В этом году мы запустили новую образовательную программу «Разработка мобильных игр» для школьников 8–9 классов — и она получилась по-настоящему особенной. Это не просто очередной курс по программированию или геймдеву: мы объединили код, персонажей, физику и истории в одно целое, сделав обучение настоящим приключением. Вместо сухих лекций, ребята начинают стажировку в виртуальной гейм-студии, где их сопровождает наставник Максим. Он не просто рассказывает про программирование, а делится эмоциями, личными историями и шутками про баги. Объясняет сложные вещи «на пальцах», вместе с учениками разбирает задачки и отвечает на вопросы в формате встреч (лонгридов) с примерами кода и иллюстрациями. Такая история «по ту сторону экрана» сильно вовлекает учеников: сторителлинг помогает им лучше усваивать материал и понимать, зачем всё это нужно.

Наш курс создан для школьников 8–9 классов, которые мечтают создать собственные игры и хотят получить крепкую базу в программировании. Мы сделали низкий порог входа: никакого предварительного опыта написания кода не требуется. Если ты лишь слегка знаком с информатикой из школы, читал что-то в интернете или смотрел видео — этого хватит. Стартуем с самых основ.

  • Новички смогут собрать воедино обрывки знаний: мы последовательно объясняем синтаксис Java, основы алгоритмов, логику и базовые концепции разработки. 

  • Ученики, получившие какие-то навыки программирования ранее, также найдут для себя много нового, что углубит их понимание.

На наш взгляд, программирование — один из важнейших навыков XXI века. Оно развивает логическое и алгоритмическое мышление, учит решать проблемы и доводить дело до конца. В частности, работа над играми показывает, как математика, физика и код переплетаются между собой в одном проекте. Наш курс подарит школьникам опыт разработки игр — от идеи до её воплощения в жизнь!

Почему этот курс уникален

Главная особенность нашего курса — формат сторителлинга. Вместо формальных занятий ученики погружаются в сюжет: работают над игровыми проектами, ведут диалоги с наставником Максимом и примеряют на себя разные роли. Каждая встреча — это подробный интерактивный лонгрид с объяснениями, где можно задавать вопросы и получать быстрые ответы. Нам важно, чтобы курс был нескучным, поэтому мы воссоздали атмосферу настоящей геймдев-студии. Такой подход делает обучение гораздо увлекательнее, что также положительно влияет на мотивацию и понимание темы у учеников.

А еще, новые знания даются по мере необходимости. Вместо того чтобы сразу нагружать теорией, мы вводим инструменты «по ходу дела»: сначала ставим задачу и только потом показываем с помощью чего её решить. Такой подход помогает избежать перегрузки информацией и сразу применять изученное на практике.

Кроме того, после прохождения курса, ученики смогут не только писать код, но и решать комплексные задачи. Каждый игровой проект мы разбираем до винтиков: декомпозируем требования, проектируем архитектуру, пишем код, тестируем и фиксим баги, доводя игру до рабочего прототипа. Это настоящая мини-индустрия: глаза боятся (задача кажется сложной), а руки делают и в конце спринта у каждого оказывается рабочая игра на руках. Такой проектный формат обучения («learning by doing»), как доказано, повышает интерес учеников и формирует критическое мышление.

Как рождался курс

Идея возникла из желания предложить школьникам курс, который бы прежде всего формировал и развивал их алгоритмическое мышление, но при этом содержал проектную составляющую, которая бы позволяла детям увидеть конечный, осязаемый итог своего обучения.

Мы сразу решили: теория появляется как «инструмент по необходимости», без лавины терминов и сложных концепций в начале. Вместо этого каждое новое понятие появляется именно тогда, когда это необходимо для реализации проекта. 

Постепенно в курсе сформировался и образ наставника Максима. Изначально он был лишь персонажем, от лица которого велось повествование, но с каждым занятием мы добавляли ему черты характера, придумывали увлечения и шутки. В какой-то момент Максим перестал быть просто вымышленным героем, став тем, за кого мы переживаем и чью историю хотим узнать до конца.

Когда концепция обрела форму, мы апробировали курс на реальных учениках в различных образовательных программах. При апробации курса участники проходили наши спринты и делились отзывами. Мы учли их комментарии и корректировали материалы занятий до тех пор, пока не нашли сбалансированную и понятную форму. Максим оказался другом не только для нас, но и для многих учеников — так началась история нашего курса.

Как проходит обучение

Курс разбит на спринты — небольшие блоки по принципу agile-разработки. В каждом спринте мы вместе:

  • Анализируем задачу. Знакомимся с техническим заданием на разработку игры, определяем, какие механики должны быть в ней, декомпозируем одну большую сложную задачу на множество маленьких и понятных.

  • Проектируем. Обсуждаем архитектуру: какие классы и объекты понадобятся, как устроена сцена, какие события нужно обработать. Иногда рисуем упрощённые UML-диаграммы и блок-схемы.

  • Пишем код. Максим комментирует каждую часть кода. Формат нашей работы «здесь и сейчас», — мы сразу пробуем идеи на практике.

  • Тестируем и отлаживаем. Ловим баги, исправляем ошибки и улучшаем качество кода. Как говорится, нет предела совершенству.

  • Финализируем. Доводим игру до завершённого состояния: добавляем меню, счётчики, финальные экраны и подписи. 

Каждое занятие (встреча) даёт одну «порцию» понятных знаний, которые сразу идут в дело. Такой итеративный подход похож на настоящую работу в студии и очень эффективен: уже после первых занятий ученики получают ощутимый результат, а к концу спринта — готовую игру, которой можно гордиться!

Помимо разработки игр, в курсе есть разнообразные задания для закрепления материала. Это могут быть тесты с выбором ответа, упражнения на перетаскивание элементов в интерфейсе, задачи по доработке кода, самостоятельная реализация небольших методов или творческие проекты на усмотрение ученика. Все они помогают глубже понять пройденные темы и увидеть их практическое применение.

Изучаемые технологии и концепции

Курс посвящён изучению Java — одного из самых востребованных языков программирования. Мы начинаем с разбора основ, присущих почти любому языку: переменные, условия, циклы, функции. А затем переходим к изучению объектно-ориентированного программирования: классы, объекты, наследование, инкапсуляция и полиморфизм. Чтобы ученики лучше понимали логику программы, мы подкрепляем занятия наглядными алгоритмами и блок-схемами.

Курс включает в себя:

  • Java + IDE: работаем в IntelliJ IDEA и Android Studio.

  • Игровой фреймворк: знакомимся с libGDX — кроссплатформенным фреймворком для игр. 

  • Физический движок: подключаем Box2D для моделирования физики.

  • Мультимедиа: добавляем изображения, звук, шрифты.

  • UML и схемы: показываем, как рисовать и читать простые UML-диаграммы и блок-схемы.

Всё это — реальные технологии, которые используются в разработке. Изучая их через призму проектной деятельности, ученики получают представление о настоящем процессе создания игр: от алгоритмов и кода до дизайна интерфейса и физики. 

Сделаем лирическое отступление и сразу ответим на очевидные вопросы, которые могли возникнуть после прочтения этого раздела:

  1. «Почему Java и libGDX, а не Unity, Godot или Unreal Engine?»

Мы не ставим перед собой задачу подготовить высококвалифицированных специалистов игровой индустрии, так как это требует совершенно другого порога входа. Мы фокусируемся на формировании крепких базовых знаний, которые пригодятся вне зависимости от того, какую профессию в итоге выберет ученик. Наша задача — научить думать, анализировать, правильно искать и использовать инструменты. С такими навыками человек сможет найти себя в любой сфере.

  1. «А почему именно Java и libGDX?»

Мы выбрали связку Java и libGDX, потому что она отлично подходит для обучения фундаментальным навыкам программирования. Java — это популярный и универсальный язык (снова поем дифирамбы, да), который закладывает прочную базу и приучает к дисциплине в коде, а фреймворк libGDX позволяет сразу применять эти знания на практике, заставляя писать игровую логику вручную, а не кликать в визуальном редакторе. Такой подход учит главному — думать как программист и понимать, как программы работают изнутри, а не просто оперировать одним конкретным игровым движком. 

Какие игры создают ученики

Мы идём по нарастающей сложности. За время курса у каждого учащегося появляется портфолио из собственных игр:

  1. Консольная игра (Спринт 1). Хороший способ познакомиться с Java. Ребята изучают синтаксис, условия, циклы и создают свою первую игру в терминале. Визуала немного, зато это крепкий фундамент для всего остального.

  2. Классическая 2D-аркада (Спринт 2). С помощью libGDX мы разработаем собственную версию Flappy Bird. За знакомым внешним видом кроется обширная работа: от создания графики и обработки всех игровых событий до анимации персонажа и генерации препятствий.

  3. Космический шутер с физикой (Спринт 3). Создаем игру в духе «Asteroids», с движком Box2D. Теперь герои двигаются по физическим законам: летят, сталкиваются, отскакивают. Ребята учатся настраивать физические тела, реакцию на столкновения и сложный геймплей. На этом этапе появляется настоящий физический движок, приближенный к тому, что используют в ААА-играх.

  4. (В планах еще 4-й спринт). Мы держим интригу: следующий проект станет самым масштабным… но подробности пока оставим в секрете!

Каждая созданная игра — это полноценный результат. Ребята видят свой прогресс и испытывают гордость за продукт, сделанный своими руками. 

Кто мы и зачем мы это делаем? 

Над программой работала сплочённая команда из четырех учителей. Каждый из нас имеет реальный опыт разработки — от игр до массовых приложений и сервисов. Для нас, как авторов, качество курса стояло на первом месте. Каждая тема — это результат недель кропотливой работы: от детального планирования до публикации в учебной системе. Работая вместе, мы старались дать школьникам возможность легко и с интересом погрузиться в мир программирования. Поэтому этот курс — не просто учебный материал, а наша общая история, и лучшая награда для нас — видеть, как он пробуждает интерес в учениках.

Обучающиеся курса получают не только набор навыков, но и опыт. Опыт превращения идеи в работающий продукт, который можно показать друзьям и добавить в портфолио. Они учатся не просто писать код, а мыслить как настоящие профессионалы: доводить проекты до конца, искать элегантные решения и не бояться ошибок. Здесь каждая трудность — это не преграда, а вызов, который делает тебя сильнее. Мы даём ученикам возможность поверить в себя и доказываем, что их самые смелые идеи могут стать реальностью.

Вместо эпилога 

Если вам близка идея учиться через создание любимых игр — присоединяйтесь! Максим уже приготовил истории, шутки и пару сюрпризов. Подать заявку на обучение в ближайшем полугодии можно будет только до 14 сентября, так что торопитесь!

Комментарии (8)


  1. Filex
    11.09.2025 12:43

    Вроде для android рекомендуют писать на kotlin, почему решили взять java?


    1. GlebPavlyuk Автор
      11.09.2025 12:43

      Мы выбрали Java из образовательных соображений. Его строгий синтаксис — лучший способ заложить прочный фундамент и развить дисциплину кода. «Синтаксический сахар» в Kotlin часто скрывает от новичков важные базовые концепции, что вредно на старте. Наша цель — научить понимать, как всё устроено, а не просто пользоваться удобными сокращениями. В тексте самой статьи этот вопрос раскрыт чуть подробнее.


    1. Tibedox
      11.09.2025 12:43

      Видимо из-за цели курса - не просто написать приложение под Android, а научить программированию. Java во-первых, пользуется популярностью и на других ОС (в отличие от Kotlin, который на самом деле прижился лишь под Android), а во-вторых, имеет синтаксис, очень схожий с языком программирования для взрослых C++, что приучает к серьёзному отношению к коду.


  1. ready4wisdom
    11.09.2025 12:43

    мы запустили новую образовательную программу «Разработка мобильных игр»

    почему новую? Она у вас уже существует несколько лет, примерно с таким же содержанием как описано в статье.

    Вместо сухих лекций, ребята начинают стажировку в виртуальной гейм-студии, где их сопровождает наставник Максим

    Что за виртуальная гейм-студия с наставником Максимом? По ссылке "подать заявку" запись на обычные оффлайн-площадки, где вы уже не первый год (вы молодцы!) учите школьников и студентов.

    Почему вы убрали из свободного доступа онлайн учебник "Мобильная разработка", который до этого всегда был доступен всем желающим? Почему бы этот классный курс "Разработка мобильных игр" так же не сделать в виде доступного онлайн учебника? Очевидно же, что это радикально расширит доступность для заинтересованных школьников.


    1. samsung_russia
      11.09.2025 12:43

      Добрый день!

      Программа «Разработка мобильных игр» отличается от проверенного временем курса по мобильным приложениям тем, что:

      • она короче — предполагает всего 3 месяца занятий

      • фокус внимания смещен на интересную большинству школьников тему игр, как следствие — больше упражнений на работу с игровой графикой, физикой, управлением

      • принцип подачи материала совершенно иной, мы сделали попытку отойти от традиционного принципа «урок-тест» в сторону более живого повествования (отсюда и идея с виртуальной студией, где проходит стажировку ученик)

      Причиной введения такого курса было то, что нам захотелось разработать более простую программу для ребят, которые не готовы целый учебный год посвятить достаточно сложному курсу. Снизить порог вхождения + дать возможность попробовать и понять, а твое ли это вообще, а потом уже поступать на более серьезную программу — мотивация примерно такая. То есть, в итоге мы перешли к двухуровневой структуре: 1 уровень — “Разработка мобильных игр”, 2 уровень — “Разработка мобильных приложений”, с выходами на проектные олимпиады школьников.

      Про офлайн-формат: на данный момент программа по разработке мобильных игр даётся только в очном формате только по причине того, что это первый запуск программы, и мы хотим апробировать ее, после чего уже, конечно же, предложить онлайн. Дело в том, что ведение в онлайне — гораздо более серьезный вызов для педагога, сложнее удержать внимание учеников, поэтому на онлайн мы обычно зовем самых опытных и высококлассных педагогов команды. То же самое касается и вопроса публикации учебника в онлайне для всех — мы хотим собрать впечатления учеников с площадок, после чего уже довести программу до совершенства.


      1. ready4wisdom
        11.09.2025 12:43

        @samsung_russia
        Благодарю за пояснения!
        Один вопрос все же ускользнул от вашего внимания - что случилось со свободным доступом к онлайн-учебнику курса "Мобильная разработка"? Учебник много лет был открыт для всех желающих, сейчас же регистрация доступна только школьников или студентов на оффлайн площадках. Технический сбой или изменившаяся политика?


  1. ru_vlad
    11.09.2025 12:43

    @samsung_russia
    Доброго!
    Вопросы есть, чем обусловлен возраст (8-9 класс), ведь в школе (я сам учитель и педагог в Доме творчества) алгоритмическое мышление только только начинаем, абстракция даже не объясняется.
    У вас сразу заявлено объектно-ориентированное программирование (классы и пр.).
    Дальше, как я понимаю вы сразу даете готовые шаблоны, при этом я не уверен что ребенок сможет понять что там внутри. Сценарии игр как я понимаю тоже готовые.
    Графика, звук, как я понимаю тоже все готовое и понимания кодирования графики и звука, вы даете?
    Вообще то интересно было бы посмотреть более детальную учебную программу.
    Не обижайтесь но подобные курсы (пиксель и пр.) смахивают на инфоцыганщину для детей, а это плохо.


    1. samsung_russia
      11.09.2025 12:43

      Добрый день!

      Учебная программа — не секрет, вот она в открытом доступе на нашем сайте: https://www.innovationcampus.ru/wp-content/uploads/2025/08/mobile-gamedev-program-2025-osen.pdf

      ООП там начинается только с 6 занятия, а первые 5 — классика: переменные, условные конструкции, циклы, методы.