Илон Маск, выступая на конференции по транспорту в Норвегии, пообещал решить проблемы с пробками в городах, создав новое автономное транспортное средство для перевозки пассажиров. При этом предприниматель отказался вдаваться в подробности проекта.
Оказалось, что в недрах компании Tesla, занимающейся электромобилями, ведётся тайная разработка нового вида транспорта, способного решить проблему с городским движением. «Автономный транспорт – это ключ к её решению»,- сказал Маск. При этом он отказался распространяться на эту тему.
«Я полностью согласен с тем, что нужно решать проблему с насыщенностью городов транспортом,- добавил он. – Существует новый тип машины, или транспортного средства, который прекрасно справится с этим, и который довезёт людей до конечной точки их путешествия, а не просто до автобусной остановки».
Судя по скудному описанию, данному Маском, возможно, речь идёт об индивидуальных транспортных средствах общего пользования – небольших автономных электромобилях, которые смогут в автоматическом режиме прибывать к месту вызова, забирать пассажира, отвозить его по назначению, а затем возвращаться на станцию. Такая схема согласовывается с постепенным приобретением автомобилями Tesla автономных функций.
У электромобилей Tesla, которые являются одним из главных детищ Маска, есть уже, например, такая возможность, как «Summon». Она позволяет Model S самостоятельно парковать себя в гараж или парковочное место на расстоянии до 12 метров, а также самостоятельно выезжать из гаража. Владельцу Model S достаточно просто нажать кнопку на ключе для активации манёвра.
Новая, чуть менее дорогая модель, Tesla Model 3, получила уже более 400000 предзаказов, а за возможностью сделать предзаказ на неё выстраивались очереди на улицах. Какими автономными возможностями будет обладать она, пока неясно.
Комментарии (56)
igruh
24.04.2016 14:34+3Единственное доступное автономное решение проблемы — автономный пулемёт с наводкой на любителей каждую минуту перестраиваться из пятой полосы в первую и обратно.
tundrawolf_kiba
24.04.2016 14:42+2Я может чего-то не понимаю, но чем принципиально это отличается от робомобилей, разрабатываемых кучей других фирм?
idiv
24.04.2016 15:27+5Ничем. Как и разработка подобной системы в городе. Но раз Маск сказал — значит он и придумал.
Кстати, его разработка — замена такси, но не автобуса. Автобус все-таки меньше места занимает, чем число легковых машин на то же число пассажиров. Это если еще учесть то, что в автобус влезет и инвалидная коляска, и просто коляска, и велосипед.ClearAirTurbulence
25.04.2016 22:01Полностью автономные такси существенно компактнее такого же числа неавтономных. Плюс, при полностью автономном трафике отпадает\минимизируется потребность в светофорах.
alexmeloman
27.04.2016 18:04Потому что в США как такового общественного транспорта не существует и график работы того, что есть совсем отличается от нашего. там как раз такси — главный общественный транспорт. ну и личные авто.
Поэтому он и думает просто как автоматизировать такси.
007913
28.04.2016 02:50Маск — это медиа-продукт, не стоит воспринимать чрезмерно серьезно его презентации.
Кроме того в мире для «золотого миллиарда» автобусы не будут нужны… ;)
Vedomir
25.04.2016 13:43А чем электромобили Маска принципиально отличаются от других электромобилей? Которые серийно производились уже сто лет назад и с которым еще Генри Форд в начале своей карьеры конкурировал?
Mithgol
26.04.2016 15:36Государственными субсидиями, затрудняющими конкуренцию, совершаемую генрифордовским способом.
kami4ka
24.04.2016 14:46+1Прочел в заголовке как «Атомный транспорт». Оказалось все более прозаичным.
igruh
24.04.2016 17:10+1Ну атомный как раз быстро бы решил все проблемы с пробками: больше скопление — ближе критическая масса — нет скопления.
artyfarty
24.04.2016 23:06В это первое апреля (!) на драйве была очень правдоподобная статья про "атомобиль". Я наткнулся на неё через несколько дней, всю прочитал, и только в конце дошло что меня разыграли.
famiak
24.04.2016 15:22По сути это просто замена одних такси на другие, как это проблему то решит?
DrSavinkov
24.04.2016 17:21Оптимизация. Роботакси не курит, не слушает шансон и ей не нужно завтракать/обедать/ужинать, только периодически заряжать батареи. Также роботакси не будет требовать оплаты свыше фактически накатанного, чем злоупотребляют некоторые(замечу, некоторые) таксисты. Кроме того, пользуясь картами текущих пробок компьютер сможет выбирать оптимальный, а не абы какой маршрут. Все довольны. Кроме живых таксистов.
famiak
24.04.2016 17:23>Роботакси не курит, не слушает шансон и ей не нужно завтракать/обедать/ужинать, только периодически заряжать батареи. Также роботакси не будет требовать оплаты свыше фактически накатанного, чем злоупотребляют некоторые(замечу, некоторые) таксисты.
Как это дороги то разгрузит?
>Кроме того, пользуясь картами текущих пробок компьютер сможет выбирать оптимальный, а не абы какой маршрут.
Живые таксисты тоже пользуются навигаторами.
DrSavinkov
24.04.2016 17:27Кроме того, если пользователь при заказе такси укажет начальную и конечную точки маршрута, то одна такси сможет «по пути» доставить нескольких пользователей. Естественно, в таком случае стоимость поездки каждого пользователя снижается. Либо можно заказать персональное такси, которое попутчиков не берёт, но и стоит дороже.
famiak
24.04.2016 17:31Кроме того, если ближайшее ко мне такси еще и будет кого-то доставлять по дороге, то время подачи такого такси станет совсем неприличным.
DrSavinkov
24.04.2016 17:36Вы стоите в конце улицы, по которой вот прям сейчас едет такси с пассажиром. Вы считаете, что время, за которое она доедет до вас, существенно больше, чем если бы пассажира в ней не было?
famiak
24.04.2016 17:41Это вы сейчас серьезный вопрос задаете или вы на такси никогда не ездили?
Кого и куда успеет привезти такси, если время подачи — 5 минут, к примеру?DrSavinkov
24.04.2016 17:57Мне кажется, вы не поняли. Такси едет с человеком по его маршруту. Вы оказываетесь «по пути». Вас подбирают и дальше вы едете вместе(подразумевается, что ваш маршрут является частью пути, проложенного роботом для первого пассажира, поэтому вас и подобрали). На вашей конечной точке вас высаживают и такси уезжает к конечной точке маршрута первого пассажира.
P.S. Время подачи такси учитывается при выборе машины, которая вас подберёт.famiak
24.04.2016 18:29-3Ааа, на подсадку садиться. Теперь понял. Нет, спасибо, так и в метро можно покататься.
DrSavinkov
24.04.2016 19:28можно заказать персональное такси, которое попутчиков не берёт, но и стоит дороже
lex_infohunter
25.04.2016 05:49В городах вроде Архангельска такси порой приходится ждать и 20 минут. А в городах вроде Вологды бывает и так: Машинки по вашему адресу нет, позвоните позднее.
famiak
25.04.2016 19:45И вы ожидаете, что в городах вроде Архангельска, а так же Вологды, стремительно будут внедрены новейшие электрические робо-такси, я правильно понимаю?
lex_infohunter
26.04.2016 09:55Если найдется реализатор и инвестор, то такие такси взлетят, ибо будут вне конкуренции на фоне того, что есть, мой посыл был про время ожидания такси.
famiak
27.04.2016 11:55То есть убер у вас не взлетает, который требует примерно ноль затрат, а вот огромные вложения в автопарк и инфраструктуру — взлетят. Окей.
lex_infohunter
27.04.2016 14:29Сравнивать Uber с таксопарком автоматических электрокаров мягко говоря некорректно. Во-первых, в Uber ездят те же самые живые водители, во-вторых, Uber не предоставляет сервиса попутных поездок, в-третьих, Uber требует хотя бы несколько водителей, готовых работать в таком формате. В Архангельске например есть похожий на Uber сервис «Максим», но проблем ожидания он не решает. Полагаю, что Uber будут первыми, кто начнет внедрять роботакси, когда они выйдут на стадию релиза.
famiak
27.04.2016 15:52Я не вижу никаких проблем в живых водителях и отсутствии попутныйх поездок. Пока что очевидно, что живые водители без попутных поездок дешевле, чем очередная игрушка от Макса без цифр и рассчетов, как он любит.
В Архангельске проблемы с ожиданием вызваны вовсе не живыми водителями, а тем, что это невыгодно. Если бы было выгодно в Архангельске иметь службу такси со временем подачи в одну минуту — она бы была.
Я все-таки, давайте вернемся не к сказкам Маска, которые на хабре очень любят, а к моему вопросу. Каким образом роботакси снизят нагруженность инфраструктуры? Я так понимаю, что единственный механизм для этого — попутные поездки. На сколько процентов попутные поездки снизят потребность в роботакси? Какой это вообще процент от траффика?
Я понимаю, что все любят роботов и вот компьютеры всякие, но без экономических рассчетов… Да без любых рассчетов. Это все очередная убыточная несбыточная мечта. Это еще не касаясь вопроса того, что роботакси будут электрические.
myxo
24.04.2016 19:40Проблема решается ценой. Такси лучше личного авто по многим показателям. Из очевидных — не нужны кв.км парковок, машина постоянно работает, не нужно самому заботиться о топливе/обслуживании и т.п. Единственное чем такси плохо — ценой и доступностью (ну и некоторым этот мужик впереди не нравится). Если сбить цену на такси, чтобы оно было выгоднее авто, то такси будет лучше для всех (и вам, и городу).
А чем автопилот лучше человека обсасывалось тут уже не раз.
Ещё можно это посмотретьfamiak
24.04.2016 19:46Я прошу прощения, но вы подменяете одну тему обсуждения другой. Вопрос личного транспорта я вообще не поднимал, мне неясно, как такси без водителя разгрузит дороги от пробок. Это немного другой вопрос.
Автопилот лучше человека очень мало чем, если говорить про Москву и 2016 год, а не про волшебные города будущего, где все автомобили объединены в единую информационную сеть. Насколько я понял из текста поста, речь пока идет про такси на автопилоте, которое разгрузит дороги. Механизм разгрузки дороги с помощью автопилотных такси мне непонятен.myxo
24.04.2016 20:35> Автопилот лучше человека очень мало чем, если говорить про Москву и 2016 год
Ну так естественно. Не бывает так, что кто-то щелкнул пальцами и все вдруг стало хорошо. Эта инициатива, я уверен, тоже не на самое ближайшее будущее, а на 5-20 лет вперед (и да, не про Москву).
sHaggY_caT
25.04.2016 20:04а поездки загород? В своей машине можно и погреться, и хранить в ней вещи, установить что-то нестандартное, вроде детских сидений или лебедки итд.
Такси будет зашкаливающе дорого для этой цели — если Вы будете пользоваться им много часов, в т.ч. всю ночь.
При этом в городе я пользуюсь метро — я вообще неприхотливая, и не считаю, что сломаюсь, если подышу чьим-то пОтом, но не представляю как могут роботизированные такси применяться где-то, кроме города (где они не факт, что нужны — лично мне и в метро нормально).
Vedomir
25.04.2016 13:45По сути это просто замена одних такси на другие, как это проблему то решит?
Выше уровень комфорта, ниже цены — больше стимулов пересаживаться с персональных автомобилей на такси.
А такси загружают дороги меньше чем персональные автомобили.famiak
25.04.2016 19:50-1Стойте, стойте, стойте.
Каким образом высокотехнологичное устройство, которому нужно проходить кучу осмотров, сертификаций, постоянной тех-поддержки, в перспективе — иметь еще и дата-центр, который разруливает автопилоты, будет дешевле Убера или Гета или Яндекс Такси в коль сколько-нибудь обозримой перспективе?
Выше уровень комфорта, чем в моем персональном автомобиле за 3 миллиона рублей, где лежит куча важных вещей в багажнике и езжу исключительно я со своими микробами? Каким образом?Vedomir
27.04.2016 16:50А обычные такси не должны проходить техосмотры и сертификации? Стоимость будет ниже за счет отсутствия водителя — не считая самой зарплаты человек физически не может работать 24 часа в сутки с одинаковым уровнем концентрации и качества выполняемой работы. А техобслуживание и сертификации нужны и человеку тоже. Убер тоже начнет применять роботакси — будет ли Маск дешевле определится в конкурентной борьбе.
А уровень комфорта определяется еще и тем что например не нужно будет этот самый автомобиль вести и можно будет потратить высвободившееся время и силы на другие вещи.famiak
27.04.2016 17:03Обычные такси уже работают, роботакси — нет.
Я вас спрашиваю еще раз, как это такси разгрузит дороги, вы мне можете ответить или нет? Такси уже сейчас есть, дешевые — очевидно, они личный транспорт заменить не в силах.
darkfire77
24.04.2016 15:22-1И будет как в каком-то рассказе. А на случай если датчик сломается, мы поставим датчик который об этом будет сигнализировать, а на этот датчик другой и так до бесконечности.
Как то страшно будет ездить в потоке с автомобилями, у которых все зависит от исправности копеечного датчика. ДА еще при малейшем чихе электроники, есть шанс никуда не уехать. Пока на сервисе не заменят.
И если раньше в фильмах ужастиках, машина не заводилась из-за севшего аккума, то теперь будет сигналить о неисправности радара или камеры, и отказываться ехать.DrSavinkov
24.04.2016 17:252 датчика, контролирующие в кольце друг друга и каждый из них контролирует датчик изначальный. Вероятность одновременного выхода из строя обоих, а тем более всех трёх — крайне мала.
DrSavinkov
24.04.2016 19:39На таком принципе строились первые квантовые компьютеры — для коррекции ошибок три кванта объединяли в пул, который постоянно проверяли. И если один из квантов пула становился отличен от двух других, то его «наставляли на путь истинный».
Jamato
24.04.2016 20:03Ездить с живым водителем ещё страшней — вдруг у него инфаркт случится?
sim31r
25.04.2016 01:16Случается, у него если несколько секунд на аварийное торможение, обычно успевают спасти пассажиров. У нас в городе был такой случай, водитель автобуса умер, но автобус остановил. У мозга некоторый запас кислорода есть…
Другое дело что человек может пьяным поехать или решить погонять.
Alkon
25.04.2016 09:53Самый критичный и ненадежный элемент в любом современном автомобиле это органический автопилот.
Stronix
24.04.2016 22:45+2Ну наконец-тоMithgol
25.04.2016 00:39+1Есть две новости: одна — плохая, другая — хорошая.
Плохая новость: автоматизированное движение по воздуху (как в «Гостье из будущего») — это всё же немного другая технология.
Хорошая новость: технологии для такого движения также разрабатываются (пускай и не Маском). Даже есть первые результаты. Фактически такой флип является более грузоподъёмною (человека подымет) версией обыкновенного дрона-беспилотника.
А какие первые результаты есть?
А вот такие:Пoмните флипы в «Гостье из будущего»? На видео https://t.co/reZKc1CZl5 их китайский реальный аналог: дрон EHang 184. pic.twitter.com/p5sgqZf3QX
— Mithgol (@FidonetRunes) 17 января 2016 г.У новости https://t.co/yKQDTaO4WX есть и не особенно радостная сторона: стоимость китайского дрона-флипа составит четверть миллиона баксов.
— Mithgol (@FidonetRunes) 17 января 2016 г.Булычёв сочинил «Сто лет тому вперёд» в год моего рождения (1978), экранизация https://t.co/inrZL4uFNW вышла в 1985, а флиподроны — в 2016!!
— Mithgol (@FidonetRunes) 18 января 2016 г.Уместно радоваться, что между https://t.co/ogme2DQkfJ и https://t.co/yKQDTaO4WX прошло не сто лет, не пятьдесят, даже не сороковник. Дожили.
— Mithgol (@FidonetRunes) 18 января 2016 г.VikSurvey
25.04.2016 10:41+3Может хватит вставлять картинки из своего Твиттера, есть что сказать напишите текстом
DrSavinkov
26.04.2016 00:30+1Это Мицгол. В своём роде уникальный обитатель интернета. В силу уникальности имеет преференции. Удачного дня.
BaxTepXuTep
25.04.2016 09:54«Судя по скудному описанию, данному Маском, возможно, речь идёт об индивидуальных транспортных средствах общего пользования – небольших автономных электромобилях, которые смогут в автоматическом режиме прибывать к месту вызова, забирать пассажира, отвозить его по назначению, а затем возвращаться на станцию.» (с)
Ощущение от прочтенного: «Как в тележке будут возить от дома до работы и обратно».
MonaGioconda
25.04.2016 09:54«отвозить его по назначению, а затем возвращаться на станцию»
Зачем же возвращаться на станцию? В городе, думаю, как раз с количеством потребителей данных услуг проблем быть не должно с учётом того, что речь идёт о новой ветви развития общественного транспорта. Соответственно и возвращаться можно не сразу после «доставки», а лишь при необходимости в подзарядке, если таковая вовсе будет присутствовать (не забываем о возможности питания, к примеру, непосредственно из дорожного полотна (конечно же, в перспективе)).
Доставил — статус «свободен» — отправился к следующему клиенту, находящемуся на минимальном расстоянии.
leek
Так это ж надо менять полностью всю транспортную инфраструктуру.
alltiptop
Во всяком случае у нас не придётся жертвовать ничем ценным.
maxpsyhos
Если у вас нет инфраструктуры, которой можно пожертвовать, то жертвовать придётся, например, жилыми домами, которые «случайно» были построены там, где должна была быть дорога.
alltiptop
Центральное шоссе в городе (~1.2 млн жителей), федеральная трасса, в некоторых местах 2 полосы в ширину (4 без ремонтов), с ямами по 20 см в глубину и между друг другом (буквально как шахматная доска, никаких стоков, само собой нет и никогда не было). Инфраструктуры нет, но и домами жертвовать не придётся, расстояния между ними достаточно, видимо предполагали что в магическом «светлом будущем» её всё-же когда-нибудь соизволят построить.
myxo
Ну когда-то же нужно начинать. У нас из нововведений на дорогах со времен лошадей только светофоры
да нормальный асфальт.lex_infohunter
А где-то и асфальта нет, ага.