Казалось бы, что нет в мире более системообразующего понятия, чем целевая аудитория. Но после двукратной выработки экспертных «десяти тысяч часов» в профессии сегодня определение ЦА выглядит все более и более расплывчатым. Проанализировав около сотни метрик, я пришел к выводу, что наиболее обоснованным подходом является выделение единой общей для всех не целевой аудитории сразу для всех существующих и дальнейших проектов — это неплатежеспособные дети дошкольного возраста. Все. Остальные сегменты и категории людей могут и будут покупать или пользоваться услугами любых информационных систем при должном походе.

image

Не теряя связей с реальностью, перейдем сразу к жизненным примерам, а именно к своим мучениям при попытке стандартного анализа и продвижения санатория-профилактория с лечебными водами и бильярдом. Вот любой юный неокрепший ум тут мне сразу скажет, что ЦА у всех санаториев одна — это пенсионеры. И окажется неправ. На самом же деле эту услугу покупали все: сами пенсионеры, их дети или даже внуки, а еще профсоюзные работники компаний, кроме того мужчины и женщины, хипстеры и колхозники, юристы и дизайнеры и вообще все подряд. Не покупали путевки только дети дошкольного возраста, поэтому их одних пришлось и выделить в единственную нецелевую аудиторию.

Детский интернет-магазин — еще один пример сложностей на ровном месте. Товары-то детские, а покупать их должны родители и опять же бабушки, а то и детские организации. Так что опять целевая аудитория здесь — все на свете, кроме. собственно, самих детей, для которых ранее дизайнер и расстарался на пару тысяч долларов. вырисовывая единорогов, жирафиков и бегемотиков. Идеальное попадание в Анти-ЦА.

Думаете, с сайтами ремонта квартир и офисов все обстоит проще? На самом деле еще хуже, потому как более двух третей всего трафика там составляли молодые и проактивные женщины, а как убедить бизнесмена взять и махом заменить все брутальные сверла и сложные калькуляторы цен на мимишных котиков и гороскопы? Да, кстати о гороскопах.

image

Все больше и больше современные исследования user experience напоминает мне астрологию, где, основываясь на том, в каком месяце родился Наполеон или Александр Македонский — делаются выводы о поведении еще миллиарда людей, родившихся в том же самом месяце. И это ужасно, ведь нет ничего более неточного и приблизительного, когда прогноз о поведении конкретной личности автоматически перекладывается на все выбранное множество людей со схожим признаком пола, возраста или социального статуса.

image

Мало того, что само по себе деление людей на такие вот категории с последующим навешиванием ярлыков попахивает евгеникой, так этот подход не работает даже с единым исследуемым субъектом. Представим, вот сейчас дома он любящий отец — а завтра в рабочей курилке уже знаменитый Петя-матершинник; вчера он был успешным менеджером — а сегодня Верка Сердючка на корпоративе; вчера они были брутальными мужчинами — а сегодня сестры Вачовски. И как? Как с этим работать? Ждать, пока в Яндекс.Метрику внедрят новые возможности для сегментации половой принадлежности: транссексуалы, трансгендеры, трансвеститы, доминанты, субмиссивы и еще десяток наименований? Ну сегментировать — так сегментировать, аналитика обязана не догонять тренды современной культуры — а обгонять их, не так ли?

image

Как обычно, цель данного текста, (как и всех прочих) — не задекларировать свою точку зрения, но обозначить то изобилие нерешенных вопросов, закрывая глаза на которые — невозможно считать себя профессионалом в области целевых и нецелевых аудиторий.

Комментарии (1)


  1. foolosophy
    14.03.2016 16:34

    Ну как же… Дизайнеру как раз следует стремиться отобразить интерфейс, который вызывает нужные внутренние состояния у посетителя — с целью превратить его в покупателя.
    В том же примере «детского» сайта с игрушек, жирафики и прочее — это триггеры, которые включают в сознании нужные ассоциации. Чтобы знаменитый Петя-матершинник в момент просмотра сайта превратился в любящего отца.