По оценкам издания «Коммерсант», за последние два года из России ушло около 60 известных брендов и компаний — в полтора раза больше, чем во время кризиса 2008 года.

Британская консалтинговая компания Global Counsel в конце прошлого года опубликовала отчет, в котором говорится, что в 2016 году Россию покинут многие мировые компании. Компания проанализировала финансовую отчетность 46 компаний, представленных в России, среди них — BP, Royal Dutch Shell, Deutsche Bank, Siemens, Lafarge, ConocoPhillips. По мнению Global Counsel, большинство из них будут сворачивать бизнес в России.

Однако такая тенденция наметилась не для всех отраслей. Прогноз в основном относится к финансовому сектору и энергетике, частично – к ИТ-отрасли. А к фармацевтике например, не относится совсем.

В первой половине прошлого года статистика зафиксировала рекордное с 1991 года падение оборота розницы — на 7,9%. Реальные доходы населения упали к лету на 10%, и в результате, по данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», за прошлый год в России открылась 991 торговая точка, а закрылось 1024. Годом ранее было открыто 1234 точки, а закрыто всего 314.

«Практически все международные [торговые] бренды, в последнее время покидавшие российский рынок, испытывали операционные проблемы, которые были часто вызваны ошибками в построении маркетинговой стратегии. Ухудшение макроэкономического положения, девальвация национальной валюты и падение доходов населения на них сказались сильнее», комментирует старший консультант по исследованиям «Магазина магазинов» Юлия Ситникова.

Уход ретейлеров объясняется не только ошибками в стратегии, но и расслоением потребителей в среднем сегменте, истончением прослойки, называемой «средний класс».

Круговорот ИТ в природе


Многие эксперты объясняют масштабный исход IT-компаний из России политическими причинами. Microsoft перевела разработку Skype в Прагу и другие города за пределами нашей страны. Ранее она частично находилась в Зеленограде. Разработчики Google (российские программисты) переехали в Калифорнию, Европу и так далее. Полностью переехал офис крупного разработчика игр Game Insight, Luxoft перевела сотни программистов из России в другие страны.

Ни о каких политических причинах эти компании не заявляют открыто. Все эти изменения они осуществляют под флагом реструктуризации бизнеса.

«Объединение инженерных офисов в более крупные хабы не уникальное явление в компании, мы проводили такие изменения неоднократно в других странах (в Швеции, Финляндии, Норвегии, а также в нескольких офисах в США — Остин, Атланта)», объяснила «Деньгам» руководитель отдела Google по коммуникациям в России Алла Забровская.

Также нельзя забывать, что уходу компаний предшествовало принятие ряда законов и обсуждение на высшем уровне новых мер по ограничению интернета, хранению персональных данных, запрету на покупку иностранного ПО.

«Раньше IT было одной из самых незарегулированных отраслей в России, но в последние два года государство влезло в эту сферу, и многие из-за этого уезжают», сетует Антон Аграновский, основатель разработчика и издателя онлайн-игр Destiny Development.

Кроме того, IT-компании славятся крайне деликатным отношением к сотрудникам, и это также определенным образом повлияло на принятие решений. «Наша отрасль очень сильно зависит от кадров, а лучшие сотрудники сейчас не хотят жить в России, и удержать их очень трудно — у них семьи, дети, они хотят жить с ними в Европе», объясняет Антон Аграновский.

Его компания Destiny Development пока не уезжает, но из нее уволились и эмигрировали несколько ключевых сотрудников, что очень печалит ее создателя. ««Яндекс», например, вынужден привязывать зарплаты ключевых программистов, работающих в России, к евро или доллару и никаких выгод от девальвации рубля не испытывает», продолжает руководитель департамента IT и облачных сервисов J'son & Partners Consulting Александр Герасимов.

«Другие компании платят российским программистам в рублях, – уточняет глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская.— По идее, именно сейчас российские офисы были бы для западных компаний очень выгодны — наши программисты, которых очень ценят, стоят для компаний уже дешевле, чем индусы, которые, по отзывам многих моих клиентов, ценятся не так высоко. Но политические причины все-таки перевешивают экономические».

По кадровым соображениям офис в Таллине открыла российская Parallels. «Таллин для нас — это прежде всего доступ к редким в России специалистам: в Европе в целом и в Эстонии в частности мы ищем проджект-, программ- и продукт-менеджеров, у которых есть многолетний опыт создания глобальных продуктов. В Таллин лучшие специалисты переезжать готовы, а в Москву — нет, вот и все объяснение», рассказал «Коммерсанту» сооснователь и вице-президент по виртуализации ПК в Parallels Николай Добровольский.

Россия сейчас настолько непопулярна у инвесторов, что даже само нахождение в стране отрицательно влияет на стоимость IT-бизнеса. «Те компании, которые я знаю, перевозят офисы в другие страны потому, что сейчас центральный офис в России не очень хорошо влияет на капитализацию бизнеса. Вне зависимости от финансовых результатов стоимость компании с российской пропиской автоматически понижается, а перспективы продажи окутываются туманом», утверждает Алена Владимирская.

Виноват не только кризис


14 декабря «Мегамозг» писал, что гендиректор ООО «Тошиба Рус» Хироаки Тезука заявил, что реструктуризация бизнеса компании в России завершена. В данном случае это ведет к ликвидации российское подразделение по продаже телевизоров и кухонной техники. Японская корпорация прекратила продажи холодильников и чайников-термосов, решив сфокусироваться на b2b-контрактах.

Такое решение гендиректор объясняет высокой конкуренцией и колебанием курса рубля. В сегменте телевизоров наиболее крупными конкурентами были Samsung, LG. «На этом рынке было тяжело работать, корейские компании имеют рыночную долю 70%», отметил господин Тезука.

На долю Toshiba приходилось до 10% рынка телевизоров. Теперь останется только b2b-подразделение «Тошиба Рус», сотрудничающее с «Почтой России», Сбербанком и «Силовыми машинами». Ранее сообщалось также, что Toshiba может совсем отказаться от производства телевизоров из-за убыточности. Все заводы по выпуску телевизоров в Японии она уже закрыла и теперь подумывает продать зарубежные площадки.

Комментарии (75)


  1. ServPonomarev
    20.01.2016 12:42
    -5

    Хм… Из России ушли в основном брендовые шмотки и гаджеты — закрываются их торговые точки. И причины именно и только в кризисе. По крайней мере из статьи так следует.

    Плюс ушли пара IT компаний, по действительно некризисным причинам. Заголовок с содержанием заметки не бьётся, манипуляция очевидна.


    1. Shapelez
      20.01.2016 12:56

      «Не бьётся», «манипуляция очевидна».
      Мира не существует, всё иллюзия, разрыв Вселенной неизбежен.


      1. MAXH0
        20.01.2016 13:52
        -7

        Нет. Просто: 1. Опять желтый заголовок. 2. Опять вы на подтанцовке в комментах у Семёна.


        1. Shapelez
          20.01.2016 15:25
          -1

          Именно за такие комментарии вам сливают карму.
          1. Заголовок абсолютно отражает суть написанного.
          2. И вас это смущает потому что? Или я страшный такой?


          1. MAXH0
            20.01.2016 16:56
            -5

            Shapelez ваш детский -1 недостоин звания старожила. Как и ваша вечное подмахивание Семену в комментах.
            Постоянно пишет он (+ 8 кармы), а комментируете вы. У вас командная пропагандистская работа? Частная PR-группка на Мегамозге?

            Я и очевидно Вы застали время когда Хабр был сообществом. Давайте (если можно) будем хранить традиции и на Мегамозге, а не превращать его в ресурс для продвижения своих личных пристрастий. Вот это меня смущает.


            1. Shapelez
              20.01.2016 16:59
              -4

              Вы пытаетесь меня оскорбить и задеть таким образом? У вас ничего не выйдет, и я вам объясню почему:
              1. На данном ресурсе показателем авторитета являются карма и рейтинг.
              2. Сравнив эти два показателя, любой пользователь быстро приходит к выводу, что вы ничего полезного для данного сообщества не сделали, а я – сделал (и это не бравада, это факт, который отражают цифры).
              3. Это является основной причиной, по которой всё то, что вы написали – бред. То, что вас смущает, никого не интересует, потому что вы тролль. А когда тролль рассказывает о том, что и как по его мнению необходимо хранить, что делать, а чего не делать – адекватные люди улыбаются и продолжают заниматься своими делами.

              Всего доброго.


    1. denis_g
      20.01.2016 22:05
      +13

      Люблю слово «кризис». Любой проёб страны/компании/конкретного персонажа можно списать на «кризис» и продолжать принимать на лицо помои, как ни в чем не бывало.


    1. tolfy
      23.01.2016 11:59

      > операционные проблемы, которые были часто вызваны ошибками в построении маркетинговой стратегии

      Надо добавить, что ключевая причина именно эта. В РФ сегодня трудно работать, многие отношения только выстраиваются (напр. государство-корпорации, корпорации-сотрудники), бизнес не любит трудностей и бежит. Компании, принявшие решение остаться, мне кажется, получат хороший задел в ближайшей масштабной бизнес-войне. Жаль людей, которым эта движуха поломает судьбы, сорвав их с родных мест, где и как эти люди окажутся через 10-15 лет?


  1. AndrewTishkin
    20.01.2016 13:06
    +5

    Где список-то почитать?

    большинство из них будут сворачивать бизнес в России.
    Так ушли 60 или уйдут какие-то из 46?
    Не статья, а сумбур какой-то


    1. Shapelez
      20.01.2016 13:11
      +5

      Учитесь читать:
      — За 2 прошедших года деятельность свернуло 60 компаний и брендов
      — GC проанализировала отчётность 46 компаний, которым, по мнению компании, предстоит закрыть деятельность в РФ в ближайшем будущем

      Отчёт (обычно за серьёзные деньги, бесплатно – превью): www.global-counsel.co.uk/publications/multinationals-russia-2015-their-own-words


      1. AndrewTishkin
        20.01.2016 16:49
        -3

        По ссылке, включая pdf, нет упоминания 60.
        Откуда взяты именно эти сведения? Global Counsel к ним похоже вообще отношения не имеет, иначе второе предложение было первым


        1. Shapelez
          20.01.2016 16:53
          -4

          По ссылке должно быть упоминание 46, оно там и есть.
          Вам уже разжевали и положили в рот, вы до сих пор делаете вид, что нужно выходить на поле копать картофель – такая неадекватность сейчас в моде?


          1. AndrewTishkin
            20.01.2016 17:03

            На 46 я и не покушался.
            Если Вам понятен заголовок и наплевать, откуда эти сведения про ушедших (точнее не сведения, а вообще только число), то лично мне интересно, откуда уважаемый Семён (коим Вы не являетесь и спокойно могли проходить мимо) их взял для публикации. Сколько конкретно из них брендов, а сколько компаний, это всё-таки разные вещи. Может посчитали саму уходящую компанию плюс её бренды, а это ненормальный подсчёт, мухи отдельно, котлеты отдельно должны быть


            1. Shapelez
              20.01.2016 17:06
              -4

              Если уважаемый Семён сочтёт нужным вам ответить, уверен – он это сделает. Раз это то, чего вы добиваетесь. Но я бы не рассчитывал, потому что, как правило, если человек не умеет анализировать и делать выводы (а вы уже прекрасно показали, что у вас с этим нет проблем), то объяснения не помогут.
              По теме – в тексте публикации указано несколько источников информации, исключая GC. Исследуйте, если вы действительно так сильно хотите найти всё и узнать в мельчайших подробностях.
              А пока создаётся лишь впечатление того, что собственной придирчивостью (боюсь, к тому же не относящейся к отрасли вашей деятельности) вы пытаетесь оправдать тот слив по форме, который произошёл вследствие вашего необдуманного наброса.

              Это, кстати, причина по которой я здесь с вами беседую.


              1. AndrewTishkin
                20.01.2016 17:39
                -2

                Несущественная информация не выносится в заголовок, достаточно того, что ей отведён почётный первый абзац-предложение. Существенная же снабжается пруфами, всё просто (забавно, что ссылки на Коммерсант и Мегамозг даны и ведут не просто на главную страницу).

                Можно было без всякого ущерба для публикации написать «несколько десятков компаний и брендов ушло», было бы близко к общеизвестному факту. А использование конкретных цифр провоцирует на выяснение откуда они, с потолка или из форточки.

                Не ответит — переживём. В любом случае спасибо хотя бы за ссылку на нынешний отчёт с названиями 46 компаний, которым грозит сворачивание бизнеса, и то польза от диалога. Вселяет надежду, что и про 60 можно узнать легально и без уплаты «серьёзных денег»


                1. AndrewTishkin
                  20.01.2016 17:51
                  +1

                  Всё внезапно стало ясно: в ссылке на kommersant и кроется разгадка, данная публикация по мотивам их статьи, так что автор публикации и не обязан знать, откуда они это число взяли, но слова «по данным Коммерсанта» в ней не были бы лишними


                  1. Shapelez
                    20.01.2016 17:55
                    -4

                    В следующий раз, когда вы будете писать собственную публикацию – сделайте это обязательно.
                    В остальном, я рад, что вы смогли пройти по ссылке.


      1. exelens
        20.01.2016 21:30

        Было бы приятнее если бы Вы или ТС не спешили сделать статью-перевод. А готовили материал так чтобы его можно было реально прочитать, всё понять и не задавать уточняющих вопросов. Спасибо


        1. Shapelez
          20.01.2016 21:50

          Без сомнения, было бы приятнее, но ни статьи, ни перевода, здесь нет. И что такое «ТС» остаётся лишь догадываться.
          Обращайтесь.


  1. Taburen
    20.01.2016 13:46
    +8

    «причины не только в кризисе». Эти причины сидят в кремле и кряхтят.


  1. a0ff
    20.01.2016 15:52

    Все всегда объясняется либо экономической, либо политической причиной. Других нет.
    Ценные кадры уезжают из России, работают в зарубежных офисах.
    Обычные кадры имеют низкую на мировом рынке заработную плату и, следовательно, могут и будут привлекаться к разработке — т.е. «уход» не полный, остается аутсорсинг, снижается лишь представительство (офисный планктон).
    Кто работает на внутренний рынок — в минусе, кто на внешний — в плюсе, всё легко.
    Политически стало немного сложнее — зарубежным компаниям меньше возможностей в связи с импортозамещением. И тут всего два варианта — либо «уйти», либо отдать долю, став «российской» компанией.
    А продажи холодильников и телевизоров — это исключительно кризис, у людей денег на еду нет.


  1. Varkus
    20.01.2016 16:52
    +14

    Менталитет российского бизнеса — боль.
    Западные компании строят свои модели бизнеса смотря вперёд на 10-15 лет, а то и более, наши же имеют стратегию пока гром не грянет(очередной загон блабланадзор или депутат из Хацапетовки предложил считать интернетом только сервера в России), после чего стратегия быстро меняется под ситуацию.
    Западники так не могут, это огромный риск, вот и уводят свои активы от греха подальше.

    Как раз за последние 2 года «адекватность» наших чинушей перешла все границы: выдумывание абсурдных законов ради выдумывания, мол не зря хлеб получают.

    А посему — ПОЛИТИКА — однозначно.
    Пока она не лезет в посудную лавку бизнеса — всё хорошо.


  1. Sergunka
    21.01.2016 08:33
    +2

    Если правительство РФ заявило направление на импортозамещение глупо ожидать, что инностранные компании будут ждать когда их заменят. Проще самим ласты поджать и свернуть деятельность тем более на стремительно сжимающемся потребительском рынке в РФ. В Мире достаточно других стран где цены на нефть не обрушили национальную валюту, а наоборот увеличили ВВП этих стран. Проще и выгоднее переместить туда интересы компании чем ждать просветления правительства РФ. Как говорится ничего личного просто бизнес.


  1. rauch
    21.01.2016 21:32
    +2

    > «например, вынужден привязывать зарплаты ключевых программистов, работающих в России, к евро или доллару и никаких выгод от девальвации рубля не испытывает»

    как там «неключевые» яндексоиды к этому относятся? очередную ахинею про «ты должен любить то дело, которым занимаешься, мол, и не смотри на деньги»??


    1. zed_0xff
      23.01.2016 00:12

      неключевые узнают этот факт (а факт ли это?) из поста на мегамозге например


  1. viktordenisenko
    23.01.2016 15:23
    +1

    Компании уходят потому, что в России бизнес удачно складывается сейчас только у жен чиновников. Поэтому менеджерам инофирм проще уехать, чем носить взятки, пробивать «госзаказы», выигрывать в липовых конкурсах, делиться бизнесом и ходить под статьей. Это главная причина.

    Вторая причина в непредсказуемости поведения государства, которое в любой момент может поменять «правила игры».


    1. Sergunka
      23.01.2016 18:06

      Честно говоря ИМХО, а что такая печаль? Ну, ушли и ушли. Импортозамещение в действии. Только вот опань-ки! жены чиновников и их прихлебаи делать сами ничего не умеют.

      Возможно перед тем как объявлять импортозамещение надо было подумать чем и как замещать?


  1. kostya_g
    25.01.2016 02:03

    Не так давно была новость, после сбитой СУ-шки в небе над Сирией/Турцией. Как турецкий завод ковров сначала прошманали, конфисковали сервера, и депортировали турецких надзирателей. И после этого мы удивляемся что бизнес валит из нашей страны? :)
    Тут даже экономические причины не нужны.