Дело было два-три года назад. Поскольку я в этот период работал на команду, развивающую Office 365 и Yammer, и при этом территориально находился в России, я видел и как Yammer осваивали в центральной компании, и как ее внедряли в российском филиале. Заранее оговорюсь, мой взгляд субъективен, поскольку это всего лишь взгляд одного из сотрудников компании. Если хотите узнать итоги адаптации Yammer из официального источника, читайте статьи «How three years of Yammer has changed Microsoft for the better» и «Adam Pisoni: Changing How We Work is a Messy Process».
Про покупку Yammer
Если вы решите приобрести Yammer, он будет стоить вам порядка 1800 рублей в год на одного пользователя (или бесплатно, если вы приобрели какой-либо пакет Office 365). Это дешевле, чем утренняя чашечка кофе, хотя, наверное, и не так приятно. Однако самому Майкрософт он обошелся гораздо дороже. За Yammer было заплачено 1.2 миллиарда долларов. На тот момент у Yammer было 8 миллионов платных подписчиков, таким образом за одного платного подписчика было заплачено 150 долларов. Это уже сопоставимо с утренней ежедневной чашечкой кофе. Говорят, что включение Yammer в портфолио придало Microsoft новый импульс продаж, но я хочу обратить внимание на другой аспект. На тот момент у Microsoft был трехлетний цикл разработки, например, Office 2003, Office 2007, Office 2010 и так далее. А Yammer добавлял новую функцию в свой сервис два раза в неделю, то есть на два порядка быстрее. Поэтому мне хочется верить, что Стив Баллмер покупал в первую очередь модель облачной разработки программного обеспечения и новую корпоративную культуру.
Несколько слов о культуре. Если вы прочтете «Крестного отца», именно прочтете, а не просмотрите фильм, то вы увидите, что эта книга не про людей, а про марсиан, настолько необычной для нас окажется сицилийская культура. Похожее впечатление было от ребят, которые пришли в команду из самого Yammer. Их образ мысли был перпендикулярен традиционному микрософтовскому практически во всем. Примеры этого я уже приводил в нашем блоге. Хочется надеяться, что часть этой культуры – открытость и нацеленность на клиента – не исчезла с уходом бывших топ-менеджеров Yammer.
О внедрении.
Не помню, чтобы Microsoft внедрял у себя продукты каким-либо специальным образом. Считается, что потребность в новых релизах есть у микрософтовцев в крови. Если человек работает в Microsoft, значит он уже готов к использованию всего нового ИТ-шного (ну разве что некоторые версии Windows внедрялись немного своеобразно – «если не поставишь ее у себя, будешь иметь дело с Кевином Тернером»). Тем более что технологически Yammer внедряется проще чем пареная морковка: синхронизируешь с Active Directory и начинаешь слать приглашения друзьям и друзьям друзей. Всё.
Но тут вопрос оказался культурологическим. Yammer настолько необычный продукт, что в компании существовал специальный институт менеджеров по успеху заказчиков (customer success manager), которые осуществляли организационное внедрение у клиентов. Вот этим менеджерам и отдали на откуп внедрение Yammer в самом Microsoft. Поэтому внедрение продукта в разных географических зонах произошло очень неравномерно. Например, в Австралии внедрение Yammer было под личным контролем местного генерального менеджера, поэтому они и сами оказались чемпионы по внедрению, и пятый континент оказался в передовиках по количеству историй успеха.
Что сделали американцы
Американская инициативная группа себя не пожалела и попробовала провести месяц без электронной почты. Чтобы ни одного емейла, ни-ни. По завершении эксперимента они рассказали, что первую неделю было сложно. Но по результатам месяца они приняли для себя, что только десятую часть коммуникаций стоит оставить в электронной почте. Остальные 90% контента можно выносить в сетевые группы, и более того, там эта переписка оказалась эффективнее.
Некоторые руководители стали публиковать отчеты о своих поездках. Вначале в сеть, потом в почту.
Очень понравилась идея центров компетенций. Выглядит это просто как обычная сетевая группа, в которой объединились компетентные коллеги, которые коллективно собрали и поддерживают актуальную подборку материалов, ссылок и т д. Оказалось, что это самый эффективный способ
поиска информации в компании. Хотя разные центры компетенции развивались с разной скоростью. Например, финансовая вертикаль быстро собрала у себя много информации, а энергетическая начала планировать подобную группу только через два года.
Абсолютно все продавцы отметили, что интерес клиентов к Microsoft вышел на новый уровень. Если раньше продавцы могли на равных общаться только с CIO или CIO-1, то теперь они спокойно вышли на уровень HR директоров и директоров по маркетингу. Количество встреч на уровне CxO выросло в разы.
Ради полноты картины стоит отметить, что на первых этапах внутреннее непонимание необходимости Yammer тоже было, смотрите пример.
Как промежуточный итог, в международных компаниях самые лучшие результаты использования Yammer показывают представительства в США. Не только в Microsoft.
***
Во второй части напишу, как Yammer внедряли в российском офисе.
Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
основатель компании Супереон
Комментарии (6)
Alex023
25.05.2016 16:09А в результате появляется еще одна Nokia. Еще одна убитая контора, место которой поделили 20 китайских контор. А свой Lumia/Microsoft поднявшись в пике до 6% рынка, дальше входит в пике. Вот и все. Зачем это делают гиганты типа MS мне не понятно.
Сейчас купили Skype, но вроде хватает ума пока не закрывать супер-проект, который уже на 70% заменяет людям морально устаревший проводной телефон. Но сделай MS сейчас шаг влево или вправо — рынок Skype тоже порвут на части.vivanitsa
25.05.2016 16:34Я глубоко историю с Нокиа не знаю, поэтому судить не могу. Там скорее амбиции Стива Баллмера и отсутствие продуманной стратегии.
Что касается Yammer — его хотели использовать как social layer, то есть универсальный социализированный интерфейс между человеком и O365. Подозреваю, что технологически это оказалось нереализуемо, поэтому это теперь делают в рамках концепции объединенных групп (unified groups) в Office 365.
Поэтому дальнейшая судьба Yammer — одно из предложений в большом пакете О365. Но свою задачу — помочь Микрософту переориентироваться на облачную платформу — выполнить помог.
vivanitsa
25.05.2016 16:271) https://ru.wikipedia.org/wiki/Yammer
2) ну вот, теперь придется гуглить, искать, читать узнавать что такое agile )))
3) в короткосрочной перспективе (месяц и до года) живут менеджеры среднего звена. Те люди, которые решают приобретать бизнесы — оперируют более долгосрочно. А при покупке — решают что и выгодно и что они покупают — технологию, клиентскую базу, долю рынки или что еще. Как правило «убить конкурента» это по сути купить клиентскую базу вместе с конкерентом и потихоньку на свои продукты. Их право, Катипализм.
И кстати, большая проблема — интегрировать в себя все вновь приобретенное. Даже при сильном желании, это часто происходит неудачно.
paulousky
26.05.2016 03:23Хорошо, вот появился человек, который понимает что-то про яммер :)
Прочитал статью про непонимание необходимости Yammer. Можете пояснить, как это работает и может заменить почту/мессенджер?
Вот, представим, у нас есть отдельная группа по интересам.Мы можем туда постить какие-то новости, линки на статьи. Но задавая вопрос, разве можно быть уверенным, что он дойдёт до всех сотрудников этой группы? Они же могут быть не подписаны на рассылку обновлений в этой группе, Просто могут не заходить на яммер в течении дня-двух. В примере с «где бы поужинать» мне не понятно, как люди узнали об этой теме, если они не пользуются почтой?
Если активно люди пишут в yammer в одной группе, то твоя тема, быстро исчезает под ворохом других тем и труднее её найти. Как-то параллельное обсуждение во многих threads в рамках одной группы в yammer не оч удобно
На каждый «чих» ненасоздаёшься групп, поэтому то, что удобно делать с почтой (добавил нужных людей в to: и послал сообщение) не так легко сделать в yammer
vivanitsa
26.05.2016 13:08Спасибо за коммент. Уж коли вы прочитали статью про необходимость Yammer, вы сможете одолеть еще одну. Там я как раз анализировал, насколько групповые обсуждения лучше вести в корпсоцсети супротив почты.
http://supereon.ru/blog/izmeryaem-tiki/?sphrase_id=91
А вообще — используйте правильный инструмент в правильной ситуации. Емейл — лучше для приватной частной переписки, корпсоцсеть лучше для открытой групповой.
TimsTims
1) Что такое Yammer? Сначала думал, что это какой-то виртуальный Office, замера Office 365. Затем, подумал, что это какая-то замена электронной почты/мессенжер. Пришлось искать, гуглить, читать, узнавать… оказалось, что это социальная сеть, причем не понятно, в чем её преимущества. Хоть бы описали чтоли…
2) > себя не пожалела и попробовала провести месяц без электронной почты
Вот тут возник диссонанс. Еще пока не понимая, что значит Yammer подумалось, что это такой метод разработки — никаких мессенжеров/имейлов итд — всё общение в онлайне. Мол это новый Agile.
3) > хочется верить, что Стив Баллмер покупал в первую очередь модель облачной разработки программного обеспечения и новую корпоративную культуру
Верьте и дальше, но сколько раз мы уже видели, как крупные компании скупают успешные стартапы поменьше, с условием, чтобы создатели больше не открывали подобные стартапы. А потом проходит 1-2-3года и Гигант говорит — мы закрываем наше подразделение «Yammer». А всё почему? Потому-что компания вложилась в Office 365(в т.ч. почту), и потенциально те же социальные функции лучше реализовать там, чем иметь два конкурирующих продукта, плюс перетащить всю активную базу в Office 365, сделать скачек показателей мол: «Смотрите, какой у нас прирост клиентов!» и получить за это солидный кусок премии, а затем на фоне успеха — успеть слиться в другую компанию(сказав: «я поднял активную базу Office 365 на +35% за два месяца), до тех пор, пока активные бывшие клиенты Yammer совсем не покинут Office 365…
Это я так условно тут фантазирую, посмотрим конечно как будет на самом деле… просто сколько было уже историй успеха, как светлый и хороший и перспективный стартапчик скупают за 1млрд, а потом просто закрывают, технологии выкидывают(ведь менеджеры не смогут подойти к актионерам и сказать, что они затратили 15млрд на разработку собственного продукта, из которого получилось откровенное гавно, в то время как ребята за 1млн сделали конфетку за 3 недели. Поэтому такие менеджеры будут всеми правдами и не правдами убеждать убить конкурирующий продукт).