
Привет! Меня зовут Игорь Шпехт.
«Возможно это провал» — мой дневник о том, как я пытаюсь не сдаться и построить свой первый стартап. У меня нет MBA, инвесторов и идеальных условий — только маленькая команда, авантюризм и упрямое желание довести начатое. Возможно, это провал. А возможно — нет.
Что было раньше
Если вы только присоединились, коротко так:
Моя история началась в Сибири. Мы с друзьями создали сайт мониторинга воздуха и сделали первый девайс — простой датчик с пиксельным экраном. Потом я оказался в Германии в попытке масштабировать проект. Комнату превратил в мини-производство. Это был лучший год для меня, но неудачный для проекта.
Потом — возвращение, выгорание и ощущение, что всё кончено. Но нет.
Продолжаю делать устройство, которое показывает правду о воздухе — это Atmy.
Дисклеймер
UX моего приложения — не уникален. Я не открыл ничего нового. Это просто история о том, как я пришёл именно к такой системе. И почему.
Урок UX от сына
Мой сын любит LEGO . Но он не собирает замки, драконов и машины — ему скучно. Он строит существ. Иногда я даже не понимаю, что это. Что-то вроде: «это маг, у которого крыло-щит, но он ещё умеет светиться и хилить, если рядом этот робот». В общем, не совсем то, что на коробке.
Когда я придумывал интерфейс Atmy, я разрывался между функциональностью и эстетикой. Хотелось, чтобы всё было красиво, симметрично, аккуратно. Но потом я понял — то, что красиво и удобно для меня, может быть абсолютно чужим для другого человека.
И вот, пока я смотрел на его очередную коллекцию «непонятных, но гениальных» существ, я понял — он не играет по правилам. Он собирает то, что ему нужно прямо сейчас - завтра будет уже другое.
Принцип LEGO
Мы, дизайнеры, часто делаем наоборот. Строим один замок и зовём туда всех пользователей — вместо того, чтобы дать им набор деталей и позволить построить своё.

Так и с приложением Atmy.
Кому-то важна погода.
Кому-то — уровень загрязнения.
Кому-то просто нравится смотреть на карту с цветными точками.

Именно тогда я понял: главный экран должен быть набором деталей, а не готовой конструкцией.

Так появились три блока для сборки «своего экрана». Три — оптимум для вертикального формата. Больше — уже не вариативность, а хаос.
Из этих блоков можно собрать мини-карту датчиков, погоду на день, прогноз на десять дней и блоки качества воздуха.

Главное — теперь, когда появится новый запрос от пользователей, мы сможем просто добавить новый блок нужного размера. Без боли и переделок.
Пусть пользователь сам собирает:
хочет — оставит только погоду;
хочет — добавит карту, прогноз, загрязнение;
а может, вообще переставит всё местами.
Красиво будет только для него — и это нормально.

Как я понял, что LEGO работает
Мне приходится обрабатывать множество сообщений от пользователей (признаюсь, иногда мне это даже нравится). Бывают такие, после которых сидишь и думаешь:
«Чёрт, а ведь правда — почему мы это не сделали?»
Например, люди, которые купили датчик и активировали его через приложение, не видели этот же датчик на главном экране. Они хотели, чтобы при загрузке приложения сразу показывался их датчик. Логично.

Я долго думал, как совместить систему блоков и отображение датчика. Вроде так «не принято» — должна быть отдельная страница датчика, отдельная главная, экран настроек и так далее.
И тут снова всплыл урок от сына.
“Какая разница, если это работает?”
Иногда мы с Леоном (моим сыном) собираем что-то из LEGO, не совсем понимая что именно. Это такая игра: перед нами россыпь деталей, и логика рождается прямо в процессе.
Однажды, когда я не мог найти нужную часть и соединить деталь под углом, Леон сказал:
— Можно просто вставить вот эту между выступами.
Я возразил, что так детали не соединяются.
Он посмотрел на меня, взял мою недоделанную модель и ловко воткнул туда деталь.
— Какая разница, если это работает? — сказал он.
И ведь правда, какая разница. Разве не удобнее будет видеть показания датчика и блоки на одном экране?

Я решил не делать показания датчика ещё одним блоком — вынес его за пределы модульной сетки. Так появляется акцент на датчике, но и важные блоки остаются во внимании.
Так родился главный экран Atmy
Блоки можно менять местами длинным нажатием. По тапу — открываются их настройки. Добавлять новые — просто, через нижнее фиксированное меню: открывается Bottom Sheet с выбором.

Да, говорить о полной кастомизации нельзя: блоки ограничены в размере, но не в расположении. Это даже не «персонализация». Это, скорее, доверие пользователю. Доверие, что он знает, что ему нужно, и не боится собрать своего «мага с крылом-щитом».

Мне кажется, дальше интерфейсы будут двигаться именно туда — в сторону, где создатель не навязывает логику, а пользователь сам собирает свой смысл.
А может, вся эта система блоков окажется ненужной. И это будет провал.
Надеюсь — нет.
Заранее прошу прощения: писать каждую неделю всё сложнее из-за загрузки на постоянной работе. Так что, возможно, следующая статья выйдет через пару недель.
Увидимся✌️
Я всегда отвечу на вопросы, приму критику и с удовольствием получу от вас советы и знания в нашем маленьком телеграм-чате: https://t.me/atmyhub. Буду рад с вами там поболтать ?
Kartun83
Времени посмотреть гайдлайны по UX видимо тоже.
Вот этот, с позволения сказать, дизайн "пирамидой" выглядит крайне странно. Ничего не знаю о вашем проекте, а если будет 2 датчика? А если 3?
Отступы, сетки, это всё от лукавого... Раз сын сказал, что вкорячь как нибудь...
iamshpeht Автор
Вы почти правы — гайдлайны я читал, просто нарушаю осознанно. Atmy — это эксперимент, и пока он на стадии, где важнее не идеальная сетка, а то, чтобы людям действительно было удобно. Исхожу из практики использования предыдущего приложения и личного с аналогичными приложениями.
Если будет несколько зарегистрированных датчиков на одного пользователя — вы можете переключиться через верхнюю всплывающую панель. Как в примере ниже. При количестве больше 10 датчиков (редко бывает) откроется отдельная страница.
Мне нравится подход «вкорячь, если работает» не как отказ от дизайна, а как напоминание: прототипы должны жить, а не висеть на сайтах дизайнеров как красивые музейные экспонаты.