Школа Skyeng активно растет, у нас работает множество народу. Одних разработчиков уже больше 70 человек, причем лишь единицы из них сидят в офисе — большинство разбросано по стране и миру. В таких условиях правильно выстроенные коммуникации играют огромную роль, и сегодня мы расскажем про главный инструмент, который нам позволяет поддерживать рабочий процесс в тонусе.
Зачем вы решили написать еще одну статью про Слак?
Объясняет со-основатель школы Skyeng Харитон Матвеев: «Я видел кучу рабочих Слаков, и все они мертвые, непонятные. Так нельзя. Если ваш Слак неинтересно читать, если в нем нет персонализации, он не работает в полную силу». Харитон может с удовольствием часами рассказывать о всевозможных инструментах Слака, которые он активно использует в работе. Но в этой статье таких подробностей не будет – хотя бы потому, что все они уже описаны много раз, например, вот здесь.
Вообще, Слак – один из главных наших рабочих инструментов. Значительная часть команды работает на удаленке, поэтому каналы Слака заменяют многим из нас и офис, и курилку, и комнату отдыха. Однако даже сотрудники, сидящие за соседними столами, предпочитают общаться в Слаке – просто потому, что так эффективнее с точки зрения корпоративных коммуникаций.
Корпоративные коммуникации?
В нашей работе коммуникации занимают очень важное место и отнимают много времени. Собственно, в достаточно крупной команде общение составляет больше половины рабочего процесса. Мы выделяем три типа коммуникаций: долгая, средняя и срочная. Долгая – это электронная почта, на которую сотрудники должны отвечать в течение суток. Средняя – это как раз Slack с трехчасовым сроком ответа. Срочная – это «Скайп» (час) и телефон, но это уже если что-то взорвалось. Срочность коммуникации влияет и на ее цену – долгая самая дешевая, а личное и телефонное общение влетает нам в копеечку, потому что отвлекает людей и нарушает рабочий процесс.
И еще важно, чтобы коммуникации происходили в нужное время. Если сообщение приходит раньше времени – оно отвлекает от работы. Если позже – то налицо косяк.
То есть Slack – это ваш мессенджер для среднесрочной коммуникации
Не только. Сила Слака состоит в том, что он позволяет гибко «играть со временем». В нем можно и решать срочные вопросы, и читать какие-то не очень важные штуки раз в три дня. Он обладает интеграцией со сторонними приложениями, нужными в работе – Jira, Google Docs, Hangouts и прочее, и прочее. И еще он умеет не просто помечать сообщения как «непрочитанные», а прикреплять к ним напоминалки, которые зазвенят, когда будет нужно – это здорово помогает избегать упомянутого выше отвлечения от работы. Быстро поставил напоминалку – и вернулся к вопросу, когда появилась возможность. Вообще, в Слаке, как и в коммуникациях вообще, тоже есть три уровня срочности, помогающие контролировать свое время.
Что за три уровня срочности в Слаке?
Самые срочные сообщения – это если кто-то открывает личный чат или упоминает человека в канале. Слак об этом сообщает звуком, иконкой, пушем в телефоне. Как правило, это надо прочитать побыстрее. Второй уровень – общение внутри каналов. Их можно читать, когда появляется свободная минутка – потому что если срочно нужен именно я, меня «пингнут» упоминанием в этом канале, и я об этом узнаю. Ну и третий – информационные каналы, помогающие быть в курсе происходящего, но не связанные непосредственно с текущими рабочими обязанностями. Руководители, например, где-то раз в три дня находят время, чтобы почитать канал с отзывами пользователей Aword в App Store и Google Play. Понятно, что специальные люди мониторят эти отзывы в реальном времени, но руководству это делать незачем.
В начале статьи упоминалась персонализация – а с ней что?
Понятно, что наши удаленные разработчики лишены радости личного общения с командой. Мы стараемся возместить эту потерю в Слаке. Делается это с помощью условно-развлекательных каналов типа #live, с помощью аватарок, имодзи и максимально живого общения. Так, все сотрудники должны обладать заполненным профилем с фото. Про каждого нового сотрудника наши HR сообщают в канале #general, прилагая фотку и небольшое эссе о том, кто это, чем будет заниматься, чем увлекается и т.д. Это оказывает очень позитивное влияние на сплоченность команды – раньше многие сотрудники были не в курсе не то что удаленных коллег, они могли не знать, кто сидит в соседней комнате и что он делает.
Раньше у нас из Jira прилетали автоматические оповещения о релизах. Это было некруто, потому что мало кто понимал, о чем речь. Сейчас каждый разработчик, закрывая задание, пишет пару предложений своими словами – и все, кто подписан на канал, имеют возможность за него порадоваться, а главное, его понимают не только коллеги по команде, но и, например, ребята из бизнеса. Если что-то где-то упало и «пришел Дженкинс», то QA обязательно расскажут, что случилось.
При загрузке у нас выскакивает сообщение, написанное одним из наших коллег. Мы собрали цитаты и ставим их. Это куда веселее, чем читать цитату по умолчанию.
Ну а еще у нас поощряется использование имодзи, есть свои пополняемые кастомные наборы, которыми народ активно пользуется.
Все это увеличивает вовлеченность сотрудников в команду, где бы они ни находились.
Вы не путаетесь в своих каналах при таком-то подходе?
Чтобы не путаться в каналах, надо, во-первых, ограничивать их число, а во-вторых, использовать некие понятные конвенции при их именовании. Мы обязательно раз в три месяца чистим заглохшие каналы, форкаем переполненные и сливаем одинаковые. Каналы у нас имеют понятные названия – например, все, что касается платформы Vimbox, начинается с #vim-, а все темы команды мобильного приложения – с #mobile-. Имена и фамилии всех сотрудников – строго латиницей. Все каналы подписаны кратким содержанием. И есть пакеты каналов по подразделениям, на которые автоматически подписываются новые сотрудники.
Такой Slack наверняка платный! Сколько вам это стоит?
У нас в Слаке общаются 350 сотрудников. По восемь долларов на каждого – получается примерно 168 тысяч рублей в месяц.
168 тысяч на мессенджер?! Да на эти деньги можно… (подставить по желанию)
350 сотрудников в Slack – это примерно 32 миллиона рублей фонда оплаты труда в месяц. 168 тысяч – полпроцента этого ФОТа. В нашей работе коммуникации играют очень большую роль и стоят очень дорого, поэтому, если мессенджер повышает эффективность этих коммуникаций больше, чем на полпроцента – нам это выгодно. Справляется ли с этой задачей Slack? Мы уверены, что да, причем речь идет о более чем трехпроцентном приросте производительности труда. То есть со Слаком мы экономим не меньше полумиллиона рублей в месяц.
Комментарии (26)
Fortop
10.05.2017 13:33+11Мы уверены, что да
Метрики где?
И прирост производительности труда по сравнению с чем?
С полным отсутствием мессенджеров?
С другими мессенджерами?
С прочими каналами связи?hmatveev
10.05.2017 22:36-1Это наша внутренняя экспертная оценка. Понятно, что практически невозможно организовать эксперимент, где мы это точно и аккуратно измеряем, но оценка наших менеджеров даёт такой порядок. По сравнению конкретно с Skype коммуникацией.
Fortop
11.05.2017 14:34+1Вы конечно простите, но 3% изменения не могут быть замечены человеком и уж тем более вычленены из прочих влияний.
Дискретность и погрешность оценок «на глазок» (экспертных) это трети, четверти, пятые, в лучшем случае десятые части…
Это вам к размышлению для руководства о глазозамыливании со стороны менеджеров выдающих оценки прироста производительности.Ontaelio
11.05.2017 21:16У нас 3%, если честно, взяты с потолка. Была задача: настроить коммуникации таким образом, чтобы экономить _как минимум_ 3%. Мы видим, что эта задача решена: все стало получаться заметно быстрее. Сколько там процентов в реальности (наверняка значительно больше) — ну, нет просто сейчас возможности считать, люди заняты другими задачами.
kostus1974
10.05.2017 17:5832 ляма на 350 — это по 90 тысяч в среднем? не очень как-то…
hmatveev
10.05.2017 22:35+1350 сотрудников — из них программистов примерно 50. Тут есть контент менеджеры, методисты, редакторы — их зарплата может быть сильно ниже указанной вами средне. Разработчики у нас получают весьма хорошие зарплаты. Отсюда и выходит такое среднее.
Rathil
11.05.2017 01:19У нас используется Скайп, вполне для наших нужд хватает. Все важное и напоминалки — почта с подписью.
FlockRussia
11.05.2017 13:05+1с командным мессенджером Flock вы могли бы сэкономить 168 тыс., т.к. он абсолютно бесплатен и к тому же полностью локализован. Вот здесь сравнение Flock и Slack https://spark.ru/startup/messendzher-flock/blog/29143/chto-takoe-komandnij-messendzher-flock-i-chem-on-luchshe-slack.
pkondaurov
12.05.2017 08:08+2Я о Слаке узнал уже после того, как пару лет пользовался Телеграммом и после того, как перевел на него несколько компаний, в которых участвовал в управлении.
В общем, я правда старался понять, почему лучше Слак, а не Телеграмм, но увы, не смог.
Если у меня несколько групп/сообществ/компаний да еще есть семейный чат с тещами, свекрами и сестрами, чат с друзьями, то нужно перелогиниваться — это странно для меня. Ну и скорость доставки и удобство и скорость приложений, что мобильных, что десктоп, у Телеграмма, как я успел заметить, на порядок выше.
Статья — супер. Только в моем случае все то же самое, но вместо Слака — Телеграм. Ну и бесплатно это :-)
Seboreia
13.05.2017 01:40Мне в целом слак очень нравится. Немного не понимаю людей, которые хотят все чаты иметь в одном приложении (телеграмм, например). Лично мне наоборот удобнее для работы использовать один инструмент, для личных нужд — другой.
Здесь еще mattermost упоминали: как-то с коллегами «потыкали» его — в целом, веб и десктоп версии вполне сопоставимы со слаком, но вот мобильное приложение там просто ужасное.
Rampages
15.05.2017 03:26Правильно, всякие Microsoft со своим Lync (теперь уже Skype для бизнеса) пускай идут лесом.
DimaKurb
Мне интересно, заменив Слак на ХипЧат, Скайп, Телеграмм или другой мессенджер изменится ли содержание статьи? (Вопрос мой направлен почему Слак и чем он лучге других бесплатных мессенджеров?)
Ontaelio
Мы не стали подробно расписывать инструменты Слака, которыми пользуемся, просто потому, что таких текстов — вагон; на один есть ссылка — он небольшой и по делу. Кроме того, задачи рекламировать Слак у нас не было — если в вашей компании прижился ХипЧат, то почему и нет, главное, максимально использовать его полезный для работы функционал. У Скайпа этого функционала в принципе нет, поэтому у нас он почти исключительно применяется для общения один на один и видеоконференций. Кроме того, Скайп у людей обычно используется и для рабочих, и для личных контактов, что добавляет сумятицы.
nick_volynkin
Не так уж много мессенджеров, близких к слаку по функциональности. Далеко не каждый позволяет нормально отправлять куски кода, не в каждом есть напоминалки.
Можно рассмотреть Mattermost, он позиционируется как бесплатная альтернатива Слаку. https://about.mattermost.com/
hmatveev
Самый близкий к Slack бесплатный вариант — https://rocket.chat/features.
S_A
Пробовал у себя в компании, из-за пары ретроградных девочек не полетело, но программисты были в восторге. В случае с докером можно развернуть за полчаса. Считаю, вещь.
vstaf
Пользуемся уже год Рокетчатом, полет нормальный (~200 человек в компании). Первые версии были конечно баганутые, да и сейчас нет-нет да всплывает что-то, но в целом все с ним хорошо. Функционал расширяется, баги закрываются, обновления накатываются просто и без проблем. Ну и для нас было важно, чтобы чат-сервер работает на наших серверах.
sayber
HipChat будет более продуктивен.
Помимо одинаковых инструментов, имеется видеоконференции с шарингом рабочего стола.
gleb_kudr
Слак сейчас активно впиливает голосовую/видеосвязь. Видимо и шаринг скоро будет.
sayber
Вероятно это так.
Но бизнес ждать не должен и не будет.
По этому на данный момент Slack не отвечает всем требованиям.
Ontaelio
Я в команде Skyeng скорее отношусь к «старперам» (у меня клиенты IRC стоят на всех компьютерах), мне лично удобно и понятно, что интервью я делаю в Скайпе, а вопросы решаю в Слаке. А так я вижу, что народ активно пользуется, например, интеграцией с Hangouts. Лично мое старперское мнение — не нужно все вообще засовывать в один продукт, чтобы не повторять историю Nero, если кто вообще сейчас его помнит. Ну вот будет в Слаке видео и шаринг рабочего стола — он обрастет жиром и начнет тупить. Зачем выдумывать свой велосипед, если можно взять готовый и интегрировать?
jehy
Hipchat ужасен. С огромным удовольствием переползли с него на слак.
И огромное количество вот таких мелочей, которые по отдельности не стоят внимания, но вместе переводят хипчат и слак по юзабилити в совершенно разные разряды.
gleb_kudr
В скайпе нет постоянных комнат — это сразу мимо. Телеграм в общем справится с задачей, но там почти нет возможностей по фильтрации внутренних и внешних пользователей, уровней доступа и т.д. — для больших команд это уже критично. Хипчат по UI просто жуть.