В любой организации рано или поздно наступает такой момент, когда интуитивно работать с персоналом перестает быть возможным. Чаще всего это связано с ростом организации — в компании в 10-15 человек еще можно контролировать ситуацию в компании в ручном режиме, однако с большим количеством сотрудников руководитель начинает «тонуть».
Одновременно с этим возрастает риск инцидентов, связанных с безопасностью. Когда организация перестает быть небольшой группой друзей-единомышленников, а это неизбежно происходит вследствие роста, появляются задачи, связанные с уменьшением рисков от недобросовестного поведения работников.
Для получения объективной картины происходящего в компании, и, в частности, для обеспечения безопасности, применяются различные методы контроля персонала. Об организационных мерах в другой раз, я хочу поговорить сегодня о технической стороне вопроса и насколько разные методы эффективны.
СКУД + Видеонаблюдение
На классических производствах для контроля сотрудников службой безопасности обычно применяется связка СКУД + видеонаблюдение. СКУД (система контроля и управления доступом) чаще всего представляет собой следующее: у каждого сотрудника есть пропуск, который он прикладывает к считывателю у входа, — время прихода и ухода с работы логируется и контролируется. В качестве второго рубежа защиты используются записи с камер.
В случае с большими заводами и предприятиями часто находятся некоторые сотрудники, не испытывающие особенно теплые чувства к работодателю, зато обладающие достаточной «смекалочкой» — кто-то на входе «пробивает» пропуск не только за себя, кто-то пытается вынести продукцию с предприятия. Из-за этого иногда работа охраны на таких предприятиях превращается в бесконечные кошки-мышки с работниками.
В случае возникновения подозрений — охрана предприятия берет на контроль сотрудника, просматривает видеозаписи или может обыскать его на выходе. Для защиты от выноса продукции такой метод защиты более-менее эффективен, однако в контексте информационной безопасности он беспомощен — для этого уже требуются программные средства.
Бесплатные и системные средства
В случае с контролем работы персонала в современных офисах ситуация становится сложнее — рабочий день чаще всего не нормирован, да и контролировать в компаниях нужно далеко не только физическое присутствие.
Для контроля рабочего времени можно применять тот же СКУД или выгружать данные из Active Directory. Иногда контроль рабочего времени интегрирован в CRM-системы. Проблема в таком случае очевидна — все, что находится за пределами CRM-системы, контролю не поддается.
Почту и месенджеры можно контролировать с помощью снифферов (модулей, перехватывающих сообщения) — проблема лишь в том, что тогда придется пожертвовать антивирусной защитой рабочих компьютеров. Подавляющее число антивирусов не даст запустить такие программы на компьютере.
В облачных продуктах для бизнеса от Google и Microsoft (Google Apps Unlimited и Office 365 Business, соответственно) есть возможность настраивать правила, которые проверяют почту и документы сотрудников на наличие ключевых слов или типов данных. Это, конечно, не замена полноценной системы безопасности, однако применение может найти. А для контроля отдельных аспектов работы сотрудников можно использовать и бесплатные средства удаленного доступа.
Силами системных администраторов со всеми перечисленными средствами можно получить какую-то систему контроля персонала. Однако контроль таким способом будет как минимум неполным, а систематизация и учет получаемых данных сведет с ума ответственного за это работника.
Примерно такой же итог ждет безопасника, который попробует решить вопросы безопасности без специального программного обеспечения— для этого понадобится несовместимое с эффективной работой количество «костылей».
Системы учета рабочего времени и контроля сотрудников
Этика анализа переписки сотрудников вызывает вопросы и споры — однако перехват применяется повсеместно, особенно в крупных компаниях. Основная задача — защита конфиденциальных данных компании от инсайдерских угроз. Также анализ внутренних коммуникаций часто используется и для выявления нелояльных сотрудников. Яркий пример — громкое увольнение «Яндексом» ряда сотрудников купленного им сервиса «Кинопоиск». По мнению уволенных, причина в острой критике перезапуска сервиса во внутреннем чате сотрудников. Согласно заявлению «Яндекса» — сотрудники в этом чате разглашали коммерческую тайну третьим лицам (бывшим коллегам). Как бы то ни было, неприятная для компании ситуация была обнаружена сотрудниками безопасности, причем наверняка вследствие использования DLP-системы (от англ. Data Leak Prevention — предотвращение утечек данных) или аналогичного продукта.
Кастрированным вариантом DLP-систем являются так называемые системы контроля персонала. Чаще всего они представляют собой «упакованный» пакет снифферов для какого-то количества популярных каналов коммуникации, вроде Skype, электронной почты или социальных сетей, дополненный возможностью удаленного подключения к рабочему столу сотрудника и кейлогером.
С помощью такого инструмента можно видеть время работы сотрудников, контролировать их действия за рабочими и компьютерами и вести частичный мониторинг переписки. В принципе для совсем небольшой компании этого может быть достаточно, однако для качественной работы нужны более комплексные решения.
DLP-системы
Более технологически изощренными являются DLP-системы. Если снифферы и «средства контроля сотрудников» просто перехватывают информацию, то DLP-системы идут дальше — вместе с перехватов еще и автоматически анализируют перехваченную информацию. Таким образом задача по поиску «вредной» информации перекладывается с плеч сотрудника безопасности на машину. Ему нужно лишь грамотно настроить правила и обращать внимание на сообщения системы о инцидентах.
Вариантов этих правил и методов анализа очень много — можно сделать уведомление о запуске на рабочей станции какого-либо процесса, проверять переписку на регулярные выражения (например, ИНН или паспортные данные) или настроить уведомление и блокировку передачи на USB-носитель определенного формата файлов — в общем, можно автоматизировать все и вся.
Большинство таких систем также умеют распознавать транслитерованный текст (napisannyi latinskimi bukvami), изменения в расширении файлов и прочие возможные ухищрения потенциальных злоумышленников.
При всем при этом стоит помнить, что насколько бы эффективный метод контроля не использовался — он окажется беспомощен при отсутствии в компании адекватного менеджмента и корпоративной культуры. С другой стороны, даже в самой лояльной по отношении к работникам организации всегда есть вероятность появления «слабого звена» и в отсутствии контроля это звено может причинить немалый ущерб. Поиск баланса между этими двумя крайностями и есть самая главная задача для службы безопасности и руководства.
Одновременно с этим возрастает риск инцидентов, связанных с безопасностью. Когда организация перестает быть небольшой группой друзей-единомышленников, а это неизбежно происходит вследствие роста, появляются задачи, связанные с уменьшением рисков от недобросовестного поведения работников.
Для получения объективной картины происходящего в компании, и, в частности, для обеспечения безопасности, применяются различные методы контроля персонала. Об организационных мерах в другой раз, я хочу поговорить сегодня о технической стороне вопроса и насколько разные методы эффективны.
СКУД + Видеонаблюдение
На классических производствах для контроля сотрудников службой безопасности обычно применяется связка СКУД + видеонаблюдение. СКУД (система контроля и управления доступом) чаще всего представляет собой следующее: у каждого сотрудника есть пропуск, который он прикладывает к считывателю у входа, — время прихода и ухода с работы логируется и контролируется. В качестве второго рубежа защиты используются записи с камер.
В случае с большими заводами и предприятиями часто находятся некоторые сотрудники, не испытывающие особенно теплые чувства к работодателю, зато обладающие достаточной «смекалочкой» — кто-то на входе «пробивает» пропуск не только за себя, кто-то пытается вынести продукцию с предприятия. Из-за этого иногда работа охраны на таких предприятиях превращается в бесконечные кошки-мышки с работниками.
В случае возникновения подозрений — охрана предприятия берет на контроль сотрудника, просматривает видеозаписи или может обыскать его на выходе. Для защиты от выноса продукции такой метод защиты более-менее эффективен, однако в контексте информационной безопасности он беспомощен — для этого уже требуются программные средства.
Бесплатные и системные средства
В случае с контролем работы персонала в современных офисах ситуация становится сложнее — рабочий день чаще всего не нормирован, да и контролировать в компаниях нужно далеко не только физическое присутствие.
Для контроля рабочего времени можно применять тот же СКУД или выгружать данные из Active Directory. Иногда контроль рабочего времени интегрирован в CRM-системы. Проблема в таком случае очевидна — все, что находится за пределами CRM-системы, контролю не поддается.
Почту и месенджеры можно контролировать с помощью снифферов (модулей, перехватывающих сообщения) — проблема лишь в том, что тогда придется пожертвовать антивирусной защитой рабочих компьютеров. Подавляющее число антивирусов не даст запустить такие программы на компьютере.
В облачных продуктах для бизнеса от Google и Microsoft (Google Apps Unlimited и Office 365 Business, соответственно) есть возможность настраивать правила, которые проверяют почту и документы сотрудников на наличие ключевых слов или типов данных. Это, конечно, не замена полноценной системы безопасности, однако применение может найти. А для контроля отдельных аспектов работы сотрудников можно использовать и бесплатные средства удаленного доступа.
Силами системных администраторов со всеми перечисленными средствами можно получить какую-то систему контроля персонала. Однако контроль таким способом будет как минимум неполным, а систематизация и учет получаемых данных сведет с ума ответственного за это работника.
Примерно такой же итог ждет безопасника, который попробует решить вопросы безопасности без специального программного обеспечения— для этого понадобится несовместимое с эффективной работой количество «костылей».
Системы учета рабочего времени и контроля сотрудников
Этика анализа переписки сотрудников вызывает вопросы и споры — однако перехват применяется повсеместно, особенно в крупных компаниях. Основная задача — защита конфиденциальных данных компании от инсайдерских угроз. Также анализ внутренних коммуникаций часто используется и для выявления нелояльных сотрудников. Яркий пример — громкое увольнение «Яндексом» ряда сотрудников купленного им сервиса «Кинопоиск». По мнению уволенных, причина в острой критике перезапуска сервиса во внутреннем чате сотрудников. Согласно заявлению «Яндекса» — сотрудники в этом чате разглашали коммерческую тайну третьим лицам (бывшим коллегам). Как бы то ни было, неприятная для компании ситуация была обнаружена сотрудниками безопасности, причем наверняка вследствие использования DLP-системы (от англ. Data Leak Prevention — предотвращение утечек данных) или аналогичного продукта.
Кастрированным вариантом DLP-систем являются так называемые системы контроля персонала. Чаще всего они представляют собой «упакованный» пакет снифферов для какого-то количества популярных каналов коммуникации, вроде Skype, электронной почты или социальных сетей, дополненный возможностью удаленного подключения к рабочему столу сотрудника и кейлогером.
С помощью такого инструмента можно видеть время работы сотрудников, контролировать их действия за рабочими и компьютерами и вести частичный мониторинг переписки. В принципе для совсем небольшой компании этого может быть достаточно, однако для качественной работы нужны более комплексные решения.
DLP-системы
Более технологически изощренными являются DLP-системы. Если снифферы и «средства контроля сотрудников» просто перехватывают информацию, то DLP-системы идут дальше — вместе с перехватов еще и автоматически анализируют перехваченную информацию. Таким образом задача по поиску «вредной» информации перекладывается с плеч сотрудника безопасности на машину. Ему нужно лишь грамотно настроить правила и обращать внимание на сообщения системы о инцидентах.
Вариантов этих правил и методов анализа очень много — можно сделать уведомление о запуске на рабочей станции какого-либо процесса, проверять переписку на регулярные выражения (например, ИНН или паспортные данные) или настроить уведомление и блокировку передачи на USB-носитель определенного формата файлов — в общем, можно автоматизировать все и вся.
Большинство таких систем также умеют распознавать транслитерованный текст (napisannyi latinskimi bukvami), изменения в расширении файлов и прочие возможные ухищрения потенциальных злоумышленников.
При всем при этом стоит помнить, что насколько бы эффективный метод контроля не использовался — он окажется беспомощен при отсутствии в компании адекватного менеджмента и корпоративной культуры. С другой стороны, даже в самой лояльной по отношении к работникам организации всегда есть вероятность появления «слабого звена» и в отсутствии контроля это звено может причинить немалый ущерб. Поиск баланса между этими двумя крайностями и есть самая главная задача для службы безопасности и руководства.
Поделиться с друзьями
Комментарии (2)
Pakos
17.07.2017 10:27+3Тут уже есть блог компании, продвигающей свои системы слежки. Рекламные материалы содержат смешные истории, выставляющие в глупом свете ей работников.
Подсказываю — она прочно сидит в минусах.
frees2
В середине 90 тых (может и позже) ещё существовали расовые компании, специалистов разделяли по документам, гражданству, вероисповеданию ( Эстония, Израиль, и другие страны). Независимо от деловых качеств.
Были компании которые срастались с государством, та же Нокия. С той же идеологией. Не знаю как сейчас у Самсунга или в Японии ( Гораздо открытее стало.).
В Англии «тётя Эндрю приехала» было на самом деле.