Wikimart — одна из первых и наиболее известных российских интернет-площадок для онлайн-шопинга, которая на протяжении многих лет занимала важное место на рынке электронной коммерции страны. Однако сервис не смог адаптироваться в условиях стремительно меняющегося рынка и высокой конкуренции. Рассказываем в нашей статье историю взлета и падения Wikimart.

Как все начиналось

Wikimart был запущен в 2009 году студентами бизнес-школы Стэнфордского университета Камилем Курмакаевым, Максимом Фалдиным и Ильей Широковым. Сервис быстро приобрел популярность благодаря широкому ассортименту товаров, удобному интерфейсу и конкурентным ценам. Это сделало его привлекательным для миллионов российских покупателей. К декабрю 2009 количество зарегистрировавшихся на Wikimart продавцов достигло 1500. Посещаемость составляла 5 тысяч человек каждый день, в июне 2010 года — 30 тысяч, а в марте 2012-го этот показатель был уже на уровне 200 тысяч посетителей. Ежегодный оборот на площадке доходил до 7 млрд рублей.

Дизайн сайта в первые годы напоминал сервисы Яндекса
Дизайн сайта в первые годы напоминал сервисы Яндекса

Основной концепцией Wikimart было создание удобной платформы, где пользователи могли купить разные товары — от электроники и бытовой техники до одежды, косметики и товаров для дома. Благодаря сотрудничеству с многочисленными поставщиками и производителями, сайт предлагал широкий выбор продукции. Помимо небольших магазинов, там размещали свои товары крупные продавцы, например, Детский мир, Ситилинк и другие. 

Одним из ключевых преимуществ Wikimart стала развитая система логистики. Фирма активно инвестировала в создание собственной службы доставки и сотрудничала с курьерскими службами. 

Логотип Wikimart отсылал Wikipedia
Логотип Wikimart отсылал Wikipedia

Основным финансовым партнером Wikimart был американский фонд Tiger Global Management, который прекратил участие в бизнесе после введения санкций в 2014 году. 

Проблемы

С течением времени рынок электронной коммерции в России стал значительно более конкурентным. Активно развивались крупные игроки, такие как Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет. Они активно инвестировали в свои сервисы, расширяли ассортимент и улучшали условия для покупателей и продавцов. Wikimart столкнулся с серьезными вызовами — необходимость модернизации платформы, улучшения пользовательского опыта и усиления маркетинговых стратегий.

Ребрендинг не особо помог компании
Ребрендинг не особо помог компании

Компания переживала период трансформаций и реструктуризации. Wikimart пытался адаптироваться к новым реалиям рынка, внедряя технологии, расширяя ассортимент и улучшая логистику. Однако конкуренция оказалась слишком жесткой, и, несмотря на усилия, сервис постепенно утратил лидирующие позиции.

В конце 2016 года в СМИ начали появляться сообщения о закрытии офисов и складов проекта, а также о вероятном банкротстве. В 2017 году компания получила множество исков общей суммой чуть менее 3 млрд рублей и закрыла сайт. 

У Wikimart остались зарегистрированные торговые знаки (и изображение логотипа), правда, их срок действия уже истек.

Несмотря на печальную судьбу, компания оставила заметный след в истории российского e-commerce. Wikimart стал одним из пионеров онлайн-торговли в стране, способствовал формированию доверия к интернет-покупкам и помог многим российским потребителям открыть для себя удобство и преимущества онлайн-шопинга. То, без чего сегодня, уже сложно представить нашу жизнь. 

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:

Комментарии (0)