Мы можем одновременно наслаждаться аудиокнигой, разбирать почтовый ящик и помогать ребенку решать математические примеры. Но одно действие мы будем выполнять лучше, а другие хуже. Дело в том, что головной мозг не решает задачи параллельно и в одно время. Он переключается между ними, используя свои структуры: префронтальную кору, лобные доли и так далее.
Почти год назад мы уже обсуждали мифы о многозадачности. Сегодня поговорим о связи нашей «многофункциональности» и внимания.
Вред многозадачности
• Люди, считающие себя многозадачными, имеют меньшую плотность клеток мозга в передней поясной коре (области, отвечающей за сопереживание, эмоциональный и когнитивный контроль). Иными словами, если мы распыляемся на несколько дел одновременно, то невольно становимся черствей к чужим проблемам и перестаем контролировать свои эмоции. Наверное, поэтому в самый шквал дел мы рычим на окружающих и нас не волнуют их трудности.
• Снижается умственный коэффициент. По данным Лондонского университета, в момент многозадачности IQ взрослого мужчины снижается на 15 баллов, что соответствует уровню 8-летнего ребенка. Поэтому, составляя важное письмо клиентам во время семинара или совещания, помните, что качество работы неизменно пострадает.
• Затрудняется возврат к предыдущей деятельности. После проверки электронной почты мозгу нужно более минуты, чтобы вернуться к прошлому занятию. Если в течение часа проверять почту или соцсети 10 раз, то смело вычитайте от рабочего времени десять минут. А Глория Марк, профессор Калифорнийского университета ужесточает рамки. Она говорит, что каждое отвлечение человека от занятия обходится ему в 23 минуты и 15 секунд – именно столько времени требуется головному мозгу, чтобы настроиться на выполнение начатой задачи.
• Снижается качество выполнения задач. Специалист будет стараться сделать хорошо действия, которые получаются хуже. А то, в чем он настоящий профи, будет сделано хуже, чем могло бы быть. Например, копирайтер, прекрасно пишущий тексты и параллельно выполняющий обязанности маркетолога, интернет-аналитика и дизайнера со временем перестанет создавать интересные статьи.
• Переключение истощает мозг. Чтобы сосредоточиться на задаче, головному мозгу нужна глюкоза. Но и она же нужна мозгу для переключения на другую деятельность. Выбирайте, на что вы потратите такое ценное топливо.
Игорь Полонский, руководитель и основатель event-агентства «Режиссерская версия», размышляя о работе в режиме многозадачности, говорит: «Если ты строишь систему, в которой за каждую функцию отвечает отдельный человек, многозадачному сотруднику не находится в ней места. Какое-то время он еще может поработать, но в итоге будет проигрывать узкоспециализированным коллегам, которые с каждой отдельной задачей справляются эффективнее и быстрее». Результаты работы агентства подтверждают эти слова: за первый год реализовано около 12 проектов, за второй – более 40 проектов.
Не будем скрывать – нам нравится гордо считать себя человеком многозадачным. Доказано, что люди, склонные к мультитаскингу, менее результативны, но зато чувствуют более сильную эмоциональную удовлетворенность от иллюзии продуктивной работы.
Я считаю, что людей, склонных к многозадачности нет. Есть те, кто лучше других умеют переключаться между задачами благодаря развитым свойствам внимания. У меня переключение развито плохо. Да, я могу слушать музыку, готовить отбивные и обдумывать план статьи. Но если я выключу плиту, убавлю звук и возьму в руки блокнот с карандашом, то план статьи будет готов гораздо быстрее. Ай, я прямо слышу, как некоторые из вас говорят: «А я наоборот, лучше работаю под Rammstein». Ну удивительно, что тут скажешь)) Прислушивайтесь к себе, находите ту обстановку, в которой вам комфортно и создавайте ее специально. Но при этом нелишним будет учитывать свойства внимания.
Внимание: что это?
Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания на важном для человека деле. Услышав звуки салюта за окном, вы невольно отвлечетесь от этой статьи, так как мозг переключится на фейерверк и даже поманит вас посмотреть на происходящее. Но для работы важно сознательное переключение.
Свойства внимания
• Переключение. Переключение внимания осознанное и должно быть связано с постановкой новой цели. Хорошая новость – это свойство можно тренировать!
• Концентрация. Она означает, насколько сильно человек способен погрузиться в свое дело и не отвлекаться на посторонние шумы. Чем выше концентрация, тем труднее переключение.
• Устойчивость. Это длительность сосредоточенности или концентрации. Это свойство зависит от регулярного появления новых впечатлений. Формируйте интерес к материалу, связывайте суть работы со своими потребностями, создавайте комфортные условия для работы.
• Распределение. Яркий пример – обучение вождению автомобиля. Нужно одновременно выполнять несколько действий: смотреть в зеркала заднего и бокового вида, переключать скорость, да еще и следить за тем, в ту ли сторону едешь. А если в это время звонит телефон и на заднем сиденье истошно вопит ребенок, то распределять внимание очень непросто.
• Объем. Это количество отдельных объектов, которые мы способны воспринимать ясно и четко в одно и то же время. В среднем это 3-5 объектов.
Работа в режиме многозадачности подразумевает использование свойств внимания на полную катушку – мы удерживаем в поле внимания нужные задачи, устойчиво концентрируемся на каждой из них, распределяем свое внимание в нужных долях и переключаемся между задачами.
Разные виды деятельности опираются на разные свойства внимания. Например, редактору и корректору важна высокая концентрация. Педагогу или ведущему семинаров нужна способность эффективно распределять внимание. Чем лучше развито каждое свойство, тем лучше мы сосредотачиваемся на работе. И тем эффективнее ее выполняем.
Что делать?
Секрет мнимой многозадачности в правильном сочетании самих задач. Важное правило – хотя бы одно действие должно осуществляться автоматически. Если вы в совершенстве владеете английским, то ваять письмо на инглише и отвечать на периодические вопросы коллег вам будет не так и трудно. А коллеги будут удивляться: «Как у него получается делать несколько дел одновременно?».
Практические советы:
1. Составляйте план на день. Не вмещайте дел больше, чем можете осилить, а отдельные задачи вообще делегируйте другим.
2. Расставляйте приоритеты. В помощь вам матрица Эйзенхауэра с ее важными/неважными и срочными/несрочными делами.
3. Компонуйте рабочие блоки исходя из главного правила многозадачности – автоматизма действий. Переключение внимания от неинтересной и менее важной работы к интересной и более значимой происходит легче. Поэтому сначала «ешьте лягушек».
4. Ставьте только одну главную задачу на день. Так вы избежите хаоса и суеты.
5. Используйте мнемонические приемы – ассоциации, рифмы, буквенные коды, акронимы, созвучие, сочинение рассказов и так далее. Так мозгу будет легче переключаться с одного дела на другое.
6. Тренируйте свойства внимания. Находите отличия на картинках, ищите цифры в таблицах на скорость и так далее.
7. Игнорируйте лишнюю информацию, старайтесь оградить себя от нее. Когда я ищу информацию в интернете, всегда велик соблазн зайти на развлекательный портал. Но я держусь))
Большинство участников сервиса SmartProgress для достижения своих целей составляют план действий на день, неделю, месяц или даже год. А затем, убедившись в удобстве сервиса, ставят для себя несколько целей. Помните главное правило многозадачности: как минимум одно действие выполняется на автомате. И гораздо больших успехов можно добиться, если правильно распределять силы и внимание.
Комментарии (18)
Vlad_fox
14.07.2016 11:31кто серьезно интересуется темой внимания — почитайте так же «Деконцентрация» Олега Бахтиярова.
есть времена и ситуации, когда нужна концентрация внимания, но так же есть времена и ситуации, когда нужна деконцентрация внимания.
равно как есть времена и ситуации, когда не требуется волевое усилие ни для концентрации, ни для деконцентрации например отдых, тоже нужно…
важно научиться удерживать баланс всех троих подходов, чтоб жизнь не пошла на перекос…Fortune777
14.07.2016 11:34Спасибо. Я давно читала, что периоды, когда мы вдруг замираем помимо своей воли и несколько секунд смотрим на какой-то предмет, очень важны. В это время то ли мозг особенным образом обрабатывает ситуацию, то ли глаза как-то отдыхают, не помню точно. Поэтому да, нужно и четко концентрироваться и уметь расслабляться.
vdemchuk
14.07.2016 13:00Лично у меня многозадачность «вынужденная». Если я концентрируюсь на одной сложной задаче, которую я не могу выполнить в течении часа — я перегреваюсь :). Реально подскакивает температура до 38. Зато в режиме «многозадачности», когда одновременно отвлекаешься на решение менее ресурсоемких проблем — удерживать «рабочий темп» по основной задаче можно достаточно долго.
Беда наступает когда одновременно нужно выполнять несколько задач по которым дедлайны уже горят. Вот тогда стресс, невнимание к проблемам сотрудников, рычание на окружающих.Fortune777
14.07.2016 13:13+1Да, я поэтому и писала в статье, что нужно прислушиваться к себе. Ну и от рода деятельности зависит, сложности задачи. Когда я вела паблик ВК, могла одновременно публиковать контент, писать мета-теги и составлять план на день. Если же пишу статью, да еще и вечером, то все, тушите свет.
Ndochp
14.07.2016 13:44«помидоры» не помогают? 25 минут работы по задаче и 5 минут не делания просто ничего — гимнастика для глаз, налить еще стакан воды в кулере и тд. Как раз мозг остынет еще на 25 минутный рывок.
Fortune777
14.07.2016 13:50+1Помидоры — хорошая штука. Но мы ж иногда еще и перфекционисты, которые хотят сделать все, сразу и получить от этого моральное удовлетворение.
vdemchuk
14.07.2016 16:19Помидоры отличная штука. Но за 25 минутный (какой-там, третий?) перерыв можно и мысль потерять.
Ndochp
14.07.2016 17:49У меня длинный перерыв к обеду появляется. Для нетеряния мысли мне в одном хорошем месте рекомендовали перед началом помидора написать, что планируешь успеть, после окончания — написать, на чем остановился. Время писанины не включать ни в помидор, ни в перерыв.
Fortune777
14.07.2016 18:07+1я иногда перед тем, как отвлечься, накидываю ключевые слова следующих мыслей. Помогает хорошо.
saboteur_kiev
14.07.2016 16:44Все было бы хорошо, если бы статья не перемежалась интересными данными с такими как:
«Она говорит, что каждое отвлечение человека от занятия обходится ему в 23 минуты и 15 секунд – именно столько времени требуется головному мозгу, чтобы настроиться на выполнение начатой задачи.»
Ну что за бред? За 23 минуты и 15 секунд я могу не просто переключиться а начать, выполнить и завершить уйму задач. Даже ведро мусора вынести и принести пустое назад с 4-го этажа, еще и не раз. Откуда взялись эти точные 23 минуты и 15 секунд без описания контента и условий задачи?Fortune777
14.07.2016 18:06+2Ну а почему бред? Дела ведь разные бывают. Помыть посуду, вынести мусор — сравните это с расчетами или работой над диссертацией. К какому делу легче вернуться и «въехать» в него? Отвлекаясь на другое непростое дело, неужели вы легко и быстро вспомните все исходные данные расчетов, переменные и все прочее? Возможно, надо было пометить «в среднем 23 минуты».
saboteur_kiev
15.07.2016 02:16В фразе указано «Каждое отвелчение человека от занятия».
Почему именно 23 мин 15 сек? почему не 23 мин 14 сек? На каких именно занятиях измерялось? На диссертации или на рассчетах?
Я не могу предположить ни одного занятия или параметра, чтобы сравнить двух людей, и у них оно бы совпало именно на 23 мин 15 сек.
Просто начало статьи звучало весьма интересно, а потом внезапно эти 23:15. Бесит.
maxttor
14.07.2016 18:40+2Вы видать забыли про это:
Мне как разработчику — это ОЧЕНЬ хорошо известно. Когда работаешь на очень сложной задачей, цена отвлечения крайне высока, я конечно не замерял по времени сколько мне требуется времени, что бы вернуться к тому уровню понимания задачи, которая была до отвлечения — в момент максимальной концентрации, но это точно больше 10 минут.
Artima
14.07.2016 21:46За 23 минуты и 15 секунд я могу не просто переключиться а начать, выполнить и завершить уйму задач.
… на уровне..
ведро мусора вынести и принести пустое назад с 4-го этажа
DistortNeo
А как быть с тем, что в универсете я легче воспринимал лекции, если параллельно играл в не требующую мозгов игру на КПКшке? Шарики, например. Если же я концентрировался только на лекции, то мозг оставался недогруженным и к концу лекции отрубался.
Fortune777
Да я понимаю, о чем Вы пишете. Я знаю человека, который смотрит фильмы, играет в сапера и параллельно может вести беседы о смысле жизни. Полагаю, что секрет — в хорошем развитом внимании и его свойствам, например, большом объеме и отличном распределении. Ну и, скорее всего, мозг привык к тренировкам. Мы ведь все разные.
dixi
Мне кажется, что небольшая, не требующая больших когнитивных усилий загрузка мозга не даёт «расплодиться» разным фоновым мыслям, и поэтому помогает сосредоточиться. Примерно так же действует, например, рисование всякой левой фигни во время совещаний. Или перебирание чёток.