Перед вами книга по основам графического дизайна от выдающегося профессионала. Стивен Хеллер написал 120 книг и учебников по дизайну и более 30 лет возглавлял журнал New York Times. В своей новой книге он собрал важнейшие идеи и постулаты, без которых невозможен качественный современный дизайн. Правила, которые необходимо знать, и случаи, когда их следует нарушить. Самые яркие примеры графических работ, демонстрирующие его теоритеские идеи в действии.
Есть множество путей, ведущих к созданию великих дизайнерских работ. Вы должны быть талантливы; излишне говорить, что талант — это пропуск к успеху. Однако не стоит забывать также об амбициях и страстном желании достичь намеченной цели. Допустим, вы обладаете всеми тремя этими качествами.
Подробности внутри
В таком случае вспомним старую шутку.
— Как мне попасть в Карнеги-холл?
— Практика, практика и еще раз практика!
Итак, вы готовы начать, верно?
Нет, не совсем!
В дополнение к перечисленным личным достоинствам требуется всестороннее знание языка образов, типографики, законов пространственных взаимоотношений, теории цвета, а также умение взаимодействовать с клиентом и множество других коммуникационных навыков. Все это затем должно быть воплощено на практике и отфильтровано с помощью острого дизайнерского чутья и, что еще более важно, воображения. Дизайнер повелевает имеющимися в его распоряжении инструментами, чтобы создавать творчески заряженные высказывания. Великий дизайнер — это тот, чье воображение переступает рамки имеющегося инструментария, формируя возможности для появления новых идей.
Эта книга не призвана обеспечить достижение превосходства и не претендует на введение каких-либо инноваций. Вообще действительно новаторские идеи, в смысле создания чего-либо доселе невиданного, имеют очень мало шансов. Как любил повторять Пол Рэнд, «быть просто хорошим мастером уже достаточно сложно, не беспокойтесь о том, чтобы быть оригинальным». И тем не менее, чтобы быть хорошим мастером, необходимо обладать толикой оригинальности.
Итак, что же предлагает эта книга? Это руководство (спешим признаться — достаточно субъективное) по разнообразным идеям, подходам и методикам, которые использовали дизайнеры, чтобы повысить качество и результативность своих работ. Графический дизайн — это сочетание самых разных компонентов, позволяющее получить на выходе информативные, увлекательные и побудительные визуальные и текстовые высказывания. Наша цель состоит в том, чтобы вы попробовали в деле разные инструменты (и образные средства), имеющиеся в арсенале графического дизайнера, — не для того, чтобы копировать предложенные образцы, но чтобы иметь представление о них. Возможно, эти идеи и техники тем или иным образом будут востребованы в вашем собственном творчестве, и если с их помощью вам удастся создать поистине великие дизайнерские работы — это будет потрясающе!
Стивен Хеллер и Гейл Андерсон
СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ШРИФТА
В графическом дизайне слово «форма» относится к визуальной конфигурации объекта, его структуре и взаимоотношениям между его компонентами. Графические дизайнеры превосходно умеют из ключевых фрагментов одной визуальной идеи составлять другую. В применении к типографике это (не в обиду дизайнерам будет сказано) примерно то же самое, что собирать фигуру животного из воздушных шариков, хотя, разумеется, гораздо более практично.
Впрочем, для того, что можно сделать из воздушных шаров, существуют определенные ограничения, но нет пределов возможностям соединять или искривлять шрифты и изображения при реализации той или иной концепции. Эта идея нашла знаменитое воплощение на страницах с выходными данными в оформлении нью-йоркского дизайнера Луизы Фили, ставших отличительной чертой десятков книг, которые она оформила за свою долгую карьеру, и немало ожививших этот довольно прозаический элемент книжного дизайна. Эти страницы — своего рода произведения искусства, типографский автограф художницы.
Информация об авторских правах, необходимая и обязательная, обычно выглядит формально. Однако решения, которые находит Фили (когда текстовому блоку придаются очертания того или иного объекта, связанного с содержанием книги), стоят того, чтобы ими полюбоваться, а возможно, даже прочитать сам текст. Так, копирайт в книге о лучших в Англии чайных заведениях выполнен в форме дымящейся чашки чая, а в сборнике «Осторожность никогда не повредит: назидательные рассказы в предупреждение нетерпеливым, любопытствующим и блаженно-безрассудным» (You Can’t Be Too Careful: Cautionary Tales for the Impetuous, Curious, and Blithely Oblivious) можно обнаружить очертания надгробной плиты — остроумный намек на то, о чем в нем говорится.
Конечно же, передавать содержание книги при создании формы и структуры можно не только на странице копирайта. Для дизайнеров это один из путей творческого отступления от общепринятых способов набора текста, дающий читателю лишний повод прочесть то, что чаще всего игнорируется.
ЛЕТТЕРИНГ КАК КАРТИНКА
Создание образов из графических символов и превращение букв в рисунки — важный прием в графическом дизайне, на протяжении десятилетий неоднократно обретавший и терявший
популярность. К началу ХХ века иллюстративный леттеринг — то есть превращение человеческих фигурок или предметов в буквы — был общепринятым средством рассказывания историй в западноевропейском искусстве. После многократных повторений он превратился в клише, однако в начале 1920-х годов подобная практика была модернизирована несколькими художниками,
включая советского конструктивиста Эля Лисицкого.
Его плакат 1928 года «Четыре (арифметических) действия» (Four (Arithmetic) Actions) создан посредством металлического набора персонажей, и рисунки образуют металлические литеры. Лисицкий превращает буквы кириллического алфавита в части тела символических существ, каждое из которых играет свою роль в истории. Буквы «СССР», с ногами и головами, несут знамена, в то время как другие буквы победно маршируют поверх серпа и молота. Напоминая фигурки из палочек, такой дизайн одновременно и остроумно уводит от серьезной пропаганды, и новаторским способом доносит свою идею до масс. Настолько игровой, практически мультипликационный дизайн не мог не иметь дополнительного положительного значения. Очевидно, что, как и рекламные персонажи, эти ребята — наши друзья, а не враги.
При использовании этого метода дизайнеры, однако, находятся на тонкой грани между талантливым и уместным, с одной стороны, и глупым китчем — с другой. То, как и в какую форму трансформированы буквы, может определить, будет высказывание эффективным или недостаточным. Плакат Лисицкого выполняет свою функцию, поскольку создан в виде комикса или детского рассказа в картинках. Значки, символы и буквы, используемые в композиции, комбинируются таким образом, чтобы рассказать историю о развивающемся Советском Союзе. Эта работа Лисицкого характеризует стиль данного периода; в современной практике она должна быть отправным пунктом, но не образцом для подражания.
Эль Лисицкий, 1928.
«Четыре (арифметических) действия».
(Four (Arithmetic) Actions)
Джонатан Барнбрук и Джонатан Эбботт, 2011.
«Слова никогда не бывают просто словами»
(Words Are Never Only Words)
НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ
Если разборчивость текста — черта хорошей типографской работы, то, значит, неразборчивый текст — признак нерадивости типографов. Однако это никак не относится к читабельности, поскольку текст, который можно прочесть, необязательно должен быть понятен для всех; возможно, он берет свое начало в рисуночном письме. Сочтут ли шрифт читабельным либо нечитабельным, полностью зависит от контекста, в котором он был разработан, а также от контекста, в котором он воспринимается. Даже четко набранный текст покажется неразборчивым тому, у кого не хватит терпения его прочитать. Способность расшифровывать написанное основывается на свободном владении определенными заранее изученными символами, поэтому одно и то же может быть нечитабельным для большинства, но абсолютно понятным для тех, кто владеет нужным ключом, — вспомните о Розеттском камне.
Типографская композиция Джонатана Барнбрука и Джонатана Эбботта, созданная в память о революциях «арабской весны» 2011 года, и была задумана как революционная. По замыслу авторов, революции выражаются в действии, однако распространяются через идеи и язык. Целью этого типографского микса было показать могущество языка, возникающего из хаоса, согласно воспроизведенному в работе высказыванию философа и культуролога Славоя Жижека: «Слова никогда не бывают просто словами. Они имеют значение, поскольку определяют контуры того, что мы можем сделать».
Здесь отвергается незыблемость индивидуальных букв и слов в пользу объединения всех элементов, так что каждая буква становится частью общего узора, воспринимаемого одновременно как слово и как образ. С расстояния работа кажется просто узором, но при близком рассмотрении в нем проступают слова. Ее главный смысл — в раскрытии спрятанного, зашифрованного послания. Для этого от читателя требуется усилие, однако сама расшифровка делает написанное для него более ценным и, вероятно, более запоминающимся. Независимо от стиля такой прием со спрятанным текстом может быть применен в любой композиции на любую тему.
ЦИФРЫ
Цифры употребляются в графическом дизайне столь же широко, как и буквы, и могут быть не менее выразительными. Однако используются ли они как номера страниц или играют декоративную роль — скажем, в качестве номера главы в книге, стоимости товара на ценнике или даже часовой отметки на циферблате, — стоит помнить о том, что чем более продуманным будет дизайн цифры, тем более эффективно она сможет донести заложенный в ней смысл. В большинстве языков употребляются арабские цифры — нередко, когда речь идет о шрифтах, не содержащих латиницу, они оказываются единственными распознаваемыми типографскими элементами. Римские цифры тоже встречаются, хотя не так часто и не с таким множеством отклонений от стандартного написания.
Существует несколько вариантов подхода к дизайну цифр. Перечислим их по порядку. Во-первых, их можно рассматривать как часть семейства шрифтов, учитывая то, как отдельные цифры сочетаются с заглавными и строчными буквами. Второй способ — создание цифр, выражающих визуальную идею, когда используются символические ассоциации, возникающие при взгляде на цифру (например, цифра 1 в виде небоскреба). Третий вариант — стилизованные цифры, создающие иллюстративный числовой ряд. Также существует подход, объединяющий все три категории, где цифры выделяются благодаря собственному визуальному весу, наделены графической выразительностью или символическим значением. Примером такого подхода может служить работа лондонской студии Sawdust.
Цифры от 1 до 9 из прямых, изогнутых или концентрических черных линий, искусно представленных в виде лент, обладают гипнотическим визуальным эффектом. Приятный линейный узор и скрытая трехмерность лент в совокупности формируют спокойный, обращающий на себя внимание стиль. Хотя все цифры выглядят очень симпатично, пожалуй, самой привлекательной можно назвать четверку, поскольку она смотрится в точности как лента, по счастливой случайности превратившаяся в цифру. Поскольку этот ряд был разработан на заказ специально для клиента (числа символизируют награды за выдающиеся достижения), его прямое применение может быть ограничено. Однако концепция типографского дизайна на основе узнаваемых элементов может служить базой для других дизайнерских идей.
Студия Sawdust, 2013. Дизайн цифр, разработанный для справочника
200 ведущих исследовательских университетов, рейтинга,
составленного Шанхайским университетом Цзяо Тун
» Более подробно с книгой можно ознакомиться на сайте издательства
» Оглавление
» Отрывок
Для Хаброжителей скидка 25% по купону — IDEA BOOK
Есть множество путей, ведущих к созданию великих дизайнерских работ. Вы должны быть талантливы; излишне говорить, что талант — это пропуск к успеху. Однако не стоит забывать также об амбициях и страстном желании достичь намеченной цели. Допустим, вы обладаете всеми тремя этими качествами.
Подробности внутри
В таком случае вспомним старую шутку.
— Как мне попасть в Карнеги-холл?
— Практика, практика и еще раз практика!
Итак, вы готовы начать, верно?
Нет, не совсем!
В дополнение к перечисленным личным достоинствам требуется всестороннее знание языка образов, типографики, законов пространственных взаимоотношений, теории цвета, а также умение взаимодействовать с клиентом и множество других коммуникационных навыков. Все это затем должно быть воплощено на практике и отфильтровано с помощью острого дизайнерского чутья и, что еще более важно, воображения. Дизайнер повелевает имеющимися в его распоряжении инструментами, чтобы создавать творчески заряженные высказывания. Великий дизайнер — это тот, чье воображение переступает рамки имеющегося инструментария, формируя возможности для появления новых идей.
Эта книга не призвана обеспечить достижение превосходства и не претендует на введение каких-либо инноваций. Вообще действительно новаторские идеи, в смысле создания чего-либо доселе невиданного, имеют очень мало шансов. Как любил повторять Пол Рэнд, «быть просто хорошим мастером уже достаточно сложно, не беспокойтесь о том, чтобы быть оригинальным». И тем не менее, чтобы быть хорошим мастером, необходимо обладать толикой оригинальности.
Итак, что же предлагает эта книга? Это руководство (спешим признаться — достаточно субъективное) по разнообразным идеям, подходам и методикам, которые использовали дизайнеры, чтобы повысить качество и результативность своих работ. Графический дизайн — это сочетание самых разных компонентов, позволяющее получить на выходе информативные, увлекательные и побудительные визуальные и текстовые высказывания. Наша цель состоит в том, чтобы вы попробовали в деле разные инструменты (и образные средства), имеющиеся в арсенале графического дизайнера, — не для того, чтобы копировать предложенные образцы, но чтобы иметь представление о них. Возможно, эти идеи и техники тем или иным образом будут востребованы в вашем собственном творчестве, и если с их помощью вам удастся создать поистине великие дизайнерские работы — это будет потрясающе!
Стивен Хеллер и Гейл Андерсон
СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ШРИФТА
Когда текст становится иллюстрацией
В графическом дизайне слово «форма» относится к визуальной конфигурации объекта, его структуре и взаимоотношениям между его компонентами. Графические дизайнеры превосходно умеют из ключевых фрагментов одной визуальной идеи составлять другую. В применении к типографике это (не в обиду дизайнерам будет сказано) примерно то же самое, что собирать фигуру животного из воздушных шариков, хотя, разумеется, гораздо более практично.
Впрочем, для того, что можно сделать из воздушных шаров, существуют определенные ограничения, но нет пределов возможностям соединять или искривлять шрифты и изображения при реализации той или иной концепции. Эта идея нашла знаменитое воплощение на страницах с выходными данными в оформлении нью-йоркского дизайнера Луизы Фили, ставших отличительной чертой десятков книг, которые она оформила за свою долгую карьеру, и немало ожививших этот довольно прозаический элемент книжного дизайна. Эти страницы — своего рода произведения искусства, типографский автограф художницы.
Информация об авторских правах, необходимая и обязательная, обычно выглядит формально. Однако решения, которые находит Фили (когда текстовому блоку придаются очертания того или иного объекта, связанного с содержанием книги), стоят того, чтобы ими полюбоваться, а возможно, даже прочитать сам текст. Так, копирайт в книге о лучших в Англии чайных заведениях выполнен в форме дымящейся чашки чая, а в сборнике «Осторожность никогда не повредит: назидательные рассказы в предупреждение нетерпеливым, любопытствующим и блаженно-безрассудным» (You Can’t Be Too Careful: Cautionary Tales for the Impetuous, Curious, and Blithely Oblivious) можно обнаружить очертания надгробной плиты — остроумный намек на то, о чем в нем говорится.
Конечно же, передавать содержание книги при создании формы и структуры можно не только на странице копирайта. Для дизайнеров это один из путей творческого отступления от общепринятых способов набора текста, дающий читателю лишний повод прочесть то, что чаще всего игнорируется.
ЛЕТТЕРИНГ КАК КАРТИНКА
Иллюстрирование буквами
Создание образов из графических символов и превращение букв в рисунки — важный прием в графическом дизайне, на протяжении десятилетий неоднократно обретавший и терявший
популярность. К началу ХХ века иллюстративный леттеринг — то есть превращение человеческих фигурок или предметов в буквы — был общепринятым средством рассказывания историй в западноевропейском искусстве. После многократных повторений он превратился в клише, однако в начале 1920-х годов подобная практика была модернизирована несколькими художниками,
включая советского конструктивиста Эля Лисицкого.
Его плакат 1928 года «Четыре (арифметических) действия» (Four (Arithmetic) Actions) создан посредством металлического набора персонажей, и рисунки образуют металлические литеры. Лисицкий превращает буквы кириллического алфавита в части тела символических существ, каждое из которых играет свою роль в истории. Буквы «СССР», с ногами и головами, несут знамена, в то время как другие буквы победно маршируют поверх серпа и молота. Напоминая фигурки из палочек, такой дизайн одновременно и остроумно уводит от серьезной пропаганды, и новаторским способом доносит свою идею до масс. Настолько игровой, практически мультипликационный дизайн не мог не иметь дополнительного положительного значения. Очевидно, что, как и рекламные персонажи, эти ребята — наши друзья, а не враги.
При использовании этого метода дизайнеры, однако, находятся на тонкой грани между талантливым и уместным, с одной стороны, и глупым китчем — с другой. То, как и в какую форму трансформированы буквы, может определить, будет высказывание эффективным или недостаточным. Плакат Лисицкого выполняет свою функцию, поскольку создан в виде комикса или детского рассказа в картинках. Значки, символы и буквы, используемые в композиции, комбинируются таким образом, чтобы рассказать историю о развивающемся Советском Союзе. Эта работа Лисицкого характеризует стиль данного периода; в современной практике она должна быть отправным пунктом, но не образцом для подражания.
Эль Лисицкий, 1928.
«Четыре (арифметических) действия».
(Four (Arithmetic) Actions)
Джонатан Барнбрук и Джонатан Эбботт, 2011.
«Слова никогда не бывают просто словами»
(Words Are Never Only Words)
НЕРАЗБОРЧИВОСТЬ
К черту читабельность!
Если разборчивость текста — черта хорошей типографской работы, то, значит, неразборчивый текст — признак нерадивости типографов. Однако это никак не относится к читабельности, поскольку текст, который можно прочесть, необязательно должен быть понятен для всех; возможно, он берет свое начало в рисуночном письме. Сочтут ли шрифт читабельным либо нечитабельным, полностью зависит от контекста, в котором он был разработан, а также от контекста, в котором он воспринимается. Даже четко набранный текст покажется неразборчивым тому, у кого не хватит терпения его прочитать. Способность расшифровывать написанное основывается на свободном владении определенными заранее изученными символами, поэтому одно и то же может быть нечитабельным для большинства, но абсолютно понятным для тех, кто владеет нужным ключом, — вспомните о Розеттском камне.
Типографская композиция Джонатана Барнбрука и Джонатана Эбботта, созданная в память о революциях «арабской весны» 2011 года, и была задумана как революционная. По замыслу авторов, революции выражаются в действии, однако распространяются через идеи и язык. Целью этого типографского микса было показать могущество языка, возникающего из хаоса, согласно воспроизведенному в работе высказыванию философа и культуролога Славоя Жижека: «Слова никогда не бывают просто словами. Они имеют значение, поскольку определяют контуры того, что мы можем сделать».
Здесь отвергается незыблемость индивидуальных букв и слов в пользу объединения всех элементов, так что каждая буква становится частью общего узора, воспринимаемого одновременно как слово и как образ. С расстояния работа кажется просто узором, но при близком рассмотрении в нем проступают слова. Ее главный смысл — в раскрытии спрятанного, зашифрованного послания. Для этого от читателя требуется усилие, однако сама расшифровка делает написанное для него более ценным и, вероятно, более запоминающимся. Независимо от стиля такой прием со спрятанным текстом может быть применен в любой композиции на любую тему.
ЦИФРЫ
Когда числа складываются вместе
Цифры употребляются в графическом дизайне столь же широко, как и буквы, и могут быть не менее выразительными. Однако используются ли они как номера страниц или играют декоративную роль — скажем, в качестве номера главы в книге, стоимости товара на ценнике или даже часовой отметки на циферблате, — стоит помнить о том, что чем более продуманным будет дизайн цифры, тем более эффективно она сможет донести заложенный в ней смысл. В большинстве языков употребляются арабские цифры — нередко, когда речь идет о шрифтах, не содержащих латиницу, они оказываются единственными распознаваемыми типографскими элементами. Римские цифры тоже встречаются, хотя не так часто и не с таким множеством отклонений от стандартного написания.
Существует несколько вариантов подхода к дизайну цифр. Перечислим их по порядку. Во-первых, их можно рассматривать как часть семейства шрифтов, учитывая то, как отдельные цифры сочетаются с заглавными и строчными буквами. Второй способ — создание цифр, выражающих визуальную идею, когда используются символические ассоциации, возникающие при взгляде на цифру (например, цифра 1 в виде небоскреба). Третий вариант — стилизованные цифры, создающие иллюстративный числовой ряд. Также существует подход, объединяющий все три категории, где цифры выделяются благодаря собственному визуальному весу, наделены графической выразительностью или символическим значением. Примером такого подхода может служить работа лондонской студии Sawdust.
Цифры от 1 до 9 из прямых, изогнутых или концентрических черных линий, искусно представленных в виде лент, обладают гипнотическим визуальным эффектом. Приятный линейный узор и скрытая трехмерность лент в совокупности формируют спокойный, обращающий на себя внимание стиль. Хотя все цифры выглядят очень симпатично, пожалуй, самой привлекательной можно назвать четверку, поскольку она смотрится в точности как лента, по счастливой случайности превратившаяся в цифру. Поскольку этот ряд был разработан на заказ специально для клиента (числа символизируют награды за выдающиеся достижения), его прямое применение может быть ограничено. Однако концепция типографского дизайна на основе узнаваемых элементов может служить базой для других дизайнерских идей.
Студия Sawdust, 2013. Дизайн цифр, разработанный для справочника
200 ведущих исследовательских университетов, рейтинга,
составленного Шанхайским университетом Цзяо Тун
» Более подробно с книгой можно ознакомиться на сайте издательства
» Оглавление
» Отрывок
Для Хаброжителей скидка 25% по купону — IDEA BOOK
Поделиться с друзьями
zahmTOD
OMFG. Почему обложка такая страшная то?
Nekto_Habr
что-то да, уж для книги о дизайне можно сделать понтовую или хитрую дизайнерскую обложку. Да хотя бы убрать «иллюстрации» (глаз?.. олень?.. график?.. з а ч е м? о_0 )
ph_piter
Обложка у нас — как в оригинале. Добавили видео к посту.
saymynameua
дааа… обложка желает быть лучше! Глядя на нее, начинаешь сомневаться в полезности изложенной в ней информации! Хотя, встречают по обложке… как извесно )