Полочная акустика Arslab Old School Superb 90
В сегодняшнем материале мы поговорим о том, как происходит работа над колонками бренда Arslab, и расскажем, за счет чего можно «срезать ноль» на ценниках акустики класса High-End.
Но для начала посмотрим, как устроен рынок аудиотехники: почему существует такое множество брендов, выпускающих аудиосистемы? Казалось бы, есть основная теория конструирования линейных систем, один подход создания линейного звука с наименьшими искажениями – достаточно использовать его, и можно спокойно захватить рынок? Не совсем так.
Дело в том, что инженерам важен не только звук «сам по себе», но и его восприятие слушателем, которое зависит от многих факторов: во-первых, физиологических и психологических – кривая нашего восприятия звука нелинейна, во-вторых, многое зависит от того, в каких условиях, на какой громкости конкретный меломан предпочитает прослушивать записи.
Восприятие звука меняется с возрастом, зависит от окружающего пространства, искажается, если человек находится в состоянии алкогольного опьянения (это, отчасти, объясняет разочарование тех, кто переживает, что полюбившиеся колонки не дают звук «как на рок-концерте») – и все это влияет на работу инженеров.
Фактически, монолитный рынок меломанов для компании-производителя разбивается на сотни подгрупп: стареющие рокеры с комнатами для прослушивания в загородных домах, молодые любители электронной музыки, которые часто ездят в метро, фанаты спорта, поклонники классики, живущие в малогабаритных квартирах – все они (и многие другие) по-разному воспринимают звук, и всем им нужны разные товары.
Как создать продукт для столь различных людей? Зачастую инженер соотносит себя, свои предпочтения и образ жизни с одной из этих групп и делает то, что нравится ему, в надежде, что такой звук понравится еще кому-то. Он намеренно внедряет свои элементы, искажает звук, чтобы система особенно хорошо звучала, скажем, на той громкости, которую он (инженер) считает оптимальной.
Сплошная диктатура: однако этот подход срабатывает – если вы видите на стенде в магазине технику того или иного бренда, значит, у него уже есть круг поклонников – людей, которые слушают музыку в тех условиях, «под которые» создавал эту систему инженер.
Юрий Фомин (слева) и Артем Фаермарк (справа) / Фото Stereo.ru
Инженером, разработки которого лежат в основе бренда Arslab, является Юрий Фомин (ранее разрабатывал акустические системы для брендов Jetbalance, Defender, AVE). Прежде чем заняться конструированием акустических систем, Юрий Фомин работал студийным и концертным звукоинженером, играл на гитаре – все это наложило свой отпечаток на «философию звучания» Arslab:
Мы, вместе со вторым ведущим инженером, занимались профессиональным звуком. У нас было много студийной работы, мы понимаем, как все звучит вживую. Да, пожалуй, у нас обоих есть определенный вкус, привитый студиями, который мы и пытаемся воссоздать. Но этот вкус — нейтральность. В идеале — вообще никаких особенностей, присущих системе
– Юрий Фомин
Конечно, в точности воссоздать все нюансы звучания, которые задумывал звукорежиссер, невозможно – для этого надо, как минимум, присутствовать в студии в момент его работы, однако в Arslab считают, что фокус на стилистической «нейтральности» может придавать акустике индивидуальность:
Подход «здесь металл звучит хуже, а классика — лучше» считаем неправильным. Оборудование должно уметь играть все, приоритеты пусть расставят покупатели. Это и есть наша философия.
Нам важно, чтобы человек считал, что его любимая музыка на наших системах играет лучше всего. Если он любит металл — пусть скажет, что она для этого жанра предназначена. Если блюз — ну что ж, пусть играет лучше всех блюз. […] Мы еще ищем [«свой» звук], но и нам уже говорят, что «мы узнаем ваш звук издалека»
– Юрий Фомин
Сама акустика Arslab имеет две нетривиальные (для рынка акустических систем в целом) особенности: за ее разработкой стоят российские инженеры и (российская же) компания Аудиомания, и выпускается она под лозунгом «High-End по цене Hi-Fi». Разберемся с тем, как этого удалось достичь.
От идеи к заводу
Идея создать собственный бренд, выпускающий акустику, появилась у основателя Аудиомании Артема Фаермарка после знакомства с Юрием Фоминым и его компанией F-lab в 2000 году. Следующие восемь лет будущие создатели Arslab посещали зарубежные заводы, знакомились с их владельцами и ведущими инженерами, а также с тем, как организовано производство техники, создавали экспериментальные образцы.
Производство колонок началось в 2008 году – в основе лежали разработки F-lab, тайваньской компании TB Speakers (изначально в акустических системах Arslab использовались динамики этого бренда), а изготовление корпусов проходило в Китае.
Очень скоро в компании поняли, что это – недостаточно удобный формат: китайские заводы предпочитают крупные заказы и не испытывают отбоя в предложениях – производство обычно загружено «по полной», поэтому, чтобы изготовить партию, необходимо дожидаться своей очереди. А осуществлять контроль над производством на китайских заводах не только трудно, но и дорого.
Фото Stereo.ru
Так появилась идея создания собственного производства, на котором будет изготавливаться все – от «начинки» до корпусов (на этот же период пришлось начало сотрудничества Артема Фаермарка с Алланом Исаксеном, основателем европейской компании-производителя динамиков Wavecor, продукцией которой системы Arslab оснащаются до сих пор).
Производство решили разместить в Риге – там все еще проживают специалисты, работавшие на советском заводе Radiotehnika, и не понаслышке знакомые с производством акустики (работают на заводе и сотрудники, имеющие опыт производства акустики в скандинавских странах).
Рига как площадка для завода была выбрана еще и потому, что для производственного бизнеса этот регион предоставляет достаточно большую свободу: с одной стороны, он находится достаточно близко к России (пока колонки Arslab выпускаются преимущественно для российских меломанов), с другой – меньше проблем с ввозом и «растаможкой» импортных комплектующих.
С ростом производства на заводе стали выпускаться и товары других High-End брендов. Самый яркий тому пример – акустика компании Penaudio, чей контрольный пакет акций Аудиомания приобрела не так давно. Теперь Аудиомания занимается всем, что связано с маркетингом и дистрибуцией колонок Penaudio, а их создатель Сами Пенттиля может посвятить все свое время разработке новых моделей и контролю за процессом производства – на завод в Риге он приезжает каждый месяц.
От корпусов…
Изготовление корпусов для акустики производится на специальном немецком деревообрабатывающем станке. Cтанок выполняет операции в трехмерной системе координат – c его помощью можно создавать кабинеты уникальной формы. Поэтому сейчас помимо акустических систем Arslab на заводе в Риге производят корпуса и под заказ – для других компаний.
Используют в работе материалы от бюджетных – например, латвийскую фанеру (изготавливается полностью из березы), до классических дуба, ореха, ясеня или вишни и даже экзотического зебрано и дорогих палисандра и карельской березы. Однако даже для бюджетных моделей технологи стараются подобрать материалы высокого качества: например, MDF высокой плотности, использующийся в корпусах большинства моделей, ввозится из Германии.
Для изготовления корпусов акустики Penaudio используют уникальную отделку, ставшую «визитной карточкой» компании – поперечные слои фанеры. На рижском заводе даже удалось улучшить технологию их создания по сравнению с оригинальным финским подходом.
После «раскройки» заготовка проходит этапы сборки, склейки, лакировки или окраски и сушки. Большинство из них выполняется строго вручную. Затем готовый корпус оснащается динамиками, кроссоверами, блоками разъемов и прочей «начинкой». При этом тестирование продукции происходит на каждом этапе производства – благодаря этому процент бракованных изделий стремится к нулю.
Главный технолог завода Виктор Лагарпов отмечает: готовую акустику на завод возвращают, только если она была повреждена в магазине или шоуруме: брака на производстве текущий подход позволяет избежать. Там же, на заводе, Юрий Фомин и команда звукоинженеров проводят и испытания нового оборудования в лабораторных условиях: некоторые экземпляры впоследствии становятся серийными моделями Arslab.
… до упаковки
Казалось бы – все, колонка прошла весь этап сборки, однако ее важно еще и правильно упаковать – только так можно гарантировать безопасность товара при транспортировке. Для этого на заводе Аудиомании придумали несколько ноу-хау.
При упаковке колонок сотрудники используют латексные или виниловые перчатки – они не оставляют следов на полированной поверхности. Сами же колонки, покрытые лаком, оборачивают в специальный нетканый упаковочный материал, который не оставляет на лаке следов. Его на завод поставляют из Китая – нигде больше подобную упаковку не делают.
Виктор Лагарпов подчеркивает: если упаковать колонки в обычную ткань или пленку, вероятность, что они поцарапаются, резко возрастает. Кроме того, нетканый материал позволяет колонкам «дышать».
Коробки, в которые упаковывают колонки (это относится, в первую очередь, к самым дорогим из производимых моделей), изготавливают из комбинации фанеры и прочного картона. Такая упаковка намного прочнее обычного упаковочного картона, но при этом экологичнее деревянных ящиков (подобные варианты – упаковка из дерева – на рынке тоже встречаются).
Дело в том, что фанера, во-первых, производится из отходов промышленности, а во-вторых, не требует дополнительной обработки химикатами (на последней часто настаивают санэпидемнадзоры многих стран в случае использования деревянных, а не фанерных, ящиков).
После того, как колонку обернули в нетканый материал и поместили в коробку, оставшееся пространство заполняется специальной упаковочной пеной, которая быстро увеличивается и заполняет все пустоты. Это позволяет не использовать в упаковке вкладыши (которые надо менять в зависимости от модели акустики и размеров упаковки) и дополнительно увеличивает ее надежность.
Обычно для фиксации деревянно-фанерных коробок применяют степлер, но в таком случае после распаковки дерево или фанера превращаются в отходы. Аудиомания придумала способ, позволяющий использовать прочный упаковочный материал многократно: для этого на производстве отдельный сотрудник фиксирует коробки саморезами. Комбинация всех этих факторов обеспечивает практически стопроцентную гарантию надежной транспортировки товара – даже если коробки хранят в больших штабелях.
High-End по цене Hi-Fi
Особенности производства и разработки аудиотехники во многом объясняют и смелый девиз Arslab, и то, почему Аудиомании удалось серьезно снизить ценник на «свои» колонки.
Например, решение изготавливать корпуса на собственном оборудовании позволило Аудиомании исключить из производственного процесса дополнительные звенья, которые в противном случае привели бы к удорожанию продукта: а это и оплата работы стороннего производителя, и затраты на логистику, и потери из-за необходимости дожидаться своей очереди, как в случае с китайскими поставщиками корпусов.
Артем Фаермарк / Фото Stereo.ru
Точно так же на уменьшении конечной цены сказывается и то, что Аудиомания сама разрабатывает и продает акустику собственного бренда: компании нет необходимости переплачивать за сторонний R&D, а из цепи, связывающей производителя и покупателя, «уходят» оптовики и дистрибьюторы.
Что касается компонентов, которые все-таки приходится закупать у сторонних производителей, то Аудиомания старается наладить с ними максимально комфортные и эффективные условия работы – и использовать это, чтобы лишний раз не увеличивать ценник.
Например, тесное сотрудничество Аудиомании и производителя динамиков Wavecor позволяет компании закупать компоненты большими партиями и расходовать их по мере необходимости. При этом в Wavecor с уважением относятся к просьбам российской стороны изменить те или иные параметры своей продукции в соответствии с задумками инженеров.
Говорит ли все это в пользу колонок Arslab? Определить может только сам слушатель:
Понять, нравится или не нравится, можно, только включив и послушав. Каждая система – продукт креативного состояния инженера-разработчика. В работу он вкладывает свою душу
– Юрий Фомин
P.S. Больше материалов по теме аудиотехники – в нашем блоге "Мир Hi-Fi".
Комментарии (27)
sprutspb
29.03.2016 11:49+1хорошая рекламная статья, а где же технические подробности? хотя нашел, там же коробки собирают на саморезы, вот же новшество.
lol_wat
29.03.2016 12:01+5Если внимательно почитать лид материала, то становится ясно, что никаких технических подробностей никто не обещал (все же тут не Хабр). Я вижу «обещание» рассказать о том, как можно оптимизировать цену продукции — и по этому поводу я получил интересный материал
Dum_spiro_spero
29.03.2016 12:52+7Пойду покупать колонки — задумаюсь об Arslab.
По хорошему — надо брать бренды из той же ценовой категории и сравнивать.
Ну и для интереса найти бренд аналогичного качества в ценовой категории выше — если тезис, что у Arslab такое замечательное соотношение цена/качество верен. Собственно это самый интересный вопрос — наверняка такое исследование кто-то делал и можно сделать линейку -слева скажем э… Microlab, справа Dynaudio, в середине скажем Onkyo -и где-то рядом Arslab. И такую же линейку с ценами.Avalanch
29.03.2016 18:55+2На выставке Moscow Hi-End Show 2016 мне звучание системы Аудиомания понравилось больше всех. Несмотря на то, что были более дорогие и безумные (в смысле внешнего вида и ценника) экспонаты. Там как раз играли колонки Arslab. Моделей, к сожалению, не запомнил, но были белые полочники и оранжевые напольные, наподобие тех что на фото в статье. Они чем то похожи на легендарные S-90.
IronHead
29.03.2016 12:56пол статьи про упаковку и ни одного фото упаковки
Maishi
29.03.2016 18:19+3Фото упаковки можно посмотреть, если перейти по ссылке, которая оставлена как раз в одноименном абзаце.
IronHead
30.03.2016 15:53Прочитать на geektimes статью, сходить на сторонний ресурс, посмотреть там фото, вернуться обратно в статью дочитать описание процесса упаковки.
Это как минимум нелепо.
+ в рекламной статье можно было какие то картинки технического плана добавить, а не только фото людей неизвестных для 90% читателей гиктаймс, сделанные для журнала, который не читают 90% аудитории гиктаймс.artoym
30.03.2016 17:57-1Аудиомания — это блог аудиофильской клюквы. Даже их колонки, про которые в статье, стоят аналогично колонкам других брендов — выше ссылка, меня заминусовали. Есть конечно и подороже, но не на порядок, как обещано в статье. При этом полно моделей дешевле, даже у именитых брендов. Да даже в их же магазине.
stalinets
29.03.2016 21:42+4Хороший звук люблю, но отдельно обустроить комнату под действительно качественную аудиосистему возможности нет. И, по моему мнению, колонки, выдающие звук некого уровня качества, стоят гораздо дороже, чем наушники, выдающие аналогичный по качеству звук. Так что в моих условиях мне нужнее хорошие наушники, а колонки на втором плане. Пользуюсь старенькими Sennheiser HD555 (правда, начинают разваливаться уже), в запасе лежат советские изодинамические ТДС-7. Так что когда хочется музыки для души — одеваю наушники. А колонки — те самые легендарные S-90, 4 штуки по углам комнаты. :) До хай-энда им далеко, но для повседневных задач и фоновой музыки — вполне.
up01
30.03.2016 02:38Молодцы.
Интересно, а в текущих экономических реалиях локализация производства в РФ была бы дешевле, чем в Латвии?
blackkola
30.03.2016 14:48Аудиомания приобрела контрольный пакет акций Пенаудио? Круто, круто, ничего не скажешь. Что касается арслаб — полочники начинаются от 40 т.р. За эту цену можно найти фокусы 140 на вторичном рынке, и я совсем не уверен что отечественный продукт составит достойную конкуренцию своим датским собратьям.
amarao
… важен не только звук «сам по себе», но и его восприятие слушателем, которое зависит от многих факторов: во-первых.. цена, во-вторых понты. Звук сам по себе никому не нужен, важны подвывания в аудиодрочерских журналах на тему "терпкого послевкусия от нежного парящего звука с отсветами вечернего заката и щекочущими пузырьками шампанского".
dom1n1k
Ну вот есть фанатики-аудиофилы, а есть фанатики-антиаудиофилы, у которых "звук никому не нужен".
Бредят обе стороны. Истина посередине.
amarao
Как только начинают рассказывать про мокрый сочный звук с послевкусиями, звука не остаётся. Послевкусия же! Мокрые!
Ayahuaska
А как же аудиофильские hdmi, toslink и ethernet-кабели? (:
amarao
аудиофильский ethernet делается из специальных сортов кремния. Так не проходят наводки по кабелю.
Плюс соответствующее оборудование:
7280E 48X10GBE SFP+ & 2X100GBE QSFP100 SWITCH FRONT-TO-REAR AIR 2X
Всего-то $39k
А можно вот такой:
1,728 x 10GbE
1,728 x 25GbE
432 40GbE
432 100GbE
Цены, правда, не нашёл. Стесняются.
Barafu
Когда объективная стоимость акустики превышает 10 000 р за пару, то влияние на звук комнаты, где они стоят, куда заметнее, чем качества самих колонок. Так что дорогая акустика без выделенной комнаты для прослушивания — такие же ненужные понты, как фирменная плитка Intel в нужнике.
amarao
10000 тысяч до обвала рубля или после?
impetus
всё-таки 10 тысяч.
Barafu
И всё таки до. Я с «несчастными гробиками» Microlab Solo 7 в своё время наплясался по комнате, пока количество баса перестало меняться на 3дб в зависимости от того, что висит в платяном шкафу. С тех пор уже 10 лет считаю, что для квартиры — только наушники.
AxisPod
Особенно весело когда читаешь русские и зарубежные обзоры. Перестал читать русские и только абстракции типа указанной вами, но читаешь зарубежные издания, кратко и по делу.
Askario214
Большинство аудиожурналов, естественно, коммерческие, и им надо как-то существовать, вот и пишут. Что не отменяет как ни физики, ни психологии, объективно имеющих основной вклад.
amarao
И основным фактором для "бархатного послевкусия после сияющей чистоты" является ценник.