Похоже, что в iOS 26 Apple начала ещё больше склоняться к визуальному дизайну и декоративным эффектам UI; но насколько плохо это скажется на юзабилити? На первый взгляд, система выглядит удобной и современной, но как только начинаешь ею пользоваться, мерцающие поверхности и анимированные элементы управления становятся помехой. Давайте сотрём глянец и посмотрим, как эти изменения влияют на реальный опыт пользования.

Liquid Glass: новый визуальный язык Apple

В iOS 26 появился новый глассморфичный визуальный язык телефонов Apple.

Apple описывает Liquid Glass следующим образом:

«Полупрозрачный материал, отражающий и преломляющий окружение, и в то же время динамически преобразующийся, помогая усиливать фокус на контенте и обеспечивая новый уровень энергичности элементов управления, навигации, значков приложений, виджетов и многого другого».

Это можно перевести так: теперь интерфейс колеблется и мерцает, как будто телефон засунули в желе. На первый взгляд, это выглядит круто, но как только начинаешь пользоваться телефоном, всплывают проблемы.

Прозрачность = проблемы с восприятием

Liquid Glass делает элементы UI полупрозрачными и жизнерадостными. Они становятся лёгкими, воздушными... и часто незаметными.

Одно из самых старых правил в юзабилити — элемент, который помещают поверх чего-то другого, становится сложнее увидеть. И тем не менее, в 2025 году Apple с гордостью затрудняет считывание текста, значков и элементов управления, сделав их прозрачными и поместив их поверх насыщенных фонов.

Текст поверх изображений — это плохая идея, потому что контраст между текстом и фоном часто оказывается слишком низким. Так почему же Apple подталкивает пользователей делать фотографии фонами текстовых сообщений?

Text messages of butterflies placed over a background of a rabbit, making it hard to decipher any image.
Apple Messages: iOS 26 подталкивает пользователей выбирать фоновое изображение для текстовых сообщений. Из-за этого становится гораздо сложнее читать текст и замечать другой контент, например фотографии. И даже находить поле ввода (умолчим о плейсхолдере iMessage).

В результате этого сообщения камуфлируются в фотографию с пляжа или в шерсть питомца собеседника. Теоретически, контент остаётся «в фокусе», но его невозможно прочитать (или увидеть).

Icons at the bottom of a restaurant page on Apple Maps blend into the background images of food.
Apple Maps: значки в нижней части экрана сливаются с фоновыми изображениями, несмотря на размытие фона.

А теперь о самом смелом (и глупом) эксперименте Apple: тексте поверх текста. Очевидно, дизайнеры решили, что пользователи обладают орлиным зрением и бесконечным терпением, потому что стало вполне допустимо размещать один текст прямо поверх другого. Теперь для чтения темы электронного письма требуются навыки дешифровщика из книг Дэна Брауна.

Это не просто нечитаемо, но и некрасиво.

The search bar on the Mail app blends into the previews for other emails.
 Mail: текст поверх текста создаёт неразборчивый хаос.

В iOS 26 повсюду используются полупрозрачные плавающие элементы управления. Заголовки, строки поиска, панели вкладок и даже панель состояния телефона висят поверх страницы. Они не только перекрывают контент страницы, но и иногда конкурируют за внимание с другими элементами страницы.

The controls on Safari now blend in with the page content on Illinois Tolls.
Safari: плавающие элементы управления браузера (строка URL, кнопка «назад», меню с многоточием) теперь конкурируют за внимание с плавающими кнопками внутри страницы. А панель состояния телефона перекрывает контент страницы.

Анимированные кнопки: движение без смысла

Поначалу анимация может казаться приятной. При продуманном использовании она создаёт ощущение, что элементы «кликаются» или «перещёлкиваются». Наши глаза очень точно распознают движение, поэтому анимированные кнопки мгновенно привлекают внимание. Однако в десятый, двадцатый или сотый раз это удовольствие превращается в отвлекающий фактор.

В iOS 26 элементы управления настаивают на том, чтобы быть анимированными вне зависимости от удобства для пользователя. Точки карусели плавно и в течение нескольких секунд превращаются в слово Search. Кнопки камеры при нажатии слегка подёргиваются. Панели вкладок колеблются при переключении представлений, а кнопки кратковременно пульсируют, прежде чем их заменит нечто совершенно другое. Интерфейс как будто кричит «посмотри на меня», в то время, когда он должен скромно отойти в сторону и позволить сиять истинной звезде шоу — контенту.

On an iPhone homescreen, the search bar and carousel dots transform into each other as the user scrolls.
Домашний экран: точки карусели превращаются в строку поиска.
When selecting tabs on the phone app, the selected tab shimmers and wiggles in a bubble.
Мерцание вкладок: пузыри и колебания при переключении.
When selecting a button in the Contacts app, the button pulse and wiggle to indicate selection.
Пульсация кнопок при выборе.

Не могут сдержаться даже элементы управления, которые пользователь не трогает. В приложении Phone переключение с All Calls на Missed Calls загадочным образом делает кнопку фильтра синей, как будто пропущенные вызовы заслуживают фильтрации, а все вызовы — нет.

When switching to a tab that also filters selections, the filter button turns blue, although it wasn't selected.
Phone: переключение с All на Missed Calls делает кнопку фильтра синей; вероятно, это должно показывать, что фильтр применён и отображается только часть вызовов (пропущенные). Задумка хорошая, но изменение цвета отвлекает внимание, без него можно было обойтись, учитывая выбранное состояние сегментированного элемента управления Missed в верхней части. Возможно, дизайнеры боялись, что выбранное состояние окажется слишком малозаметным?

В приложении Music текущая композиция скачет, подобно трекеру фондового рынка, мерцая водянистыми подсветами при скроллинге вверх и вниз. Если подняться до начала страницы, то пузырь внезапно подскакивает вверх, освобождая место для панели вкладок.

Движение ради движения — это не юзабилити, а отвлекающий фактор, способный вызывать тошноту.

Скученные мелкие элементы для касаний

Ещё Apple решила, что настало время собрать элементы в кучу и уменьшить их. Давнее правило о том, что расстояние между целями должно быть не меньше 0,4 см (а области касания должны иметь размер 1 см × 1 см), похоже, выбросили на помойку. Или Apple считает, что наши пальцы становятся меньше, или предполагает, что годы пользования смартфонами волшебным образом обучили нас попадать в мелкие элементы с идеальной точностью.

Comparison between the photos app in different iOSs'. The older one's controls are spaced further apart.
Photos: в iOS 18 (слева) элементы управления разнесены гораздо дальше друг от друга, чем в iOS 26 (справа).

Результаты этого мышления в iOS 26 видны на примере панелей вкладок: они кажутся очень скученными, сжатыми, чтобы освободить место для постоянно присутствующей строки поиска, которая остаётся в правом нижнем углу практически каждой страницы.

Comparison between the app store in the old and new iOS design. The new iOS visually splits the search into a seperate pill pushing the other icons closer together.
Сравнение App Store в iOS 18 и iOS 26: в iOS 26 (справа) панель вкладок в нижней части страниц приложений стала чем-то между навигацией и поиском; при этом поиск занимает больше пространства, а категории навигации прижаты друг к другу.

Так как эта кнопка висит отдельно от остальной части панели, навигация кажется фрагментированной. Один элемент управления находится сам по себе, а другие сгрудились, что разрушает впечатление об единой области элементов управления и усложняет восприятие всей панели в целом. Большой упор на поиск как будто позаимствован из инструментария Google, что иронично, учитывая репутацию Apple как создательницы собственного уникального языка дизайна.

Утерянная предсказуемость

Всем давно известно, что постоянное изменение интерфейсов — это кошмар. Когда-то Microsoft Office экспериментировал с адаптивными меню, изменявшими свой порядок в зависимости от частоты использования. Пользователи возненавидели эту систему, потому что ничто не оставалось на месте, приходилось каждый раз «сканировать» меню взглядом. Интерфейс невозможно было освоить, потому что он постоянно менялся.

Похоже, этот урок ничему не научил Apple. В iOS 26 элементы управления появляются, исчезают, сворачиваются и разворачиваются в зависимости от контекста. Панель вкладок сворачивается при активации поиска, освобождая место для поля.

When the search bar is clicked, the bar with the tabs "summary" and "sharing" shrink into a single icon.
Health: панель вкладок сворачивается при каждом разворачивании поля поиска.

Safari добавляет ещё один неожиданный поворот: кнопка «вперёд» появляется и пропадает в зависимости от того, есть ли страница для перехода вперёд. Хотя теоретически это может показаться логичным, на практике это разрушает целостность: из-за изменения размера и местоположения цели к интерфейсу сложнее привыкать и он становится менее предсказуемым.

Two screenshots of the new Safari design. In one image there is only a back button, the second image features both a back and forward button in the controls.
Safari: иногда панель инструментов браузера содержит только кнопку «назад» (слева), а иногда в ней есть и кнопку «вперёд» (справа).

Вместо нарабатывания надёжных навыков пользователям приходится играть в прятки с элементами навигации.

Изменение привычного

Поиск в предыдущих версиях iOS находился в верхней части страницы. В Mail и Messages пользователя нужно было скроллить вниз, чтобы открылась панель. Не самый понятный паттерн, но благодаря многолетним повторениям он вошёл в привычку.

A screenshot showing the old iOS design. It shows that the search bar was hidden by default, but would appear at the top if the user scrolled up.
Messages (iOS 18): поиск по умолчанию скрыт (слева). Чтобы открыть его, пользователям нужно было «потянуть вниз» верхнюю часть страницы (справа).

В iOS 26 поиск перебрался в нижнюю часть экрана и теперь он виден постоянно. Возможно, новичкам так его проще найти, но для опытных пользователей это стало неприятным отклонением от привычки, замедляющим работу до освоения нового паттерна. (Даже если новый паттерн окажется со временем более удобным, опытным пользователям приходится переучиваться, что в ближней перспективе снижает продуктивность и увеличивает раздражение.)

Comparison of the old and new iOS designs. In the old one, the search bar is at the top. The new one has it at the bottom.
Приложение Settings: поиск в верхней части в iOS 18 (слева) и в нижней части в iOS 26 (справа).

Чтобы ещё больше усложнить жизнь, поиск теперь стилизован, как плавающая панель, иногда мешающая контенту страницы. Его бледный дизайн склонен сливаться с фоном, из-за чего панель легко не заметить. В нашем прошлом исследовании плавающих кнопок выяснилось, что они удобнее всего, когда чётко выделяются, а не когда сливаются с остальными элементами.

Упадок понятности

Кнопка «назад», когда-то бывшая дружелюбным гидом с подсказкой (breadcrumb), потеряла свой «след». Теперь она не показывает, откуда мы пришли, у неё отсутствует метка, поэтому пользователю приходится гадать.

Comparison of the old and new iOS. In the old one, the back button was a blue back arrow with "Settings" written beside it. In the new one, it is just a black-and-white back arrow icon.
Settings: рядом с кнопкой «назад» раньше имелась подсказка, сообщающая о странице, с которой пришёл пользователь (слева). В iOS 26 (справа) эту метку удалили.

Это сигнализирует о ещё одном переходе (на этот раз к худшему) в сторону дизайна в стиле Android, где заголовки страниц выровнены влево (а не по центру), из-за чего смещается подсказка рядом с кнопкой «назад». Этот дизайнерский выбор может сильно запутать пользователей, потому что некоторые приложения будут использовать подсказку рядом с кнопкой «назад», а другие — заменять её заголовком текущей страницы.

A screenshot of the new App Store showing that the back button appears to have the current page's title next to it.
App Store: заголовок текущей страницы Ratings and Reviews занимает место подсказки кнопки «назад» из iOS 16.

Safari добавляет и свои раздражающие факторы: строка URL зажата между значками и урезана настолько, что нельзя точно понять, на каком сайте находишься. А вкладки, раньше находившиеся на расстоянии одного касания, теперь спрятаны в раскрывающемся меню с точками, которое требует дополнительных действий. Такой дизайн не просто нарушает best practices для раскрывающихся меню (они требуют, чтобы в таких меню находились только не очень важные действия), но и тратит лишнюю секунду на дополнительное нажатие; всё это умножается на миллионы раз, когда пользователь ежедневно переключается между вкладками.

Screenshot of the new Safari design showing the url bar cuts off the first half of a URL making it hard to tell what site you're on.
Safari: строка URL зажата между другими кнопками панели инструментов, поэтому сложно понять, на каком сайте находишься.
Comparison of the Safari apps on the old and new iOS design. The old design has two box icon indicating tabs. In the new design, the tabs appear as a popup in the bottom corner after selecting a seperate menu.
В iOS 18 вкладки были видимы в панели инструментов браузера (слева); в iOS 26 они находятся в меню с точками (справа). Но есть и хорошее: рядом с соответствующим значком находится метка All Tabs.

Общая картина

В iOS 26 элементы управления Liquid Glass наложены на шумные фоны, дёрганные анимированные кнопки, ужатые и скучившиеся панели вкладок, сворачиваемую навигацию и повсеместные панели поиска. Кроме того, она нарушает давно сложившиеся традиции iOS, приближаясь к дизайну Android.

В целом, Apple жертвует юзабилити в пользу красоты, повышая правдоподобность теории о том, что Liquid Glass — это попытка отвлечь покупателей от недостающих в iOS 26 давно обещанных функций ИИ.

Интерфейс стал беспокойным, надоедливым, менее предсказуемым и удобочитаемым; он постоянно отвлекает внимание от контента вместо того, чтобы делать упор на удобство доступа к нему. Вместо того, чтобы упрощать выполнение повседневных задач, iOS 26 заставляет пользователей заново изучать основы, под постоянной атакой визуальных спецэффектов.

Apple называет это Liquid Glass, но для многих пользователей этот интерфейс напоминает запотевшее окно: издалека выглядит красиво, но через него сложно смотреть.

Комментарии (22)


  1. kenomimi
    14.10.2025 06:50

    Вспомнилась эпоха украшалок в WinXP и в линуксах... Теперь дурь началась в мобильном секторе, прозрачность уже завезли - ждем бегающего по экрану котёнка, 3Д-куб рабочих столов, морфы при переходах, видеообои, и прочее прекрасное.


    1. Floridaman
      14.10.2025 06:50

      Так было же уже. Лет 10-13 назад, даже помню свой KM900 с рабочим столом-кубом.
      Эххх, были перлы конечно


    1. gravitos
      14.10.2025 06:50

      3Д-куб рабочих столов в своё время был как приложение от Яндекса, называлось это чудо Яндекс.Шелл. бегающий по экрану котёнок есть и сейчас - aNeko в ф-дроиде. живые обои на андроиде были всегда, и это не просто видео, а целые отдельные программы, которые располагаются за главным экраном, реагируют на касания пользователя и имеют кое-какую информацию о состоянии рабочего стола.


  1. hex_coder
    14.10.2025 06:50

    Я не сторонник Apple и мне многое у них не нравится, но я признаю, что когда-то они серьёзно занялись дизайном и придумали что-то по-своему красивое. Но когда достигнут какой-то пик и нужно куда-то двигаться, то потом неизбежно наступит этап деградации. И я не раз наблюдал это с разными рабочими столами в линуксах. Да и с виндой также.

    Вообще, я обожаю всякие эффекты, но они должны быть логичными. Из всего перечисленного в статье мне понравилось только с панелью вкладок в Health. И то, там используется сразу 2 эффекта - перемещение и изменение размеров. Всё остальное - это весьма неудачно сочетание эффектов, от которых глаза разбегаются, потому что непонятно, на какой эффект смотреть. Эти эффекты нелогичные и кажутся вырвиглазными и какими-то дёрганными.

    iOS всё больше копирует Android, и наоборот. Раньше я не рассматривал телефоны на Линуксе, но всё чаще задумываюсь. И не из-за якобы приватности, а именно из-за возможностей и отсутствия ограничений, которые всё больше добавляют в Андроид. Когда там батарея будет держать дольше, чем несколько часов, можно будет уже смотреть в их сторону.


    1. kenomimi
      14.10.2025 06:50

      Ксяоми с убунтой живет дольше, чем с штатным андроидом - у меня лежит такой. Проблема в том, что софта нет. Вообще, маркет почти пуст. А стандартный линуксовый софт не подходит из-за тача, в котором попасть по крохотным мышиным интерфейсам нереально.


      1. hex_coder
        14.10.2025 06:50

        Можно поподробнее? Какая модель телефона и какая убунта? И живёт он дольше потому, что лежит или действительно сравнивали хотя бы серфинг в браузере?
        Насчёт различий в интерфейсе не подумал, мне казалось, что главная проблема именно в архитектуре. И тогда тут только переделывать исходники, но если мне будет надо, я этим займусь. Всё-таки адаптировать интерфейс явно проще, чем с нуля писать что-то своё.


        1. kenomimi
          14.10.2025 06:50

          Ubuntu touch последней версии, недавно вышла. Телефон Redmi Note 9 Pro, довольно старый, но вроде еще живой. По активному использованию не проверял, зато замерял в неактивном состоянии, когда просто лежит включеный.

          Насколько понимаю, ядро, дрова и весь вендор используются оригинальные от 10 андроида, плюс заявлена полная совместимость - потому проблем быть не должно.


          1. hex_coder
            14.10.2025 06:50

            Спасибо. Надо подумать подумать о таком варианте.
            У меня телефон с похожими характеристиками тоже может неделю лежать включенным без зарядки, иногда включаю интернет и проверяю мессенджеры или ещё чего-нибудь. Лежачее состояние не показатель, но интересный факт в копилку. Если ядро и драйвера оригинальные, то это большой плюс.


  1. Timmek
    14.10.2025 06:50

    В телеграмм с 12.1 добавили эту… срань. Мало того, что это нельзя выключить, так ещё это сосуществует со старым интерфейсом. Но ещё хуже - новые визуальные баги. Кнопки не тыкаются, наслоение поверх друг друга и прочие «прелести» нового интерфейса. А ведь у меня IOS 17.2.1. Зачем Пашка Дуров решил всё за меня?