Нью-Йорк в 3000 г., Футурама.
Ответ на вопрос «как будут выглядеть города будущего, станут ли они нагромождением многокилометровых небоскребов или уйдут в землю» ищут сотни архитекторов, ученых и футурологов. На фоне стремительного роста населения урбанизированных районов Земли, исчерпания ресурсов и экологических проблем город утопично воспринимается настоящей колыбелью жизни, реализующей самые смелы урбанистические идеи и решения.
Сегодня стать виртуальным архитектором может каждый: копии реальных и вымышленных городов возводят в Minecraft, градостроительные симуляторы типа серии Anno предлагают возводить гипертрофированные версии современных мегаполисов хоть на Луне, дизайнеры рисуют концепты поселений, попирающие все современные достижения в области строительства и транспортной логистики.
Однако помимо виртуальных строек в мире создаются около сотни реальных населенных пунктов, претендующих на звание «умного города». В этой статье вместе с проектом Недвижимость Mail.Ru мы расскажем о самых интересных.
Управление городом
Город Сонгдо в 2020 г., концепт.
Город будущего — это город, в котором большинство систем и объектов инфраструктуры управляется компьютерами. В Южной Корее, в городе Сонгдо, уже испытывается прототип единой городской информационной сети, которая соединит в общий кластер все строения. В некую базу данных будет стекаться информация от мириад датчиков и камер. Цель этой системы заключается в контроле и управлении всеми городскими системами, включая транспорт, водоснабжение и т.д. Ведь не секрет, что современные городские службы еще очень далеки от пика своей эффективности. Кроме того, экспериментальная система позаботится и о безопасности жителей. Например, пол в доме престарелых оснастят датчиками, благодаря которым можно будет обнаружить факт падения человека и отправить сигнал тревоги. Или более актуальный пример: общегородская информационная сеть позволит внедрить универсальную карту, которая будет служить ключом от входной двери, банковской картой, проездным билетом и удостоверением личности. Маршруты мусоровозов будут выстраиваться на основании данных о степени наполненности мусорных баков. А уж про управление дорожным движением и говорить нечего, это просто musthave.
Сейчас во многих домах Сонгдо входную дверь можно открыть не ключом, а с помощью смартфона. За несколько кликов можно проконсультироваться с врачом по видеосвязи. Для решения административного вопроса можно связаться с чиновником через приложение. И многое другое.
Сонгдо располагается на искусственном острове в 50 км от столицы Южной Кореи. Строительство города, которое, по сторонним оценкам, обошлось Южной Корее в $35 млрд, ведется уже 15 лет при активной помощи компании Cisco Systems. Город должен быть полностью построен в 2020 г., а его население к этому моменту составит 250 тыс. человек. В 2016 г. с вводом в эксплуатацию около 400 умных зданий Сонгдо сможет претендовать на звание первого умного города в мире.
Вечный вопрос пробок решается радикально: в городе можно обойтись без автомобиля благодаря развитой системе общественного транспорта, а также с помощью реализации технологии телеприсутствия. Добиться этого рассчитывают за счет установки в каждом доме, офисе и общественном учреждении видеосервиса TelePresence, который обеспечит возможность проведения удаленных встреч с помощью систем видеонаблюдения.
Сонгдо — это еще и зеленый город, активно использующий возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую энергию). Мусор же не выбрасывается на свалку, а пропускается через систему переработки. Здесь собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, для туалетов в зданиях и для мытья улиц.
К инициативе корейцев очень внимательно присматриваются во многих странах, поскольку проводимый ими эксперимент может потенциально помочь решить некоторые проблемы большинства крупных городов. Скажем, тот же Нью-Йорк, по сути, превратился в гигантский конгломерат, поглотивший множество мелких городов. 200 км побережья, до самого Ньюарка, представляют собой одну сплошную застройку. Токио уже слился с Йокогамой, попутно поглотив десятки, если не сотни других населенных пунктов, и в этой колоссальной агломерации проживает 38 млн человек. У нас пока таких примеров нет, но Москва уже близка к этому. По сути, она расползается «щупальцами» вдоль основных шоссе, постепенно интегрируя окружающие города. И как прикажете управлять такими сложнейшими образованиями?
Жизнь без октанового числа
Смог в Пекине. Содержащиеся в смоге частицы способны проникать в организм через легкие, накапливаться и оседать в нем.
Принято считать, что основной причиной возникновения смога является автотранспорт. И одной из главных черт городов будущего обычно представляется ужасный воздух. Автотранспорт, конечно, оказывает свое пагубное влияние на воздух. Например, всем известно, сколь ужасен воздух в Пекине, который успел прославиться своим смогом и высочайшим уровнем загрязнения атмосферы. Около 25% вредных веществ поступает в воздух мегаполиса именно от транспорта.
Очевидно, что проблему выхлопов нужно решать — от этого никуда не деться. Выражаться это будет, вероятно, в постепенном отказе от двигателей внутреннего сгорания и переходе на электромобили или иные виды экологически чистого транспорта. В этом смысле интересен пример города Масдар, расположенного в ОАЭ: здесь законодательно запрещено использовать автомобили с ДВС.
Концепт города будущего в ОАЭ.
Масдар — эко-город, на 50% обеспечиваемый возобновляемыми источниками энергии и имеющий устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. Населить город планируют учеными, работающими над высокотехнологичными зелеными проектами и разного рода стартапами.
Улица Масдара, 2016 г.
Бюджет города оценивается в $22 млрд. Проект, запущенный в 2006 г., должен был реализоваться в 2015 г., однако из-за нехватки инвестиций строительство не завершено до сих пор. По новому плану Масдар возведут к 2030 г. Сейчас в городе постоянно проживает около 300 человек, построена основная инфраструктура и действует один магазин.
Грузовой квадракоптер Black Knight Transformer способен доставлять грузы весом до 1,6 т.
Более радикальным решением является полный отказ от использования автомобилей для доставки мелких грузов. Эту задачу можно возложить, например, на грузовые квадрокоптеры. Такие эксперименты ставятся во многих странах, в том числе и в России: некоторое время назад в Сыктывкаре действовала служба доставки пиццы с помощью квадрокоптеров. Правда, мир пока не совсем готов к массовому внедрению квадрокоптеров, но сам факт подобных экспериментов говорит о том, что в будущем микровинтокрылые займут определенные ниши.
Существует еще один способ сделать воздух городов чище — пересадить всех на велосипеды. С точки зрения расходов и оперативности это куда более удобный транспорт, а уж по экологичности с ним может соперничать только ходьба пешком. Конечно, полностью отказаться от общественного транспорта и заставить всех крутить педали не получится. Кроме того, несмотря на благостный пример Европы, где велосипеды превращаются в массовый транспорт, у нас не получится целиком перенять их опыт по целому ряду причин, одна из которых — особенности климата во многих регионах России. Но все же в достаточно теплых широтах это вполне реализуемый сценарий, если озаботиться строительством соответствующей инфраструктуры для велосипедистов и пропагандой этого вида транспорта.
Города с преобладанием велосипедов будут коренным образом отличаться от «классических». Однако более вероятен сценарий перехода на электромобили или на автомобили на топливных элементах. Сегодня мы даже представить не можем город без машин. По оценкам специалистов, скоро во всем мире на дорогах одновременно будут находиться 2 млрд автомобилей. Так что необходимо как можно скорее решить «проблему выхлопных труб».
Смычка города и деревни
Этот популярный в нашей стране политический лозунг 1920-х годов как нельзя лучше описывает подход к строительству городов, подразумевающий активнейшее использование зеленых насаждений. Идея не нова — подобные эксперименты ставились еще 100 лет назад, а планы городов-парков футуристы рисовали с XIX в. Но сегодня эта чрезвычайно привлекательная идея разбивается о суровые урбанистические реалии: по мере роста населения земля в городах быстро дорожает, поэтому каждый квадратный метр газона или, упаси господи, парка в центре города является объектом пристального внимания со стороны строителей торговых центров, парковок и офисных комплексов. К сожалению, деньги обычно побеждают.
Тем не менее любой горожанин предпочел бы жить в зеленом городе, а не в каменных джунглях. Одним из способов решения противоречий между интересами бизнеса и людьми является использование так называемых вертикальных ферм. По сути, это обширные строения, состоящие из нескольких ярусов, на которых размещены как парковые зоны, так и гидропонные теплицы для выращивания продуктов питания.
Крупнейшую в мире вертикальную ферму сейчас строят в промышленной зоне Нью-Джерси. На площади 6,5 тыс. м2 ежегодно будут выращивать около 900 т листьев салата. Солнечный свет здесь заменяют специальные экономные LED-лампы, а землю — многоразовая ткань. Ферма использует вполовину меньше удобрений и полностью исключила применение пестицидов.
Интерес к подобной инновации проявляют сегодня, в первую очередь, агропромышленные компании. Естественно, активнее всего экспериментируют в этом направлении в Азии, где о проблеме дефицита земли и перенаселенности знают не понаслышке. Преимущества вертикальных ферм заключаются не только в эффективности использования городских территорий, но и в независимости от климатических условий, что особенно важно для российских реалий. Естественно, подобные объекты должны быть максимально компьютеризированы и автоматизированы. А факт их размещения в городской черте заставляет архитекторов уделять больше внимания гармоничности и уместности внешнего облика.
Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк.
Не овощами едиными жив человек. Существует ряд смелых проектов, предполагающих интегрировать полноценные парковые зоны внутрь офисных и жилых зданий, в том числе небоскребов. А в Сингапуре уже есть отель, на 56-м этаже которого разбили большой парк. Для нас это пока слишком экзотично, а вот опыт Нью-Йорка стоит рассмотреть и, быть может, принять на вооружение: в этом городе замечательный парк разбили на заброшенной городской железнодорожной ветке.
Концепт парка «Зарядье», Москва.
Впрочем, России тоже есть чем гордиться в плане проектов озеленения. Так, «самый дорогой пустырь в стране», расположенный в двух шагах от Кремля, на месте снесенной гостиницы «Россия», сейчас превращается в уникальный парк, разделенный на несколько природно-ландшафтных зон, характерных для нашей страны. На территории парка появится березовая роща, низкорослые и стелющиеся растения тундры, луговые травы, субтропические растения, прибрежный лес и степь. Открытие парка «Зарядье» состоится в сентябре 2017 г.
Гоэлро XXI
Фудзисава, Япония.
Помимо нефти и газа современная цивилизация прочно сидит и на третьей «игле» — электричестве. А всевозможные инновации будущего потребуют еще больше электроэнергии. Так что помимо увлекательной задачи превращения городов в более чистые и комфортные нам предстоит решать вопросы увеличения выработки электричества и повышения энергоэффективности. Один из возможных подходов опробован в Японии: неподалеку от столицы построили экспериментальный городок Фудзисава, в котором тестируются всевозможные технологии. На первый взгляд, ничего примечательного, выглядит как типичный квартальчик американского пригорода, но это впечатление обманчиво.
Во-первых, каждый дом оснащен солнечными панелями и мини-электростанцией, что позволило многократно снизить суммарный расход поставляемой электроэнергии, выбросы углекислого газа снизились на 70%. При отключении внешней подачи электричества городок сможет функционировать еще трое суток благодаря аккумулированной электроэнергии.
Во-вторых, очень широко применяется автоматизация внутри жилищ. Стиральные машины сами выбирают программу стирки, определяют степень загрязнения вещей и необходимое количество порошка в зависимости от загрузки. Если зрители уходят от телевизора, то через некоторое время он самостоятельно выключается. Когда пешеход идет в темное время суток по улице, фонари светят ярче, а потом снова переходят в экономичный режим. К слову, все кабели и коммуникации смонтированы скрыто.
В этом городке также не принято пользоваться автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. При необходимости можно арендовать электромобиль или электровелосипед. Улицы оснащены многочисленными камерами и датчиками, благодаря которым удалось сократить количество полицейских при сохранении уровня безопасности. В текущем году в городе испытают систему самоуправляемых такси. Эксперимент будет проводиться на базе нескольких гибридных минивэнов Toyota Estima.
Заключение
По данным Всемирной организации здравоохранения, к середине столетия городское население составит 70% популяции — свыше 6 млрд человек. Так что нам в любом случае придется научиться эффективно решать многочисленные проблемы управления огромными городскими агломерациями. Да и «обычные» крупные города только выиграют от внедрения новых технологий, позволяющих сделать жизнь горожан комфортнее и безопаснее.
К счастью, большинство реальных реализуемых проектов не имеют ничего общего с антиутопическими представлениями о мире. Эпоха киберпанка с городами, один вид которых ввергает в сильнейшую депрессию, либо уже закончилась, оставшись на страницах книг и в кинокадрах со спецэффектами, либо отложена на далекое будущее, сценарий развития которого связан с непредсказуемыми событиями.
Комментарии (72)
Meider1
19.07.2016 19:51+4*хмуро* в России то для большинства коммунальных служб городов, смена времен года — неожиданное явление, а лесопарковая и парковая зона как красная тряпка для быка для застройщиков.
GubkaBob
19.07.2016 20:31+5а никто и не обещал, что город будущего будет в России.
у нас скорее будут яхты будущего и виллы будущего, а до крепостных пока дело не дошло.
NET_KOT
19.07.2016 19:58+6Думаю, любые наши попытки представить, какими будут города будущего, будут выглядеть примерно вот так:
/>
https://hsto.org/files/3fc/a20/da7/3fca20da79404eea9da3c37c514572de.jpg
Картинка не вставляется что-то.
Wesha
19.07.2016 20:44-1> общегородская информационная сеть позволит внедрить универсальную карту, которая будет служить ключом от входной двери, банковской картой, проездным билетом и удостоверением личности.
Хакеры радостно потирают ручонки…
worldmind
19.07.2016 21:04+1Да таким компания как mail.ru надо свои города будущего строить, а то сидят в унылых опеспейсах возле громадных шоссе, это точно мрачное прошлое.
Подозреваю что значительное число потенциальных работников только по этой причине не идут туда работать, хотя конечно это совсем субъективная оценка.
Syzygy
19.07.2016 21:12К счастью, таких городов будущего не будет. Просто потому, что у людей не будет потребности селиться в городах. А зачем? Внушительная часть будет работать удалённо, все товары будет доставлять дрон, а система автономного питания и переработки позволит строить жилище где угодно.
geher
19.07.2016 21:24+3Не факт, к сожалению. Альтернативный сценарий — планета-город. Например, город «Земля» в «Истории Галактики» у Ливадного.
Syzygy
19.07.2016 22:14+1Очень даже факт. В США и ЕС уже сейчас большая часть живёт в собственных домах. И жили в них даже до интернета и солнечной энергетики. Сейчас же проблем вообще нет, были бы вменяемые деньги — можно автономное жилище сделать. А уже лет через 20… тут и 6G, и полноценная виртуальная реальность и автоматизация всего и вся. Возможно, даже флаеры уже будут в ходу, так что даже дорог не понадобится. Ну не будет у человека потребности селиться в городах в бетонных коробках.
Это, конечно, не касается стран, где проблемы с доступной площадью.Rikkitik
20.07.2016 00:52Субурбанизация (превращение огромных площадей земли в малоэтажные пригороды с бесконечными одинаковыми домиками) — это одна из серьёзнейших проблем современного градостроительства. У этой формы расселения практически нет плюсов и огромное число минусов, но она создаётся стихийно и очень трудно контролируется.
Вы в курсе, что такое «экологический след»? В общих чертах, это площадь, необходимая, чтобы человек где-то жил, чем-то питался, где-то брал ресурсы и где-то утилизировал все виды отходов, включая грязную воду и воздух. Эта площадь на всех землян уже с 1960-х превышает площадь суши планеты, а у крупных городов типа Лондона или Токио площадь «следа» превышает всю площадь государства.
Утопическая идея «каждому по своему домику» блокирует использование земель под большинство назначений, кроме жилого, и тем самым сильно обостряет проблему, например, порождая излишние грузоперевозки и ставя жителей одних государств в жёсткую зависимость от ресурсов других.
Кроме того, субурбанизированные пространства порождают психологические проблемы у населения, не меньшие, чем высокоурбанизированные городские джунгли. Правда, почитать об этом вы сможете в основном в специализированных книжках по теории градостроительства.General_Failure
20.07.2016 09:12+2У этой формы расселения практически нет плюсов
Объясните это жильцам
Я вот например всё понимаю — компактная застройка даёт много плюшек в виде шаговой доступности школ, больниц, магазинов и т.д.
Но жить в коробке мне очень не нравится — в квартире мало места, во дворе парковочные войны, соседи шумные, коммуналка дорогая и хз куда эти деньги уходят (а недавно ещё и капремонт ввели)
В общем, мы с женой мечтаем перебраться в пригород в частный дом — за меньшие деньги можно купить бОльшую площадь, и не только в доме, но и во дворе
субурбанизированные пространства порождают психологические проблемы у населения
Можете перечислить или ссылку дать? Интересно посмотреть и сравнить с минусами, которые я сейчас вижу в проживании в частном домеGlays
20.07.2016 10:36Вместо парковочных получаем пробочные войны и просто больше автомобильных перемещений, коммуналка в частном доме явно дороже выходит, начиная с зимнего обогрева, а капремонт просто нужно будет делать самому.
Ну и шум соседей теперь не ограничивается их жилищем, но разрастается до придомовой территории, где у соседей будет газон/хозяйство.
Все эти проблемы и там и там решаются покупкой более дорого жилья или применением современных дорогих материалов и энергосберегающих технологий. Не вижу особой разницы.
Разве что в пригороде меньше денег, которые нужно заплатить сразу, но потом для поддержки инфраструктуры придётся вкладываться больше.Raegdan
20.07.2016 10:53Чтобы не было пробок — надо оптимизировать расход площади полотна дороги (я уже выше писал — водятел, использующий целый седан для перевозки одного себя — это ужасно расточительно), а также предусмотреть альтернативу автотранспорту. Самое перспективное — воздух и вода, пассажирские дроны и скоростные катера. Железная дорога расточительна по цене строительства и страдает проблемой «не трамвай объедет», но формально тоже вариант.
General_Failure
20.07.2016 10:56+1Вместо парковочных получаем пробочные войны и просто больше автомобильных перемещений
Если на работу ездить в город, то да
И опять же в городе пробочные войны и без пригорода есть, тут только на въездах в город добавляется
коммуналка в частном доме явно дороже выходит
А вы считали?
Во-первых, электричество в селькой местности дешевле (правда, может, это только в России и временно)
Во-вторых, если топить самому, можно выбрать разные варианты с разными бюджетами и эффективностью. В квартире выбора нет
К тому же свой дом можно утеплить по уму, а не как таджики-строители сделали
В-третьих, воду в большинстве случаев можно качать из скважины/колодца, а не платить за водопровод
В-четвёртых, уходят всякие общедомовые нужды, зарплаты председателям, бухгалтерам, дворникам и т.д.
Да, свои расходы тоже будут, но, думаю, поменьше, чем всё это, тем более с учётом воровства во всяких ТСЖ и УК
капремонт просто нужно будет делать самому
Можно делать самому, можно нанимать кого-то
Да, это тоже не бесплатно, но в этом случае за деньги сразу увидишь результат
В отличие от ммм-капремонта в квартирах
Ну и шум соседей теперь не ограничивается их жилищем, но разрастается до придомовой территории, где у соседей будет газон/хозяйство
Одно дело, когда шумят прямо за стеной, да ещё и звукоизоляция никакая
И другое дело, когда шумят в соседнем дворе
В частном доме, опять же, можно звукоизоляцию по уму сделать, особенно если дом с нуля строить
В квартире же хорошие тепло- и звукоизоляция уменьшат и без того ограниченную площадьGlays
20.07.2016 11:57>В квартире выбора нет
Зависит от выбора квартиры. В подмосковье есть дома с котельными в подъезде.
>К тому же свой дом можно утеплить по уму, а не как таджики-строители сделали
Опять, нужно выбирать квартиру, а не брать самую дешёвую. Если взять самый дешёвый летний дом-бытовку в ней тоже не будет никакого утепления или оно покроется грибком, будет токсично и пожароопасно.
>В-третьих, воду в большинстве случаев можно качать из скважины/колодца, а не платить за водопровод
Скважина в зависимости от местности может пересыхать летом, весной заполняться талой водой. Покупка и обслуживание насоса (или чаще системы насосов с баком для отстаивания воды, фильтрами, бойлером, насосом постоянного давления и трубопровода) тоже нужно учитывать. И дороже не вода которую принимаешь, а обслуживание септиков, в случае отсутствия центральной системы водопровода.
>В-четвёртых, уходят всякие общедомовые нужды, зарплаты председателям, бухгалтерам, дворникам и т.д.
Тоже самое, только в называется председателем садовое товарищество или администрация сельского поселения, Без которых не будет ни дороги к дому, ни освещения и уборки снега вдоль дороги, ни вывоза ТБО.
>Да, это тоже не бесплатно, но в этом случае за деньги сразу увидишь результат
Результат не сразу, но и деньги нужно будет сразу заплатить. Правда с МММ согласен.
>И другое дело, когда шумят в соседнем дворе
Какая разница работают перфоратором или столбы для забора вбивают?
Сверлят стену или косят быстрорастущий газон?
смотрят громко телевизор или запустили музло для шашлыков.
катают металлические шары по полу или работают высокочастотные кротопугалки?
>В квартире же хорошие тепло- и звукоизоляция уменьшат и без того ограниченную площадь
Опять упираемся в выбор квартиры с нормальной площадью.
В целом это как сравнивать покупку смартфона с DIY. Единственное отличие, повторюсь, в квартиру нужно больше денег сразу.General_Failure
20.07.2016 12:20+1Зависит от выбора квартиры. В подмосковье есть дома с котельными в подъезде.
Ну, во-первых, такие квартиры есть не везде
Во-вторых, для смены типа отопления придётся менять квартиру
Если взять самый дешёвый летний дом-бытовку
Давайте капитальные дома сравнивать? Мы не в тропиках живём, чтоб в летнем домике круглый год торчать
Какая разница работают перфоратором или столбы для забора вбивают?
Разница большая — одно дело, когда звук идёт по общей стене и другое дело, когда по воздуху
Звукоизоляция в квартире спасёт от громкого телека/музла, но от перфоратора уже не очень, потому что звук по стенам идёт
Ну и расстояния опять же разные
председателем садовое товарищество или администрация сельского поселения
Садовое товарищество маленько не в тему, а администрация — она и в городе есть, и живёт она за счёт налогов
Опять же, если эта администрация за взносы будет показывать результаты в виде хороших дорог и всего остального, почему бы и нет? Результатов не будет — никто взносы платить не обязывает
Если же после сбора взносов, например, дорога будет хреновая, лучше вместо них тачку держать с большим просветом или с соседями скидываться на ремонт, без посредников в виде администраций
Результат не сразу
Сразу — я имел в виду не мгновенно, выложил деньги и тут же крыша новая
А в том смысле, что придётся ждать не n лет, а немножко поменьше
Может даже бывает так, что деньги берут после работы
В целом это как сравнивать покупку смартфона с DIY. Единственное отличие, повторюсь, в квартиру нужно больше денег сразу.
Вот главный плюс частного дома — DIY и модульность
Квартиру даже если взял большую, она всегда останется такой, ни больше и не меньше
Максимум сдавать можно часть
На своём участке, кроме дома можно держать гараж, подсобку, сарай, сад-огород, детскую площадку, да хоть что
Можно сам дом увеличить пристройками или надстройками
Да, это всё геморно (и с работой, и с документами), но с квартирой многое вообще невозможноGlays
20.07.2016 12:39>На своём участке, кроме дома можно держать гараж, подсобку, сарай, сад-огород, детскую площадку, да хоть что
Хоть что конечно не получится, на это есть соответствующие регулирующие организации.
Гараж/подсобку в городе вполне можно организовать.
Причём сейчас уже появились автосервисы в аренду, где можно использовать профессиональную технику и не покупать её в собственность.
Детские площадки скорее плюс городу, там они даже бесплатными и хорошими могут быть.
>Да, это всё геморно (и с работой, и с документами), но с квартирой многое вообще невозможно
Можно поменять квартиру.
Всё зависит от мобильности человека. Если вам нравится всё перестраивать, но не нравится переезжать, то вариант с домом конечно лучше.
Я бы лучше взял квартиру, планировкой которой я буду доволен. Если через какое-то время захочу что-то поменять, то поменяю квартиру. А может быть и не понадобится ничего менять.
Другой вопрос, если вам разонравится окружение вашего дома, то вы его уже никуда не перевезёте. Придётся заново всё делать в новом месте.General_Failure
20.07.2016 12:56+1Хоть что конечно не получится, на это есть соответствующие регулирующие организации.
Тут вы, конечно, правы — небоскрёб или завод на участке для частного проживания никто не даст поставить — ограничения есть на этажность и другие параметры, зависящие от категории земель
Но в пределах этих ограничений всё-таки можно делать хоть что
Гараж/подсобку в городе вполне можно организовать
Да, но не прямо в квартире
Я вот, например, хочу, чтобы гараж был пристройкой к дому, и чтоб не на лифте спускаться, а просто двери открыть
Опять же, в своём гараже можно добавить всякие плюшки типа смотровой ямы и т.д.
Да, в городе тоже можно купить/построить свой гараж и там пилить нужные фичи, но он скорей всего к дому даже примыкать не будет, а в худшем случае будет стоять через несколько кварталов
Детские площадки скорее плюс городу, там они даже бесплатными и хорошими могут быть
А могут и не быть, и зависит это не только от самой площадки
Даже если она отлично сделана, её могут тупо засрать быдлособачники (я не про всех хозяев собак!), алкаши и наркоманы
Всё зависит от мобильности человека. Если вам нравится всё перестраивать, но не нравится переезжать, то вариант с домом конечно лучше.
Конечно, это уж кому как нравится
Мне вот не нравятся постоянные переезды с квартиры на квартиру
Для меня — если не хочется на месте сидеть, лучше уж взять дом на колёсах, надоело место — сел за руль да поехал выбирать другое :)
Правда, не для нашей страны такое удовольствие, зимой на отоплении разориться можно, ну и другие минусы есть
Syzygy
20.07.2016 13:31Простите, вы жили в частном доме? А то ваши размышления очень, очень далеки от реальности.
semmaxim
21.07.2016 11:38Поверьте, частный дом лет через 5 превратится в жуткую проблему. Будет постоянно куча мелких ремонтов, на которые будет уходить много времени и сил. Отопление/канализация/водопровод/интернет будут гораздо дороже, чем в городе. И очень непостоянно. Если в городе что-то случится, скажем, с водопроводом, то починено всё будет в кратчайшие сроки профессионалами. В частнике это выльется в долгий и очень трудный квест. В конце концов, Вы найдёте фирмы, которые будут заниматься той самой коммуналкой просто для того, чтобы вздохнуть спокойно. И будете Вы им платить втридорого по сравнению с городом.
Будут огромные проблемы с дорогами — кто будет платить за хорошее дорожное полотно к каждому дому? Или Вы выберете грунтовку и будете треть года по сути отрезаны от города?
С шумом будет вообще жуткая проблема. Обычно в частных поселениях люди вообще друг друга не стесняются и шумят во всю. В городе хоть есть правила и при их нарушении можно позвать участкового.
Будет гораздо сложнее «социализироваться» и «социализировать» детей.
Да и просто тупо большая площадь — большие проблемы при уборке и поддержанию её в порядке.
Pakos
22.07.2016 11:43Вода, электричество, канализация, да даже общая крыша — всё это менее эффективно в частной застройке. Почему у американцев бойлеры и нет централизованной горячей воды в таких районах? Потому как неэффективно её передавать на такие расстояния, как итог — вместо одного устройства с высоким КПД (где можно использовать не только электричество для нагрева, а вплоть до сброса тепла производством) идёт куча устройств с меньшим. Дороги тоже требуют больше протяжённости и больших затрат на обслуживание.
>> за меньшие деньги можно купить бОльшую площадь
Не факт, при доступной инфраструктуре может быть и большие (зависит от «элитности» посёлка и близости к городу). Опять же всякие охраны… ну или решётки на окнах и периодические закупки чего-то, вынесенные добрыми соседями или заезжими (зависит от местности).
Строить дом по уму не дешевле квартиры выйдет, причём нужно потратить ещё кучу времени и сил, а то «таджикостроители» будут уже относиться к дому, а не квартире. Насмотрелся на такие дома — "- Почем продаёте? — Ну строил я его, строил (работа позволяла регулярно приезжать), а потом работа и деньги внезапно кончились и вот теперь продаю недострой". Так что строить не все могут и тем более не все могут после этого остаться там жить по финансовым причинам. А что строится на продажу — требует разборки и переделки. Квартиры у нормальных застройщиков в сильно меньшей степени.General_Failure
22.07.2016 19:28Вода, электричество, канализация, да даже общая крыша — всё это менее эффективно в частной застройке
Централизованное — может быть, большой разброс потребителей вносит свои изменения
Почему у американцев бойлеры и нет централизованной горячей воды в таких районах? Потому как неэффективно её передавать на такие расстояния, как итог — вместо одного устройства с высоким КПД
Я не сомневаюсь, что у ТЭЦ КПД высокий
Но вот большинство сетей водо- и теплоснабжения у нас в стране такие, что цензурных слов не найдётся, и все преимущества ТЭЦ уходят в минусы
При этом в квартире выбора нет, кроме покупки дополнительного электрического обогревателя
Частный дом же можно топить хоть чем, варианты наверное можно всю жизнь перебирать
Самый простой в установке и эффективный в управлении, но при этом дорогой в использовании — электрические конвекторы с регулируемым термостатом
Я же смотрю в сторону тепловых насосов — ставить дорого, зато электричества жрёт минимум
Есть ещё вакуумные трубки
Ну а те же конвекторы можно оставить как резерв
Электричество вообще в принципе пофигу как передавать — провода они и в Африке провода
Неправильная синусоида, недостаточное напряжение и другие проблемы в принципе решаются всякими инверторами (тут, конечно, лучше почитать), да и в городах такие проблемы бывают
На случай пропажи можно воткнуть генератор с автозапуском, солнечные панели становятся всё дешевле и эффективнее
Строить дом по уму не дешевле квартиры выйдет
В квартирах обычно бОльшую часть стоимости составляет район, в котором находится эта квартира
По материалам, конечно, дом дороже выйдет — ведь даже с такой же площадью и с теми же материалами за свой счёт надо будет ставить фундамент с подвалом и чердак
Но я хочу в пригороде, где земля подешевле, да и воздух почище
причём нужно потратить ещё кучу времени и сил
Тут не поспоришь
И даже если нанимать, лучше чтобы там кто-то из своих присутствовал во время работ
А готовое/недострой покупать как-то не хочется
Я хочу строить сам
Но, конечно, на тяжёлые и требующие квалифиции работы лучше нанимать кого-то
С материалом уже определился
pshhpshh
20.07.2016 18:08Похоже на государственную пропаганду Да, частный дом требует больших вложений, но это действительно жилье белого человека, а не коробка, чтоб быдло зимой не перемерзло. А стране, конечно же, выгодно, чтоб человек потреблял как можно меньше реальных рессурсов (земля, стройматериалы) и как можно больше исскуственных (обновлял технику, гаджеты, шмотки). Да и раба в коробке легче содержать намного, а сборы и налоги можно так само спиливать. Разве личное пространство, в том числе и открытое, небольшой дворик с газоном и ББК, возможность подышать свежим воздухом без прохожих это не нормальная потребность человека?
Pakos
22.07.2016 11:49Белого только зимой, когда он наубирался снега на своём участке. Летом — зелёного от скошенной травы, а в межсезонье — землистого от неасфальтированной дороги большой протяжённости.
geher
20.07.2016 15:10Через 20 лет, пока людей мало, и промышленности у них не так чтобы много, очень может быть, что народ и поедет жить «на воле», и даже будет, куда ехать.
Но позже, если людей станет больше, или, что вероятнее, если промышленность примет планетарные масштабы, то вполне возможен сценарий планеты-города.
Еще пример — Корусант из «Звездных войн».
LazyCrazy
21.07.2016 08:53>Внушительная часть будет работать удалённо
Удалённо работающие металлурги, швеи, строители, врачи, токари, свекловоды и т.д., и т.п.
Кроме всего прочего, какой бы быстрый транспорт бы не был, проще добраться на работу, если она в паре кварталов, а не в паре десятков километров. Хотя… телепортация же! ;)Glays
21.07.2016 10:26>металлурги, швеи, строители, врачи, токари, свекловоды
Удалёнка или автоматизация или перевод на надомное производство.
Для некоторых вещей пока просто массовый ручной труд дешевле.
Знакомый гончар делает конечно всё вручную и пока ездит на работу — копит на хорошую печку, которую можно поставить на балконе дома.
Мороженное тоже типичный пример. Или делается на крупных заводах автоматизировано как в России, или каждый продавец имеет свой фризер и мешает своё мороженое как в Италии. Ручные фризеры только для эстетов.
Металлургия
автоматизация и переведение на удалённый способ — хороший вариант сэкономить на страховке, выплатах за вредность, и да и с моногородами такая штука в идеале поможет разобраться.
Строительство
Тоже опасное производство, и благодаря автоматизации можно будет снизить затраты на перемещение персонала, инфраструктуру для жилья и питания и снабжение строительства в труднодоступных местах.
швеи
Сейчас пока ручной труд дешевле, но думаю со временем технологии позволят производить одежду под размер автоматизировано. Или надомная работа.
врачи
Операции удалённо делают уже сейчас.
токари
Надомный эксклюзив или ЧПУ.
свекловоды
ГИС Агро, Точное земледелие.LazyCrazy
21.07.2016 10:51И почему мне кажется, что вы ни разу в жизни не были ни на одном заводе, ни на одной стройке — ну и операцию вам, к счастью, никогда не делали? ;)
Назад к «надомному производству» особенно порадовало. Или у вас под кроватью стоит надомная домна, а на подоконнике — надомный прокатный стан? И неприлично представить, в какой части вашего дома находится надомная верфь.
А со швеями — пардон, опечатка у меня — подразумевал я ткачей. Домотканое полотно ведь в моде будет? Вместе с собранными в гараже автомобилями.Syzygy
21.07.2016 11:143D-принтеры заменят очень многие производства.
LazyCrazy
21.07.2016 13:43Эх, нахватаю я минусов на geektimes, но 3D-принтеры — это не панацея в большинстве случаев, в которых сейчас их пытаются использовать. Безусловно, во многих сферах эта технология оказала (окажет) прорывной скачок, но не стоит 3D-принтеры пихать куда угодно — это модно, но не всегда к месту.
Pakos
22.07.2016 11:58Какого размера и какой мощности должен быть 3d принтер, чтобы изготовить бойлер для дома? Поплавить пластик и поплавить метал для нагревателя — очень разные вещи, а скорость изготовления вообще шедеврально, даже не говоря о качестве послойно изготовленного нагревателя. «Теперь, семья, мы неделю будем мыться холодной водой, пока не напечатается новый бойлер». Стоить он будет, кстати, в разы (десятки раз?) дороже фабричного, ибо нужно закупить и доставить все исходные материалы (из разных мест или одного склада, куда всё доставляется, но за это тоже надо платить), потом скачать схему этой штуки (бесплатно фришную? или на рутрекере?) и потом начать печатать. Главное — чтобы ничего в этот момент ещё не сломалось (особенно сам принтер). Силовые конструкции автомобиля так вообще лучше не делать. Так что производства вполне себе останутся, да ещё и люди на них (роботы-наладчики — фантастика в сегодняшних и ближайших реалиях).
black_semargl
22.07.2016 15:141) При наличии достаточной подведённой мощности оптимальней проточный нагреватель, он компактней и экономичней. 25 кВт надо, ЕМНИП.
2) Металлопорошковый/проволочный крупногабаритный 3Д-принтер действительно в каждом доме без особой надобности. И будет скорей один на квартал.
Но десяток двухметровых труб и головка размером с чайник в сложенном состоянии много места не занимают.
Glays
21.07.2016 12:25>И почему мне кажется,
Креститься надо. Я проектировщик-технолог по образованию, работал на заводе.
Конечно полностью автоматизировать производство сейчас слишком дорого, о чём я писал, как минимум обслуживающий персонал будет ещё очень долго. Но избавить человека от работы в качестве элемента конвейера горизонтального масштаба, работы по расписанию с постоянной ездой вполне можно. Сейчас просто нет особой экономической потребности.
Я перечислил три варианта, позволяющие избавиться от поездок и местами имеющие дополнительные плюсы. Все они вполне реальны. А вы почему-то решили что я предложил всё перевести на надомное производство.
Почему вы прочитали только часть предложения?
>И неприлично представить, в какой части вашего дома находится надомная верфь.
Совсем неприлично знаю человека, который в гараже клеит яхты, а уж сколько раз мне приходилось переклеивать шкуру байдарки, даже сказать боюсь.
>подразумевал я ткачей
Производство, уровень автоматизации в котором больше чем всё выше перечисленное. Зачем там нужен человек?
>Домотканое полотно ведь в моде будет
Нет необходимости ставить себе домой ткацкий станок, хотя это возможно, например 3D принтер-печка для кевлара.LazyCrazy
21.07.2016 13:33>А вы почему-то решили что я предложил всё перевести на надомное производство. Почему вы прочитали только часть предложения?
Я прочитал всё, но все ваши предложения сводятся к «мы будем жить с тобой в маленькой хижине».
В статье речь хоть и о будущем, но о непосредственно близком будущем. А у вас какая-то фантастика, причём совершенно не научная.
>Я проектировщик-технолог по образованию, работал на заводе.
А отрасль не уточните?Glays
21.07.2016 14:20>Я прочитал всё, но все ваши предложения сводятся к «мы будем жить с тобой в маленькой хижине».
> Или делается на крупных заводах автоматизировано…
>автоматизация и переведение на удалённый способ…
>строительства в труднодоступных местах…
>Операции удалённо делают уже сейчас…
>ГИС Агро, Точное земледелие…
Видимо вам тоже стоит рассказать про ваше образование. С чтением проблемы.
>А отрасль не уточните?
РадиотехникаLazyCrazy
21.07.2016 19:17>Радиотехника
Ожидаемо. Всё-таки, по возможности, посетите крупное промышленное производство — для приземления фантазии.
>Видимо вам тоже стоит рассказать про ваше образование.
Стоит? Ну раз вам так хочется: КуАИ-ракетные комплексы + УГТУ-УПИ-экономика.
Хотя больше важно, где приходилось работать. Кроме прочего: пара металлургических комбинатов, служба в стройбате на строительстве второй очереди ткацко-отделочного комбината (с параллельным ознакамливанием работы первой очереди), «колхозы» во время учёбы и работы, работа в управлении здравоохранения. Как видите, примеры я приводил только из тех областей, с которыми знаком.
Раз уж вы озадачились моим образованием — как инженер-экономист по специальности 'организация и планирование в чёрной металлургии' предполагаю, что озвученные вами идеи экономически не оправданы никак. Вы, случайно, не в правительстве работаете? ;)Syzygy
21.07.2016 20:46Каким образом советская/российская действительность относится к будущему? Автоматизации производства в СССР было крайне мало по сравнению с другими странами. Россия недалеко ушла.
Glays
21.07.2016 22:31>озвученные вами идеи экономически не оправданы никак
Я два раза про это писал.
Не смотря на ваше образование, читать весь текст вы не можете, аргументированно не отвечате, третий раз подряд, кроме своего мизерного опыта и явного незнания современных технологий ничего не высказываете, и сразу перешли на личности.
Извините, откланиваюсь.
Pakos
22.07.2016 11:28Вкалывают роботы — счастлив человек. Далеко не всё можно решить удалённо, те же разработчики роботов (сборщики-настройщики автоматизированных линий сборки тоже), химики, биологи и ещё куча других профессий должны щупать разрабатываемое руками, а иметь по комплекту всего у каждого из них дома накладно. Стартаперы, конечно, могут выбирать — пить смузи в коворкинге(Ц) или дома тыкать в планшет на диване, но для многих других это не реально.
dmizh
19.07.2016 21:34И никакой личной жизни, все будут под тотальным контролем. И это… shift+del в базе и человек бомж.
Raegdan
20.07.2016 10:59Данные в электронном паспорте, которые не требуют обновления в реальном времени, должны храниться в нём локально под электронной подписью паспортного стола. И никто никакой шифт-дел не нажмет. Для понимания, реализация на коленке: закодировали паспортные данные в JSON, поставили сверху PGP, приложили для удобства проверки цепочку открытых ключей от главного ключа ФМС до ключа конкретного паспортного стола — готово.
nathanael
20.07.2016 09:16Все эти гринпис и борцы с углекислым газом какие-то фанатики стоящие в одном ряду с ненавистниками ГМО.
Raegdan
20.07.2016 11:04+2На Гринписе свет клином? Даже если их за дело считают дискредитировавшими себя как экологов и превратившимися в наемников корпоративных войн — это не отменяет того, что экологию защищать надо и экологический контроль нужен.
OtshelnikFm
20.07.2016 11:11+1В России только Иннополис — город, за последнее время построенный с нуля. Жаль что на такой большой площади нашей страны, новые города — это проблема. Вот микрорайоны строятся — но они наследуют все те же проблемы — плотная застройка, мало парковочных мест во дворах, минимум детских площадок, отвратительное освещение и минимум зелени. Многоэтажные дома с видом на соседское окно в 30-ти метрах. Не такие города и районы я представлял в своем будущем (говорю про новые микрорайоны Саратова)
GreyhoundWeltall
20.07.2016 12:37Кажется я выскажу несколько непопулярное мнение, но мне лично кажется, что «город будущего» это как раз маленький населенный пункт.
Все эти мегаполисы и алгомерации — издержки старой экономической системы, когда на было «везти товар на рынок, продавать», когда вокруг этого рынка образовывалось все больше и больше жилья.
И будущее позволяет (за счет технологий, транспорта и планирования/проектировки качественного снабжения) жить на высоком уровне и не в мегаполисе.Pakos
22.07.2016 12:03А что за новые технологии транспорта? Нужно довезти те же товары не 5км, а 50-150км. Да ещё и вместо 1 машины с тем же холодильником нужно 10 машин, чтобы объехать нужное количество точек за разумное время. Сомнительная эффективность.
GreyhoundWeltall
22.07.2016 12:07Думал про hyperloop-образный транспорт.
Я не рассматриваю «города будущего» в срезе нынешних технологий +20-30 лет. Мне кажется «город будущего» это следующий век-два.
И к тому моменту, думается, будет возможность реализации «грузового hyperloop» как раз для работы «линии снабжения».
Ну и, забегая вперед, скажу, что я не говорю о субурбанизации. Многоквартирные дома и населенные пункты останутся в будущем, тк обслуживать 1 5-7этажку может оказаться дешевле обслуживания поселка на такое же количество людей. Просто сами города будут меньше.
Это же все, в любом случае, субъективизм. «Города будущего» завязаны ведь еще и на «государствах будущего», согласитесь.black_semargl
22.07.2016 15:20Насчёт «обслуживать дешевле» — что дешевле, нанять дворника или подмести самому?
Дворник безусловно специалист и подметёт быстрее. Но…GreyhoundWeltall
22.07.2016 15:34В обычной 5этажке помещается ~20 квартир на подъезд, пусть для ровного счета 100.
100 квартир это ~100 семей (думается, что сдвоенные квартиры бывают довольно редко, поэтому возьмем мы того самого коня, который в вакууме).
~100 семей это 1 дом-5-этажей-100-квартир в одном случае и 100 разных домов (пусть и сопоставимых по площади с квартирой — эксперимент же проводим все же) в другом.
Что дешевле: нанять 100 дворников на каждый дом или 1? Даже если 1 дворник может обслужить 10 дворов (или 5 дворов, а половина — сознательные граждане) получается 10 дворников и 1.
Если же добавить в эту ситуацию роботов-пылесосов, роботов-дворников, роботов-мусоросборщиков и всю остальную технофигню, которая сейчас нерентабельна — вопрос дешевизны обслуживания так не встанет.
И это мы только о дворниках, хотя есть еще дороги, которые надо поддерживать в нормальном состоянии, ЛЭПы до «поселка» в 100 домов и все остальное, что придет в голову если реально задуматься.
Повторюсь, это же субъективно все, но мне действительно кажется, что небольшие города по 200-500тыс. и очень развитая транспортная сеть (вместе с постоянным проникновением информационных сетей высокой скорости).
И, в любом случае, глядя на наши последние законы, «города будущего» это что-то из области фантастики.Syzygy
22.07.2016 18:24Вы удивительные вещи говорите. Осталось только объяснить, почему в США и ЕС, по большей части живут в частных дома в малых населённых пунктах и имеют нормальные дороги, а вот страны, где живут в многоэтажках, дороги имеют плохие по большей части. И да, в странах ЕС и США благоустройство территории куда как лучше, чем в России, Украине, Белоруссии и других, где практикуется многоэтажность. Прям парадокс.
GreyhoundWeltall
25.07.2016 09:13> в частных дома в малых населённых
У меня все сошлось. А у вас?
>Прям парадокс.
Не вижу парадокса. В больших городах они живут в многоквартирных домах. Есть такая штука, называется appartment.
И города будущего (те, что через несколько веков будут, а не те, что через 20 лет) тоже будут использовать более «удобную» систему застройки и использования площади.
FreakII
22.07.2016 13:23>>Такие эксперименты ставятся во многих странах, в том числе и в России: некоторое время назад в Сыктывкаре действовала служба доставки пиццы с помощью квадрокоптеров
Что характерно, примеры из мировой практики — серьезные проекты, разрабатываемые институтами и организациями, а пример из наших палестин — частная контора по доставке пиццы, которую, судя по всему, высочайшим повелением закрыли. Как говорится, это все, что нужно знать о создании умных городов в России
RusikR2D2
Почему бы сразу не внедрить в такой строящийся с нуля город систему автоматических робомобилей.
Как бы я это себе представил.
Дороги для «традиционных» машин заканчиваются на местном КАДе со множеством пересадочных мест.
А на пересадках уже ждут робомобили. они все муниципальные, и клиент платит только за проезд. Вызов или со смартфона, или с «остановки» по кнопке + можно занять любой свободный в «отстойнике». Все машинки управляются централизовано, за счет этого не требуется сложных систем лидаров и т.п. Скорость машинок ограничена 40-50 км\ч. Сами машинки маленькие, одно-двухместные — по сути, кресло (два) с мотором на колесах и с легкой кабиной. Для машинок выделены отдельные дороги-трубы, которые огорожены со всех сторон, чтобы никто лишний не выбежал на дорогу. Крыша позволяет обойти проблемы снега, гололеда и т.п.
В идеале, вынести дороги под землю, а над ними расположить велодорожки (только для безмоторного транспорта), тротуары и широкие пешеходные газоны.
При грамотном планировании города, инфраструктуры, системы дорог и парковок это позволит сделать робомобили единственным видом моторизированного транспорта в городе.
sumanai
Зачем тогда ограничение?
RusikR2D2
Для экономичности. На такой скорости сопротивлением воздуха можно пренебречь.
Следовательно, обходиться маломощными электромоторами. Т.к. движением управляет компьютер, то не будет резких разгонов, для которых требуется большая мощность.
Опять же, всякое может быть. Неожиданная поломка, хулиган или террорист.
General_Failure
Ограничиваться одно и двухместными машинками — это издевательство
Семья даже с одним ребёнком уже в пролете, а кто приехал целым табором (например, многодетная семья плюс бабушки и дедушки) — им что делать?
Ладно взрослых можно по разным машинам рассадить, а ребёнка в отдельную машину не посадишь
Плюс багаж ещё бывает
В общем нужен разногабаритный транспорт, и не только в плане размеров
RusikR2D2
конечно разногабаритный.
я имел ввиду, что хотя бы половина (или больше) должна быть 1-2 местная, т.к. чаще всего ездят все-таки поодиночке.
соотношение размеров также может менять динамически, в зависимости от населения
Raegdan
Еще можно стимулировать рублем. Например, умножать тариф платной дороги на коэффициент недозаполнения ТС — (количество мест / количество пассажиров фактически). Если в машине полный багажник груза или сзади едет инвалид — добавляем понижающую поправку. У седана с одним водителем (классический кредитофокусный планктон едет на работу) это будет х5, ему это очень быстро надоест и он купит микромобиль или мотоцикл.
rusec
Или пару надувных чемоданов в багажник и надувных пассажиров в салон.
sumanai
В лучшем случае надувных. А то если будут датчики во весу, будут возить кирпичи.
Raegdan
Ну если бензина не жалко возить багажник кирпичей, то в добрый путь.
sumanai
Так вы же сами предлагали понижающую ставку. Если это будет выгоднее, то будут возить кирпичи, если нет, то и ездить на полном автомобиле не будет резона.
Raegdan
Сделать по принципу общественного транспорта в Германии. На въезде предполагаем честность водителя, он сам декларирует информацию перед шлагбаумом. На трассе стоят гаишники по принципу «редко, но метко» — пара постов на 100 км, но в случае запала астрономический штраф.