В прошлой статье мы рассказывали о китайском интернете и поведении пользователей из Поднебесной. Теперь поговорим о Рунете.

Мы побеседовали с нашими коллегами и партнерами о трендах на рынке мобильного интернета в России. Делимся самыми яркими наблюдениями в нашем обзоре.



1. Рост числа пользователей
Согласно недавно опубликованному отчету Яндекса, количество пользователей мобильного интернета продолжает расти быстрее, чем веб. Это связано с активным проникновением веб-интернета и насыщением рынка. Люди стали чаще пользоваться мобильным интернетом. 68% всего населения страны выходит в сеть хотя бы один раз в месяц с мобильных девайсов. Годом ранее — 56%.

2. Развитие регионов
Количество пользователей мобильного интернета в регионах растет быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Разница между столицами и другими городами сокращается во многом благодаря снижению тарифов на мобильный трафик и появлению на рынке общедоступных мобильных устройств достойного качества. Выросла популярность телефонов от китайских производителей на платформе Android — Lenovo, Huawei, Xiaomi, Meizu и др. По данным TNS, самая высокая доля проникновения мобильного интернета в регионах наблюдается в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральном округе.

3. Фаблеты
Количество пользователей, посещающих интернет со смартфонов, растет быстрее, по сравнению с теми, кто заходит в сеть с планшетов. Если годом ранее разница была всего в 2%, то сейчас доля заходов в интернет со смартфонов в два раза выше. Это объяснимо появлением на рынке фаблетов с большими экранами, которые частично заменяют планшеты, а также насыщением рынка планшетов. По данным Связного, на 1 квартал 2015 года было продано в 2,5 раза больше фаблетов, чем годом ранее. Доля этих устройств в общих продажах смартфонов уже составляет 24%.

4. Android и iOS
Android за последний год отыграл значительную долю на рынке, потеснив остальные платформы. Успех связан с невысокой стоимостью продаваемых устройств на этой платформе. Hi-Tech Mail.ru насчитали 70% пользователей Android и 16% iOS, хотя пользователи iOS по-прежнему остаются самыми платежеспособными. Многие разработчики продолжают придерживаться такого принципа: хочешь зарабатывать на мобильном приложении — пиши под iOS, хочешь больше пользователей — под Android. В первом квартале 2015 года доходы App Store в мире были на 70% выше, чем у GP. В этот же период Apple получила рекордную в мире квартальную прибыль и стала лидером продаж смартфонов в России в денежном эквиваленте. И это несмотря на кризис в России.

5. Переход бизнеса в Mobile
За последний год заметно увеличилось число мобильных сайтов. Так, например, резко выросло количество медиа-сайтов, запустивших мобильную версию для читателей. Основные игроки на рынке тоже диктуют свои правила: Google уже поменяла правила выдачи сайтов, отдав приоритет мобильным историям. В целом, компании адаптируют язык общения с клиентами под мобильный. Это заметно и по распределению годовых бюджетов в этом сегменте. В 2014 году в России было потрачено $196 млн на мобильную рекламу, прогноз на 2015 год — $431 млн (данные emarketer.com). Если в прошлом году это составляло 15% от общих бюджетов на онлайн продвижение, то в этом году по прогнозам на мобильную рекламу будет затрачено 31% от этих средств.

6. Мессенджеры заменяют звонки и социальные сети
Активно развиваются мессенджеры — WhatsApp, WeChat, Telegram, Line, мессенджер от Facebook, Viber и др. Для активных пользователей интернета это быстрый и удобный инструмент коммуникации. В связи с ростом интереса к мессенджерам, появляются и новые функции. Например, голосовые сообщения, которые уже почти заменили привычку звонить в в Азии. У нас с коллегами в Китае на 1 звонок приходится около 20 голосовых сообщений. Рекламщики реагируют достаточно быстро, развивая каналы продвижения в месенджерах. Для брендов это может стать отличным способом общения с пользователем. В Китае, например, организации ведут свой аккаунт в WeChat — очень удобно не звонить в службу поддержки и висеть на линии в ожидании. Просто отправляем сообщение и получаем быстрый ответ на запрос. WhatsApp и Viber входят в топ-4 самых популярных мобильных приложений после ВК и Youtube.

7. Качественный контент
Конкуренция на этом рынке набирает обороты. Пользователи стали избирательнее, поэтому, чтобы привлечь их внимание, бизнесам приходится улучшать качество публикуемого контента, думать над подачей и находить новые каналы для его создания. Среди самого потребляемого контента в России — игры, видео, книги и музыка, из самого перспективного — видео. На данный момент количество ежедневных просмотров видео в социальной сети ОК доходит до 210 млн. Отечественные маркетологи называют видеоконтент «драйвером рекламы» в 2015 году, а предпочтение отдают коротким персонализированным роликам длиной не более 15 сек. Многие бренды уже начали сотрудничать с видео-блогерами с оригинальным контентом. Потребление мобильного видеоконтента растет и за счет развития сетей 3G и LTE. Просмотр видео нашими пользователями (UC Browser) по частоте занимает 2 место после посещения социальных сетей.

8. Первые бесконтактные платежи
Мобильный телефон постепенно становится удобным средством для платежей.
Например, у сервисов такси мы видим возможность оплаты через привязанную банковскую карту в приложении. Благодаря технологии NFC бесконтактные платежи становятся реальными. Starbucks уже интегрировал систему оплаты кофе онлайн через мобильное приложение — кассиру всего лишь нужно считать код с вашего смартфона. Такая же система тут в Китае применяется в сети магазинов 7-11 и других местах. Проект PayQR, резиденты Сколково, планирует перевернуть рынок мобильных платежей в России по аналогичной технологии оплаты в различных заведениях. По данным PayPal, уже 25% российской интернет-аудитории хотели бы оплачивать покупку смартфоном на кассе. Google работает сейчас над Android Pay, a Masterсard и Visa также занимаются развитием новых технологий в этом сегменте.

9. Социальные сети. Сегментация
Социальные сети и онлайн-сервисы продолжают набирать активную аудиторию. При этом, на рынке появляется много новых игроков, которые специализируются на определенном контенте и соперничают с привычными социальными сетями. Это могут быть сайты и приложения по обмену видео, фото, шоппинг-луками, визуальные онлайн-блоги по интересам, музыкальные и другие тематические сервисы. Для брендов это значит, что больше нельзя быть представленным в 1-2 крупных сетях, свою аудиторию нужно искать глубже и предлагать сегментированный контент по категориям.

10. Китай укрепляет свои позиции на российском рынке
И это не только про смартфоны от китайских производителей. Так, в конце 2014 года мы, UC Browser, пришли в Россию. Недавно об открытии офиса в России заявила и AliExpress, которая уже вошла в топ 15 самых посещаемых сайтов в Рунете в 2014 году. Разработчики игр из Поднебесной активно заключают контракты с российскими партнерами. Для китайских сервисов 2015 год является хорошим моментом. Во многом сказываются прочные отношения Китая с Россией и позитивное отношение жителей регионов к китайским товарам.

11. iBeacon должен удивить
Технология iBeacon от Apple рисует отличные перспективы благодаря навигационным маячкам в помещениях. Можно вообразить наш опыт шоппинга, когда мы, проходя мимо магазина, уже получили уникальное предложение со скидкой на покупку. Несколько дней назад Мультимедиа Арт Музей в Москве вместе с партнерами запустил интерактивный гид по музею.

12. Интернет вещей
В последнее время все только и говорили о носимых гаджетах — Google Glass, умные часы, браслеты, трекеры. Если прошлый год — это появление всего этого на рынке, то 2015 — год более глубокого проникновения и популяризации использования. С развитием этого сегмента открываются двери для мобильных маркетологов, так как носимый гаджет собирает нашу личную информацию. Это может служить каналом коммуникации с личным подходом к каждому пользователю. Сейчас все в ожидании Apple Watch, так уже многие разработчики выпустили свои приложения под часы, среди них Aviasales, MIcrosoft, Яндекс.Такси, Альфа-Банк и др.

13. Естественность в продвижении
Нативная реклама постепенно приходит на смену навязанной. По свежим данным исследования Yahoo, 60% пользователей выбирают натуральную подачу рекламы. Это же подтверждают и результаты исследования, проведенного нами. 64% мобильных пользователей предпочитают неназойливую рекламу, хорошо интегрированную в суть онлайн-площадки. Примеры использования в мобильном интернете — встроенное сообщение в ленте новостей, вирусная рекомендация на онлайн-сервисах, короткое видео в списке среди других, предлагаемых к просмотру.

14. Трафик
myTarget — объединение трафика от VK, OK, Mail.ru. Для рекламодателей это стало большим событием, так как с помощью этой площадки можно централизованно получать качественный трафик. А вот негативным событием стали цены от рекламных сетей. Когда рубль упал, цены остались в валюте, покупать трафик российским компаниям стало дороже, хотя и качественного трафика стало больше. Видимо, в кризис многие мелкие игроки не выдержали конкуренции. Впрочем, myTarget уже дает возможность приобретать большие объемы трафика по вполне привлекательной цене.

15. Новые мобильные сервисы
Самым ярким событие стало появление Wi-Fi в московском метро. Сервисом Vmetro уже пользуются ежедневно около 1 млн пользователей. Это новый формат рекламы для мобильных сервисов с большим охватом аудитории, а для пользователей — удобная возможность пользоваться интернетом по дороге на работу или домой. Надеемся, в других городах в общественном транспорте и остальных общественных местах тоже появится бесплатный доступ в сеть в ближайшем будущем.

Очевидно, что на рынке появляется все больше мобильных сервисов, а бренды стараются максимально освоить язык общения с аудиторией с помощью мобильных технологий. Этот год — год персонализации и вовлечения в интересный контент. По мнению экспертов, развитие мобильных технологий и сервисов в скором времени приведет к смещению выручки от продажи девайсов в сторону рынка мобильных услуг.

Комментарии (4)


  1. alexstz
    29.04.2015 15:20
    +2

    Технология iBeacon от Apple рисует отличные перспективы благодаря навигационным маячкам в помещениях. Можно вообразить наш опыт шоппинга, когда мы, проходя мимо магазина, уже получили уникальное предложение со скидкой на покупку.

    Ага, идёшь такой по ТЦ, а тебе слева и справа сыпятся «уникальные» предложения со скидкой. По сути то же самое, что и на плакате витрины магазина, только с вибрацией в кармане.


    1. kaze_no_saga
      29.04.2015 16:04
      +1

      Не считая того, что такого рода реклама знает, как вас зовут, где вы работаете и сколько зарабатываете, где любите пить пиво с друзьями, за какую команду болеете, по какому маршруту бегаете по утрам, что у вас день рождения в феврале и что вы любите кофе и котиков.


      1. teifo
        29.04.2015 20:31

        Новый девиз: подходя к магазину или торговому центу, отключите передачу мобильных данных.
        И вообще все больше кажется, что нужно иметь несколько номеров и дома своего рода телефонную станцию. Один номер только рабочий и для некоторых знакомых, для официальных организаций, гос.органов. Один номер только для своих. Друзья, родные. Третий номер для магазинов, мобильных банков, выставления в соц.сетях и прочая. Во время походов по магазинам с него по вайфаке раздавать инет остальным 2-ум.


  1. NickKolok
    09.05.2015 19:45

    А ещё исчезают последние «настоящие» безлимиты. Пока только мобильные.