт, выполняя 120% плана, но в следующем спринте еле-еле дотягивали до 80%.
Я считаю, что у каждой команды есть свой КПД, который зависит от морального и физического состояния ребят в команде. Перегрузив команду на этом спринте, было бы странно ожидать, что и несколько следующих они так же выполнят досрочно. Тимлид должен уметь правильно распределять нагрузку, выбирать подходящие задачи и создавать условия для высокой продуктивности.
3. Учитывать сильные стороны сотрудников
У каждого свои цели и предпочтения:
кто-то любит быстро решать задачи и сразу видеть результат своей работы;
кому-то нравится очень глубоко погружаться в сложные задачи, реализовывать сложный функционал;
кто-то хочет учиться и развиваться, изучать что-то новое.
Хороший тимлид видит в этих предпочтениях сильные стороны и комбинирует их для достижения общего результата.
4. Развивать команду через работу с бизнесом
Рост команды заключается не только в увеличении мощности команды (быстрее и качественнее делать задачи), но и в понимании целей бизнеса, а также потребностей конечного пользователя.
Я считаю, что тимлид должен включать ребят в общение с бизнесом, объяснять контекст продукта, давать возможность расти и развивать soft skills. Так команда в будущем будет приносить больше пользы, так как сразу будет нацелена на единый с бизнесом результат.
Если так разобраться, все эти функции есть у всех тимлидов, в чем же тогда особенности играющего тимлида?
Особенности играющего тимлида
Для себя я выделил преимущества и особенности играющего тимлида
Преимущества для компании:
Универсальность: можно расти как в менеджменте, так и в технической области. Играющий тимлид имеет базовые навыки для роста в обе стороны.
На связи с разработкой: лучше понимает проблемы команды, может давать более точную обратную связь.
Пример для команды: показывает, куда можно расти и какие навыки прокачивать.
Особенности:
Обходится дороже компании: играющий тимлид берёт на себя больше обязанностей, больше завязан в разных процессах, чем обычный тимлид или разработчик. Если с играющим тимлидом что-то случится, компании придется затратить много усилий, чтобы найти ему замену.
Быстрая утомляемость: если не уметь балансировать между задачами и распределять свое время, можно довольно быстро утомиться и устать от работы.
Мой путь не был идеальным, я допускал кучу ошибок и сталкивался с массой трудностей. Вот главные из них.
Трудность 1: Где взять время на программирование?
Когда я только становился тимлидом, казалось, что времени на код почти нет. Особенно в начале и конце квартала: нужно оценивать задачи, читать спеки, ходить на демо-концепты фич.
Что помогло:
Учитывать при планировании спринта, что часть времени уйдёт на менеджмент.
Разделять задачи по степени важности и срочности. Не брать на себя важные + срочные задачи, если есть риск не успеть.
Делегировать, если задача занимает больше времени, чем на нее было заложено.
Признать, что ты не справишься с задачей — не слабость. Это проявление заботы о команде.
Трудность 2: Как развиваться и в разработке, и в менеджменте?
Сначала мне казалось, что невозможно совмещать развитие и в разработке, и в менеджменте.
С самого начала у меня были незакрытые вопросы по разработке: современные архитектуры, механизмы логирования и мониторинга и тд.А также целая масса вопросов по менеджменту: как правильно управлять командой, как находить мотивацию в себе и в других, как строить взаимоотношения
Нельзя сразу решить все эти вопросы, времени на все просто не хватит.
Но со временем я понял: можно двигаться последовательно:
Выбираю вектор развития и цель: хочу через год стать человеком, который умеет эффективно управлять командой, мотивировать людей и достигать больших результатов
Декомпозирую цель на отдельные задачи.
Изучаю те темы, которые в первую очередь актуальны на работе в конкретный момент времени.
Как итог, я приношу компании пользу, решая рабочие задачи, и расту в выбранном направлении.
Трудность 3: Конфликт интересов
У меня в команде бывает так, что мы сделать техническую фичу, чтобы упростить себе жизнь: обновить библиотеку, рефакторинг кода.
Бизнес же хочет, чтобы мы пилили фичи, которые приносят деньги.
К кому прислушаться?
Суть в том, чтобы сотрудничать, найти пользу для бизнеса и доказать ценность предлагаемых изменений.Техническая фича может принести выгоду бизнесу: снизить операционные затраты, эффективнее решать задачи и тд. Главное —объяснить бизнесу, почему это стоит делать.Также немаловажно запланировать техническую фичу. Мы практикуем «техническую итерацию» в ней команда делает только технические доработки, которые упрощают жизнь разработчикам и приносят пользу бизнесу.
Трудность 4: Как оценить производительность команды?
Если нет KPI, сложно понять, стала ли команда быстрее делать задачи и хорошо ли она себя чувствует.
Я пока не выработал идеальные подходы для понимания производительности команды, для меня это точка роста.
Но как уже подхожу к этому:
Оцениваю каждую фичу по сложности и затраченному времени;
Слежу за выполнением целей на итерацию;
Работаю над внедрением метрик, которые будут объективно отражать прогресс.
Советы начинающим
Не бойтесь пробовать. Вы можете не знать всего, но всегда можете научиться.
Говорите с командой. Только так вы поймете, чего хотят люди и что им действительно нужно.
Не замыкайтесь в себе. Открытость и честность с собой — основа развития.
Просите помощи С более компетентными людьми расти намного быстрее и безопаснее. Мне помогло общение с моим руководителем, чтение книг и статей.
Книги, которые помогли мне в новой роли
Вот список книг, которые стали для меня опорой в становлении тимлидом:
«Как пасти котов» — Дж. Ханк Рейнвотер. Тут интересно описано, как руководить разработчиками.
«Шесть гениев команды» — Патрик Ленсиони. Тут же мне запала мысль о том, что у всех нас есть сильные и слабые стороны. Важно - найти сильные стороны каждого члена команды.
«Лидерство и самообман» — Институт Арбингера. Мне помогло посмотреть на мои проблемы немного под другим углом: как я обманываю сам себя.
«Цель. Процесс непрерывного совершенствования» — Элияху Голдратт, Джефф Кокс. Интересные мысли о постоянном улучшении процессов.
«Мама, я тимлид» — Марина Перескокова. Это же книга, которая базово подготавливает человека к ответственности тимлида.
«Это норм!» — Елена Резанова. Это книга помогает не выгореть на этом пути ?
Стать играющим тимлидом — это не просто переход на новую должность. Это переход на другой уровень ответственности, где руководитель отвечает за людей, за результат и за свое развитие.
Главный секрет успеха в этой роли — быть честным с собой и с командой. Понимать, чего хочешь, помогать другим расти и не бояться пробовать новое.
Если вы задумываетесь о карьере тимлида — не ждите идеального момента. Начните с малого. Учитесь. Пробуйте. Растите на ошибках. И помните: вы не одни, рядом есть команда, которая тоже хочет расти.
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим опытом — буду рад обсудить в комментариях.
Комментарии (7)
dyadyaSerezha
28.06.2025 07:32доставал своего тимлида вопросами на one-to-one о компании, о целях продукта
То есть, остальная часть команды даже не знает целях компании и продукта? Нет слов.
Рост команды заключается не только в увеличении мощности команды (быстрее и качественнее делать задачи), но и...
Да кто вам это сказал? Программисты это люди, нельзя постоянно увеличивать их мощность, только если не давать им все более мощные и совершенные орудия труда. Роль команды в том, чтобы стабильно и предсказуемо имплементировать поставленые бизнесом запросы. Ну и потихоньку улучшать процессы, если есть что улучшать, что не факт.
MEGA_Nexus
28.06.2025 07:32Раньше все смеялись над 20 летними сеньорами, теперь у нас 20 летние тимлиды. :)
ky0
28.06.2025 07:32Я тоже смеялся, пока в отдел не наняли такого сеньора и он не начал вываливать на ревью 80% чатджипитишной фигни. На замечания коллег тоже, кстати, периодически отвечал копипастой оттуда же. Ощущения слегка сюрреалистичные, когда ты предполагаешь взаимодействие с живым человеком, а по факту общаешься с нейросетью через кожаную прокладку :)
ky0
Интересный карьерный трек. Обычно через два года разработки говорят "Гарри, ты полноценный мидл", а не "Гарри, ты не вытягиваешь - давай ты станешь тимлидом" :)
dalerank
Да, вот тоже возник этот вопрос. В разработке с 2001 года, был и техлидом и тимлидом и техдиром, и для себя понял что тимлид - это единственный человек в команде, который не знает как работает текущая система :) А если серьёзно, то без пары "заваленных" проектов с горящими сроками, уходов людей, срочным затыканием фичей джунами, кранчами и руганью с СТО лычка тимлида ненастоящая, ибо нет опыта управления в кризис, и научить этому никто не сможет
ky0
Ну, видите, в некоторых частях планеты природа настолько очистилась, что начали появляться лиды, не заставшие 20 век.