Я намеренно не говорю «смерть» — ведь как сказал известный исследователь мозга академик Михаил Викторович Бехтерев — человек не умирает — он жив после смерти в воспоминаниях людей, в тех трудах, что человек оставил после себя.
Виктор Гаврилович автор книги «Юный радиолюбитель» — вышедшей 8-ю тиражами (начиная с 1952 года), и которая дала импульс к изучению радио электроники многим будущим энтузиастам и профессионалам. В их числе — DIHALT — основатель одного из самых популярных ресурсов по электронике в рунете (easyelectronics.ru) целью которого является «развитие и продвижение в массы увлечения электроникой».
Так же Виктор Гаврилович создал фундамент для организации детских радиолюбительских кружков — многие (если не все детские радиокружки в советском союзе) занимались по его книгам. С 1976 года, работая в журнале «Радио», вел отдел для начинающих.
Приведем небольшие фрагменты его воспоминаний и отзывы людей, прочитавших его книги.
(воспоминания от 1994 года) Виктор Гаврилович: «Я коренной москвич. Родился в Москве в январе 1915 года. Так получилось, что мне часто приходилось быть на Сенном рынке (это в Москве) на Миусской площади. Это было связано с тем, что я там помогал отцу. И вот, однажды какие то ребята поставили огромные мачты, натянули проволоку и организовали очередь тех, кто хотел послушать на головные телефоны передающие радиостанции. Интерес был огромный.
Я, конечно, был страшно поражен, когда вдруг услышал голос и сразу же меня просто захватило. Случилось опять так, что нашелся один приятель, который помог мне достать и телефон, помог сделать первую катушку, первый приемник и получить успех.
Вот, собственно говоря, это был главный толчок к тому, что я увлекся довольно серьезно.»
"… меня тянуло и тянуло вот не только к радиотехническому, а вообще к моделированию, конструированию и здесь опять куча была друзей и приятелей, которые также увлекались самым различным конструированием. Так вот я пошел работать, чтобы как-то удовлетворить свои интересы, на станцию юных техников. Тогда, правда, назывались несколько, пожалуй, не станциями. Они назывались детскими техническими станциями, хотя там занимались, как правило, юные. Вот там у меня появилась возможность не только самому конструировать, но опять нашлись товарищи уже, по работе, с некоторыми из которых я дружу и сейчас. Они уже в таком же возрасте, как я. Помогли мне изучать. Помогли и деталями и лампами в то время. Ламповая техника была тогда основная. Уже чуть позже, это где-то, сейчас уже точно не помню год, но где-то в начале 30-х годов судьба меня забросила на Центральную станцию юных техников.
Вот здесь, пожалуй, и определилась моя будущая и трудовая, и как угодно называйте — жизнь. Я там нашел себе хорошего помощника и учителя. Вернее я к нему пришел. Это был Александр Филиппович Шевцов, один из редакторов первого радиолюбительского журнала."
Моя книжка вышла, первое издание «Юного радиолюбителя» в 1952 году.
Это было первое издание. Издание, которое разошлось мгновенно и не успело оно разойтись, как начали заявки поступать о том, чтобы переиздать ее и началось переиздание. Вот совсем недавно, где-то полгода тому назад вышло уже 8-е издание этой книги. Книга. Она популярна не только у нас. Она была переиздана в целом ряде стран (Китай, Болгария, Чехословакия, Югославия, на Украине, в Эстонии).
Эти книжки, как память, у меня стоят на полке и мне, конечно, приятно, что книги пользуются успехом.
Несколько позже, после выхода первого издания, мне довелось работать директором Центральной станции юных техников (лет 5). Будучи директором, конечно, я там пропагандировал радиокружки, которые развивались."
"… работа на Центральной станции еще раз мне подсказывала: Надо больше уделять внимания ликвидации такого радиолюбительского ликбеза, как я всегда называл. Именно с таким настроением в 1976 году я пришел работать в журнал «Радио». Организовал отдел начинающих.
Работа до пенсионного возраста. Перед тем, как уйти на пенсию, я подыскивал себе заместителя, и тогда то мы сблизились с Ивановым Борисом Сергеевичем, который стал приемником моим в журнале «Радио».
Раньше с Ивановым мы познакомились, когда он начинал писать брошюрки для издательства «Детский мир» и мне приходилось редактировать его брошюрки. Там мы с ним познакомились. Так он начал работать в журнале «Радио».
Будучи на пенсии, я продолжал работать. Писал, перерабатывал «Юного радиолюбителя», обогащал эти книгу новыми материалами на современной уже элементной базе."
«Вот я работаю сегодня [1994 год] в редакции журнала «Радио». Стараюсь готовить материалы в журнале так, чтобы они были популярными, интересными и все больше и больше притягивали, к радиолюбительству массу радиолюбителей и, прежде всего начинающих мальчишек сегодняшних, девчонок, тех, которым я посвятил всю свою трудовую жизнь.
Ну, вот, пожалуй, и все коротко.»
/фрагменты из встречи с Виктором Гавриловичем Борисовым, 21.04.94 г. в редакции журнала «Радио»/
Отзывы
DIHALT
Книга Борисова для меня была стартовой. Она случайно мне попала в руки вместе с пачкой других книг по радиоэлектронике, которые привез отчим. Вместе с осциллографом, мультиметром с «тысячей дырок» и полудесятком коробок с радиодеталями. Я тогда был классе в третьем, читал все подряд, что попадалось под руку и вот вкурил в Борисова. Сразу же загорелось собрать что-то. Этим чем то стал детекторный радиоприемник. На счастье, все что нужно для него нашлось в тех коробках с радиодеталями. И подстроечный конденсатор (такой же как на картинке), и такой же диод, головной телефон, конденсаторы и гнезда. Даже катушку я намотал на гильзе от старого патрона охотничьего, прям как в книжке. Получилось один в один. И сразу же заработало. Все, дальше меня было не остановить…
Alexey
Мы с моим лучшим другом классе в 7м увлекались электроникой по этой книжке! Сначала я брал в библиотеке старое издание, семидесятых годов, в красной обложке. Потом у друга появилось издание конца восьмидесятых… И понеслааась… Ностальгия.
Enigman1982
У меня тоже в красной обложке! помню весь пятый класс провел в этой книге:)…детекторный приемник…какое счатье было услышать радио россии в допотопных ушах ТОН -2:)
Александр
Эту книжку я получил на день рождения в 6 лет, это определило мою дальнейшую жизнь в электронике.
RK6АUI Андрей
Очень благодарен автору за эту книгу. Эта книга была для меня азбукой в мир электроники. Благодаря этой книге, я добился нового. Да в ней есть схемы которые устарели, но в ней азы которые будут давать основу всегда! Как бы не шагнула вперед электроника
Радиокружки
Кстати, vv_kuznetsov автор публикаций по симулятору электронных схем Qucs — занимался в радиокружке по книге Борисова (была одна книжка на весь кружок).
Конечно, сейчас радиокружки уже не так актуальны — всё развивается, но электроника стала частью робототехники — развитие которой в виде ЦМИТов, ФабЛабов, Хакспейсов и т.п. — способствует той же самой задаче — популяризации технического творчества среди школьников.
К сожалению, книг по тому как «Организовать кружок робототехники» сейчас нет — ведь это не просто — подготовить методику, программу, занятия. Приведу фрагмент из книги В.Г.Борисова «Кружок радиотехнического конструирования» от 1986 года, об организации учебного процесса в кружке, базовые принципы работы со школьниками при обучении, не утратили актуальности и сейчас, по прошествии 30 лет.
Кстати, книга содержит программу на 144 часа работы кружка:
Предлагаемая программа, рассчитанная на 144 ч. работы кружка, предусматривает формирование у кружковцев теоретических знаний по основам электро- и радиотехники и практических навыков в объеме, достаточном для осмысленного пользования измерительными приборами, макетирования, монтажа и налаживания транзисторных приемников прямого усиления разной сложности.
Фрагмент из книги:
Последовательность прохождения тем в кружке может отличаться от указанной в программе, а некоторые темы являются сквозными на все время работы кружка. К сквозным для кружка 1-го года занятий относятся, например, темы «Элементы электро- и радиотехники», «Пайка и приемы монтажа». Теоретические сведения по каждой из указанных тем надо сообщать применительно к конкретным практическим работам, выполняемым по другим темам. Тема «Полупроводниковые диоды и транзисторы» в значительной степени так же является сквозной, потому что имеет прямое отношение почти ко всем другим темам программы кружка радиотехнического конструирования.
Перечень практических работ не следует считать исчерпывающим; вполне допустимо включение в план работы кружка конструирование приборов и устройств, не предусмотренных программой, но соответствующих той или иной теме. Так, в тематику практических работ кружков 1-го и 2-го годов занятий, кроме приемников и усилителей, пробников и измерительных приборов, может быть включено конструирование разных по сложности мегафонов, переговорных устройств для школы, внешкольного учреждения, туристского или пионерского лагеря, учебно-наглядных пособий для кружка.
Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, приобретаемые учащимися в кружках радиотехнического конструирования, оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это, тем, что для многих ребят радиолюбительство не ограничивается занятиями в кружке, а продолжается в виде самостоятельной работы по конструированию того или иного устройства дома, в процессе чтения популярной радиотехнической литературы, общения с товарищами по интересам. Сказывается также тяга к познанию непрерывно изменяющейся элементной базы радиотехники, интерес к новизне схемных и конструктивных решений промышленной и любительской радиоаппаратуры.
Занятия в кружке не следует перегружать беседами по основам электро- и радиотехники, устройству и работе деталей, приборов. В течение, учебного года на сообщение познавательных сведений надо отводить не более 25—30% общего бюджета времени, остальное время посвящается практической, радиоконструкторской работе. Причем конструирование, являющееся основой всей деятельности кружка, должно начинаться возможно раньше, уже с третьего, самое позднее — с четвертого занятия. Промедление с началом практических работ может ослабить интерес ребят к кружку, вызвать отсев из него.
Теоретические сведения сообщаются ребятам в форме познавательных бесед продолжительностью не более 15...20 минут на каждом двухчасовом занятии. Это должны быть именно беседы (а не лекции) с демонстрациями деталей, приборов» опытов, с вопросами и ответами, спорами кружковцев. Большую же часть необходимых теоретических знаний учащиеся получают при разборе принципиальных схем планируемых к изготовлению усилителей, приемников, измерительных приборов, в процессе выполнения практических работ. Некоторые беседы могут проводить сами кружковцы, подобрав с помощью руководителя кружка соответствующую литературу. Вообще, научить радиолюбителей пользоваться технической литературой, и особенно справочной, — одна из важнейших задач, стоящих перед кружком.
Планируемая практическая работа не должна являться самоцелью. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, кружковцы должны иметь четкое представление о принципе их действия, назначении отдельных деталей и узлов» методике налаживания, поиска и устранения неисправностей. Только тогда занятия в кружках принесут учащимся пользу. К сожалению, иногда в погоне за эффектными конструкциями (для выставки) некоторые кружковцы, нередко с позволения руководителя, берутся за сложные для них радиотехнические устройства по имеющимся описаниям. Это приводит к слепому копированию незнакомых конструкций. Руководитель кружка вынужден уделять работе с этими ребятами больше внимания, нанося тем самым ущерб основному составу кружка, иногда ему приходится самому доводить до конца такие конструкции. Подобное «радиолюбительство» приносит вред всему кружку. Поэтому надо планировать изготовление лишь тех устройств, которые от начала до конца могут быть смонтированы и налажены самими учащимися, только в осознанной работе над конструкциями кружковцы в полной мере проявляют свои творческие способности.
Кружок радиотехнического конструирования не должен оставаться в стороне от общественно полезных дел и мероприятий, проводимых внешкольным учреждением или школами, в которых учатся эти ребята. Например, для полевого стана ученической производственной бригады в радиокружке можно смонтировать приемник, обеспечивающий достаточно громкий прием местной радиовещательной станции, для самодеятельного туристского лагеря — радиоузел, для проведения военно-спортивной игры «Зарница» — имитаторы радиостанций, переговорные устройства и многое другое. Кружковцы сами определяют степень и форму участия в том или ином мероприятии. Руководитель принимает активное участие в проводимом обсуждении, вносит предложения, но не навязывает их. Вопрос об участии в какой-либо выставке или в радиоспортивных соревнованиях также должен решаться и осуществляться самими кружковцами.
Среди кружковцев всегда находятся желающие строить радиотехнические устройства для личного пользования ими в домашних условиях. Это желание надо поощрять, если, конечно, задуманные конструкции соответствуют или близки тематике кружка. Монтировать их ребята будут на занятиях кружка, но из своих деталей.
Комментарии (17)
ShtAnigga
04.05.2016 15:02+1Как попала в руки эта книга, то все гуманитарные предметы в школе прошли за чтением радиоэлектронной тематики. Невероятно ценная и приятная вещь.
Иногда перечитываю фрагментами — настальгирую!LampTester
04.05.2016 16:47+2Простите, как истинный пурист от правописания не могу удержаться от комментария о том, что синтактико-орфографические особенности вашего сообщения подтверждают истинность его содержания. Хотя, возможно, оно являет собой мета-шутку. В таком случае могу сказать, что я ее оценил.
imihajlov
04.05.2016 16:35Либо я был слишком мелкий, когда читал эту книгу, либо у автора не получилось понятно объяснить работу транзистора. Про радиолампу получилось, а про транзистор нет. Все транзисторные схемы из той книжки были для меня какой-то магией, которая еще и не работала, потому что надо было кропотливо подбирать резисторы.
engine9
04.05.2016 17:59Радиолампа интуитивнее: электрончики летят в вакууме, отталкиваются сеткой, легко представить.
imihajlov
04.05.2016 18:03Да, но я не про то. Самая простая схема включения транзистора — с общим эмиттером. Ток через коллектор в N раз больше тока через базу плюс надо учесть падение напряжения на PN-переходе. Когда я читал Борисова, я не уловил этой простоты. Надо будет перечитать.
DIHALT
04.05.2016 20:06Да, с транзистором у Борисова все как то мутно. Сам тоже ничерта не понял, пока не увидел где то в другом месте принцип в одной строчке — ток через коллектор = току через базу * К.
Iv38
07.05.2016 15:24Совершенно согласен. В детстве я совершенно не понял работу транзистора по «Юному радиолюбителю». Лет пять назад я в порыве ностальгии решил вернуть ту книгу, выяснил какое это было издание и купил экземпляр на Молотке. Когда книга была у меня, я решил проверить как же так получилось с транзистором в детстве, может я просто был слишком мал тогда? Тщательно прочитал раздел — нет, действительно непонятно.
Elektronshic
04.05.2016 16:35+1У меня издания 30-х были книжки. И позже, и такая тоже была. И детская литература включала журналы «Радио» и «Катера и Яхты» и т.д. Вот так и собирал на что детали удавалось достать. А Орион-128 так и остался не собранным, в программатор ПЗУ уперлось всё…
maisvendoo
04.05.2016 17:31+1Плюс статье шлепнул не читая, увидев просто обложку этой книги. Перелопатил все её издания, что нашлись в нашей районной библиотеке. Именно из-за эта книга помогла мне из унылого троечника стать круглым отличником )
Andrey053
04.05.2016 21:07+1Мне подарили книгу «Юный радиолюбитель» на 11-ый день рождения.
Прекрасный старт в увлекательный мир радио.
Спасибо.
synka
Сворень и Борисов сформировали мои увлечения в детстве.
nemilya
Да, про Р.А.Свореня были публикации, часть 1, часть 2.