Текст писался в качестве дополнения к предыдущему посту и, отчасти, в качестве отчёта о собственном опыте использования подручных средств. Таким образом, данный опус не содержит ни малейших намёков на истину в последней инстанции и предназначен для гиков, не ищущих магазинных решений. Оправданием постинга с дублирующим в каком-то смысле содержанием служит только то, что около десятка плюсов было поставлено под предложением автора упомянутого поста мне оформить отдельный пост. Так что сами напросились.

Выходные были потрачены на поиски использовавшейся техники и фотографий (как в электронном виде, так и в бумажном). Даже если пост не будет никому интересен, он оказался полезным мне самому – вместе с домочадцами с удивлением обнаружил много интересных фотографий. Но я отвлёкся.

Дело было в 2003 году и в моём распоряжении была недавно купленая цифровая мыльница Canon G3 с 4Мп-матрицей формата 1/1.8" (7.2 x 5.3мм). Понятно, что даже на самом большом эквивалентном фокусном расстоянии (140мм) снять Луну получилось не очень:



Размер Луны менее 60 пикселов, а хотелось заметно большего (на самом деле должно было получаться раза в полтора больше, но при съёмке найденного сейчас в архивах примера было выставлено разрешение 1600 x 1200 вместо максимально возможного 2272 x 1704). Телескопа ни у кого из знакомых не было, зато был зеркально-линзовый объектив МС МТО-11, коим я и решил воспользоваться:



Всякий скажет, что надо было прикрутить его на зеркалку и не мучаться. Это, конечно, верно, но вспоминаем дату и убеждаемся, что первая бюджетная зеркалка Canon 300D ещё не вышла, а всё остальное было существенно дороже. Кроме того, хотелось всё сделать с помощью уже имевшихся средств. Диаметр изображения Луны, создаваемого МТО-11, составлял около 10мм. Требовалось заставить мыльницу переснять это изображение, т.е. устроить более сильное макро, чем было доступно. Благо опыт макросъёмки с применением перевёрнутого объектива уже имелся:



Для этого была использована оптическая схема со вторым перевёрнутым объективом:



Перевёрнутый “плёночной” стороной к объекту объектив 50мм проецирует изображение объекта на бесконечность, а объектив мыльницы изображение из бесконечности фокусирует на матрицу. В такой схеме увеличение (масштаб съёмки) равно отношению фокусного расстояния основного объектива к фокусному перевёрнутого. Крепился объектив через оборачивающее кольцо 58мм-49мм (reverse-adapter) к штатному для использованной камеры адаптеру для крепления фильтров.

Поскольку годное астрофото невозможно без устойчивости, то пришлось сделать переходник, позволявший жёстко совместить ежа, ужа и других животных. Некоторое количество токарной работы, немного доведения рашпилем до ракеты, и вот результат:



Участники проекта:

  1. МТО-11
  2. переходник М42-М42 для того, чтобы не испортить резьбу МТО
  3. первая часть адаптера (заканчивается резьбой)
  4. вторая часть адаптера с канавками под выступающие части объектива и фиксирующими винтами с прокладками
  5. объектив 50мм/1.7 (внутри адаптера)
  6. оборачивающее кольцо 58мм-49мм
  7. штатный для использованной камеры адаптер для крепления фильтров
  8. цифровая камера

Фокусировка всех объективов выведена на бесконечность, а юстировка в полевых условиях производилась смещением жёсткого блока мыльница+объектив относительно МТО (реализована через вращение по резьбе части 4 относительно части 3). Краткое пояснение сгороженного огорода оптической схемы: МТО формирует изображение Луны, перевёрнутый “плёночной” стороной объектив 50мм проецирует это изображение на бесконечность, а объектив мыльницы изображение из бесконечности фокусирует на матрицу. Использовался тяжёлый штатив, на который крепился МТО с висящими на нём дополнениями. Съёмка велась из положения лёжа в сугробе вдали от домов, пока не обмораживались руки, или не привлекалось внимание гоблинов.

Посмотрим, наконец, на что этот шедевр инженерной мысли гибрид оказался способен:



Конвертировался jpg среднего сжатия максимального разрешения (2272 x 1704), пиксельный размер — 50% от исходника. Для пущего качества следовало бы, конечно, снимать в raw (благо камера позволяла), но что есть. Результат довольно неплохой.

Через несколько лет обнаружилось, что схожая идея использовалась для видеосъёмки с малой глубиной резкости во времена, когда матрицы кинокамер имели небольшие размеры и давали, соответственно, большую глубину резкости. Отличием было наличие матового стекла, на котором создавалось промежуточное изображение: DOF-адаптер.

Ну и, наконец, ещё несколько примеров полученных фотографий:



Сейчас, конечно же, снять Луну с хорошим разрешением гораздо проще: есть мыльницы с гигантским эффективным фокусным расстоянием, есть относительно недорогие (правда не с теперешним курсом) зеркалки с малошумящими матрицами, можно воспользоваться линзой Барлоу или телеконвертером для увеличения пиксельного размера (Луна примерно в три раза меньше размера 35мм кадра при использовании 1000мм объектива), правда список доступных по цене объективов невелик. Но, как я уже говорил выше, доступная тогда аппаратуры бросила вызов, который был принят и, хорошо или плохо (судить вам), съёмка была реализована в разумном соответствии с правилом соразмерности сложности/стоимости входящих в систему компонентов.

Уже закончив пост я вспомнил, что желание сфотографировать Луну было у меня ещё в младших классах.

Если интересно, то
Тогда мне выдали Смену-8м, шайтан-трубу от какой-то неведомой установки и рулон просроченной киноплёнки КН-2. Оседлав всё вышеперечисленное и не имея ни штатива, ни переходников, но зато с мотком изоленты и детским задором, я даже умудрился снять что-то относительно вразумительное:



Это довольно странно, т.к. даже у свежей плёнки чувствительность была 32 единицы, так что выдержка исчислялась десятками секунд со всеми вытекающими – держалось всё руками с опорой на перила балкона. Полазил по всем углам, но нашёл только смену и бобину, шайтан-трубы, к сожалению, нет.

Перечитав текст ещё раз, я понял, что гик-посту не хватает главного, то есть котиков:



Как?
Конечно же это — коллаж, но из своих кадров.

Надеюсь было интересно, или хотя бы фотографии понравились. Если будут вопросы – постараюсь ответить и дополнить текст при необходимости. Спасибо за внимание!

Комментарии (33)


  1. dlinyj
    06.04.2016 14:05
    +6

    Пост добрый, тёплый, ламповый. Уважение автору!


  1. beliakov
    06.04.2016 15:03

    Ну вот, а вы писали что

    Честно говоря, не считал такой колхоз достойным статьи. Но если это и правда интересно, то можно и попробовать.


    Отличная статья. Напомнило как я крепил половинку бинокля БПЦ 15x50 к мыльнице Nikon Coolpix 3100 и снимал лунное затмение 2004-го года. Фото самой конструкции не сохранилось, но снимки Луны остались.

    Убрал под спойлер чтобы не замусоривать комменты
    image

    image

    image


    1. qbertych
      06.04.2016 15:58
      +1

      Красота! А почему на первой фотке затмения терминатор такой рваный — из-за атмосферы Земли?


      1. beliakov
        06.04.2016 16:05
        +1

        Скорее не рваный а размытый. Нет, не из-за атмосферы, а потому что Солнце — не точечный источник света. Атмосферу на просвет лучше видно:

        image

        Двойное солнечное затмение с борта SDO. У Луны нет атмосферы и край ее диска (на фото слева) резкий. Земная атмосфера приводит к размытости края диска Земли (темная дуга вверху).


        1. narlee
          07.04.2016 09:58
          -3

          У Луны есть атмосфера, дорогой астроном.


          1. beliakov
            07.04.2016 13:33
            +2

            Плотность атмосферы Луны настолько мала (в 1013 раз меньше чем у земной), что на приведенном выше снимке не изменился бы ни один пиксель если бы она вдруг исчезла.


            1. narlee
              14.04.2016 21:07
              -2

              Значит она таки есть? Во сколько там раз меньше земной — это уже не важно для «У Луны нет атмосферы».
              На счёт: «на приведенном выше снимке не изменился бы ни один пиксель», то слышали что-нибудь про подымающеюся пыль на горизонте Луны? Но суть не в этом, а в заведомо не правдивых утверждениях.


              1. beliakov
                16.04.2016 16:07

                слышали что-нибудь про подымающеюся пыль на горизонте Луны?


                Конечно, и даже писал здесь об этом. Однако, этот эффект обнаружен только на снимках сделанных с поверхности Луны.


      1. krypt3r
        07.04.2016 12:15

        Посмотрел фото, терминатора не увидел. Вижу только земную тень, которая проецируется на лунный диск


        1. beliakov
          07.04.2016 13:14
          +1

          Определение терминатора из вики:

          Термина?тор (от лат. terminare — прекращать) — линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от неосвещённой (тёмной) части.


          В этом определении не указано, должна ли неосвещенная часть затеняться самим рассматриваемым телом. Похоже тень может отбрасываться любым другим телом :-)


        1. beliakov
          07.04.2016 13:20

          Однако, в английской википедии дано более строгое определение:

          A terminator, twilight zone or «grey line» is a moving line that separates the illuminated day side and the dark night side of a planetary body. A terminator is defined as the locus of points on a Moon or planet where the line through a Sun is tangent.


          Вы, если хотите, можете отредактировать русскую статью. Но вот qbertych свой коммент поменять уже не сможет…


        1. beliakov
          07.04.2016 13:27
          +1

          Стал копать дальше и выяснил что некоторые англоязычные источники все же считают край земной тени терминатором:

          Components of the observed shadows appear as two distinct parts. These are the umbra and penumbra, and thirdly, the graduated shadow boundary that lies between the umbra and penumbral — the eclipse terminator.

          image


          Отсюда: www.southastrodel.com/PageEclipses002.htm


          1. igruh
            07.04.2016 14:53
            +1

            Мне кажется Вам уже пора оформлять отдельный пост из этого чата!


          1. krypt3r
            08.04.2016 07:52

            Ув. beliakov, благодарю за небольшое исследование. Это интересно и принято к сведению. Но из отечественных книг мне известно, что терминатор — граница дня и ночи (упрощенно), имеющая форму полуэллипса. Так как я несколько консервативен, то упомянутые вами некоторые англоязычные источники для меня авторитетными не являются. В той же вики в статьях «Лунное затмение»/«Lunar eclipse» термин «терминатор» не встречается вообще, в отличие от известных каждому любителю астрономии терминов «тень», «полутень», «первый, второй, третий, четвертый контакты», «фаза затмения».
            Кстати, а вам приходилось вживую наблюдать лунное затмение? Если нет, то рекомендую, особенно полное теневое. Тогда Луна становится красной и чем-то напоминает Марс. (Невольно вспоминается «новость», появляющаяся ежегодно с 2003 г про две Луны на небе :) )


            1. beliakov
              08.04.2016 17:06

              Кстати, а вам приходилось вживую наблюдать лунное затмение?


              Ну вот выше вы писали:

              Посмотрел фото, терминатора не увидел.


              Это мое старое фото от 4 мая 2004 года :)

              Если желаете дальше порассуждать на счет термина «терминатор», вот вам задачка.

              image

              Это фото ядра кометы Чурумова-Герасименко, сделанное зондом Розетта 17 января 2016 года. Как вы знаете, это небесное тело имеет довольно хитрую форму. Граница дня и ночи на меньшем сегменте ядра (верхний левый угол) более-менее подходит под ваше определение. Но как быть с той границей тени которая проходит в нижней части кадра? Это терминатор или нет? Если нет, то в нижнем левом углу снимка сейчас день или ночь?


              1. qbertych
                09.04.2016 21:06

                Хм. Берем обычную земную гору с резким северным склоном. Прямо под этим склоном Солнца может быть не видно почти никогда. Но при этом там, очевидно, не постоянная ночь =).


                1. beliakov
                  10.04.2016 21:19

                  Если бы у Земли не было атмосферы, то под горой было бы постоянно темно как ночью :)


  1. scope169
    06.04.2016 15:04

    Котяка-чертяка! Пост напомнил свои эксперименты: scope.g-service.ru/download/~nick/Industrial/IMG_40d__00001700.jpg


  1. ensane
    06.04.2016 15:04

    Шикарно! Вспомнилась молодость, konica minolta z3 и стабилизация с помощью четырех медицинских жгутов. И попытки нажать на спуск, чтобы сильно не расшатать конструкцию. И как потом дошло, что можно использовать автоспуск с задержкой.


  1. Anna_McFly
    06.04.2016 15:04

    Занимательный пост и фото хорошие, спасибо автору.
    Интересно, а что можно придумать из реально подручных средств, вместо объектива, для получения хотя бы более-менее подобных снимков…


    1. igruh
      06.04.2016 15:19
      +1

      Ну если совсем без объектива, то можно взять параболическое зеркало от спутниковой антенны, покрыть его серебром, отполировать и прикрепить в фокусе камеру. С вас пирожок за идею для ещё одного гик-поста.

      Спасибо всем за тёплые слова!


      1. Anna_McFly
        06.04.2016 15:40

        А это идея… спасибо! Нужно будет попробовать, если выйдет, то запощу обязательно.


      1. VT100
        06.04.2016 22:25

        Зеркало ЛОР-врача тоже можно попробовать.
        Как proof-of-concept пробовал как-то разглядеть что-то в рефлекторе из ЛОР-зеркала и стоматологического зеркальца. Нечто похожее на изображение соседнего дома — было.


        1. Anna_McFly
          07.04.2016 09:54

          Тогда, наверное, конусный отражатель из фонарика тоже может подойти?..


    1. beliakov
      06.04.2016 15:35

      а что можно придумать из реально подручных средств, вместо объектива

      Стеноп


  1. beliakov
    06.04.2016 15:14
    +3

    Конечно же это — коллаж, но из своих кадров.


    Кстати, это фото с котиком я уже продолжительное время наблюдаю на разных сайтах, инстаграммах, на аватарках людей. Поиск гугла его хорошо находит. Слой с луной похож на фотку из статьи, только перевернутую. А вот оригинал слоя с деревом и котом сохранился?


    1. LoadRunner
      07.04.2016 14:16
      +1

      Что Вы подразумеваете под похожестью? Луна-то у нас одна, кто бы её ни фотографировал.

      И спасибо Вам за то, что явились катализатором появления этой, безусловно, гиковской статьи. Таких статей и вправду маловато на _Гик_Таймсе.
      Ну и Автору спасибо, разумеется :)


      1. beliakov
        07.04.2016 14:26

        Из-за либраций по широте, долготе а также суточной либрации, сделать две совершенно неотличимые фотографии Луны в разное время практически нереально. Тут я, разумеется, имею в виду фотографии с хорошим разрешением, где видны детали рельефа и положение теней. Ну и не надо забывать по атмосферные искажения, шумы матрицы и постобработку, которые накладывают на каждый снимок свой уникальный отпечаток.


  1. Dmitry_Th
    07.04.2016 13:56
    -1

    Снимать на плёнку не так уж трудно, для луны хватает экспопары ISO 100 F/7 1/400


    1. igruh
      09.04.2016 11:33
      +2

      Употребление (с ошибкой) диафрагмы с шагом в треть ступени вызывает некоторые сомнения в Вашем плёночном лунном опыте. Кроме того, выдержка несколько больше — 1/ISO при восьмёрке, хорошем коэф. светопропускания, безоблачной погоде и полной луне. Не так уж и мало «и».


      1. Dmitry_Th
        10.04.2016 07:52
        -4

        Зануду «бомбануло»


  1. fdv
    13.04.2016 14:12
    +5

    Позвольте поделиться своим опытом:
    image


    1. igruh
      14.04.2016 08:32
      +2

      Позволим, конечно. Делитесь опытом, результат уже увидели!