Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов рассказал о том, что мэрия требует от сервиса такси Uber брать на работу только водителей с лицензиями таксистов и делиться треками о перемещении машин.
Луддиты XXI века: приступы острой нелюбви к «Уберу» напоминают ненависть извозчиков к первым паровозам
В интервью «Газете.ру» он сообщил следующее:
Чтобы понять, о чём именно идёт речь, я полез читать законы. Итак, официальное легковое такси:
А чтобы получить лицензию таксиста, надо обратиться в Дептранс со следующим набором документов:
а смысл этого всего в чём? Что из требований закона к легальному такси оправдывает необходимость заставлять работающих людей бросать всё и идти собирать бумажки для Дептранса — шашечки на кузове, оранжевый фонарь или таксометр? Может быть, всё дело в предрейсовом медосмотре? Интересно, как водители должны будут это организовать — и как и кто это будет контролировать и проверять?
Как частый и давний пользователь «Убера», а так же регулярный и опытный гражданин нашей прекрасной страны, в которой жить становится всё веселей и веселей, я замечу, что доверяю стандартам качества компании, выкованным и поддерживаемым в условиях довольно жёсткой конкуренции в крупных городах, гораздо больше, чем писаным требованиям закона. Вряд ли лицензирование водителей скажется на стоимости поездок — услуга должна быть бесплатной, а лишний день, на её получение потраченный, скажется на заработках водителей, а не моих — но за державу в данном случае обидно. Ставить палки в колёса сервису, который пока справляется с поддержанием единства стандартов обслуживания куда лучше конкурентов, когда у любой станции метро толпятся кучи бомбил, ни о каких налогах и лицензиях и не слышавших — как минимум странно. Напоминает пословицу про тех, кто ищет не где потерялось, а где светло.
Пикантности требованиям Дептранса добавляет тот факт, что на рынке лицензирования таксистов кормится огромное количество довольно-таки мутных организаций. Достаточно загуглить что-то типа «получение лицензии такси москва», чтобы увидеть, что ссылка на сайт Дептранса выпадает далеко не первой. На некоторых сайтах прямо пишут: «мы не торгуем лицензиями, а только помогаем с оформлением», что в наших реалиях означает, как правило, прямо противоположное: «мы не торгуем правами, а только помогаем со сдачей экзаменов», «мы не торгуем военными билетами, а только помогаем с отсрочками» и т.д. Что это значит я не знаю — комментировать это должны те, кто на самом деле получал лицензию таксиста — могу только порассуждать вслух: если услуга есть, то на неё есть спрос, а значит не всё так просто с получением лицензии, как хотелось бы Ликсутову. Я предполагаю две возможных причины подобных предложений:
Одно другое совершенно не исключает, кстати, оба фактора прекрасно могут сосуществовать. Так или иначе, если Дептранс продавит «Убер» (а на нём они тогда не остановятся), то это точно будет хороший подарок всем этим конторкам. Но кто ещё, кроме них и Дептранса, от этого выиграет? Бизнес? Потребители? Да, я прямо сижу и жду, когда господин Ликсутов придёт меня спасать от глобального бизнеса с мировыми стандартами качества — а то не дай бог ещё к хорошему привыкну.
Эта история ещё интересна тем, что шашечки на машине прямо противоречат стандартам «Убера», который позиционирует себя как «сервис личного водителя», т.е. ни о каких шашечках не может быть и речи — на служебной машине Ликсутова шашек и оранжевого фонаря, небось, нет. Поэтому развитие событий может быть самым радиакльным, если Uber пойдёт на принцип, а затем на принцип пойдёт и Дептранс. Тут возникает другой вопрос: а как запрещать-то будут? Московский офис компании разнесут, РКН провайдерам приложение банить велит или просто, как сейчас принято, казачьи патрули выйдут на охоту за водителями «Убера»? В общем, может быть интересно.
P.S. Это не панегирик «Уберу» как таковому: про их приложение я бы, пожалуй, могу даже написать очередной пост «Что не так с…» — но недостатки юзабилити это недостатки юзабилити, а когда госорган приходит к работающему, платящему налоги и заставляющему платить налоги своих водителей бизнесу, и требует «а давайте вы отвлечётесь от своих дел, соберёте кучу бумажек и водрузите себе на макушку оранжевый фонарь» — ну, это напрягает. Вряд ли это добавит стимулов повышать качество конкурентам, если Uber задавят административными мерами.
P.P.S. Не удивлюсь, если это всё просто затеяно просто ради доступа Дептранса к данным треков машин «Убера». Тогда получается просто как в старом анекдоте про Сталина и перекраску Кремля в зелёный цвет.
Луддиты XXI века: приступы острой нелюбви к «Уберу» напоминают ненависть извозчиков к первым паровозам
В интервью «Газете.ру» он сообщил следующее:
— У нас была встреча с представителями Uber, и мы договорились с ними о подписании соглашения. Первое: компания Uber обязывается работать только с легальными таксистами, которые имеют разрешение на таксомоторную деятельность. И второе: они будут передавать нам данные по движению их автомобилей такси по городу. Данные будут обезличены — нам нужны только треки. Uber были готовы подписать такое соглашение до конца 2015 года. Потом они, ссылаясь на свои корпоративные процедуры, попросили нас до конца января продлить этот период. И вот последняя просьба их была еще подождать десять дней — опять ссылаются на свои корпоративные процедуры. Поэтому мы еще подождем какое-то время. И, соответственно, если коллеги будут продолжать работать с нелегальными таксистами, а такие факты у нас есть… если компания не подпишет с нами соглашение, мы обратимся в правоохранительные органы, в судебные органы, с требованием о запрете работы данного мобильного приложения на территории Москвы.
Чтобы понять, о чём именно идёт речь, я полез читать законы. Итак, официальное легковое такси:
- должно проходить государственный технический осмотр каждые 6 месяцев;
- должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов РФ;
- должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- должно быть оборудовано таксометром.
- Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
А чтобы получить лицензию таксиста, надо обратиться в Дептранс со следующим набором документов:
- доверенность на право распоряжения автомобилем,
- заявление на получение лицензии,
- свидетельство о регистрации машины,
- удостоверение личности.
Теперь вопрос, который Ликсутову журналист не задал:
а смысл этого всего в чём? Что из требований закона к легальному такси оправдывает необходимость заставлять работающих людей бросать всё и идти собирать бумажки для Дептранса — шашечки на кузове, оранжевый фонарь или таксометр? Может быть, всё дело в предрейсовом медосмотре? Интересно, как водители должны будут это организовать — и как и кто это будет контролировать и проверять?
Как частый и давний пользователь «Убера», а так же регулярный и опытный гражданин нашей прекрасной страны, в которой жить становится всё веселей и веселей, я замечу, что доверяю стандартам качества компании, выкованным и поддерживаемым в условиях довольно жёсткой конкуренции в крупных городах, гораздо больше, чем писаным требованиям закона. Вряд ли лицензирование водителей скажется на стоимости поездок — услуга должна быть бесплатной, а лишний день, на её получение потраченный, скажется на заработках водителей, а не моих — но за державу в данном случае обидно. Ставить палки в колёса сервису, который пока справляется с поддержанием единства стандартов обслуживания куда лучше конкурентов, когда у любой станции метро толпятся кучи бомбил, ни о каких налогах и лицензиях и не слышавших — как минимум странно. Напоминает пословицу про тех, кто ищет не где потерялось, а где светло.
Лирическое отступление о коррупции
Пикантности требованиям Дептранса добавляет тот факт, что на рынке лицензирования таксистов кормится огромное количество довольно-таки мутных организаций. Достаточно загуглить что-то типа «получение лицензии такси москва», чтобы увидеть, что ссылка на сайт Дептранса выпадает далеко не первой. На некоторых сайтах прямо пишут: «мы не торгуем лицензиями, а только помогаем с оформлением», что в наших реалиях означает, как правило, прямо противоположное: «мы не торгуем правами, а только помогаем со сдачей экзаменов», «мы не торгуем военными билетами, а только помогаем с отсрочками» и т.д. Что это значит я не знаю — комментировать это должны те, кто на самом деле получал лицензию таксиста — могу только порассуждать вслух: если услуга есть, то на неё есть спрос, а значит не всё так просто с получением лицензии, как хотелось бы Ликсутову. Я предполагаю две возможных причины подобных предложений:
- либо получать лицензии на такси не так просто, раз нужны посредники (как правило, в таких обстоятельствах ответственные за лицензии чиновники в доле с посредниками),
- либо эти организации нужны для того, чтобы организовывать получение лицензий теми, кто под требования закона не подходит — тоже распространённое явление, полностью обесценивающее смысл лицензии как таковой.
Одно другое совершенно не исключает, кстати, оба фактора прекрасно могут сосуществовать. Так или иначе, если Дептранс продавит «Убер» (а на нём они тогда не остановятся), то это точно будет хороший подарок всем этим конторкам. Но кто ещё, кроме них и Дептранса, от этого выиграет? Бизнес? Потребители? Да, я прямо сижу и жду, когда господин Ликсутов придёт меня спасать от глобального бизнеса с мировыми стандартами качества — а то не дай бог ещё к хорошему привыкну.
Возвращаясь к «Уберу»
Эта история ещё интересна тем, что шашечки на машине прямо противоречат стандартам «Убера», который позиционирует себя как «сервис личного водителя», т.е. ни о каких шашечках не может быть и речи — на служебной машине Ликсутова шашек и оранжевого фонаря, небось, нет. Поэтому развитие событий может быть самым радиакльным, если Uber пойдёт на принцип, а затем на принцип пойдёт и Дептранс. Тут возникает другой вопрос: а как запрещать-то будут? Московский офис компании разнесут, РКН провайдерам приложение банить велит или просто, как сейчас принято, казачьи патрули выйдут на охоту за водителями «Убера»? В общем, может быть интересно.
P.S. Это не панегирик «Уберу» как таковому: про их приложение я бы, пожалуй, могу даже написать очередной пост «Что не так с…» — но недостатки юзабилити это недостатки юзабилити, а когда госорган приходит к работающему, платящему налоги и заставляющему платить налоги своих водителей бизнесу, и требует «а давайте вы отвлечётесь от своих дел, соберёте кучу бумажек и водрузите себе на макушку оранжевый фонарь» — ну, это напрягает. Вряд ли это добавит стимулов повышать качество конкурентам, если Uber задавят административными мерами.
P.P.S. Не удивлюсь, если это всё просто затеяно просто ради доступа Дептранса к данным треков машин «Убера». Тогда получается просто как в старом анекдоте про Сталина и перекраску Кремля в зелёный цвет.
VotTakVot
Защитники Убера лицемерят — вместо того, чтобы изменять законы для более справедливой конкуренции, они ставят одних (Убер) в заранее более выгодные условия (при чем эта выгода «юридическая», а не справедливо-конкурентная), чем другие таксисты. А потом оправдывают такой перекос в подходах своими леберальными взглядами. Господа, либерализм не означает предвзятость.