Все, кто работал с seo-продвижением ни раз слышал утверждения: “Сайту нужно семантическое ядро (СЯ)”, “Нет семантического ядра – нет и продвижения”, “СЯ – это основа сайта” и т.д. и т.п. Вскоре начали говорить, что СЯ – это, конечно, хорошо, но нужна ещё и “карта релевантности” (она же карта перелинковки, карта вхождения ключевых запросов). Но с определением этого понятия творится какая-то неразбериха. Даже подробные гайды по составлению карты релевантности от ведущих агентств ясности не добавляют. Сложно понять как с тем, что они показывают в примерах можно работать системно.

В статье мы поделимся нашим видением этого инструмента и опытом разработки.

Что о карте релевантности говорят в интернете?

Об этом инструменте написано мало, одно из наиболее полных определений можно найти на сайте агентства “Текстерра”:

“Карта релевантности – это файл в формате .excel, который создают наши специалисты отдела продвижения перед началом работ по продвижению. Карта релевантности – это, по сути, семантическое ядро, натянутое на структуру сайта. Помимо этого, карта релевантности содержит информацию о:

Перелинковке, т.е. внутренних ссылках со страницы-донора на страницу-акцептор (отражаются ссылки, которые уже существуют и которые только будут проставлены в ходе работ в будущем)
Релевантности таких элементов, как H1, Title, Description.” (Текстерра)


Вот как это выглядит у них:


Зачем нужна карта релевантности?

В том же источнике читаем:

“К этому документу постоянно обращаются при работе наши seo-оптимизаторы и копирайтеры. Благодаря ему не возникает путаницы и случайных ошибок, не появляются разделы, релевантные тем или иным ключам, которые должны присутствовать совсем на других страницах. Например, релевантной страницы еще нет, но она уже отображена в плане, и мы знаем, что на другой странице нельзя «накачивать» текстовую релевантность по ключам, которые «забронированы» другой, пока еще не существующей, страницей”. (Текстерра)

Все, что сказано верно, но смотрим на пример карты в скриншоте и совершенно не понимаем как с этим инструментом можно работать системно:

  • Как использовать нескольким сотрудникам? Если это Excel, то для синхронизации изменений придется вводить отдельную должность “Синхронизатора”.
  • Как производить сортировку и фильтрацию? Сама структура документа не предполагает фильтраций, а ведь это очень важно, когда работаешь с массивом данных.
  • Как понять какая семантика к какому разделу сайта принадлежит?
  • Как выделить приоритетные страницы для работы?

В общем, вопросов больше, чем ответов. Вероятно статья устарела, либо в в качестве примера использован упрощенный вариант.

Наш вариант карты релевантности

Вначале определимся с тем, что нам нужно в этом документе:

1. Совместное редактирование. Должен иметь возможность правки несколькими сотрудниками.
2. Фильтрация. В карте представлено много разных данных, а значит без фильтрации и сортировки никуда.
3. Наглядность общей структуры сайта. Это значит, что в карте понятно какой запрос к какому разделу и подразделу сайта относится.
4. Полная информация о семантике. Частотности, страницы на сайте, метатеги, расположение согласно разделам сайта – удобно всё это видеть в одном месте.

Первое требование решается легко с помощью Google SpreadSheet. Волшебный инструмент для совместного редактирования, делает почти всё тоже самое что и Эксель, но ещё и в режиме онлайн.

Соответствовать остальным пунктам сложнее. Для этого придётся обратиться к теории реляционных баз данных :)

Работа с фильтрацией

Чтобы удобно работать с фильтрацией (повторимся, без этого нет смысла использовать таблицы! Пишите в блокноте – разницы не почувствуете) необходимо иметь таблицу в нормализованном виде, в данном случае это “1 нормальная форма”.

“Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом своем поле более одного значения и ни одно из ее ключевых полей не пусто”.

Проще говоря, таблица не должна иметь составных полей и пустых важных полей. В любой строке таблицы вам должно быть понятно к чему относятся отраженные в ней данные.

Это делается легко, и выглядит примерно так:


В этом случае мы можем использовать стандартную фильтрацию и сортировку. Каждая строка в отдельности содержит все необходимые данные для ее идентификации. В выделенной строке понятно, что запрос “бктп” относится к группе “БКТП”, которая, в свою очередь, относится к разделу “Оборудование”. Запрос имеет частотность 255.

Наглядность общей структуры сайта

Для этого построили сводную таблицу по исходным данным. Ниже представлен маленький ее кусочек.


В агентстве мы постоянно работаем с картой, поэтому быстро поняли, что такой вариант не вариант. И вот почему:

В одном документе нужно хранить много разных данных, но все они относятся к двум разным сущностям. Например, частотность относится к каждому запросу в отдельности, а вот url страницы относится к группе запросов. И чтобы в таблице все было правильно приходится для всех запросов, относящихся к одной странице, указывать один и тот же url. Копирайтеру и менеджеру проекта важна карта в разрезе страниц сайта, а для seo оптимизатора важнее ключевые слова. Короче нестыковочка.


Получается вот такой ад.
Разрываясь между представлением данных “одна строчка — один запрос” либо “одна строчка — одна страница”, мы нашли ну просто изумительное, на наш взгляд, решение. Объединив два уровня абстракции в одной таблице с помощью скриптов, мы сделали нашу карту релевантности двуликой, так сказать. Появилось два варианта представления карты, опишу каждый из них подробно, чтобы было понятно как это сделано и для чего.

Первое представление “Одна строка – один запрос”. Если мы работаем на уровне запросов, то наша карта выглядит так:


Это представление “Одна строка – один запрос”. Вся информация указана для каждого конкретного запроса. Мы можем сортировать фильтровать их, делать все что угодно.

Здесь есть ряд фишек, которые делают её безумно удобной:

  • Отображено до 5 уровней разделов/подразделов (если требуется, то можно и больше);
  • на скриншоте ниже видно, что в первой строке название раздела визуально выделено, а последующие аналогичные названия затемнены. Такие выделения делаются автоматически с помощью банального условного форматирования и значительно упрощают восприятие структуры сайта;


  • Можно отфильтровать так, чтобы отображались запросы только одного раздела, или любого подраздела;
  • Есть возможность отсортировать запросы по частотности;
  • Можем легко скопировать список интересующих запросов и нам не придётся тащить за собой кучу разрозненных, не связанных между собой строк. Удобно, к примеру, собрать дополнительную статистику в других сервисах;
  • Видно к какой странице какой запрос относится, можно отфильтровать запросы, относящиеся только к одной странице или к группе страниц.

В общем фильтруем всё вдоль и поперёк. Добавляем новые характеристики запросов, такие как частотность, title, description и вообще всё, что нужно знать в разрезе запроса.

Представление “Одна строка — одна страница”

Повторюсь, что предыдущее представление прекрасно подходит для работы с запросами, но как только нам необходимо добавить данные, относящиеся к странице, то возникает неудобство. И тут на помощь приходит представление “Одна строка – одна страница”. Пишем небольшой скрипт, выбираем в меню Гугл таблиц пункт “Сгруппировать”.


Скрипт перебирает строки в нашей таблице и группирует все данные для каждого url. Получается следующий вид:


В этом виде данные указаны для каждого URL, то есть для каждой страницы.

Здесь:
Данные разделов (цифра 1) — группируются
Данные запросов (цифра 2 ) — объединяются в одно поле через запятую
Адрес страницы URL (цифра 3) — группируются
Данные по страница (цифра 4) — группируются

Вот, что нужно от представления карты в разрезе страниц:

  • Можно скопировать страницы списком (например, для проверки страниц в сервисе проверки уникальности);
  • Отметить факт выполнения какой-либо работы, относящейся к странице. Сюда можно добавить всё, что угодно: “Проверку на уникальность”, “Проверку оптимизации текста”, “Проверку индексации страниц” и т.д. Проверяете тексты по Закону Ципфа или пропускаете через сервис Главред? Добавьте новое поле и фиксируйте факт выполнения;
  • Копирайтер видит требуемые страницы, по которым еще не написан контент.


Таким образом, в одном файле все участники процесса видят сделанное и запланированное.

Если же нам понадобилось вернуться к представлению “Один строка – один запрос”, но мы жмем “Разгруппировать” и возвращаемся к предыдущему виду:


Что мы получили в итоге?

У нас получилась многоуровневая карта релевантности, которая:

  • Хранится “в облаке” и не требует дополнительной синхронизации;
  • Позволяет удобно работать совместно;
  • Позволяет наглядно видеть всю структуру сайта;
  • Позволяет хранить информацию в разрезе запросов и одновременно с этим работать в разрезе страниц;
  • С помощью скриптов можно менять представление данных в зависимости от потребностей каждого участника проекта;
  • С помощью скриптов указать данные, относящиеся к странице только один раз, а для каждого запроса этой страницы данные продублируются автоматически;
  • Упрощает диалог с копирайтером. По сути карта является готовым ТЗ к каждой странице сайта;
  • даёт всем участникам процесса видение общей картины проекта.

А как вы работаете с семантикой? У каждого свои методики — давайте делиться.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (3)


  1. Toshiro
    18.11.2016 17:38
    +1

    А почему excel? На дворе уже почти 2017й год. За полдня делается сервис на Flask/Django… да хоть битрикс (сарказм), в котором нет перечисленных проблем, где все работают централизовано и который через API привязывается к самому сайту от виджетов на фронтенде в режиме админа вплоть до инфы на любом уровне админки, с любыми необходимыми специалистам данными. И этот же сервис можно параллельно основной работе развивать и улучшать. Может хватит сходить с ума разбрасывая по облакам километры файлов для «совместной работы»?


    1. AYShestakov
      20.11.2016 15:29

      Тут большее и не нужно.
      Проблемы Вы неправильно поняли. Основная проблема — это группировка-разгруппировка запросов. Т.е. просто нужно работать с разными видами таблиц в разных случаях. Чисто сеошные заморочки в конкретном случае.

      У Google Docs прекрасный API — можно, при желании, прикрутить и к сайту и так далее


  1. AYShestakov
    20.11.2016 15:31

    Ну и уж раз вы опубликовали свои идеи на Хабре, где разбор скрипта? Как он написан? Ссылка на пример…