Выходные были потрачены на поиски использовавшейся техники и фотографий (как в электронном виде, так и в бумажном). Даже если пост не будет никому интересен, он оказался полезным мне самому – вместе с домочадцами с удивлением обнаружил много интересных фотографий. Но я отвлёкся.
Дело было в 2003 году и в моём распоряжении была недавно купленая цифровая мыльница Canon G3 с 4Мп-матрицей формата 1/1.8" (7.2 x 5.3мм). Понятно, что даже на самом большом эквивалентном фокусном расстоянии (140мм) снять Луну получилось не очень:
Размер Луны менее 60 пикселов, а хотелось заметно большего (на самом деле должно было получаться раза в полтора больше, но при съёмке найденного сейчас в архивах примера было выставлено разрешение 1600 x 1200 вместо максимально возможного 2272 x 1704). Телескопа ни у кого из знакомых не было, зато был зеркально-линзовый объектив МС МТО-11, коим я и решил воспользоваться:
Всякий скажет, что надо было прикрутить его на зеркалку и не мучаться. Это, конечно, верно, но вспоминаем дату и убеждаемся, что первая бюджетная зеркалка Canon 300D ещё не вышла, а всё остальное было существенно дороже. Кроме того, хотелось всё сделать с помощью уже имевшихся средств. Диаметр изображения Луны, создаваемого МТО-11, составлял около 10мм. Требовалось заставить мыльницу переснять это изображение, т.е. устроить более сильное макро, чем было доступно. Благо опыт макросъёмки с применением перевёрнутого объектива уже имелся:
Для этого была использована оптическая схема со вторым перевёрнутым объективом:
Перевёрнутый “плёночной” стороной к объекту объектив 50мм проецирует изображение объекта на бесконечность, а объектив мыльницы изображение из бесконечности фокусирует на матрицу. В такой схеме увеличение (масштаб съёмки) равно отношению фокусного расстояния основного объектива к фокусному перевёрнутого. Крепился объектив через оборачивающее кольцо 58мм-49мм (reverse-adapter) к штатному для использованной камеры адаптеру для крепления фильтров.
Поскольку годное астрофото невозможно без устойчивости, то пришлось сделать переходник, позволявший жёстко совместить ежа, ужа и других животных. Некоторое количество токарной работы, немного доведения рашпилем до ракеты, и вот результат:
Участники проекта:
- МТО-11
- переходник М42-М42 для того, чтобы не испортить резьбу МТО
- первая часть адаптера (заканчивается резьбой)
- вторая часть адаптера с канавками под выступающие части объектива и фиксирующими винтами с прокладками
- объектив 50мм/1.7 (внутри адаптера)
- оборачивающее кольцо 58мм-49мм
- штатный для использованной камеры адаптер для крепления фильтров
- цифровая камера
Фокусировка всех объективов выведена на бесконечность, а юстировка в полевых условиях производилась смещением жёсткого блока мыльница+объектив относительно МТО (реализована через вращение по резьбе части 4 относительно части 3). Краткое пояснение
Посмотрим, наконец, на что этот
Конвертировался jpg среднего сжатия максимального разрешения (2272 x 1704), пиксельный размер — 50% от исходника. Для пущего качества следовало бы, конечно, снимать в raw (благо камера позволяла), но что есть. Результат довольно неплохой.
Через несколько лет обнаружилось, что схожая идея использовалась для видеосъёмки с малой глубиной резкости во времена, когда матрицы кинокамер имели небольшие размеры и давали, соответственно, большую глубину резкости. Отличием было наличие матового стекла, на котором создавалось промежуточное изображение: DOF-адаптер.
Ну и, наконец, ещё несколько примеров полученных фотографий:
Сейчас, конечно же, снять Луну с хорошим разрешением гораздо проще: есть мыльницы с гигантским эффективным фокусным расстоянием, есть относительно недорогие (правда не с теперешним курсом) зеркалки с малошумящими матрицами, можно воспользоваться линзой Барлоу или телеконвертером для увеличения пиксельного размера (Луна примерно в три раза меньше размера 35мм кадра при использовании 1000мм объектива), правда список доступных по цене объективов невелик. Но, как я уже говорил выше, доступная тогда аппаратуры бросила вызов, который был принят и, хорошо или плохо (судить вам), съёмка была реализована в разумном соответствии с правилом соразмерности сложности/стоимости входящих в систему компонентов.
Уже закончив пост я вспомнил, что желание сфотографировать Луну было у меня ещё в младших классах.
Это довольно странно, т.к. даже у свежей плёнки чувствительность была 32 единицы, так что выдержка исчислялась десятками секунд со всеми вытекающими – держалось всё руками с опорой на перила балкона. Полазил по всем углам, но нашёл только смену и бобину, шайтан-трубы, к сожалению, нет.
Перечитав текст ещё раз, я понял, что гик-посту не хватает главного, то есть котиков:
Надеюсь было интересно, или хотя бы фотографии понравились. Если будут вопросы – постараюсь ответить и дополнить текст при необходимости. Спасибо за внимание!
Комментарии (33)
beliakov
06.04.2016 15:03Ну вот, а вы писали что
Честно говоря, не считал такой колхоз достойным статьи. Но если это и правда интересно, то можно и попробовать.
Отличная статья. Напомнило как я крепил половинку бинокля БПЦ 15x50 к мыльнице Nikon Coolpix 3100 и снимал лунное затмение 2004-го года. Фото самой конструкции не сохранилось, но снимки Луны остались.
Убрал под спойлер чтобы не замусоривать комменты
qbertych
06.04.2016 15:58+1Красота! А почему на первой фотке затмения терминатор такой рваный — из-за атмосферы Земли?
beliakov
06.04.2016 16:05+1Скорее не рваный а размытый. Нет, не из-за атмосферы, а потому что Солнце — не точечный источник света. Атмосферу на просвет лучше видно:
Двойное солнечное затмение с борта SDO. У Луны нет атмосферы и край ее диска (на фото слева) резкий. Земная атмосфера приводит к размытости края диска Земли (темная дуга вверху).narlee
07.04.2016 09:58-3У Луны есть атмосфера, дорогой астроном.
beliakov
07.04.2016 13:33+2Плотность атмосферы Луны настолько мала (в 1013 раз меньше чем у земной), что на приведенном выше снимке не изменился бы ни один пиксель если бы она вдруг исчезла.
narlee
14.04.2016 21:07-2Значит она таки есть? Во сколько там раз меньше земной — это уже не важно для «У Луны нет атмосферы».
На счёт: «на приведенном выше снимке не изменился бы ни один пиксель», то слышали что-нибудь про подымающеюся пыль на горизонте Луны? Но суть не в этом, а в заведомо не правдивых утверждениях.beliakov
16.04.2016 16:07слышали что-нибудь про подымающеюся пыль на горизонте Луны?
Конечно, и даже писал здесь об этом. Однако, этот эффект обнаружен только на снимках сделанных с поверхности Луны.
krypt3r
07.04.2016 12:15Посмотрел фото, терминатора не увидел. Вижу только земную тень, которая проецируется на лунный диск
beliakov
07.04.2016 13:14+1Определение терминатора из вики:
Термина?тор (от лат. terminare — прекращать) — линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть небесного тела от неосвещённой (тёмной) части.
В этом определении не указано, должна ли неосвещенная часть затеняться самим рассматриваемым телом. Похоже тень может отбрасываться любым другим телом :-)
beliakov
07.04.2016 13:20Однако, в английской википедии дано более строгое определение:
A terminator, twilight zone or «grey line» is a moving line that separates the illuminated day side and the dark night side of a planetary body. A terminator is defined as the locus of points on a Moon or planet where the line through a Sun is tangent.
Вы, если хотите, можете отредактировать русскую статью. Но вот qbertych свой коммент поменять уже не сможет…
beliakov
07.04.2016 13:27+1Стал копать дальше и выяснил что некоторые англоязычные источники все же считают край земной тени терминатором:
Components of the observed shadows appear as two distinct parts. These are the umbra and penumbra, and thirdly, the graduated shadow boundary that lies between the umbra and penumbral — the eclipse terminator.
Отсюда: www.southastrodel.com/PageEclipses002.htmkrypt3r
08.04.2016 07:52Ув. beliakov, благодарю за небольшое исследование. Это интересно и принято к сведению. Но из отечественных книг мне известно, что терминатор — граница дня и ночи (упрощенно), имеющая форму полуэллипса. Так как я несколько консервативен, то упомянутые вами некоторые англоязычные источники для меня авторитетными не являются. В той же вики в статьях «Лунное затмение»/«Lunar eclipse» термин «терминатор» не встречается вообще, в отличие от известных каждому любителю астрономии терминов «тень», «полутень», «первый, второй, третий, четвертый контакты», «фаза затмения».
Кстати, а вам приходилось вживую наблюдать лунное затмение? Если нет, то рекомендую, особенно полное теневое. Тогда Луна становится красной и чем-то напоминает Марс. (Невольно вспоминается «новость», появляющаяся ежегодно с 2003 г про две Луны на небе :) )beliakov
08.04.2016 17:06Кстати, а вам приходилось вживую наблюдать лунное затмение?
Ну вот выше вы писали:
Посмотрел фото, терминатора не увидел.
Это мое старое фото от 4 мая 2004 года :)
Если желаете дальше порассуждать на счет термина «терминатор», вот вам задачка.
Это фото ядра кометы Чурумова-Герасименко, сделанное зондом Розетта 17 января 2016 года. Как вы знаете, это небесное тело имеет довольно хитрую форму. Граница дня и ночи на меньшем сегменте ядра (верхний левый угол) более-менее подходит под ваше определение. Но как быть с той границей тени которая проходит в нижней части кадра? Это терминатор или нет? Если нет, то в нижнем левом углу снимка сейчас день или ночь?qbertych
09.04.2016 21:06Хм. Берем обычную земную гору с резким северным склоном. Прямо под этим склоном Солнца может быть не видно почти никогда. Но при этом там, очевидно, не постоянная ночь =).
beliakov
10.04.2016 21:19Если бы у Земли не было атмосферы, то под горой было бы постоянно темно как ночью :)
scope169
06.04.2016 15:04Котяка-чертяка! Пост напомнил свои эксперименты: scope.g-service.ru/download/~nick/Industrial/IMG_40d__00001700.jpg
ensane
06.04.2016 15:04Шикарно! Вспомнилась молодость, konica minolta z3 и стабилизация с помощью четырех медицинских жгутов. И попытки нажать на спуск, чтобы сильно не расшатать конструкцию. И как потом дошло, что можно использовать автоспуск с задержкой.
Anna_McFly
06.04.2016 15:04Занимательный пост и фото хорошие, спасибо автору.
Интересно, а что можно придумать из реально подручных средств, вместо объектива, для получения хотя бы более-менее подобных снимков…igruh
06.04.2016 15:19+1Ну если совсем без объектива, то можно взять параболическое зеркало от спутниковой антенны, покрыть его серебром, отполировать и прикрепить в фокусе камеру. С вас пирожок за идею для ещё одного гик-поста.
Спасибо всем за тёплые слова!Anna_McFly
06.04.2016 15:40А это идея… спасибо! Нужно будет попробовать, если выйдет, то запощу обязательно.
VT100
06.04.2016 22:25Зеркало ЛОР-врача тоже можно попробовать.
Как proof-of-concept пробовал как-то разглядеть что-то в рефлекторе из ЛОР-зеркала и стоматологического зеркальца. Нечто похожее на изображение соседнего дома — было.
beliakov
06.04.2016 15:14+3Конечно же это — коллаж, но из своих кадров.
Кстати, это фото с котиком я уже продолжительное время наблюдаю на разных сайтах, инстаграммах, на аватарках людей. Поиск гугла его хорошо находит. Слой с луной похож на фотку из статьи, только перевернутую. А вот оригинал слоя с деревом и котом сохранился?LoadRunner
07.04.2016 14:16+1Что Вы подразумеваете под похожестью? Луна-то у нас одна, кто бы её ни фотографировал.
И спасибо Вам за то, что явились катализатором появления этой, безусловно, гиковской статьи. Таких статей и вправду маловато на _Гик_Таймсе.
Ну и Автору спасибо, разумеется :)beliakov
07.04.2016 14:26Из-за либраций по широте, долготе а также суточной либрации, сделать две совершенно неотличимые фотографии Луны в разное время практически нереально. Тут я, разумеется, имею в виду фотографии с хорошим разрешением, где видны детали рельефа и положение теней. Ну и не надо забывать по атмосферные искажения, шумы матрицы и постобработку, которые накладывают на каждый снимок свой уникальный отпечаток.
Dmitry_Th
07.04.2016 13:56-1Снимать на плёнку не так уж трудно, для луны хватает экспопары ISO 100 F/7 1/400
igruh
09.04.2016 11:33+2Употребление (с ошибкой) диафрагмы с шагом в треть ступени вызывает некоторые сомнения в Вашем плёночном лунном опыте. Кроме того, выдержка несколько больше — 1/ISO при восьмёрке, хорошем коэф. светопропускания, безоблачной погоде и полной луне. Не так уж и мало «и».
dlinyj
Пост добрый, тёплый, ламповый. Уважение автору!