«Салют-7» сразу после ремонта, фото экипажа «Союз Т-13»/Роскосмос
О работе с источниками
Рассказывая об истории космонавтики, часто приходится опираться на какие-то источники, которые могут не согласовываться и даже противоречить друг другу. Приходится оценивать их достоверность, а в худшем случае писать о конфликте информации — «этот источник пишет так, вот этот — наоборот». Почему же я ошибся и ретранслировал миф? Во-первых, уже достаточно давно история с танковым прицелом лежала в моей памяти в разделе «байки» с пометкой «по нескольким хорошим источникам», не противоречила известным фактам о корабле «Союз» и не имела источников, говорящих противоположное. Понятно, что памяти нельзя доверять абсолютно, и, когда я готовил материал, то поискал подтверждающие историю ссылки. И такая нашлась — в статье «Военное применение лазерных технологий» кандидат военных наук, работающий во ФГУП “Рособоронэкспорт”, рассказывал эту историю и даже называл точную модель дальномера. По названию легко находилась фотография и технические параметры. Честно говоря, меня немного удивила масса в 66 кг, но «Союз» летел с двумя космонавтами, а не тремя, и даже под большой и тяжелый прицел теоретически можно было найти место.
Спустя неделю мне написал Анатолий Николаевич Костин, который с 1978 по 1987 год работал в РКК «Энергия», принимал непосредственное участие в тех событиях и рассказал об этой интереснейшей истории на страницах журнала «Эргономист» в 2013 году.
Оборудование и находчивость
Как известно, из-за ошибки наземного ЦУПа станция «Салют-7» оказалась обесточена. Штатное оборудование автоматической стыковки требовало электричества для работы, и нужно было что-то придумать, чтобы спасательная экспедиция смогла сблизиться и состыковаться в ручном режиме. Проблема — баллистики могли вывести корабль на расстояние нескольких километров от станции, а штатная ручная система сближения работала на расстояниях нескольких сотен метров. Пришлось искать какой-то способ впервые в отечественной космонавтике вручную проходить этот этап.
Штатная ручная система сближения и стыковки корабля «Союз» — Визир Специальный Космонавта (ВСК). Это, фактически, перископ, расположенный под ногами космонавтов.
Схема корабля «Союз», иллюстрация РКК «Энергия»
Корабль «Союз» в полете, хорошо виден зеленый перископ ВСК. Фото NASA, обработка thegreenj/Wikimedia
Перископ ВСК смотрит вперед, не может поворачиваться, и в него на расстоянии нескольких километров станция видна как яркая точка, что никак не может помочь. Но незадолго до происшествия со станцией у военных появился лазерный дальномер ЛПР-1, который был легким, компактным и измерял расстояние в нужном диапазоне.
ЛПР-1, фото 6ppc.ru
Следующая проблема — дальномер не мог работать через ВСК. Но решение нашлось и тут. На спускаемом аппарате корабля «Союз» есть два иллюминатора — слева и справа от космонавтов. Значит, можно повернуть корабль боком и измерять дальность через один из них. У правого иллюминатора поставили дальномер, еще один визир и дублирующие ручки управления кораблем. Командир корабля на участке дальнего сближения должен был работать дублирующими ручками, а, сблизившись до примерно 50 метров, пересесть, переключить ручки управления на штатные и состыковаться.
Следующая задача — нужно было проверить работоспособность идеи и выработать рекомендации космонавтам. Но тогдашние тренажеры использовали телевизоры, смотреть на которые в бинокль было бесполезно. Только на Байконуре стоял недавно созданный тренажер «Дон-Союз» с коллиматорной оптической системой, с которой можно было использовать бинокль. Центр подготовки космонавтов немедленно сформировал рабочую группу, в которую вошли военные космонавты Юрий Малышев и Анатолий Березовой, а от РКК «Энергия» в командировку отправились достаточно случайно выбранные молодые инженеры Анатолий Костин и Сергей Крикалев (да-да, тот самый, впоследствии знаменитый космонавт работал тогда в РККЭ в отделе бортовых инструкций).
Тренажер «Дон-Союз», фото ЦПК им. Ю.А. Гагарина
Сначала за тренажер садился один военный космонавт, но быстро выяснилось, что для выполнения расчетов нужен бортинженер. В «экипажи» добавили гражданских инженеров, и уже к концу первого дня выяснилось, что такой способ сближения в принципе выполним. Конечно же, потребовалось еще много работы, были созданы подробные инструкции и специальные графические шаблоны, но все эти труды окупились сторицей, когда уже в космосе «Союз Т-13» с космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных без проблем сблизился с «Салютом-7» и состыковался. А у Костина с Крикалевым осталась на память благодарственная телефонограмма.
Скан телефонограммы, автор А.Н. Костин, журнал «Эргономист», №27, февраль 2013
Мифы, мифы
Итак, на самом деле, на «Союзе Т-13» установили не танковый прицел ТПД-К1 с Т-72, а военный дальномер ЛПР-1. В статье Анатолия Костина даже приведена фотография доработанного тренажера, на которой можно разглядеть окуляры дальномера.
журнал «Эргономист», №27, февраль 2013
Что любопытно, поиск различных упоминаний этой истории дает противоречивую картину. Где-то просто упоминается лазерный дальномер, где-то пишут, что дальномер сделали специально, что тоже неверно, где-то смешивают информацию в кучу и пишут «танковый дальномер ЛПР-1», что тоже не соответствует действительности. ЛПР-1 расшифровывается как Лазерный Прибор Разведки и используется главным образом разведчиками и артиллерийскими корректировщиками. Производится и используется, кстати, до сих пор.
В комментариях к публикации всплыла еще одна версия, что космонавты пользовались обычными радарами ГАИ. Теоретически, это могло быть полезным для измерения скорости сближения. Однако, Анатолий Костин вспоминает, что эти радары проверялись, но не смогли работать через иллюминатор корабля, и в полет их не брали.
Заключение
В миссии спасения «Салюта-7» использовалась хоть и другая техника, но тоже имеющая изначально военное предназначение. И замечательно, что эта история теперь лишилась мифов.
Дополнительная информация об Анатолии Николаевиче Костине.
Перепечатка статьи журнала «Эргономист» на сайте UsabilityLab, научным руководителем которой является Анатолий Николаевич.
Серия публикаций «Военный космос»
Комментарии (36)
REN1986
03.03.2017 11:22+6подтверждаю — ЛПР1 используется до сих пор, сам пару лет назад в армии замерял дальность до мишеней для батареи самоходок, безотказный прибор! Так что у меня нет никаких сомнений в том, что использовали при сближении именно его.
Age1mar
03.03.2017 11:34Спасибо! Кстати, в этом году вроде как собираются выпустить художественный фильм о спасении станции Салют-7.
Rumlin
03.03.2017 21:03+1Отечественное кино и хорошие фильмы — редкая комбинация.
Не для хорошего кино снимают в РФ фильмы — Как заработать на российском кино много денег
О современном состоянии сценарного делаFagot63
03.03.2017 21:41-2Последнее что смотрел "Притяжение". Вот умеют же снимать. И графика и сюжет и актеры, все гармонично. Ляпы где есть, проходят без особых возмущений.
Rumlin
06.03.2017 13:21+2не смотрел, но т.к. снимал Бондарчук, то верю только отзыву «Графика. Графика вплоть до последних сцен не вызывает отторжения и хорошо смотрится даже в формате аймакс. Это единственное, за что можно не ругать фильм.»
Fagot63
03.03.2017 17:16+1По своему опыту стыковок в KSP, могу сказать что если попал в орбиту на расстоянии менее 2км от цели, сблизится и состыковаться не проблема. Если более, начинаются хороводы вокруг Кербина. Конечно игра с реальностью имеет мало общего, но пробовал даже в слепую, тормозя по увеличению размеров станции.
Zenitchik
03.03.2017 17:21+1Сыромятников тоже писал, что при первых ручных стыковках они обнаружили, что при дальности в несколько сот метров и относительной скорости несколько м/с — вести корабль можно прямо на цель, как самолёт.
killik
03.03.2017 21:16Странно. Когда я пытался в KSP с пяти км прицеливаться в станцию, всегда промахивался. И только когда стал прицеливаться в некоторую точку дальше маркера текущего направления полёта, стыковка стала делом обыденным, подлетаю со скоростями несколько десятков м/с. То есть надо не в станцию целиться, а курс на неё выводить.
Zenitchik
03.03.2017 21:285 км — это уже многовато. Тут, вопрос о 2 км — много это или мало, чтобы рулить напрямую. 5 — железобетонно много.
Fagot63
03.03.2017 21:36+2Для игры(КСП) 2 км уже без дальномера, на глаз можно стыковаться(лети прям на нее и тормози как увеличиваться начнет), а вот в реальности совсем другое дело. Ладно когда цель большая как МКС. Можно по опыту и угловым размерам прикинуть
палец к носурасстояние/скорость. А вот цель размером чуть больше самого союза на расстоянии 2км будет либо блестящей точкой, либо вообще не будет видна(смотря где солнце.)
killik
04.03.2017 01:18Точнее сложно на орбиту вывести. Да и незачем, мой метод и до 10км прекрасно работает. Другое дело, что в реальности где взять маркер текущего направления полёта? Это же задача уровня расчёта координат GPS, нужны неслабые вычислительные ресурсы и математическая модель.
lozga
03.03.2017 17:36+1Теперь попробуйте Orbiter, особенно с несферическими источниками гравитации и прочими реальными силами, действующими на корабль.
Fagot63
03.03.2017 18:02+1Пробовал, не моё это. Слишком высокий уровень реализма. Для меня(в KSP) верх сложности и потери интереса вертикальная посадка на планеты с высоким уровнем гравитации. Полностью ручной взлет, со стыковкой. Расчет на глаз (аппарата, топлива траектории) для межпланетных перелетов с посадкой.
lozga
03.03.2017 20:02Разговор начинался с того, что вы утверждали, что стыковка — это просто по опыту KSP. А чем больше параметров и сил, и менее информативен MFD, тем сложнее операция. Сидя в реальном «Джемини» вам бы пришлось решать сложные уравнения в лучшем случае подставляя данные в заранее напечатанные таблицы.
Fagot63
03.03.2017 21:29Дальше я написал: " Конечно игра с реальностью имеет мало общего". На моем любительском уровне это достаточно просто. Кому то просто посадить огромный авиалайнер в ручную, когда как мне даже в таком симе как Microsoft Flight Simulator с опытным вторым пилотом(имеющим сотни часов налетов на многомоторных) это реально тяжело. Надеюсь я вас не запутал окончательно.
GlassEagle
04.03.2017 18:53+3Есть такие интереснейшие книги Ю.Ф. Авдеева, как раз для неспециалистов — «Преддверие сказочного мира» и «Космос. Баллистика. Человек». Там много всего, в том числе про орбитальное маневрирование и предстыковочные манёвры. Вторая местами нудновата (ну, это может только для меня), но всё равно интересная.
ivlis
09.03.2017 01:53И какое влияние оказывает несферичность земли R=6000km на сближение со станцией на расстоянии L=1km?
lozga
04.03.2017 09:31+4Комментарий Анатолия Николаевича:
2. Мнение, что с 2 км можно спокойно долететь — иллюзия. Даже с 200 метров можно обломаться, если не справиться с боковой скоростью. Кстати, ее оценивали именно по ВП-1, а не ЛПР, у него слишком маленький угол обзора. Даже лозунг был у Сыромятникова и Фрунца «Гаси бок!». На большой дальности действительно нужно еще ломать орбиту.Zenitchik
04.03.2017 11:54+1«Гаси бок!»
Если мне память не изменяет, они разработали модифицированный метод параллельного сближения, вводящий поправки на орбитальное движение. Неэффективно по топливу, зато нетребовательно к вычислительным ресурсам.
Eklykti
08.03.2017 14:58+1В KSP тебе расстояние до станции и дистанция минимального сближения расчитывается автоматически, т. е. висишь в паре километров, пыхнул RCS, посмотрел на карту / в панельку KER — о, сближение на 200 метров через 10 минут, отлично.
А в реальности приходится смотреть в дальномер и считать орбиту на основании наблюдений.
Fagot63
08.03.2017 22:38«Конечно игра с реальностью имеет мало общего, но пробовал даже в слепую, тормозя по увеличению размеров станции.»
Вслепую, т.е. без указателя дальности и без карты.Eklykti
08.03.2017 22:45+1Вслепую, т.е. без указателя дальности и без карты.
Для более полного понимания процесса надо это делать полностью с видом из кабины, и без RasterPropMonitor.
GlassEagle
04.03.2017 06:57+1Если честно, думал — статья будет про процедуру радиолокационного сближения с помощью ныне умершего быстро вращающегося радиолокатора (или с помощью нового, с ФАР). Оказалось, нет.
Давно интересует вопрос — а как сбрасывается Визир Специальный Космонавта перед посадкой? Было подозрение, что он просто снаружи крепится к иллюминатору, но по схеме складывается впечатление, что он торчит сквозь отверстие (разумеется, герметизированное), и ситуация сразу усложняется.
И кстати, на следующем фото (а равно и на ранее виденных других подобных же) видно что-то похожее на оптику, смотрящую не вперед по продольной оси корабля, а по оси самого визира (т.е. в сторону от спускаемого аппарата). Это намёк на возможность переключения поля обзора или просто что-то служебное для самого Визира (но не для Космонавта)?lozga
04.03.2017 07:12+2Наши системы сближения и стыковки — это отдельный разговор, по-своему интересный. Как-нибудь расскажу.
Может быть, пиротехникой, может и механики хватит. А что касается отверстия, я видел этот участок спускаемого аппарата, там небольшой иллюминатор. То есть сбрасывается только внешняя часть. Где-то в моих репортажах из музеев есть фото.
ВСК может еще вниз смотреть, чтобы строить ориентацию на торможение вручную.GlassEagle
04.03.2017 17:31Спасибо большое!
Где-то в моих репортажах из музеев есть фото.
Ага, Ваши фото я тоже видел!
ВСК может еще вниз смотреть
Понятно, спасибо!
Norno
06.03.2017 10:33+1Спасибо за интересные статьи!
>Наши системы сближения и стыковки — это отдельный разговор, по-своему интересный. Как-нибудь расскажу.
Если напишите, буду признателен и с интересом прочитаю.
dionys
10.03.2017 09:36Любопытные приписки на телеграмме: «Что бы это могло значить?» и «Прошу доложить, ничего не скрывая.» Интересно, что они означают?
lozga
12.03.2017 00:35+1Комментарий Анатолия Николаевича:
3. Резолюция «Прошу доложить ничего не скрывая» — это шутка моего друга, который был непосредственным начальником. А Резолюция Кубасова «Чтобы это могло значит?» — это серьезно, т.к. касается «трудных» взаимоотношений между «Энергией и ЦПК. Но это уже другая история.
GipsyIF
12.03.2017 00:33Почему на телефонограмме такие странные резолюции?
«Доложить ничего не скрывая», «что бы это могло означать»… такое впечатление что вместо благодарности в результате влепили по выговору :)
simple-simple
Ведь можете, когда хотите!