Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.
Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе
Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит «совка» может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так.
В 70-х, так называемый период «Брежневского застоя», СССР был страной с потрясающей научной и технологической базой, в стране постоянно велись перспективные передовые разработки в самых разных областях… Но, к сожалению, практически все эти области объединяло их отношение либо к аэрокосмической отрасли, либо к военно-промышленному комплексу. При этом практически всё, что касалось аппаратуры для быта, в частности аудио, считалось глубоко второстепенным и делалось из рук вон плохо, ну или в крайнем случае сносно.
Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие:
- Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве;
- Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё
от лукавогороскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе; - В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали
в Израильза границу; - Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.
Электрон-20: типичный советский усилитель
В итоге бытующих тогда заблуждений и отсутствия мотивации у соответствующих ветвей советской власти, дело создания аппаратуры высокой верности воспроизведения стало уделом энтузиастов. Одним из таких людей стал Анатолий Лихницкий, которого в 1970-м году посетила мысль о создании идеального усилителя. Фактически, Лихницкий замахнулся даже не на HI-FI, а на Hiend концепцию.
Сам он написал об этом так:
«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»
Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов.
Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».
«Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.»
Из воспоминаний Лихницкого
Именно схемотехника этого усилителя, созданная с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада и стала основой будущего «Брига». По мнению Лихницкого, его детище «переиграло» и его собственные ламповые разработки на 6С4С и один из легендарных ламповых усилителей «Dynaco».
Партия сказала надо, комсомол ответил есть
В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.
Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого
Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать.
Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из
Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».
Партия сказала, что усилитель нужно сделать к 1975-му году. Разработку поручили отделу товаров народного потребления (читаем между буквами «HI-FI аппаратуры»), структурно входившему в подразделение „Океанприбора” с не мене морским названием НИИ „Морфизприбор”. Руководителем отдела была кандидат наук Алла Каляева. По слухах, именно эта влиятельная женщина, известная в кругу питерских филофонистов, «пробила» у начальника (Свиридова) создание HI-FI направления.
Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанским
«Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а так¬же интересные встречи и большое количество алкоголя составляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла была душой и организатором таких тусовок.»
Лихницкий
Лихницкий же, работавший в сфере неинтересной для него медтехники, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и пустить в серию, Анатолий Лихницкий сказал, что лучшим вариантом является его усилитель обр. 1970-го. Предложение было принято, через 3 месяца увидел свет первый прототип, а через 2 года мучений появился «Бриг».
Сквозь тернии к звуку
В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в советском союзе, организационных проблем.
На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта.
Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 808А. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”.
Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.
На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким.
Отдел состоял из 3-х секторов:
• Сектор разработок;
• Конструкторский сектор;
• Группа дизайнеров.
Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.
Анатолий Лихницкий
Позже, волей случая, Анатолий займет место начальника сектора разработок (что для беспартийного Лихницкого – внушительный карьерный рост), обязанности которого он частично выполнял до этого. Получив легитимную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создаёт несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом в своих воспоминаниях написал сам Лихницкий:
«Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные материалы, … в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем...»
На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг». Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.
Триумф «Брига»
Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.
Бутома Борис Евстахиевич — министр давший добро на «Бриг»
Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.
герой соц. труда и аудиофил — Горшков Леонид Иванович
Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник был о том, какие транзисторы используются в усилителе. Результатом презентации стала возможность использования для серийных образцов «Брига» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, которые до этого применялись только в оборонпроме, а также внушительная денежная премия для разработчиков. Известно также, что после «шоу» в кабинете Ботумы, Горшков устроил разнос подконтрольному ВНИИРПА (руководителей которого безуспешно стремился заставить заняться хайфаем), где в результате последовавших за разносом разборок умер от инфаркта начальник лаборатории усилителей.
«Бриг 001» — ранний вариант
После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера).
На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской компании «Afif Ltd.», экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка.
Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты:
• выходная номинальная мощность: 2 ? 50 Вт (при нагрузке 4 Ом);
• номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц;
• коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %;
• коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %;
• переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ;
• отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ;
• потребляемая мощность: 150 Вт;
• габаритные размеры: 452 ? 372 ? 118 мм;
• масса: 15 кг;
• цена в розницу в СССР: 625 рублей;
• цена в розницу в Великобритании: ? 300 фунтов в 1976 году (сейчас ?1500).
Итог
«Бриг» стал, если не первым, то одним из первых HI-FI устройств в СССР, во многом задав высокую планку и предопределив разработку других усилителей высокой верности воспроизведения. Опыт его разработчиков пригодился многим, кто создавал HI-FI технику в последующие годы. Схемотехнические и конструкторские решения, созданные для «Бриг», предопределили развитие таких усилителей как: «Амфитон 002», «Одиссей 010» и «Пульсар».
Анатолий Лихницкий
Несмотря на мое ироничное отношение к некоторым взглядам Лихницкого и его откровенной псевдонаучной бредогенерации в сети (хотя бытует также мнение, что это был тонкий стёб), я полагаю, что именно он был одним из тех, кто сформировал идеологию высокой верности воспроизведения в Стране Советов и сделал не малый вклад в создание аппаратуры в рамках этой идеологии. Более того, именно он, Каляева и все, кто сними работал над «Бригом», доказали возможность создания массовой высококачественной аудиотехники в СССР. «Бриг» стал одним из лучших устройств своего времени по соотношению цена/качество (характеристики), его возможности до сих пор превосходят многие современные образцы. Выпуск усилителя продолжался до 1989-го года. Анатолий Маркович Лихницкий умер в 2013-м году.
Комментарии (73)
voooz
29.06.2017 03:48Ну теперь в серии продуктов Лихницкого ждем описания производства вертушки Корвет.
Sound_cULT
29.06.2017 03:54+1Серия не только про продукты Лихницкого, просто с него начинали. У корвета интересная история, скорее всего она будет, но не следующая в цикле. Перебор с Лихницким — это тоже не здорово. Следующим возможно будет Шушурин и амфитон 002. Или что-нибудь из АС.
Vitalley
29.06.2017 16:47+1Интересно про акустические системы почитать, что да как, и почему не смогли догнать свои же усилители.
rexen
29.06.2017 19:25+1Да, собственно, там ситуация та же, как и со многой другой техникой — опытные экземпляры бывало разрабатывались просто отличнейшие. Что-то даже в мелкую серию успело. Те же электростаты. Но вот в массы — увы…
Sound_cULT
29.06.2017 23:09Ну электростаты в СССР были, если совсем честно, своеобразной штуковиной, если мы о 25 АСЭ-101 “Статик”. «Курил» я как-то такие. Главная проблема — нет низа. При наличии стороннего саба безусловно вещь годная, а без него — беда с низом.
vbif
03.07.2017 20:06А что, бывают электростаты с хорошим низом?
Sound_cULT
03.07.2017 21:08Бывают комбинированные, с сабвуфером. А в 30-е в штатах делали размером со стену кинотеатра, такие полагаю могли что-то выдать в плане низа, но люто не практичная штука, в связи с размером.
Cenzo
29.06.2017 23:18+1Голосую за Амфитон 002 и колонки Амфитон 25-АС027, гениальные штуки того времени. Еще раз спасибо за качественную статью
vorphalack
29.06.2017 04:46+3вы бы лучше вместо откровенно неуместной ссылки на раздел усилителей у себя на сайте рассказали в чем заключался саботаж и как его раскрывали.
voooz
29.06.2017 05:54+1Не раскрыли, обязали настройщиков пересдавать работу у преведущего.
Sound_cULT
29.06.2017 13:32+2Если быть точным, сначала выявили нарушение техпроцесса, потом озаботились изменением алгоритма приема-сдачи, и морально наваляли руководителям цеха. Социалистическое обязательство, да ещё на контроле у министра и зампреда ВПК — это не шутки шутить).
Sound_cULT
29.06.2017 13:29+2Cсылки уместны, так как позволяют писать эти материалы и публиковать из здесь. Без ссылок они бы выходили в личном блоге и, возможно, на другом ресурсе, будучи доступными для ограниченного круга лиц.
По истории с производством: да, она интересна, но у публикаций есть лимит по объёму, к огромному сожалению не все любят читать длинные простыни.
YMA
29.06.2017 09:47+3Использовал такой лет 15-20 назад — звучал отлично, но… вот этот самый дискретный регулятор громкости приходилось постоянно чистить, иначе выпадали отдельные уровни регулировки то на одном, то на другом канале, при изменении громкости появлялись щелчки и шорохи, и прочие неприятные спецэффекты.
PS: Поэтому сменил его на банальный ресивер Pioneer VSX-4** и остался вполне доволен, по качеству звука особо не уступает, зато гораздо удобнее в использовании.
BiosUefi
29.06.2017 10:53Угу, а не разогнал бы Хрущев артели и кооперативы преодолевая культ личности, и имели бы такую технику на 20 лет раньше.
И кстати, далеко ли шангул HiEnd в последние 30 лет?evtomax
29.06.2017 14:05Искажения в лучших усилителях уже давно за гранью восприятия. Сейчас совершенствование может происходить только в сторону уменьшения энергопотребления и цены.
BiosUefi
29.06.2017 14:35+1Извиняюсь, это вы про «мировый трэнд» или про реальные достижения Лихницкого или его последователей в данной, конкретной стране?
ustasman
29.06.2017 10:53отличная статья!
пойду, наведу марафет своему амфитону 50у-202 С :)
жаль, не могу +1 поставить
ed007
29.06.2017 11:11Вы пару раз упоминаете об «псевдонаучной бредогенерации». Честно говоря интересно узнать подробнее, возможно жизненный опыт такого человека чего-то да стоит.
Sound_cULT
29.06.2017 11:18+1Безусловно стоит и не мало, но жизненный опыт любого человека не страхует его от заблуждений, а когда инженер пишет о «сущностях, населяющих немецкие радиолампы», каким бы авторитетом он ни был — это закономерно вызовет вопросы у здравомыслящих.
Sound_cULT
29.06.2017 11:19Безусловно стоит и не мало, но жизненный опыт любого человека не страхует его от заблуждений, а когда инженер пишет о «сущностях, населяющих немецкие лампы», каким бы авторитетом он ни был — это закономерно вызовет вопросы у здравомыслящих.
Sound_cULT
29.06.2017 11:22+1Цитата:
«Эти сущности, так же как и Буратино, изготовленный папой Карло, способны обучаться у мастера, который произвел их на свет, а также у других деталей аппарата, в котором они поселились. В результате такого обучения упомянутые сущности не только передают то немногое, что осталось от музыки после ее записи, но и, что гораздо более важно, восстанавливают утраченное.»
ed007
29.06.2017 11:48Ясно. Уверен, что Лихницкий был большим поклонником фентези и просто троллил ярых фанатов «безкислородной меди» и «тёплых обертонов»
hdfan2
29.06.2017 12:24+3В этом вашем интернете хрен поймешь, кто прикалывается, а кто реально дебил.
SADKO
29.06.2017 13:17К сожалению это не совсем так, вся фигня в том, что он честно пытался осмыслить то что слышал, и верил себе как инженеру, вот тут то и была засада…
При условии не согласованности выхода и входа, начинают звучать кабели, а ещё они ловят вч наводки, а ещё усилителей без обратных связей не бывает, так-что кабели к колонкам в определённых условиях тоже звучат по разному… итд\итп
Я тоже был уверенным в полноте своего знания бараном, и говорил что этого не может быть, потому что не может быть, АМЛ показал что может!
Многих людей смущают писания АМЛа о том, что записи портились от простого вырезания щелчков в кул эдите, а они действительно портятся, если специально не влезть в настройки, там дитеринг чуть ли не на каждую операцию, и кросфэйд с интерполяцией даже если ты тупо вырезал один сэмпл!!!
So не всё что кажется бредом, на самом деле есть бред, и не всё что мы считаем реальным, реально.
(я например знал звукорежиссёра, который на уже отмастерённом материале, без тени сомнения делал фэйды, ибо ну это-цифра, что плохого будет :-)
Знакомство с АМЛ было полезным, он умел хорошо оцифровывать старые пластинки, так что с ними потом можно было работать, в то время как иные мастер хаусы не умели готовый ленточный мастер винила перегнать на CD и не обобсраться…Vitalley
29.06.2017 16:51В Cool Edit'е часто щелчки приходилось вырезать в ручную, правя полну, практически не заметно было если щелчёк не попортил многого.
SADKO
30.06.2017 00:29-1… когда правишь точки, ничего страшного не проходит, а вот если выделить несколько точек и вырезать, кул будет плясать от настроек, и это ЕМНИП чуть-ли не с 96 года, и это не баг, а фича, как в форже что-бы тупо резать в крупном масштабе не заморачиваясь на то где-там сэмплы в месте склейки…
И есть ещё другой эффект, де-кликеры, не спроста заполняют место клика, и аз грешный не сразу догнал почему, и при случае написал програмулину вырезающую клики. (клиент один принёс дат кассету, при считывании которой в фонограмме обнаруживались странные «шпильки») Попытка применить её к винилу, закончилась ощущением весьма странным, хотя казалось бы не велики сдвиги и не так часты как джиттер, но тем не менее…
da-nie
29.06.2017 19:43а ещё усилителей без обратных связей не бывает,
Что вы имеете в виду?SADKO
30.06.2017 00:01-1То что, если например, базу и эмиттер эмиттерного повторителя внешне вроде-бы ничего не связывает, то из-за сопротивления в цепи эмитера мы имеем стопудовую ООС по напряжению…
… есть более сложные и занятные случаиda-nie
30.06.2017 08:06Я правильно понял, что, вы считаете, что падение напряжения на БЭ-переходе (те самые 0.6 В) обусловлено ООС? Но ведь этот переход, по сути диод, ВАХ которого живёт своей жизнью безо всякой ООС и является свойством материалов диода и свойством контакта между ними.
evtomax
30.06.2017 09:46-1За счёт ООС в эмиттерном повторителе как раз и удерживается относительно стабильная разница 0.6 В между базой и эмиттером. А именно 0.6 В из-за ВАХ кремниевого перехода база-эмиттер. С другим материалом будет другое напряжение.
da-nie
30.06.2017 10:24А, понял, что имеется в виду — удержание этой самой 0.6 В (не больше и не меньше) за счёт изменения тока в нагрузке.
VT100
01.07.2017 20:37+1[troll mode] Откуда тогда берётся ООС в простом диоде? Да ещё и зависящая от напряжения? [troll off]
aka_Sauer
29.06.2017 13:06+3Прочитал с удовольствием статью, но чуть больше бы технических подробностей о самом усилителе и меньше подробностей о «сдвигах» самого автора :-)
А так спасибо большое за статьи, жду продолжения цикла.
З.Ы. Мой "+" вам только так.
GRIB6
29.06.2017 13:18+1Не могу плюсануть, напишу:
Спасибо, отличная статья! Погрузился немного в юность, когда чинил их и, между делом, слушал — купить такой тогда обычным людям было практически нереально…
Звучал он, для своего времени, великолепно, а истории создания чего-либо всегда интересны.
ikots
29.06.2017 13:39+1Когда я был совсем юным, использовал его для игры на бас-гитаре:-) Мне показалось очень странным, что ручка переключателя режимов соединялась с самим механизмом тумблера длинной пластмассовой трубкой. Она постоянно ломалась, и приходилось переключать режимы пассатижами, сняв кожух.
mitrich
29.06.2017 14:40+2Спасибо за статью.
Но эти обильные перечеркивания несколько портят впечатление.
AlexAV1000
29.06.2017 17:48-1Интересно, «высший класс» на «Бриге» Лихницкий сам «нарисовал» или усилитель ему соответствовал? Что-то по гармоникам он и до первого не дотягивает.
Sound_cULT
29.06.2017 20:19+1Да ладно, КНИ меньше 1 % — этого более чем достаточно для класса 0.
Даже ГОСТ 24388-88 не надо приводить, вот вам DIN 45500, он же IEC 60581.
- Нелинейность АЧХ в диапазоне воспроизводимых частот 40—16000 Гц — 1,5 дБ по линейному входу (2 дБ при наличии корректора);
- Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне воспроизводимых частот 40—12500 Гц, не более — 1 %.
- Коэффициент интермодуляционных искажений в полосе воспроизводимых частот 250—8000 Гц (так же вне этой полосы, при снижении уровня звукового давления на 6 дБ), не более — 3 %;
- Разброс параметров каналов в диапазоне воспроизводимых частот, не более — 3 дБ;
- Переходные помехи — N/A.
Никакого несоответствия нет.AlexAV1000
30.06.2017 14:12Ясно, «ГОСТы» имеют чрезвычайно мягкие требования. Я нахожусь под впечатлением современных, высококачественных усилителей с КНИ ниже -100 дБ. По этим критериям, «Бриг», разве что во второй класс влезает.
Sound_cULT
30.06.2017 14:25КНИ из меряют в процентах, так как это коэффициент
AlexAV1000
30.06.2017 14:31— 100 дБ — это 0.001%
Sound_cULT
30.06.2017 14:36Ну это понятно, но как-то вы время создания усилителя не берете в расчет. Хотя тот же DIN 45500 существует по сей день в неизменном виде, и том, что появится новый стандарт сведений пока нет.
Vitalley
04.07.2017 15:20А как же "лампачи" с огромным КНИ? А если посмотреть на уровень КНИ у акустических систем, там вообще ужас какой творится.
alexhott
29.06.2017 18:12Пользую Одиссей у010 телик через него смотрю и музычку иногда с телефона. После замены элекиролитоа и уд1 вполне неплохо себя ведет.
sergku1213
29.06.2017 22:25+1А про трудности с настройкой этого усилителя не все так просто. У нас в дискобригаде был такой. При попытке поднять порог срабатывания защиты ушел в генерацию на высоких частотах. Наши спецы — аспиранты-электронщики извели, как они сказали, «ведро транзисторов» пока починили.
serafims
30.06.2017 01:09+2Интересная статья, и живо написана, ждем следующую, и готовы простить ссылки в тексте.
Но не используйтезачеркиваниев тексте — там, где сейчас это сделано — это неуместно и очень глупо, да ещёи подряд два раза. Стиль повествования достаточно силён без этих поднадоевших приемов.
На самом деле, это не редкость, когда у некогда талантливых инженеров, ученых, к концу активной рабочей жизни при наличии в целом вменяемости, что-то происходит с мышлением в какую-то сюрреалистичную сторону, знаю несколько примеров… И это либо болезнь, либо что-то, что мы ещё не познали.
avs24rus
30.06.2017 06:13+1Спасибо за статью, интересно было читать.
Сам когда то собирал-паял аналоговые схемы, но да HI-FI не дошло, ушел в цифру.
dronab
30.06.2017 09:56У меня до сих пор рабочий Амфитон 002 в отличном состоянии в родной краске лохматых годов выпуска. Даже ручки регуляторов родные. Купил его в 2000 году у меломана за 100 рублей — он был неисправным. Заменил погоревшие резисторы, некоторые электролитические конденсаторы (ставил с минимальным отклонением и подбирал), провел ревизию. Балдею с его регулятора громкости, усилок качал колонки и при этом практически не грелся. К сожалению лежит сейчас на полке как сувенир или элемент декора — фактически не включаю. Оставил на память, т.к. в свое время таскал его по тусовкам) Вынашиваю планы о внедрении в него цифры — радио, может mp3 плеер, видео плеера. Места внутри вагон, но руки не поднимаются с ним что-то сделать.
ustasman
03.07.2017 10:47а чем вы его сейчас заменили-то?
у меня вот к ПК пристыкован и S-30B, игрушки-музыки-киношки с его тёплым, ламповым звуком сложно потом ушам что-то иное слушать )
в прошлом году только узнал, что он и S-90 может раскачать, удивительно — рядом, что называется )dronab
03.07.2017 11:29Ни чем не заменил, т.к. не на чем включить — акустики стало нема(( новую покупать — хорошего качества это очень дорого, старое скорее всего придется восстанавливать, а то что доступно не очень качественное. Сейчас склоняюсь к если перепадет возможность урвать хорошие динамики соберу колонки сам. А какая есть акустика в наличии очень слабая — диффузор вот вот выпасть может и убежать в другой город ахаха)) вот такие дела.
В целом с вами согласен — звук у него потрясающий, я по этому его не продаю в надежде что он снова меня начнет радовать) мой кстати тоже все время был пристыкован к ПК.
DonArmaturo
30.06.2017 10:58Извиняюсь, КТ 361 — это такой маломощный транзистор (по расходности и применимости — АК47 советской схемотехники :). Наверное, в оконечном каскаде, применялось что-то другое, из 800-х и 900-х серий?
Sound_cULT
30.06.2017 11:02Относительно кт 361 — об этом писал и сам АМЛ, если он ошибся по поводу своего же устройства не обессудьте. Я «Бриги» не чинил, не ковырял — посему со 100 %-й достоверностью утверждать не могу.
avs24rus
30.06.2017 11:41Возможно КТ361 упомянут не в контексте выходного каскада, а в контексте оконечного усилителя. Там их несколько штук, вместе с КТ315 и др.
Схемотехника БРИГа для моего понимания, конечно сложновата :)
Rus81
03.07.2017 21:09Ага, комлементарная пара КТ315 и применялись везде где только можно, а на выходе ставили КТ808 и позже КТ818ГМ & КТ819ГМ, и предвыходе 600 и позже 800 серию
Vitalley
04.07.2017 15:23А про модернизированный вариант почему не вспомнили, тот же БАРК, когда на выходе поставили уже комплементарную пару транзисторов. Сам Лихницкий был категорически против такого решения.
A512
03.07.2017 21:09Все-таки не разобрались, похоже. В статье Лихницкого упоминаются
низковольтные p-n-p-транзисторы типа КТ 361
каковые присутствуют на платах У5 и У6 (усилителей мощности). А оконечные транзисторы КТ808А — это n-p-n транзисторы. Речь шла не о них, вероятно.
Psychosynthesis
Хорошая, годная статья. Были бы ещё конкретные примеры электронных блоков с разбором чё и как работает на уровне транзисторов, вообще был бы огонь, но и так неплохо.
Sound_cULT
Спасибо. К несчастью я пока считаю себя дилетантом в схемотехнике, поэтому вряд ли возьмусь за реализацию предложенной задачи, по крайней мере пока не вырастет скилл, можно что-то упустить или не так изложить. С ламповыми делами более-менее разобрался, а транзисторная схемотехника сложнее. Тут упор больше познавательно-исторический.
rexen
В радиожурналах много отличных статей-разборок от Петрова по актуальным направлениям улучшения звука УМЗЧ. В РадиоЛюбителе по-моему больше печатался. ИМХО, для Гикстаймса аналогичные статьи будут перебором — уж слишком специфично.