Как команда Skyeng запускала сервис письменных заданий по английскому языку с помощью оптимизации, алгоритмизации и опечатки в прайсе.
Любая современная школа английского языка ориентируется на коммуникативную методику. Например, мы в Skyeng четко отслеживаем, сколько времени на уроке говорит учитель, сколько ученик и стараемся соблюдать планку — не менее 50% времени для разговора ученика. При этом навыки письменного общения никто не отменял — многие из нас пишут деловые письма на английском, создают презентации и питчи. Как излагать свои мысли правильно, получать адекватный фидбек и совершенствовать свои тексты на английском языке? Поставив такую задачу мы поняли, что на рынке онлайн-обучения нет продукта, позволяющего обучать навыкам письменного общения. И мы решили его сделать.
Создание такого инструмента было чистым экспериментом — мы хотели дополнить нашу экосистему изучения английского языка, которая включает в себя интерактивную платформу, тренирует словарный запас и произношение. Поначалу мы наивно предполагали, что внедрение инструмента «Эссе» не сильно повлияет на экономику школы и не планировали его монетизировать. Однако пара месяцев тестовой работы в бесплатном режиме показала, что мы теряем чрезмерно большие деньги: услуга оказалась популярна, а ее поддержка на достаточно высоком качественном уровне — весьма дорога.
Мы наступали на грабли, набивали шишки, оптимизировали работу, разрабатывали алгоритмы, просчитывали коммерческую модель, искали нужных людей, и сейчас, наконец, можем говорить, что продукт под названием «Эссе» у нас получился. Ученики платят за проверку письменных заданий, преподаватели подбирают им темы для сочинений, привлекательность основного продукта нашей школы повысилась. Настало время рассказать, что и почему мы сделали, чтобы запустить это сервис.
Преподаватели: новый подход и алгоритмизация
Задача на первый взгляд казалась простой. Мы знали, что многие наши преподаватели сами дают письменные домашние задания ученикам и проверяют их в нерабочее время. Казалось бы: мы поручим это всем и будем за это платить: все довольны! Не вышло.
Во-первых, выяснилось, что некоторые наши преподаватели испытывают трудности с проверкой письменных заданий. Наша образовательная методика основана на общении. Мы отбираем учителей, обладающих коммуникативными навыками, умеющих быстро найти общий язык с учениками: это не только методисты, но и психологи. А для качественной проверки письменных работ нужны профессионалы, специализирующиеся именно на этом типе задач.
Во-вторых, наши преподаватели не любят рутинную работу. Им нравится общаться с учеником, понимать его трудности, решать их, разделять радость от успехов. Нашим учителям совершенно не интересно работать с обезличенным текстом, даже за деньги. Это просто не их конек. Даже те наши сотрудники, что добровольно давали ученикам письменные работы, не горели желанием делать это на контрактной основе.
С этой проблемой можно было справиться универсализацией преподавательского состава, но:
- это снизило бы качество нашего основного продукта;
- мы бы потеряли средства, потраченные на подбор того коллектива классных преподавателей, который у нас уже есть.
Посоветовавшись с методистами, мы поняли, что необходимо создать отдел преподавателей, проверяющих эссе, работающих на полной ставке. Но как просчитать их работу? Мы сделали записи с экрана методиста, разбирающего эссе студентов, разложили весь процесс по секундам. На основании этих записей мы заказали специальные плагины в Google Docs, позволяющие в несколько раз сократить количество кликов в меню при указании на ошибку. Создали систему закладок для Chrome, содержащую ссылки на академические статьи по наиболее распространенным ошибкам. Это позволило радикально сократить количество кликов, съедающих время и отвлекающих внимание от текста.
Еще один оптимизационный инструмент – калькулятор оценки. После проверки эссе преподавателю достаточно заполнить пять полей в табличке Google, чтобы получить набор баллов за содержание, грамматику, лексику и орфографию, а также итоговую оценку. Принцип выставления баллов различается по уровням, поэтому таких калькуляторов у нас пять.
Наконец, требовалось время для психологического разгона и выхода на нормальный рабочий ритм. Сейчас методисты, занимающиеся эссе, проверяют до 18 работ в день (400 в месяц).
Ученики: дешево, увлекательно и с правом выбора
Все ученики школы хотят получить быстрый видимый результат, затратив на это минимум средств и усилий. Письменные домашние задания кажутся сложными и скучными. Кроме того, не все ученики стремятся овладеть письменным языком: некоторым достаточно устного общения, например, чтобы иметь возможность с пользой ездить на зарубежные мероприятия и конференции.
При этом мы знаем, что письменные задания важны для успешного обучения и для выполнения задач, связанных с деловой перепиской, составлением презентаций и т.п. Правильное распределение учебной программы между устным общением и написанием эссе, на самом деле, позволяет получить видимый результат быстрее и дешевле, чем только устное общение. Однако писать письменные работы – не всегда самая увлекательная часть учебного процесса. Как быть?
Нам надо было сделать письменные задания дешевыми, полезными и одновременно достаточно привлекательными. Снижение цены достигается за счет максимальной автоматизации. Наряду с упомянутыми плагинами в Google Docs и базами полезных ссылок, мы также активно продвигаем среди учеников продукт Grammarly – плагин для Chrome, отслеживающий грамматические и пунктуационные ошибки в процессе ввода текста. Grammarly выступает в роли автоматического методиста: он не просто исправляет ошибки, но и объясняет их. Это отличный инструмент самостоятельного обучения с быстрой обратной связью. Мы не заставляем пользоваться этим плагином, однако он здорово помогает и ученикам, и нам, экономя время наших сотрудников и снижая стоимость услуги.
Grammarly исправляет наиболее очевидные ошибки еще на стадии написания эссе
Для повышения интереса к эссе мы использовали несколько решений. Мы разработали обширную базу тем (по одной-две на каждый из 285 уроков General English), стараясь делать их максимально цепляющими («флейм-генераторами»). Темы определяются набором «вбросовых» вопросов. Преподаватель, знающий круг интересов своего ученика, имеет возможность выбрать темы, на которые тот захочет высказаться. Ученик также имеет возможность выбрать то, что его увлекает. При этом оплата снимается только тогда, когда ученик решает отправить эссе на проверку; если потребности в услугах нашего методиста нет, он может написать сколько угодно сочинений бесплатно.
Мы задействовали в эссе элементы интерактивных игровых методик. Ученику предлагается использовать в сочинении некоторое количество из заранее подготовленного набора слов, фраз и оборотов. Как только что-то из этого набора появляется в тексте, соответствующая строчка в наборе деактивируется. Для многих учеников это превращается в игру: попытаться использовать весь набор в рамках одной цельной истории.
После проверки ученик получает два текста: полностью исправленное эссе («чистовик») и сочинение с помеченными ошибками, комментариями методиста и ссылками на дополнительную информацию. В будущем, когда инструмент «Эссе» будет внедрен в курс делового английского, «чистовики» получат дополнительное применение – например, в виде готовых резюме.
Школа: минимальная цена за максимальное качество
Школе нужно было разработать такую модель оплаты, которая бы позволила нам полностью покрывать свои расходы, и при этом не отпугивала учеников.
Для решения этой задачи мы еще раз тщательно замерили время работы методиста с ученическими эссе. На проверку работ уходит от 10 до 50 минут – это слишком большой разброс для определения универсальной стоимости услуги. Обнаружилась закономерность: сочинения начальных уровней (elementary/beginner), как правило, коротки (один абзац) и содержат множество ошибок. Эссе уровней pre-intermediate и intermediate в среднем в пять раз больше, но и ошибок в них меньше. Высокие уровни (начиная с upper intermediate) требуют совершенно иного методологического подхода к проверке (рассматривается уже не только грамматика, но и стилистика текста, его социокультурный аспект). Соответственно, преподаватели тратят разное время на проверку работ: в среднем 20 минут на уровне elementary, 30-35 минут на pre/intermediate и 50 минут на upper intermediate. Выделив три основные группы эссе в General English, мы установили для них разные цены пропорционально разнице во времени работы методиста.
Нам также пришлось ввести понятие максимального размера сочинения – при его превышении ученику предлагается опция сократить текст или заплатить больше. Изначально этот размер был определен методистами эмпирическим путем, но он оказался слишком мал, и мы начали получать письма от недовольных учеников. Для корректировки предельного размера эссе мы посмотрели статистику всех написанных работ, увидели на графике характерный «холм» и установили ограничение после него, чтобы в «комфортную зону» попадало более 90% учеников.
Далее мы в экспериментальном режиме запустили платную систему. Новые ученики случайным образом делились на три группы, первой из которых предлагалась цена на уровне окупаемости проекта, второй – со стандартной наценкой примерно в 10-20%, и третьей – более 40% (проверка «эффекта престижности» продукта). В случае, если бы в результате мы увидели серьезный перевес в первой группе, нам бы пришлось заново пересматривать всю бизнес-модель инструмента, поскольку такая стоимость эссе негативно сказывается на прибыли школы. К счастью, уровень интереса в первых двух ценовых группах оказался практически одинаков (расхождение менее 10%) несмотря на разницу в цене. Это значило, что мы нашли правильный баланс цена/качество, и можно смело запускать продукт в коммерческую эксплуатацию.
Кроме того, мы разработали пакетные предложения, позволяющие ученику сразу купить десяток проверок эссе со значительной скидкой. Любопытно, что при запуске этих предложений мы опечатались, случайно сделав цену на четверть ниже, чем планировалось; практика показала, что эта ошибка получилась очень удачной. Она хорошо стимулирует покупать пакетные предложения: пакеты по 10 работ продаются в три раза лучше, чем минимальные пакеты по два эссе и в полтора раза лучше, чем пакеты в пять сочинений. При этом мы не теряем деньги, т.к. ученики не стремятся во что бы то ни стало использовать весь пакет, доставшийся им со скидкой.
Введение оплаты (красная область) пока не оказало значительного влияния на популярность услуги
Результат и перспектива
Мы запустили уникальный для онлайн-обучения продукт. Сам по себе он не генерирует существенной прибыли, однако делает комплексное предложение школы значительно более интересным. Мы убедились, что тщательная оптимизация и автоматизация учебного процесса позволяют реализовывать идеи, до того казавшиеся невозможными или чрезмерно дорогими. За время работы инструмента в тестовом и коммерческом режиме ученикам было задано около 8800 эссе, примерно в 6200 случаях они начали выполнять работу и отправили на проверку около 3800 сочинений.
В будущем инструмент «Эссе» поможет нам расширить и новые продукты, в частности, завершить его внедрение в программу делового английского и программы подготовки к международным экзаменам, которые невозможны без письменных заданий. Планируем предлагать «Эссе» клиентам, не являющимся учениками школы, которые хотят проверить свой уровень или просто исправить ошибки в тексте. Активно расширяем библиотеку практически полезных тем: например, деловое письмо, резюме, профессиональные области. Ну и наш самый дорогой нынешний проект – «Работа над ошибками», – который должен будет автоматически формировать задания на основании анализа ошибок ученика, также базируется на опыте и решениях, связанных с инструментом «Эссе».