Так уж случилось, что с лета сего года ICO проекты стали более вдумчивы и решили направить свои взоры на самых ненужных, никчёмных даже, никому не понятных и недостойных, наверное, упоминания людей — … юристов.

Взглядов оказалось настолько много, что в день они переросли в 15-17 полноценных заявок, далеко за не каждой из которых стояло что-но новое, если не брать во внимание тезис: «давайте сделаем ICO и зажжём!».

Жечь действительно начали, но ничего из этого дельного у большинства не вышло: скажем, была целая неделя прихода проектов, посвящённых p2p-кредитованию. Ещё неделя отметилась девелоперами. Далее — семь дней про программы лояльности. В общем — оригинальность решила удушить себя банальностью быта и бренностью бытия, скрыв потенциал креатива в неведомых идеях об огромных, просто кошмарных, невозможных сборах.

Но мир всегда состоит из разностей: приходить стали, пусть не в таком количестве, и дельные проекты. Среди них те, о ком уже рассказывал: kickico, descrow, pluscoin, eloplay и другие. И вот недавно на горизонте замелькала ещё одна звезда адекватности и любви к коду — https://digmus.io/ (самое интересное — в конце).

О ней и пойдёт речь.

Если предельно коротко, то определение сервиса звучит так: децентрализованная платформа для проверки подлинности товаров. Логично, если принимать во внимание возможности блокчейна; просто, т.к. ритейл, на мой взгляд, самая первая отрасль, где blockchain вообще должен быть востребован; открыто, поскольку борьба с контрафактом другого не предполагает. По крайне мере в разрезе децентрализованных систем.

Чтобы стало немного понятней, на сколько команда вовлечена в процесс, рекомендую прочитать их пост на Медиуме, посвящённый сравнению сервисов подобного рода, где к тому же даётся небольшой, но ёмкий экскурс в историю.

Сразу к тому, что мне понравилось в проекте:

  1. История не локальная — масштабируемая: применима в любой геолокации с точки зрения координации и любой юрисдикции с позиции права;
  2. История честная: основана на том, что эффект масштабируемости закладывает процесс обучения потребителей оценки качества товаров;
  3. Что особенно хорошо для Хабра — набор IT-спецов выше, чем в среднем по отрасли (как это ни удивительно или даже парадоксально это прозвучит);
  4. Белая книга — не идеал, но вполне структурирована, чтобы поставить оценку «зачёт». Тоже редкость на современном рынке ICO.

Что не понравилось:

  1. Не совсем понятен механизм борьбы с серыми метками, когда таковые множатся в n-ом количестве и развозятся по разным весям страны нашей (или не нашей);
  2. Социальная составляющая, опят же — на мой, быть может даже скабрезный, взгляд, проработана многим хуже, чем техническая: перекос it-шников, видимо, играет свою роль и здесь;
  3. Дисклеймеров у проекта — аж на полторы страницы: понимаю, что сие — стандарт для отрасли, но у меня всегда остаётся вопрос, а что же остаётся :)

Если серьёзно, то функционал у сервиса заявлен следующий (см. ниже):



Всё предельно просто: есть блкочейн Digmus, есть Qr-код — от этого идёт схема покупателя и производителя, которым выгодно продавать и покупать не контрафактный товар.

Ещё один плюс платформы — адекватная оценка развития: 1 000 000 долларов. Впрочем, даже эту цифру будут критиковать (ненавистники всегда найдутся), но с учётом временных, трудо- и иных затрат она вызывает даже уважение.

Что касается концепта, то лично моё мнение — его минимализм и есть то, ради чего подобные проекты должны рождаться на свет: ведь всем известно, что уникальные бутылки газировки, замысловатый дизайн зубных счёток, непонятные формы банок для джема и прочее — не только про маркетинг и мерчендайзинг, логистику и эстетичность, но и про подлинность.
И главное, углубившись в тему (примерно с весны сего года), могу сказать, что это не проблема мелких или средних, но и не проблема крупных — это именно проблема для всех: большие могут терять на постоянных поставках, а малые — на уникальности, за которую так борются, скажем, в стане мёда, таёжных продуктов, изделий ручной работы и в подобных сферах.

Кроме того, подобный подход весьма и весьма необходим в такой сфере, как товарные агрегаторы, которые сейчас толкают мир вперёд (куда именно — доподлинно неизвестно, но то, что вперёд — точно): достаточно вспомнить Алиэкспресс или E-bay. Ведь и им выгодно, чтобы продавцы продавали то, что заявлено, т.к. в этом случае повышается лояльность не только покупателя, но и пользователя платформы, хоть это и одно лицо, но функции у него разные.

Недаром даже сегодня, когда ICO в Китае по факту запрещены, сайт всё ещё содержит перевод на этот красивый, но непонятный язык?

Кстати, если уж говорить про методику 4Т (4К), то здесь Digmus даст фору многим:

  1. Команду верифицировать просто, а на контакт выйти с ней легко;
  2. Про концепт уже всё описал;
  3. Коин имеет историю понятную и простую, хотя и не уникальную от того: “в системе Digmus все транзакции в блокчейне (создание новой компании, создание вида товаров, создание единицы товара, запись информации о перемещении единицы товара и т.д.) оплачиваются внутренней валютой системы — genuineness или GEN. Из потрачен- ных на транзакцию монет большая часть уничтожается, а меньшая передается майнеру в качестве вознаграждения”.
  4. Код: можно найти demo. Скажем, на Андроид. О нём — чуть подробней: опять же — Хабр тому способствует.

Сразу скажу всем, кто будет задавать вопросы о том, как сделан прототип, что при внимательном чтении Белой книги ответ станет очевиден (но для гипер-очевидности — запощу его сюда):

прототип будет реализован на централизованной базе в связи с простотой разработки. Начиная с бета-версии и для дальнейшей разработки будет осуществлен переход на собственный блокчейн

К Графену у меня двоякое отношение, но это оставим на следующий раз.



Проверка — легче не придумаешь, проще и не сделаешь: заходим на сайт https://digmus.io/demo/ и с помощью QR-считывалки (ака камеры :) делаем сверку. Скажу также, что ребята явно не заморачивались на счёт маркетинга: оно и понятно — образованность не позволяет.

Но, отмечу, что мне это импонирует: многомиллионные проекты, сделанные якобы на века и исключительно для «глобальных нужд» в 99% случаев — если и не фейк, то скам, если и не скам, то пыль. Здесь же всё нацелено на то, чтобы процесс был открыт и транспарентен.

Тест приложения провёл: на Note II и новом J7. Работает плавно. Каких-то проблем не увидел. Был сбой на старом Note II, но исправили, за что — отдельное спасибо и плюс. Но информации пока маловато: думаю, тут должны быть уникальные коды (штрихи?), чтобы привязка была к единице, а не партии, скажем. iPhone пока тестировать можно в бета: доступа через AppStore нет, но email отправят, будьте уверены.

И ещё один занимательный факт, который должен понравится нам, гикам: вот тут о нём подробней http://telegra.ph/CHto-takoe-RFID-i-NFC-10-18: дело в том, что Digmus недавно получили на тестирование новенькие NFC-чипы со встроенной криптографией от компании NXP и с нетерпением жду подробного рассказа об этом на Хабре, а пока — рекомендую окунуться в проект через лонгрид WP https://digmus.io/wp/Digmus_WP_RU.pdf или краткими крапинами технической мудрости на сайте https://digmus.io/.

Да пребудет с вами Сила Честности Цепей :)

P.S. Кстати, часть команды точно есть на Хабре: думаю, ей будет, что ответить на вопросы.

Комментарии (20)


  1. Dmitry88
    23.10.2017 11:15
    +1

    хмм И как это технология позволит распознать поддельные кроссовки от настоящих или паленую водку?
    Пока я вижу простую каталогизацию.


    1. toppka
      23.10.2017 11:41

      В Дигмусе два основных варианта защиты. Через QR-код и через NFC-чип. Второй способ по ряду признаков представляется более надежным. Подлинность товара определяет соответствие кода Дигмус на упаковке. Подробности есть в Whitepaper: digmus.io/wp/Digmus_WP_RU.pdf, в разделе «Решение проблемы».


      1. kozyabka
        23.10.2017 11:48

        Как решается ситуация когд юзер купил товар и перенаклеил ваш стикер на подделку и продал её? ( у меня, кстати, есть решение, так как подобные проекты приходили на оценку )


        1. toppka
          23.10.2017 12:15

          Смотря где продал. И конечно же копирование QR-кодов или перенос наклейки самый простой и дешевый способ защиты. Если же вы о том, что можно переклеить NFC чип с упаковки уже купленного товара, этот вариант достаточно маловероятен для сколь-нибудь серьезного тиражирования и ущерба для потребителя и производителя. Если вы покупаете товар в месте, где он не должен продаваться это также повод для сомнений в подлинности товара. И наконец, возможно зашивать чип внутрь товара так, чтобы его невозможно было достать без повреждения товара и/или чипа.

          У нас есть статья про сравнение с конкурентами. Возможно, вам будет интересно подробнее об этом почитать: medium.com/@MNazaruk/%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D1%8B-%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-digmus-547128c90f49


      1. Dmitry88
        23.10.2017 12:36

        QR код не вариант, на псевдоалкоголе лепят марки и в путь
        какова стоимость NFS чипа?


        1. adubovskoy
          23.10.2017 12:41

          Насколько я понимаю, можно делать уникальные QR для каждого товара.
          В итоге, если кто-то захочет скопировать код, как только первый покупатель сабмитит покупку в приложении — вся партия подделок «протухает».


          1. Dmitry88
            23.10.2017 12:59

            не вся партия, видимо, а только один товар из партии

            Но видимо для поставщика интереснее иметь свою систему контроля, чем отдавать ее на сторону. Тут и контроль и аналитика продаж и пр. Главное, чтобы общие правила были для универсализации приложeний и кассовых операций. И блокчейн тут привязывать не надо.


            1. adubovskoy
              23.10.2017 13:11

              не вся партия, видимо, а только один товар из партии

              Именно вся. как подделку будут делать? Возьмут валидный код (один), напечатают 1000 наклеек, наклеют на паленую водку/кеды/итп, отвезут в магазины. Как только кто-то один отсканит этот код — всю 1000 можно сдавать в утиль. Дорого для производителя контрафакта :)

              Генератора уникальных qr-кодов у контрафактщиков нет, это доступно только верифицированному владельцу. Как бы все.
              Но видимо для поставщика интереснее иметь свою систему контроля

              Никто не будет ставить 1000 приложений для каждого производителя. Т.е. это в любом случае аггрегатор — а значит в любом случае это «не своя» система контроля.


              1. Dmitry88
                23.10.2017 13:30

                тогда да, я подумал со стороны товара, купили — протух, купили — протух
                > а значит в любом случае это «не своя» система контроля.
                Под каждого нет, я писал про общие правила ( как штрих-код сейчас)
                Ну, не будет условный apple отдавать контроль продаж кому-то на сторону, причем в свободный фактически доступ.


        1. toppka
          23.10.2017 13:03

          Стимость NFC чипов сильно зависит от тиража при заказе их у производителя. Сейчас уже понятно что их можно использовать и на таких категориях товаров.


  1. kozyabka
    23.10.2017 11:26

    Идея не нова, и рабочие проекты уже есть онлайн. 1 млн на сохранение и проверку QR кода из БД, серьёзно?


    1. Menaskop Автор
      23.10.2017 15:44

      Нет, как увидел в проекте — цена адекватна. Даже не в сравнении с другими. Нет: надо ведь к этой простой обвязке добавить разности продуктов, продавцов и т.д. Плюс — технические реализации.


    1. Menaskop Автор
      23.10.2017 15:46

      а вы, кстати, знаете готовые решения с блокчейном и универсальные при этом?


      1. kozyabka
        23.10.2017 16:28

        www.provenance.org к примеру, но я не знаю что Вы имеете в виду когда говорите универсальным.
        Не могу сказать что у меня очень большой опыт в разработке, но несколькими проектами удалось поуправлять. Не вижу куда можно вбухать 1 млн долларов при разработке этого продукта


        1. Menaskop Автор
          23.10.2017 16:36

          Так а вы посмотрите на цену смарт-контрактов, на то, что всё это надо будет делать явно не по дефолтной системе, т.к. скорость блокчейнов сейчас — тот ещё вопрос. Есть шары или их же надстройка — Графен, кот. будет в этом проекте, но всё равно там надо всегда допиливать. Плюс логика проверки будет разной. От самой простой — сосканил и нашёл. До социальных связок. По крайне мере я себе это так понимаю.


  1. kozyabka
    23.10.2017 12:15

    deleted


  1. Balek
    24.10.2017 12:04
    +1

    Объясните, пожалуйста, зачем использовать блокчейн, если производитель может просто держать у себя базу данных с метками? Не могу понять из статьи, какая проблема решается.


    1. Menaskop Автор
      24.10.2017 12:13

      Смотрите, как минимум, затем, чтобы репутация контрафактщиков была общедоступной всегда. Замарался один раз — будь любезен — не отмойся, как минимум опять же, сразу. Кстати, вот это уже хороший вопрос


      1. Balek
        24.10.2017 12:23

        Простите, не понимаю. А контрафактщики-то как попадают в базу? Почему их нельзя заносить в обычную БД, не блокчейн?


        1. Menaskop Автор
          24.10.2017 12:31

          Почему нельзя? Можно. Без блокчейна вообще всё можно (было): вопрос доверия. Попал в блокчейн — уже не выбраться. А база всегда зависит от желания команды и т.д.