Проект беспилотного микроавтобуса на электроприводе "Shuttle" от «КамАЗ» и НАМИ. Впервые представлен публике в августе этого года на Московском международном автомобильном салоне
Общий тренд разработки беспилотных автомобилей, который сейчас развивают Lyft, Uber, Tesla Motors, General Motors, Google и другие компании, не обошел и отечественных производителей.
Интернет-гигант «Яндекс» подписал с автоконцерном «КамАЗ» и соглашение, в рамках которого компании и институт будут совместно разрабатывать беспилотный автотранспорт, в том числе пригодный и для использования в условиях мегаполиса. Чуть позже, уже к трио, присоединился и ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный институт» (НАМИ) в качестве технологического партнёра проекта.
У компании «Яндекс» уже есть собственный транспортный сервис «Яндекс.Такси», необходимые для разработки высокоточных карт «Яндекс.Карты», и возможности для разработки программного обеспечения. У «КамАЗа» — машиностроительные мощности, на базе которых компании планируют в первую очередь разработать интеллектуальную систему помощи водителю. Как пример приводится удержание машины в полосе, выполнение маневра экстренного торможения и контроль за состоянием водителя.
Также в пресс-службе «Яндекса» для Geektimes ответили на ряд вопросов касательно будущего сотрудничества с «КамАЗом».
На вопрос о том, какими уже технологиями, пригодными для создания роботизированных автомобилей обладает компания «Яндекс», пресс-секретарь Дмитрий Горчаков ответил, что работа совместно со специалистами «КамАЗа» будет вестись по нескольким направлениям:
В первую очередь это адаптация сервисов Яндекса для автомобилей (в том числе с учетом особенностей грузовых машин), внедрение голосового управления мультимедийной системой автомобиля и её интеграция с мобильным устройством. Речь идет также о создании высокоточных карт и решений для полуавтономного управления автомобилем, основанных на комплексе технологий искусственного интеллекта Яндекса: компьютерного зрения, машинного обучения, речевых технологий. В рамках сотрудничества, планируется разработать систему помощи водителю, способную удерживать машину в полосе, инициировать экстренное торможение, контролировать степень усталости водителя.
По словам представителя «Яндекса», технология компьютерного зрения компании позволяет «считывать всю необходимую информацию о ситуации на дорогах». Далее данные обрабатываются и на основе полученного результата алгоритмы «Яндекса» смогут выстраивать движение транспортного средства. В том числе контролировать траекторию, осуществлять разгон, торможение и, конечно же, удерживать транспортное средство в одной полосе при движении по трассе.
Также будут применяться технологии анализа BigData. Получаемая с датчиков информация позволит проводить диагностику неисправностей для проведения своевременного ремонта и, по словам представителя компании, предотвращать аварийные ситуации.
Конечно была упомянута навигация. У «Яндекса» есть достаточно точные карты, которые компания развивает уже длительный срок. На их основе интернет-гигант планирует предоставлять готовые решения для любого типа транспорта.
Компания активно увеличивает свое присутствие на автомобильном рынке. Так, по информации издания «Ведомости», «Яндекс» встраивает свое приложение «Навигатор» в бортовые компьютеры автомобилей, реализуемые на рынке РФ. Например, «Навигатором» оснащаются компьютеры автомобилей Honda и Toyota Camry Exclusive.
Дмитрий Горчаков отметил, что за аппаратный комплекс в лице автомобиля будет отвечать именно «КамАЗ». Однако, компания активно ищет других партнеров на российском рынке. Один из потенциальных — АвтоВАЗ.
От ответа на вопрос о стадии разработки высокоточных карт для будущего роботизированного автотранспорта пресс-служба предпочла воздержаться.
Для работы над данным и другими проектами беспилотных автомобилей компании была создана отдельная лаборатория встраиваемых автомобильных решений, а ее руководитель, Андрей Василевский, в конце августа дал большое интервью для «Медузы», в котором рассказал о деталях работы подразделения.
Комментарии (42)
Warrior127
20.09.2016 18:17+1Всегда интересовало, почему все, кроме теслы, проектируя автомобили, выходящие за рамки существующих канонов, делают каких-то несуразных уродцев, с чего вдруг было так решено, что автомобиль, имеющий на борту ряд существенно новых технологий, должен выглядеть совершенно иначе?
Maximuzzz
20.09.2016 21:38В данном случае ещё и с внутренней организацией беда — прям так и вижу таблички с вместимостью: 4 сидячих места, 6 стоячих. Автопилот, «высокоточные карты», голосовое управление мультимедиа… а что пассажиры? А пассажиры постоят, нам красиво нарисовать надо, чтоб продавалось лучше.
Silverado
20.09.2016 22:31Может, его все-таки не зря назвали шаттлом?
Maximuzzz
23.09.2016 16:29Вот хоть и шаттлом назвали, это не оправдывает такого решения.
Можете мне хоть один пример дать, где пригодится автономный шаттл на 12 пассажиров (я выше ошибся, там не 10 а 12 мест всего) из которых минимум половина — стоячие места?
Что мешало оставить классичиескую компоновку типа «газель» с нормальными сидячими местами для всех? Пол опустили, добавили нормальную накопительную площадку/место для колясок с откидными сидениями и вперед.
Кстати, шаттл обычно еще и курсирует только между двумя пунктами назначения без прочих остановок, а значит проблем с посадкой/высадкой не будет — спокойно прошли внутрь салона, расселись, поехали. По прибытию так же спокойно выгрузились.
Maximuzzz
20.09.2016 21:46+1Кстати не все, например у вольво на базе серийного XC90 делается. В 2017 первая партия из 100 автомобилей выезжает на улицы Гетеборга и ещё по сотне в Англии и Китае (не помню в каких городах точно).
DROS
21.09.2016 07:56+1Если брать только НАМИ, то у них как были уродцы по дизайну еще лет 30 назад, так они и остались.
Hayabusa
20.09.2016 18:53+1Я так понимаю, на ходу у него окно будет бить тебя по лицу и предлагать сделать яндекс.бензин основным видом топлива, яндекс.карты основным видом навигации, яндекс.деньги основным способом оплаты, и яндекс.два ствола основным видом самообороны. При отказе запрет двери и поедет на Париж-Дакар.
yadowit
20.09.2016 19:50А как насчёт спроса? На кого рассчитано? Представляю себе, сообщение, которое через некоторое время получат купившие это авто:
«Уважаемый пользователь Яндекс-авто, в связи с низким спросом, сервис закрывается. С такого-то числа ваш Яндекс-авто превратится в автомобиль „Ока“ Спасибо, что пользовались нашим сервисом.»
240sx
20.09.2016 19:50+2А как же более чем трёхлетнее сотрудничество КАМАЗа и Cognitive? Или когнитив сделает беспилотный камаз для военных?
Arcanum7
20.09.2016 22:06+1«Яндекс и Камаз»… звучит как начало анекдота.
Network173
21.09.2016 13:39а конец у того анекдота
Американец:
— А как же машина?
Русский:
— Да куда она из колеи денется!!!
Aquilo
21.09.2016 13:39Я не буду сравнивать бюджет яндекса (всего) и подразделения Google занимающегося гугломобилями…
Я не буду упоминать что в России беспилотникам нужна специальная разметка дороги стоимостью в сотни миллионов (которая во всем мире называется просто дорожной разметкой)…
Я всего лишь скажу что судя по клиренсу выпуск данных транспортных средств не насчитан на РФ
Dolbe
21.09.2016 13:39Вот тут должна быть шутка про то, что в Яндекс.Такси теперь можно будет вызывать камаз.
MaxAlekseev
Технических деталей — 0 целых 0 десятых. Все в общих фразах «делаем», «планируем». Хотелось бы, начинки, типы сенсоров, технологические картинки, что «видит» автомобиль… немножко железных фото.
BelBES
Так судя по всему у них и показывать еще нечего. Экспертиза в области компьютерного зрения у них есть, а вот опыта в создании автомобилей нет. Т.ч. Надо подождать чутка.
В любом случае для камаза это шаг вперед — отказаться от сотрудничества с мутной cognitive technology в пользу нормальной компании.
Rumlin
Пусть лучше так и останется. Я бы убегал бы от газонокосилки с логотипом Яндекса, а не то что от авто. Ведь наверняка же будет, что то подобное — История одного факапа Яндекс.Навигатора.
Am0ralist
другое дело гугл! выпустят кучу гугломобилей, но для установки новой версии анд… прошивки придется рутать и ставить стороннюю версию, либо покупать новую машину.
так и получится, что у большинства будет прошивка 4.1-4.3 при текущей 7 версии.
ах да, ежемесячно в прошивках будут находить критические баги, но производители забьют.
vc9ufi
а что, сейчас в автомобилях легко сменить прошивку?
Am0ralist
Да вообще-то прям на гиктаймсе новость проскакивала, что на тесле — за десять дней дырку закрыли и разослали.
А другая фирма 8 месяцев закрывала дыру, а потом кто узнал — смог прошить (положив файл на флешку)
Так что — да, легко, если производитель вменяемый.
Ответный вопрос, а что, так сложно прошивки выпускать 3 года на смартфоны и планшеты? Или все дело в подходе компании?
vc9ufi
У меня регулярно андроид сам обновляется. Так что тут к гуглу претензии мимо.
Но я не об этом, а том что бы самому менять прошивку автомобиля. И так я не понял кто у вас «вменяемый производитель»? Тот кто держал дыру 8 месяцев или тот кто закрыл запретил самому прошивать за 10 дней?
Извините, Notzeal. Дублировать лень.
Notzeal
Производитель накапливает обновления систем авто. И потом выпускает кумулятивный патч обновлений.
Это если нет критических. Если критическое — то машины все подвергаются приглашению на ОД для обновления.
Например у Вольво есть т.н. Service 2.0 — кумулятивный патч, обновляющий прошивки ВСЕХ модулей. Причем они выходили в разное время! Но, они рекомендательные. Хотя по опыту своему и не только скажу, что коробка стала работать мягче после обновления.
NINeOneone
На тех телефонах, что поддерживаются Гуглом (Nexus), как раз с OTA обновлениями все нормально, в отличие от остальных производителей железа.
Am0ralist
Почему-то Linux и Windows на декстопах справились и с большей фрагментацией.
А святой гугл, оказывается, может продавить в договорах только выкидывание предустановку сторонних программ от конкурентов, а нормальную человеческую поддержку девайсов в течении фиксированного срока — нет?
Что-то мне подсказывает, что ему просто пофиг на то, что пользовательские данные могут быть скомпрометированы, особенно, когда есть на кого покивать в случае чего.
megazloj
Гугл ведь выпускает грубо говоря голую ось, а под свои «поделки» ее уже должны адаптировать их производители. Так что, мое мнение, задержка в обновлениях (или вовсе их отсутствие) для определенных марок/моделей телефонов — это полностью вина их производителя, а никак не гугла.
Am0ralist
Гугл лицензирует свои сервисы с условиями. Причем сейчас он предлогом борьбы с фрагментацией в договоре легко указывает, что производители не могут предустанавливать сторонний софт конкретного разработчика или протащить запрет выпуска форков андроида этим же производителем, а вот договориться о сроках поддержки не мог? Серьезно?
Фактически единственный производитель популярной ОС без чьих сервисов телефоны не станут популярны не мог договориться об этом?
И еще раз, в декстопах МС или Каноникал тоже выпускают, грубо говоря, голую ось. А производители выпускают драйверы. При этом и декстопная Винда, и Убунту как-то умудряются обновлять свои версии ОС, ставят критические заплатки и пр. А вот Андроид с 4.1 до 4.1.1 — нифига, не может. Только через труп разработчиков какого-нибудь самсунга или асуса. И, понимая это (а если не понимал, то это еще лучше охарактеризует разработчиков), гугл никак не защитил пользователей: не сделал доставку критических обновлений в обход производителей, ни нажал на производителей, да вообще ничего и до сих пор делает вид, что все норм.
Ах, не, они с самсунгом пообещали ускорить доставку критических обнов в новой версии, главное — купите новый флагман, а там либо падишах сдохнет, либо ишак помрет, либо пользователь. Знакомо.
После это серьезно рассуждать о том, что гугл заботится о пользователях я лично не могу. И слава богу, что в отношении беспилотных машин есть надежда на то, что гугл не станет там монополистом со своим подходом.
vc9ufi
вами описана только одна из лицензий андроида. Там еще есть безусловная.
kamm
Еще не ночер. Пока концептуально все выглядит очень даже. Пока что ИИ,VR, беспилотные авто потоками льются из буржуинства. Чем ответит наш отеч. бизнес. Или опять все мозги заняты калибрами да арматами :).