Прошлогодняя кампания на Kickstarter позволила команде проекта Krita реализовать долгожданный функционал создания анимации и улучшить скорость работы больших кистей за счет нового режима «мгновенный предпросмотр» (Instant Preview). Кроме того, было реализовано множество стреч-целей, выбранных пользователями. Часть из них уже доступны в бета-версии Krita 3.0. Остальные появятся уже в Krita 3.1.
В этом году разработчики планируют бросить свои силы на несправедливо забытые части Криты: на инструменты работы с текстом и векторными объектами.
Дело в том, что инструмент работы с текстом достался Крите по наследству от пакета Calligra (он же KOffice). То есть, по сути, это не инструмент графического редактора, а полноценный текстовый процессор с библиографией, семантическим описанием документа и таблицами. К сожалению, в этом текстовом процессоре очень слабые возможности в области типографики, настроек шрифтов. Да и качество его интеграции в Криту всегда страдало.
Теперь настало время создать новый инструмент, который бы удовлетворял интересам именно Криты, а не текстового процессора: поддерживал бы тонкие настройки типографики, позволял создавать художественный текст и работал бы со всеми возможными языками и типами письменности. Вместо работы с таблицами и колонками новый инструмент должен будет уметь создавать текстовые выноски («speech balloons»), которые значительно облегчат жизнь художников, рисующих комиксы.
Второй целью на следующий год разработчики ставят упрощение работы с векторными объектами. У них примерно та же судьба, что и у текста: они достались от офисного пакета. Из-за этого внутреннее представление объектов осуществляется в формате OpenDocument Graphics, который отлично подходит для офисных документов, но не очень хорош для художественных изображений. Команда уже начала работы по добавлению поддержки SVG, и теперь осталось только завершить начатое. После того, как ядро Криты станет работать с SVG, можно будет поработать и над юзабилити векторных инструментов, ведь они тоже создавались для работы с текстовыми документами, презентациями и таблицами.
Ну и, конечно же, в кампании на Kickstarter также заявлены 24 дополнительные стреч-цели. Если собранная сумма превысит минимальное значение, все спонсоры проекта смогут проголосовать, какие из дополнительных функций они хотят увидеть в следующих версиях Криты. Главным отличием от прошлых лет является то, что теперь каждый из спонсоров сможет проголосовать за пять(!) наиболее понравившихся ему стреч-целей. После чего цели с наибольшим количеством голосов будут реализованы.
Кстати, самой крупной из стреч-целей будет автоматизация Криты с помощью скриптов на Python! Это как раз то, о чем давно спрашивали пользователи!
Ссылки:
Страница проекта на Kickstarter: ссылка
Пост Боудвайна Ремпта о старте кампании: ссылка
Группа русскоязычных пользователей в ВК: http://vk.com/ilovefreeart
Комментарии (64)
amarao
09.05.2016 16:50+5Заслал три евро. Если бы я пользовался критой (а не mypaint), заслал бы больше. А так — в резерв.
(shoking truth: на самом деле я а) больше всего рисую карандашом б) на карандаши потратил уже довольно ощутимую сумму, за сотню евро)
i360u
09.05.2016 16:53+2Крита, кстати, великолепна. Одно из лучших свободных приложений и одно из лучших, в своем классе, приложений для иллюстраторов.
leek
09.05.2016 20:44+2Криту можно использовать как замену GIMP?
TsukinoMai
09.05.2016 21:48+1Зависит от того, для чего вы используете GIMP. Krita больше нацелена на рисование.
ptica_filin
09.05.2016 22:28Я сегодня попробовал в первый раз. Вроде бы можно. Но тормозит… :(
Под виндой, правда. Может, в линуксе и т.д. лучше.dkazakov-dev
09.05.2016 23:29А можно в виде багрепорта на багзиллу на bugs.kde.org? Желательно сразу предоставить информацию вот по этому мануалу: ссылка. Ну или хотя бы видео и информацию о железе. Ссылку на багу желательно продублировать мне в личку.
Saffron
11.05.2016 00:56Я гимпом скриншоты снимаю. Зачем для этого крита? Есть небольшая тонкость: крита — это инструмент больше для создания графики, а гимп — больше для обработки.
kuzia_bRatok
11.05.2016 01:54Ну какая обработка, когда GIMP даже CMYK не поддерживает. Нормального выбора глубины цвета тоже кстати нет.
ptica_filin
11.05.2016 15:12Ну вот я пару дней назад посмотрел, что такое Krita и не нашёл, чего именно в Гимпе "больше для обработки". В Крите есть все гимповские инструменты для фотокоррекции, и даже больше.
Magi-max
09.05.2016 23:19+2Рад что проект так бурно развивается. Периодически перелажу из фотошопа в криту, но некоторые привычные мелочи все еще держат меня в первом. К примеру при всем богатстве настроек кистей не хватает пункта initial direction, что бы кисть во время мазка сохраняла угол направления первого касания, для тонких кистей мастхев.
А в shape-кистях было бы круто увидеть вариант с градиентом, как это можно настроить в алхимии.dkazakov-dev
09.05.2016 23:23Эрм… а можно видео такого поведения? Или хотя бы иллюстрацию? Сделать это достаточно просто, только я не очень понимаю юзкейса. Если объясните зачем, можно обсудить.
Magi-max
10.05.2016 03:27+2Могу показать на примере гифок, в крите есть такая же кисть, но работает только в одном направлении.
https://my.mixtape.moe/kbllqk.gif
https://my.mixtape.moe/ofoxfh.gif
А градиенты на шейпах хорошо показаны на видео из почившей онлайн рисовалки:
https://www.youtube.com/watch?v=KjvZ9jZh8sM&feature=youtu.be&t=134Magi-max
10.05.2016 04:36+2Ах да, юзкейс. Мне всегда казалось, что подобная функция — норма для настроек кисти, наверно с четверть кистей фотошопа работает по этому принципу. Хотелось бы экспортировать их в криту.
Нужны они что бы рисовать такие вот шейпы, как на быстроскетче: https://my.mixtape.moe/dyhogd.pngdkazakov-dev
10.05.2016 12:31Magi-max, Meklon, готов сделать это фиксирование угла за обещание записать прикольную видюшку с демонстрацией, как вы это используете. Договорились? ;)
dkazakov-dev
13.05.2016 10:58+1Magi-max, Meklon готово, сделали как просили, качайте! :) Ссылка на новость и пакеты
А вот иллюстрация от Давида Ревуа:
xztau
09.05.2016 23:19+5Блин! А ведь это реальный способ монетизации в СПО!
Выкатил roadmap с новыми фичами и багтрекер с поддержкой текущей версии.
Выставил счёт.
Средства накопились — сделал!
Здорово же!
Jeditobe
10.05.2016 00:36-4А поддержку ХР выкинули.
rkfg
10.05.2016 11:20Её и из Qt 5.6.0 выкинули, я недавно столкнулся. Информации толком нет о проблеме, просто при инициализации не может найти функцию Direct3DCreate9Ex (появилась в висте). Так что 5.5.1 — последняя, что работает на XP.
Криту поддерживал на прошлом кикстартере, к сожалению, результата так и не увидел — в дебиане до сих пор 2.8.5, да и та в stable, а из тестинга почему-то убрали. С удовольствием бы задонатил на поддержку репозиториев для дебиана, пробовал сам собирать, но там надо кучу компонентов KDE сначала собрать, в итоге забил.rkfg
10.05.2016 11:31Кстати, уже после написания комментария заметил на кикстартере ссылки на appimage-сборки. Конечно, я бы предпочёл единую систему установки и обновления через пакетный менеджер, но если нет возможности поддерживать репозиторий, такой вариант наилучший из возможных. Скачал, запустил, всё работает. Скажите, вы планируете регулярно обновлять appimage на сайте?
dkazakov-dev
10.05.2016 12:22Попробую ответить по порядку.
0) Да, AppImage сборки сейчас являются основным способом установки, ибо на большинстве популярных систем нет нужных нам библиотек. Соответственно, собирать мы их будем постоянно и регулярно. Можете на это расситывать.
1) Репозитарий есть только для Ubuntu 16.04, на которой есть все нужные библиотеки. Точнее, «пока есть», ибо он зактроется как только в Ubuntu обновят Qt с 5.5.1 до 5.6.0. В этой версии сломана поддержка планшетов, которую можно исправить только, если запатчить Qt. Этот репозитарий держу я.
2) Насчет Дебиан тестинг, если честно я не знаю. Если кто-то поможет поднять этот репозитарий и, по возможности, будет его мейнтейнить, то можно сделать.
3) Кстати, у дебиан тестинг недавно кого-то переклинило и нас заблокировали за вот это. Забавно, конечно, что вспомнили о Лене, но мы, конечно, послушались и ее удалили, заменив Перчинкой и Морквиком (изображение использовалось только в юниттестах). Насколько они это учли и разблокировали я не знаю.xwild
10.05.2016 12:46Есть просьба, вынесите пожалуйста appimage ссылки в раздел download, я случайно нашел krita-2.99.89 прямые ссылки только 3-ю и из блога.
rkfg
10.05.2016 13:13Спасибо за развёрнутый ответ! Я думаю, репозиторий с appimage было бы несложно организовать, чтобы программа просто ставилась одним файлом куда-нибудь в /opt/krita3, например, и создавала симлинк в /usr/bin. Он бы подошёл и для Ubuntu всех версий, и для Debian, и для других его производных.
dkazakov-dev
10.05.2016 13:24Насколько я помню, это противоречит каким-то policy у Дебиана. Даже 3rdparty исходники нежелательно включать в свой пакет, они на это ругаются, а тут почти целый chroot :)
rkfg
10.05.2016 13:28Так я не предлагаю это проталкивать в сам Debian, слишком много мороки. Просто сделать отдельный собственный репозиторий наподобие PPA и дать инструкции по добавлению его в sources.list.
xwild
10.05.2016 12:37Задавал тот же вопрос на кикстартере. Сказали что в тестинге сейчас вообще нет Calligra, а это зависимость.
Hi Andrey,
The no-openmp appimages should work fine on Ubuntu 12.04 and CentOS 6.x. I haven't tested on Debian, though. The situation with Debian is a bit weird at the moment, they stopped packaging Calligra in Debian Testing because of a lack of package maintainer and some packaging issues; when I discussed that with a Debian developer they weren't aware that from 3.0 on Krita and Calligra are separate projects. I suspect that for the foreseeable future, the only way to get Krita on Debian will be through using the appimage or building it locally.
dkazakov-dev
10.05.2016 13:09Боуд сказал немного другое. У Дебиана нет мейнтейнера для Криты, а тот, с кем он разговаривал даже не знал, что calligra и krita — это теперь разные пакеты (проекты), и зависимостей между ними теперь нет.
Я бы просто воспользовался AppImage :)
Barafu
10.05.2016 13:37В Арче сейчас 2.9.11 в основном репозитарии и есть готовый скрипт «скачать с git и собрать» в допах. Дебиан никогда не радовал свежим софтом.
rkfg
10.05.2016 13:42Тестинг не сильно отличается по номерам версий от bleeding edge, являясь по факту rolling release. Стабильность работы (в пользовательском понимании) меня вполне устраивает, но в последнее время из тестинга стали пропадать пакеты по непонятным причинам. Кроме Криты убрали ещё и tzdata-java, и это только из того, что заметил.
xwild
10.05.2016 07:55Отправил 3 евро, обычно пользуюсь gimp, иногда чтобы править графические элементы на сайтах, но бывает виснет и вылетает.
Кстати у меня debian 8, и печально что зависимости не позволяют установить последнюю версию, даже для Ubuntu 14.04 LTS версия krita как в дебиане (2.8.5).
LTS дистрибутивы желательно поддерживать, как раз люди работающие с прикладными программами не очень любят постоянно обновлять ОС.
Есть только вариант поставить через wine, и кстати этот странный способ часто помогает использовать новый софт под linux.
Зависимостиkrita : Зависит: calligra-libs (= 1:2.9.7-0ubuntu12) но установлен 1:2.8.5+dfsg-1+b2 Зависит: libboost-system1.58.0 который является виртуальным пакетом. Зависит: libexiv2-14 (>= 0.25) который является виртуальным пакетом. Зависит: libglew1.13 (>= 1.12.0) который является виртуальным пакетом. Зависит: libgsl2 который является виртуальным пакетом. Зависит: libilmbase12 (>= 2.2.0) который является виртуальным пакетом. Зависит: libopencolorio1v5 который является виртуальным пакетом. Зависит: libopenexr22 (>= 2.2.0) который является виртуальным пакетом. Зависит: libstdc++6 (>= 5.2) но установлен 4.9.2-10
Kellis
10.05.2016 22:43Минус еще в том, что даже распространяясь через steam store.steampowered.com/app/280680 они не запилили поддержку linux.
Lef
10.05.2016 23:25До недавнего времени я сидел на 14.04. Если к системе прикрутить неосновной репозиторий то оттуда пожно поставить 2.9.чтототам и бету с поддержкой анимации. Или просто использовать appimage файл.
Я вообще рад что Крита стала такой как она сейчас есть. Пару лет назад пробовал поставить- не понравилась совершенно, а сейчас чуть ли не основной инструмент.
mister_pibodi
10.05.2016 11:19+1То, что в Крите рисовали Перчинку и Морковика для меня значит больше, чем всё, что было сказано выше.
kuzia_bRatok
12.05.2016 17:12Всё время забываю спросить: её собираются локализировать? А то названия в редакторе понимаю через раз, неудобненько.
dkazakov-dev
12.05.2016 19:57Да, 2.9 более менее локализована (в Windows сборка и Krita Lime переводы есть, нужно только в настройках язык выбрать). 3.0 Beta сейчас вот переводим.
kuzia_bRatok
12.05.2016 23:02Ой, спасибо за инфу=) Как-то давно искал в меню вариант локализации и не нашел, тогда ее или не было, или я так искал. Так гораздо удобнее, еще раз спасибо.
DrPass
Как же это GIMP до сих пор без Кикстартера обходился-то…
Vampireos
GIMP занят рисованием) ему некогда выходить с протянутой рукой)
… хотя было б не плохо тоже его про финансировать
kuzia_bRatok
Gimp за последние лет пять практически не развивается, в отличии от.
dkazakov-dev
Могу добавить лишь то, что за последние два года в Крите было сделано наверное больше, чем за все почти пятнадцать лет ее существования. Были исправлены проблемы, которые висели годами. Взять хотя бы панель слоев :)
TsukinoMai
Большую часть GIMP, емнип, пишут два человека. В свободное время. Так и обходится. Цена — крайне медленная разработка.
Например фича, которая была мне в своё время дико нужна, была внесена в roadmap в 2011 году (собственно чуть ли не с самого начала существования публичного roadmap на wiki проекта). Запланирована она была на версию 3.2. Она и сейчас запланирована на версию 3.2. За пять лет GIMP сдвинулся с версии 2.6 до 2.8. До нужной мне версии ещё два мажорных релиза.
Поэтому подход Krita мне кажется куда более перспективным.
ptica_filin
Да лучше бы он тоже вышел туда. Ему очень не хватает неплохого kick-а :)
Уже сколько лет топчется и не может осилить намеченные планы.
kuzia_bRatok
Насколько я помню, в Гимпе используется C, да еще и его старый стиль написания, родом из 90-х. Поэтому множество разработчиков, которые знают C и хотят помочь просто не могут войти в разработку из-за сильных отличий в требованиях. Непривычно в общем, а староверов не так много.
LuckyStarr
Разве это не разные по функционалу продукты? Поди и ниши разные?
ptica_filin
Тоже растровый редактор, но чуть другой направленности. Хотя фотки можно редактировать и в Крите.
На первый взгляд, есть всё, что и в Гимпе, и даже то, что у Гимпа только в далёких планах (неразрушающее редактирование и слои фильтров). Вот только при применении фильтров к фотографии Крита тормозит куда сильнее Гимпа.
dkazakov-dev
В последней версии в режиме Instant Preview большинство часто используемых фильтров должны работать моментально. Ну, кроме Unsharp Mask. Его нельзя на уменьшенной копии применять (ну или по крайней мере я не знаю как?), поэтому он всегда на оригинале считается.
truggvy
Это касается не только Unsharp Mask. Ни какой пространственный фильтр нельзя применять на уменьшенном изображении для получения превью. Вернее применить-то можно, вот только результат может сильно отличатся от результата применения на оригинальном размере с последующим уменьшением. Это общая проблема пространственной фильтрации. Для каких-то фильтров она более критична (например для поиска границ — Собель и т.д.), для каких-то — менее (банальные блюры — бокс, тент, Гаусс). А вот чисто цветовая фильтрация почти лишена этого недостатка, так как в этом случае каждый пиксель обрабатывается независимо от соседей. Хотя конечно и тут есть нюансы и возможны разные варианты :)
dkazakov-dev
Да-да-да :)
Для Гаусса, кстати, у нас эта функция превьюшки включена. Просто сигму уменьшаем пропорционально масштабу. Разницу, конечно, заметить можно, но только если очень присматриваться.
А вот как ускорить Нерезкое маскирование пока не знаю
truggvy
Боюсь, что никак :(
Дело в том, что Гаусс (так же как бокс и тент) подавляет высокочастотные составляющие изображения. Но и при уменьшении изображения больше всего теряется информации именно о высоких частотах. Как раз поэтому нельзя воссоздать оригинал из уменьшенной копии. И выходит, что эти 2 процесса (уменьшение и Гаусс) не сильно мешают друг другу.
А вот Unsharp Mask наоборот усиливает высокочастотные компоненты. В итоге Unsharp Mask на уменьшенной копии будет подчеркивать не те детали, которые он бы подчеркивал на оригинальном изображении. Сходство на конкретном изображении может быть, но только при некоторых значениях параметров фильтра. Частные случаи такие частные :(
tsukasa_mixer
А подсмотреть как подобные вещи реализованы в darktable? [http://darktable.org]
Они как-то умудряются вполне добротно и быстро рассчитывать (впрочем могу ошибаться), но использую его по сути по причине, что самый быстрый для работы с RAW в linux, ну и функционально очень реактивная штука.
tsukasa_mixer
вопрос, а как вы обрабатываете в крите, слышу много, слышу часто, но сколько раз сам сел, так и не понял как в нем сделать элементарные вещи, вроде чистки шарпа да замены.
ptica_filin
Ну я пока как следует ещё не разобрался, чтобы прямо сказать "я обрабатываю в крите" :)
Но по-моему, в ГИмпе все эти действия в первый раз тоже сложно найти. Шарп и размытие — примерно как и в Гимпе, в фильтрах в разделе "улучшение". Чистка и замена — это клон и лечебная кисть? Ну да, в гимпе вынесены отдельные ярлычки на панель. А в крите это один из режимов кисти.
В свою очередь, в Гимпе отсутствует такая элементарная вещь, как цветовая температура. Почему-то считается, что это не нужно и предлагается крутить движки цветового баланса.
tsukasa_mixer
>> Чистка и замена — это клон и лечебная кисть?
В грубой форме — да. Да я читал что это режимы кисти, и нет я не смог понять как с ними работать. =(
про поиск элементов, меню несколько похоже по структуре с фотошопом (да, дурацкое сравнение) и как-то не особо вызвало проблем с поиском.
про цвет температуру согласен, но по сути вс манипуляции с цветом я проводу в darktable, а в гимп тащу уже что-бы почистить от артефактов и всякого мусора, т.е. последний этап.
и да я согласен, что крутить цветовой баланс это боль и страдания )
ptica_filin
У меня с первого раза получилось, даже не пришлось переучиваться после Гимпа. С нажатым Ctrl ткнул на источник для клонирования, а потом поводил кистью по тому месту, которое нужно замазать. Вроде получилось так же.
В Лайтруме эта операция, конечно, более впечатляет. Бывало, что убирал с фотографии даже случайно попавших в кадр людей. Если не видел исходника, сроду не догадаешься, что тут кто-то был :)
В Гимпе появлялся было Resynthesizer для той же цели, но, кажется, он так и остался в 2013 году.
Jamato
GIMP… который до сих пор имеет дико глючный Stroke Path, ровно одну настройку сглаживания текста (которая в некоторых шрифтах кушает буковки), тупые текстбоксы, не умеющие минимизироваться или вписывать текст в выделение как Инскейп, не понимает часть шрифтов, до сих пор не включает хоткеи на Windows, если ошибиться с раскладкой при запуске…
В общем, ждём осени, ждём Криту.