Кадр прямой трансляции боевых действий с YouTube
Пресса для периодического освещения местных и мировых событий возникла сравнительно недавно — в конце XIX начале XX века, когда общий уровень технического развития, образованность населения и доступность печати достигли необходимого для существования газет и журналов уровня.
С момента создания Джозефом Пулитцером первого таблоида (и, фактически, «желтой» прессы), до сегодняшнего дня прошло почти сто сорок лет. Человек, именем которого названа самая престижная премия в области литературы и журналистики стал родоначальником крыла индустрии, которое до сих пор позорит честных авторов и клеймит без разбора почти всех работников сферы.
Пулитцера называют одним из самых успешных издателей в истории. В 1878 году он купил газету St. Louis Post-Dispatch и начал работу по повышению ее доходности. Джозеф Пулитцер первым в истории применил тактику разоблачений и «кричащих» заголовков ради привлечения внимания, что в то время солидно повышало продажи. Именно 1878 год можно назвать точкой «раскола» медиа и изданий на «желтые», старающиеся любыми путями максимизировать прибыль, и более сдержанные и нейтральные, которые стремятся освещать события корректно в ущерб популярности в массах.
Кроме утяжеления собственных карманов, Пулитцер добился еще и открытия ящика Пандоры: новости определенного градуса стали со временем приедаться и, чтобы не прогореть, «желтая» пресса стала все сильнее и сильнее нагнетать обстановку, видоизменив медиа до такой степени, что даже нейтральные издатели гоняются за «горячими» новостями о терактах, убийствах и катаклизмах.
Страдания других людей приковывают внимание.
Джозеф Пулитцер
Конечно, человеческая кровожадность — это не заслуга Пулитцера. Он лишь новым способом воззвал к одной из самой низших потребностей человека в виде «зрелища», удовлетворение которой с успехом практиковалось еще в стенах древнеримского Колизея.
Повальный интерес к негативной информации в СМИ возник не просто так. Психологи отмечают, что стремление человека к потреблению негативных новостей восходит не только к психике, но и к физиологии. В частности, при ознакомлении с шокирующими человека новостями (убийства, теракты, войны) последний испытывает выброс кортизола и адреналина, ведь любое упоминание потенциальной опасности вызывает на нее, опасность, реакцию организма.
Кортизол — глюкокортикоидный гормон стероидной природы, вырабатываемый в нашем организме надпочечниками. При попадании его в кровь быстро проникает через стенки клеток-мишеней, в основном — печени. Кортизол активизирует синтез глюкозы в гепатоцитах (клетках печени) и создание запасов в виде гликогена, при этом снижая темпы расщепления глюкозы в мышцах. Фактически, он отвечает за запасание энергии на случай опасной для жизни ситуации, которой традиционно для любого живого организма наибольшую опасность представляет голод по тем или иным причинам (так что косвенно, читая/смотря негативные новости вы толстеете). Постоянные же выбросы адреналина, пусть и в малых дозах, вызывают привыкание и формирование синдрома психической зависимости от плохих новостей.
Масла в огонь этой массовой наркомании подливает и поп-культура: остросюжетные фильмы, блокбастеры и ужасы стабильно собирают огромные кассы на переживаниях зрителей.
В психологической плоскости стремление к потреблению негативной информации некоторые исследователи связывают с инстинктивной необходимостью человека быть в курсе потенциальных угроз. Вопреки расхожему мнению о том, что инстинкт продолжения рода является основным, это не так. Основной инстинкт — это инстинкт самосохранения. Если ты умер, то род уж точно продолжить будешь не в состоянии.
Один из «кусков хлеба» СМИ различных калибров — как крупных и уважаемых, так и мелких, уровня таблоидов — освещение войн и различных боевых действий.
Война всегда притягивала к себе внимание публики по нескольким причинам. Во-первых — быть в курсе происходящего. Во-вторых — получить очередную дозу адреналина за счет горя и убийств на, чаще всего, другой части планеты. Военные корреспонденты существуют еще со времен Крымской войны (1853-1856) между Российской империей и коалицией в составе Французской республики, Британской и Османской империй. Именно этот военный конфликт называют первым, в рамках которого появились военкоры.
Роджер Фентон, первый официальный военный фотограф (корреспондент) в истории, работал во время Крымской войны
О мотивации журналистов того времени можно только догадываться, но вне всяких сомнений, они преследовали минимум две цели: осветить конфликт, свидетелями которого они стали, а также подготовить популярный и интересный публике материал. Но вне зависимости от того, какие цели преследовали и преследуют по сей день военные корреспонденты (что определяется лишь степенью их профессионализма) детище Джозефа Пулитцера сводит все к броским заголовкам, давлению на читателя и стремлению побудить его к состраданию одной из сторон.
Строго говоря, освещение военных конфиликтов в СМИ, в зависимости от политики издания и подачи информации, вызывает в людях конкретно эмпатию к той или иной стороне.
Эмпатия, в отличии от состарадания — эмоциональное состояние переживания без потери ощущения внешнего происхождения этого чувства. И вот, читая очередную сводку новостей из очередной «горячей» точки на карте, все мы испытываем эмпатию к одной из сторон, вновь погружаясь в водоворот наркотического опьянения негативной информацией.
Освещение военных конфликтов уже давно переросло в отдельный вид деятельности: специальные корреспонденты чаще всего являются мужчинами, проходят военную подготовку и четко понимают, где и зачем они находятся.
Конечно, подобный уровень могут позволить себе только передовые издания, которые либо имеют солидную репутацию среди СМИ, либо серьезную финансовую поддержку извне. Как бы то ни было, последние десятилетия военкоры во всех подробностях смакуют каждую деталь происходящего во время боев. На планете всегда где-то идет война, если не между государствами, то гражданская, от чего поток негатива не иссякает. Если же на передовой затишье, то всегда найдутся новости местного «разлива» об очередном жестоком убийстве или прочем проишествии, а военкоры подождут своего часа.
Последним и, в чем-то логичным этапом освещения боевых действий стала прямая трансляция боев за город Мосул, Ирак, которая шла на Youtube в течении двух часов 16 октября этого года.
С этого момента человечество пересекло очередную границу. Это не прямое включение корреспондента с места событий, не подготовленный материал, который в дальнейшем, с большой долей вероятности, ляжет в основу хроник или артхаусных произведений. Это — прямая трансляция продолжительностью два часа, которая самим своим существованием заявляет о новом этапе в способах подачи контента.
Если раньше информация проходила через множество фильтров в лице корреспондента, редактора, корректора, то теперь потребитель контента остается один на один с реальностью без какой-либо цензуры.
Первое открытие, которое могут сделать взрощенные на броских заголовках «потребители людского горя» в лице читателей СМИ, отдающих предпочтения негативным новостям — это то, что война не так динамична, как казалось ранее. Ведь большую часть времени на экране ничего не происходит, а некоторые военкоры утверждают, что 98% времени — это просто рутина. Следовательно, до нас обычно доходят именно 2% происходящего, отфильтрованные и «отжатые» через десяток рук, которые проходит материал перед публикацией.
Благодаря развитию высоких технологий, сети Интернет, в частности, сетевых СМИ, насилие стало обыденностью. Единственное, что сдерживало СМИ ранее — требование суверенных правительств к ограничению уровня отражаемой в материалах жестокости. Зацензуренные кадры покалеченных тел, никаких убийств, предупреждения о «контенте для взрослых». Все это превращало освещение конфликтов в некую «игрушечную» войну, где-то далеко и понарошку.
Но возможность прямой трансляции 24/7, которую предоставило нам развитие технологий и средств коммуникации, пусть и с одного-единственного ракурса, перечеркивает весь существующий институт цензуры. Теперь невозможно будет «отфильтровать» и «смягчить» контент, потому что потребитель имеет к нему доступ в реальном времени. Причем доступ в виде первозрданном, без комментариев и «выбора сторон» со стороны редакции.
Тема наблюдения за боевыми действиями в режиме онлайн не единожды поднималась в литературе и кинематографе. Ярчайшим примером последних лет можно назвать фантастический фильм «Геймер», где за ходом современных гладиаторских боев наблюдают в прямом эфире по всему миру.
Кадр из к/ф «Геймер», реальным бойцом управляет другой человек
Также концепция реального насилия в формате интерактивного шоу не так давно поднималась в серии книг «Голодные игры» и их последующих экранизациях. Тема гладиаторских боев постоянно всплывает в популярной культуре, а основное и единственное их отличие от арены Колизея — использование высоких технологий, шаг к чему мы уже сделали.
Из всего этого возникает закономерный вопрос: технологии предоставляют возможность настоящего беспристрастного освещения информации, манипулировать которой не получится и о которой пишут фантасты, либо же открывают очередной ящик Пандоры, как это сделал в свое время Пулитцер?
Ведь предугадать к каким деформациям общественного сознания приведет знакомство с повседневностью боевых действий не представляется возможным.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (80)
Garbus
18.10.2016 21:59+5Даже прямая трансляция боевых действий мало что изменит по существу. Ведь транслировать будут не то, как принимаются решения и поддерживается «правильная» сторона конфликта. А то как непонятные личности, найдя оружие явно под кустом, вдруг начинают «угрожать безопасности» страны находящейся на противоположной стороне планеты.
В чем-то правда слегка поможет. Заявлять что все тихо и спокойно, когда идут бои, станет сложнее. Но выводы из увиденного обывателю делать непросто, форма подачи и недостаток информации могут даже неглупого человека убедить нужном направлении.vrmzar
19.10.2016 03:12+1Полностью согласен. Любая трансляция, даже без малейших искажений, останется голым фактом. Контекст, подноготная, интерпретация всё равно предоставят широчайшее поле возможностей для манипуляции. По большому счёту мало что изменится. Самая прямая трансляция всё равно останется картой, и не станет территорией.
Garbus
19.10.2016 03:51+2К тому же, почему-то регулярно забывают еще один момент. При прочих равных, тот у кого больше ресурсов, вероятнее организует нужное количество трансляций выгодных ему моментов.
Примерно как с честными выборами. Один умный, но никто его не знает, зато у другого достаточно денег, чтоб о нем говорили даже из утюга.
Tertium
19.10.2016 13:27согласен, более того, современнный (а может, и не только) зритель скажет скуууууука и переключит на что-то более динамичное, вот на ту же традиционную выжимку хотя бы или на коубы
vmb
18.10.2016 22:17-6Что-то многовато на сайте стало статей о том, как всё плохо на Западе. Заглавие вроде бы общее, а объект довольно односторонне выбран. О деградации других СМИ ничего не сказано. Распятые мальчики, инсценированные обстрелы под камеру, вот это всё.
ragequit
18.10.2016 22:27+11Извините, а где вы усмотрели привязку к конкретным СМИ? Упоминаются лишь желтые издания как таковые. Никаких скреп или что вам там померещилось.
vmb
18.10.2016 22:29-4Но все ведь исторические примеры западные. Возможно, это непреднамеренно, но при восприятии крен возникает. Ну и ощущение слона, о котором никто не говорит, хотя тема затронута напрямую.
dfgwer
19.10.2016 01:50+7Политота это такая вещь, после которой везде видишь политоту. Как лечиться непонятно. Нужно ли лечиться, тоже непонятно. Ведь политота действительно везде.
useluch
19.10.2016 07:31+3На момент начала описанных трансформаций правила задавали именно западные СМИ, да и сейчас задают, так что крен объективный.
af_loopen
19.10.2016 07:31-4Человека возмутило — упомянут Мосул, значит это какбэ на кого то конкретно намекает. А подобные намеки входят в диссонанс с тем, что ежедневно рассказывает телевизор про кровожадных русских, которые выпив водки под звуки балалаек и в сопровождении медведей уничтожили 100 млн. человек авиаударами и еще 800 млн. сослали в гулаг.
ZetaTetra
19.10.2016 09:17+5ежедневно рассказывает телевизор про кровожадных русских, которые выпив водки под звуки балалаек и в сопровождении медведей уничтожили 100 млн. человек авиаударами и еще 800 млн. сослали в гулаг
Так еще остались живы те, кто способен рассказать про своих родных, которых расстреляли, заподозрив «врага народа». Вот пройдёт ещё лет 30-40 и канут в лету все эти истории… А я к стати из тех, кот знает, сколько из его семьи расстреляли свои-же, я пятерых родственников лишился. Благо во времена ЕБН эту информацию стало получить значительно проще. :)
SPBNike
19.10.2016 04:49-14Распятый мальчик — это доказательство того, что российские СМИ — отличные СМИ.
Тем более, что помалкивать бы вам с ним, учитывая, что распятые действительно были.vlreshet
19.10.2016 17:12+2И перестаньте мне гадить в личку своими вланжными патриотическими мыслями.
P.S. ольгиновцы на новый уровень вышли?
ruikarikun
А почему упомянуты «Голодные игры», а не «Королевская Битва», с которой они, безусловно, срисованы?
Косюн Таками написал «Королевскую Битву» в 1997 и опубликовал в 1999 году, в то время как «Голодные игры» написаны почти десять лет спустя.
ragequit
«Голодные игры» проще для восприятия и задают меньше вопросов о том, кто они такие.
PatientZero
Вроде в КБ, в отличие от ГИ, не было трансляции битвы по телевидению, или я ошибаюсь?
ClearAirTurbulence
Была, конечно же.
DrPass
А задолго до них были и «Бегущий человек», и книга, и фильм, и ещё раньше «Премия за риск». Так что кто с кого был безусловно срисован, вопрос риторический. Назовите это «автор вдохновлялся».
mukizu
А Колизей вообще построили римляне…