Илон Маск, глава Tesla, наконец получил беспрецедентный мандат доверия (и невероятное вознаграждение) от акционеров. Ему одобрили компенсационный пакет, потенциальная стоимость которого достигает 1 триллиона долларов. Это прецедент в истории корпоративного управления, особенно в Кремниевой долине. Сумма, по расчётам, сопоставима с национальным бюджетом небольшой страны, а состояние Маска может превысить ВВП большинства стран мира.

«Это не просто новая глава для Tesla, это новая книга», — цитирует Маска Bloomberg.

Сделка на триллион: условия и цели

Акционеры, проголосовавшие за пакет (75% голосующих акций), фактически заключили с Маском контракт: $1 трлн в обмен на реализацию его самых смелых, граничащих с научной фантастикой, проектов и доведение капитализации компании до $8.5 трлн (в шесть раз больше текущей).

Конкретные KPI, которые Маск должен достичь в ближайшее десятилетие:

  • Скорректированная EBITDA около $400 млрд.

  • Продажа 20 млн автомобилей.

  • Запуск миллиона роботакси и роботов Optimus.

Успешное выполнение этих целей увеличит долю акций Маска с текущих 15% до 25%, что позволит ему укрепить контроль в компании — то, к чему он всегда стремился, особенно в контексте развития ИИ.

«Если мы построим эту армию роботов, буду ли я иметь хотя бы сильное влияние на эту армию роботов?» — цитирует Маска Quartz.

Сам Маск пообещал, что гуманоидный робот Optimus будет способен выполнять не только рутинные, но и хирургические операции с «запредельной» точностью. Кроме того, он пообещал нарастить производство автомобильного бизнеса на 50% к концу 2026 года и предсказал, что Optimus и транспортные средства Tesla «сыграют важную роль» в создании баз на Луне и Марсе.

Цена внимания: почему акционеры пошли на это?

Процесс одобрения пакета занял месяцы и вызвал ожесточённые споры. Сторонники Маска настаивали, что он является воплощением видения будущего Tesla и её ключевым активом. Они опасались, что в случае отказа Маск, потеряв мотивацию (и контроль), может покинуть компанию в критический момент, когда происходит революция искусственного интеллекта. Этот пакет — плата за его полное посвящение работе в Tesla.

Однако у противников пакета были веские аргументы:

  1. Невыполненные обещания: Маск годами анонсировал ИИ-переворот — роботакси, автономное вождение (FSD) и Optimus — но реальные результаты запаздывали.

    • Роботакси: В 2019 году Маск обещал «более миллиона роботакси на дорогах в следующем году». В 2025 году у Tesla есть лишь небольшой пилотный парк, работающий под наблюдением человека.

    • Optimus: Впервые представленный в 2022 году, робот пока выполняет рутинные заводские задачи, хотя Маск прогнозировал, что его производство станет «крупнее, чем сам автомобильный бизнес». Срок начала продаж (конец 2025 года) также не был выдержан.

  2. Концентрация власти: Против пакета выступили крупные институциональные инвесторы: Норвежский фонд благосостояния, крупнейший гос. пенсионный фонд США Calpers и Пенсионный фонд штата Нью-Йорк. Они опасаются, что такой пакет ещё сильнее сосредоточит власть в руках одного акционера.

Юридический и этический прецедент

Несмотря на протесты, голоса противников не были услышаны. Совет директоров Tesla, который часто обвиняют в чрезмерной лояльности, поддержал руководителя.

Скандал имеет и юридический подтекст. В 2024 году предыдущий пакет вознаграждения Маска ($56 млрд) был признан судьей в штате Делавэр недействительным из-за «глубокой порочности» решения и недостаточной информированности акционеров.

Маск учёл урок и «перевёз» Tesla в Техас, где законодательство более лояльно к корпоративному управлению. Также в компании изменились правила: теперь иски от имени акционеров могут подавать только инвесторы, владеющие не менее 3% акций. Остальным остаётся лишь «голосовать ногами» или выражать возмущение в соцсетях.

Суть этого голосования не только в деньгах, но и в власти. Маск, чьё состояние уже составляет $475 млрд (больше, чем у кого-либо в мире), может стать первым триллионером. Обозреватель KRWG Джерри Пачеко подсчитал, что чтобы потратить триллион долларов, потребуется 792,5 года.

Здесь возникает главный вопрос, затрагивающий не только IT, но и глобальную экономику: кто на самом деле обладает большей властью — государственные институты или частный капитал, сконцентрированный в руках человека, чьи амбиции не знают границ?

Комментарии (3)


  1. doitagain
    10.11.2025 17:56

    Когда он из столовых приборов соорудил подобие самолётика, он же под чем то был? Специально здесь спрашиваю из за повышенного математико-логического мышления


    1. 25november10
      10.11.2025 17:56

      посуду моют солью


  1. Litemanager_remoteadmin
    10.11.2025 17:56

    Самое интересное что это вполне возможно, роботакси уже почти реально , ну может добавят еще удаленных операторов на первое время а так вполне , ну а роботы сейчас тоже творят чудеса