В последние годы формируется новый класс ракет-носителей — сверхлегкие, очень простые и стартующие с рельсовых направляющих. И им что-то не везет — в конце 2015 года аварией закончился первый пуск американской РН Super Strypi, а 14 января этого года неудачно прошел запуск переделанной из геофизической в космическую японской ракеты SS-520-4. Будущее обоих проектов туманно, а жаль — там используются интересные технические решения, и такой тип ракет-носителей теоретически может найти свою нишу.
Пуск 14 января
Изначально ракету хотели запустить 10 января, но старт перенесли из-за плохой погоды — скорость ветра превысила максимально допустимые значения. 14 января, ясным утром в 8:33 местного времени ракета красиво стартовала с направляющей.
В первые минуты информация была противоречивой — некоторые новостные агентства сообщали об удачном пуске, некоторые писали про потерю телеметрии. Но довольно быстро ситуация разьяснилась — телеметрия с ракеты пропала на 20 секунде, а без нее наземный ЦУП не дал команды на запуск двигателя второй ступени. Поднявшись на 200 км, ракета-носитель с полезной нагрузкой упала в Тихий океан.
Конструкция, циклограмма и полезная нагрузка
Ракета-носитель SS-520-4 является модификацией ракеты SS-520 из целого S-семейства японских геофизических ракет.
Фото: Wikipedia
Геофизическая S-520 способна поднять до 100 кг груза на высоту до 300 км и обеспечить не менее пяти минут невесомости для полезной нагрузки. Впервые она была запущена в 1980 году и последний раз стартовала в 2015. Добавив к S-520 вторую ступень, японское космическое агентство получило SS-520, которая уже могла поднять 140 кг до высоты в 1000 км. В этом варианте ракета успешно стартовала в 1998 году с космодрома Утиноура (также называется Кагосима по имени префектуры, где расположен) и в 2000 с полигона Свальбард в Норвегии. SS-520-4 — это, фактически, обозначение номера пуска, а не отдельного типа ракеты-носителя (чтобы было еще смешнее, суборбитальный пуск SS-520-3 еще не состоялся), но в этот раз на ракету поставили три ступени и сбрасываемый блок ориентации.
Фото: JAXA
Циклограмма выведения у ракеты-носителя была запланирована весьма необычной.
Первая ступень S-520, диаметром 0,52 м и длиной 6,1 метра, развивает среднюю тягу 14,6 тонн. При полной массе ракеты в 2,6 тонны начальное ускорение составило 5,6 «же», и оно только увеличивалось по мере выработки топлива и облегчения ракеты. Двигатель первой ступени работал 31 секунду, тратил 1587 кг твердого топлива, за это время разгонял ракету до 2 км/с и успевал поднять на высоту 26 км. При этом у первой ступени не было своей системы управления, она наводилась поворотно-подъемной рампой стартового устройства и в полете раскручивалась хвостовыми стабилизаторами, используя вращение для стабилизации полета.
На 67 секунде полета и высоте 81 км должен был сброситься головной обтекатель. Еще спустя секунду — отделиться первая ступень. Начиная с 79 секунды (высота 97 км) планировалось включение системы ориентации на сжатом газе. Питаясь от 5,7-литрового бака со сжатым азотом, импульсные газовые двигатели сначала вводили вторую и третью ступень в прецессию, и, через нее, должны были повернуть связку в горизонтальное положение. На 107 секунде блок ориентации по плану завершал работу и сбрасывался сорок секунд спустя.
На 157 секунде наземный ЦУП должен был вручную решить, дать ли команду на дальнейшее выведение. Если бы все прошло хорошо, эта команду должны были отправить на 164 секунде. На 180 секунде, когда скорость ракеты успела бы снизиться до километра в секунду, а высота — вырасти до 179 км, включился бы двигатель второй ступени. Вторая ступень длиной 1,7 метра с 325 кг топлива должна была за 24,4 секунды разогнать ракету до 3,6 км/с. На 235 секунде она бы сбросилась, и, спустя 3 секунды, должна была включиться третья ступень (длина 0,8 м, 78 кг твердого топлива на борту), которая бы разогнала полезную нагрузку до 8,1 км/с. В результате спутник массой 3 кг должен был выйти на орбиту 180х1500 км всего за четыре с небольшим минуты, хотя обычные ракеты выводят спутники примерно десять минут. При этом вторая и третья ступень не имели полноценной системы управления, стабилизировались вращением, а третья ступень даже не имела полноценных телеметрических каналов — на ней поставили небольшой модуль GPS, который через спутники связи Iridium должен был сообщить данные о высоте и скорости.
Профиль выведения тоже получался необычным — старт происходил круто к горизонту, а затем уже полезная нагрузка двигалась бы практически горизонтально.
Ракета-носитель имела начальную массу 2,6 тонны, что делает ее одной из самых легких космических ракет-носителей в истории космонавтики. Для сравнения, Super Strypi весила 28 тонн.
Полезной нагрузкой был кубсат формата 3U TRICOM-1 с шестью камерами для наблюдения Земли.
Фото: JAXA
Туманное будущее
Несмотря на простоту используемых технологий, на SS-520-4 Япония потратила $3,5 миллиона. Ожидалось, что последующие пуски будут дешевле, но пока неизвестно, будет ли развиваться программа SS-520, и если да, то как. Для сравнения, на Super Strypi потратили $45 миллионов с 2007 года, и, по состоянию на 2016 год, проект висит в воздухе — он не закрыт окончательно, но денег на новые ракеты не выделяют, и неизвестно, выделят ли.
Тем не менее, у самого принципа сверхлегкой ракеты-носителя для выведения наноспутников вполне может быть потенциал. Первые кубсаты были запущены в 2003, за последние годы было выведено больше трех сотен кубсатов разных форматов, и в манифесте только на 2017 год их содержится уже в районе двух сотен. Из студенческих и экспериментальных аппаратов наноспутники уверенно переходят на уровень прикладных. Как правило, сейчас их запускают попутной нагрузкой с «обычным» спутником или большими группами, а рыночная стоимость выведения оценивается в $250 тысяч за кубсат формата 3U (3 блока 10х10х11.35 см). Теоретически, за возможность быстрого выведения своего кубсата на отдельную орбиту заказчик может заплатить и больше. Именно здесь может найтись ниша простым ракетам-носителям, которые:
- Используют твердое топливо, с которым проще и дешевле обращаться.
- Минимизируют количество электроники — стартуют с рампы, стабилизируются вращением и вообще не используют системы управления на некоторых ступенях.
- Уменьшают косвенные расходы за счет сокращения обслуживающего персонала, уменьшения в размерах и упрощения обслуживания.
Если найдется фирма, которая сможет перебороть проблемы, порождаемые этими техническими решениями (например, у Super Strypi двигатель первой ступени банально не выдержал вращения), переживет первые неудачи и сможет снизить цену запуска, то такие сверхлегкие ракеты-носители вполне смогут стать популярными на растущем рынке наноспутников.
Комментарии (71)
Rumlin
23.01.2017 08:35+1Теоретически, за возможность быстрого выведения своего кубсата на отдельную орбиту заказчик может заплатить и больше.
Вопрос только в том насколько это востребовано. Не так много кубсатов в год строится, еще меньше надо срочно запустить.
А в общем случае имеет смысл, если ракеты могут долго храниться. Производя некоторое количество универсальных ракет в год, которые могут быстро подготовлены для запуска после хранения, можно снизить стоимость. По требованию заказчика либо в космос либо как метеорологическая. К слову в СССР было много запусков
Ежегодно они запускали по 600 ракет.
lozga
23.01.2017 08:36Если смогут сделать дешево и пускать часто, то и цена снизится
maxpsyhos
23.01.2017 08:55А так ли велик теоретический спрос на кубсаты в принципе? Для больших и долгосрочных проектов всё равно лучше полноценные большие спутники на высоких орбитах. А на «поиграться» даже 100 тыс. за штуку (не считая полезной нагрузки) — это слегка дороговато. Да и много ли кому оно в принципе надо, даже за бесплатно?
Rumlin
23.01.2017 21:33+2Вот кстати специализированный промышленный журнал http://cs.groteck.ru/SATCOM_2017/files/satcom_2017.pdf
С коммерческой точки зрении создание систем и связи и ДЗЗ на базе КА типа CubeSat в настоящее время лишено всякого смысла
black_semargl
24.01.2017 12:07+1Тут нет никаких цифр.
Но вот на пальцах — берём фотик на 20МПх, прикручиваем к нему крутой объектив и снимаем поверхность. Реально? Да.
Конечно 0.5м на пиксель не получим, но для каких-то задач будет нормально.
voyager-1
23.01.2017 10:16Вопрос только в том насколько это востребовано. Не так много кубсатов в год строится, еще меньше надо срочно запустить.
Ну рынок кубсатов имеет туже проблему, что и у их старших братьев — это стоимость вывода. Так что рынок можно запросто увеличить в разы, если цену на запуски снизить. Тем более сейчас средний вес спутников постоянно снижается (за счёт прогресса в электронике, фотоэлементах и средствах связи), так что рынок кубсатов весьма перспективен сам по-себе (хотя основным форм-фактором для спутников он конечно вряд ли станет.
И у кубсатов есть одно важное преимущество — их срок жизни на низкой орбите ограничен десятками лет, в то время как обычные спутники, в зависимости от орбиты — могут оставаться там сотни, и даже тысячи лет (а мусора на орбите уже и так хватает).
Так что у кубсатов есть своя ниша: возможность попробовать себя — для студенческих групп; проверка каких-нибудь технологий для старших братьев — чтобы целым «большим» спутником не рисковать; какие-то простые проекты, вроде создания искусственной звезды.
black_semargl
23.01.2017 11:59+1Тут есть ещё один момент — снимается ограничение на «пассивность» кубосата.
Т.е. он может иметь активные элементы и двигатели — если бабахнет, то не теряется дорогая основная нагрузка «большого запуска»
mediatr
23.01.2017 09:22+1Мне вот интересно, можно ли для запуска подобных легких ракет, либо вообще любых ракет, использовать разгонные рельсы с магнитной левитацией? Как у маглева. Например сделать петлю большого диаметра… или что-то подобное. Подскажите кто знает, почему это не реализуется.
lozga
23.01.2017 09:23+1Можно поставить рельсы для начального разгона. Были проекты, но дальше моделей не ушли.
SvSh123
23.01.2017 11:15+1Громоздко и дорого. У таких ракет одно из главных достоинств — нетребовательность к инфраструктуре.
Вот для разгона чего-то крылатого такая конструкция была бы кстати.
charmstreng
23.01.2017 10:53-20Все кто посвящен… знает что Это обычный Бытовняк. грузят в который — Секонд Хенд.
Будущее уже давно не на этом поле ..http://oaum-ozon.narod.ru/library/publications_vsg_s84/bystroprotekayuschie_pvsfvkify_1988.html
Это только вектор… на поле ЭПС. Но чтобы его читать… Нужна физика 3000
а сейчас =физика 1999.
Если Америка поменяет свою матрицу =клептопаразита. на синергиста. То может… технологии пойдут не на военку… а в гражданку… Но Сами америкосы.такого потенциала не имеют. Значит… надо ждать… климато-геологический фактор… Потому что Верить народу который участвовал в мошенничестве полета Голливуда на Луну… Проблематично… если бы Это был Зять для Вашей Дочери.То исход был бы понятен.Идейный наркоман хуже -химического. Тот питается людьми другой химией от людей…
В России пользуют Физику 3000. в Публичном Доступе =второй год.lozga
23.01.2017 10:54+27Сначала я подумал отклонить этот комментарий, но потом передумал — хороший, качественный бред с шизофазией встречается не так часто.
Osel_Ia
23.01.2017 11:58Да Вы тонкий ценитель… Действительно, такие комментарии стоит читать под хороший крафтовый самогон… вполне заменяет по совокупному действию марочку ЛСД.
ilyaplot
23.01.2017 14:25+2Очень похоже на чью-то поделку с ИИ. Вот только обучалась она, видимо, где-то в одноклассниках или вк.
FirExpl
23.01.2017 11:35+8Дайте угадаю, вы испытываете нового бота на основе нейросети, которого вы обучали на форумах всяких заговорщиков и прочих уфологов? :)
evilrussian
23.01.2017 12:41Я бы почитал бы форум таких ботов ради развлечения. Это напомнило бы мне времена ереси от Упячки
jetexe
23.01.2017 12:05я даже не поленился поискать про эту «физику 3000», но нашёл только заброшенный паблик в ВК
Больше упоминаний нет
nad_oby
23.01.2017 15:30+2Не поленился сходил по ссылке.
Давно так не смеялся.
Прочитал: "Для облегчения головной боли используют просеянную муку..."
И закрыл.
Мукой, значит, голову сыплем и мигрень прошла.
А мы то и не знали…
Пойду сито поищу.
black_semargl
23.01.2017 11:55+1Именно здесь может найтись ниша простым ракетам-носителям, которые:
1) Используют твердое топливо, с которым проще и дешевле обращаться.
2) Минимизируют количество электроники — стартуют с рампы, стабилизируются вращением и вообще не используют системы управления на некоторых ступенях.
1) Обращаться проще, только вот изготовление и корпуса и заряда требует привлечения профессионально занимающихся этим фирм, с их не имеющих аналогов ценами.
В то время как бак для керосина можно сварить из листа в гараже.
2) Удешевляет, но резко повышает риск «что-то по мелочи пошло не так и с этим ничего не поделать»SvSh123
23.01.2017 12:21Так речь и не идет о любительских ракетах.
И кстати, любительские ракеты как раз сплошь твердотопливные.
lozga
23.01.2017 12:28+1Наоборот, это скорее твердое топливо можно лить чуть ли не в гараже. А вот ЖРД, всякие клапаны, едкие или холодные компоненты — вот тут простор для разных проблем.
black_semargl
23.01.2017 16:38Лить — да, а производить? Тем более не просто карамельку, а способное до космоса дотянуть?
Ну и мотанный корпус — тоже не просто так.
В общем всё как обычно — чем меньше трудозатраты запускающего — тем больше трата его денег.lozga
23.01.2017 22:10+1Топливо на основе перхлората аммония — давно не военная тайна. В США разных двигателей на нем — выше крыши, значит и другие могут.
black_semargl
24.01.2017 12:09Да конечно не тайна. Только вот я бы его в гараже варить не стал.
SvSh123
24.01.2017 12:34+1Работать с азотной кислотой, амилом или тем более жидким кислородом в гараже тоже не очень-то. :)
И напрасно Вы так уничижительно отозвались о карамельках.black_semargl
24.01.2017 14:16+2Карамелька штука хорошая но УИ 125 говорит о том что она не для космических полётов.
Работа с азотной кислотой или ЖК требует просто аккуратности — жидкости хоть своеобразные, но не ядовитые.kamaikin
24.01.2017 15:52+1УИ карамельки доводится до 185.
Saturn_V
24.01.2017 18:04+1И что? Шестиступенчатая ракета-носитель будет иметь мю ПН 0.0475% Ракета массой 2105 кг сможет доставить на НОО всего лишь 1 кг полезной нагрузки. Это ужасно мало. УИ слишком низкий.
kamaikin
24.01.2017 18:42Хм… а с каким техническим совершенством считали? У карамельки достаточно низкая температура горения, и давление в двигателе. Что в свою очередь позволяет, использовать неармированные металлом корпуса двигателей, и легкие камеры сгорания (что для перхлоратов не допустимо, там все намного серьезнее) В общем, для семи правда ступенчатого носителя (или восьми… как давно я такими расчетами занимался) выводящего десять килограмм на орбиту масса получается около 6500 килограмм. При этом из за малой массы и практически бросовой цены на компоненты топлива, а также на компоненты двигателя… в общем такая ракета и стоить будет копейки…
Saturn_V
24.01.2017 19:33+2Массовое совершенство я принимал равным 0.125, что и так является завышенным показателем для любительской ракеты. Масса восьмиступенчатой ракеты с таким массовым совершенством и УИ=185 сек для вывода 10 кг на НОО составит 9113 кг. Но это лишь в теории. А на практике — 15 тонн минимум.
Saturn_V
24.01.2017 18:26+1Вы преувеличиваете.
Во-первых, производство РДТТ на перхлоратах это 223 УК РФ.
Во-вторых, перхлорат стоит на два порядка дороже азотной кислоты.
В третьих, работать с концентрированной азотной безопаснее, чем с перхлоратами. На этом видео человек вообще работает с НДМГ и АТ даже без перчаток.
В четвёртых, процесс изготовления РДТТ требует контроля качества, чтобы в заряде не было микротрещин.
В пятых, на первой ступени РН теплоизоляция не обязательна (в случае с ЖК).
В шестых, УИ любительского РДТТ составляет 250-260 сек. УИ любительского ЖРД на паре скипидар/азотная кислота составляет до 305 секунд (Interorbital Systems).
В седьмых, любительские РДТТ имеют худшее массовое совершенство, чем любительские ЖРД.
В восьмых, использование ЖРД позволяет сделать двухступенчатую РН с хорошей мю ПН. Для РДТТ — минимум три ступени.
В девятых, РДТТ имеют большую перегрузку в конце работы. Её можно уменьшить, изменяя профиль заряда. Но это не для любителей.SvSh123
25.01.2017 01:53+1С амилом-гептилом нужнее не перчатки, а противогаз, НЯЗ.
Интересно, а комбинированные двигатели (ГИРД-0Х, космолеты Рутана) проще или сложнее сделать, чем ЖРД?black_semargl
25.01.2017 10:22По сути, это ЖРД, у которого один из компонентов заранее набит в камеру сгорания.
По мне — такое сделать сложнее.SvSh123
30.01.2017 09:37Тогда интересно, почему Рутан предпочел именно такой тип двигателя.
Насколько я понимаю, он выигрывает у ЖРД по массогабаритам, но хуже поддается масштабированию.
lozga
26.01.2017 19:50+1Погодите, "в гараже" я понял как юр. лицо с минимальными техническими возможностями. Оно сможет юридически обосновать законность производства твердотопливных ракетных двигателей. Хотя, честно скажу, я не могу оценить степень сложности и дороговизны такого разрешения.
С точки зрения хранения и обращения твердое топливо сильно выгоднее и проще, пусть и дороже на килограмм. Азотка — кислота, разьедает все, до чего дотянется, НДМГ — сильнейший яд и канцероген, даже перекись разлагается. В общем, проблем у каждого варианта хватает.
Saturn_V
27.01.2017 00:06+2Хотя, честно скажу, я не могу оценить степень сложности и дороговизны такого разрешения.
Поэтому нужно забыть про твёрдое топливо. Азотная кислота в свободной продаже, по 18 руб/кг. Её оборот на территории РФ никак не ограничен.
С точки зрения хранения и обращения твердое топливо сильно выгоднее и проще.
Это не так. Хранение ПХА уже привело к взрыву:
Пожар на заводе возник примерно между 11:30 и 11:40 4 мая 1988 года. Далее огонь распространился на 55-литровые пластмассовые контейнеры внутри помещения склада, содержащего продукты производства. Первоначально сотрудники завода тщетно пытались тушить пожар внутри здания, заливая их из шлангов водой. Первый из серии взрывов, произошел около 10-20 минут после начала загорания, и сотрудники начали убегать или уезжать машинах от происходящего. Далее на заводе началась цепная реакция взрывов и возгораний. В процессе этого также был поврежден магистральный газопровод, и вся территория была объята пламенем. Пожар и взрывы продолжались несколько часов.
Про ПХА даже тема была на авиабазе.
Взрывоопасность перхлоратов, а главным образом — их смеси с горючими/восстановителями ГОРАЗДО более значительна, чем их токсичность.
У Лина взорвался относительно простой ЖРД на перекиси, а вы предлагаете использовать перхлораты?
пусть и дороже на килограмм.
Заправка двухтонной ракетной ступени обойдётся в 4 миллиона рублей. А нам нужно хотя-бы 2-3 полных прожига ступени сделать. Такими темпами начинающая компания типа Лина быстро разорится.
Азотка — кислота, разьедает все, до чего дотянется
Добавлять в азотную кислоту ингибитор научились ещё со времён Р-12.
НДМГ — сильнейший яд и канцероген
НДМГ и не нужен, вместо него подойдёт скипидар. Он самовоспламеняется с азотной кислотой, и не проигрывает по УИ керосину.
Достаточно рассчитать ЖРД в RPA, выточить КС из инконеля, поставить несколько штифтовых форсунок, графитовую вставку в критическое сечение — и можно испытывать. В этом случае не нужны эксперименты с катализаторным пакетом (как у перекиси), не нужна система зажигания (как у ЖК), не нужно экспериментировать с подбором оптимальной смеси (как у РДТТ).
SvSh123
02.02.2017 15:01У ЖРД есть узкое место, от которого не избавиться — система подачи топлива. Так что КС — это даже не пол-дела. :)
jaiprakash
23.01.2017 12:18> японской ракеты
> SS-520-4
А ведь четвёрка у них считается несчастливой: четвёртая версия какого-либо продукта обычно пропускается.
Marsikus
23.01.2017 14:06+1ЖРД vs РДТТ — благодатная почва для срача в коментах.
На каком типе двигателя будут строить ракету чаще всего определяется тем, какие двигатели умеет исполнитель, получивший заказ на разработку и производство.black_semargl
23.01.2017 16:40+1Единственный годный исполнитель — ты сам :)
Наивно думать, что заказав разработку на стороне можно выйти в плюс по деньгам.Marsikus
23.01.2017 16:59+1Единственный годный исполнитель — ты сам :)
И в таком случае делать будешь именно то, что лучше умеешь.
prostovovan
23.01.2017 15:30-4Человечество деградирует… Уже 100 лет, как существует ракетная тяга, программа Шаттл успела завершить свое существование, а легкие ракеты ломаются (!?) Помню, в 78-80 годах маленькие ракеты запускали со школьного футбольного поля.
lozga
23.01.2017 15:32+3Можно подумать, что те ракеты не ломались. Технический прогресс сам себя не поддержит, вполне можно разучиться и деградировать.
prostovovan
23.01.2017 22:18-2Раньше развитие было, а сейчас что нового Вы мне можете показать в космонавтике? Ничего!
metric_ghost
24.01.2017 09:17+2New Horizons, Rosetta/Philae, Curiosity? Cassini/Huygens? Dawn? Deep Space 1? Opportunity? Частная космонавтика? Возвращаемые ступени?
prostovovan
26.01.2017 09:29+1При чем здесь форма собственности? А возвращаемые ступени — это еще окупиться должно.
eRRorrishe
24.01.2017 04:52+1у нас Rocket Lab занимается носителем Electron подобного класса
пусков пока не было, ждем
Enwony
29.01.2017 13:16Может, кто-то может подсказать, какой физический закон препятствует созданию такого класса свермалых носителей?
Т.е если Протон выводит на ГСО около 3 тонн при массе 705т, т.е примерно 0.4%, почему нельзя запустить ракету в 1/0.004 = 250 кг, чтобы вывести на орбиту 1кг? Ограничениями на электронику можно пренебречь.black_semargl
30.01.2017 11:28+1Есть такое правило «куб-квадрат»
В частности, выводимая масса пропорциональна кубу размеров ракеты, а сопротивление атмосферы — квадрату.
Т.е. получается что чем меньше ракета — тем меньший процент массы она выводит. А учитывая что требуется выводить и бесполезную нагрузку (отработавшую последнюю ступень, например) — на полезную может не остаться ничего.
Saturn_V
30.01.2017 15:28+1Всё из-за массового совершенства. Масса заправленной ракетной ступени находится через калькулятор по уравнению:
(y+x)/(y+kx)=exp(deltaV/g/Isp), где:
y — масса полезной нагрузки
x — масса заправленной ступени, которую нам и нужно найти
k — коэффициент массового совершенства (масса пустой ступени, делённая на массу заправленной ступени)
deltaV — запас характеристической скорости ступени
Isp — удельный импульс двигателя ступени, выраженный в секундах
g — ускорение свободного падения на Земле, равное 9.81м/с^2.
Для выхода на низкую околоземную орбиту сверхлёгкой ракете нужно примерно 10000 м/с deltaV, для полёта на геопереходную — ещё 2400 м/с deltaV, для выхода на ГСО — ещё 2400 м/с при старте с широты Байконура (1800 м/с при старте с широты Канаверала)
Итого: 14800 м/с deltaV.
Для повышения скорости расчётов примем УИ всех ступеней равным 300 секунд, а массовое совершенство всех ступеней примем равным 0.15. Ступеней будет четыре, как у Протона. Масса ПН = 1 кг.
exp(14800/4/9.81/300)=3.52.
Решаем уравнение: (1+x)/(1+0.15x)=3.52
x=5.39. Прибавим к этому массу ПН (1 кг) и возведём в 4-ю степень, т.к. ступеней четыре:
(5.39+1)^4=1667. Мю ПН = 1/1667 = 0.06%. В семь раз хуже Протона.
А если сделать пять ступеней?
exp(14800/5/9.81/300)=2.734
Решаем уравнение: (1+x)/(1+0.15x)=2.734
x=2.94. Прибавим к этому массу ПН (1 кг) и возведём в 5-ю степень, т.к. ступеней пять:
(2.94+1)^5=949. Мю ПН = 1/949 = 0.105%. В четыре раз хуже Протона.
Кстати, массовое совершенство я немного завысил. Масса четвертой ступени для четырехступенчатой ракеты составит составит 0.808 кг, а масса заправленной — 5.39 кг. У пятиступенчатой РН масса пятой ступени составит 0.441 кг, заправленной — 2.94 кг. Создать ступень таких размеров с таким массовым совершенством невозможно. Поэтому чем лучше массовое совершенство, чем выше УИ и чем больше число ступеней — тем выше мю ПН.
webzuweb
Есть ли в России или США подобные проекты?
Таймыр, Даурия и т.д. в проекте работают по той же схеме?
lozga
Конкретно таких проектов у нас нет. Даурия ракет не делает, а "Лин индастриал" собирается делать РН на ЖРД с полноценной системой управления.
webzuweb
А конверсионные?
lozga
Запас старых заканчивается, а новые МБР должны устареть, чтобы их перевели в космические.