Почему у Фейсбука десятизначное число пользователей, а у большинства приложений — просто около десяти? Как побудить пользователей приходить снова и снова? Что движет ими?

Хотелось бы сказать, что я сейчас поделюсь с вами своей уникальной разработкой, но на самом деле она никакая не уникальная и ей не одна сотня лет.

Я предпочитаю название «Фреймворк Папы Григория». Вам его составляющие наверняка знакомы как семь смертных грехов. Семь главных грехов. Peccata capitalia.

Давайте посмотрим как успешные приложения умело их используют и позволяют предаться всем им одновременно.

Папа Григорий в своем труде «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia) упорядочил их от самых простых в реализации, но привлекающих не всех, до самых сильных, над которыми, однако, надо потрудиться.

Гордыня



«Смотрите, я купил новую машину!»
«Смотрите, я уехал отдыхать на пляж в Турции!»
«Смотрите, я снял новую квартиру с чудесным видом на хлебзавод!»

Возможность хвастаться — одна из самых простых в реализации. Достаточно дать возможность пользователям делиться своим контентом в подходящей форме, и они всё сделают сами.

Однако, зачастую мешает лень — она на три позиции сильнее в этом списке. Но если гордыня победит, пользователь ваш.

Сюда же относятся все возможные ограниченные и персональные предложения, закрытые группы, счетчики лайков-репостов-просмотров, бонусы за лояльность и прочие плюшки, позволяющие пользователю почувствовать себя особенным.

Зависть



«Откуда он взял деньги на новую машину?!»
«Откуда он взял деньги на отдых в Турции?!»
«Откуда он взял деньги на новую квартиру?!»

Здесь мы охватим больший круг людей, потому что лень вряд ли помешает — достаточно запустить приложение или открыть сайт и начать завидовать. Нам остаётся мотивировать людей из предыдущего пункта на создание контента, вызывающего зависть, и сделать так, чтобы он попадался на глаза людям, генерирующим зависть.

Гнев



«Зря взял: французские/японские/корейские/немецкие/… машины — говно, потому что хуже немецких/корейских/японских/французских/… !»
«Нельзя же выкладывать фотки с пляжа, когда люди тут в офисе работают!»
«Вот и смотри на хлебзавод — хоть на какие-то булки посмотришь!»

Как вы понимаете, достаточно добавить возможность комментирования, и пользователи опять всё сделают сами.

Здесь, как и в случае с гордыней, иногда мешает лень, но уже в меньшей степени: написать комментарий проще, чем целый пост. Ещё может помешать встречный гнев, поэтому в анонимных сервисах люди охотнее жарят друг друга в комментариях.

Уныние



«Пока меняют резину на зимнюю, потыкаю в телефон...»
«Отельчик тут так себе, делать особо нечего, но хоть вайфай есть...»
«Никуда сегодня не пойду, полежу на диване...»

Центральный игрок из нашей великолепной семерки. Золотая середина в балансе реализации и эффективности. Типичные примеры: бесконечная лента контента или, например, много игровых уровней, которые задерживают пользователя на время, достаточное чтобы успеть выпустить обновление с новыми уровнями.

Это идеальный мотиватор, потому что в современном мире существует огромное количество убедительных оправданий для того, чтобы с удовольствием предаться унынию: «я устал», «у меня был сложный день», «всё равно пока жду и нечем заняться»… Мы любим уныние.

Алчность



«Сделай репост и выиграй ааааааавтомобииииль!»
«В нашем отеле всё включено, и вы платите одинаковую сумму вне зависимости от того, сколько литров выпьете!»

«Возьми ипотеку и плати за свою квартиру столько же, сколько за съемную!»

Тут всё просто: очень эффективно, но очень затратно. Надо чтобы сошлась бизнес-модель с выплатами пользователям, и тогда на ваш ютуб начнут заливать видео, неистово расшаривая его всеми возможными способами.

Чревоугодие



«Вы можете купить нашу еду проезжая мимо и даже не выходя из автомобиля»
«Основной ресторан работает с 6 утра до полуночи, ночью работает снэк-бар, вечером можно записаться в ресторан а-ля карт, можно воспользоваться рум-сервисом и есть прямо в номере. Наверняка можно есть где-то еще — мы тут всё не упомним»
«Доставка работает круглосуточно: просто позвоните, и мы привезем вам еду и положим в рот»

В интернет-пространстве сложно реализовать этот грех, однако это по-прежнему хорошо удаётся Инстаграму: возможно, уже не в таких масштабах, как прежде, но людям всё ещё нравится фотографировать еду. Так можно предаваться мысленному чревоугодию снова и снова, просто пересматривая свою ленту.

Похоть



Я спал с девушкою в лифте,
Спал я на столе.
Спал я с нею в самолёте,
В джипе Шевроле.
Спал я в банке в кабинете
Прям на векселях.
Спал везде, не говоря о
Подоконниках!
(Припев)
Я
не знаю где ещё...

Впоследствии доктор Зигмунд Фрейд подтвердит, что все наши поступки продиктованы либо стремлением к разрушению, либо стремлением к размножению. Это несколько упрощенная схема, но даже в системе из двух составляющих одно место уготовано разврату. И — давайте не будем ханжами — это хорошо.

Даже самые целомудренные дамы не прочь украдкой взглянуть на накачанные мужские торсы и подтянутые женские попы. Вы можете говорить, что похоть здесь ни при чём, но это она, просто в аккуратной форме. И я ни кого не обвиняю: как я уже говорил, секс — это прекрасно.

Загвоздка в том, что магазины мобильных приложений не разделяют этих взглядов и банят всех, кто не смог заручиться поддержкой сильных мира сего. Поверьте, если в вашем приложении найдут порнографию, вас удалят. Вы можете при этом бесконечно скидывать примеры постов с клубничкой из Тумблера, Твиттера, Фейсбука или просто давать ссылку на Снэпчат — это не поможет. Все люди равны, но есть те, кто ровнее.

Однако, если преодолевая гонения и юридические сложности, вам удастся, стерев руки в кровь, раскрутить порносайт, вас скорее всего ждет безбедная старость.

Примеры из жизни


Соцсети (7/7)
— гордыня: смотрите, чё у меня есть.
— зависть: откуда ты это взял?
— гнев: вы все уроды, потому что голосовали за [Дональда/Хиллари/Берни...]!
— уныние: *скролл* *скролл* *лайк* *скролл* ...
— алчность: участвуй в розыгрыше, приходи к нам, покупай, делай хоть что-нибудь из того, что мы предлагаем в нашей группе.
— чревоугодие: я сегодня поел лобстера. А вы нет.
— похоть: привет, давай знакомиться!

Apple (4/7)
— гордыня: у меня самый последний айфон, и в ближайшие полгода до выхода следующей модели я буду самым крутым обладателем кредита на 60 тысяч!
— зависть: он уже купил самый последний айфон, и я ничем не хуже.
— гнев: жалкие пользователи Андроида, вы никогда не будете столь элитными!
— похоть: у меня последний айфон — все тёлочки мои.

Clash of %smth% (3/7)
— гордыня: наш клан самый сильный.
— гнев: мы разметаем в щепки этих нубов.
— уныние: в моей жизни не происходит ничего интересного, но здесь я крутой боец.

Pornhub (4/7)
— зависть: вот это у них там девки вытворяют!
— уныние: мне нечем заняться, но у меня есть салфетки и свободное время.
— алчность: если выложить хоум видео с моей бывшей, можно срубить пару сотен долларов.
— похоть: похоть!

Как с этим быть?


Прошло немало веков с тех пор как всё вышеперечисленное было самым страшным, что может сделать человек. Но мир поменялся: теперь всё можно. Теперь не сожгут. Так что позволяйте вашим пользователям предаваться греху, и они будут вам благодарны. Что поделать — так уж устроен этот мир.

P.S. Да, это первоапрельская статья, но почему-то она вышла пугающе правдоподобной. Если надумаете применить этот фреймворк в жизни, дайте знать о результатах. Если будет не лень и вы сможете добраться до клавиатуры сквозь кучи заработанных денег.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (15)


  1. deniskreshikhin
    01.04.2017 12:26
    +1

    Другими словами, максимизируйте выброс эндорфина в кровь.


  1. smallplushbear
    01.04.2017 17:21
    -1

    У Хабра 5/7? да?


  1. lobzanoff
    01.04.2017 17:22

    Как только Элон Маск создаст обещаемый им интерфейс к мозгу, в маркетах останется одна программа с одной кнопкой — «Сделать мне приятно!»


  1. majorius
    01.04.2017 17:22
    +4

    Очень давно что-то такое вертелось в голове, спасибо за точное выражение.
    Здесь представлены все причины, по которым мне очень грустно смотреть практически на все современные сервисы, которые "пытаются сделать мир лучше", а на самом деле играют на человеческих недостатках.
    Наверное корень современного зла в том, что за благими намерениями и прочим скрывается не желание помочь или просто сделать кому-то хорошо, а желание нажится.


  1. redfs
    01.04.2017 22:30
    +2

    P.S. Да, это первоапрельская статья, но почему-то она вышла пугающе правдоподобной
    Вроде просто, но хорошо систематизировано и конкретно. Спасибо. Первоапрельская статья получилась, конечно, не очень веселой… Но получилась.


  1. ssz84
    01.04.2017 22:30
    +1

    Практически все сервисы, существующие 3-5 лет, начинают смотреть а что делают сервисы из других направлений и воруют их особенности, в результате получается однообразное нечто, удручающее своей обыденностью


  1. glowingsword
    01.04.2017 23:27

    Хоть это и первоапрельская статья, но она шикарна. И весьма правдива. Вся наша цивилизация построена на желании людей потакать особенностям своей природы — это очень мощные мотиваторы. Кстати, наглядную иллюстрацию каждой из этих особенностей людствой природы можно наблюдать в замечательном мультфильме Спанч Боб главные герои которого олицетворяют собой данные особенности.


  1. Ahen
    02.04.2017 10:28
    +1

    Разрабатываю сервис поиска случайного собеседника. Была поставлена задача удержать хотя-бы какой-то процент пользователей внутри сервиса, когда обнаружилось что мой сервис используется не для общения, а для быстрого знакомства и обменом ссылками на профили в социальных сетях.
    Для начала добавил виртуальную валюту, начисляющуюся по одному мне известному алгоритму, за данную валюту можно дарить настолько-же виртуальные подарки и повышать тем самым свой "рейтинг дарителя". В профиль была добавлена одна лишь строчка "ваш рейтинг" и лишнее подменю "топ 10".


    До нововведения был проходняк, удержание порядка 10%.На данный момент 30% пользователей возвращаются в сервис каждый день, занимаясь повышением своего рейтинга дарителей, а люди из топ10 буквально живут внутри сервиса, периодически отмирая и впуская на свое место новых "заболевших".


    Задача была удержать пользователей и заставить их общаться, а вышел нетбот состоящий из биороботов.


    Казалось бы — мечта, пожинай плоды, но платформа почти не монетизируема… Зато я имею отличный плацдарм для опытов, пожалуй применю пункты статьи по порядку.


    1. alexlcdee
      03.04.2017 10:47

      Дайте людям возможность менять валюту из своего кармана на валюту из сервиса и добраться сквозь завалы денег до клавиатуры станет тяжело


      1. mgremlin
        03.04.2017 18:20

        А еще лучше — если эта возможность будет неофициальной и подпольной. Типа, некая группа хакеров крякнула алгоритм, и теперь половина вычислительной мощности всех суперкомпьютеров… м-м-м, Гидрометцентра, вот! работает на генерацию виртуальной валюты!
        И только из-за природного благородства хакеров, только у вас! только сегодня! строго секретно! уникальная возможность оплатить немного электричества для суперкомпьютера. А в качестве вознаграждния за вашу спонсорскую помощь — они, виртуальные кто-они-там.


  1. alz72
    02.04.2017 14:56

    Тоску забыли ( она от уныния отличается)...


    1. drafterleo
      02.04.2017 15:37
      +2

      Из профессионального источника:

      Уныние
      Сейчас даже православные называют этим словом печаль, что, конечно, грубая ошибка. Точно перевести этот термин на обыденный русский нельзя, но очень грубо можно передать его как «скука», взятая во всем диапазоне от рассеянного внимания при утомлении своим делом до вызывающих ужас и отчаяние помыслов о своем вероятном будущем. Отцы-подвижники еще в IV веке определили все эти мысленные состояния как единый континуум (что далеко не очевидно), дав ему общее название «уныние». Борьба с этим помыслом – самая тяжелая для монаха в течение всей его жизни. Добавим, что это и главная проблема для любого человека, который пытается делать или просто думать что-то полезное в течение более чем пяти минут… Нил Сорский особенно предупреждает, что никогда нельзя верить помыслам, внушающим, будто твое нынешнее состояние – такое плохое, какого никогда не было ни у кого. На все рисуемые от уныния картины печального будущего надо отвечать молитвенным воспоминанием всегда действующего в твоей жизни промысла Божия. Добавим (пользуясь писаниями других отцов об унынии), что устрашающие картины нашего будущего часто приходят к нам после того, как до этого мы с удовольствием предавались – под действием все того же уныния – мечтам о прекрасном будущем. Поэтому мечтать все-таки вредно (это тоже страсть уныния). Можно только строить планы, и то в пределах рациональной надобности.


      1. alz72
        02.04.2017 16:05

        Ну вообще-то уныние по Аристотелю — это тупо лень :). А вот тоска по утерянному ( обычно умершим, хотя и не всегда) это точно другое...


        1. drafterleo
          02.04.2017 16:35
          +1

          Кто ж с Аристотелем Никомаховичем спорит. Однако, ведь, и лень разная приключается. Бывает пишешь скрипт, потому что лень двадцать раз копипастить. А бывает копипастишь двадцать раз, потому что лень придумывать скрипт. А вот когда и скрипт лень, и копипастить неохота, и сидишь мучительно мечтаешь, как бы оно всё само рассосалось, тогда таки точно — уныние во всей красе. И про тоску-печаль согласен — это совершенно другой вид песеца. Типа засасывающая скорбь о разных тяжких обстоятельствах, мало-помалу переходящая в отчаяние (стон, плач и скрежет зубовный).


  1. alz72
    02.04.2017 14:58

    Ну и лень еще