Молодому специалисту пророчили блестящие перспективы в математике, но он не пошел в науку и по распределению попал на АвтоВАЗ. В Управлении автоматической системой для подачи механических узлов на конвейер работали программисты, занимающиеся ПО и рядовые техники, которые обслуживали систему и не имели отношения к программному обеспечению.
Работа проходила по следующей схеме: в случае необходимости программист мог вносить изменения в ПО, при этом письменно не отчитываясь о своих действиях. То есть, можно было изменить систему и остаться незамеченным.
Этим и воспользовался программист Уртембаев, занимающийся обслуживанием компьютеров. С помощью обычной дискеты (предварительно протестированной), он внес свои правки в программу, управляющую подачей деталей на конвейер. По сути, Уртембаев разработал патч к основной программе-счетчику, отмеряющей циклы подачи узлов на линию конвейера. В результате чего ритм счетчика сбивался и заданная деталь поступала на конвейер с опозданием. Учитывая, что процесс был просчитан до секунд, задержка была попросту недопустимой.
По плану Мурата, «вирус» должен был запуститься в определенный час. И чтобы обезопасить себе, программист позаботился об алиби — он назначил старт патча на день своего выхода из отпуска. По расчету Уртембаева должен был выйти на работу, обнаружить сбой и устранить его, героически спасая конвейер. Но план провалился, так как программа самостоятельно запустилась раньше на несколько дней…
Когда патч самоактивировался, автоматика будто взбесилась. Детали продолжали исправно поступать на конвейер, да только не в то время и не те, что требовались. Цикл производства сбился, никто ничего не понимал, вокруг творился настоящий механический и логический хаос. В результате тщательной проверки лучшими специалистами всего оборудования ЭВМ, технических неисправностей не обнаружили. Но отыскали неисправный фрагмент кода. Перезапуск рабочей программы не помог, сбои продолжались. Понадобилось около трех дней для того, чтобы нормализовать рабочий процесс. Сбой в системе нанес серьезный материальный ущерб предприятию, поскольку с конвейера не сошли сотни автомобилей.
Мурат сам признался в содеянном. После проверки и расследования происшествия выяснилось, что он не единственный взламывал систему. Были и другие программисты, которые умышленно создавали сбои на конвейере, после чего сами же их и ликвидировали, получая за это премии, награды и надбавки.
Дело пошло в суд. Но вот с наказанием возник коллапс. По закону совершенное действие не подпадало под разряд преступления и не предусматривало уголовного наказания. Поэтому первого хакера осудили за хулиганство и дали полтора года условно с подпиской о невыезде. Само собой Уртенбаева уволили с должности программиста, но обязали возместить причиненный ущерб. Он отрабатывал свое наказание в качестве слесаря на главном конвейере.
Произошедшая история стала известной на весь Союз и вызвала множество споров на счет поступка Уртенбаева. В газетах писали, что системный программист Волжского автозавода модифицировал ПО АСУ ТП главного конвейера, в результате чего работа была остановлена на трое суток. Двести автомобилей не сошло с конвейера ВАЗа, пока программисты искали источник сбоев. Ущерб исчислялся миллионами рублей.
Комментарии (37)
andvgal
18.02.2016 19:24+10Исходя из описания, он не более чем попавшийся последователь истинных корифеев получения премий на багфиксах псевдослучайных проблем, испортивший всю малину.
rafuck
18.02.2016 19:25+3200 автомобилей за трое суток? Миллионы рублей в ценах 1983 года?!
andvgal
18.02.2016 19:35Вопрос явно не мне адресован, но цена ВАЗов в 83-м была от 6400 руб до 10300 руб. в зависимости от модели (цены из поиска в интернете). Выходит более 1 млн. по самым скромных подсчётам.
VladimirAndreev
18.02.2016 19:37+32007250 = 5000200+2000200+250200 = 1000000+400000+50000 = 1,45 млн цена невыпущенной продукции, плюс может еще комплектующие повредились и работы по их возврату и дефектовке, миллиона 2 легко. при средней зарплате в 200 рублей — 800 лет чуваку отрабатывать...
mtivkov
19.02.2016 22:39+1Невыпущенная вовремя продукция — не значит безнадежно испорченная.
Вряд ли в СССР могли осудить за недополученную вовремя прибыль, тем более, что скорее её и не было — есть же буфер в виде склада готовой продукции.
Потому платил он скорее всего только за испорченное.
deniskreshikhin
18.02.2016 19:41+3Жигули вроде около 8000р. стоили, получается 1.6 млн рублей это стоимость 200 машин. Плюс всякие косвенные издержки — срыв плана, устранение последствий и т.п. Так что цифра вполне реальная.
MacIn
19.02.2016 00:24+2Плюс, опять же, простой транспорта, ЖД например, из-за неотгрузки продукции и т.д. Там куммулятивный эффект.
impetus
18.02.2016 20:44+33Основную предпосылку проблемы не описали — а именно: программисты АСУ были на ВАЗе в весьма затюканном положении — не имея доступа к материальным благам они не могли ничего с завода выносить, даже электрики могли, отвественность большая, а отношение к ним было как к обслуге "ну-ка сбегай быстренько", что отражалось не столько на зарплате в виде отсутствия премий сколько на достпупе ко всяким доп благам жизни (очерёдности отпусков, путёвки в санатории, очереди в детсады и на квартиры, да на те же автомобили, доступ в высокоранговые столовые и прочая и прочая)… Типа всё работает само а вы тут нахрена и чем вообще занимаетесь?
Вот они и начали постепенно повышать свой социальный и общественный статус, героически решая "внезапные" проблемы
PapaBubaDiop
18.02.2016 21:08+10Это первый, кого раскусили. Настоящих не поймали. Настоящие и рады бы рассказать о минутах триумфа кода, да уж померли почти все. А кто живой остался — не помнят ни хера.
Iceg
18.02.2016 21:24+1Добавьте ещё теги АСУ ТП, АСУТП и в хаб Промышленное программирование, пожалуйста.
dom1n1k
18.02.2016 22:10+2Эта история в последние год-два пересказана сотни раз на разных сайтах, в разных пабликах и т.д.
Много пишут ещё про узкую группу "элитных" программистов на вазе, которые сами организовывали сбои в работе завода, потом героически их решали и получали ха это премии. А прочих, неэлитных не подпускали к действительно важному ПО и оборудованию.
Но вот с пруфами везде туговато.Yak52
20.02.2016 12:26+1"Произошедшая история стала известной на весь Союз и вызвала множество споров на счет поступка Уртенбаева." Ага на весь Союз. Из передовицы в газете Правда.
tangro
19.02.2016 00:47+4Самое в этом рассказе палевное — "сам признался". Зачем? Очень хотел полтора года срока и разжалование? Скорее уж конвеер действительно сломался на три дня и нужно было на кого-то это повесить — повесили на того, кто был в отпуске и не смог вовремя доказать, что не виноват. А потом ему дали выбор — либо признаешься и "полтора условно с понижением" либо не признаешься — и идёшь по полной. Выбор ему был очевиден.
MacIn
19.02.2016 01:10+1Вряд ли. Учитывая то, что вскрылись аналогичные злоупотребления его коллегами (он участвовал в анализе их закладок), это могла быть сделка со следствием. Его могли сдать его коллеги, потому что он "спалил контору".
JRazor
19.02.2016 07:19Почему подобные статьи не публикуются на мегамозг? Я понимаю, блог компании и все такое, хостинг надо продавать, но зачем здесь?
<nerd>Сейчас бы про Автоваз в комментариях пошутить. Очень оригинально</nerd>
Kapn614
19.02.2016 11:15+3Первым советским хакером был выпускник МГУ Мурат Уртембаев.
После проверки и расследования происшествия выяснилось, что он не единственный взламывал систему. Были и другие программисты, которые умышленно создавали сбои на конвейере, после чего сами же их и ликвидировали, получая за это премии, награды и надбавки.
Не пойман — не хакер?
NeonXP
19.02.2016 14:22+4Извините, если верить статье, то он, во-первых, совсем не хакер (хакер это вообще не про взлом с целью поломки). А, во-вторых, вообще м… к какой-то, который саботировал труд сотен, если не тысяч людей (если брать всю цепочку, которая на конвейере только начинается).
Да и криворукий, к тому же, раз .«предварительно протестированной… программа самостоятельно запустилась раньше на несколько дней».
P.S.: а приговор, как по мне, на удивление справедливый, если не сказать, что мягкий.MacIn
20.02.2016 02:34Еще бы не мягкий, если за ущерб в лям с гаком его заставили отработать всего стоимость пары автомобилей.
RomanPyr
20.02.2016 23:45+1По плану Мурата, «вирус» должен был запуститься в определенный час. По расчету Уртембаева должен был выйти на работу, обнаружить сбой и устранить его, героически спасая конвейер.
Так появился первый советский разработчик антивирусов :)
emusic
25.02.2016 19:26А рядовые сотрудники и студенты, еще в 70-е ломавшие вдоль и поперек коллективные вычислительные системы (в основном на ЕС ЭВМ) и не знали, что первым это сделал Уртембаев в 1983-м… :)
ctacka
Вспоминается старый анекдот.
— У меня коллега продакшн уронил.
— Он что, хакер?
— Нет, он просто м…ак!
Какой же он хакер, если просто намеренно испортил код, который сам же и писал? Разве он обошел какую-то защиту?
shasoft
Сделал закладку в коде. Но сделал по-глупому и поэтому попался. Судя по статье там таких хакеров было много, просто этот оказался самый глупый.
heathen
Судя по статье — не попался, а признался сам.
Wesha
avas
существенное дополнение к "бородатому" анекдоту — "Он его со стола уронил!"