Более пяти лет назад в Нью-Йорке я познакомился с группой ребят, которые открыли свою первую компанию и пытались вывести продукт на рынок. Они были полны энтузиазма и идей, казалось, что их энергия и упорство позволит им начать зарабатывать миллионы в течение короткого времени. Каждый раз, когда мы виделись, они рьяно обсуждали обновления для сайта и могли часами сидеть за компьютерами, отвлекаясь только на еду и уборную. Однако их мечтам о проекте было не суждено сбыться. Они хотели сделать идеальный продукт и тянули с его открытием в общий доступ.
В течение следующих лет я наблюдал за различными стартапами и стадиями их развития. В конечном итоге я понял одну вещь, которую должны понять многие предприниматели: «Нет такого понятия как «плохой» или «идеальный» продукт». Есть не нужные и не актуальные продукты с одной стороны, и есть готовые к открытию публике продукты. Вопрос в том, как определить готов ли мой продукт к показу или нет?
Надо начать с того, что ни один продукт не может быть идеальным. Именно поэтому компании гиганты вроде Facebook или Google постоянно улучшают и дополняют свои сервисы. Неизбежно случаются ошибки и «дыры» в коде интернет компаний, которые зачастую обнаруживаются только гостями сайта или после конкурсов на взлом сайта. Они растут и развиваются, не смотря ни на что.
Я понял, что открывать свой проект и начинать продвижение можно еще до старта его реализации. Как только у вас появилась идея, вы можете выбрать рабочее название для компании и начать спрашивать у друзей, коллег и компетентных людей мнения о своем продукте. Да, я прекрасно вижу ваш назревающий вопрос: «А что если моя идея новая и никто больше не делает подобного? Я не хочу, чтобы ее украли!». Не волнуйтесь, 90% всех возникающих у предпринимателей идей – это идеи уже реализуемые какими-либо компаниями в том или ином виде, и никакой новизны у нее нет. Просто лучше посмотрите своих прямых и косвенных конкурентов, и, я уверен, вы найдете «следы» своего продукта. Оставшиеся 10% — это действительно новаторы, которые умеют подмечать необходимость того или иного продукта и начинают работать над ним. Но и в этом случае, можно рассказать о своем продукте, не делая акцента на ключевой идее.
Вы, конечно, можете не согласиться со мной, указывая на то, что лучше выпускать качественный продукт, чем показывать что-то «сырое». Позвольте возразить и вспомнить о продуктах Windows. Первая версия была выпущена в 1985, а первая популярная – в 1995 году. Насколько были качественными эти продукты? Там была масса ошибок и недоделок. Но компания с каждым годом старалась выпустить все более качественный и удобный для использования продукт. Не всегда были успехи с разработкой, но, тем не менее, они успешно конкурируют и занимают доминирующее положение.
Начинайте продвижение своего стартапа с момента написания первых строчек кода. Откройте группы в социальных сетях, ведите обычный и корпоративный блог, пишите статьи и параллельно развивайте проект. Настанет какой-то момент времени, когда вы будете получать первые отзывы о своем продукте. Буквально каждый день я получаю отзывы и сообщения об ошибках в моем проекте от случайных пользователей. Это позволяет оперативно менять качество сервиса и постепенно совершенствовать продукт.
В дополнение к сказанному могу уверить вас в том, что к моменту запуска работающего прототипа продукта у вас будут первые клиенты и покупатели. Вы сможете рассказать о своем стартапе инвестору, показывая отзывы и количество пользователей, что, несомненно, будет большим плюсом.
В процессе работы с первыми клиентам и отзывами вы поймете, как проводить рекламные кампании и кто ваш потенциальный клиент. За все время вы измените качество и реализацию идеи несколько раз, но в итоге это будет стоить того.
Этой статьей я хочу сказать, что не нужно бояться и доводить до «абсолютного совершенства» свой продукт.
В общем, это сугубо мое мнение, появившееся в процессе работы. Буду рад выслушать ваши комментарии и истории развития.
Комментарии (14)
andrew_vorobey
05.05.2015 23:46Спасибо за статью!
Мой проект сейчас на начальной стадии реализации. Я и в мыслях не допускал о том, чтобы начать продавать его до первой стабильной версии, просто, не задумывался. Вы заставили задуматься, можно ли начать продавать продукт уже сейчас, и я думаю, что это повлечет хорошие изменения, как для меня, так и для конечного пользователя — я уже на стадии разработки смогу точнее понять, чего хотят пользователи, а значит, первая версия моего продукта, скорее всего, будет более близкой к тому, что требуется пользователям! Благодаря Вам =)OneMarkt Автор
05.05.2015 23:54Возможно, Вы уже видели эту статью, а если нет, то она тоже даст Вам информацию по продвижению: spark.ru/startup/cubecamp/blog/8501/kak-mi-prodvigaem-svoj-proekt-ne-imeya-v-etom-nikakogo-opita
RockyMotion
06.05.2015 11:48Запускаться нужно как можно раньше, так как до запуска вы делаете продукт можно сказать для себя. Вы еще не понимаете четких потребностей аудитории и вообще понимания нужен ли им ваш сервис. А после запуска вы начнете понимать в какую сторону вам работать.
Можно пробовать запускать понемногу, например вручную пригласить 20-30 потенциальных клиентов для тестирования продукта, потом доделать по ошибкам, которые они нашли и позвать еще 20-30 ит.д.
progchip666
06.05.2015 15:52+1Этой статьей я хочу сказать, что не нужно бояться и доводить до «абсолютного совершенства» свой продукт.
В общем, это сугубо мое мнение, появившееся в процессе работы. Буду рад выслушать ваши комментарии и истории развития.
Это не ваше личное мнение, это можно сказать стало уже азами для стартап проектов.
В книгах посвящённых стартапам этот вопрос обсасывается так подробно и часто, что буржуи даже ввели для него сокращение — MVP, которое наверно проще перевести как мнимально работоспособный продукт или продукт с базовым функционалом.denis_from_oks
07.05.2015 12:55+1Я думаю, можно только поприветствовать человека, который сам дошел до того, что уже стало азами.
А автору пожелание: опишите КАК Вы до этого дошли. Потому что Ваша статья не отличается от книг (разве что более сжата). Логическую цепочку будет намного проще понять. Спасибо.
natnal
Если основатель проекта больше продавец, чем разработчик, то он легко с вами согласится. А если проект запускает программист (в случае с IT-проектами это часто случается), то даже когда продукт уже в каком-то виде существует и даже кому-то приносит пользу, автору очень трудно решиться показать продукт широкой аудитории.
OneMarkt Автор
Да, согласен. Многие бояться получить негативные отзывы и потерять интерес к развитию продукта. Но даже хорошие продукты так или иначе найдут своего критика.
А открывать свой продукт можно и постепенно: группа ВКонтакте, небольшой блог, совет друзей. И постепенно наращивать потенциал.
Beatle
Негативные отзывы — это как «нет» в продажах, с них все только начинается.
Иначе можно до умопомрачения пилить свое идеальное а потом понять что в таком виде оно никому не нужно.
progchip666
Существуют также отрасли в которых ошибка слишком дорого стоит. Например нефтегазовая. Демонстрировать MVP там конечно можно, но лучше в лаборатории. Даже там существует того что всё взлетит на воздух. Однако и для таких экспериментов трудно найти помещение. Мы искали очень долго, в конце концов работали полуподпольно. Постоянно работающая вытяжка и ответственные эксперименты по выходным. Особенно весело было когда у меня вышибло дно испытательного сосуда и 60 литров скважной жидкости вылилось на пол в лаборатории, обрызгав попутно и стол и стены и компьютеры. Хорошо пол был плиточный и отлично уложенный, хотя бы не протекло. Но я почти четыре часа собирал разлившееся всеми доступными подручными способами…