img

Среднестатистический человек обладает всем необходимым для управления автомобиля. У нас есть глаза и уши для анализа окружающего мира; мозг, быстро реагирующий на внешние процессы; и, в большинстве случаев, достаточно надежная память, которая позволяет нам ездить достаточно уверенно по довольно большому числу дорог. Но существует огромная разница между тем, как мы воспринимаем мир, и как это делает компьютер.

«Вы можете просто загрузить правила дорожного движения в бортовой компьютер» — говорит Кателин Джабари из команды Google, занимающейся разработкой беспилотных автомобилей – «но это не позволит предусмотреть 99% вещей, с которыми мы сталкиваемся на дороге. Как резко должна остановиться машина? Насколько быстро она должна входить в поворот?». Воссоздание этих навыков с помощью электроники – возможная, но не самая простая задача.

Автономному автомобилю необходимо три основных умения для успешного движения: во-первых, он должен понимать, где он находится; во-вторых, он должен определить безопасный маршрут к пункту назначения; в-третьих, он должен разобраться, как именно ему ехать по этому маршруту. Это именно то, что мы делаем в процессе вождения: локализация, осознание и движение. К счастью, третий пункт легко реализуем с помощью технологий, но возникает проблема с первыми двумя умениями.

Базовые карты


«Нас часто спрашивают, почему не используем GPS» – рассказывает Вилл Маддерн, участник оксфордской исследовательской группы, которая занимается созданием “Robot Car”. «Это вполне логичный вопрос: GPS – потрясающее инженерное достижение».

Основная проблема GPS заключается в том, что эта технология имеет ряд значительных ограничений. Во-первых, ее использование требует «прямой видимости неба», что исключает возможность ее применения в туннелях, закрытых парковках и, даже, в лесу. Но, что еще важнее, GPS не обладает достаточной точностью для реализации поставленной задачи. Погрешность этой технологии колеблется в пределах метров, а когда речь идет о движении по оживленной улице, значение имеет каждый сантиметр.

«Мы часто используем GPS, как точку отсчета в алгоритме локализации» — говорит Маддерн — «но мы не полагаемся на него, когда определяем, в какой полосе находится автомобиль». Поэтому, беспилотные автомобили полагаются на абсолютно другие технологии.

img

облако точек, созданное с помощью LIDAR и стерео камеры

«Необходимо, чтобы случились две вещи» — объясняет профессор Сидхар Лакшманан, инженер, который специализируется на обработке изображений и компьютерном зрении беспилотных транспортных средств в Мичиганском университете. «Должна значительно повыситься точность карт, а процесс регистрации объектов должен стать более надежным».

Автомобили, разрабатываемые в Оксфордском университете, а также детище Google используют 3D-карты дорог, которые участники проекта называют «prior maps». Они выглядят, как изображение выше. Используя бортовые сенсоры, автомобиль сравнивает текущее положение вещей, которое он регистрирует в реальном времени с тем, что заложено в его память. «Базовые карты позволяют автомобилю лучше «понять» где он находится, прежде чем начать обработку реальных данных», — объясняет Джаббари. «Таким образом, он знает, что должно случиться, анализирует то, что происходит на самом деле, и может принять конкретное решение на основе сравнения этих данных».

Необходимость в таких картах вносит некоторые ограничения в использование беспилотных автомобилей. «Прежде, чем мы сможем автоматизировать автомобили, мы должны создать [достаточно подробные] карты дорог», — признает Джаббари. Google и другие разработчики создают эти карты по кусочку, используя те же самые автомобили, которые используются для тестирования систем автономного управления, для фиксирования окружающего мира с очень высоким уровнем детализации.

Реальный мир


Беспилотные автомобили используют довольно экзотическое оборудование. Автомобили Google полагаются на лазеры и радары. Лазер Velodyne 64 (LIDAR) устанавливается на верху транспортного средства. Вы можете увидеть их на фото, расположенном ниже.

img


LIDAR способен сканировать 1,3 миллионов точек за каждый оборот вокруг своей оси. Система способна распознать 14-ти дюймовый объект на расстоянии 160 футов. Системы, которые демонстрируют точность в два раза ниже, конечно, менее надежны, но в теории их должно быть достаточно для того, чтобы ориентироваться в сложных погодных условиях. Автомобили, которые разрабатываются в Оксфорде, используют стерео-камеры и LIDAR. Другие, например, разработка AutoNOMOS Labs, используют подобную комбинацию сенсоров. Так или иначе, основная задача всего этого оборудования — собрать как можно больше информации об окружении автомобиля.

Возникает вполне логичный вопрос: «Если мы обладаем такими точными средствами для анализа окружения автомобиля в реальном времени, почему мы тратим время на разработку базовых карт?»

«Не все разработчики беспилотных автомобилей согласны с необходимостью базовых карт для навигации транспортного средства», — говорит Маддерн — «ряд исследователей считает, что автомобилю не требуется информация о том, где он находится, для того чтобы адекватно реагировать на изменения обстановки. Достаточно следования дорожной разметке, знакам и светофорам, а также учета расположения и действий других автомобилей и участников движения».

Команда Google не согласна с таким подходом. Джаббари утверждает, что «Если вы полагаетесь только на данные, полученные в реальном времени, вам придется выполнять значительно большее количество операций для оценки ситуации. Базовые карты делают этот процесс проще, повышая уровень безопасности и контроля над ситуацией». Это не значит, что использование только текущих данных невозможно, просто это более сложная задача. Возможно, это окажется лучшим подходом, но вряд ли оно первым выйдет на рынок.

Даже при наличии достаточно детальных базовых карт, беспилотный автомобиль вынужден постоянно собирать информацию об окружающем мире, особенно в сложных погодных условиях. Маддерн говорит, что автомобили, которые разрабатывают в Оксфорде, постоянно создают новые карты, хотя такой подход требует значительных объемов памяти.

Восприятие мира глазами беспилотного автомобиля


То, как автомобиль воспринимает окружающий мир, зависит от того, какое оборудование использует исследовательская группа. В случае с лазерными сканерами, оборудование генерирует картину окружающего мира с точностью до миллиметра, которую называют облаком точек. Эта технология позволяет оценить обстановку с высокой точностью, что облегчает сравнение полученных данных с базовыми картами и обеспечивает высокую актуальность полученных данных.

Основные проблемы LIDAR — его дороговизна, высокий уровень потребления энергии и большое количество подвижных частей. Поэтому автомобили, над которыми работают специалисты из Оксфорда, используют обычные камеры для сравнения реальной обстановки с информацией, заложенной в картах. С другой стороны, использование камер снижает точность анализа и усложняет алгоритм сравнения.

Вместо сравнения «пиксель в пиксель» компьютер идентифицирует «интересные точки», такие как углы, бордюры и другие особенности. На обеих картах (базовой и полученной в реальном времени) эти точки объединяются в группы, которые сравниваются между собой. Маддерн утверждает, что система отлично работает даже при разных размерах изображений и плохом освещении.

По большому счету, такой точности вполне достаточно. Гифка ниже показывает, как Robot Car воспринимает окружающее пространство с помощью монокулярной камеры и сравнивает полученные данные с базовой картой. Снижение стоимости оборудования имеет огромное значение, это позволяет сократить стоимость оборудования с тысяч до сотен долларов. Основные проблемы, с которыми столкнулись исследователи: размытие изображения, вспышки света и сложные погодные условия. Но проблема высокой стоимости считается одной из самых сложных в развитии беспилотных автомобилей, поэтому ее решение имеет огромное значение.

img


Распознавание объектов


«Это святой Грааль беспилотных автомобилей» — утверждает Лакшманан – «Регистрация неожиданного возникновения препятствия, будь то пешеход, переходящий дорогу, или автомобиль, резко меняющий свое местоположение, и адаптация автомобиля к новым условиям».

Существует несколько способов решения этой проблемы. Самый простой подобен тому, благодаря которому алгоритм распознавания изображений Google отличает чайник от котенка. Собственно именно его Google используют в своем проекте: «Мы учим автомобили определять категории вещей. Расположение пешеходов, велосипедистов и других транспортных средств, причем различных видов, например, полицейская машина или школьный автобус». Основываясь на типе объекта, автомобиль должен определять диапазон его движения, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие событий. Если автомобиль «видит», что велосипедист поднял левую руку, это означает, что он планирует повернуть налево или перестроиться. Автомобиль корректирует свое поведение на основе этой информации».

img


Грубо говоря, автомобили вполне способны понимать, что происходит вокруг, но им все еще требуется дополнительное обучение. Чувствительность восприятия окружающего мира является еще одной значительной проблемой на пути развития беспилотных автомобилей.

«Способность эмулировать человеческий мозг – это, что мы должны сделать. Компания, которая сумеет этого добиться раньше остальных, первой выйдет на рынок».

Комментарии (9)


  1. Darth_Biomech
    09.05.2015 13:01
    +12

    Система способна распознать 14-ти дюймовый объект на расстоянии 160 футов.

    т.е. 35-ти сантиметровый объект на расстоянии 48 метров.


    1. alltiptop
      09.05.2015 17:03

      кошку на дороге, что в условиях магистрали не так уж много


  1. idiv
    09.05.2015 13:39
    +4

    Про карты. Как мне кажется, это действительно не совсем верный путь, точнее заплатка, так как пока алгоритм не совершенный. В целом я полностью разделяю мнение:

    >Достаточно следования дорожной разметке, знакам и светофорам, а также учета расположения и действий других автомобилей и участников движения

    с добавлением карты уровня тех, что используются в навигаторах.

    То, что предлагается сегодня — попытка протолкнуть несовершенную технологию, чтобы быть первыми. Но здесь есть опасность для репутации таких систем, несколько неправильных решений автомобилей сейчас — и законы настолько усложнятся, что будем еще лет 30 ждать внедрения чего-то подобного. Еще хуже — если будут разные стандарты в разных районах, или же он станет настолько сложным, что снова отодвинет внедрение полного автопилота еще на те же 50 лет.
    Бизнес в данном случае идет против инженерного здравого смысла.


    1. KivApple
      09.05.2015 21:59
      +2

      ИМХО, в будущем знаки дорожного движения, разметка и светофоры (за исключением того, что должны видеть пешеходы) должны исчезнуть и превратиться в метки на карте в навигаторе. А каждая машина должна обладать радиомаяком, который бы позволял определить её точное положение, находясь недалеко от неё. Ведь все дорожные знаки и светофоры — костыли для людей, которые не могут помнить наизусть огромное количество данных. Другое дело в том, что невозможна единовременная миграция с ручного управления на автопилот и нужны переходные варианты.

      На мой взгляд, надо начинать решать проблемы административно. Во-первых, обязать автопроизводителей устанавливать на свои автомобили радиомаяки (речь идёт не о GPS-трекерах, а о маяках ближнего радиуса действия, позволяющих специальным приёмником определить положение и габариты всех машин в радиусе скольки-то метров вокруг себя, так что адекватные параноики будут спать спокойно) определённого стандарта (предусмотреть возможность установки на старые авто как отдельного модуля). Во-вторых, вводить практику обязательного ведения реестра всех знаков и дорожной разметки. То есть установке очередного знака обязательно должно соответствовать указание его точных координат в общедоступной базе данных. Также в общем доступе должно быть состояние всех светофоров и их интервалы переключения (это заодно позволит добавить в софт для навигаторов прокладку маршрутов таким образом, чтобы красный свет встречался как можно реже), подобно тому как сейчас в некоторых городах можно следить за общественным транспортом.

      После того как какой-нибудь город первым полностью внедрит это у себя (в том числе обяжет всех водителей старых авто купить и поставить радиомаяк, либо субсидирует это), можно будет вводить полностью беспилотные автомобили на его улицы.

      Для загородних поездок (если речь не идёт о стандартных маршрутах между городами по трассам), разумеется, нет ничего лучше ручного управления, которое должно остаться (к тому же оно пригодится в случае стихийных бедствий, когда инфраструктура будет разрушена и единственной целью водителя автомобиля будет своё выживание, а не соблюдение ПДД).


      1. idiv
        09.05.2015 23:20
        +2

        >ИМХО, в будущем знаки дорожного движения, разметка и светофоры (за исключением того, что должны видеть пешеходы) должны исчезнуть и превратиться в метки на карте в навигаторе.

        Это как-то очень радикально. Те же велосипедисты должны иметь возможность ездить по дороге, ну или, как вы ниже написали, «случае стихийных бедствий, когда инфраструктура будет разрушена». Конец предложения все же бредовый, про «выживание, а не соблюдение ПДД», это вроде «мне плохо, наглотаюсь всего из аптечки». Вряд ли есть такие правила, нарушение которых приведет к большей пользе при ЧС.

        Кроме того вы упускаете две важные вещи — стоимость перехода на эту технику и правило развитых стран — закон обратной силы не имеет.
        Первое — та же замена знаков это куча денег как на замену/установку так и их обслуживание (современный знаки максимум раз в пятилетку помыть надо в большинстве климатических зон, а то и такого не надо), или датчик на светофоре. Или база знаков. Прорвало трубу и кабель пробило, раскопали, поставили знак. Такое может происходить каждый день. Обновлять базы онлайн? Еще деньги.
        Второе — владелец какого-нибудь Хорьха довоенного пошлет вас и будет прав, машина имеет ценность именно в таком виде, без современных прибамбасов, и по закону раньше такое устройство не было нужно. Что дальше делать будем? А таких старых машин, с оригинальными деталями, тут много.

        Потому робот должен уметь управляться в современных условиях, как обычные водители. Не может — рано ему на дорогу, нечего придумывать заменители.


      1. Bronx
        10.05.2015 08:25
        +1

        Административные решения, в отличие от технических, практически всегда наименее эффективны, потому что идеи типа «а давайте мы примем закон и всех заставим делать то, что мы считаем правильным» срабатывает на людях крайне плохо.


      1. makecode
        11.05.2015 16:44

        >Ведь все дорожные знаки и светофоры — костыли для людей, которые не могут помнить наизусть огромное количество данных.

        На самом деле нет, или вы должны знать знаки всего мира всех городов? А если на дороге ремонт? Знаки нужны для новых водителей, для приезжих и они указывает текущее положение дел. Например, знак поменяли или убрали и все ок. Все его видят. А если будут как в вашем варианте, это же надо как-то базу обновлять, причем одновременно.

        Про стихийные бедствия, это "+". А то есть сторонники полного перевода на автопилот, потом случись что и «почему она не едет?».


        1. KivApple
          11.05.2015 20:12

          вы должны знать знаки всего мира всех городов

          Человек такое не может. Потому и костыли для людей. Но компьютер может.
          А если будут как в вашем варианте, это же надо как-то базу обновлять, причем одновременно.

          Разумеется, речь идёт о государстве/городе, которое внедрило повсеместную компьютеризацию. В моём светлом будущем для установки знака будет просто создаваться запись в БД и на нужное место тут же будет выезжать бригада (в совсем светлом будущем — дрон). Сейчас в любом случае должны подписываться какие-то бумаги перед установкой нового знака, что мешает делать это в электронном виде с автоматическим занесением в БД.
          Про стихийные бедствия, это "+". А то есть сторонники полного перевода на автопилот, потом случись что и «почему она не едет?».

          На мой взгляд такое имеет смысл для такси и общественного транспорта. Но личный автотранспорт не должен обернуться против своего владельца, что бы не случилось. Надвигается ураган, а более короткий путь закрыт знаком «кирпич» — жизнь важнее.


          1. Darth_Biomech
            11.05.2015 21:22

            А что же на счет велосипедистов и других двуколесных?