Их основное предназначение — замена стационарных БС во время их ремонта. Кроме того, передвижные базовые станции (ПБС) удобно использовать в случае форс-мажора — например при стихийных бедствиях, пожарах, наводнениях.
Хотите подробностей — добро пожаловать под кат.
Для развертывания передвижной базовой станции третьего поколения на базе микроавтобуса «Ford Transit» не нужно много места
Еще ПБС — это хороший способ «подстраховки» основной сети на случай временного резкого роста нагрузки - например, во время спортивных и массовых мероприятий или праздничных гуляний. Хотя операторы и закладывают в свои сети избыточную емкость — как раз для подобных ситуаций — это спасает не всегда.
Сопровождение различных праздничных мероприятий — это львиная доля всех выездов ПБС, поэтому у экипажей имеются соответствующая «парадно-выходная» одежда на случай дежурства у развернутого оборудования. Большая часть таких мероприятий проходит в летнее время — тогда нашим экипажам приходится совершать от четырех до шести выездов в неделю.
Основные ежегодные праздники включены в план обслуживания на постоянной основе, и на месте их проведения уже есть подготовленные площадки. Некоторые из них оборудованы стационарными антенными мачтами.
Передвижная базовая станция позволяет не только увеличить емкость сотовой сети в конкретном месте, но и улучшить ее покрытие или обеспечить его в новом месте. В таких случаях она обычно ставится временно, до появления в нужной точке стационарной БС. Кроме того, у нас есть услуга, в рамках которой любой желающий за определенную сумму может заказать себе такую БС на мероприятие или для обслуживания сотрудников компании.
От Iveco до Ford Transit
Группа передвижных базовых станций столичного филиала «Мегафона» была создана в 2010 году. Задача установки на колеса базовой станции изначально была нетривиальной — необходимого опыта в компании не было и приходилось идти практически «по целине».
Первой ласточкой стал комплекс на базе стандартного семитонного автомобиля Iveco, кунг которого оснастили приемо-передатчиками стандарта GSM, работающими в диапазонах 900/1800 МГц. Позднее, с началом массового строительства сетей третьего поколения, комплекс дополнили 3G-модулем и двумя мачтами – для сотовой и радиорелейной антенн.
Следующее поколение — мобильные комплексы, выполненные на базе на шасси КАМАЗ-43118 повышенной проходимости. Такой автомобиль может проехать по бездорожью в самые глухие и недоступные для обычного транспорта места.
Мобильная базовая станция на базе на шасси КАМАЗ-43118
При разработке новых комплексов мы учли все замечания и нюансы, выявленные во время эксплуатации первых ПБС. Аппаратная оснащена всем необходимым для всесезонной эксплуатации в автономном режиме: системами отопления и кондиционирования, оборудованием для приготовления пищи и спальными местами для персонала.
Радиооборудование состоит из приемо-передатчиков стандарта 2G/3G/4G+, способных работать в диапазонах 900, 1800, 2100, 2600 МГц, что позволяет обеспечить как голосовую связь, так и высокоскоростной мобильный интернет.
Апгрейд аппаратуры передвижных БС происходит примерно раз в полгода. На текущий момент она поддерживает все диапазоны и технологии связи, разрешенные оператору, включая 4G/LTE.
«Начинка» мобильных комплексов
Третьим поколением мобильных базовых станций стали комплексы на базе микроавтобуса Ford Transit со стандартным цельнометаллическим фургоном. В отличие от камазовского варианта они не требуют специального кузова, и размещение оборудования в нем требует минимума доработок, не считая крепежа антенной мачты. Правда, чтобы повысить устойчивость, автомобиль оснащается крепежом для присоединяемых упоров. Кроме того, пришлось кардинально переработать приточно-вытяжную систему кондиционирования, снабдив ее дополнительными вентиляторами.
ПБС третьего поколения прячется внутри обычного микроавтобуса Ford Transit
От электропитания до мачты
Зачастую мы разворачиваем передвижную базовую станцию вдали от каких-либо городских коммуникаций, включая сети электропитания. Поэтому каждый комплекс оснащен дизель-генератором, обеспечивающим автономным питанием все оборудование, включая механизм подъема антенной мачты.
Например, 20,5-тонный КАМАЗ несет на своем борту генератор мощностью 19 кВт. Его полностью залитого бака хватает на семь суток работы вдали от стационарных линий электропитания. Кроме того, в случае выработки топлива или остановки генератора, в течение семи часов питание может осуществляться от литий-ионных аккумуляторов.
Дополнительная «электростраховка» комплекса — заряда аккумулятора хватает на семь часов автономной работы
Специальный электронный блок позволяет следить за различными источниками электропитания и при необходимости переключаться с одного из них на другой
Все комплексы мобильной связи, имеющиеся сегодня в распоряжении «Мегафона», снабжены телескопическими выдвижными мачтами. Несмотря на большое количество подобных изделий, представленных на рынке, мачт, способных выдержать климатические условия средней полосы России, в ассортименте иностранных производителей нет. Постоянные колебания температуры, конденсация влаги внутри механизма и ее замерзание приводят к разрыву труб продукции «южан». Поэтому при создании комплекса мы решили отдать предпочтение мачтам российских производителей.
В принципе существуют мачты с гидравлическим и пневматическим механизмом подъема. В первом случае для выдвижения антенны используется компрессор и бак с маслом. Суммарный вес данной конструкции вместе с мачтой составляет 6 тонн. Выдержать такой вес по силам только шасси на базе КАМАЗа. Кроме того, подобные мачты могут выдвигаться в высоту не более чем на 15 метров и способные нести ограниченную по весу полезную нагрузку, что резко ограничивает варианты их применения. Поэтому мы однозначно выбрали «пневматику».
Сложенная 15-метровая мачта внутри ПБС контейнерного типа
Для крепления антенн во всех передвижных комплексах «Мегафона» используются телескопические раздвижные пневматические мачты, которые дешевле и экономичнее гидравлических и способны нести до 200 кг полезной нагрузки.
Принцип работы пневматического выдвижного механизма весьма прост. Специальный генератор нагнетает воздух вовнутрь колен, которые соединены друг с другом специальными манжетами с отверстием. Вначале выдвигается самое толстое колено, а потом, по мере раскрытия фиксирующих замков, и все остальные.
Для подъема 200 кг достаточно давления не более 1,7 атмосфер. При большем напоре воздуха срабатывает защитный клапан.
В комплексе на базе КАМАЗа используется 30-метровая мачта, состоящая из восьми колен. Такая высокая антенна позволяет обеспечить покрытие на большой территории. Это может быть удобно в местах с низкой плотностью установки базовых станций. Однако в условиях города, для того, чтобы не мешать работе близлежащих БС, можно обойтись и более короткими мачтами. К тому же, для надежной фиксации 30-метровой мачты требуется крепление с помощью четырех ярусов оттяжек и 12 полутораметровых металлических колов, забуривание которых может привести к повреждению подземных городских коммуникаций.
Передвижные базовые станции на базе Ford Transit оснащаются 12-метровыми мачтами, которые выдвигаются начиная с тонкого колена
В зимнее время трубы мачт требуют обработки специальным антифризом, впитывающим конденсат.
Правда, пневматические мачты не идеальны. Так, несмотря на применение манжет, воздух из системы потихоньку подтравливает. Поэтому мы присматриваемся к мачтам других конструкций. Например, сейчас прорабатывается вариант использования фермовых пролетов — правда, за счет массивности их можно будет использовать только на КАМАЗах.
От планирования до интегрирования
На первый взгляд может показаться, что запустить в эфир передвижную базовую станцию просто – пригнал машину в нужное место, поднял антенну и работай себе на здоровье. Но, конечно, на самом деле это не так.
Первым на предполагаемое место развертывания базовой станции выезжает инженер-планировщик, который определяет, какие радиочастоты можно задействовать в данном конкретном месте, чтобы не мешать впоследствии ни оборудованию иных ведомств или других сотовых операторов, ни своим базовым станциям, находящимся поблизости и работающим в тех же самых диапазонах. Он же решает, каким образом эта станция будет интегрироваться в общую инфраструктуру оператора. Это может быть, например, радиорелейный канал, подключение по медному или оптоволоконному кабелю или через спутник.
Следующий этап — согласование требуемых частотных параметров, мощности передатчиков, высоты подъема антенны и места установки комплекса с регулирующими органами. Обычно на это уходит около месяца, но в экстренных ситуациях подобные вопросы могут решаться гораздо оперативнее.
На завершающем перед выездом этапе экипаж, исходя из полученных от инженера-планировщика данных, подбирает антенны и фидеры для разрешенных к работе диапазонов и проводит настройку всего оборудования мобильной базовой станции
Передвижной комплекс связи обычно разворачивают два-три универсальных специалиста в течение трех-шести часов.
Прибыв на место, место машина выравнивается и фиксируется на площадке с помощью специальных упоров, которые придают ей необходимую устойчивость.
Для придания дополнительной устойчивости комплекс фиксируют с помощью специальных упоров.
Затем оборудование подключается к электропитанию — от ближайшей сети или генератора, если ее нет. Одновременно с этим на мачту крепятся антенны сотовой связи GSM 900/1800, 3G 900/1800/2100 и LTE 1800/2600 – в зависимости от того, на какие диапазоны было получено разрешение от регулирующих органов.
Перед подъемом антенн необходимо подключить к ним фидерные линии
Выдвинутую мачту необходимо зафиксировать несколькими рядами оттяжек
Для интегрирования мобильной базовой станции в инфраструктуру оператора требуется организовать служебную линию связи. Для этого используются защищенные медные кабели (протяженностью до 150 метров), оптоволоконные каналы, радиорелейные линии связи. А за счет специального спутникового оборудования ПБС интегрируется в единую инфраструктуру “Мегафона” в труднодоступных местах вдали от других транспортных каналов.
Наименее затратным и самым простым способом организации служебной линии является применение радиорелейных каналов, скорость передачи данных в которых может достигать 1 Гбит/с. Главное, чтобы в пределах прямой видимости находилась стационарная базовая станция, оснащенная радиорелейкой. На нее и направляется дополнительная пораболическая антенна передвижного комплекса
Стойка с оборудованием внутри ПБС на базе Ford
Настроив антенны, мы переходим к настройке оборудования. Желтые метки на кабеле указывают на диапазон частот у коммутаторов
Правильно настроенная базовая станция способна обеспечить голосовой связью и мобильным интернетом, в зависимости от используемых диапазонов, от нескольких сотен до нескольких тысяч абонентов на расстоянии 5-25 километров.
Передвижная базовая станция в рабочем состоянии
От платформы до контейнера
Как показывает практика, большую часть времени передвижные комплексы проводят не в движении, а на стационарных площадках. При этом, например, заявку на установку такой станции в городе требуется подавать не менее, чем за месяц - поэтому зачастую уже заранее известно, где потребуется развернуть ПБС.
Поэтому линейка передвижных станций «Мегафона» пополнилась контейнерным вариантом, который можно оперативно установить на автомобильное шасси, перевезти в нужное место и снять с платформы с помощью кранового манипулятора. Так один автомобиль сможет развозить несколько базовых станций
Контейнер — такая же передвижная базовая станция с выдвижной 15-метровой мачтой, только без колес. Откидные лапы обеспечивают дополнительную устойчивость.
Парк передвижных базовых станций «Мегафона». В столичном регионе их пока 12.
Теперь вы знакомы со всеми типами наших передвижных станций.Их использование расписано на год вперед, с учетом различных событий и мероприятий. В “жаркие сезоны” в московском регионе случается до пяти выездов в неделю не считая случаев, где передвижные станции устанавливаются на достаточно длительный срок. В стройные планы чаще всего неожиданно вклиниваются МЧСники, а иногда даже различные силовые структуры. И тут все понятно — у них работа не по расписанию. Но есть и коммерческие заказы, и ввиду возникновения заметного спроса мы в минувшем году даже ввели соответствующую коммерческую услугу. Так что многие компании вполне могут ей воспользоваться и хоть посреди тайги оказаться в “домашнем регионе”.
Комментарии (20)
Sagittarius67
12.05.2017 16:40«Желтые метки на кабеле указывают на диапазон частот у коммутаторов». Про какие коммутаторы идёт речь?
bobych_spb
12.05.2017 16:40В КАМАЗе нокийское оборудование видно, правда такое ощущение что верхняя в стопке FSMF пока никуда не подключена кроме питания. А в Форде БС на чьем оборудовании построена?
o_serega
12.05.2017 17:45скорость передачи данных в которых может достигать 1 Гбит/с
Может я ошибаюсь, давно не следил, но цифры изрядно завышены и явно это не дуплексSagittarius67
12.05.2017 20:031 Гбит/с это уже мало. Есть коммерческие продукты со скоростью до 10 Гбит/с.
https://networks.nokia.com/products/wavenceo_serega
12.05.2017 20:06Ну такие скорости в E диапазоне, а это сразу ограничения на расстояние ну и чувствительность к помехам
ievasilyev
12.05.2017 21:11+1Почему, успешно эксплуатиуем РРЛ 1 ГБ/сек, там правда полоса 500 МГц используется, ебэнд диапазон. В обычных диапзонах при полосе 56 МГц и двойной поляризации примерно 800 МБит/сек
OlegProton
12.05.2017 21:11+1Бывает и больше гигабита, к примеру:
Радиорелейный мост ALCOMA AL13F MP400 обеспечивает пропускную способность:
900 Мбит/с полного дуплекса (1800 Мбит/с агрегированного) в конфигурации 1+0.
1800 Мбит/с полного дуплекса (3600 Мбит/с агрегированного) в конфигурации 2+0.
nargathrond
12.05.2017 21:12Согласен, какая-то нереалистичная цифра. Это же на каких настройках и на каких типах РРЛ можно такую достичь? И не просто достичь, а чтобы она ещё устойчиво работала с заданными показателями качества радиоканала.
abcdsash
12.05.2017 21:43+1я вам буду рассказать немного об этой теме.
уж не знаю, какие у мегафона проблемы с ремонтом БС, что на их временную земену надо пригонять МБС… неужели все настолько плохо??? там ломаться то по сути на так долго не чему. Все модульное и меняется силами пары инженеров за часы. Это пессимистичный прогноз.
Ну а на самом деле подобное надо для мест, где надо обеспечить емкость сети или просто запустить временно сеть… на период каких то мероприятий. Естественно, что связь до такой БС осуществляется через РРЛ… я не уверен, но по моему на картинке есть внешний блок Е-бэнда… 1 Гбит/сек это по этой релейке можно прогнать в идеальных условиях. Ну а вообще может и меньше. Если внутри установлено несколько БС (2Г (900/1800), 3Г, ЛТЕ) то вероятнее всего внутри кроме транспорта по РРЛ должен стоять и какой то маршрутизатор типа Хуавея атн-910/950… просто потому что у блока РРЛ скорей всего 1 порт. тут варианты возможны. может и больше портов… а может внутри стоит блок TCU, который уже выполняет роль маршрутизатора/роутера.
Irvy
13.05.2017 00:02Лихо вы АКБ Narada под ИБП FlatPack2 назвали литий-ионными. Обычные две группы свинцово-кислотных батарей
mazahakajay
13.05.2017 02:50А разве нельзя доработать эти пневматические мачты, дабы там была фиксация колен? Накачал воздухом, фиксаторы защелкнулись. Надо собирать, фиксаторы отщелкнули, мачту собрали.
Sagittarius67
13.05.2017 10:42Как я понимаю, именно так оно и должно работать. Вот на ролике, во второй половине, видно как фиксируется каждое колено. Кстати, такое решение, как мне кажется, получится дешевле — не нужно держать машину на месте — поставил, включил и уехал.
https://m.youtube.com/watch?v=geCIAn3zcoAmazahakajay
14.05.2017 11:01Если честно, не совсем понял, где в видео происходит фиксация колен. Но в любом случае, кажется странным, что присутствует такая проблема. Вроде бы решение элементарное, но наверное его реализация не так проста.
Contriver
14.05.2017 19:54В телевизионных ПТС уже давно ФАРовские радиорелейки и спутники, а у вас по прежнему параболлик -вы её с ближайшей сотовой мачты снимаете что-ли.
Апгрейд аппаратуры передвижных БС происходит примерно раз в полгода
Непохоже на это, РРЛ параболики — морально устаревшие, они не для передвижных средств связи.
Как ориентируете РРЛ в створ, антенна поворачивается на земле(или как) — не освещено это подробно это у вас.
freuser
18.05.2017 10:05Вам эти откидные опоры часто сносят? Хоть бы в желтую полоску раскрасили… Мало того, что они явно больше, чем на 0,4 метра выступают за видимые габариты бусика, так еще и маскировочного серого цвета.
dmitrykazakov
Подскажите, часто поступают заказы по использованию данной техники?