Лора Пойтрас (Laura Poitras), режиссёр получившего Оскар документального фильма «Гражданин четыре» (Citizenfour) об Эдварде Сноудене, уже давно находится под наблюдением спецслужб.

На этой неделе в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни открылась её мультимедийная выставка Astro Noise, в котором Лора впервые рассказывает о самой себе, пишет Wired. Раньше она старалась держаться в тени. В своих предыдущих трёх документальных фильмах только один раз попала в кадр, и то как бы случайно: в отражении зеркала при съёмке Сноудена.

Часть выставки посвящена тому, насколько мучительной были жизнь кинорежиссёра, когда она пыталась скрыться от государственной слежки во время общения с Эдвардом Сноуденом и организации встречи с ним.

Во-первых, на выставке представлены документы, присланные ФБР по Акту о свободе информации в рамках текущего судебного разбирательства Фонда электронных рубежей против ФБР в её пользу (на фото). Это лишь малая часть из 800 документов, полученных от ФБР.



Документы объясняют, почему за Лорой велось наблюдение и почему она постоянно подвергалась обыскам при пересечении границы, и что она даже была объектом официального расследования. Раньше кинорежиссёр могла только подозревать о существовании слежки, но полученные документы доказали это официально.

Лору на крыше распознал один из солдат Национальной гвардии Орегона, чьё имя скрыто. Он сообщил, что она «заметно нервничала», а военные следователи считают, что она знала о предстоящей засаде, но скрыла этот факт от армии, чтобы сделать кадры для своего фильма.

Как выяснилось, Лору поместили в список наблюдения в 2004 году после того как она в Ираке забралась на крышу дома и 8 мин 16 сек снимала на видеокамеру засаду иракских повстанцев, в результате которой погиб один американский солдат и ещё несколько было ранено. «Эти восемь минут изменили мою жизнь, хотя тогда я этого не знала, — говорит режиссёр. — По возвращении в США меня поместили в список государственного наблюдения, задерживали и обыскивали каждый раз при пересечении границы США. Потребовалось десять лет, чтобы выяснить причину».

Сильно отредактированные документы ФБР говорят о том, что в 2006 году группа уголовного розыска армии США (US Army Criminal Investigation Command) прислала в ФБР распоряжение расследовать деятельность лоры Пойтрас как возможного «американского медиа-представителя… вовлечённого в силы антикоалиции».

Во-вторых, в представленной на выставке книге Лора Пойтрас публикует личный дневник, а также другие интересные рассказы, в том числе эссе Сноудена о применении радиоизлучения звёзд при генерации случайных бит данных для шифрования.

Из личного дневника следует вывод, что Лора за годы слежки превратилась в нервного параноика: «Ничего в своей жизни я не могу держать в секрете», — говорится там. Лора плохо спала и ей снились кошмары об американском правительстве. Женщина прочитала «Родину» Кори Доктороу и перечитала «1984», найдя слишком много параллелей со своей собственной жизнью. Ей казалось, что компьютер глючит и барахлит во время интервью с осведомителем АНБ Уильямом Бинни (William Binney): появилось сообщение о заполненном диске, хотя там ещё 16 ГБ было свободно. В конце концов, она переехала на другую квартиру и пыталась выйти из-под наблюдения, отказавшись от использования мобильного телефона и выходят в интернет только через Tor.

Когда Сноуден (онлайновый псевдоним C4) связался с ней в 2013 году, она вела скрытную жизнь настолько долго, что сразу подумала о плане спецслужб заманить её или информаторов в ловушку, как это раньше сделали с Джулианом Ассанжем и Якобо Аппельбаумом, активистом и разработчиком программного обеспечения Tor.

Даже хотя она решила, что он настоящий информатор, но давление не покидало её. Стресс был постоянным: ей казалось, что она будто под водой и слышит шум крови по венам. «Я боролась со своей собственной нервной системой, — пишет Лора. — Она не давала мне ни отдыха, ни сна. Нервный тик, сжатое горло и постоянное ожидание буквально каждую минуту налёта на квартиру».

В конце концов, она решила встретиться со Сноуденом и опубликовать секретные документы, несмотря на риски для неё и для него. И её дневник, и документы ФБР показывают, как сам факт слежки подтолкнул её к такому решению.

В конце концов, Лора Пойтрас не только избежала ареста и тюремного заключения, но и стала кем-то вроде героя в мире приватности. Её работа помогла значительно пересмотреть взгляды общества на государственную слежку за обществом, привела к возбуждению уголовных дел, а также принесла ей Пулитцеровскую премию и Оскара. Оказывается, главное — не бояться.

Комментарии (17)


  1. Idot
    07.02.2016 21:24

    Вообще-то правильный перевод Враг Народа и вызывает он правильные ассоциации. (просто, у них так врагов народа — не ссылают на Аляску)


    1. GunneR666
      07.02.2016 21:34
      +2

      Enemy of the state — ну ника не враг народа.


      1. Idot
        08.02.2016 05:00

        Я полагал, что речь о Public Enemy.


    1. pnetmon
      07.02.2016 21:36
      +4

      был такой фильм Враг Государства (Enemy of the State) — про слежку за гражданами страны


      1. bezumkin
        08.02.2016 10:33

        И в своё время он казался фантастическим.


        1. pnetmon
          08.02.2016 11:18

          Да, но техническая слежка уже давно была у всех.


  1. pnetmon
    07.02.2016 21:31
    +2

    1)только один раз попала в кадр, и то случайно: в отражении зеркала при съёмке Сноудена.
    She appears in that film exactly once, caught as if by accident in the mirror of Snowden’s Hong Kong hotel room.

    2)Документы объясняют, почему за Лорой велось наблюдение и почему она постоянно подвергалась обыскам при пересечении границы, и что она при этом не была объектом официального расследования.
    The documents definitively show why Poitras was tracked and repeatedly searched at the US border for years, and even that she was the subject of a grand jury investigation.


    1. alizar
      07.02.2016 22:11
      +1

      Спасибо, подкорректировал! :)


  1. Coriander
    08.02.2016 02:35
    +3

    Крепкий человек. А вот Хемингуэй не выдержал преследований и карательной психиатрии и застрелился. Тяжело в штатах иметь отличную от государственной точку зрения. Не проще чем в России. Кто бы не проиграл холодную войну — победил тоталитаризм.


    1. apredeus
      08.02.2016 04:33

      У Хэмингуэя было наследственное психическое расстройство, передаваемое по материнской линии — очень многие в семье покончили жизнь самоубийством. Не думаю что связано со слежкой в какой-то заметной степени. Но с остальным согласен.


      1. Idot
        08.02.2016 05:06
        +1

        Ну-ну, утопия и страна эльфов, а загадочные смерти некоторых хакеров Вас не смущают?


  1. merhalak
    08.02.2016 07:55
    -4

    >Лору на крыше распознал один из солдат Национальной гвардии Орегона, чьё имя скрыто. Он сообщил, что она «заметно нервничала», а военные следователи считают, что она знала о предстоящей засаде, но скрыла этот факт от армии, чтобы сделать кадры для своего фильма.

    Ну если человек действительно настолько маньяк, то она вполне заслужила такой прессинг со стороны силовиков. Это же какой самовлюбленной тварью надо быть, чтобы ради собственной выгоды жертвовать жизнями солдат.


    1. IvanDolgun
      08.02.2016 10:32
      +6

      Репортёры и режисёры документальных фильмов не должны вмешиваться в ход военных действий и работать информаторами.


    1. Lorien_Elf
      08.02.2016 13:09
      +5

      «Заметно нервничала», стоя на крыше дома в течение 10 минут во время боевых действий — это весомое доказательство, да. «Следователи считают» — это тоже железобетонная улика.

      Кстати напомните, что американские солдаты в Ираке делали в 2004-м? Домой шли с концерта классической музыки?


    1. kir_rik
      08.02.2016 13:57
      +4

      Официальное условие нахождения журналистов в подобных местах: «Не вмешиваться». В противном случае журналист рискует своей жизнью, так и, косвенно, жизнью всех своих коллег в регионе.