На собеседовании у помощницы руководителя дергался глаз. Должность пустовала давно. «Мы ищем правильного кандидата», «Отдел сложный, но интересный, надо просто найти к ним подход», «У В. трудный характер, но на самом деле он очень хороший»: если вы слышите подобное уже на этапе интервью, стоит задуматься. Зачем вам, фактически прохожему, рассказывают о проблемах в коллективе и заранее оправдываются? Разбираем формы травли на работе с психологами, которые занимаются конфликтными ситуациями и управлением персоналом.

Если источником буллинга выступает bully (от англ. хулиган, задира), то моббинг (от англ. mob — толпа, банда) — это травля, приобретающая масштаб группы, коллектива. По данным ВЦИОМ, почти каждый пятый россиянин (18%) сталкивался с травлей в течение жизни, чаще всего в школе (38%) и на работе (32%). Дарья Курганская, клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт и менеджер по управлению персоналом, рассказывает, на какие красные флаги стоит обратить внимание уже при найме и в самом начале работы.

«Нужно посмотреть, как проходит собеседование, как на вас обращают внимание или игнорируют, как настроен коллектив? Если уже на этом этапе вам сообщают, кто из сотрудников всех бесит, это уже о чем-то говорит. Почему какому-то стороннему человеку рассказывают подноготную компании?», — предупреждает Дарья.

Также на берегу должно быть оговорена зарплата (только премия может быть не определена четко). Помимо этого, эксперт советует сразу обратить внимание, как распределяется ответственность, не перекладываются ли обязанности, какие задания кому поручают, а кому нет.

Боссинг и конкуренция

Зачастую настроение задает именно руководитель, пресекая или одобряя стычки и скандалы.

Анна, 31 год, Самара:

«Я преподавала русский и литературу. Три коллеги распустили слух, что у меня сексуальная связь с несовершеннолетней ученицей. Две из трех тоже преподавали мой предмет, а третья была завучем. Они придумали это, потому что я не хотела прогибаться под завуча и держалась особняком. Директор шел у них на поводу, на разговор администрация меня не вызывала. Я сама пыталась с ним поговорить, но это еще больше все разжигало. Слухи становились все горячее. Несмотря на сплетни, коллеги продолжали со мной общаться и даже дарили подарки на день рождения.

Ученица эта была звездой школы, во всем участвовала и помогала этим самым коллегам. А я вообще очень дружелюбна к детям. Конечно, и мальчишки вокруг меня всегда крутились, но про это никто ничего не говорил. В какой-то момент эта девочка начала меньше общаться с теми коллегами, стала чаще приходить ко мне на переменах, я ее подкармливала и оказывала моральную поддержку. Это их задело. Наше общение состояло в том, что мы с ней просто стояли в коридоре и разговаривали. Она поздравляла меня с праздниками, приходила с цветами. Мама ее знала об этом. Мы до сих пор общаемся, она уже оканчивает университет. В итоге я уволилась и переехала в другой город, потому что давно хотела, а они просто ускорили принятие этого решения.»

Если подобный террор — обычная стратегия управления для шефа, эффективнее реагировать всем коллективом. Если же отдел относится к боссу хорошо, а тот выживает одного или нескольких подчиненных выборочно, надо понять, чем они отличаются от остальных.

Причины могут быть разными: от злоупотребления властью до скверного характера и личных амбиций. Руководитель может видеть в сотруднике угрозу, более компетентного профессионала и даже конкурента. Однако чаще такие причины стоят за травлей по горизонтальной иерархии.

Стать душой компании

Для каких-то коллективов подковерные интриги, троллинг и токсичность — норма. И в такой социум возможно вжиться, вопрос уже в том, нужно ли это вам.

«Ты либо подходишь им, либо нет. Ломать себя не нужно, но если ты понимаешь, что можешь подстроиться под эту атмосферу, то ты просто становишься таким же, — поясняет Дарья Курганская. — Если все друг друга подсиживают, надо просто не обращать внимание. Зачастую повышают как раз тех, кто спокойно работает, а не тех, кто пытается что-то доказать.»

При этом часто такие коллективы готовы к изменениям, потому что устали от травли, продолжает Дарья.

Травля со стороны подчиненных

Александра, 36 лет, Москва:

«Я не сразу поняла, что весь отдел состоял из«своих». Новеньких со стороны брать не хотели, но долго они и не задерживались, потому что вся работа и претензии ложились на них. Руководство закрывало глаза на то, что коллеги вставляют друг другу палки в колеса, и даже поощряло такой «дух соревновательности». Все активно сплетничали, а иногда и открыто поливали грязью коллег. Подчиненные начали жаловаться на меня высшему руководству с самого начала. Оказалось, что либо ты жалуешься, либо на тебя. Сотрудники дерзили, отказывались от моих заданий, договаривались об отгулах в обход меня, а руководство могло предупредить их, но не меня, о каких‑то новых вводных.

Все дискуссии с проблемными коллегами я старалась вести в общих чатах и при руководстве, но оно не реагировало. Мои попытки пожаловаться на агрессию коллег расценивали как стремление разжечь скандал.»

«Если это закрытая травля, то есть вы об этом слышали, но не знаете наверняка, то полезно будет выяснить, что именно не устраивает, — отмечает психолог Дарья Курганская. — Но обязательно делать это честными путями. И в этом случае хорошо объяснить потихонечку каждому сотруднику (а не общим собранием), что ты с ними, на их волне.»

Различные попытки избавиться от босса хорошо показаны в сериале «Первый номер». В случае открытой травли Дарья советует более директивный стиль управления — и это одна из стратегий, которая помогла герою приручить коллектив.

Физические приемы

Александра, 36 лет, Москва (продолжение):

«Глава другого отдела крал мои идеи и выставлял все так, как будто «мы договаривались». Оскорбительно подшучивал, пытался разжечь скандал («она не так посмотрела», «он не здоровается»). Подходил сзади к моему креслу и пугал.»

К физическим приемам можно отнести «случайные» толчки, касания, а также создание дискомфортных условий (сажают в жаркое/холодное место, выдают сломанную технику, мебель, не дают что-то необходимое). Если это практикуется только по отношению к конкретному человеку, важно пресекать это на первых порах, говорит телесно-ориентированный психолог Анна Левченко.

«Сначала обозначьте, что вам неприятно, попросите быть осторожнее. Попробуйте разобраться, это действие выражает отношение к вам или же с самим субъектом что-то происходит (болит голова, плохое настроение)», — уточняет Анна.

Таким образом обычно давят на самооценку: если она изначально не очень устойчивая, то он будет думать, раз они с ним так себя ведут, значит, с ним что-то не так. Анна предлагает действовать по двум направлениям: работать с причиной и с симптоматикой. Для начала надо посмотреть на структуру организации, проанализировать их традиции, подумать, почему сложно вам, какие на это внутренние причины. Во-вторых, на уровне телесно-ориентированной терапии психолог советует работать с опорой, телом, заземлением, дыханием и особое внимание уделить работе со своей яростью.

«Рекомендую учиться чувствовать в теле агрессию и показывать ее через общий тонус и уровень энергии в теле. Мы можем смотреть на двух примерно похожих по комплекции людей, но от одного может исходить ощущение тонкости, хрупкости, уязвимости, а от другого мощь, заряд, энергия, тонус — независимо от пола. Как мы чувствуем себя внутри, так окружающие это и считывают. Однако, столкнувшись с ощущением мощи, люди могут как насторожиться и вести себя опасливо, так и, наоборот, начать задирать. Важно не показывать свою злость, а спокойно ставить людей на место словами, обозначать, что с вами так себя вести нельзя. Если ситуация повторяется, нужно говорить про санкции, которые последуют, если это продолжится. Если ситуация повторяется в третий раз, то можно уже отвечать без предупреждения. Если люди позволяют себе такое физическое хамство, то они и остальным развязывают руки», — резюмирует эксперт.

Запрашивать себе комфортные условия или технику необходимо с холодной головой: попросите зафиксировать неисправность техники, сделайте запрос через ответственного за это сотрудника и спокойно ждите, пока вам эту технику предоставят.

Изоляция

Еще один эффективный способ усложнить существование человеку: информационная изоляция. Например, сотрудника начинают игнорировать, удаляют из чатов, «забывают» сообщить важную для работы информацию, отвергают все идеи без объяснения причин, не зовут на летучки и корпоративы или назначают не то время встречи.

Ирина, 38 лет (на момент истории было 30), Москва:

«Я не поехала на корпоратив, так как заболела мама. После этого коллеги перестали со мной разговаривать, дерзили, придирались к работе на пустом месте. Я решила на это не реагировать, не сюсюкала, была холодна с ними, не вступала ни в какие разговоры не по работе, и это прекратилось. В итоге сами начали со мной контакт налаживать.»

Менеджер по управлению персоналом и психолог Дарья Курганская напоминает, что, в зависимости от причин такого поведения, можно сформировать правильное адаптивное поведение. Но самое главное здесь — все перепроверять самому, чтобы не попадаться на уловки, не нервничать и в целом не давать ту реакцию, которую от вас ждут.

В случае Ирины можно сделать вывод, что шалость ее коллег не удалась. 

Причины травли

Помимо профессиональной «неугодности» и личной неприязни, агрессор выбирает жертву по личным ощущениям — он улавливает слабость.

«Все начинается с продавливания границ, — рассказывает психолог Галина Казерод. — Если они устойчивы, то травли не будет. Травля происходит там, где человек считает, что он выше, а вы ниже. И вы тоже в это верите. Если позиции равные, то "опустить" можете и вы.»

А вот глубинные причины, по мнению психологов, могут быть следующими:

  • зависть;

  • неуверенность в себе и своих силах, ощущение превосходства другого человека, отсутствие козырей в рукаве, невозможность постоять за себя иначе, попытка доказать свою значимость или просто избавиться от конкурентов (особенно характерно для нарциссизма);

  • непринятие раздражающего фактора, с которым человек не в силах справиться (например, особенность внешности, нервный тик или дефект речи).

Конфронтация

Идти на конфронтацию есть смысл, если

а) агрессоров меньшинство

б) вы можете предугадать, по каким сценариям может развиваться конфликт.

Лучшая реакция на вербальную агрессию (неуместные шутки, неконструктивная или грубая критика, унижения, угрозы, оскорбления, в том числе прилюдное обсуждение несовершенств сотрудника) — это ее отсутствие, соглашаются эксперты.

«Реакцию другой стороны невозможно предугадать, — считает Галина Казерод.  — Если не реагировать, агрессор может замолчать, так как его попытка провалилась. Самоирония может хорошо загасить такое поведение, особенно если его союзников не будет рядом.»

Также важно отстаивать личные границы и понять, что это с другим что-то не то, а не с вами. Можно применять психологическое айкидо: активно соглашаться с нападками, обезоруживая противника.

Последствия

В условиях травли у сотрудника снижается самооценка, начинаются проблемы с концентрацией внимания и принятием решений, падает общая продуктивность, повышается тревожность и риск депрессии и других ментальных расстройств. Если рабочая атмосфера заставляет чувствовать вас грызуном из эксперимента по выученной беспомощности, стоит лишний раз проверить, в чем и ком все-таки дело. Если любой ваш шаг сопровождается критикой, проанализируйте, ругают только за плохой результат или за хороший тоже? В первом случае можно попробовать уточнять детали, например, в каком формате отчитываться, как вы оцениваете результат, какую идею сделать центральной? Но такие вопросы могут иметь и обратный эффект: вывести человека еще больше.

«С беспомощностью мы всегда справляемся стандартным способом. Первый шаг — осознать ее. А дальше начинаем действовать: пишем список, какие задачи мы выполняем с выученной беспомощностью, и делаем осознанно, через себя», — объясняет Дарья Курганская.

Жертва буллинга может испытывать не только психологический дискомфорт, но и физические симптомы: повышение артериального давления, проблемы с ЖКТ, приступы тревоги с тремором, повышенным потоотделением и прочими симптомами.

Важно понять, что вам дороже: работа или коллектив? Ведь скорее всего можно найти место с такими же должностными обязанностями в другой компании.

А если я пожалуюсь?

Если речь о клевете, то можно обратиться к руководству, констатировать факт распространения слухов, привести контраргументы, предоставить записи разговоров, переписку и другие доказательства нападок. Если осуществятся какие-то зарплатные манипуляции, Дарья предлагает пойти законным путем. Это касается объективно несправедливых и индивидуальных штрафов, удержания зарплат, невыдачи премий, шантажа увольнением, если вы не выполните какие-то сверхурочные задачи (возможно, еще и без вознаграждения).

«Любые взаимодействия с зарплатой — это всегда Трудовой кодекс, — уточняет она. — Не бойтесь сказать, что напишете жалобу в трудовую инспекцию. Зачастую она на стороне сотрудников.»

А вот жаловаться на коллег руководству или отдел кадров смысл есть только в том случае, если они ведут себя как дети: например, занимаются физическим запугиванием. В других случаях жалоба приведет только к ухудшению взаимоотношений как с руководителем, так и с сотрудниками, подчеркивает Дарья.

При этом единого алгоритма работы с проблемными сотрудниками не существует, так что каждая компания сама решает как поступить.

В США пострадавшие лица и предприятия могут получить бесплатную помощь в рамках «Программы поддержки сотрудников» (Employee Assistance Program, EAP). Если в компании есть куратор или иной специалист-конфликтолог, можно рассказать о проблеме ему. Столкнувшись с расовой или иной дискриминацией, американцы могут подать жалобу в Комиссию по соблюдению равноправия при трудоустройстве (Equal Employment Opportunity Commission, EEOC) или в Министерство труда.

Если у вас нет возможности решить проблему, уволиться или перейти в другой отдел, то самое логичное поведение — это перестать на это реагировать, считает Дарья.

«Общайтесь как ни в чем ни бывало, доброжелательно. Не надо стелиться перед коллегами, пытаться сделать что-то для них, надо общаться так, как вы общались бы с коллективом, который не травит вас, — уточняет психолог. — Максимально не замечать их отношения, не показывать никаких эмоций. Потому что, если они объединились против кого-то одного, вероятно, он показал какую-то реакцию. И, конечно, главное — это посмотреть на себя, понять, чем вы отличаетесь от коллектива. Можете ли вы это исправить?»

Удаленный формат работы может показаться выходом, но американская статистика говорит об обратном. Как выяснил Институт травли на рабочем месте (Workplace Bullying Institute), о случаях буллинга сообщают 30% офисных работников и 43,2% удаленщиков. Однако специалисты отмечают, что последние признавались в этом с большей вероятностью, с чем могут быть связаны и более высокие цифры.

Автор: Екатерина Янсон

Комментарии (9)


  1. uvelichitel
    19.07.2025 11:31

    Самоирония. Психологическое айкидо -- обезаружить противника самому первым подсветив свои уязвимости. "Кто может первым посмеяться над собой"(c)
    Эти приемы, с точки зрения профессиональных психологов, работают в трудовых коллективах, сообществах? Или только ослабляют позиции?
    Что говорит по этому поводу наука?))
    Не часто встречал такой стиль поведения у людей исполняющих руководящие роли...


  1. serginfo2009
    19.07.2025 11:31

    То есть, ключевой совет в конце статьи - «не обращать внимания»?

    Нет, это не помогает.

    Помогает только одно - расколотить обидчикам кабины. Иногда в фигуральном смысле, но иногда и в буквальном.


  1. JBFW
    19.07.2025 11:31

    Чем вы отличаетесь от коллектива

    Будь как все, не высовывайся, ты что, самый умный?

    А лучше просто уволиться


    1. Ileots
      19.07.2025 11:31

      а еще лучше - не попадать в такое место


  1. Nansch
    19.07.2025 11:31

    Вам уже сильно за тридцать, а вас до сих пор травят в современных коллективах? Ну ребята, это же совсем дико. Я понимаю можно сдаться при травле в изоляторе. Но в обычном рабочем коллективе, где вас никто и пальцем не тронет, если плохо подвешен язык, можно смотреть на обидчика как на говно, даже если это шеф, а еще можно, вы не поверите, вежливо послать (добавьте в конце "пожалуйста"). Разрывайте эмоциональную связь с коллективом! Вы деньги лутать пришли или где тут что?!


    1. kompilainenn2
      19.07.2025 11:31

      Конечно деньги, но если ты не влился в коллектив, даже без токсикоза с их стороны - это очень некомфортно


    1. oliva80
      19.07.2025 11:31

       Ну ребята, это же совсем дико

      ага, совсем дико. сколько историй травли тех, кто в 2020-х отказался "надеть маску и перчатки" на рабочем месте, уколоться и т.п.


      1. randomsimplenumber
        19.07.2025 11:31

        А если маску надеть - травля прекращалась?


  1. JuryPol
    19.07.2025 11:31

    «Телесно-ориентированный психолог»... Круто! В мемори, однозначно!