«Земля — это колыбель разума,
но нельзя вечно жить в колыбели».

©Константин Циолковский

Когда мы слышим про ракеты, в голове у большинства всплывает Илон Маск с его SpaceX и что это все «очень сложно» и «очень дорого». Но за этим всем теряется главное – ракета как продукт, как коммерческая составляющая космического бизнеса.

Сколько стоит создать ракету с нуля? Почему одни компании разоряются после первого запуска, а другие строят космические монополии? Какие бизнес-модели работают, а какие — уводят миллионы в яму?

Данная статья не про космос ради красоты, это про космос как рынок. Ракеты-носители – это основа для покорения космоса, без них остальные виды бизнеса (например спутники) бессмысленные.  Разработка, производство и запуск ракет по праву можно считать одним из самых сложных направлений на Земле, но в тот же момент очень интересным и необходимым.

Мы откроем занавес этой увлекательной индустрии и покажем бизнес сторону основной ниши – ракетостроение. Эта статья первая, она положит начало серии материалов про космос как бизнес. Наша цель – сделать частный космос доступнее и создать информационную основу для действующих и будущих предпринимателей. Будет интересно.

Поехали!

Глава 1. История, как всё начиналось

Космос с самого начала был гонкой военной, политической и после уже стал экономической.

СССР первыми вывели спутник, отправили человека за пределы Земли и осуществили выход в открытый космос. США же ответили на это программой «Аполлон» и высадкой на Луне. Дальше совместные программы по примеру «Союз-Аполлон» и просто, как таковое, развитие космических технологий и своего присутствия в космосе.

Все это – далеко от бизнеса, но необходимость, для его появления. Они не считали рентабельность запуска, они просто вливали миллиардные бюджеты в разработку, чтобы продемонстрировать первенство.

Перелом случился в начале 2000-х годов с приходом Илона Маска. SpaceX можно по праву считать эталоном частного космоса. Он не просто начал строить ракеты, он начал строить полноценную бизнес-модель и стандарты ведения дел. Повторное использование первой ступени, снижение цены за килограмм вывода полезной нагрузки, и следствие этому – достаточно жесткая конкуренция с государственными корпорациями. Но по итогу SpaceX стала не просто стартапом, а целым событием.

Это стало точкой отсчёта нового этапа — космос как индустрия.

Глава 2. Из чего сделана ракета и на чем мы зарабатываем

Чтобы понимать, как на этом всем делают деньги, надо сначала разобраться — а из чего вообще состоит ракета, берем самое основное (про техническую часть ракет информации достаточно).

Двигатель

Самая важная и сложная часть всей ракеты. Именно он создает тягу, за счёт которой эта железная бочка вообще отрывается от земли и летит к звёздам.

В основе его работы лежит третий закон Ньютона: каждое действие вызывает равное и противоположное противодействие. Если по простому, то когда ракета стартует, ее двигатели выталкивают газ вниз – в ответ ракета поднимается вверх. Газ – это действие, взлет же – наше противодействие. Этот закон основа всей реактивной тяги.

Типы двигателей:

  • Твердотопливные — проще и дешевле в производстве.

  • Жидкостные — сложнее, дороже, но эффективнее.

  •  Гибридные — используются реже, смесь жидкого окислителя и твердого топлива.

Сегодня предпочтение отдают в основном жидкостным двигателям, они эффективнее и лучше управляются. Например, цена двигателя Raptor (корабль Starship и ускоритель Super Heavy) около 1 млн $, а его последние модификации позволяют снизить стоимость почти в 2 раза. Но основные затраты не в двигателе, а во всей двигательной установке, здесь на примере Falcon 9 цены варьируются от $12-15 млн (при стоимости одного двигателя Merlin в пределах 1 млн $, на ускорителе их 9)

Топливо

Без топлива ракета не улетит, думаю логично.

Распространенные пары:

  • Керосин + жидкий кислород (RP-1/LOX) — дешево, проверено, используется в Falcon 9.

  • Метан + жидкий кислород (CH4/LOX) — чище, меньше нагара, перспективно, применяется в Starship.

  • Жидкий водород + кислород (LH2/LOX) — максимально эффективно, но сложно в хранении.

Здесь если говорить про стоимость, она составляет от 0.3-1% от общей стоимости запуска (но не у всех). Заправка Falcon 9 SpaceX обходится примерно в 500 000$, всего лишь то.

Ступени ракеты

То, что нас выведет в космос (двигатель и топливо), мы уже разобрали, перейдем к тому, на чем мы туда полетим.

Стандартные структуры ракет-носителей:

  • 2-3 ступени, каждая отрабатывает свою задачу.

  • По типу сборки: пакетная (по бокам) и последовательная (друг на друга).

  • Последняя ступень — это разгонный блок и, собственно, полезная нагрузка

Полезная нагрузка – это та часть, ради которой мы здесь и собрались, на ней то все и зарабатывают. Чем больше помещается – тем больше платят.

Стоимость ступеней варьируются от миллионов до десятков миллионов $, все зависит от материалов и того, что планируется «под капотом». Распространенные материалы – алюминиевые сплавы, титан и углепластик. Также последние годы практикуют 3D-печать, что значительно снижает стоимость и при этом эффективно себя отрабатывает в деле.

У ракет Falcon 9 от SpaceX себестоимость первой ступени в пределах 30 млн $, общая себестоимость может доходить до 50 млн $. Вторая же ступень стоит в пределах 12 млн $.

Классы ракет

Полезная нагрузка, та самая на которой мы зарабатываем, напрямую зависит от классификации ракеты, а от нее в свою очередь то, сколько килограммов мы можем утащить с собой в космос.

Ниже представлены стандартные классы ракет:

  • Сверхлегкие — до 500 кг. Используются для выведения микроспутников. Ведущая ракета в этом классе «Electron» от Rocket Lab.

  • Легкие — до 2-5 тонн (границы варьируются). Используются для вывода небольших спутников.

  • Средние — от 5 до 20 тонн. Например, ракеты семейства «Союз», которые доставляют космонавтов и грузы на Международную космическую станцию.

  • Тяжелые — от 20 до 50 тонн. Яркие представители такие ракеты, как российский «Протон-М», китайская «Чанчжэн-5», а также Falcon 9 от SpaceX (но она находится на границе среднего и тяжелого класса).

  • Сверхтяжелые — свыше 50 тонн. Например, Falcon Heavy от SpaceX с возможностью вывода 63.8 тонн груза. Ну и конечно же Starship Super Heavy с заявленным выведением на низкую околоземную орбиту до 150 тонн полезной нагрузки, а в одноразовом — до 250 тонн (мощно, но скоро все увидим).

Если говорить про цифры, то запуск сверхлегкой и легкой ракеты варьируется от 7–20 млн $; средний и тяжелый класс 50–70 млн $; сверхтяжелый на примере Falcon Heavy — от 97 млн $. Здесь снова вернемся к Starship, в теории они обещают менее 10 млн $ за запуск, это будет прям революция на рынке, если получится.

Один из главных факторов, позволяющий зарабатывать больше

Называется многоразовость. Это когда часть ракеты регулярно возвращается после каждого запуска. Возьмем для примера многоразовость первой ступени. До появления SpaceX каждый запуск ракеты означал полное уничтожение всех ступеней. Это тоже самое, как сжигать самолет после каждого полета. Сейчас же все по другому, Илон Маск показал, что если первую ступень возвращать, обслуживать и запускать повторно, то себестоимость запуска падает кратно не просто на %, а на десятки миллионов долларов.

Как это устроено

SpaceX реализовала возвращение первой ступени Falcon 9 с вертикальной посадкой. После отделения ступень разворачивается, использует остаток топлива, корректирует курс и садится на баржу или на сушу.

А если на цифрах

Полная цена запуска Falcon 9 — $67 млн (официальный прайс-лист, SpaceX). По оценкам NASA, при повторном использовании первой ступени реальная внутренняя себестоимость падает до ~$28 млн, включая подготовку, топливо, эксплуатацию. Из этого можно сделать вывод, что многоразовость дает более 50% дополнительной маржи.

Одну ступень можно использовать десятки раз (рекорд по состоянию на 2025 год: 29 полётов одной и той же первой ступени Falcon 9), и экономить десятки миллионов долларов. Каждый повторный запуск, само собой, требует проверок и небольших доработок, но это в разы дешевле, чем строить новую ступень.

Помимо первой ступени, SpaceX также научились спасать обтекатель. Это носовая часть ракеты, которая закрывает полезную нагрузку во время старта. Тут держится рекорд 28 полетов одной створки, что в свою очередь сэкономило компании около 80 млн $.

Многоразовость трансформирует всю индустрию. С помощью нее можно предлагать меньшую цену и спокойно зарабатывать. Она также увеличивает скорость новых запусков, не придется каждый раз тратить месяцы на новые разработки. И так как мы тут все же про бизнес – то она повышает устойчивость бизнеса, меньше затрат и больше контролируемости. Это инструмент, который переводит космос из сферы «редких и дорогих запусков» в повторяемый бизнес-процесс.

Глава 3. Космический прайс и как тут все-таки создать бизнес

Итак, у нас есть ракета (желательно с многоразовой 1-ой ступенью), мы понимаем сколько это примерно стоит, даже то, где находится весь сок (полезная нагрузка), теперь перейдем непосредственно к «космическому прайсу» и поймем, окупается ли тут что-то вообще.

Кто платит? Ну, те у кого есть деньги и потребность. Например, государства и национальные агентства, спутниковые операторы и научно-исследовательские центры, это не все, но самые ключевые.

Зачем им это? Вывести спутник, оборудование, исследовательские приборы и т.п. именно туда, где они начнут приносить пользу или прибыль. Все просто (а говорят космос это сложно, пф)

Теперь про цены на рынке на примере ведущих компаний (все ориентируются на них).

Сколько стоят запуски

У SpaceX Falcon 9 за полезную нагрузку в 22,800 кг возьмет примерно $67 млн ($2,700 /кг). А Falcon Heavy, в свою очередь, с вывода полезной нагрузки до 63,800 кг возьмет примерно $97 млн ($1,500 /кг)  

Rocket Lab со своей легкой ракетой Electron (полезная нагрузка 300 кг) будет брать около $7.5 млн ($25,000 /кг). А их новая ракета Neutron гарантирует с 13 000 кг нагрузки брать $50–55 млн ($4,000 /кг). Rocket Lab компенсирует сравнительно высокую цену за кг удобством: быстрый запуск, точная орбита и персональный сервис.

Сколько же денег они заработают, небольшие расчеты на примерах

Для начала SpaceX с Falcon 9. Цена коммерческого запуска: $62–72 млн, госконтракты могут быть дороже — до $95–133 млн. Берем цену $67 млн.

Первую ступень (60-70% стоимости) при многократном использовании амортизируют примерно до $2.5-3 млн на запуск при частоте полетов около 15. Вторая ступень не восстанавливается и обходится в 12 млн $ за единицу. Добавляем топливо, персонал и обслуживание – и получаем итоговую себестоимость в 28 млн $.

Исходя из данных выше, чистая прибыль может составлять 39 млн $ за запуск, это примерно 58% маржа.

*Важно! Данные могут расходится, так как в разных источниках разные цифры. Для расчетов были взяты средние показатели и многоразовость, чтобы привести наглядный пример.

Теперь посмотрим, как дела обстоят у Rocket Lab. Коммерческая цена запуска Electron в среднем составляет $6–7.5 млн, в зависимости от конфигурации и скидок, для расчетов возьмем $7.5 млн.

С точки зрения себестоимости, Reddit‑аналитика по данным Rocket Lab показывает, что затраты на запуск составляют примерно $7–8 млн, то есть модель пока выходит близко к безубыточной, прибыль минимальна или отсутствует. При этом маржинальная себестоимость может составлять около $6 млн, что теоретически оставляет место для прибыли в пределах $1‑2 млн с запуска, но это больше цель, а не факт. Основная часть доходов (около 70%) идет пока от разработки космических систем (спутники, компоненты), что также важно в текущее время при разработке ракет-носителей, чтобы компания оставалась на плаву.

Что важно: компания стремится снизить себестоимость Electron через многоразовость первой ступени. Они пока не планируют сажать ступень на сушу или баржу как SpaceX, а идут путем парашютной системы и ловли с вертолета.

Пример бизнес-модели для тех, кто планирует заняться ракетами (безумцы)

Если смотреть трезво и через призму реальных денег, то сейчас самой эффективной бизнес-моделью будет являться создание легкой ракеты-носителя с возможностью повторного использования и гибкой системой запуска. Незачем создавать «второй SpaceX», нужно делать сервис, который сможет быстро, просто и по понятной цене решить вопросы клиентов.

Рынок сегодня перегрет мечтами о Марсе, сверхтяжелых ракетах и многоразовых системах, но в действительности спрос концентрируется в сегменте малых и средних спутников. Очень много компаний, которые не могут ждать «окна» у SpaceX и готовы платить за скорость и гибкость. Поэтому выигрывает тот, кто делает маленькую, но надежную ракету, запускает её часто, и продаёт не как «технику», а как «услугу».

Успех тут не в железе, а в экономике. Используйте 3D печать, композитные материалы, берите работающие решения и улучшайте – это сильно экономит вложения и производство. Ракета в идеале должна стоить не больше $2–4 миллионов при запуске, продаваться за $5–6.5 миллионов, а маржа с каждой миссии должна быть в районе $2 миллионов минимум. При 10+ запусках в год появляется кассовый поток, позволяющий реинвестировать в развитие, без вечной зависимости от раундов.

В идеале — всё производство in-house: двигатели, баки, телеметрия, ПО. Чем меньше зависимости от подрядчиков, тем ниже себестоимость и выше скорость производства. А при повторном использовании — даже частичном, маржинальность растет в разы. Те, кто это делают первыми, получают конкурентное преимущество, как SpaceX со своим Falcon 9.

Главная ошибка большинства игроков думать, что успех = построить ракету. Но успех = построить систему запусков, которая не убыточна. Зарабатывает не тот, кто просто летает, а тот, кто летает часто, дёшево и вовремя.

И если уж идти в эту игру, то надо сразу закладывать не продукт, а полноценную платформу. Не только «ракета», а логистика между Землей и орбитой. Тогда есть шанс не просто выжить, а построить устойчивый бизнес, который приносит деньги не в теории, а в каждый запуск.

Глава 4. Текущее положение

Вот и переходим мы плавно к тем, кто уже испытал или испытывает себя.

Стартапов много, провалов тоже, что говорит статистика:

  • По состоянию на 2024 год в мире действовало около 250 компаний, связанных с ракетами и космическими запусками (по данным Space Capital).

  •  Из них примерно 70% так и не смогли перейти к полноценным запускам или закрылись по финансовым причинам.  

В чём секрет успеха? (или сила)

  1. Техническая надежность и быстрое достижение полётов. Стартап должен показать реальный запуск в сроки, соблюдать все обещания и не бросать слов на ветер.

  2.  Многоразовость и инновации в технологиях. Как у SpaceX, только с другой стороны — экономия и скорость запусков.

  3.  Вертикальная интеграция и контроль над цепочкой поставок. Это позволит существенно снизить себестоимость.

  4.  Партнерства с государственными структурами и крупными игроками. В России с этим пока сложно, но все начинает набирать оборот. Здесь надо работать над маркетингом и быть на слуху. 

  5.  Четкое понимание рынка и нишевых потребностей. Например, малые спутники или специализированные запуски для научных центров.

Где брать деньги?

Наверное, это самый волнующий вопрос. Собственные средства, это конечно замечательно, но такие вложения не каждый сможет потянуть – поэтому первоначальные варианты, это частные инвесторы и венчур. В России все в стадии зарождения только, что одновременно грустно, но и в тот же момент открывает много возможностей. Не исключается создание собственного смежного продукта или инфраструктуры, которая позволит финансировать направление ракет-носителей.

Готов ли рынок?

Да. Абсолютно. Сейчас подходит золотое время для входа.

Рынок запуска ракет в 2024 оценивался примерно в $15–20 млрд в год, с ростом до $50 млрд к 2030. Основной драйвер — массовое развёртывание спутниковых группировок и государственные программы. Также с каждым годом растет конкуренция и возникает потребность в более гибкой и низкой цене.

Ракетный стартап — это игра с очень высокой ставкой. Высокие затраты, жесткая конкуренция и крайне низкий порог ошибок превращают каждый пуск в игру на выживание. Даже при успехе выход на прибыль может занять годы, а при одной ошибке можно потерять все. Большинство не выдерживают финансовых, технологических и организационных вызовов, но те, кто смог найти правильную нишу, наладить производство и заручиться поддержкой — выигрывают, получая доступ к миллиардному рынку и развитию человечества как межпланетного вида.

Глава 5. Наше мнение и вывод

Вот и подходит наша увлекательная статья к своему логическому окончанию. В завершении мы выделим для вас две основные категории ракет-носителей, на которые следует обратить внимание:

  • Первая — вывод нагрузки на орбиту Земли с помощью легких ракет-носителей. Сейчас именно легкие ракеты становятся более выгодными и востребованными.

  • Вторая — вывод нагрузки на Луну и Марс. Здесь пока доминирует один игрок — SpaceX с их ракетой Starship. Это самая сложная категория, но неизбежно в неё придут новые игроки, и уже скоро (возможно, что кто-то из нас).

В плане технологий нужно сразу ориентироваться на разработку многоразовых систем — это все же главный фактор к снижению стоимости и развитию рынка.

Выше мы разобрали ведущее направление – вывод полезной нагрузки на орбиту Земли. Но, помимо этого, сейчас активно набирает оборот космический туризм, например от Blue Origin, «лунные» ракеты, которые будут выполнять роль «грузовика» между Землей и Луной, а также многое другое в направление ракет-носителей. Но на чем и как они все зарабатывают и как стартапам «вписаться» в эту тусовку? Пишите, что вам интересно, а мы разберем и подготовим новые материалы.

И напоследок отметим. Рынок ракет-носителей ближайшие 10 лет будет активно расти и развиваться, и он нуждается в новых людях, командах и стартапах (особенно в России). У вас есть идеи и наработки? – усиливайте бизнес-модель и маркетинг. Превратите идею в понятный продукт, подкрепите понятной моделью, которая приносит деньги, научитесь объяснять, зачем вы рынку и будьте на слуху.

Космос – это сложно, но возможно.

Автор статьи – Глеб Федякин

Есть идеи и предложения? Пишите, я открыт к сотрудничеству.

Авторский Телеграмм канал – https://t.me/gf_space с разбором «Что скрывает за собой Луна», помимо трансформеров на обратной стороне.

Статья написана при поддержке GF Space – компания, создающая инфраструктуру и медиа для индустрии нового космоса. Мы строим космический отель и "космическую долину" на Байконуре, создаем бизнес-журнал "Gravity" и фокусируемся на исследованиях в области ракет-носителей.

Важное дополнение:

Данная статья описывает международную обстановку в сфере ракет-носителей. Также в тексте часто упоминается SpaceX, не потому что они единственные, а потому что это самый основной ориентир для построение успешного бизнеса в этой индустрии.

В России уже есть перспективные команды и первые полноценные инициативы, но модель работы с государством и госкорпорациями пока еще сырая (а по миру именно они являются основными заказчиками). Также, пока еще, инвесторы осторожно смотрят на наш рынок, хотя перспективы начинают проявляться. Чтобы у нас начал формироваться устойчивый рынок частного космоса, предстоит пройти еще долгий путь. Но вместе мы можем уже сейчас начать закладывать основу для этого.

Комментарии (4)


  1. pae174
    21.08.2025 11:34

    Глава 2. Из чего сделана ракета и на чем мы зарабатываем
    Полезная нагрузка, та самая на которой мы зарабатываем

    Зачем вы все это понаписали про ракету, на которой вы там якобы зарабатываете, если на сайте "компании" написано,что компания строит гостиницу для туристов, понаехавших посмотреть на запуск ракеты, к которой вы там не имеете ни малейшего отношения?

    PS Скорее всего никакой компании вообще нет и никакой отель там не строят. Домен зарегистрирован месяц назад на частное лицо, сайт с рекламой новой космической компании находится на Тильде, в качестве контактов указан почтовый ящик на Яндексе. ИНН? Реквизиты? Адрес? На фиг не надо. Налоговая по названию ничего не видит (здесь могут быть задержки с выгрузкой). Российский частный космос во всей красе.


  1. Matshishkapeu
    21.08.2025 11:34

    Один из главных факторов, позволяющий зарабатывать больше

    Называется многоразовость

    Фигня. Главный фактор это грузоподъёмность. Цены как у Спейс икса были за сорок лет до него, на более крупных пакетах без всякой многоразовости. Собственно в вашей собственной статье это прекрасно видно.

    У SpaceX Falcon 9 за полезную нагрузку в 22,800 кг возьмет примерно $67 млн ($2,700 /кг). А Falcon Heavy, в свою очередь, с вывода полезной нагрузки до 63,800 кг возьмет примерно $97 млн ($1,500 /кг)  

    Rocket Lab со своей легкой ракетой Electron (полезная нагрузка 300 кг) будет брать около $7.5 млн ($25,000 /кг). А их новая ракета Neutron гарантирует с 13 000 кг нагрузки брать $50–55 млн ($4,000 /кг).

    Нет ни единого случая когда лёгкая ракета даёт цену дешевле более тяжёлой. То есть в идеале грузоподъёмность, отработанное производство вертикально интегрированной компанией, поточные запуски, и если очень хочется - опциональная многоразовость.


    1. ilvar
      21.08.2025 11:34

      Не путайте цену с себестоимостью. Цена определяется рынком, и если у конкурентов пуски стоят по 100 млн и больше, то спейсы со своими 65 млн одновременно И самые дешёвые для клиента, И имеют дофига прибыли с каждого коммерческого запуска благодаря себестоимости в 28 (а по моим прикидкам, ближе к 20) млн за пуск.


  1. javax
    21.08.2025 11:34

    Много мелких ошибок (например РокетЛаб отказались от ловки вертолетом)
    Низкий уровень материала
    Основной посыл не верен - рынок малых ракет носителей перенасыщен, вход затруднен - сложно сделать свой двигательн, вообще не понятно кому адресован посыл - делайте легкие ракеты.