
В гайде 9 способов продвижения — от традиционно платных до бесплатных (но эффективных!). Помимо способов продвижения разбираемся, как подготовить свой канал к продвижению, какой контент сделать перед тем, как начать рекламироваться и как сделать свой сильный рекламный оффер.
На рекламные креативы моей команды реализовано более 700 000 000 рублей рекламных бюджетов. Мы сотрудничали с крупными медиа, блогерами и брендами, есть что рассказать. Без долгих вступлений, мы начинаем.
Подготовка к продвижению
Любое продвижение начинается не с рекламы, а с рекламируемого продукта. Что получат люди, когда придут к вам на канал? Зачем они должны подписаться и продолжать вас читать?
Я предлагаю вам одно простое решение — заполните бриф. Он определит всю стратегию вашего продвижения, позволит не отклоняться от основной идеи вашего канала и давать людям то, что им действительно понравится:
Сформулируйте в 1-2 предложения суть вашего канала, о чём он?
Напишите основные сегменты аудитории вашего канала и зачем они вас читают (или покупают ваши продукты). Например, маркетологи/рекламщики — это один сегмент. Второй — предприниматели. И так далее.
Какие боли есть у вашей аудитории? Сделайте список из 2-10 пунктов.
Как монетизируется ваш тг-канал? Если инфобизнесом/услугами/товарами — то какие продукты и за какой прайс вы продаёте?
Чем ваш канал выгодно отличается от конкурентов и почему читатель должен выбрать вас? Если вы эксперт — то напишите список своих главных заслуг. Если у вас есть продукт — чем он лучше, чем предложения ваших конкурентов?
Какие офферы вы бы хотели видеть в рекламе? Напишите 1-4 оффера, которые привлекают вашу аудиторию и дают надежду на решение их болей.
Есть ли примеры рабочих креативов под ваш проект? Если не ваш проект, то вашего конкурента.
Этот бриф я даю своим клиентам, которые только начинают развивать свой канал. Либо уже стартанули, но трафик не окупается или не даёт удовлетворительных результатов. Заполнял я его и для рекламы своего канала. Покажу вам небольшой кусочек:

Чем глубже вы погрузитесь в аналитику своего же проекта, тем проще вам будет продвигать свой канал. Не нужно писать "Моя аудитория — это мужики старше 35 лет, которые зарабатывают 80к" — это нихрена не поможет. Это не школьное домашнее задание, поэтому вложиться нужно на все сто.
Контент на канале
На основе брифа и главных болей аудитории — сделайте контент-план. Например, вы делаете канал про заработок на крипте. Ключевая боль новичков — непонятно с чего начать изучать крипту, тема сложная, много заумных терминов.
Логично будет подготовить для новичков какие посты? Разубеждающие в том, что крипта это сложно. Всё, что вы должны знать о заработке на крипте. Что изучить новичку для быстрого старта в крипте. Какие ниши для заработка в крипте актуальны сегодня.
Имея 5-10 постов, сразу удовлетворяющих потребности ваших читателей, вы с большей вероятностью влюбите их в свой контент с первого касания. Они останутся, изучат и будут ждать ваших следующих постов.
Это работает даже для тех, кто уже давно ведёт канал, имеет кучу постов на канале, но вся воронка нифига не приносит результат. Заполняйте бриф, переосмысляйте контент и делайте нужные посты. А затем делаем закреплённое сообщение, куда напишем инфу о себе и что у вас тут можно почитать из самого крутого. Делается он для того, чтобы в процессе ведения канала новенькие подписавшиеся люди не теряли самые важные посты в ленте.

Вот какой закреп у меня — сразу даю ссылки на самые интересные посты с канала, а внизу пишу кратко о себе. Сюда всё не вместилось =\

Если какой-то контент очень хорошо откликается у вашей аудитории — периодически напоминайте о нём в своих новых постах. Ибо кто-то пропустил, кто-то недавно подписался, не листал и даже не кликал на закреп. Я часто делаю отсылки на большие материалы, потому что в них максимально подробно отвечаю на популярные у людей вопросы.

Также время от времени обновляется и само закреплённое сообщение, шоб старые читатели не забывали о том, что за канал у вас. А новые уже ТОЧНО увидели. Да, большинство людей, к сожалению, не так внимательно изучает каналы, как нам бы того хотелось. Это норма. Раз в полгода-год закреп меняется почти у всех.
Лайфхак для составления контент-плана
Что, всё равно не знаете какие посты закинуть в контент-план? Есть ещё один лайфхак, которым пользуюсь я сам при написании креатива для себя. Да и клиентов тоже. Напишите сначала рекламный пост, где вы напишете не о том, что уже есть на канале, а о том, что там В ИДЕАЛЕ должно быть, чтоб сразу хотелось подписаться. Это очень помогает придумать самый бомбезный контент-план для старта.

Перед тем, как делать новый контент перед закупами — я сделал креатив. Понял, что всем будет интересно как продвигаться бесплатно и набрать первую аудиторию — это приведёт много читателей, если я предложу такой материал в рекламе. Поэтому сделал подходящий контент :-)
Есть ситуации, когда закреп и танцы с контент-планом не нужны

Большинство пабликов и медиа в телеграме не имеют никакого закрепа и контент-плана, а стартуют так, будто всем и так понятно что за канал и зачем его читать.

Медиа о финансах. При запуске канала контент-мейкер начинает публиковать новости о финансах, крипте и экономике. Штук по 5-10 в день. И на такой канал начинает литься трафик.
В рекламном посте понятно, что канал о финансах. Читатель переходит и видит новости, подписывается, продолжает получать новостной контент ежедневно. Закреп и представление автора в паблике необязательно. Но в случае с вышепредставленным каналом — авторы решили вынести в закреп актуальные курсы валют, которые обновляются автоматически.
Теперь, когда канал уже готов, переходим к самим способами продвижения. Начнём с платных, а закончим бесплатными

Способ №1 — покупка рекламы в Telegram-каналах
Это самый популярный и эффективный для большинства бизнесов способ. Если у вас довольно массовый продукт или тема, интересная широкой аудитории — с одним рабочим креативом вы можете открутить 5-10 миллионов рублей бюджета. Это при условии, что мы не берём мусорные каналы с плохой отдачей. На узкие ниши — 2-5 миллионов.
Размещаемся в других телеграм-каналах с рекламным текстом, который заранее написали и протестировали (об этом далее).

Делать рекламный текст вы можете по тому же самому брифу. Либо, если не хотите писать его сами — обратиться с этим брифом к рекламному агентству или креативщику. Сейчас распишу только самое главное.
Правила, которые усилят любой рекламный пост
Это технические детали, которые соблюдаются в большинстве рабочих рекламных креативов в телеграме и подходят практически под любую тематику. Кроме каналов с видео или фото-контентом — там своя специфика.
1. Заголовок или сильное начало креатива. Ваш креатив обязательно должен вызывать интерес с первых 5-8 слов. Именно столько слов человек видит в списке своих диалогов с телефона (а 80% контента потребляется с телефона). Увидел интересное начало — кликнул и прочитал пост.
2. Мимикрирование под контент. Креатив желательно должен быть похож на контент каналов, в которых вы будете закупать рекламу. То бишь если у вас канал с видео-контентом (мемы/видосы), то и в креативе не нужен большой текст, нужно видео. И закупать нужно в каналах с видео-контентом. А если у вас блог про телеграм, как у меня — лучше сделать в креативе упор на текст. И размещать его в каналах с текстом. Если у вас большой бюджет (2 млн и выше) — вы размещаться будете и в видосных, и в текстовых каналах. В таком случае лучше делать креатив как среднестатистический пост в телеграме — размером с экран телефона или чууууть больше.
3. Размер абзацев. Опять же, смотрим на рабочие креативы по всему рынку — везде размер абзацев примерно одинаковый. 1-2 предложения на абзац. Абзац занимает 2-3-4 строки максимум. Больше — перегруз и падение внимания.
4. Ясный призыв к действию. У креатива должен быть ясный призыв к действию. Например, пишите "Подписывайтесь, чтобы [тут что-то в контексте вашей тематики]: @ссылканаканал" — это ясный и универсальный призыв.
5. Ссылка на канал. Базовое правило — в середине поста вшиваем ссылку в слова. А в конце оставляем ссылку на канал через @.

Это пример моего рекламного текста, где все эти правила соблюдаются. С первых слов идёт эмоциональная провокация, которая заставляет людей кликнуть и узнать, кто там бомбит на Петербург.
Канал продвигается как в каналах с обилием текста, так и в видосниках. Поэтому у него универсальный креатив, который умещается в экран телефона и похож на среднестатистический телеграмный контент-пост.
Короткие абзацы, которые занимают не больше 2-3 строк. Во всех абзацах по одному лёгкоусваиваемому предложению. Кроме последнего.
Ясный призыв к действию — подписывайтесь, и вы влюбитесь в Питер снова.
В середине название канала выделено гиперссылкой. В конце после призыва понятная ссылка через @.

Под рекламу блога тоже не сильно что-то меняется. Вот так мы рекламировали блоги о телеграм-бизнесе и крипте.
Собсна, на этом не будем долго останавливаться. Креатив, допустим, написан. Что делаем дальше? Правильно — тестируем его. Ибо не факт, что вы с первого раза написали рабочий креатив. Вернее, 99%, что вы не написали рабочий креатив. Поэтому...
Передаю вам секретную методику тестирования креативов от тибетских телеграмных монахов
Она работала всегда, и никак не меняется со временем. Её мы используем и в нашем агентстве.
Шаг №1. Тесты начинаются с определения релевантной цены за подписчика. Например, заливаете блог про маркетинг. Поспрашивали других админов, креативщиков, закупщиков или авторов «во сколько щас идёт подписчик?» — поняли, что нужно метить в 150р. за подписчика. В первый раз сложно, потом когда уже вольётесь в рынок — определить цену не будет проблемой.
Шаг №2. Дальше определяете, в каких каналах сидит ваша ЦА. Можно глянуть каналы (через telemetr или tgstat), в которых размещаются успешные конкуренты — в том же маркетинге это будет, собсна, маркетинг, авторские блоги, политика.
Шаг №3. Находите каналы в этих тематиках с ценой 1000-5000 рублей за размещение и покупаете рекламу. Важно: если у вас небольшой бюджет (до 500к) — не надо брать на первый тест рекламу сразу в каждой тематике. Вам нужен результат только в самой главной — в маркетинге это маркетинг. Если там идёт хорошо — то вам этого будет достаточно, чтобы реализовать бюджет.
Шаг №4. Если креатив показал результат в 130-170 р. — делаем перетест в ещё двух небольших каналах. Так мы исключаем фактор везения. Либо, если креатив показал хороший результат в основной тематике, — мы можем дополнительно начать тестить его в смежных.
Шаг №5. Отметаем тематики, где идёт плохо. Продолжаем тесты там, где идёт хорошо — на этот раз берём рекламу в 5-10 каналах на сумму 40-100 тысяч рублей. Это будет финальный тест перед реализацией всего бюджета. Так мы увидим, какая цена за подписчика выходит на объёме. Если его результат вас устроит — можно реализовывать бюджет!
Перед тем, как тестировать креатив — всплывает ещё один вопрос: как определиться с каналами, в которых мы разместим рекламу? Даже если это тест — подбор канала важен, ибо можно нарваться и на накрутчика, и просто на дохлый канал, где какой бы креатив вы не разместили, подписчик выйдет золотым. Повезет, если не окажется ботом.
Для закупа рекламы нужно разобраться, как пользоваться TGStat
TGStat — это сервис аналитики телеграм-каналов, которым пользуются все, кто связан с рекламой на площадке.
Если вы уже когда-либо запускали рекламу для клиента или покупали её для себя — то сможете разобраться и самостоятельно, сервис довольно простой. Если совсем в рекламе не разбираетесь — можете посмотреть вот такой туториал с ютуба для самых маленьких.
Один из простых способов подобрать наиболее релевантные каналы для рекламы — это взять ваши любимые каналы в тематике и купить рекламу там. Также можно зайти во вкладку "Похожие каналы" и взять ещё штук 10 каналов, которые похожи на ваш любимый.

Вкладка "Похожие каналы" работает по принципу пересечения аудитории. Чем выше % пересечения, тем больше вероятность попадания канала в "Похожие" — на ваш или на анализируемый вами канал. Например, вот телеграм-каналы, которые показывает телеграм в списке похожих на мой блог.
В посевах, закупая рекламу самому, на комиссии тратить не надо. А с закупщиком — 10-15% от рекламного бюджета. Если вам называют комиссию больше без учета написания креатива — это почти всегда оверпрайс, если у вас бюджет хотя бы 500к. С меньшим бюджетом просто трудозатраты не окупаются у закупщика, поэтому цена может быть и 20-25%.
С учётом написания креатива за вас, процент может быть выше и доходить до 20% и более. Но можно сделать креатив самостоятельно, либо попробовать купить по фиксированной стоимости.
Я рекомендую всем, у кого есть какой-никакой бюджет, начинать продвижение с этого способа. Потом уже переходить к следующим.
Способ №2 — Telegram Ads
Официальная платформа для размещения рекламы в телеграме. Я рассматриваю Ads лишь как дополнительный способ продвижения.
Как основной для начинающего бизнеса он слабый из-за бешеных комиссий. Цена подписчика будет выше, чем в посевах. Условно, если в посевах 100р, то через Ads будет 130-150р с учетом комиссий (НДС, таргетолог и тд).
Большинство каналов, которые я видел в рекламе Ads — это узконаправленные бизнесы, крупные инфобизеры, крупные блогеры, бренды и очень маленькие проекты любых тематик.

Бренды через Ads просто реализуют бюджеты ещё одним из способов продвижения и светятся из всех щелей. Имхо, это и есть основная причина — посветиться ещё и в Ads, напомнить о себе.

Крупные инфобизеры и блогеры могут идти туда по причине — пропылесосить трафик в неочевидных местах, куда не добрался конкурент.
И ещё одна — посветиться в каналах, где им не продают рекламу, но целевая аудитория там есть. Ads даёт возможность разместить рекламу Сбера в канале Альфа-банка. А инфобизерский канал с заработком на инвестициях в канале инвестора с лояльной аудиторией, который не продаёт рекламу. Этот плюс торговцами трафика через эдс подсвечивается, как самый главный. И он действительно крутой.

Почему идут мелкие инфоцыгане или каналы с 500 подписчиков — для меня открытый вопрос. Склоняюсь к некомпетентности и нежелании долго работать над поиском добросовестных закупщиков, рекламным оффером, наполнением канала и маркировкой (у Ads она автоматическая).
Ну, или непониманием как это сделать. Проще написать короткий текст в Ads, настроить кабинет и наплевать на высокую цену подписчика надеясь, что маржа инфобиза с наставничеством за 300к всё отобьёт. Реклама в Ads выглядит как самый простой и очевидный путь — типо, ну, я же пришел в телеграм, а продвижение официальное это Ads, пойду туда продвигаться.

Ещё один тип рекламодателей в Ads — это узкие ниши. Например, зарубежная недвижка с таргетом на каналы недвижки. Мало где из каналов про недвижку можно купить рекламу напрямую — все авторы каналов на ней зарабатывают, а не на рекламе. Зато можно купить рекламу в поиске при запросе "недвижимость" или в этих самых каналах. Ну, или ниша разработки методологии для инфобиза — через Ads можно пихать рекламу в инфобизерские каналы, которые тоже не продают рекламу.
Большой минус Ads — вся реклама показывается аудитории без Telegram Premium. Потому что у премиумов эта реклама отключена. Поэтому, собсна, продвинутую аудиторию через Ads не получить. Только нормисов или невовлеченных в диджитал людей.
Большой плюс Ads по сравнению с посевами — меньше гемора для прокрутки всей рекламы в белую. Настроил кабинет, и вся реклама будет крутиться в белую. Не нужно много договоров или рисковать, иногда размещаясь в серую, как это обычно делают в посевах.
Больше примеров самой разной рекламы в Ads вы можете увидеть на сайте telegramads.com. Она необязательно конвертящая, но даст понимание, что вообще размещают на рынке другие бизнесы и каналы.
Теперь о бабках и подключении Ads. На что нужно будет раскошелиться?
Открытие рекламного кабинета — около 50 тысяч рублей. Делается через агентство аля eLama и ещё десятки других. Если открываете кабинет в новом агентстве, потому что в прошлом что-то не устроило — придётся платить заново.
Услуги тареголога (хорошего) — 50-100 тысяч рублей ежемесячно, либо процент от раскрученного бюджета (5-15%). Те же самые агентства предлагают, либо частные таргетологи.
Сам рекламный бюджет — хотя бы 500 000 рублей за месяц, чтобы оценить реальную эффективность рекламной кампании и не платить лишние комиссии зазря.
Учитывайте, что у Ads есть свои правила и на каждое объявление нужно проходить модерацию. Иногда с ней возникают проблемы, но так практически на любой площадке с таргетом.
Мой вывод по Telegram Ads — можно использовать брендам, крупному бизнесу и блогерам, также узконаправленным бизнесам. Подписчик будет дороже, зато можно пройтись по каналам конкурентов, непродающим рекламу каналам и повышать узнаваемость, если вы очень крупный.
Способ №3 — Яндекс.Директ
Ещё одна из особенностей Ads — это его таргет. Но внесу я его уже во вступление Яндекс.Директа, потому что его таргет намного логичнее и лучше. Как сказал мне коллега с большим опытом открутки бюджетов в эдс — обычно из Ads идут в Директ, а не наоборот.
Яндекс знает про юзера абсолютно всё: какие у него запросы, где он сидит, что говорит в присутствии Алисы и тэдэ. У телеграма таких преимуществ нет — он несопоставимо мало знает о пользователе, нежели Яндекс. И позиционирует себя как мессенджер, не собирающий информацию о юзерах. Посему его таргет работает не сильно лучше, чем просто размещение через посевы условной казанской стоматологии в канале про Казань.
Поэтому если нужен таргет на конкретную аудиторию и геолокацию, а также размещение на разных площадках за пределами телеги — пробуйте Директ.



Размещается там как бизнес с определённой ГЕО, так и обычные паблики или инфобизнесовые блоги любого размера.
Заметьте, паблики и медиа ооооочень редко рекламируются через Ads, потому что цена подписчика там дороже. А в Директ рекламируются — цена там может быть дешевле, чем в посевах. Если в посевах 100р, то в Директе может быть 70-80р. Иногда ниже, иногда выше. Многое, конечно, зависит от ниши. Но в среднем дешевле. И Директ можно использовать практически всем.
Директологи могут работать как по ежемесячной фиксе, так и по % от бюджета. Те, кто работают по фиксе, назвали мне вилку 30-70к в месяц за свою работу. А те, кто за проценты — 10-20.
Ещё бытует мнение, что трафик с Директа плохой, мол, аудитория пришла не с телеграма, возможно в телеграме она сидит редко, подпишется на канал, да и забьет на него. На практике не совсем так. Аудитория с Директа по опросам этой же аудитории от одного из моих коллег действительно имеет в подписках менее 20 каналов, но за счёт этого активнее вовлечена в каналы, на которые подписана. Заядлые телеграмщики сидят в 20+ каналах и вовлеченность их как в переходах по рекламе, так и в листании контента размазывается по ним.
В общем, мой вывод по Директу — стоит протестировать в нём рекламу, какой бы бизнес у вас ни был. Подходит он под любой проект, потому что цена за подписчика либо сохраняется такой же, либо дешевле. Особенно если у бизнеса есть конкретная геолокация. Но объём трафика, который можно отливать ежемесячно — в каждой нише будет разный. Это уже надо тестить.
Способ №4 — TikTok/Reels/Shorts (УБТ)
УБТ в простонародии — это условно-бесплатный трафик. Или перелив трафика в телеграм из залетевших рилзов, шортсов, тиктоков.
Условно-бесплатный он потому, что нужно тратить время на создание этих коротких видосов. Что-то из них залетает, что-то нет.
Я когда разбирался в этом вопросе — не понял почему это принято называть УБТ. Если это делегировать — то нужно энивей тратить деньги на создание этих коротких видео. И трафик уже получается платный.



Через короткие видео продвигаются в большинстве случаев паблики. И чаще всего проекты с продвижением через УБТ создаются теми, у кого денег на продвижение нет, зато есть время разобраться в том, как делать конвертящие рилсы и попробовать потихоньку прокачаться в телеге. Выше примеры таких каналов, которые вы можете сами найти и посмотреть всю воронку, а также идеи для видосов.
Для бизнесменов УБТ уже превратится в платный канал трафика и наём шарящего в этих коротковидосниках человека. Среднерыночная оплата за создание видосика — такая-то.
Площадки для размещения коротких видосиков отличаются друг от друга аудиторией, которая там сидит. Tiktok самый большой сегмент — 12-25. Самая молодая аудитория. Reels смотрят в основном люди 16-40 лет. Youtube смотрят постарше.
Лучше выкладывать видосы везде, ибо разделение на аудиторию суперусловное — алгоритмы покажут всё равно нужной аудитории ваш контент на любой площадке. Просто, в зависимости от возраста аудитории, в первую очередь публиковать на самой релевантной площадке. Самые залетевшие можно публиковать по несколько раз.
Теперь о том, как делаются эти видосы
Ключевое — заголовок и обложка в начале, польза в середине, байт в конце. Чтобы глубже понимать как всё выстроено, изучать конкурентов, смотреть что у них залетело. Также, в принципе, работает и в посевах, да и везде в рекламе. Повторюсь, выше скинул примеры, долго останавливаться на маркетинговых фишках в этой статье не стану.
На создание одного ролика может уходить 1-2 часа. По конверсии: на 1 миллион просмотров — 1000-5000 подписчиков. Это если рекламируете паблик и хорошо байтите.
Сам трафик менее активен, чем с обычных посевов. Но для пабликов может подойти. На блогах нужно тестировать отдельно. Стартовать можно без бюджета, и это самый главный плюс.
Способ №5 — Бесплатные материалы на внешних ресурсах
Можно сказать, что это УБТ, только в формате сложного контента, а не коротких видосов. Статьи, подкасты, книги и так далее. Если они крутые, то они будут собирать просмотры и приводить людей на канал, ими будут делиться люди друг с другом, зарепостят ваши коллеги по нише.
Так продвигается мой коллега по цеху и топ-1 автор в списке VC — Алексей Подклетнов и его канал "Дизраптор". Он прокачал свой канал за счёт статей, изначально на VC. Затем на Habr, Пикабу и других площадках.

Одна из последних статей Алексея. Он щедро поделился со мной инфой о конверсии. Статья была опубликована на трёх площадках (Хабр, VC, Пикабу) и получила суммарно больше миллиона просмотров. Подписчиков 1500. Учитывая узкую и дорогую нишу канала — результат достойный. Не каждая статья так стреляет, в среднем 500-600 подписчиков можно привести.
В каждой тематике есть свои ресурсы, куда вы можете опубликовать свою статью и прорекламировать свой канал. Например, для меня Habr не подойдёт — он про IT, а я про рекламу и телеграм. Поэтому ищите популярные ресурсы в своей нише и размещайтесь там.
В той же нише криптовалют ребята часто даже не размещаются на внешних ресурсах, но всё равно получают аудиторию.

Это статья одного из медийных криптанов, которую зарепостили 12000 раз. Репостили её сами криптаны со своими телеграм-каналами, кто-то по старой дружбе, кого-то он сам попросил, кто-то потому что статья понравилась (я из таких).
Поэтому возможностей набрать просмотров на по-настоящему хорошем контенте — достаточно. В любой нише.
Чтобы статья выстрелила, нужно соблюдать следующие правила: актуальная сегодня тема + доступная для широкой аудитории.
Есть и темы, которые интересны тупо всегда, потому что они просто всех касаются. Но в таких темах нужно тогда рассказать что-то очень новое, уникальное и пукано-взрывающее. Например, в статье про китайские смартфоны Алексей удивляет тем, что их делают совсем другие компании, которые никто не знают, и поэтому они дешёвые. Китайский смартфоны есть у большого числа людей, поэтому статья интересна.
Можете посмотреть статьи того же Алексея Подклетнова. Или ещё Славы Рюмина. Ребята оба размещаются на виси, и прокачали свои каналы в телеге за счёт статей.
Дальше базовые правила рекламы: выделяющаяся иллюстрация + громкий заголовок + интересное начало.
Разбирая этот момент, мы уже уйдём глубоко в маркетинг, поэтому я не буду на нём останавливаться.
Можно пойти дальше и получить аудиторию за счёт книг — так, например, получает аудиторию Максим Ильяхов (Пиши, сокращай и др.), Виталий Говорухин (Продажи в переписке и др.), Алексей Марков (Хулиномика и др.). У них, конечно, задействовано ещё куча других источников — подкасты, статьи, выступления. Но книги офигенно продаются и рекламируют как самих авторов, так и их каналы. Ну и, что очень важно, добавляют авторитета.
Способ №6 — Комментинг здорового человека
Комментинг известен как способ продвижения для ущербных и скамеров. Но даже его можно использовать грамотно и никому не надоедать.
Авторы даже крупных каналов часто оставляют комменты в каналах коллег и тем самым получают подписчиков. Я сам несколько раз комментил от своего лица или от лица канала чужие посты, и получал после него читателей.
Ключевое здесь — комментинг не воспринимается как работа и способ продвижения.
То бишь увидел пост у коллеги, откомментил, получил человек 5-10, если коммент годный. При условии, что у вас узкая ниша и высокие чеки с каждого клиента — это работает.
Если это будет вашей работой — то вас и ваш канал везде на адекватных каналах перебанят, потому что вы начнёте писать хрень ради того, чтоб просто посветиться. Как нейробот.
Рассуждая о комментинге, как одном из основных способов продвижения, я могу вспомнить лишь один адекватный годный кейс — это маэстро Саша Конь и его комменты под твиттерскими постами.
Это не традиционный комментинг в духе «Создал канал и пошёл комментить чужие с линком в био.
Конь начинал свою карьеру современного писателя как раз с твиттера (был ещё ВК, конечно, но твиттер тоже появился где‑то на старте) и оставлял там короткие заметки много лет. Сейчас у него и твиттер раскаченный, и линк на телеграм‑канал в нём висит, который в этом году набрал уже 100к+ подписчиков.
Весь контент в твитте — это, по сути, комменты чужого коммента. И алгоритмы работают так, что залететь на много просмотров может любая заметка. Поэтому его можно рассмотреть как идеальную площадку для комментинга. Далеко не для всех, разумеется. Очень далеко.
Собсна, из-за такого твиттерского бэкграунда Конь глубоко погружен в движуху этой площадки, постоянно её мониторит как для поиска контента, так и для забавных комментов.
Ваш комментинг, будь он даже в телеграме, должен быть таким же офигенным, как у Саши Коня. Либо таким же редким, но метким — как у крупных админов, которым на него насрать. Иначе получится лажа и вы будете тратить время зря.
Способ №7 — Виральность
Давным-давно, ещё в 2023 году я у себя в блоге разбирал кейс канала "Отказала модная железа". Алла Корж, автор канала, не вложила ни рубля в него, потому что ей было жалко денег на рекламу. И бесплатно набрала 100 000 подписчиков с ежедневным охватом 30000. Сам формат канала — это короткие шутейки про моду.

Как набрала подписчиков? Вставлю вам цитату автора из её же статьи на VC: «Если делать контент, который людям понравится, он будет расходиться сам. При этом я придумываю шутки, которые смешны мне самой в первую очередь и это главный фактор для меня. День, когда я начну заниматься фансервисом – плохой день. Да и просчитать потенциальную виральность практически невозможно. Где брать первых людей? Везде о себе рассказывать, друзьям, соседям – потерпят! Ну или купите рекламу, если не жалко денег»
Единственный минус во всей этой истории — канал набирал аудиторию 6 лет. С другой стороны, монетизироваться он ведь начал не через 6 лет. Ы.
Виральные мемчики в телеге были и у меня. Ниже пару постов, которые зарепостили крупные каналы и я получил халявные несколько десятков тыщ просмотров.


Я не делал их специально, ибо никогда не угадаешь, что залетит, а что нет. Поэтому публиковал просто, что на мой взгляд казалось забавным. Без мыслей о виральности. Это всегда приятный бонус и приток лояльной аудитории. Ещё из примеров авторов с виральным контентом — Саша Конь. Его мы уже обсуждали, там тоже юморной контент и он прекрасно репостится.
Ещё из королей вирального контента можно вспомнить VIZIT и их ежедневные мемасы в паблик ВКонтакте, которые потом разлетались по всем площадкам.
Вообще может сложиться впечатление, что репостится только смешное. Но это не так. Просто я здесь лишь излагаю саму суть метода. Виральность может набирать всё, что вызывает эмоции. Виралятся и новости, если вы новостное медиа. Виралятся и полезные материалы, правда, самые сочные из них не публикуют онли в телеге. Чтобы как раз набрать трафик из других источников, а не надеяться лишь на тележные репосты. Всё это вы можете пронаблюдать самостоятельно через тот же TGStat — у кого какие посты хорошо репостятся и бурно обсуждаются.

Посмотрите количество упоминаний известного новостного медиа База — ежемесячно по несколько тысяч новостей оттуда репостится и База получает бесплатный трафик. Каждый месяц можно прощелкать и увидеть, что именно репостилось.
Способ №8 — Взаимопиар
Подходит он только тем, у кого уже есть аудитория. И рассказывать здесь особо не о чем, поскольку регулярно ВП не поиспользуешь — это в любом случае реклама и она, можно сказать, заменяет слот, за который вам бы могли заплатить.
Просто если у вас уже есть аудитория и какой-никакой охват — договаривайтесь с дружественными авторами о взаимной рекламе и обменивайтесь аудиторией. Вместо того, чтобы лишний раз покупать рекламу и тратить бабки.
Способ №9 — In Real Life
Сюда мы отнесём призывы подписаться на ваш канал людей из реальной жизни. Даже если вы одинокий дединсайд или в вашем окружении нет людей, разделяющих ваши интересы — в любом комьюнити есть свои оффлайн-тусовки, где можно залутать по 10-100 подписчиков.
Это немного, но люди, которые увидели вас в реальной жизни, самые лояльные и активнее вас будут читать, чем подписчики с любой рекламы. Поэтому если ходите по конференциям, залетаете на платные курсы, общаетесь в чатах — рассказывайте людям про свой канал.
Этот способ подходит больше всего тем, кто продаёт собственные услуги, дорогие или сложные продукты. Например, владельцы агентств в телеграме ходят на телеграмные конференции, чтобы познакомиться там с потенциальными клиентами. Можно обсудить всё прям во время знакомства, а клиенту посмотреть на вас и убедиться, что вы не лох.
Что ещё?
Способов выгодно продвигаться в телеграме — сотни. На каждый из них можно написать статью длиннее, чем весь этот материал. Это был мой дебютный материал в формате статьи на vc, но ещё много материалов лежит в моём телеграм-канале. Поэтому если хотите выгодно продвигаться или научиться самому делать рекламу — подписывайтесь. Я веду его с 2021 года.
Всем спасибо. Занавес.