Успешные возврат и посадка первой ступени космического корабля Falcon 9 компании SpaceX — настоящее событие. Причем не только для самой компании, но и для космонавтики в целом. Вполне вероятно, отладка процесса возврата первой ступени позволит удешевить стоимость запуска, а следовательно — и стоимость доставки килограмма полезного груза в космос.
Задача посадки ступени на морскую платформу была (и остается) весьма непростой. Здесь следует учитывать размеры ступени, ее скорость и относительно небольшие размеры самой баржи. При этом в самой компании оценивали вероятность успешного «приводнения» как довольно высокую. Дело в том, что сейчас были исправлены все обнаруженные недостатки, обнаруженные в ходе предыдущих посадок ступени.
И действительно, все прошло отлично.
Onboard view of landing in high winds pic.twitter.com/FedRzjYYyQ
— SpaceX (@SpaceX) 9 апреля 2016 г.
Напомню, что успешно посадить ступень уже удавалось, но не на море, а на суше. Тогда уже через несколько минут после запуска первая ступень ракеты Falcon 9 v1.1 Full Thrust приблизилась к посадочной площадке Landing Zone 1 (LZ-1). Перед подходом к поверхности Земли ступень включила двигатели, чтобы затормозить. Ступень раскрыла четыре опоры, на которые она и села. Двигатели отключились. Ступень ровно встала на бетонной площадке LZ-1.
В ходе пресс-конференции, на которой выступил Илон Маск, глава SpaceX, было заявлено о возвращении ступени в порт, после чего будет рассматриваться возможность повторного использования этого элемента. Тестовые испытания, включение двигателей, покажут, насколько реально повторное использование возвращенной ступени. Запуск будет осуществлен в мае-июне, пока что Маск не может назвать точную дату.
Ступень уже прибыла в порт. Наблюдать за происходящим здесь можно почти лично — веб-камера передает видео в хорошем качестве.
Есть и фотографии. Они позволяют судить о размере ступени. Все же она гораздо больше, чем кажется при просмотре видео посадки.
А вот и дальнейшая транспортировка:
More shots of offloaded Falcon booster at Port Canaveral. pic.twitter.com/2JUKVdCJFN
— James Dean (@flatoday_jdean) 12 апреля 2016 г.
Комментарии (60)
Shik_shik
12.04.2016 14:47+2Считаю, нужно ее сделать серой (ступень). Как в анекдоте про Чапаева :)
Alexeyslav
12.04.2016 15:05Там же жидкий кислород используется, серая поверхность будет собирать больше тепла и быстрее испарять кислород…
Mr_Destiny
12.04.2016 16:39+2Помнится, с баком для шаттла краска нефигово весила.
Можно было бы сделать абляционную защиту от грязи (и.е. «само отвалится») — наносить несколько слоев, последний из которых сделать легко отваливающимся — тогда просто соскоблить, перекрасить, и вперед. Или вообще забить — там где баки, защищает наледь, а где баков нет, ну, конечно не так эстетично, но лично мне такая «боевая» ракета больше нравится.
potan
12.04.2016 16:49«Запуск будет осуществлен в мае-июне» — то есть на подготовку запуска требуется всего пара месяцев?
nvksv
12.04.2016 17:40Удивительно маленькое время! Эту ступень же нужно не только от сажи почистить и заправить заново, на ней обязательно требуется провести огромную кучу всяких тестов и испытаний — это же будет первый раз, когда в полет отправится уже использованная ступень. А это большой риск, учитывая огромные нагрузки и минимальные запасы прочности. Я думаю, Маск изначально закладывал в конструкцию большую выносливость, по сравнению с обычными изначально одноразовыми ракетами, но и он не может себе позволить отправлять в полет кувалдометры.
Areso
12.04.2016 20:55Независимо от запаса прочности, поддерживаю, проверки необходимы. В прошлый раз ракета взорвалась именно из-за того, что расчетные и реальные запасы прочности не совпали. И это стоило им почти год работы (РН+Dragon).
Red_Lion
13.04.2016 15:35У них после той «подставы» производителя обязательное тестирование всех устанавливаемых компонентов ступени на соответствие требованиям.
Zeitung
12.04.2016 21:34Я оригинал не читал/не слушал, но тут очень может быть игра слов и вырывание фразы из контекста.
Тестовые испытания, включение двигателей, покажут, насколько реально повторное использование возвращенной ступени. Запуск будет осуществлен в мае-июне, пока что Маск не может назвать точную дату.
Возможно говорится о «тестовом запуске двигателей», а не о «повторном запуске ракеты в космос» (или около того, в плане могут поднять на высоту как ~ Blue Origin).
П.С. Я ни сколько не преуменьшаю заслугу SpaceX и т.п. Просто меня тоже удивляет повторный полёт в такие сжатые сроки. Если и правда полёт в космос — это будет супер.Jeffryxon
12.04.2016 22:35Нет, он говорил именно о повторном запуске с нагрузкой (коммерческой или нет, пока неясно), а тестовые статические прожиги будут произведены уже в скором времени после доставки её на стартовую площадку. В Техас на полноценные стендовые испытания не повезут.
JDima
12.04.2016 20:58А между тем…
https://meduza.io/feature/2016/04/12/ballistika-a-ne-romantika
«В российской космической отрасли не наблюдают за последними успехами SpaceX и Blue Origin. Пушкин рассказывает, что на многих предприятиях Роскосмоса считают, что «такого быть не может» и «все это монтаж». Про успешные приземления многоразовых ракет кто-то ему сказал: «Да это пока садятся, скоро падать начнут».»Animan
12.04.2016 21:19-8Просто люди с нормальной скептикой относятся. Маск еще ни разу не запустил повторно ничего, но уже все орут о сверхпрорыве.
JDima
12.04.2016 22:11+6«Все это монтаж» и «такого быть не может» — это не «нормально», это клинический идиотизм.
Впервые в мире мягко посадить первую ступень на мелкий пятачок сначала земли, затем баржи посреди океана — не сверхпрорыв? А что будут говорить люди с «нормальной скептикой», когда повторный запуск с новым успешным приземлением состоится? Это ведь тоже не настоящий прорыв? Наверное, надо ждать, пока стоимость запуска тонны опустится до $100, иначе несерьезно…Animan
13.04.2016 08:42-1Давайте вот запуски состоятся, а потом полноценный запуск повторный с нагрузкой. До этого мне не понятные эти постоянные слюни и мастурбация на персону Маска. В том что можно посадить ступень никто не сомневался.
Какой-то Пушкин сказал что ему какие-то другие люди на каких-то предприятиях что-то говорят и вы уже все кидаете слюной.JDima
13.04.2016 08:56+2Так какой-то Пушкин и какие-то другие товарищи — «люди с нормальной скептикой», или непоказательный пример ушибленных на голову людей? Вы уж определитесь.
Animan
13.04.2016 09:13А хвалебные песни о ПРОРЫВ ВОТ ОН при каждом чихе типа привоза ступени в порт это не ушибленные люди?
JDima
13.04.2016 12:09Написали по сути следующее: «всё хорошо, довезли успешно, по дороге не ёбнулась с баржи». Где тут крики об очередном прорыве?
Это можно сравнить с «Гагарин взлетел», «Гагарин приземлился», «Гагарин вернулся в Москву», «Гагарин пожал руку генсеку», «Гагарин слетал в страну Х». Первые два — хайп, дальше — просто новости о знаменитости.Animan
13.04.2016 13:19+1Сравнил первый человек в космосе и рядовые испытания.
Будет послезавтра тут пост о том как ее в ангар поставили?JDima
13.04.2016 13:24Ну вот слетал и приземлился первый человек в космосе. Дело сделано. Зачем сообщать о его дальшейших передвижениях?
Animan
13.04.2016 14:17+1Ты прав незачем. Знаменитость — первая ступень.
JDima
13.04.2016 14:27На этапе, когда на орбиту летают как когда-то заграницу, но первую ступень мягко сажают впервые в истории, и это самое значительное революционное изменение в космонавтике за полвека — угу. Совсем ни о чем. Делов-то — человечество научилось не выбрасывать автомобиль после каждой поездки в булочную.
Animan
13.04.2016 14:53+1Что вы никакого хайпа и дрочки на Маска: о первую ступень мягко сажают впервые в истории, и это самое значительное революционное изменение в космонавтике за полвека.
Маркетинг отлично работатет у него да.
shoomyst
13.04.2016 16:15Читаю ваши комментарии и никак не пойму, что вы пытаетесь донести?
Когда все следили за марсоходами, тоже были постоянные новости/заметки через день. Когда Розетта прилетела к комете, тоже на каждый чих публиковались статьи. Сейчас посадка первой ступени.
Если вас что-то раздражает в космонавтике, возможно стоит просто игнорировать все эти новости?Animan
13.04.2016 17:53+1А испытания Розетты и марсоходов так же освещали? Каждый чих?
Маскофилы вон уже пишут что это небывала революция никто никогда до этого ничего не возвращал и не использовал много раз. Шатлы видимо не в счет никак. Мир маркетологов и пиарщиков меня раздражает.JDima
13.04.2016 21:18+1А испытания уже кончились, началась пилотная эксплуатация.
Розетта и марсоходы — достижение прикольное, но мало чем отличающееся от высадки первого лунохода. А главное, практическая польза от них близка к нулю. Ни каких-либо серьезных знаний, ни шанса на какой-либо возврат инвестиций. В отличие от.
Шаттлы? Это не первая ступень, а последняя. Мягкое приземление последней ступени с использованием аэродинамического торможения было осуществлено еще когда Гагарина запускали.
Ты можешь назвать какое-либо другое революционное изменение в космонавтике за примерно последние полвека? Ну ладно, я про Мир еще забыл, тоже важная веха (постоянное место обитания на орбите), которой не полвека, но 30 лет набралось. Помимо этого, технологии почти не менялись.
Вот не понимаю я маскофобов. Человек расшевелил загнивавшее болото и реально начал что-то новое делать, и тут критики налетели. Мне иногда кажется, что эти критики — безмозглые поцреоты, обиженные, что скоро Россия со своими советскими технологиями совсем потеряет космос, даже в роли таксиста никому не будет нужна.Animan
14.04.2016 07:41>Делов-то — человечество научилось не выбрасывать автомобиль после каждой поездки в булочную.
>Это не первая ступень, а последняя
> Человек расшевелил загнивавшее болото и реально начал что-то новое делать, и тут критики налетели.
>Мне иногда кажется, что эти критики — безмозглые поцреоты
Собтвенно говоря крестись когда кажется.
Отлично маркетинг работает у него все же. Вона какой зомби показательный. Все-то оказывается ничего особого, а посадить ступень это сверхдостижение. Вот это и дрочка на Маска. Вполне поступательное развитие что тут, что с Теслами. А маркетинг делает из этого РЕВОЛЮЦИЮ. Стыд.JDima
14.04.2016 08:59Но ведь ты не можешь дать пример другого революционного изменения в космонавтике за последние полвека, верно? Назови-ка то, что считаешь достижением, а я посмеюсь над твоими промытыми вездесильным маркетингом мозгами :)
Animan
14.04.2016 10:17>посмеюсь
Красавчик. Боги просто маркетинга сделали посадку ступени величайшим достижением космонавтики. При том что та же Розетта вытворила с посадкой на комету. Серьезно не стыдно такие заявления хреначить в порыве любви к Маску?JDima
14.04.2016 11:31Ух ты как кому-то маркетинг ESA мозги засрал, прямо-таки зомби получился :) В самой Розетте было столько инноваций по сравнению с предыдущими запусками к другим небесным телам от Марса до Венеры, и сам факт приземления на другое небесное тело прямо-таки никогда раньше не случался :)
Так что получается, не было в космонавтике за последние десятилетки никаких революций кроме мягкой посадки первой ступени?
grondek
15.04.2016 18:57Ну, во-первых, посадка на двигателях — не революция. На двигателях садилась Луна-9 и Curiosity. Позиционирование ракеты в конкретную точку при наличии GPS/ГЛОНАСС уже есть у высокоточного оружия. Решетчатые рули присутствуют на наших ракетах уже полвека.
За полвека вехи как минимум такие: посадка на Луну, станции Скайлэб-Салют-Мир-МКС, шаттлы, вояждеры сотоварищи.
А если вы считаете исследование солнечной системы (розетта, марсоходы, вояджеры и т.д.) баловством ученых, то вы мягко говоря не правы — это фундаментальная наука, на плечах которой стоят достижения всех коммерсантов.
Маскофобы не маскофобы, но слишком большое количество его пиара уже начинает раздражать.JDima
15.04.2016 19:22> посадка на двигателях — не революция
Первой ступени? Революция. Покажите другие примеры, где после запуска не выбрасывается почти вся ракета. По-моему, знаковое событие. Следующий этап — чтоб вообще на одной ступени до второй космический, хотя будет это явно не скоро, если вообще будет.
> За полвека вехи как минимум такие: посадка на Луну, станции Скайлэб-Салют-Мир-МКС, шаттлы, вояждеры сотоварищи.
Мир я упоминал, ок. А где другие технические революции? Что менялось радикально? Аполлон вообще 47 лет, т.е. технически вроде укладывается в полвека, но с трудом. Радикально ничем не отличается от помеси Востока-1 и луны-9, которая мягко села на Луну раньше Армстронга.
> это фундаментальная наука, на плечах которой стоят достижения всех коммерсантов.
Не надо себя обманывать. На этих конкретных примерах ничего не стояло и не будет стоять. В лучшем случае в подготовку к запуску вбухивали огромные ресурсы, что позволяло попутно открыть что-то новое. Но сами запуски — баловство. Они не принесли никаких ценных знаний, которые можно было бы как-то использовать.
> но слишком большое количество его пиара уже начинает раздражать.
А пиар Розетты, от которой как раз толку заведомо будет ноль (помимо пары диссертаций), не раздражал? А марсоходы? Только Маск бесит, чья работа сулит реальный профит?grondek
15.04.2016 19:57>> Первой ступени? Революция. Покажите другие примеры, где после запуска не выбрасывается почти вся ракета. По-моему, знаковое событие.
Событие знаковое, но не революция. Да, это очередной шаг, но пока непонятно, что это дает.
>> Следующий этап — чтоб вообще на одной ступени до второй космический, хотя будет это явно не скоро, если вообще будет.
Зачем тащить тяжеленную ступень до второй космической? Это ж топлива при современных технологиях сожрет немеряно. Многоступенчатость не зря придумана.
>> На этих конкретных примерах ничего не стояло и не будет стоять.
Ок. Давайте не будем пускать зонда по системе. Пусть будущие космонавты летят в неизвестность.JDima
15.04.2016 21:12> но пока непонятно, что это дает
Измеримую финансовую выгоду, очевидно. Если попрет. Вроде должно.
> Это ж топлива при современных технологиях сожрет немеряно. Многоступенчатость не зря придумана.
А кто говорит про современные технологии? Многоступенчатость — это корявый костыль, но иначе на данный момент вариантов нет. Может быть, когда-нибудь появится электрореактивный двигатель Эпштейна с тягой выше чем у химических двигателей и высоким импульсом…
Неплохой компромисс — многоступенчатость, при которой большая часть ракеты не выбрасывается на помойку, а может быть использована снова. Ибо каждый раз выбрасывать весьма дорогостоящую первую ступень — объективно каменный век. Хотя не спорю, этот каменный век очень выгоден тому, кто эту ракету будет собирать. Возможно, поэтому до Маска в мире держался определенный статус-кво и никто особо не чесался. Появился Маск, пропиарил новый тренд, и уже все начали шевелиться, опасаясь вообще упустить отрасль. Пиар — все-таки хорошо, особенно когда не расходится с делом.
> Пусть будущие космонавты летят в неизвестность.
А что мы узнали такого критически важного для полетов и вообще жутко нового от зондов к Луне, Марсу или куда-либо еще? Ничего? Тот же состав атмосферы можно и не вылетая измерить. Ну реально никак не помогла нам вся собранная там информация.
При нашей жизни будущим космонавтам нет смысла куда-либо летать, кроме как для фана. И при жизнях наших внуков тоже. Зачем? Создать маленькое поселение где-нибудь на Марсе? Есть маленькая проблема: для этого надо сначала много-много материалов туда забросить, и потом тоже постоянно снабжать. В 60-х годах богатейшая страна планеты чуть пупок не надорвала всего лишь на нескольких полетах туда-обратно к Луне. Дорого — капец. Не думаете, что когда удастся снизить эту стоимость до приемлемого уровня, тогда уже можно думать об отправке зондов для разведки и обкатки посадок перед пилотируемыми полетами? Там и более крутые приборы можно будет засунуть, и меньше париться о массе.
Главное, что дает нам космос — это наша же орбита. От этого есть объективная польза. Снижать стоимость доставки груза на орбиту — невероятно круто. А летать куда-то за пределы орбиты — на данный момент просто баловство.grondek
15.04.2016 21:21Ну вот я, честно говоря, тоже не вижу пилотриуемых полетов дальше Луны при текущих технологиях. На расстояниях типа Марсианских очень много факторов риска.
batja84
13.04.2016 02:02+6Эти люди смотрят канал Россия-1 с Дмитрием Киселёвым в главной роли, у них все враги и все всё подтасовывают и всех обманывают. Святой и праведный у них только один человек.
Animan
13.04.2016 08:46Какой-то Пушкин сказал что ему какие-то другие люди на каких-то предприятиях что-то говорят и вы уже все кидаете слюной мажа всех быдлом.
Еще раз — идут испытания, а все уже орут что Маск ну вот все уже сделал и повторный запуск это мелочи. При этом все преподносится будто это проект энтузиастов, а не гос программа.alexs0ff
13.04.2016 08:52>>будто это проект энтузиастов, а не гос программа.
А это так и есть, NASA выделяет деньги только для отправки грузов на МКС, все действия по посадке ступени и обратному их переиспользованию — это все частная инициатива SpaceX пусть и в рамках в том числе госфинансирования.Animan
13.04.2016 09:03-1Плюс выделение технологий и помощь NASA.
Ой за годы с хабра ничего не изменилось — не подрочил на Маска — выхвати минус в карму)))) Клоунада и идолопоклонничество.alexs0ff
13.04.2016 09:13>>Плюс выделение технологий и помощь NASA.
Думаете этого не было без посадки ступеней? NASA заинтересовано помогать таким компаниям, да и это правильно.Animan
13.04.2016 09:18+1Я не пишу что это неправильно, я пишу что из хайпа и хвалебных песен сильно больше раздувают чем оно на самом деле заслужено.
Оооо они привезли ступень в порт, давайте еще раз повторим статью со всем тем же что и пару дней назад.
Оооо кто-то не так посмотрел на Маска — фас!!!alexs0ff
13.04.2016 09:24А где в статье «хвалебные песни»? Просто рассказывается об уникальном событии связанным с покорением космоса. Так это нужно и важно для популяризации, а то что информационным поводом в который раз становятся SpaceX — ну это чисто их заслуга. Будут что-то аналогичное делать кто-то другой, я с удовольствием почитаю.
Animan
13.04.2016 09:28+1>Оооо они привезли ступень в порт, давайте еще раз повторим статью со всем тем же что и пару дней назад.
alexs0ff
13.04.2016 09:35>>статью со всем тем же что и пару дней назад
Считаю это плюсом, т.к. контекст должен быть выдержан.Animan
13.04.2016 09:40+1Так ничего нового не произошло, ступень доплыла.
Рано или поздно придем к тому что каждый раз когда Маска увидят в кофейне — статья о SpaceX?Areso
14.04.2016 10:19Ступень, вертикально стоящая на барже, успешно прибыла в порт.
Учитывая, что это океан, а там случаются и шторма, и ураганы, и ветра, и просто волнения с завидной регулярностью, при которых ступень имела бы высокий шанс упасть и превратиться в груду металлолома, непригодного для дальнейшего использования и даже испытаний, которые и интересны сообществу.
alexs0ff
13.04.2016 08:56>>Маск еще ни разу не запустил повторно ничего
Не стоит путать скептицизм с пессимизмом. Если есть возражения и сомнения, тогда принято выкладывать их в примерах, формулах, статистике. А простое «не выйдет и все» — это не тема для инженерной дискуссии.
shoomyst
12.04.2016 21:24Я так понимаю, что если хотя бы одна из опор не раскроется, то ступень при посадке скорее всего завалится в сторону это опоры?
Интересно, почему выбор пал именно на 4 опорыSleepwalker_ua
12.04.2016 22:19три не очень устойчиво (все же ступень высокая и имеет парусность приличную), порыв ветра с «удачной» стороны может и опрокинуть; пять и более — слишком большая масса. В общем, разумный компромисс, как всегда.
arheops
13.04.2016 08:19+1Устойчивость зависит только от минимального растояния до края проекции опор(в случии трех — до середины ребра треугольника). Три опоры можно сделать длиннее и будет больше устойчивость. Тут, скорее, просто компромисс между весом вариантов трех и четырех опор с нужной устойчивостью. Опоры это ж только видимая вершина айзберга, они должны к чемуто крепиться, не сильно мешать старту, иметь механизм раскрытия. Может, внутри ракета имеет четырехугольную симетрию и есть четыре «балки» к которым можно крепить опоры. Мы можем только гадать. Или спросить у Илона в твитере.
black_semargl
13.04.2016 15:36Скорей потому что та же конфигурация будет использоваться в Falcon Heavy, и скомпоновать пакет из трёх блоков с иным количеством ног затруднительно.
А оптимальное для устойчивости количество — пять.
12hours
13.04.2016 15:39А где можно почитать, что за недостатки были причиной предыдущих неудач и как их исправили?
saege5b
Интересно посмотреть как они её отмывать от сажи будут?
zirus
Кометом, конечно! А может сразу на перекраску.
Как будет себя чувствовать краска через 20 полётов-помывок?
pda0
Может выжгут банально. Там ведь вполне может использоваться термостойкая краска.
saege5b
Кислородом.
Только корпус тонкий, а нагревать сильно придётся.
Ниже сказали что вроде повторный запуск к лету. Увидим. Может ещё и так раскажут-покажут.