[ Прослушать этот выпуск ]
[ Скачать аудиофайл ]
Алина Тестова: Сегодня мы говорим про проект «Дизайн государственных систем». Как он появился? Как вам пришла в голову идея? Вам – это объединению «Лаборатории Артема Геллера» и других компаний, которые к этому проекту присоединились. Почему вы решили создавать этот проект?
Артем Геллер: Добрый день. Во-первых, хочу уточнить: [проект создают] не компании, а люди из этих и многих других компаний. История не нова. Любая крупная система стремится к упорядочиванию. Государство ничем не отличается от таких компаний, как Google, Apple или любой другой крупной компании, которая представляет свой сервис и услуги в интернете.
Она стремится к унификации, стандартизации интерфейсов, к удешевлению затрат и еще к множеству тем, которые мы с вами обсудим. В любом случае мы к этому придем сейчас или через 30 лет. И это будет абсолютно закономерно.
Алина: Это была инициатива конкретных вовлеченных в процесс людей. Они объединились, чтобы создать некий проект, который решает определенные вопросы сервисов для государства. Почему возникла такая необходимость?
Артем: Есть множество причин. Мы, профессионалы, знакомы между собой, крутимся и общаемся в одной среде, мы делаем государственные проекты. В какой-то момент мы поняли, что процесс разработки можно значительно удешевить.
Если взять срез федеральных ресурсов, на него по подсчетам экспертов, которых мы привлекали, государством тратится около 10 миллиардов рублей в год. Все это можно упорядочить, уточнить, создать библиотеку компонентов, которыми будут пользоваться разработчики. Первая цель, которую решает проект, – это финансы, вторая – единый интерфейс, уникальная государственная экосистема, которой не надо будет переучиваться.
Сейчас люди заходят на сайты и каждый раз на новом ресурсе переучиваются: пользовательский опыт меняется, интерфейс меняется, цвета меняются, все прыгает и скачет, бывает сделано хорошо, бывает плохо. Мы делаем единую экосистему, к которой люди привыкнут. Она будет технологична, функциональна, удобна и всегда актуальна, потому что это разработка стандарта или методических рекомендаций.
Процесс не статичный – разработали и закончили, а динамичный – появляется новое, изменяется старое. Мы ведем его максимально открыто, чтобы люди могли работать над любыми компонентами, которых существует множество, от шрифтов до элементов интерфейса, аналитики. Если взять любой этап веб-разработки, мы общаемся по нему со специалистами, с ребятами из индустрии и с людьми, которые заинтересованы в улучшении государства.
Дополнительное чтение: О создании Kremlin.ru и работе с администрацией президента
Алина: Получается двунаправленый процесс. С одной стороны, когда человек приходит в компанию, ему [так же] показывают, какие в компании используются шрифты, иконки, корпоративные цвета, и советуют ему использовать все это в презентациях, текстах, материалах, собирать как из конструктора.
Артем: Эта практика распространена и в больших компаниях, потому что они давно поняли преимущество бренда. Государство – это бренд. Государство все больше и больше воспринимается через его сервисы и сайты, поэтому и нужна единая идентификация, чтобы человек, открыв приложение, запустив любой сайт, неважно, сайт Министерства образования или Министерства спорта, понимал, что он общается с государством.
Сайт должен быть понятен, удобен и должен идентифицироваться с государственным ресурсом. Хочется, чтобы в дальнейшем появился федеральный уровень, а региональный и муниципальный уровни покрылись одним большим ресурсом со своими подпроектами. Государство своим представлением в сети ничем не отличается от Яндекса.
Алина: Вы занимаетесь созданием «брендбука для государства» с точки зрения того, как оно будет представляться [а сети]. И еще с точки зрения внутренних процессов для разработки.
Артем: Очень важный момент состоит в том, что брендбук не столько визуальный, все-таки в интернете находимся. Он и технологический. Мы будем описывать и другие вещи: аналитику, работу с безопасностью на ресурсах, как правильно писать тексты, как правильно доносить информацию и услуги для граждан.
Таких моментов много, мы на них пытаемся сделать методические рекомендации. Есть мировой опыт, и, руководствуясь им, мы можем сделать значительно лучше, по крайней мере, в моей картине мира.
Алина: В разговоре прозвучало, что все это нужно не только для конечных пользователей, которые получат единый интерфейс, единое понимание того, как работать с разными государственными ресурсами, но и для разработчиков. Много ли компаний, которые занимаются разработкой для государства?
Артем: Рынок довольно большой. Существующая на сегодня статистика насчитывает около ста компаний, которые хотят продвигаться в этом сегменте, заботятся о своей репутации, ведут публичную деятельность.
Число компаний, периодически занимающихся государственными ресурсами, исчисляется несколькими сотнями. Если брать муниципальные компании, которые редко делают государственные проекты, то рынок вырастет до тысячи компаний.
Алина: Слушателям надо понимать, что государственные сайты, ресурсы для государства – это не один гигантский единственный сайт, тендер на разработку которого выиграла единственная компания и вот теперь делает все. Это и муниципальные сайты, и городские, учитывая, сколько у нас подразделений, городов, республик, областей, [таких сайтов] – огромное количество.
Артем: Характер сайтов разный бывает. С одной стороны, мы говорим о сервисных ресурсах вроде госуслуг, с другой стороны, мы говорим о сайтах, говорящих о деятельности ведомства. Это сайты министерств и ведомств, которые должны быть сервисными.
Мы еще говорим и о государственных промопроектах. Например, поиск инвестиций для региона – это сайты коммерческой направленности, ориентированные на большой бизнес, который может вливать финансовые средства в проекты в этом регионе. Регион себя представляет на этом рынке. Сайтов много, они «бьются» также, как и коммерческие проекты. Единственное, магазинов нет государственных.
Алина: Предположим, есть какая-то компания, которая разрабатывает сайт для условного регионального подразделения. Может ли дизайнер этой компании как-то влиться в ваше комьюнити, и не столько от вас что-то почерпнуть, какой-то интересный инсайт или аналитику, а как-то посодействовать в разработке этих новых стандартов, в создании чего-то нового?
Артем: Мы максимально открыты. У нас есть блог, Telegram-чат, Telegram-канал, мы ставим задачи ребятам в Trello. В нашей группе в Facebook более двух тысяч человек. Мы открыто общаемся по разным вопросам и проблемам. И есть реальные примеры, когда люди подключились к тем или иным задачам.
Есть люди, которые подключились к доработке орла для экранов. Орел – герб России, который мы делали для сайта президента. Есть люди, которые сейчас уточняют границы карты в SVG, чтобы ее оптимизировать и она быстро грузилась, была максимально актуальной и точной, а также занимала минимум пространства при загрузке – трафик не тратила.
Сейчас мы запускаем сайт гайда, на котором будем публиковать все компоненты. Все компоненты, от кнопки до шрифта, мы будем обсуждать в комьюнити, все, что мы делаем, мы выносим в паблик. Недавно мы начали работу над шрифтом, о нем уже есть несколько постов. Мы собрали и проанализировали комментарии. Появились люди, которых это тоже заинтересовало, они присутствуют на наших обсуждениях этого процесса. Так было со всеми компонентами, которые уже существуют.
Дополнительное чтение: Кто мы и как нам работать вместе
Алина: Люди могут не просто посмотреть, а именно поучаствовать.
Артем: Сложность в том, что мы не можем понять, какой пул задач мы можем дать такому объему людей. Знаем, что некий Иван – лучший в айдентике, кто-то лучший в типографике. Но нам трудно раздать задачи массе людей, поэтому обычно подключаются те, кто пришел с инициативой «снизу вверх», то есть нам что-то предлагают – мы соглашаемся.
Все, что мы делаем, распространяется бесплатно. Все лежит на GitHub. Мы сделали за государство то, что оно должно было сделать давно. Нами разрабатывался Кремль [сайт kremlin.ru], сайт Совета Федераций, сайт Правительства. Мы раздаем компоненты государственных ресурсов. Их актуальные версии лежат на GitHub, там все наши наработки, которые могут быть интересны разработчику.
Алина: Есть мнение, что крутые специалисты в первую очередь идут в коммерческие компании, громкие проекты: Яндекс, Mail.ru, Google, Apple. Много ли таких мощных, крутых специалистов работает над государственными сервисами? Есть ли какие-нибудь звезды дизайна, типографики, usability, UX в этой теме?
Артем: 5-6 лет назад был переломный момент, когда все мои знакомые директоры дизайн-студий, рекламных агентств, креативных агентств начали со мной периодически встречаться и выяснять, как залезть в эту нишу, и насколько рентабельно начать работать с госсектором. Сейчас все крупные студии, входящие в десятку по рейтингу, и крупные компании, занимающиеся веб-разработкой, имеют проекты, связанные с государством.
Кто-то делает проекты для Москвы, как Red Keds, кто-то делает немного другое, но тоже для Москвы, как Notamedia. Кто-то делает для госсуслуг, как AIC, кто-то – для федеральных ведомств, как мы. В первой десятке сайтов есть те или иные государственные проекты.
Алина: Почему появился такой интерес? Люди стали понимать, что это сложные и амбициозные задачи, или престижность этого направления возросла? Или что-то еще?
Артем: Здесь много факторов. Есть и престижность направления, люди увидели, что можно делать хорошо и получать с этого важную лояльность от профессионального сообщества. Есть финансовый момент, потому что государство – чаще всего стабильные деньги, а с коммерцией бывает по-разному.
Я ушел из коммерции потому, что устал делать сайты компаниям вроде Danone. Мне хотелось социальной значимости. Когда сотрудники понимают, что делают ресурс для себя, своих родителей, они погружаются в работу, осознают, что у них есть стимул.
Алина: Получается, что дизайн-студии становятся более социально ответственными, когда они присоединяются к государственным проектам.
Артем: Все зависит от людей. Но когда доходишь до определенного уровня, а мы говорим о крепких, сильных компаниях, ты переступаешь грань, за которой тебе становится важна социальная значимость. Сначала ты делаешь для кого-то, но все время повышаешь планку, пока не дойдешь до планки «хочу улучшить весь мир».
Теперь – это планка «хочу улучшить свое государство». Так рождаются хорошие проекты. Крепких, хороших проектов все больше, и это перестало смущать людей. Если раньше они, тайком со мной встречаясь, говорили тихо, то сейчас это публичная тема, никто этого не стесняется. Я думаю, у этого сектора большое будущее.
Алина: Это перестало быть немножко стыдно, а наоборот – стало интересно.
Артем: Настоящие профессионалы стали отнимать какую-то часть работ (проектирование, дизайн) у тех, кто раньше не мог, не умел, но как-то делал те самые государственные проекты. Поэтому мы видим все больше и больше хороших проектов. Мне это очень нравится.
Алина: [Профессионалы отнимают часть работ у тех, кто] делал то самое «малахитовое на золотом, золотое на малахитовом»?
Артем: Может быть [у тех, кто] раньше делал не очень красивые и удобные, функциональные вещи.
Алина: Насколько государство сложный заказчик с точки зрения требований, потребностей, вкуса?
Артем: В моей картине мира государственный заказчик ничем не отличается от коммерческого. Раньше я тоже говорил, что с государством работать проще. За те 7 лет, которые я занимаюсь государственными проектами, мое мнение поменялось: не проще, а так же.
Есть разные люди, команды людей, разные департаменты, пресс-службы, но в каждом проекте, который мы делаем, со стороны клиента есть один или несколько человек, которые готовы отдать все, чтобы этот ресурс был хорошим. Это меня очень мотивирует: они борются внутри своей корпоративной государственной культуры, бюрократии. Они бьются за хорошие решения, а не за «начальник сказал – вы делайте».
Алина: Казалось бы, у людей извне представление о государственных проектах, как об очень негибких, забюрократизированных. Оказывается, и тут есть люди со стороны заказчика, которые готовы способствовать, помогать, менять проекты к лучшему.
Артем: Да, рискуют иногда своей карьерой, ругаясь с начальством, пытаются объяснить, что это правильно, удобно, доступно, и нам это важнее, чем вариант, предложенный сверху. Должны быть всегда веские аргументы. По моему опыту общения с людьми, если у тебя есть достаточно серьезные аргументы, то государственными чинами твое решение будет принято, если нет хороших аргументов, то ты сам в чем-то не прав.
Алина: Еще один момент, может быть, миф по поводу работы с государством или на государство: когда речь идет о разработке, создании чего-то, есть подозрения, что для всего этого уже сделаны ГОСТы, и в рамках этих ГОСТов нельзя никуда отступить – креатива ждать от государственных проектов не приходится. Как ГОСТы определяют вашу работу? Много ли в них надо доработать, чтобы получить те стандарты, о которых говорили в самом начале?
Артем: Стандарты с ГОСТами немного не связаны. Если говорить о веб-разработке, разработчиках сайтов или не слишком сложных сервисах, они ничем не обременены, есть федеральный закон о том, что надо публиковать на государственных ресурсах, на этом – все. На безопасность, защиту информации есть свои ГОСТы, лицензии. Компании, которые занимаются безопасностью, ими обладают.
Государство неожиданно дает нам возможность, расскажу на примере с орлом. Существует Указ Президента о том, как должен выглядеть орел. У всех есть ощущение, что его нельзя менять, но любой человек, дизайнер может нарисовать своего орла, он должен следовать только нескольким требованиям.
Утрированно: на головах орлов должны быть короны, в правой руке – то, в левой – это. Дальше вопрос стилизации не регламентирован, поэтому любой иллюстратор, дизайнер может сделать его на свой взгляд. Нам удалось его сделать для экранов. Хотя когда возникла эта идея, думали, что он как-то зарегламентирован, и мы ничего с ним не можем делать. Можем.
Алина: Вы хотите сделать этого орла именно стандартом для разных сайтов?
Артем: Мы хотим его сделать открытым стандартом, чтобы любой человек на GitHub или любой другой свободной платформе, где можно добавлять свои нововведения или изменения, мог внести свою полезную лепту в качество результата на выходе.
Если человеку удалось, утрирую, поправить координаты региона или поправить лапку орла, сделать лучше, чем сделали мы, мы это принимаем. Теперь у всех этот орел будет с правильной лапкой. Это распространяется на все компоненты: типографику, элементы интерфейса, расстояние, отступы, сетки, базовые вещи, технические принципы, стиль работы с людьми, на работу с текстом. Во всем можно поучаствовать.
Дополнительное чтение: Интерфейс государства и сценарии взаимодействия с пользователями
Алина: Получается, что стандарты, над которыми работает дизайн государственных систем, – не просто строгие указания. Это активная площадка для постоянного улучшения, повышения качества того, что может предложить государственная система своим пользователям.
Артем: Есть две вещи: методические рекомендации и принципы. Методические рекомендации – это то, что мы рекомендуем делать. Принципы – это философия, понимание процессов, то, как надо работать с гражданами государства.
Мы должны в чем-то зафиксироваться, чтобы от этого отталкиваться и двигаться. Мы должны определиться с платформой, а потом работать над экстерьером. Все начинается с базового – управления проектами: управление информацией, масштабирование, принципы, эффективность, запуск альфа- и бета-версий проектов, сбор фидбэка с пользователей, его обработки и реакции на него.
Стандарт охватывает сам процесс разработки: принципы, безопасность, лицензирование, настройку и тестирование серверов, доступность, API, открытые государством, плановость выдачи релизов. Дизайн-стандарты ориентированы на граждан для решения задач единой айдентики, графического интерфейса, иконок, пиктограмм.
Очень важный момент – доступность для людей с ограниченными возможностями, которым не озабочены многие государственные ресурсы. Или, по крайней мере, то, что у них сделано, является профанацией. Это правильная, удобная визуализация данных, паттерны проектирования, чтобы проектировщики других компаний могли им следовать, бесплатный государственный шрифт – сейчас государство может пользоваться только исключительно бесплатными системными шрифтами. Бывают моменты, когда дизайнерам нужны шрифты, и они начинают тратить государственные деньги на покупку шрифтов, технологий, аналитики.
В результате мы хотим получить единый интерфейс взаимодействия гражданина с государством. Набором стандартов мы повысим качество государственных ресурсов, улучшится доступность для людей с ограниченными возможностями, улучшится читаемость – мы больше не встретим мелких шрифтов «серым по серому».
В своей работе мы, в первую очередь, пытаемся решать задачи граждан, а не заниматься стилизацией. Это будет интерфейс для правильной и быстрой работы, а не игры в стилизацию. Мы хотим сделать единый центр аналитики и компетенции, чтобы можно было задать вопрос и посмотреть, как правильно, чтобы заказчик или разработчик мог понять, в правильном ли направлении он движется.
Разработчики смогут брать всевозможные компоненты. Этот проект повысит уровень прозрачности деятельности органов власти в разработке – в этом сегменте в сети все будет открыто. Поскольку мы общаемся со всеми представителями индустрии, важным моментом является то, что результат будет принят профессиональным сообществом, большей его частью.
Сообщество объективно – видит плохие ресурсы, их ругает, а в этой работе могли поучаствовать все. Если говорить о будущем, это – единые инструменты анализа работы государственных ресурсов. Такую задачу мы ставим для двух тысяч профессионалов, которые уже принимают активное участие в проекте.
Алина: Получается, что поскольку это проект, который охватывает все, начиная с идеи будущего сервиса, продукта, сайта, и заканчивая пользовательским взаимодействием, – это же огромный объем знаний, база знаний.
Артем: Да, Яндекс, Google, Apple с этим справились, почему мы не справимся?
Алина: Огромная задача, но не невыполнимая.
Артем: Это решаемая задача. Профессионалы ее решают, ничего страшного здесь нет. Нам будет нестрашно откатиться назад в какой-то момент, если мы или сообщество посчитает, что это решение неправильное. Тогда мы сделаем новое и правильное.
Более того, это зависит не только от сообщества, но и от развивающихся и меняющихся технологий. Мы видели давно переход с flash на HTML5, может, еще какие-то технологии поменяются, неважно, в узких или широких местах. За этим надо следить и динамически менять в рекомендациях. Например, Google делает это в своем material design guide.
Алина: Где можно увидеть результаты, стандарты, методологии, то, что вы уже успели охватить и сделать?
Артем: Сейчас есть только блог. Есть комьюнити в Facebook «Дизайн государственных систем», где мы выкладываем результат нашей деятельности. В блоге или Facebook можно найти ссылки на наш Trello, где мы ставим задачи, где специалисты их решают, где можно проявить инициативу. И каналы в Telegram, где можно познакомиться, пообщаться и взять на себя обузу, чтобы внести в проект что-то светлое и социально значимое.
Первая версия интерфейсного шрифта, которую мы разработали в рамках проекта
Алина: Насколько я понимаю, светлое и социально значимое вносят не только дизайнеры, которые непосредственно заняты на государственных проектах, но и компании. Например, ПараТайп с вами делает новый шрифт. Вы занимаетесь разработкой государственного шрифта.
Артем: Да, ПараТайп с нами работает на коммерческой основе, но чувствуя социальную значимость этого проекта, они действительно выставили минимальную цену за работу с нами в этом направлении. Есть три самых важных составляющих, повторюсь, это – общество в плане обсуждения, профессионалы в плане реализации, и на каком-то этапе появится взаимодействие с государственным регулятором.
Это может быть Администрация Президента, Минкомсвязи, Минэкономразвития, они нам все важны на каких-то этапах. Вот, третья часть самая важная из всех. Существует комиссия ИРИ – Института развития интернета, я возглавляю ее, поскольку инициатива пошла от меня, да и опыт у меня есть на базе разработки государственных ресурсов. Комиссия занимается проработкой решений и планом работ поэтапно по срокам. Сейчас идет обсуждение процессов, а также сроков их выхода в свет.
Алина: Ты говорил про общество, как потребителя конечного продукта. Были ли такие случаи, когда человек, который не является дизайнером или причастным к разработке, узнал про вашу группу в Facebook, про то, что вы делаете, и сам пришел к вам и сказал: «Ребята, я открываю этот сайт со своего мобильного устройства, и мне не нравятся некоторые вещи. Поправьте их, обратите внимание».
Артем: Таких случаев много. Если говорить про проект «Дизайн государственных систем», есть люди, не считающие себя профессионалами, но желающие что-нибудь сделать, а мы даже не знаем, что им дать, потому они не профессионалы.
С другой стороны, мы работаем с фидбэком, и у нас стоят задачи по исправлению замечаний, которые присылают нам пользователи. Мы с этим работаем – ресурсы поддерживаем, обновляем, дополняем. Мои знакомые и люди, которые захотели сделать ресурс лучше, присылают мне ошибки, которые находят.
Алина: Люди не просто, как потребляющая сторона, выступают с точки зрения взаимодействия, но и активно участвуют.
Артем: Может быть, у них что-то не сработало в какой-то момент, а может, они хотят что-то улучшить. Но, разделять надо.
Алина: Какие перспективы могут быть у этого проекта с точки зрения лицензирования, легализации этих стандартов?
Артем: Это может быть команда, которая является частью какого-то ведомства. Этим путем пошла, например, Великобритания. У них нет министерства связи, но в симметричной структуре создана команда из 250 человек, которая занимается одним гигантским ресурсом, улучшая его во всех направлениях.
Алина: Это Gov.uk?
Артем: Да. Есть пример Америки, команда из 50 человек. Их стратегию очень трудно понять. Они бросаются в разные стороны, но тоже занимаются улучшением ресурсов. Тоже делают стандарты, но то, как они их не делают, выглядят очень странно: в разных форматах, очень мелко.
В нашем случае может быть любой вариант: рабочая группа при Администрации Президента, некоммерческая организация, которая финансируется государством на разработку методических рекомендаций гайдлайнов, их поддержки. Форм легализации много. Но для этого необходимы изменения в законодательстве, чтобы было понятно, кто является центром компетенции, центром ответственности, центром разработки.
Алина: С точки зрения негосударственных проектов, про вселенскую пользу: предположим, есть дизайнер, разработчик или юзабилист, который хочет для себя почерпнуть полезное из того, как ведется разработка государственных систем. Может ли он зайти к вам в Telegram и почерпнуть для себя что-то ценное, важное? Стоит ли эту практику распространять и в негосударственный сектор?
Артем: Безусловно, это возможно и полезно. Процесс разработки дизайн-системы – очень сложный процесс. Если погрузиться в этот процесс, послушать, посмотреть, прожить, поучаствовать, можно получить гигантский опыт, как при работе в большой компании, работая над несколькими проектами параллельно с сильной командой. Это уникальная возможность, если говорить об обучении или повышении квалификации, или способе внести лепту в проект.
Алина: Разработчик, который заинтересован в том, чтобы понять, как это все происходит, может быть со стороны, не вовлеченным [в дизайн госсистем]?
Артем: Такие люди есть. Они наблюдают какие-то моменты. Если появляется что-то важное, актуальное, интересное для них, объявляются и говорят, что могут сделать что-то лучше, чем что-то уже сделанное.
GitHub-репозиторий проекта
Алина: Даже если вы непосредственно не заняты в разработке государственной системы, можете спокойно посмотреть, как это делают профессионалы и почувствовать, как происходит работа.
Артем: Для разработчиков, не занимающихся государственными ресурсами, те компоненты, которые мы создаем, тоже полезны. Например, карта Российской Федерации или карта мира по преставлениям Российской Федерации, разделенная на страны, – это очень частый виджет, который необходим на коммерческих ресурсах при выборе регионального отделения.
В интернете очень трудно найти правильную, актуальную карту России, которая соответствует пониманию России о том месте в мире, которое она занимает, и количестве стран, которые она признает. Карта есть бесплатная, на коммерческом ресурсе можно использовать.
Алина: Это все можно использовать?
Артем: Да. Исключение, возможно, будет составлять шрифт, потому что шрифт – очень «сильная» вещь, которая идентифицирует экосистему. Мы по шрифтам понимаем, где мы находимся. Есть несколько моментов. Есть знак, цвет, или цвета, и шрифт.
Если взять брендбук любой компании, глобальное – это цвета, знак, шрифт. Остальное: календари, компоненты, разработанные профессионалами, можно взять.
Алина: Не просто разработанные профессионалами, а с большим количеством требований к этим профессионалам.
Артем: С требованиями по доступности, по визуальной составляющей. Доступность тоже разная – есть инвалиды, и есть старые браузеры, а есть низкая скорость соединения – это критерии доступности.
Алина: К государственным ресурсам требований больше, чем к сайту любой другой коммерческой компании?
Артем: Безусловно. Требования к коммерческой компании регламентирует сама коммерческая компания, а государство отличается тем, что в большинстве государственных ресурсов, как и в Facebook, аудитория – все. Если у какого-то тарифа страховой компании четко понятна аудитория – возраст, пол, достаток, – то государственные ресурсы должны быть доступны всем.
Редкие моменты бывают, когда можно сузить сервис для какой-то отдельной аудитории, например, журналистов. Мы ориентируемся на них, хотя такой отдельный проект может быть, какой-нибудь дайджест информационный, если его выпускает государство, но в большинстве своем, [то, что мы делаем, должно быть] доступно для всех. Это как Facebook.
Алина: Получается, что те компоненты, которые есть в открытом доступе, не просто сделаны профессионалами, а сделаны с таким количеством требований, что разработчик под коммерческую задачу не будет [изначально] столькими стандартами руководствоваться в силу того, что это не является приоритетом для него.
Артем: Может быть время и трудозатраты у него не позволяют ему сделать решение лучше, а здесь бесплатно, открыто.
Алина: Стоит воспользоваться опытом тысяч разработчиков…
Артем: Пока опытом нескольких компаний, которые «собаку съели» на разработке государственных сайтов, и у них остались хорошие компоненты.
P.S. ? олния! Открыта регистрация на самое долгожданное мероприятие «Дизайн-выходные» в Суздале 15-16 октября. Как всегда всё и для всех бесплатно.
Комментарии (49)
1iddqd1
12.10.2016 16:34-2Тратить бюджетные деньги, чтобы было красиво, то что работает мягко говоря по совковому? Отличная идея для распила. Пример: Регистрируемся в ГОСУСЛУГАХ, вводим паспорт, СНИЛС, ждём 15 минут пока всё это проверится и… обламываемся, потому что с проверенным паспортом и СНИЛС у нас неподтверждённый профиль с которым ни в ПФР, ни в налоговую не пускают. Для подтверждения профиля требуют придти с паспортом и СНИЛС в МФЦ или получить заказное письмо, которое придётся 2 недели ждать, и даже если мы подтвердили письмом, то в налоговую всё равно не пускают. Вопрос, если предоставленная пользователем уйма данных не является подтверждением, то нафига её вообще проверять? В платёжных системах и цивилизованных странах можно подтвердить личность счётом за электричество и прочие бытовые услуги. А тут что не дай, всё равно не верим, ты никто. Отличный дизайн, лучше только в аду.
dmitrykabanov
12.10.2016 16:38Я понимаю, что текст читать не хочется, но комментарии можно уж было бы глянуть ;)
1iddqd1
12.10.2016 16:53Выбранное вами направление в данный момент далеко не в приоритете. Не находите? Напоминает тюнинг заниженного таза, чтоб как у стритрейсеров тачка была. Дизайн это не шрифтами играть, а проектировать взаимодействие с продуктом, призванный упростить пользователю решение проблемы и удовлетворить потребность, на которую нацелен этот самый продукт. В вашей статье дизайн это игра шрифтами и какая-то вода, никакого отношения к технической направленности хабра не имеющая, минусите дальше, раз такие нежные.
dmitrykabanov
12.10.2016 16:58Тут о проектировании как раз. Просто тут речь идет об открытом проекте. Кто-то специализируется в области типографики и работает с ней, а кто-то анализирует нюансы юзабилити.
Выбранное вами направление в данный момент далеко не в приоритете
Согласен. Мало кто сейчас за свои деньги что-то делает для государства. А вот ребята делают.1iddqd1
12.10.2016 17:11Может это от того, что государство за деньги налогоплательщиков мало что делает для граждан? Почему ребятам приходится делать за свои деньги? На порталы выделяются миллионы и миллиарды. Их получают определённые компании. Вы я так понимаю предлагаете дизайнерам присоединиться к проекту и совместно выработать гайдлайн даром, чтобы сократить расходы тех самых компаний? Щикарно)
dmitrykabanov
12.10.2016 17:16+1Все проще: чтобы сократить расходы государства на дизайн госсистем.
Стандартизация решений и методические рекомендации.1iddqd1
12.10.2016 18:21С чего вы взяли что расходы в РФ сократятся? Многие пользователи хабра замечают, что корреляция между стоимостью и расходами подрядчика отсутствует. Вы сами знаете как это называется.
heller
12.10.2016 18:32+1Возможно. Но вы же не отрицаете, что у разработчика появляется больше времени на мысли о результате и решениях, чем пробиваться через приемку и вкусовщину?
1iddqd1
12.10.2016 18:44При условии наличия таких мыслей и достойной оплаты за подобные стремления. В достойной оплате я сомневаюсь, как и в высокой квалификации исполнителей. Чем дешевле разработчик, тем слаще жизнь директора и других замечательных персонажей.
1iddqd1
12.10.2016 17:01-1В Великобритании есть команда создающая гайдлайны? Прекрасно, как только всё остальное будет как в Великобритании приходите. А пока сходите в поликлиники Москвы и регионов, посмотрите как там прекрасно, лучше чем в Великобритании, осталось только о гайдлайнах беспокоиться.
heller
12.10.2016 16:40+1Понимаю, многое наболело. Мы и хотим создать все условия для того чтобы человек (дизайнер или проектировщик) смогу думать о решении задачи и сокращении пути, забыв о декоративности.
jabr
13.10.2016 11:37-2и… обламываемся, потому что с проверенным паспортом и СНИЛС у нас неподтверждённый профиль с которым ни в ПФР, ни в налоговую не пускают.
Упрощенно, проверено только то, что паспорт, действительно существует, но не то, что вы действительно являетесь тем гражданином, которому он выдан. Доступ к реквизитам документов может быть у ваших родственников, и даже например у незнакомых вам людей, если вы например, кредит оформляли.
Госуслуги — это несколько посложнее, чем интернет-магазин.VenomBlood
13.10.2016 22:44Это бессмысленно. Есть миллион и один способ завладеть ключами к госуслугам без ведома или согласия того, кому эти ключи принадлежат. Создавать тонну неудобств ради того чтобы исключить один из этого миллиона способов — это не разумно. Можно добавить, например, дополнительную проверку по кредитной карте, если уж хочется заморочиться.
В США, к примеру, чтобы заплатить налоги/получить возврат налогов — нужен SSN, никаких личных визитов, никаких личных ЭЦП. А деньги приходят или на указанный счет в банке или чеком по почте. И вроде ничего не обвалилось.jabr
14.10.2016 04:08То есть, когда вот находится баг в openssl — это «ужас-ужас», а когда кто-то может путем социальной инженерии получить доступ к Вашим данным это ничего, ведь «вроде ничего не обвалилось»?
«Добавить, например, дополнительную проверку по кредитной карте». Что это будет значить? что у человека есть кредитная карта? Я знаю двух человек, которым один банк выпустил кредитные карты и предлагал забрать их, при том что люди их не заказывали.
Например тут недавно обсуждали, что деньги с карты VISA могут снять, зная только номер карты, при этом не нужны всякие CVC и CVV. Но это же нормально, главное чтобы «удобно было»?
Для простого человека «не подтвержденная», «подтвержденная», «подписанная ЭП» — это разные «уровни доступа» к разным категориям услуг. Для интересующихся — порядок применения расписан в постановлениях правительства РФ от 25.06.2012 № 634, от 25.01.2013 № 33 ну и еще несколько других этой темы касаются.
Минусующим — я не говорю что это идеал и так и надо. Я говорю, что по факту — на сегодняшний день реальность такова. Хотите поменять реализацию — добейтесь внесения соответствующих изменений в нормативку. Поэтому и сложнее, чем интернет-магазин, где вы на коленке можете запилить что хотите.VenomBlood
14.10.2016 04:23То есть, когда вот находится баг в openssl — это «ужас-ужас», а когда кто-то может путем социальной инженерии получить доступ к Вашим данным это ничего, ведь «вроде ничего не обвалилось»?
Да, потому что баг в OpenSSL позволяет выполнять веерные атаки, без конкретной жертвы и без особых трудозатрат.
Что это будет значить? что у человека есть кредитная карта? Я знаю двух человек, которым один банк выпустил кредитные карты и предлагал забрать их, при том что люди их не заказывали.
Это будет значить что регистрирующийся имеет доступ к паспорту, к социальному номеру, к кредитной карте и к привязанному телефону/интернет банку. Всем почему-то этого более чем достаточно. Да и я посмотрел вот эти госуслуги — там вообще можно по одному номеру паспорта регистрироваться. Почему? Да потому что там ничего кроме как записаться на услугу сделать нельзя. Ну еще какую-нибудь жалобу подать. Ну и еще налоговая, где можно заплатить налоги (вот уж хорошо если кто-то взломает и за вас налоги оплатит). Почему-то в тех же США, я привел выше — для налоговой вполне хватает одного номера, который светится всем кому не лень (мобильные операторы, интернет провайдеры, банки, аренда жилья...) и никаких танцев с бубном.
Например тут недавно обсуждали, что деньги с карты VISA могут снять, зная только номер карты, при этом не нужны всякие CVC и CVV. Но это же нормально, главное чтобы «удобно было»?
Знаете, вот у нас распространена такая вещь как чеки, там все еще проще, вы получили платеж, сделали чек с такими же цифрами, написали любую сумму, подпись и идите обналичивать, можно даже дистанционно. Т.е. я могу сфотографировать в приложении подделку, написать что это чек на 1000 долларов и через секунду (деньги зачисляются сразу в том количестве которое я ввел) снять их в банкомате. И это нормально, удобство тоже выражается в денежном эквиваленте, если у вас будет фрода на миллион долларов в год из-за фичи, но эта фича сделает «удобно» и вы ожидаете что это «удобно» принесет вам косвенно большие деньги — вы в плюсе.
ЭП в россии, последний раз когда я смотрел — это вообще курам на смех. Ее обязательно было обновлять раз в год (сказали по закону нельзя больше чем на год выдавать). При этом обновлять надо было лично, и даже по доверенности это сделать нельзя, не то что электронно/по почте.jabr
14.10.2016 05:28«баг в OpenSSL позволяет выполнять веерные атаки, без конкретной жертвы и без особых трудозатрат.»
Я все же думаю, что жертвы все таки будут конкретными. Как и в любом случае. Представьте ситуацию, когда без вашего ведома перерегистрируют в ГИБДД ваш автомобиль, в Росреестре — вашу квартиру…
Налоги я спокойно плачу через терминал сбера. Но сколько мне их начислили — это мое личное дело. Для налоговиков — 102 ст. НК РФ, они должны налоговую тайну хранить (считаете что не надо — внесите изменения в НК РФ, потом требуете изменения в интерфейсе). Бухгалтера давно уже отчетность ЭП подписывают и не ходят никуда.
«Да и я посмотрел вот эти госуслуги — там вообще можно по одному номеру паспорта регистрироваться. Почему? Да потому что там ничего кроме как записаться на услугу сделать нельзя.»
Для выдачи/замены паспорта вы действительно должны придти ЛИЧНО. Для некоторых других достаточно вашего заявления с портала госуслуг. Для некоторых других вы должны заявление подписать ЭП. Для некоторых вы должны приложить документы, подписанные ЭП тех органов/организаций, которые выдавали вам такие документы (а вот с этим пока еще сложно).
ЭП на год — это да, проблема… Но согласитесь, что не все еще понимают что ЭП это аналог собственноручной живой подписи, передают ее спокойно. Нужно видимо время какое-то, чтобы ЭП в оборот вошла. Сейчас уже вроде даже возможность подачи электронных документов в суд реализовывают (наконец-то).
Чеки по законодательству у нас есть. Другое дело, что доверия к ним нет. Желаете острых ощущений — продайте свою квартиру с оплатой по чеку. Даже если мошенника потом находят, деньги вернуть не реально. Удобство для части граждан не должно перевешивать возможность наступления таких последствий в масштабах всей страны.VenomBlood
14.10.2016 22:56Я все же думаю, что жертвы все таки будут конкретными. Как и в любом случае. Представьте ситуацию, когда без вашего ведома перерегистрируют в ГИБДД ваш автомобиль, в Росреестре — вашу квартиру…
Еще раз. Веерная атака это значит «вот у нас база с миллионом потенциальных целей, давайте попробуем по одному паттерну атаковать и насобирать гешефта», а целевая атака это «вот у нас есть Вася, надо получить доступ к его данным». Жертвы конкретные в обоих случаях, но изначально веерная атака не нацелена на кого-то конкретного, подобные уязвимости позволяют атаковать по площадям с целью взять количеством.
Налоги я спокойно плачу через терминал сбера. Но сколько мне их начислили — это мое личное дело.
А я говорю что это надо на показ выставить? Нет, я говорю о том, что не нужно фанатичных мер «защиты», которые по факту мало чем отличаются от мер адекватных.
Для выдачи/замены паспорта вы действительно должны придти ЛИЧНО. Для некоторых других достаточно вашего заявления с портала госуслуг. Для некоторых других вы должны заявление подписать ЭП. Для некоторых вы должны приложить документы, подписанные ЭП тех органов/организаций, которые выдавали вам такие документы (а вот с этим пока еще сложно).
Я не нашел ничего сверхъестественного что можно было бы сделать плохого имея учетную запись там. Но опять же — зачем такие заморочки? Почему есть страны где это работает без таких заморочек? Почему вообще мне нужно за заменой паспорта/ВУ идти лично? Почему нельзя это отправить по почте? Почему нельзя курьером? Я могу перевыпустить ВУ без всяких ЭЦП, просто по логину/паролю и оно придет по почте, почему нельзя сделать так же?
Но согласитесь, что не все еще понимают что ЭП это аналог собственноручной живой подписи, передают ее спокойно
И именно поэтому ее нельзя получить даже по доверенности, даже если в доверенности написано «даю право получать ЭЦП»? Да и если человек отдает ЭЦП — какая разница, он и перевыпущенную отдаст.
Удобство для части граждан не должно перевешивать возможность наступления таких последствий в масштабах всей страны.
Не вижу таких проблем с ЭЦП.
Кстати, не знаю как сейчас, но в довесок — они эти ЭЦП даже нормально внедрить не могут. У налоговой были одни требования, у госуслуг другие, у росреестра третьи, в УЭК реализованы четвертые, в ЭЦП выдаваемах банком — пятые, и все это далеко не всегда было совместимо друг с другом. Кроме того — что за волшебство с установкой корневых сертификатов? Почему нельзя получить сертификат у существующего корневого УЦ и использовать его как цель проверки на сайтах эту ЭЦП принимающих? Тогда софт не будет ругаться и не нужно будет устанавливать сомнительный сертификат в список доверенных. Одно это уже подрывает всю идею, ставить черт знает что как доверенное в свою систему — это нужно отдельную виртуалку под эту под это дело минимум, а с виртуалкой не все токены работают, поэтому — отдельный компьютер. Да, сверх удобное решение.
К слову, вся инфраструктура для ЭЦП практически везде уже существует. Надо просто ввести единый сертификат подписи и стандарт шифрования, дальше можно просто обязать всех принимать подписанные документы на официальный email (компьютеры сейчас везде есть с интернетом), никаких хитрых порталов и прочих полу-работающих решений не нужно. Просто приравнять на уровне закона — ЭЦП везде и всегда аналог собственноручной подписи и все гос. органы обязаны принимать эту ЭЦП. Но нет, надо пойти по трудному пути.jabr
18.10.2016 15:34Ситуацию с openssl я привел для примера. Можно ведь и так рассуждать — «говорили, что баг такой критичный и опасный, существовал много лет, а много ли от него пострадало?»
«что можно было бы сделать плохого имея учетную запись там.»
Представьте, две семьи живут в одной квартире — ну вот жизнь такая. Одна семья хочет сделать перепланировку, другая против. Тогда по вашей схеме подается «заявление» в электронном виде и получается разрешение. Что делать этой другой семье и как доказывать «это был не я»?
Другое дело, что действительно каждое министерство поутверждало свои требования к электронным услугам — в том числе форматы файлов, виды ЭП + есть еще 634 постановление с ребусом для определения вида эп для всех остальных случаев.
«Надо просто ввести единый сертификат подписи»
В законе об ЭП с декабря 2015. Смотрим на Минкомсвязь РФ.
«Дальше можно просто обязать всех принимать подписанные документы на официальный email» — тоже уже есть в 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ». Пишите, отказать в рассмотрении не имеют права.
Портал госуслуг фактически должен упростить подачу заявлений + ведет реестр самих услуг (не существует постановления, утверждающего список всех услуг в РФ) + решает другие задачи — например у нас есть органы гос власти субъектов + муниципалитеты. Вы легко сможете разобраться без такого портала как госуслуги, кто за какие услуги отвечает? А еще есть СМЭВ, куча систем завязанных на ЕСИА и т.п.VenomBlood
19.10.2016 03:36Представьте, две семьи живут в одной квартире — ну вот жизнь такая. Одна семья хочет сделать перепланировку, другая против. Тогда по вашей схеме подается «заявление» в электронном виде и получается разрешение. Что делать этой другой семье и как доказывать «это был не я»?
А как вам доказывать что «это был не я» если подделали вашу подпись? Запретить подписи? А еще можно придумать для пущей драмы братьев-близнецов, которые украли друг у друга паспорт и взяли кредит, и сделать вывод — запретить паспорта. Ой, в таком случае и ЭЦП можно же получить неавторизованно. Смысл приплетать такие случаи? Да, все не идеально, но работает же.
Как в вашем примере люди получили пароль? Нет, ну ладно, флешку украсть еще можно, но надо же еще и пароль выпытать. Таким макаром можно пригрозить убить и человек сам пойдет лично подпишет все у нотариуса, толку то.jabr
19.10.2016 14:56«А как вам доказывать что «это был не я» если подделали вашу подпись? Запретить подписи?»
Проводится подчерковедческая экспертиза.
«драмы братьев-близнецов, которые украли друг у друга паспорт и взяли кредит,»
Опять подчерковедческая экспертиза.
«Как в вашем примере люди получили пароль? Нет, ну ладно, флешку украсть еще можно, но надо же еще и пароль выпытать.»
Да это же вы предлагаете «не усложнять», в результате по вашей схеме посторонний человек вместо вас регистрируется на госуслугах, ну и получает пароль. А логин — ваш СНИЛС и/или ваш номер телефона.
Вам финал Эндрю Дюфрейна в «Побег из Шоушенка» ничего не напоминает?..
или анекдот «Вижу сидят мужики и в покер играют. Я к ним подсел, играем по малой, и тут один мужик говорит: „У меня очко“. Я ему: „Покажи! “, а он мне говорит: „У нас здесь все джентльмены, все друг другу на слово верят… “. И тут у меня такая карта поперла!..»
Кстати, получение ЭП по доверенности вполне законно.
По вопросу срока действия ЭП — на форуме криптопро говорили 7 лет назад, что 1 год- это срок «неявной компрометации закрытого ключа», «Срок устанавливает ФСБ в процесе сертификации продукта и прописывает его в документации на продукт»
http://www.cryptopro.ru/forum2/default.aspx?g=posts&m=11636#post11636
Ну а выгодно это наверное только удостоверяющим центрам (ИМХО)
Представляется, что в УЭК срок действия должен был быть больше (но да, не взлетело), проверить уже не могу.
«Да, все не идеально, но работает же.» :)VenomBlood
20.10.2016 00:21Проводится подчерковедческая экспертиза.
Серьезно? Какой там precision/recall для задачи «определить что это писал Вася»?
Да это же вы предлагаете «не усложнять», в результате по вашей схеме посторонний человек вместо вас регистрируется на госуслугах, ну и получает пароль. А логин — ваш СНИЛС и/или ваш номер телефона.
Посторонний человек имеющий доступ к вашему паспорту, СНИЛСу телефону и кредитке — тут уже надо о другом беспокоиться.
Кстати, получение ЭП по доверенности вполне законно.
Может быть, когда я получал и спрашивал — мне сказали «нет».
По вопросу срока действия ЭП — на форуме криптопро говорили 7 лет назад, что 1 год- это срок «неявной компрометации закрытого ключа», «Срок устанавливает ФСБ в процесе сертификации продукта и прописывает его в документации на продукт»
Это, простите, бред сивой кобылы.jabr
20.10.2016 03:41«Какой там precision/recall для задачи «определить что это писал Вася»?»
Петя заявляет «я это не подписывал», обращается за проведением экспертизы.
получает заключение. Либо Петя обращается в суд с иском, в процессе заявляет ходатайство о назначении судебной экспертизы.
«Посторонний человек имеющий доступ к вашему паспорту, СНИЛСу телефону и кредитке»
По отдельности — да где только их не оставляют. Почта, банки, страховые, поликлиники, мобильные операторы. В бухгалтерии учебного заведения в которой учились или организации, в которой работаете есть вообще все вместе.
«Это, простите, бред сивой кобылы.»
мотороллер не мой, а Юрия Маслова, коммерческого директора компании «КРИПТО-ПРО»
А где и кем этот срок на самом деле определяется? Поделитесь секретом…VenomBlood
20.10.2016 23:01Петя заявляет «я это не подписывал», обращается за проведением экспертизы.
Вы о чем говорите? Вы заявили о этой экспертизе, так вот я повторяю вопрос — P/R у нее какой?
получает заключение. Либо Петя обращается в суд с иском, в процессе заявляет ходатайство о назначении судебной экспертизы.
По отдельности — да где только их не оставляют. Почта, банки, страховые, поликлиники, мобильные операторы. В бухгалтерии учебного заведения в которой учились или организации, в которой работаете есть вообще все вместе.
Непосредственно сим-карта и доступ к транзакциям банковской карты оставляется «где угодно»? Ну ок. Кстати, выше вы упомянули про вашу экспертизу, ну так давайте приложим к списку документов высококачественное фото/скан собственноручно написанного заявления. Раз вы так уверены в вашей экспертизе.
А где и кем этот срок на самом деле определяется? Поделитесь секретом…
Понятия не имею кто и где, лишь говорю что вот это все про год — бред.jabr
21.10.2016 04:56«Вы о чем говорите? Вы заявили о этой экспертизе, так вот я повторяю вопрос — P/R у нее какой»
если интересует, погуглите сами: https://www.google.ru/search?q=подчерковедческая+экспертиза+вероятность
«Непосредственно сим-карта и доступ к транзакциям банковской карты оставляется «где угодно»?»
Проблема не в том, что оставляется «где угодно» или «не где угодно», а в доверии таким механизмам и наличии ответственности за эти вещи.
http://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10024465/
Как вы предлагаете такими вещами что-либо удостоверять?
" ну так давайте приложим к списку документов высококачественное фото/скан собственноручно написанного заявления."
Я думаю, что если ваше фото фото/скан будут настолько высококачественным, что позволит исключить возможность внесения изменений, вы совершите революцию. Оборудование только будет недешевым, проще ЭП получить.
А более серьезно — в ходе экспертизы исследуется и сама бумага, в т.ч. сила нажатия и т.п., короче советую почитать.
«Понятия не имею кто и где, лишь говорю что вот это все про год — бред.»
железный аргумент
1iddqd1
14.10.2016 17:33Зачем проверено? Чтобы уровень доступа остался тем же, как и без паспортных данных? Отличная логика работы. Если у мошенника есть данные паспорта и СНИЛС, то разглашение данных это проблема гражданина.
Gryphon88
12.10.2016 17:54С госсайтами самая неприятная, имхо, проблема, что они сделаны для галочки:
1. Неактуальная информация, в том числе адреса и телефоны
2. Нет ответственного за сбор фидбека с сайта: данные из «написать специалисту» улетают куда угодно, письма по адресу в разделе «контакты» фильтруются по неясному алгоритму с рандомным временем ответа
То, что они неудобные и вызывают кровь из глаз — это уже неважно, если функция предоставления информации и связи с учреждением не работает.1iddqd1
12.10.2016 18:33Более того, разрозненность баз данных поражает воображение, как и знание законов РФ чиновниками на местах. Иной раз гражданам говорят паспорт у тебя ненастоящий или ты не гражданин. На вопрос «с чего вы так решили?» приводится аргументация в стиле «вот когда с другого конца света подтвердят, тогда и поверим, ждите ответа». С другого конца света конечно не приходит вообще никакого ответа, видимо там всем лень, и после обращений в прокуратуру оказывается, что ты сам дурак и следовало наорать на дебила, чтобы он действовал в рамках законодательства РФ. Лучший гайдлайн для РФ, дарю)
Gryphon88
12.10.2016 22:20Проблема в том, что если тебе говорят «а это не так», «нет справки о получении справки» или «ты вообще кто?», нельзя получить письменное требование/возражение/отказ, а если такое получишь, а оно неправомочное — косячнику ничего не будет. Беготня «левая инстанция — прокуратура — обратно» занимает самое меньшее 2 недели и никакой компнсации, кроме моральной, не даёт.
Как с точки зрения безопасности обеспечить связность БД госучреждений, чтобы стало одно [работающее] окно? Чтобы данные не украли на месте или при передаче (коррупция, превышение полномочий, социнженерия, взлом), учитывая квалификацию и компьютерную грамотность среднего госслужащего и матобеспечение госучреждений?
Наорать — это вообще хороший способ, даже если ты неправ, а вопрос «можно ли изменить насилием мир к лучшему» в принципе бессмысленен :)1iddqd1
13.10.2016 15:12Согласен, гайдлайн нужен юридический для начальства и граждан, чтобы у чиновников была ответственность, а нам тут про шрифты толкуют. У авторов статьи и юридическое и экономическое образование есть, а не занимаются данной проблемой, видимо не могут. Они могут возразить, что я тоже не могу, так я и не берусь, и в окологосударственном окружении не вращаюсь.
По поводу безопасности конечно, есть нюансы, но есть и решения, в крайнем случае посадить везде прокладку биологическую для ответов. Денег в ведомствах нет, потому что 3/4 мозгоклюев следует уволить и денег окажется больше чем требуется. Отсуствие порядка приводит к раздуванию штата, раздувание штата к отсутствию порядка.
Osiris
13.10.2016 00:02Если честно, я поражен, что у такой великой страны только сейчас начинают писаться «брендбуки» — даже у нас «Книги стилей» (дословный перевод с латышского) появились около 7 лет назад.
С другой стороны, я поражен, что все-таки возможно выставлять на редакцию даже герб! Да и вообще все обсуждаемо.
Очень неожиданная статья :)jabr
14.10.2016 05:45Почитал еще раз внимательно Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» + Указы Президента РФ по использованию герба РФ.
Описание герба и картинка приводится в № 2-ФКЗ.
Указом президента Б.Н. Ельцина № 856 от 29 июня 1999 года создан геральдический совет при Президенте РФ., задачами которого является "… — геральдическое обеспечение в установленном порядке работ по созданию и использованию официальных символов и отличительных знаков;
— разработка рекомендаций по вопросам учреждения и использования официальных символов и отличительных знаков для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления...".
Так что вот очень интересно, как нашли вывод о возможности самостоятельного редактирования (видоизменения) изображения герба РФ…jabr
14.10.2016 05:53Да и еще есть вопрос по легитимности размещения изображения, визуально напоминающего герб РФ (https://habrastorage.org/getpro/habr/company/c0e/44f/bd3/c0e44fbd3b3b3cc44b9c5fca94ac5138.png) в качестве логотипа компании
shadovv76
02.02.2017 10:52в этом плане я был идеалист буквально до января этого года:
я считал что все телики (их 4 шт.) должны подключаться к серверу через роутер исключительно по проводам, чтобы FulHD 3D контент протаскивать без лагов.
А в рождественские каникулы задумался как ограничить просмотр моими детьми 8 и 9 лет мультов в течении рабочего дня после школы.
И переосмыслил концепцию проведя испытания.
Ничего нет проще расписания на отключение Wifi c 13:00-17:00.
После чего выяснил что лаги контента по вафле это 25 точек доступа в окружении!
Перешел на 5Гц три телека и так умели к четвертому TEW-664 докупил и лаги ушли. Теперь не занаю провода выкидывать или ждать 25 точек в 5Гц диапазоне (сейчас там 2 шт.)jabr
20.10.2016 03:09да, действительно:
1) по вашей ссылке — «Допускается несколько вариантов изображения герба:» и приводятся эти допустимые варианты.
2) по вопросу «логотипа»
Статья 8. Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Конечно, вы вправе иметь свое мнение на этот счет. Может быть данное осуждение позволит вам заранее подобрать нужные аргументы, если таковые когда нибудь еще вдруг потребуются.
heller
14.10.2016 14:09Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации» ( http://kremlin.ru/acts/bank/16414 ), герб России представляет собой: Широко распространено изображение Е. Ухналёва. И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном. Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию.
«… четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».jabr
19.10.2016 15:09«И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном.»
Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию."
приложение к ФКЗ не является обязательным? Завтра какой-нибудь художник карикатуру нарисует со всеми перечисленными в ФКЗ элементами — и все нормально, можно использовать?jabr
19.10.2016 15:27… да и этот Указ Президента РФ о геральдическом совете каждому художнику видимо тоже не обязателен…
p.s. не то, что бы меня это сильно задевает, нет. Просто занятно было обсудить.
sentyaev
Вот это да, мои налоги тратят на разработку шрифта и юзерпики чиновников.
heller
Не ваши налоги, а наши личные деньги.
sentyaev
Хорошо, источники финансирования из статьи не понятны.
С другой стороны, как раз к этому все и идет.
dmitrykabanov
Организатор проекта чуть выше ответил про источники финансирования :)
dmitrykabanov
Это открытый проект, все написано и даже озвучено выше. Хотя зачем читать и слушать, да?