image

Более пяти лет назад в Нью-Йорке я познакомился с группой ребят, которые открыли свою первую компанию и пытались вывести продукт на рынок. Они были полны энтузиазма и идей, казалось, что их энергия и упорство позволит им начать зарабатывать миллионы в течение короткого времени. Каждый раз, когда мы виделись, они рьяно обсуждали обновления для сайта и могли часами сидеть за компьютерами, отвлекаясь только на еду и уборную. Однако их мечтам о проекте было не суждено сбыться. Они хотели сделать идеальный продукт и тянули с его открытием в общий доступ.

В течение следующих лет я наблюдал за различными стартапами и стадиями их развития. В конечном итоге я понял одну вещь, которую должны понять многие предприниматели: «Нет такого понятия как «плохой» или «идеальный» продукт». Есть не нужные и не актуальные продукты с одной стороны, и есть готовые к открытию публике продукты. Вопрос в том, как определить готов ли мой продукт к показу или нет?

Надо начать с того, что ни один продукт не может быть идеальным. Именно поэтому компании гиганты вроде Facebook или Google постоянно улучшают и дополняют свои сервисы. Неизбежно случаются ошибки и «дыры» в коде интернет компаний, которые зачастую обнаруживаются только гостями сайта или после конкурсов на взлом сайта. Они растут и развиваются, не смотря ни на что.

Я понял, что открывать свой проект и начинать продвижение можно еще до старта его реализации. Как только у вас появилась идея, вы можете выбрать рабочее название для компании и начать спрашивать у друзей, коллег и компетентных людей мнения о своем продукте. Да, я прекрасно вижу ваш назревающий вопрос: «А что если моя идея новая и никто больше не делает подобного? Я не хочу, чтобы ее украли!». Не волнуйтесь, 90% всех возникающих у предпринимателей идей – это идеи уже реализуемые какими-либо компаниями в том или ином виде, и никакой новизны у нее нет. Просто лучше посмотрите своих прямых и косвенных конкурентов, и, я уверен, вы найдете «следы» своего продукта. Оставшиеся 10% — это действительно новаторы, которые умеют подмечать необходимость того или иного продукта и начинают работать над ним. Но и в этом случае, можно рассказать о своем продукте, не делая акцента на ключевой идее.

Вы, конечно, можете не согласиться со мной, указывая на то, что лучше выпускать качественный продукт, чем показывать что-то «сырое». Позвольте возразить и вспомнить о продуктах Windows. Первая версия была выпущена в 1985, а первая популярная – в 1995 году. Насколько были качественными эти продукты? Там была масса ошибок и недоделок. Но компания с каждым годом старалась выпустить все более качественный и удобный для использования продукт. Не всегда были успехи с разработкой, но, тем не менее, они успешно конкурируют и занимают доминирующее положение.

Начинайте продвижение своего стартапа с момента написания первых строчек кода. Откройте группы в социальных сетях, ведите обычный и корпоративный блог, пишите статьи и параллельно развивайте проект. Настанет какой-то момент времени, когда вы будете получать первые отзывы о своем продукте. Буквально каждый день я получаю отзывы и сообщения об ошибках в моем проекте от случайных пользователей. Это позволяет оперативно менять качество сервиса и постепенно совершенствовать продукт.

В дополнение к сказанному могу уверить вас в том, что к моменту запуска работающего прототипа продукта у вас будут первые клиенты и покупатели. Вы сможете рассказать о своем стартапе инвестору, показывая отзывы и количество пользователей, что, несомненно, будет большим плюсом.

В процессе работы с первыми клиентам и отзывами вы поймете, как проводить рекламные кампании и кто ваш потенциальный клиент. За все время вы измените качество и реализацию идеи несколько раз, но в итоге это будет стоить того.

Этой статьей я хочу сказать, что не нужно бояться и доводить до «абсолютного совершенства» свой продукт.

В общем, это сугубо мое мнение, появившееся в процессе работы. Буду рад выслушать ваши комментарии и истории развития.

Комментарии (14)


  1. natnal
    05.05.2015 17:11
    +3

    Если основатель проекта больше продавец, чем разработчик, то он легко с вами согласится. А если проект запускает программист (в случае с IT-проектами это часто случается), то даже когда продукт уже в каком-то виде существует и даже кому-то приносит пользу, автору очень трудно решиться показать продукт широкой аудитории.


    1. OneMarkt Автор
      05.05.2015 19:11

      Да, согласен. Многие бояться получить негативные отзывы и потерять интерес к развитию продукта. Но даже хорошие продукты так или иначе найдут своего критика.
      А открывать свой продукт можно и постепенно: группа ВКонтакте, небольшой блог, совет друзей. И постепенно наращивать потенциал.


      1. Beatle
        05.05.2015 22:40

        Негативные отзывы — это как «нет» в продажах, с них все только начинается.
        Иначе можно до умопомрачения пилить свое идеальное а потом понять что в таком виде оно никому не нужно.


      1. progchip666
        07.05.2015 19:40

        Существуют также отрасли в которых ошибка слишком дорого стоит. Например нефтегазовая. Демонстрировать MVP там конечно можно, но лучше в лаборатории. Даже там существует того что всё взлетит на воздух. Однако и для таких экспериментов трудно найти помещение. Мы искали очень долго, в конце концов работали полуподпольно. Постоянно работающая вытяжка и ответственные эксперименты по выходным. Особенно весело было когда у меня вышибло дно испытательного сосуда и 60 литров скважной жидкости вылилось на пол в лаборатории, обрызгав попутно и стол и стены и компьютеры. Хорошо пол был плиточный и отлично уложенный, хотя бы не протекло. Но я почти четыре часа собирал разлившееся всеми доступными подручными способами…


  1. andrew_vorobey
    05.05.2015 23:46

    Спасибо за статью!
    Мой проект сейчас на начальной стадии реализации. Я и в мыслях не допускал о том, чтобы начать продавать его до первой стабильной версии, просто, не задумывался. Вы заставили задуматься, можно ли начать продавать продукт уже сейчас, и я думаю, что это повлечет хорошие изменения, как для меня, так и для конечного пользователя — я уже на стадии разработки смогу точнее понять, чего хотят пользователи, а значит, первая версия моего продукта, скорее всего, будет более близкой к тому, что требуется пользователям! Благодаря Вам =)


    1. OneMarkt Автор
      05.05.2015 23:54

      Возможно, Вы уже видели эту статью, а если нет, то она тоже даст Вам информацию по продвижению: spark.ru/startup/cubecamp/blog/8501/kak-mi-prodvigaem-svoj-proekt-ne-imeya-v-etom-nikakogo-opita


      1. Frogy_F
        06.05.2015 11:14

        Спасибо за ссылку


  1. RockyMotion
    06.05.2015 11:48

    Запускаться нужно как можно раньше, так как до запуска вы делаете продукт можно сказать для себя. Вы еще не понимаете четких потребностей аудитории и вообще понимания нужен ли им ваш сервис. А после запуска вы начнете понимать в какую сторону вам работать.
    Можно пробовать запускать понемногу, например вручную пригласить 20-30 потенциальных клиентов для тестирования продукта, потом доделать по ошибкам, которые они нашли и позвать еще 20-30 ит.д.


  1. progchip666
    06.05.2015 15:52
    +1

    Этой статьей я хочу сказать, что не нужно бояться и доводить до «абсолютного совершенства» свой продукт.
    В общем, это сугубо мое мнение, появившееся в процессе работы. Буду рад выслушать ваши комментарии и истории развития.

    Это не ваше личное мнение, это можно сказать стало уже азами для стартап проектов.
    В книгах посвящённых стартапам этот вопрос обсасывается так подробно и часто, что буржуи даже ввели для него сокращение — MVP, которое наверно проще перевести как мнимально работоспособный продукт или продукт с базовым функционалом.


    1. denis_from_oks
      07.05.2015 12:55
      +1

      Я думаю, можно только поприветствовать человека, который сам дошел до того, что уже стало азами.
      А автору пожелание: опишите КАК Вы до этого дошли. Потому что Ваша статья не отличается от книг (разве что более сжата). Логическую цепочку будет намного проще понять. Спасибо.


  1. copist
    07.05.2015 15:25

    Где можно найти аудиторию для демонстрации MVP?


    1. Beatle
      07.05.2015 15:35

      Коллеги, друзья, знакомые, справочник предприятий, Мегамозг опять же площадку для стартапов дает


      1. copist
        07.05.2015 16:06

        Хорошо


    1. copist
      07.05.2015 15:41

      Нашёл ссылку выше. Спасибо.