Обычно в учебных курсах по нерелятивистской квантовой механике формализм для описания спинового углового момента сразу дается в готовом виде без каких-либо удовлетворительных объяснений. Подходить к лекторам с вопросами об этом, как правило, тоже бесполезно - вразумительного ответа не получить, так как большинство физиков не знают ответа на этот вопрос. Вам будут говорить что угодно, но не точный ответ на вопрос.

В учебниках аналогично - в лучшем случае вам сначала расскажут что-нибудь про свойства спиноров и про матрицы Паули, а потом будет разрыв в переходе к конечным формулам.

Я решил написать статью, которая закроет этот разрыв. Вдохновила меня на это другая статья на Хабре "О спинорах человеческим языком", в которой, к сожалению, этот переход к физике хотя и был начат, но тоже так и не был осуществлен. От этой статьи переход можно сделать быстро (поэтому рекомендуется начать с нее). Начнем отсюда из этой статьи:

Переход к спинорному представлению.
Переход к спинорному представлению.

Описанное на этом скриншоте разложение можно осуществить с помощью любого единичного вектора. Но все эти векторы и даже скаляры - это комплексные матрицы 2 на 2, так как геометрическая алгебра Cl(3) описывается в базисе матриц Паули. Работать с комплексными матрицами 2 на 2 для описания спиновых направлений неудобно - они избыточны. Проще было бы, если придумать такое представление для векторов спина, чтобы его описывать вектором 2 на 1.

Обратим внимание на сами матрицы Паули:

\sigma_1 = \begin{pmatrix} 0 & 1 \\ 1 & 0 \end{pmatrix}\qquad\sigma_2 = \begin{pmatrix} 0 & -i \\ i & 0 \end{pmatrix}\qquad\sigma_3 = \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ 0 & -1 \end{pmatrix}

Если в качестве единичного вектора взять вектор вдоль оси Oz, то проектор будет иметь максимально простой вид:

\frac{1}{2}(I + \sigma_3) = \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ 0 & 0 \end{pmatrix}

Итак, определим пространство спиноров \mathcal{S} как идеал \mathcal{S} = \text{Cl}_3 \, p, где p — проектор:

p = \frac{1}{2}(1 + e_3)

Тогда любой спинор \Psi из этого идеала, представленный в виде матрицы, получается умножением произвольного элемента алгебры M на матрицу-проектор P:

\Psi = M P = \begin{pmatrix} a & b \\ c & d \end{pmatrix} \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ 0 & 0 \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} a & 0 \\ c & 0 \end{pmatrix}

Независимо от того, какую матрицу M мы брали, у результирующей матрицы \Psi второй столбец всегда равен нулю. Это означает, что вся информация о нашем спиноре \Psi содержится исключительно в его первом столбце.

Тогда удобно писать спинор не матрицей, а одним столбцом.

Тогда базисные спиноры в их матричном представлении выглядят так:

Первый базисный спинор (матрица):

\Psi_{\text{up}} = \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ 0 & 0 \end{pmatrix}

Второй базисный спинор (матрица):

\Psi_{\text{down}} = \begin{pmatrix} 0 & 0 \\ 1 & 0 \end{pmatrix}

Второй базисный спинор в абстрактной алгебре получается действием элемента e_1 на проектор p:

\psi_{\text{down}} = e_1 \left( \frac{1}{2}(1 + e_3) \right) = \frac{1}{2}(e_1 + e_1e_3)

Таким образом,

\Psi_{\text{up}} = P\qquad \qquad\Psi_{\text{down}} = \sigma_1 P

Эти две матрицы, таким образом, можно описывать как столбцы 2 на 1, так как второй их столбец всегда равен нулю. Теперь покажем, как любой спин может быть описан через них - выразим собственные векторы соответствующих матриц Паули.

Ось Z (ось квантования по умолчанию)

Это базис, на котором всё строится. Состояния "вверх" и "вниз" являются собственными состояниями оператора S_z (матрицы σ₃).

1. Спин Вверх (вдоль оси Z) |↑_z⟩

  • Стандартная КМ:
    [1, 0]

  • Геометрическая Алгебра:
    ψ_{up} = p = (1/2)(1 + e₃)
    Это наш "первый" базисный спинор, сам проектор.

  • Если измерить спин вдоль оси Z, мы с вероятностью 100% получим значение +ħ/2.

2. Спин Вниз (вдоль оси Z) |↓_z⟩

  • Стандартная КМ:
    [0, 1]

  • Геометрическая Алгебра:
    ψ_{down} = e₁p = (1/2)(e₁ + e₁e₃)
    Это наш "второй" базисный спинор, полученный действием e₁ на проектор.

  •  Если измерить спин вдоль оси Z, мы с вероятностью 100% получим значение -ħ/2.

Ось X

Состояния "вправо" и "влево" являются собственными состояниями оператора S_x (матрицы σ₁). Они представляют собой равные суперпозиции состояний "вверх" и "вниз".

3. Спин Вправо (вдоль оси X) |→⟩ или |↑_x⟩

  • Стандартная КМ:
    (1/√2) * [1, 1]
    Это (1/√2)(|↑_z⟩ + |↓_z⟩)

  • Геометрическая Алгебра:
    ψ_{right} = (1/√2)(ψ_{up} + ψ_{down}) = (1/√2)(p + e₁p) = (1/√2)(1 + e₁)p

  • Если измерить спин вдоль оси X, мы с вероятностью 100% получим +ħ/2. Если же измерить его вдоль оси Z, то с вероятностью 50% получим "вверх" и с вероятностью 50% "вниз".

4. Спин Влево (вдоль оси X) |←⟩ или |↓_x⟩

  • Стандартная КМ:
    (1/√2) * [1, -1]
    Это (1/√2)(|↑_z⟩ - |↓_z⟩)

  • Геометрическая Алгебра:
    ψ_{left} = (1/√2)(ψ_{up} - ψ_{down}) = (1/√2)(p - e₁p) = (1/√2)(1 - e₁)p

  • Если измерить спин вдоль оси X, мы с вероятностью 100% получим -ħ/2.

Ось Y

Состояния "вправо" и "влево" вдоль оси Y являются собственными состояниями оператора S_y (матрицы σ₂). Они также являются суперпозициями состояний "вверх" и "вниз", но с комплексной фазой, что критически важно.

5. Спин Вправо (вдоль оси Y) |↗⟩ или |↑_y⟩

  • Стандартная КМ:
    (1/√2) * [1, i]
    Это (1/√2)(|↑_z⟩ + i|↓_z⟩)

  • Геометрическая Алгебра:
    ψ_{y_right} = (1/√2)(ψ_{up} + iψ_{down}) = (1/√2)(p + i e₁p) = (1/√2)(1 + i e₁)p
    Здесь i — это обычная комплексная единица.

  • Если измерить спин вдоль оси Y, мы с вероятностью 100% получим +ħ/2.

6. Спин Влево (вдоль оси Y) |↙⟩ или |↓_y⟩

  • Стандартная КМ:
    (1/√2) * [1, -i]
    Это (1/√2)(|↑_z⟩ - i|↓_z⟩)

  • Геометрическая Алгебра:
    ψ_{y_left} = (1/√2)(ψ_{up} - iψ_{down}) = (1/√2)(p - i e₁p) = (1/√2)(1 - i e₁)p

  • Если измерить спин вдоль оси Y, мы с вероятностью 100% получим -ħ/2

Спиновые направления и их представление векторами
Спиновые направления и их представление векторами

Примеры решения задач.

Задачи на движение частицы со спином в магнитном поле решаются на основе уравнения Паули.

i \hbar \frac{\partial \chi}{\partial t}=-\frac{e \hbar}{2 m c}(\sigma \vec{B}) \chi

Здесь \sigma \vec{B} - это сумма \sigma_x B_x + \sigma_y B_y + \sigma_z B_z , состоящая из произведений сигма-матриц Паули на проекции (числа) вектора магнитного поля на координатные оси.

\chi - это спинор, описываемый с помощью вектора-столбца.

Задача 1.

Частица со спином 1/2, начальное состояние которой "спин направлен вправо" (вдоль оси X), помещается в постоянное однородное магнитное поле, направленное вдоль оси Z. Описать движение (прецессию) вектора спинового момента во времени.

Решение.

Стандартное уравнение Шредингера выглядит так: 

iħ d|ψ⟩/dt = H|ψ⟩, или \ d|ψ⟩/dt = (-i/ħ)H|ψ⟩.


Давайте переведем его на язык ГА.

  • |ψ⟩ становится нашим спинором ψ.

  • H становится нашим мультивектором H.

  • Умножение H|ψ⟩ становится геометрическим произведением Hψ.

  • Комплексная единица i в алгебре Cl₃ естественным образом представляется псевдоскаляром I = e₁e₂e₃. Он обладает нужным свойством I² = -1.

  • Магнитное поле: B = B₀e₃

  • Начальное состояние ψ(0): "Спин вправо". Это собственное состояние оператора S_x с собственным значением +ħ/2. В стандартной КМ это вектор (1/√2)(|↑⟩ + |↓⟩).

  • Наша цель: Найти ψ(t) и вычислить ожидаемые значения <S_x>, <S_y>, <S_z> в зависимости от времени.

Мы знаем, что в нашем формализме:

  • |↑⟩ (спин вверх) соответствует ψ_up = p, где p = (1/2)(1+e₃)

  • |↓⟩ (спин вниз) соответствует ψ_{down} = e₁p

Следовательно, наше начальное состояние:
ψ(0) = (1/√2) (ψ_up + ψ_down) = (1/√2) (p + e₁p)
ψ(0) = (1/√2) (1 + e₁) p

Подставляем все в уравнение Шрёдингера:
dψ/dt = (-I⁻¹/ħ)  H  ψ

Поскольку I⁻¹ = -I, получаем:
dψ/dt = (I/ħ)  H  ψ

Теперь подставим наш гамильтониан H = -γ(ħ/2)B₀e₃:
dψ/dt = (I/ħ)  [-γ(ħ/2)B₀e₃]  ψ
dψ/dt = [-γB₀/2  Ie₃]  ψ

Давайте вычислим Ie₃:
Ie₃ = (e₁e₂e₃)e₃ = e₁e₂(e₃)² = e₁e₂

Произведение псевдоскаляра на вектор e₃ дает бивектор e₁e₂, который представляет плоскость XY, ортогональную вектору e₃.

Наше уравнение движения принимает окончательный, невероятно изящный вид:
dψ/dt = [-(γB₀/2) e₁e₂] * ψ

Мы получили дифференциальное уравнение 

dψ/dt = Ωψ, где Ω = -(γB₀/2)e₁e₂ — это бивектор, умноженный на некоторую частоту.

Решением такого уравнения является экспонента:
ψ(t) = exp(Ωt) * ψ(0)

Подставим Ω:
ψ(t) = exp[-(γB₀/2)e₁e₂  t]  ψ(0)

Теперь вспомним определение Ротора — оператора вращения в ГА:
R = exp(-Bθ/2),

где B — бивектор плоскости вращения, а θ — угол.

Сравнивая это с нашим решением, мы видим, что ψ(t) получается из ψ(0) действием ротора:
R(t) = exp[-(e₁e₂) * (γB₀t/2)]

Это ротор, который описывает вращение:

  • В плоскости: e₁e₂ (плоскость XY).

  • На угол: θ(t) = γB₀t.

Скорость этого вращения (угловая частота) равна

 ω = dθ/dt = γB₀.

Это и есть знаменитая частота Ларморовской прецессии ω_L.

В формализме Геометрической Алгебры описание прецессии спина становится геометрически прозрачным:

  1. Уравнение Шрёдингера dψ/dt = H'ψ говорит, что изменение спинорного состояния ψ во времени определяется действием оператора H'.

  2. Этот оператор H' оказывается бивектором, который представляет плоскость вращения, перпендикулярную магнитному полю.

  3. Решение уравнения — это ψ(t) = R(t)ψ(0), где R(t) — это Ротор.

  4. Это уравнение дословно читается так: "Спинорное состояние в момент времени t получается путем поворота начального состояния ψ(0)".

Таким образом, прецессия — это не какой-то сложный побочный эффект матричной алгебры, а прямое следствие того, что гамильтониан взаимодействия спина с магнитным полем в своей основе является генератором вращений (бивектором). Формализм ГА делает эту фундаментальную геометрическую природу явления очевидной. Итак:

R(t) = exp[ -e₁e₂  (ω_Lt / 2) ]

Используя аналог формулы Эйлера для роторов, получаем:
R(t) = cos(ω_L*t / 2) - e₁e₂ sin(ω_L*t / 2)

Теперь применяем ротор к начальному состоянию:
ψ(t) = R(t) ψ(0)
ψ(t) = [ cos(φ) - e₁e₂ sin(φ) ]  [ (1/√2)(1 + e₁)p ]

где для краткости φ = ω_Lt / 2.

ψ(t) = (1/√2) [ cos(φ)(1+e₁)p - sin(φ)e₁e₂(1+e₁)p ]

Раскроем скобки во второй части, помня правила e₁e₂ = -e₂e₁ и e₁e₁ = 1:
e₁e₂(1+e₁)p = (e₁e₂ + e₁e₂e₁)p = (e₁e₂ - e₁e₁e₂)p = (e₁e₂ - e₂)p

Подставляем обратно:
ψ(t) = (1/√2) [ cos(φ)(p + e₁p) - sin(φ)(e₁e₂p - e₂p) ]

Это точный вид спинора в любой момент времени t. Хотя он выглядит громоздко, он содержит полную информацию о системе.

Чтобы понять, что происходит физически, нам нужно перейти к матричному представлению и вычислить ожидаемые значения <S> = ⟨ψ|S|ψ⟩ = ψ† S_{matrix} ψ.

  1. Начальное состояние в виде вектора-столбца:
    ψ(0) ↔ (1/√2) [1, 1]

  2. Ротор в виде матрицы:
    e₁e₂ ↔ iσ₃. Тогда R(t) ↔ exp[-iσ₃φ] = [[e⁻ⁱᶲ, 0], [0, e⁺ⁱᶲ]]

  3. Состояние ψ(t) в виде вектора-столбца:
    ψ(t) = R(t)ψ(0) = (1/√2) [[e⁻ⁱᶲ, 0], [0, e⁺ⁱᶲ]] * [1, 1] = (1/√2) [e⁻ⁱᶲ, e⁺ⁱᶲ]
    Это тот же результат, что и в стандартной КМ.

  4. Вычисление <S_x>, <S_y>, <S_z>:
    Используем ψ†(t) = (1/√2) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ].

    • <S_x> = ψ† (ħ/2)σ₁ ψ = (ħ/2)  (1/2) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ]  [[0, 1], [1, 0]]  [e⁻ⁱᶲ, e⁺ⁱᶲ]=

      (ħ/4) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ]  [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ] = (ħ/4) (e²ⁱᶲ + e⁻²ⁱᶲ) = (ħ/2)cos(2φ)= (ħ/2)cos(ω_Lt)

    • <S_y> = ψ† (ħ/2)σ₂ ψ = (ħ/2)  (1/2) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ]  [[0, -i], [i, 0]]  [e⁻ⁱᶲ, e⁺ⁱᶲ]=
      (ħ/4) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ]  [-ie⁺ⁱᶲ, ie⁻ⁱᶲ] = (ħ/4) (-ie²ⁱᶲ + ie⁻²ⁱᶲ) = (ħ/2)sin(2φ)
      = (ħ/2)sin(ω_L*t)

    • <S_z> = ψ† (ħ/2)σ₃ ψ = (ħ/2)  (1/2) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ]  [[1, 0], [0, -1]]  [e⁻ⁱᶲ, e⁺ⁱᶲ]
      = (ħ/4) [e⁺ⁱᶲ, e⁻ⁱᶲ]  [e⁻ⁱᶲ, -e⁺ⁱᶲ] = (ħ/4) (1 - 1) = 0

Вектор ожидаемого значения спинового момента <S>(t) равен:
<S>(t) = [ <S_x>, <S_y>, <S_z> ] = (ħ/2)  [ cos(ω_Lt), sin(ω_L*t), 0 ]

Что это описывает?

  • При t=0, <S>(0) = (ħ/2)[1, 0, 0]. Вектор направлен вдоль оси X, как и было задано.

  • При t > 0, вектор <S> вращается в плоскости XY с постоянной угловой скоростью ω_L. Его Z-компонента остается равной нулю.

Задача 2.

Частица со спином 1/2, начальное состояние которой "спин направлен вверх" (вдоль оси Z), помещается в постоянное однородное магнитное поле, направленное вдоль оси X. Описать прецессию вектора спинового момента.

Решение.

  • Магнитное поле: B = B₀e₁

  • Начальное состояние ψ(0): "Спин вверх". Это собственное состояние оператора S_z с собственным значением +ħ/2. В нашей стандартной конструкции это ψ_{up}.

  • Наша цель: Найти ψ(t) и вычислить ожидаемые значения <S_x>, <S_y>, <S_z>

  • Начальное состояние: Состояние "спин вверх" по оси Z соответствует нашему базовому проектору 

Начальное состояние: 

Состояние "спин вверх" по оси Z соответствует нашему базовому проектору 

\psi(0) = \psi_{\text{up}} = p = \frac{1}{2}(1 + e_3) Гамильтониан:

Энергия взаимодействия H=-\gamma(\mathbf{S} \cdot \mathbf{B}). Так как поле \mathbf{B} направлено вдоль e_1, оператор взаимодействия соответствует S_x.

H = -\gamma B_0 S_x \quad \leftrightarrow \quad H = -\gamma B_0 \left(\frac{\hbar}{2}\right) e_1

Уравнение движения и определение ротора


Уравнение Шредингера в ГА имеет вид \frac{d \psi}{d t}=\frac{I}{\hbar} H \psi, где псевдоскаляр I=e_1 e_2 e_3.

\frac{d \psi}{d t}=\frac{e_1 e_2 e_3}{\hbar}\left(-\frac{\gamma \hbar B_0}{2} e_1\right) \psi=\left(-\frac{\gamma B_0}{2}\right)\left(e_1 e_2 e_3\right) e_1 \psi

Вычисляем ключевой бивектор, который будет генератором вращения:

\left(e_1 e_2 e_3\right) e_1=e_1\left(e_2 e_3 e_1\right)=-\left(e_1 e_1\right) e_3 e_2=-e_3 e_2=e_2 e_3

Уравнение движения принимает вид:

\frac{d \psi}{d t}=\left(-\frac{\gamma B_0}{2} e_2 e_3\right) \psi

Решением является временная эволюция, описываемая ротором R(t) :

\psi(t)=R(t) \psi(0) \quad \text { где } \quad R(t)=\exp \left[-e_2 e_3 \frac{\gamma B_0 t}{2}\right]

Обозначив Ларморовскую частоту \omega_L=\gamma B_0, получаем ротор, описывающий вращение:

  • В плоскости: YZ (задается бивектором e_2 e_3 )

  • На угол: \theta(t)=\omega_L t

R(t)=\cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)-e_2 e_3 \sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)

Чтобы найти наблюдаемые величины, переведем наши объекты в стандартный формализм.

Начальное состояние:

\psi(0)=p \quad \leftrightarrow \quad \psi(0)=\binom{1}{0}

Нам нужно матричное представление для бивектора e_2 e_3

e_2e_3 \quad \leftrightarrow \quad \sigma_2 \sigma_3 = \begin{pmatrix} 0 & -i \\ \ i & 0 \end{pmatrix} \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ \ 0 & -1 \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} 0 & i \\ \ i & 0 \end{pmatrix} = i\sigma_1

Тогда матрица ротора R(t) :

R(t) \leftrightarrow \exp\left[ -i\sigma_1 \frac{\omega_L t}{2} \right] = I\cos\left(\frac{\omega_L t}{2}\right) - i\sigma_1 \sin\left(\frac{\omega_L t}{2}\right)



R(t) = \begin{pmatrix} \cos(\phi) & -i\sin(\phi) \\ \ -i\sin(\phi) & \cos(\phi) \end{pmatrix} \quad \text{где} \quad \phi = \frac{\omega_L t}{2}

Состояние в момент времени t:

\psi(t) = R(t)\psi(0) = \begin{pmatrix} \cos(\phi) & -i\sin(\phi) \\ \ -i\sin(\phi) & \cos(\phi) \end{pmatrix} \begin{pmatrix} 1 \\ \ 0 \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} \cos(\phi) \\ \ -i\sin(\phi) \end{pmatrix}



Теперь вычисляем \left\langle S_k\right\rangle=\psi^{\dagger}(t)\left(\frac{\hbar}{2} \sigma_k\right) \psi(t), используя \psi^{\dagger}(t)=(\cos (\phi) \quad i \sin (\phi)).

\langle S_x \rangle = \frac{\hbar}{2} \begin{pmatrix} c & is \end{pmatrix} \begin{pmatrix} 0 & 1 \\ \ 1 & 0 \end{pmatrix} \begin{pmatrix} c \\ \ -is \end{pmatrix} = \frac{\hbar}{2} \begin{pmatrix} c & is \end{pmatrix} \begin{pmatrix} -is \\ \ c \end{pmatrix} = \frac{\hbar}{2}(-ics + isc) = 0

Физический смысл:

Вращение происходит вокруг оси X. Начальная проекция спина на ось X была равна нулю, и она остается такой во все моменты времени, так как \hat{S}_x коммутирует с гамильтонианом.

\begin{gathered}\left\langle S_y(t)\right\rangle=\psi^{\dagger}(t) \hat{S}_y \psi(t)=\frac{\hbar}{2}\left(\begin{array}{ll}\cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right) & \left.i \sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)\right)\left(\begin{array}{cc}0 & -i \\i & 0\end{array}\right)\binom{\cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)}{-i \sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)}\end{array}\right. \\=\frac{\hbar}{2}\left(\begin{array}{ll}\cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right) & \left.i \sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)\right)\binom{-\sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)}{i \cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)}\end{array}\right) \\=\frac{\hbar}{2}\left(-\cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right) \sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)-\sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right) \cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)\right) \\=\frac{\hbar}{2}\left(-2 \sin \left(\frac{\omega_L t}{2}\right) \cos \left(\frac{\omega_L t}{2}\right)\right)=-\frac{\hbar}{2} \sin \left(\omega_L t\right)\end{gathered}

\langle S_z \rangle = \frac{\hbar}{2} \begin{pmatrix} c & is \end{pmatrix} \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ \ 0 & -1 \end{pmatrix} \begin{pmatrix} c \\ \ -is \end{pmatrix} = \frac{\hbar}{2}(c^2 - s^2) = \frac{\hbar}{2}\cos(\omega_L t)

Вектор ожидаемого значения спинового момента во времени:

\langle\mathbf{S}(t)\rangle=\left(\left\langle S_x\right\rangle,\left\langle S_y\right\rangle,\left\langle S_z\right\rangle\right)=\frac{\hbar}{2}\left(0,-\sin \left(\omega_L t\right), \cos \left(\omega_L t\right)\right)

Описание движения:

  • При t=0,\langle\mathbf{S}(0)\rangle=\frac{\hbar}{2}(0,0,1). Спин направлен вдоль оси Z , как и было задано.

  • При t>0, вектор спина вращается. Его X-компонента всегда равна нулю. Компоненты Y и Z осциллируют, описывая окружность в плоскости YZ.

Спин прецессирует вокруг оси магнитного поля (оси X) с Ларморовской частотой \omega_L=\gamma B_0. Формализм Геометрической Алгебры предсказал это с самого начала, определив, что генератором вращения является бивектор e_2 e_3, соответствующий плоскости YZ.

Комментарии (0)