Обычно мини-исследования бывают двух типов: больше похожие на технический анализ — с красивыми графиками, множеством цифр и прочими чудесами статистики; или же те, что близки к анализу фундаментальному: описание принципов формирования изучаемого явления, раскрытие сущностных взаимосвязей и т.д.

Мне близок второй подход, но в силу популярности чаще приходится так или иначе прибегать к первому.

Как всегда — в конце аннотация о том, что оговорено в статье, а пока — несколько важных наблюдений по вездесущему ФЗ №54 (образно его называют «Об онлайн-кассах», хотя на деле он носит куда более прозаичное название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).



Пришлось довольно долго ждать, когда на Хабре появится статья, после которой основные вопросы отпадут. Вот она.

Тем, кто любит графическое представление — неплохое фото по схеме работы ККТ с 2017 года.

Всмотритесь в эту фото-графику: не хочу утверждать со 100% вероятностью, но для меня она слишком напоминает блокчейн.

Впрочем, вот несколько важных замечаний.

В РФ много и по-разному обсуждали возможности криптовалют и цепи блоков:

  1. Пенсионные фонды хотят реализовать систему без единого центра;
  2. Мастерчейн протестировали ещё в 2016 году;
  3. Центробанк вообще стал ратовать за блокчейн: «с точки зрения средств платежа у нас есть чем пользоваться, и здесь возможно блокчейн даст резерв, который позволит банковскую систему перевести в новое качество»;
  4. Компания Qiwi и вовсе хотела создать «крипто-рубль», но ЦБ дал явно понять, что пока он «больше про блокчейн, чем про цифровые деньги».

Но тогда возникает резонный вопрос: «а зачем вообще нужны онлайн-кассы?».

Давайте посмотрим на то, что у юристов зовётся новациями:

  1. «По большому счету, единственное нововведение закона — теперь клиенты смогут требовать у магазина отправки электронной копии чека на свой email или телефон» (это как раз из статьи выше);
  2. На самом деле ещё появились доселе неизвестные субъекты — ОФД (операторы фискальных данных);
  3. Кроме того, с 2018 года онлайн-кассы по сути станут явлением повсеместным для бизнеса, т.е. применять их должны будут (практически) все.

Не знаю, только ли у меня, но возникает логичный вопрос: "зачем опять всё усложнять?".

Можно, конечно, пустить в ход популярное ныне оружие разоблачения, но всё же Хабр — это о другом.

Поэтому меня интересует вопрос чисто организационно-экономический: блокчейн без каких-либо посредников позволяет фиксировать любую информацию (тем более что для электронного чека скорость не так критична, как, скажем, для арбитража на бирже или «мгновенных» переводов денежных средств). Возражения по аппаратным решениям — принимаются, но скажу честно — я их не вижу.

А теперь — цифры.

В России 3 854 688 юридических лиц и 3 708 450 ИП. Итого, 7 563 138. Пусть только половина ЮЛ (думаю, что многим больше, но для порядка цифр — не важно) и 90% ИП (потому как ИП — всегда конкретный человек и если у меня, скажем, есть участие в трёх ООО, то ИП всё равно будет только одно: закрыться — можно, но и только) будут применять онлайн-кассы через ОФД.

В год по закону — не более 3 000 руб. Пока.

В этом случае получаем: 5 782 032 000 рублей в год по ЮЛ и 10 012 815 000 руб. для ИП.

Итого — более 15 000 000 000 по моим самым скромным подсчётам. Пусть в чём-то неверным, даже ошибочным. Пусть. Для понимания порядка цифр это, поверьте, не важно. А ведь ещё будет обслуживание, настройка, единовременная постановка на учёт и т.д. И, думаю, наверняка со временем появятся дополнительные, не бесплатные, но нужные сервисы.

Миллиарды рублей на ровном месте. Хотя до 2018 года у блокчейн-сообщества вполне есть запас и времени, и прочности, а значит — сделать обозначенное можно было бы и проще, и дешевле. Вопрос только в том, что это не нужно, не правда ли?

Итак, смысл сего мини-исследования в том, чтобы задать вопросы:

  1. Разработчикам ПО и аппаратуры — насколько это действительно лучше, чем решения на базе блокчейна? И даже не в разрезе 2017 года, а, скажем, 3 ближайших лет.
  2. Государственным органам и должностным лицам: разве не прозрачна система, которая изначально создана как “открытая книга для записей необходимых событий”?
  3. Хабро-сообществу: разве не логично начать использовать первыми в мире то, что через 5-10 лет будут использовать (судя по Японии и не только) многие?

Да, понимаю (и понимал ещё лет 10 назад), что сборы — уникальная возможность с помощью Конституционного Суда (например, вот и вот) или без такового увеличить количество доходов государственного бюджета законными (но для многих — не легитимными) способами.

Вопрос для Хабра всё же в ином: не так давно (в 2011 г.) был принят ФЗ №161 «О национальной платёжной системе», о котором я рассказывал не раз. И даже не два. Закон этот по существу правовую природу электронных денег уничтожил и низвёл их до уровня одного из видов безналичных расчётов.

Чем это обернулось? Тем, что после появления криптовалют ЦБ отчаянно начал пропагандировать несостоятельную теорию денежных суррогатов, которая напрочь убила желание не только у обменников, агрегаторов, но даже ритейлеров заниматься «цифровыми деньгами»: в том числе и у таких гигантов (№2 в ТОП 100 от 2016 года) как Юлмарт.

Хотя, напомню, что те же ВебМани появились ещё в 1998 году, когда в мире бушевал очередной «локальный» кризис (да-да, он был не только в РФ): и времени было достаточно, чтобы превратить такие инструменты как терминалы Qiwi, уникальный (как бы плохо я ни относился лично) механизм кошельков WMR, WMZ и т.д. В итоге: рынок электронных платежей стал 100% банковским; банковский сегмент в свою очередь трещит по швам от вечных отзывов лицензий (про Мастербанк и его преемников рассказывали не раз); а криптосфера, несмотря на целый специальный закон со сложной терминологией так и остаётся нерегулируемой. Более того: крипторесурсы — продолжают блокироваться, а посему деньги полноводной рекой утекают из бюджета (btc-e, localbitcoins, exmo — это лишь первые, но не единственные примеры).

Вот и получается, что с юридической, организационной и экономической точки зрения ФЗ 54 — очередное, сверхнелогичное решение, которое вводит временные меры там, где можно и нужно проводить глобальные и системные изменения: или всё проще?..

Перед резюме статьи — мнение, которое буквально сегодня встретил на одном из бурных обсуждений: «несомненно, введение онлайн-касс, вызовет массовое сокращение ИП, как в ситуации с поднятием страховых взносов в 2013 году. Вероятно, наш законодатель даже не подозревает, какие „смешные доходы“ у большинства индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД и ПСН и даже УСН, особенно возьмите провинцию, где работы просто нет. Люди подчас становятся индивидуальными предпринимателями и продолжают ими быть просто, чтобы не числиться безработным гражданином». Не берусь его судить — оставляю как есть: впрочем, один вопрос всё же остаётся — «не породит ли это новый, локальный чёрный рынок?».

Итак, в статье обсуждается:

  1. ФЗ 54 с точки зрения стратегических задач, стоящих перед экономикой РФ;
  2. Ставятся вопросы перед it-сообществом о том, что же плохого в блокчейне, раз так понадобился ФЗ 54?
  3. Наконец, приводятся факты о том, что ФЗ 54 — ещё одно временное решение для получения доходных статей бюджетом РФ, которое тем не менее в долгосрочной перспективе приведёт к очередным проблемам с частным капиталом.

P.S. И да, эта статья — не о криптовалютах, а именно о феномене онлайн-касс, поэтому расположена здесь, а не на GT.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (94)


  1. BlackJet
    10.04.2017 18:03
    +4

    Вода


    1. Menaskop
      10.04.2017 18:58

      Правильно и, главное, во время заданные вопросы называются по иному на мой взгляд


  1. dinegnet
    10.04.2017 18:58
    -3

    Блокчейн не деньги с точки зрения законодательства, а ценные бумаги.


    1. Menaskop
      10.04.2017 18:59

      Кто Вам сказал? Блокчейн — это вообще ни то, ни другое. Если речь о криптовалютах, то они могут быть товаром, имущественным правом, но не ценными бумагами. По крайне мере в РФ. По закону.


    1. rPman
      10.04.2017 23:11
      +1

      вы хотели сказать криптовалюта? но тут она совершенно не нужна, нужен блокчейн — децентрализованная база данных, опционально публичная и законы, определяющие юридическую значимость записи в такой базе, все! остальное сделает сообщество, вылижет и превратит в конфетку — эффективную и оптимальную.


  1. jukka413
    10.04.2017 18:59

    «По большому счету, единственное нововведение закона — теперь клиенты смогут требовать у магазина отправки электронной копии чека на свой email или телефон» (это как раз из статьи выше);

    Требовать не получиться, так как в законе прописано (точно не помню, а искать заново лень), что отправка копии чека осуществляется только при наличии технической возможности. Конкретики нет, соответственно в 90% случаев реализовано не будет. Однако, что-то говорили про некий «Личный кабинет», где можно будет просматривать подобную информацию по платежам.


    1. Menaskop
      10.04.2017 19:00

      На самом деле — право требования есть. Технологическая возможность — это про онлайн-отправку.


    1. Daemon23RUS
      11.04.2017 03:59
      +1

      Не отправка копии чека на телефон или email — приравнивается к невыдаче чека, со всеми вытекающими.


      1. jukka413
        11.04.2017 13:54

        Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).


        Видимо, техническая возможность тут относится к электронной почте? Или к чему? О_о


        1. Menaskop
          11.04.2017 13:58

          Отдельно эту тему осветим с коллегами, если интересно (вроде, этот вопрос — гипер-популярен)


        1. Daemon23RUS
          11.04.2017 14:11

          Видимо, техническая возможность тут относится к электронной почте? Или к чему? О_о
          Видимо техническая возможность относится к покупателю. Пример: я указал свой номер телефона а он у меня неисправен/заблокирован итп. т.е технической возможности мне доставить чек нет. Но это не освобождает продавца от необходимости иметь возможность отправлять данные, И повторюсь, если я попрошу чек в электронном виде и продавец мне его не предоставит за отсутствием у продавца этой возможности — это невыдача кассового чека.


    1. TRYFAN
      11.04.2017 14:41

      В магните кассы самообслуживания уже предлагают отправить чек.


      1. Menaskop
        11.04.2017 14:41

        Тестировали?


        1. TRYFAN
          11.04.2017 15:30

          нет а надо


  1. acyp
    10.04.2017 19:00
    +1

    Упомянутый ФЗ весьма логичен, если внимательнее рассмотреть суть. согласно ему в чеке проставляется _весь_ товарный ассортимент, приобретенный физ.лицом. своеобразный аналог товарной накладной у юриков. Т.е. по-сути это способ связать товарную массу реализации и денежную массу выручки. при этом данные хранятся в своеобразном арбитраже (офд).
    Картинка понравилась. скопипастил в презенташку, спасибо.


    1. Menaskop
      10.04.2017 19:01

      Пожалуйста, и всё же: такой закон нужен или можно было бы сделать что-то более глобальное?


      1. acyp
        10.04.2017 19:11
        +2

        Вы знаете, я на протяжении последних 5-ти лет (думаю, что процесс начался раньше, меня в нем просто не было) наблюдаю определенный дрейф в структуре экономических процессов в сторону усиления контроля. сначала прпытка стандартизировать платформу учета (1с например), затем ЭДО между юр.лицами. Где-то в промедутке ЕГАИС. Теперь вот 54-фз. ну и еще несколько похожих решений…
        Отвечая на Ваш вопрос, скажу так: да, можно было сделать и более глобальное, но я видел первый этап внедрения пресловутого егаиса. слишком замахнулись. вторая попытка оказалась успешной (на мой стариковский взгляд) в случае 54-фз подозреваю, что решили шагнуть в несколько шагов, но наверняка. как-то так.


        1. Menaskop
          10.04.2017 19:14

          Понял, спасибо за мнение!


    1. Menaskop
      10.04.2017 19:04

      По мысли — всё верно:

      Вот список реквизитов чека — 54-ФЗ строго предписывает их печатать на каждом документе, подтверждающем продажу:

      • признак расчета (приход или расход),
      • дата, время и место осуществления расчета,
      • информация о налоговой системе продавца,
      • заводской номер фискального накопителя,
      • номенклатура товаров (услуг),
      • сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС,
      • форма расчета (наличные или электронный платеж),
      • заводской номер ФН,
      • регистрационный номер ККТ,
      • адрес сайта ОФД,.
      • фискальный признак документа,
      • порядковый номер фискального документа,
      • номер смены,
      • фискальный признак сообщения,


      «если покупатель захотел получить чек на e-mail или смс, то должен быть указан его адрес электронной почты или номер телефона, а также в этом случае должен значиться электронный адрес почты отправителя чека».


      1. Beaglz
        11.04.2017 04:00
        +1

        ОФД будут владеть информацией о продажах на уровне товара.
        Для нерыночной конкурентной борьбы — это кладезь.


        1. Menaskop
          11.04.2017 04:00

          Сейчас об этом много говорят, но пока всё сводят к тому, что всё шифруется и не передаётся. Хотя, конечно, всё это пока.


    1. Otkrick
      10.04.2017 20:42

      ФЗ более чем логичен: обязанность к ФИО брать номер телефона и/или Email автоматически выводит всех предпринимателей в поле 152го о ПДн, что потребует заменить весь софт на сертифицированный ФСТЭК/ФСБ. Также это, очевидно, очередной вид торгового сбора, так как 54ФЗ требует не меньше 30к фикс/год. Кроме того, честных предпринимателей вынуждают уходить в тень, чтобы те уже взятками расплачивались по факту. А по арбитражу уже опубликован проект, который предусматривает, что все сертификаты будет выдавать государство. На круг + 200 тыс руб в бюджет, чиновникам и окологосударственному бизнесу


      1. acyp
        10.04.2017 21:05
        +3

        изначальные постулаты ошибочны:
        1. 152-фз предусматривает _комплекс мер_ и ПО там не самое главное. но даже если заостряться на нем, то 1С БП3 — вполне себе соответствует требованиям, как и розница 2.2. о попытках унифицировать учетную платформу я писал выше. но и особой трагедии в этом не вижу.
        2. разверните пожалуйста 30к в год.
        3. в каком месте предприниматель, у которого не совпадают товарный и денежный обороты может называться «честным»?
        3. где 54-фз и «сертификаты для предпринимателей» пересекаются?


        1. Otkrick
          11.04.2017 01:10

          1. В двух словах: эта новая обязанность переводит всех на другой уровень, где уже нужен серт. файерволл, антивирус, контроль загрузки ОС. Именно, что комплекс мер становится на порядок выше.
          2. Фиск.накопитель: 15 тыс/год, услуги ОФД + ЭЦП для кассы + обслуживание кассы = 15тыс/год (всё обязательно).
          3. Вы о чем? Я о том, что для честных предпринимателей растут издержки — растут их цены. Но «серые» избегают исполнения требований, поэтому на рынке представлены с более низкими ценами. Чтобы с ними конкурировать — уходить в тень или стучать на «серых». Оба варианта не очень приятны
          4. Там где арбитраж путают с монополией


          1. RuJet
            11.04.2017 05:50
            +1

            Вы немного ошиблись с ценами.
            ФН — 6-9 т.р. на 13 месяцев. Зарегистрировали еще двух производителей обещают снизить до 4 т.р.
            Со следующего года для некоторых категорий выпустят ФН со сроком действия 36 месяцев.
            ОФД — 3 т.р. в год для одной ККТ. КЭП — 2-3 т.р.
            Обслуживание кассы не обязательно. Понятие ЦТО как таковое исчезает. Будут сервис-центры производителей для гарантийного и постгарантийного обслуживания.


            1. Menaskop
              11.04.2017 06:06

              Кстати, а ЭЦП?


              1. alex0nik
                11.04.2017 06:10

                КЭП — это ЭЦП. Я нашел от 1500 руб. на данный момент.


                1. Menaskop
                  11.04.2017 06:23

                  Понял, квалифицированная. Можете дать ссылку? Видел в регионе только от 4500


                  1. alex0nik
                    11.04.2017 07:02

                    http://taxcom.ru/shop/tariffs/cash_key_day/


                  1. suslayer
                    11.04.2017 09:19

                    Добро пожаловать в регион 40. http://astralnalog.ru/products/certification_center/price/
                    900 рублей.


                    1. Menaskop
                      11.04.2017 09:21

                      Супер. Хоть и не супер, но конкуренция хотя бы видна


                      1. suslayer
                        11.04.2017 09:36

                        Я вам больше скажу, приблизительно в 65% случаев клиенты были со своей ЭП, которая уже ранее оформлялась например для сдачи деклараций.
                        Экономия в ЭП вообще считать не уместно в текущей ситуации. Не те деньги.
                        Вот как раз отказ от ЦТО и «я все сделаю сам» может вылится в гораздо большие деньги. 1 неверное движение — до свидания ФН. А он мало того что стоит ~8500, да ещё и днем с огнем не сыщешь…


                        1. Menaskop
                          11.04.2017 09:42

                          Я не с потолка про ЭЦП говорю: это наблюдения по Забайкальскому, Бурятии, Иркутской области. Тут и дорого, и ИПшники очень часто за эти 4500 готовы бороться до победного. В этом году появилось уже от 2500, но с очень большим набором ограничений.

                          Про ЦТО в целом согласен.


                        1. RuJet
                          11.04.2017 09:48

                          Про регистрацию ККТ и ФН согласен.
                          Знакомые из бывшего ЦТО испортили 3 шт. ФН пока въехали как «правильно» регистрировать аппарат.
                          Про это почему-то мало пишут. Но ошибка в вводе реквизитов при регистрации ФН приводит к полной блокировке ФН навсегда.


              1. RuJet
                11.04.2017 06:12

                В контексте кассы-онлайн ЭЦП называется КЭП — квалифицированная электронная подпись, из 63-ФЗ.
                Кстати ее достаточно одной на юр лицо.


            1. Krinopotam
              11.04.2017 18:50
              +2

              Я, как столкнувшийся с этой темой расскажу Вам из первых уст, как оно все на самом деле.

              ККМ с ФН — от 20 тысяч. ФН — 8 тысяч, но в наличии их нигде нет и в ближайшее время не предвидится. Можно купить у спекулянтов за 15, но тут возникает вторая проблема. Так как ЦТО теперь не обязательны, а жить им тоже как то хочется, то происходит навязывание услуг. Многие, например не продадут вам ККМ или ФН, если вы не заключите с ними договор на ТО или на регистрацию ККМ. Кстати, за регистрацию, которая по идее может быть осуществлена за 15 минут самим пользователем через интернет, многие требуют 9 000. По идее для ИП на УСН можно менять ФН раз в 36 месяцев, но по факту таких в продаже нет. В итоге все все равно будут их менять на следующий год.
              Далее ОФД — 3000 в год. Не знаю, как в других, а в Такскоме привязка осуществляется по номеру регистрации ККМ в налоговой. Перенос денег со счета на счет не предусмотрен. Соответственно, перерегистрировал ККМ, или она сломалась и решили ее заменить — еще 3000 в год. На счет запасных ККМ тоже проблема. Во-первых, даже если она лежит, ее нужно регистрировать (а значит и платить ОФД), иначе в ответственный момент могут быть проблемы. А во-вторых ККМ должна как минимум раз в месяц отправлять данные. Иначе блокируется. То есть предприниматели должны либо работать на одной кассе, молясь, чтобы она не сломалась, либо держать и платить за две, каждый месяц их ротируя.
              Дальше, для ККМ нужен интернет. Для организаций интернет предлагают по диким ценам. Например, нам дешевле 10 000 в месяц за мегабит в Москве ничего найти не удалось. 4G ловит не везде.
              Ну и самое веселое — никто не готов к переходу на новые ККМ, ни налоговая, ни ОФД, ни ЦТО. Никто ничего не знает. Если при регистрации все прошло гладко — повезло. А если нет — устанете бороться. Чуть что — готовь 8000 на новый ФН (которых нет). В частности мы уже 2 недели пишем и звоним во все инстанции, не вылезаем из налоговой, но никто нам ни чем помочь не может. Сгорел ФН, заменили на новый и при перерегистрации в личном кабинете налоговой процедура зависла. И ни туда и ни сюда. Никаких вариантов. Хоть новую кассу покупай. Все только разводят руками и футболят из отдела в отдел. Техподдержка не отвечает. Телефоны сбрасывают. Вот такая у нас поддержка малого бизнеса.


              1. Menaskop
                11.04.2017 18:52

                А вот за этот опыт — спасибо. Надеюсь, на него энтузиасты обратят внимание


              1. suslayer
                11.04.2017 20:03

                Рассказываю ситуацию со стороны ЦТО(ненастоящего).
                Сперва хочу отметить что существуют особо жадные товарищи которые разводят а то и не раз, на все что попало, хотят денег за каждый чих, такие есть в любом бизнесе, не стоит под эту метлу подметать реальных профессионалов, которые всегда за клиента.
                Далее советую ознакомится с данным видео — https://youtu.be/ll39hnGmiSM
                Теперь тезисно:
                "ККМ с ФН — от 20 тысяч." это в лучшем случае, потому что отгружают их только по 18500, а на сайте например атола висит ценник 17500 с ФН! Попробуйте приобрести это напрямую у атола… Мы не смогли, специально проводили эксперимент.
                "ФН — 8 тысяч" в закупе у производителя 8 тысяч. Внутри схемотехники на 500 рублей, ну и ПО. Здесь даже ничего не хочу комментировать.
                "ФН на 36 месяцев" сейчас обязанности применять ККТ тем кто например на ЕНВД нет, за исключением алкоголя. Но эта категория попадает под торговлю акцизами и не может по букве закона использовать ФН на 36 месяцев, из чего можно сделать вывод что прямо сегодня ФН на 36 месяцев не нужен.
                "ЦТО навязывают услуги" несомненно ситуация похожа на ОСАГО, но лишь поверхностно. Потому что "я сделаю все сам" обычно заканчивается "вы сделайте за любые деньги чтобы работало, наш мамкин переустановщик винды не справился". Большинство в принципе не способны установить криптопровайдера, обновить ie до 11, прописать корневые сверху… После этого вы сидите и 15 минут смотрите в табличку "технологические работы". А далее выясняется что вашего адреса нет в ФИАС, такой заводской номер уже зарегистрирован и т.п. Умолчу что прошивки и "драйверы" обновляются со скоростью которая и хрому не снилась. В конечном итоге если что-то идет не так, почему то бегут не в ФНС а в ЦТО с криками "вы нам плохую кассу продали, сделайте чтобы работало!", и всем пофиг что это нынче сложный связанный комплекс и например непередача данных может быть как по причине кривости ПО ККТ, так и по причине "верхнего ПО" и также например простого отсутствия интернета.
                "ОФД привязано к номеру телефона" согласен на 10000%. Это лютый ад. И дело даже не в том что одна сломается, кабинет в целом на организацию/ИП создается. Что делать например в случае если человек с данным телефоном уволился? И данные для входа как всегда пролюбили? Это идиотизм. Что мешало привязать например к паре ИНН+КПП и сделать это логином, или вообще пускать сразу по сертификату…
                "Дорогой интернет" это было известно ещё при принятии закона, и почему то не особо афишируется. Например в нашем регионе оператор монополист — Ростелеком, разница в тарифах ЮЛ/ФЛ = 10 раз. Я думаю понятно что ЦТО здесь никаким местом…
                "Никто не готов" это в действительности так. Даже расписывать не буду, иначе будет портянка на статью.
                "Сгорел ФН" а вот здесь интересно, не результат ли это "я сделаю все сам", ибо известны случаи когда шлейф воткнули не той стороной.
                В общем и целом это конечно лютый треш, и виноваты в этом все по цепочке от самого верха...


                1. RuJet
                  11.04.2017 20:16

                  Поддерживаю Krinopotam и suslayer. Так как работаю в двух ипостасях.
                  Но все зависит от местного рынка и степени порядочности участников.
                  В свою очередь знаю истории, когда в регионы приезжали из Мск и выгребали ККТ и ФН, которые в наличии, чтобы продать в столице с большой накруткой.


                1. BrandStorm
                  11.04.2017 20:53

                  > из чего можно сделать вывод что прямо сегодня ФН на 36 месяцев не нужен.

                  А разве УСНшики не по 36 месяцев идут? Насколько я сейчас могу видеть, для УСН так же срок на 36 месяцев, следовательно такие ФН сейчас были бы кстати.


          1. alex0nik
            11.04.2017 06:17
            +1

            Большие сети получили существенную экономию. Частные предприниматели, увы, нет.
            Если по минимуму 6 тыс. ФН + 3 тыс. ОФД + 1,5 ЭЦП = 10,5, по сути то, что было раньше для ЭКЛЗ + ЦТО. Но кассы дороже.
            А сетки получают существенные скидки за счет объемов на кассы, на накопители и на обслуживание в ОФД.


            1. Menaskop
              11.04.2017 06:24

              Правильно. Сети у нас вообще получают много. Только вот выгодно ли это для рынка — спорный вопрос.


              1. BrandStorm
                11.04.2017 17:23
                +1

                Тут может быть большой плюс для розничных магазинчиков, кофеен, небольших торговых точек. Они могут быть в плюсе за счет того, что упрощается кассовая дисциплина. Если раньше мне надо было по окончанию рабочего дня заполнять журнал кассира-операциониста (КМ4) + KM6 + распечатку Z отчета делать + Z отчеты подшивать к КМ6 и хранить их (в т.ч. на точке с ККМ), то сейчас это уходит в небытие. Да, это касается не всех, но тем не менее плюсы есть, т.к. незаполненый журнал является серьезным нарушением и наказывалось штрафом (цифры были в районе 40-50 тыс, но т.к. у нас не было прецедента, то не могу точно сказать) + сама рутина и время + локальное хранение документации.

                А вот с ЭЦП самому интересно, можно ли использовать ту, что есть для сдачи отчетности или же надо генерить новую (одну на кассу или же одну на все кассы)?


                1. Menaskop
                  11.04.2017 18:45

                  Можно.


                1. alex0nik
                  11.04.2017 19:08
                  +1

                  Z отчет никуда не денется, насколько слышал. Правда вроде можно автоматически в определенное время делать.
                  Битрикс с Атол делают совместную интеграцию с сайтом, интересные вещи анонсировали. Автоматическое переключение касс, печать чека сразу после подтверждения оплаты в интернет-магазине, Z отчет и т.п.
                  К постоянному онлайн-соединению у меня пока большой вопрос. Чек нужно в течение 5 мин зарегать в ОФД после оплаты…


                  1. BrandStorm
                    11.04.2017 19:44
                    +1

                    Смотря что понимать под Z отчетом. Само его наличие и функционал ККМ останется. Насколько я знаю (сейчас занимаюсь как раз тем, что вникаю в это дело), его снимать не надо, система автоматом это сделает, чтобы закрыть смену в ОФД. Смысл в снятии Z отчета из моего сообщения не в том, что его не надо снимать, а он теряет свой фактический смысл, ибо остальные перечисленные документы завязаны на него и его фактически более не надо хранить.

                    Что касается интернет-магазинов, то тут да… сложная система продажи вне рабочее время. А про 5 минут, вроде как речь идёт о том, что его пробить надо, а не передать в ОФД, точнее рассинхрон по времени не более 5 минут. Передать можно и позже, в течении 30 дней, насколько я помню.


                  1. Menaskop
                    12.04.2017 02:57

                    Про онлайн — вопрос частый, думаю, его нужно отдельно осветить


          1. acyp
            11.04.2017 07:06

            1. Мы сами так думали, пока на практике не начали переход (и перешли 2 года назад). Все значительно проще и если интересно могу описать опыт, хотя на хабре достаточно статей на эту тему. Коротко: все совсем не так страшно.
            2. Даже порядок цен другой :). Далеко не 30. Это я взял из сметы сегодняшнему заказчику на автоматизацию розничной точки (ИП).
            3. Порядок предлагает устранить причины недобросовестной конкуренции, когда один предприниматель платит налоги со всего объема продукции, а второй — только с того, что захотел. Соглашусь, что порядок не решает глобально, но шаг делается.
            4. Не совсем понял эмоцию. Если вы про то, что надо кучу ЭЦП иметь, при том, что отличаются они просто частью используемых полей — то да, меня самого это выстегивает и я последовательно иду по инстанциям с этим вопросом. Если про что-то иное — поясните.


  1. suslayer
    10.04.2017 20:17

    Как активно плавающий в данной теме(54-ФЗ) повелся на заголовок, прочитал и не понял, чего хотел донести автор?
    Почему не блокчейн? Хм, ну так только сейчас ФНС начала говорить про big data, стало быть реально начнет это анализировать года через 2-3. Если начнет вообще. О существовании блокчеина информация дойдет ещё лет через 5, как раз к новой реформе, и скорее всего не взлетит, ибо всё слишком прозрачно, а это у нас не нужно… Вообще если вы немного глубже копнете, то поймете что ФЗ был пролоббирован определенным кругом заинтересованных лиц, как и ЭКЛЗ в 2003.
    Тут больше политические вопросы, и как раз для GT.


    1. suslayer
      10.04.2017 20:44
      +1

      К слову, блокчеин был бы гораздо уместнее вот здесь — http://bit.ly/2orfC3x


      1. Menaskop
        11.04.2017 04:04

        Да, блокчейн — довольно универсальная вещь, хотя и не всеобъемлющая. Пока.


    1. acyp
      10.04.2017 21:19

      возможно ли отнести к «биг дата» кроссовые проверки счетов-фактур между контрагентами? если хотя бы «частично да», тогда налоговая «частично» использует эту технологию. в целом ситуация с «биг дата» напоминает одну конференцию по хай-лоад системам, когда одни перцы гордились базой в 400 гигов, а встретились с другой командой, у которой база в несколько тер была размазана по куче инстансов и балансировалась очень моднявой технологией.
      каков масштаб «биг дата»? лично для меня это объем данных из разных наборов, позволяющий построить заданный анализ. «биг дата» определяется скорее не объемом, а способностью «связать несвязуемое».

      *исправил ошибки орфографии


      1. suslayer
        11.04.2017 10:27
        +1

        Не знаю про масштаб, но хотел донести то что в реальности эти данные могут оказаться никому не нужны. Разве что ОФД который будет аналитику продавать, Эвотор например уже открыто об этом заявил. При этом я убежден, что купить аналитику смогут позволить себе сети, а не мелкие ИП. В самом страшном варианте, сети на основе этих данных выдернут тот мелкий процент «нужной» колбасы и хлеба который есть в ларьке, но нет в пятерочках. Вот чего страшно.


        1. acyp
          11.04.2017 10:31
          +1

          Тут мы сворачиваем с технологической тропы и уходим на поляну конкурентных преимуществ :). УТП мелкой лавочки — шаговая доступность. Собственный пример — я при любом раскладе за семечками и хлебом спускаюсь в соседний двор, а не иду 10 минут до «магнита». Вот хорошего кефира у них нету, и приходится уже ходить в магнит :).


          1. suslayer
            11.04.2017 10:48
            +1

            Согласен, но даже с точки зрения технологий, они где то на уровне «показать президенту красивый дашборд». Вот как раз сегодня Владимир Владимирович должен ФНС посетить. Посмотрите что ему покажут. Убежден что это будут сухие цифры — зарегистрировали столько, столько онлайн… Где тут бигдата?
            Поток данных для аналитики можно было обеспечить и согласно старому порядку. Конкретно в нашей местности ФНС за все время существования ЭКЛЗ не разу не попросила его предоставить, для считывания данных. Даже во время судов связанных с кассовыми махинациями. При том что приблуды это позволяющие в ФНС были, но никто не знал как ими пользоваться…


          1. RuJet
            11.04.2017 10:53

            В городе Уфе реальность такова, что одна из сетей обязательно в шаговой доступности.


        1. RuJet
          11.04.2017 10:55
          +1

          Классно если бы сделали сводную аналитику по чекам общедоступной или за символическую плату.
          То есть обезличенные данные в разрезе времени, географии и товарной номенклатуры.
          ИМХО для маркетинга и продажников полезная информация.


          1. Menaskop
            11.04.2017 11:01

            Ещё бы, только вот сделают ли?


            1. Ugrum
              11.04.2017 11:44

              Если это можно продать, то обязательно будет сделано и продано.


              1. Menaskop
                11.04.2017 12:11

                Всё же — продать и передать — для меня лично, разные вещи :)


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:04

      Про лобби — есть ссылка. С отличными фактами. Вопрос как раз в том, зачем экономить 2-3 года, чтобы потом отставать на 10-20 лет? Понимаю, что это не с первого раза может оказаться очевидным, но при чтении (особенно при чтении) самого ФЗ 54 других мыслей просто не возникает. Вот прочёл для очередного клиента и решил спросить у Хабра-сообщества мысли по поводу.


      1. suslayer
        11.04.2017 09:22
        +1

        Вы наверное не поняли, никто не собирается бежать впереди всей планеты. Это не выгодно известному кругу лиц, как уже отмечалось выше и ниже…


  1. Otkrick
    10.04.2017 20:29

    ЦБ — коммерческая структура, блокчейн для них опасен. Вместе с банками они запретят криптовалюты, не привязанные к рублю


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:05

      Безусловно. И не только в РФ. Вопрос в том, почему, лоббирую блокчейн, они его не применяют?


      1. Otkrick
        11.04.2017 04:32

        Они не лоббируют, а создают шум. В аспекте обращения все нормально для них, но не готовы использовать из-за слабого развития(почти во всех крупнейших банках остаются дельфийские костыли из 90х… а наш легендарный русский процессинг). Но эмиссию криптовалюты они возглавят: приравняют к нацвалюте или заберут первичный выпуск.


        1. Menaskop
          11.04.2017 05:26

          На счёт лобби — тут можете посмотреть историю развития проекта «о денежных суррогатах» между Минфином и ЦБ. Там лобби и довольно мощное, с учетом того, что противостоит оно не только Минфину, но и СК, прокуратуре, МВД.


  1. sasa_mi
    10.04.2017 21:06

    Я вообще не понял, причем тут блокчейн. Онлайн кассы вводятся для контроля оборотов конкретных юр. лиц и ИП (всех тех кто принимает оплату) сл стороны ФНС, а совсем не для отправки чеков потребителям..


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:08

      Всё верно — для контроля. Блокчейн для этого подходит идеально: всё открыто, всё можно анализировать, перепроверять и не нужно никаких лишних прослоек по типу ОФД. Кроме того, не надо и лишних денег на ЭЦП, т.к. сама технология блокчейна строится на шифровании. Но тем не менее — и ОФД, и ЭЦП, и много всего лишнего создано. Вопрос — зачем, если можно уже сегодня начать развивать блокчейн, раз уж за него так ратует ЦБ и не только он? Зачем сегодня? Чтобы не отстать как с интернетом, сотовой связью и т.д.


  1. negodnik
    10.04.2017 22:49
    +1

    >> Итого — более 15 000 0000 000 по моим самым скромным подсчётам

    Что-то не так с этой величиной


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:14

      Да, там во второй тройке нулей опечатка — 4й ноль. Убрано.


  1. Erelecano
    11.04.2017 03:06

    Писать «ФЗ №54» совершенно некорректно. Нужно, хотя бы, указывать дату. То есть в вашем случае 54-ФЗ от 22.05.2003. Потому что вот лично для меня ФЗ-54 это прежде всего Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ. А для кого-то может быть еще какой-то. Нумерация ФЗ не сквозная, а обнуляется каждый год. Либо пишите дату от какой ФЗ, либо пишите его полное название. А то я читаю слова про «вездесущий ФЗ-54» и первым делом думаю «Опа! На хабре статья о законе о митингах!»


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:10

      Доброго дня, поверьте — очень даже корректно, если вы в теме. Если нет, то можно пройти и посмотреть, что написано в статье. Корректно, потому как о ФЗ 54 про кассы сейчас уйма материала. Потому как на Хабре вопрос о митингах — не обсуждается. Потому как ключевики — тоже не по ФЗ 54 о митингах и т.д.


      1. Erelecano
        11.04.2017 04:21

        Нет. Некорректно. ФЗ 54 были с 1994 по 2016 года(в этом году еще не было). Вы же пишите про конкретный. Указывайте дату.
        Вообще подобное отношение к наименованию закона показывает низкое качество материала и показывает ваш низкий уровень владения материалом. Да еще и визги, что можно писать как вам в голову придет, а не как положено.


        1. Menaskop
          11.04.2017 04:32

          да — , я в курсе алгоритмов Гугл, но всё же, по контексту как раз (а контекст есть с первых абзацев) — ясно. К тому же, заголовок — это всегда кратко.


          1. Erelecano
            11.04.2017 14:59

            Да при чем здесь гугл?
            Еще раз. В РФ законы нумеруются по кругу, каждый год нумерация обнуляется. Таким образом 54-ФЗ были уже 22 раза(ГД ФС РФ первый раз избрана в декабре 1993 года, соответственно с 1994 года каждый год бывает 54-ФЗ). Я в гугле по поиску ФЗ 54 вижу первые 10 ссылок на 54-ФЗ от 2004 года и что?
            Нужно указывать год, без года номер закона не говорит ни о чем вообще.

            Без указания года просто номер напоминает старый анекдот
            — Петька, приборы?
            — 26
            — ЧЕГО 26?
            — А чего приборы?

            Поймите, что не бывает абстрактного 54-ФЗ, бывает 54-ФЗ от ковырнадцатого мартобря фигнадцатого года и только так. Вот просто нет в РФ такого закона 54-ФЗ, не существует его. Существуют законы с таким номером в количестве 22 штук и они разные.


            1. Menaskop
              11.04.2017 16:25

              Поверьте, я это всё знаю. Уже лет 15… Проблема в том, что есть такое понятие, как контекст.


              1. Erelecano
                11.04.2017 16:28
                -1

                Нет, не знаете, раз приводите аргументы «А у нас в деревне так говорят». Говоря про федеральный закон недостаточно упоминать его номер, поймите это и запомните.


                1. Menaskop
                  11.04.2017 16:32

                  Не люблю я, когда меня учат тому, что изучаю уже те самые 15 лет. Углублённо. Не понимаете, что такое контекст — ваше право. Но когда начинаете советовать человеку, кот. не просто говорит, но пишет и по пунктам — это уже не верно на мой взгляд, уж извините. Пока — всё.


  1. panvartan
    11.04.2017 04:10

    И кто должен проводить «глобальные системные изменения»? Пушкин? Проблема не в технологической плоскости, а в гражданской.


  1. bjatta
    11.04.2017 04:13

    более 15 000 0000 000

    Поправьте нолик, а то цифра так вообще устрашающая выходит.


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:13

      5 782 032 000
      10 012 815 000

      Да, он тут по тех. ошибке.


  1. alex0nik
    11.04.2017 04:14

    Зацепил расчет миллионов, которые поимеют ОФД. Не совсем так, до 54-ФЗ эти самые 3000 руб. и более в год уходили в сервисный центр, т.к. договор с ними был обязателен. Сейчас же обязателен договор с ОФД, а с сервисом — нет. Меняется направление потока.
    Из небольшой экономии — замена ЭКЛЗ обходилась дороже, чем обещают сейчас с фискальными накопителями.
    Много обещаний, не продуманных деталей. Общался с ОФД, налоговики обещают экономию, а на деле существенную экономию получают большие сети, а маленькие компании несут больше затрат.


    1. Menaskop
      11.04.2017 04:16

      На самом деле — убрали только обязательство, но не оборот, т.к. процесс, кот. осуществляют ОФД вообще не осуществлял, а те процессы, кот. делали сервисные центры — они останутся, просто из обязательств выйдут в «видимые права». Для меня ближайший аналог — это СРО, кот. вроде как и саморегулируемые и о диспозитивности, а на деле — императивности в них больше, чем лицензирования.


      1. alex0nik
        11.04.2017 05:16

        У сеток есть свой штат спецов, которые занимаются обслуживанием касс, им не нужны сервисные центры.
        Когда касса ломается, не факт, что сервисный починит в рамках тех «3000» в год.
        А когда касса работает исправно и долго, этому самому сервисному центру все равно платили просто за наклейки… Чтобы снять кассу с учета налоговой платить не надо, а вот сервисному центру надо было.
        В этом ключе деньги просто перетекают от старого игрока к новому.
        Кстати, 3000 хоть и «максимальная» сумма, все ОФД берут именно столько, не меньше.
        А вместе с ОФД появился еще один расход — ЭЦП, самое дешевое что нашел — 1500 руб. в год. Понятно, что её можно использовать дополнительно для других целей, но теперь она в обяз., раньше нет.


        1. Menaskop
          11.04.2017 06:17

          Нет, по перераспределению пока очень не уверен. 1) Кассы должны быть нового образца. Модернизация их уже встретила трудности: что-то люди купили, а теперь — эти кассы не поддерживаются. И так будет далее. Кроме того, сама модернизация — это деньги. 2) ЕНВДшники и иже с ними тоже войдут в оборот — и опять же, перераспределения не получится, т.к. они вообще НЕ использовали кассы. 3) Вы, безусловно, ставите на то, что «Центры технического обслуживания (ЦТО), где раньше нужно было обязательно обслуживать кассу и платить за ежемесячный сервис, в новом законе никак не обозначены — этого понятия там просто нет. Вместо договора с ЦТО перед тем, как зарегистрировать кассу, необходимо заключить договор с ОФД». Да это так, но ровно здесь мы имеем отсутствие оплаты за наклейки, тогда как основные вопросы останутся прежними (модернизация, тех. сопровождение, настройка и т.д.). Поэтому перераспределение денежного потока здесь очень неравнозначное. 4) Лента. Сейчас вот выбили мне чек по новому образцу — это 4 раза больше, чем раньше. Лента стоит 11 руб. Не много, но на объёме — это надо, кстати, посчитать. Хотя, конечно, в таком потоке — и это будут «копейки». 5) И главное — онлайн ведь кассы-то. Теперь нужно доп. оборудование. кот. этот онлайн-режим обеспечит: ПО, ИБП, доступ к сети. В общем, на мой взгляд — очень неравномерное перераспределение с большой долей увеличения ненужных сборов и трат.


          1. alex0nik
            11.04.2017 06:35
            +1

            Я согласен, что вопросов много. Разговаривал с тем же ОФД, банально, производители окончательно не успеют с разработкой ПО для касс в сроки по закону. Производитель накопителей не справляется с объемами, т.к. он один, а касс очень много.
            Мою кассу только выкинуть и покупать новую. Лично мне ЦТО не нужен. Но это лишние расходы, и никуда от этого не деться.
            По онлайн соединению, производители касс этим греют голову, обещают GPS, решение при обрывах связи и пр.
            Для себя я решил, надо ждать часа Х, а потом что-то решать, т.к. у всех участников процесса сейчас все в мыле, много меняется, дорабатывается.
            Единственный логичный вывод — подтягивают налоговые гайки. Обещают что будет только лучше, дешевле. А по факту это все равно закручивание гаек, любой ценой.


            1. Menaskop
              11.04.2017 06:44

              Что ж, хороший вывод.


            1. RuJet
              11.04.2017 11:00

              Вы погодите. Еще один нюанс всплывет жирный и толстый. ФН новых версий.
              Под ФН новых версий ККТ должны отдельно сертифицироваться. Соответственно это новые прошивки.
              А мы то понимаем, что новые прошивки это новые баги.


    1. RuJet
      11.04.2017 06:08

      Уберите из 3000 еще 1000. Все ОФД обещают вознаграждение партнерам за привлечении клиента от 30 до 45%.
      Схема работы как в хостинг-бизнесе.


      1. Menaskop
        11.04.2017 06:11

        Сначала их нужно найти: РЕГ.ру — есть партнёрка, кот. использовать проще некуда, но из тех, кто сделал на этом бизнес знаю не много. Скажем, 2domains. А тех, кто покупает только через партнёрку — 100% и даже близко к этому не стало.


        1. RuJet
          11.04.2017 06:16

          Не реклама. Для информации
          Timeweb, SpaceWeb и много других.
          Знаю людей и студии для которых партнерская программа стала хорошим подспорьем. Платежи ежегодные.
          Все зависит от темпов привлечения клиентов.

          Учитывая количество ККТ, бизнес по привлечению клиентов для ОФД тоже будет хорошим источником дохода.


  1. haiflive
    11.04.2017 07:11

    автор топика хотел зайти в комментарии и прочитать: «да блокчейн лучше и прозрачнее, но определённым людям во власти это не выгодно»

    лично моё мнение блокчейн для этого не годится, так как будет вызывать определённые накладные расходы в виде содержания ноды, майтинга блоков, не понятно как всё это встраивать в кассу, я прям так и вижу образование серых схем с ветвлением или подложными сетями, когда оплата вроде бы прошла, но не в валидной сети.
    где подошёл бы блокчейн? различные кадастровые реестры, базы данных налогоплательщиков, там бы доверие к налоговой только повысилось, и я был бы уверен, что участок который я покупаю действительно принадлежит этому человеку и факт того что кто-то его купил и все видят, это бы убрало ряд мошеннических схем на местах


  1. kapioprok
    11.04.2017 10:34

    Российская отрасль ит обладает значительным потенциалом инновационного развития и глобализации. Но для того, чтобы реализовать этот потенциал, требуются тщательно продуманные, выверенные и согласованные действия, выработанные в рамках конструктивного диалога между государством и участниками индустрии. Временами кажется, что наш законодатель живет в другом государстве и это не много огорчает.


    1. Menaskop
      11.04.2017 10:34

      многих, судя по комментариям