Как показал опрос знакомых, очень мало кто знает, что этот сервис поддерживается лишь энтузиастами, отправляющими на сервер данные. Еще меньше знают, что присоединиться к проекту может любой желающий.
Восполним этот пробел. О том, как это работает продолжим под катом.
Железо
Самый первый вопрос — откуда берутся данные.
Каждый гражданский борт оснащен специальным передатчиком, так называемым ADS-B transponder:
(фото с сайта Garmin)
Это устройство посылает на частоте 1090МГц специальные посылки, содержащие основные параметры полета, тип воздушного судна, его координаты, пункт назначения и пр.
Сигнал на спектре выглядит примерно так:
И что для нас самое важное, декодировать эти данные несложно, достаточно RTL-SDR приемника, ценой порядка 8$, подключенного к компьютеру. Собственно, идея уже наверно ясна — если собрать данные с множества приемников, то получим картинку, примерно такую:
Но и это еще не все. Часть самолетов передают пакеты данных, но в них отсутствуют GPS-координаты. Если принимать данные одновременно со множества приемников, координаты которых известны, то, анализируя задержки на разных приемниках, можно узнать местоположение воздушного судна. Такая технология называется multilateration (MLAT), подробнее о ней можно прочитать на сайте.
И, наконец, последний вопрос — как принимаются данные. Ответ прост, разместить у себя приемник может любой желающий, цена вопроса составляет от 0 до 50$. Для примера, так выглядит карта приемников сервиса Flightaware:
Как можно видеть, покрытие российской части оставляет желать лучшего, так что у некоторых вполне есть шанс быть первым.
Для приема данных необходимы:
— Raspberry Pi2/3 с подключенным интернетом (цена от 20$)
— RTL-SDR-донгл (цена от 10$)
— хотя бы простейшая антенна их 2х кусков провода длиной 6.8см каждый (1/4 диполь на 1090МГц)
Также желательно место с более-менее открытым обзором хотя бы части неба, т.к. сигналы гигагерцевой частоты поглощаются препятствиями вроде домов или деревьев.
У меня и Raspberry Pi, и RTL-SDR уже были, так что ничего покупать не пришлось. Но попробовать бесплатно получить готовый приемник может любой — и Flightradar и Flightaware рассылают комплекты бесплатно пользователям из тех районов, где покрытие на данный момент недостаточно. Отправить запрос можно по ссылке (Flightradar или Flightaware), разумеется, пробовать целесообразно тем, кто живет в достаточно отдаленной местности.
Я использовал комплект из RTL-SDR V3, который вместе с антенной и мини-штативом стоил 27$ с бесплатной доставкой из Китая:
Кстати, как второй бонус, всем, отправляющим данные на сервер, и Flightradar24 и Flightaware предоставляют неограниченный доступ к premium-аккаунту и всем функциям сервера (отдельно такой доступ стоит порядка 50$/месяц). Так что если кто-то интересуется авиацией и хочет иметь расширенный доступ к такому аккаунту, установка RTLSDR-приемника является вполне дешевой альтернативой.
Тестирование
Установка предельно проста, на Raspberry Pi достаточно подключить приемник и запустить одну команду:
sudo bash -c "$(wget -O - http://repo.feed.flightradar24.com/install_fr24_rpi.sh)"
Скрипт запросит необходимые данные (координаты и тип приемника, адрес электронной почты), далее софт будет работать автоматически, внимание со стороны пользователя больше не требуется. Параллельно можно активировать премиум-аккаунт (для FR24 по ссылке https://www.flightradar24.com/premium/signup?account=free) и сразу пользоваться всеми его возможностями (треки полетов и пр).
Можно зайти на страницу IP-адреса Raspberry Pi и увидеть текущий статус:
Гораздо больше информации можно увидеть на странице аккаунта Flightradar24:
Я живу на 6-м этаже относительно недалеко от аэропорта, так что количество наблюдаемых самолетов за день составило больше 1000, даже на простую антенну на подоконнике. Интересно, что даже с такой антенной максимальная дальность до принятого борта составила 215 миль. Разные варианты антенн можно найти на ebay, набрав в поиске ads-b antenna.
Альтернатива
Бонус для тех, у кого хватило терпения дочитать до сюда. У некоторых читаталей может возникнуть вопрос: можно ли обойтись без сторонних сервисов типа Flightradar? Разумеется можно, запустить декодер на Raspberry Pi можно и напрямую. Скачать исходники можно по адресу github.com/antirez/dump1090.
Достаточно на Raspberry Pi набрать 3 команды:
git clone https://github.com/antirez/dump1090.git
cd dump1090/
make
Затем декодер можно запустить командой:
./dump1090 --interactive --net
Декодер начинает работу, и мы видим «сырые данные» — список видимых «бортов»:
Теперь можно зайти браузером на Raspberry Pi и полюбоваться собственным, локальным Flightradar, картинка может выглядеть примерно так:
Зачем это может быть надо? Во-первых, просто из интереса, во-вторых, Flightradar24, к сожалению, фильтрует часть данных и показывает не все самолеты (например, могут не показываться военные, правительственные, или бизнес-джеты). Запустив собственный локальный сервис, мы видим все «как есть», безо всякой цензуры. Зато, конечно, объем данных ограничен нашим локальным местоположением и качеством антенны, также не будет доступна технология MLAT. Dump1090 доступен в исходниках, так что желающие могут даже создать свою версию Flightradar, c блекджеком и прочими bells and whistles.
Выводы
Как можно видеть, все не так сложно, при этом вполне интересно и недорого. Для понимания порядка цен: еще 10 лет назад приемник Airnav RadarBox стоил порядка 1000$, сейчас RTL-SDR, который делает то же самое, можно взять за 10$.
В моем случае приемник был запущен только для тестирования, практического смысла держать его постоянно включенным нет, плотность покрытия европейской части уже и так достигает 100%. Для жителей российской глубинки, наоборот, это может быть вполне интересным — появляется возможность как сделать полезное дело для авиапутешественников всего мира, расширив зону покрытия, так и получить доступ к Premium-аккаунту вышеупомянутых сайтов.
Всем удачных экспериментов.
Комментарии (165)
dernasherbrezon
07.11.2017 01:31Кстати github.com/antirez/dump1090 заброшен давно, вместо него многие перешли на активно поддерживаемый форк github.com/mutability/dump1090
Rumlin
07.11.2017 06:26Либо dump-fa
А лучше сразу «комплектом» ставить Pi/OrangePi — ru.flightaware.com/adsb/piaware
Dmitry88
07.11.2017 01:40А чего-то бизнес-джеты не показываются? Вип-персоны приплачивают сервису за невидимость?
batja84
07.11.2017 01:56Я как-то случайно на борт Абрамовича (так и было указано, что-то типа Abramovich flight) из Москвы в Лондон наткнулся. Так что, наверное, не все бизнес-джеты фильтруются.
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 02:12Насколько я понимаю, владелец любого борта может написать в FR24 с просьбой исключить его самолет из результатов поиска.
www.flightradar24.com/business/aircraft-unblocking
KyZZMI4
07.11.2017 02:27Да, но есть открытые сервисы, которые не скрывают ничего, например ADSBexchange.com.
antonovich.me/2017/1/5/diy-radar
Rumlin
07.11.2017 06:35У FlightAware такие аппараты можно увидеть, если сам вещаешь, и тогда есть доступ к информации, которая недоступна «гостям».
Вот например посмотрите что видно вам ru.flightaware.com/live/flight/RSD047
И что видно мне c бесплатным Корпоративным аккаунтом (USD 89.95/месяц) —
Собирается минимальная станция из OrangePi, RTL-SDR и карты памяти. Выйдет около 30$.Её можно настроить на вещание сразу на несколько сервисов и получить там аккауты с доступом к таким данным.lamoss
07.11.2017 13:20Не понял как так получается, что у нас для одного рейса разные треки, хотя я смотрел без регистрации. Когда платишь деньги, то трек перерисовывают что ли? Плюс не видно истории, но предлагают авторизоваться чтобы увидеть.
KorDen32
07.11.2017 13:32Без регистрации вам показывает последний «открытый» трек (за сентябрь) и с тех пор самолет считается что не летал, тем кто собирает данные (на скриншоте) виден реальный последний трек
Rumlin
07.11.2017 13:32Рейс один — дата и тип работы ответчика показываются разные гостю и владельцу определенного типа аккаунта. Например не будут показывать MLAT гостям. В MLAT летают военные или частные борта, например бизнес-джеты российских олигархов — информация которая интересна и может неплохо продаваться.
3cky
07.11.2017 14:38На FA и подобных коммерческих сервисах не все самолеты доступны для отслеживания даже тем, кто участвует в сети отслеживания. Попробуйте поискать данные о самолете с регномером M-VQBI.
Vangerltd
07.11.2017 15:37Извините, что там происходило?
Rumlin
07.11.2017 16:03+1Самолет-ретранслятор Ту-214СР: летно-технические характеристики
Он почти всё лето в Крыму крутился, например, https://twitter.com/russian_defence/status/896711789676834821
Roma_letchik
08.11.2017 14:53Верно, 2я ссылка из поисковика объясняет зачем самолет крутился там:
Борт RSD047 это ретранслятор и самолёт для проверки и настройки радиотехнических систем аэропорта.Rumlin
08.11.2017 16:41Посмотрите треки RA-02800 — лаборатория для настройки оборудования аэропортов. Очень примечательные треки рисует.
delvin-fil
08.11.2017 07:59-1Круги нарезает у ВПП для того, чтобы сжечь «лишнее» топливо.
Топливо это масса, а масса это увеличенный пробег — ВПП может не хватить.makufulai
08.11.2017 13:43Топливо сжигают те самолеты, у которых нет системы сброса топлива.
Топливо это действительно масса, но дело не в пробеге.
У самолетов есть понятие «Максимальная Масса Посадки».
Если масса самолета больше ММП, то в лучшем случае можно отделаться заменой стоек шасси, а в худшем самолет размажет по ВПП.
Хороший ролик на эту тему от действующего пилота гулится по фразе:
Why do PILOTS DUMP FUEL??? Explained by CAPTAIN JOEdelvin-fil
08.11.2017 16:13у которых нет системы сброса топлива.
Сколько старых бортов в воздухе?
У самолетов есть понятие «Максимальная Масса Посадки».
Ее и имел ввиду.NetBUG
08.11.2017 16:50Система сброса топлива есть преимущественно на больших типах (747, Ил-96), плюс к тому сброс считается неэкологичной и потому нежелательной процедурой.
На 737 сброса, насколько я знаю, не было ни на одном поколении с 1970-х до современных Neo.
makufulai
08.11.2017 16:52+1Сколько старых бортов в воздухе?
Boeing 737 (на секундочку самый популярный пассажирский самолёт в мире)
и Airbus A320 (второй по популярности самолёт) не имеют системы сброса топлива. Эти самолёты производятся с 70-80х годов и на них всё ещё имеются заказы. Так что отвечая на ваш вопрос – подавляющее большинство.
uterr
07.11.2017 02:23>>Но и это еще не все. Часть самолетов передают пакеты данных, но в них отсутствуют GPS-координаты. Если принимать данные одновременно со множества приемников, координаты которых известны, то анализируя задержки на разных приемниках, можно узнать местоположение воздушного судна.
И это используется на обычных SDR/RPi — шных нодах, или для этого нужно уже другое оборудование? Если на самых обычных, то как они синхронизируются? А если на необычных, то как там?Rend
07.11.2017 03:01FlightRadar в своих коробочках для этого использует GPS. Измеряться точное время прихода сигнала.
Можно ли реально это использовать на Raspberry Pi с обычным GPS, не уверен. Погрешность, скорее всего, будет великовата.
a5b
07.11.2017 03:49В https://www.reddit.com/r/RTLSDR/comments/4bwrdj/flightaware_pro_stick_revolutionary_usb_adsb_and/ сообщают о возможности MLAT на обычных RTL: "FlightAware already does MLAT with RTL-SDR dongles via ADS-B syncing."
На странице http://flightaware.com/adsb/mlat/ уточняют, что используется результат от 4 приемников "… using time difference of arrival (TDOA) when an aircraft is detected across four or more receivers/ground stations… MLAT-enabled feeder will use approximately 50 Kbps of upstream bandwidth". Входа GPS (1PPS) не видно: http://flightaware.com/adsb/piaware/about
В http://forum.adsbradar.ru/f37/kontseptsiya-mlat-na-priemnikah-rtl-sdr-dongles-rtl2832u-2021/ предположили, что часть синхронизации можно выполнять за счет приема сообщений с координатами от других самолетов
ADS-B Exchange предлагает свой MLAT https://www.adsbexchange.com/mlat-beta/, участники должны точно знать свои координаты и высоту. Используют https://github.com/mutability/mlat-server — он действительно синхронизирует часы по df17 от других самолетов: "It uses ADS-B aircraft that are transmitting DF17 extended squitter position messages as reference beacons and uses the relative arrival times of those messages to model the clock characteristics of each receiver. Then it does multilateration of aircraft that are transmitting only Mode S using the same receivers."
Клиент mlat — https://github.com/mutability/mlat-client — "Supported receivers: Anything that produces Beast-format output with a 12MHz clock: dump1090_mr, dump1090-mutability, FlightAware's dump1090; modesdeco (probably?); an actual Mode-S Beast; airspy_adsb in Beast output mode; SBS receivers; Radarcape in 12MHz mode; Radarcape in GPS mode"Rumlin
07.11.2017 06:43FlightAware сначало выпустило версию приемника с GPS, а вскоре от них отказалось и использует программный способ. И работает это на любом pi/OrangePi. Смысл метода что в качестве часов используется тактовый генератор миниПК, а периодическая синхронизация происходит по пакетам от самолетов. Т.е. пакеты от некого самолета, видимого нескольким приемникам, являются маяками времени, которым привязываются пакеты. Важно знать точные координаты станции, для этого пользователь выставляет в интерфейсе местоположение станции.
Ermito
07.11.2017 07:44А теперь представьте, какая у буржуев шикарная сеть приёмников для обнаружения бескоординатных самолётов)
Rumlin
07.11.2017 08:04ФСБ пока не запрещает, хотя проблема может решиться сама — эти станции соединяются с сервером поднимая VPN (т.е. в теории лучше такое устройство держать в гостевой сети, а то мало ли чего :) ).
Ничего не мешает попытаться организовать свою. Кроме известного www.adsbhub.org есть отечественные любительские, например:
vrs-russia.net:65000/VirtualRadar/desktop.html
planeradar.ru/VirtualRadar/desktop.html
chekhonin72.sytes.net/VirtualRadarDarkByte
07.11.2017 11:50Разве VPN у них используется не только для целей «сервисного обслуживания»? Мне почему то запомнилось, что данные они отсылают на api своего сайта, просто по https.
Rumlin
07.11.2017 16:46На форуме FA попадалось за 2015 год тема про VPN и не работающее удаленное управление станцией со страницы — перезагрузка и выключение.
trapwalker
08.11.2017 11:04А интересно, треки самолётов за 11 сентября в таких сервисах сохранились? Или там отключили эту передачу?
DmitrySpb79 Автор
08.11.2017 11:54+1Тогда сервисов типа Flightradar еще не было, а самый дешевый приемник на гигагерцевый диапазон стоил более килобакса.
Alter2
07.11.2017 05:28Кто принимает данные с самолетов над Атлантикой и Тихим океаном? Либо экстраполяция по коридорам, либо у flightradar контракт со спутниковой компанией?
nerudo
07.11.2017 09:12А кто бы написал краткий обзор — какие вообще есть сервисы аналогичные fr24 и их отличия/преимущества?
Alyoshka1976
07.11.2017 09:22Спасибо автору за популяризацию радарспоттинга!!!
Я использую вот такую «ground plane» антенну, установленную на крыше частного дома
совместно с RTL-SDR и стареньким нетбуком (T-UMGG2).
Рекорд дальности у такой моей немудреной снасти — 188 морских миль:
Rumlin
07.11.2017 09:51Попробуйте сделать коллинеарную антенну из десятка элементов
Alyoshka1976
09.11.2017 14:01Коллинеар, конечно, антенна авторитетная! :-) Н я даже с подбором угла наклона лапок этой забавной растопырки не стал заморачиваться. Так что на гнутие :-) коллинеара я пойтить не могу.
Rumlin
09.11.2017 17:41Особо сложностей нет www.sleppek.de/do-it-yourself/doityourself_ads-b_receiver.htm
Alyoshka1976
09.11.2017 21:05Спасибо, материал по ссылке интересный во всех смыслах! Немец все сделал по науке, он даже малошумящий усилитель приделал. Но он пишет от засеченных 130 бортах в день, и это в Германии. У меня в окрестностях UMGG сравнимое число (а то и больше) с «растопыркой» получалось, а это не Deutschland, а БССР.
P.S.P.S. Швейцарский ножик у немца похож на мой, приобретенный недавно в компьютерном магазине :-), но с одним отличием — у меня вместо штопора крестовая отвертка. Много думал :-), что же лучше.Rumlin
10.11.2017 06:41Нет, он пишет о 130 бортах одновременно. А в сутки 2123 рейсов у первой попавшейся станции в этом месте —
ru.flightaware.com/adsb/stats/user/Deudi#stats-37258Alyoshka1976
10.11.2017 11:52Ясно, я неправильно понял фразу «On an average day I can see around 130 airplanes with my system».
Rumlin
10.11.2017 12:38Да фраза немного сбивает, но я сразу подумал что это неродной язык для немца и он немного некорректно написал. Всё объясняет скриншот, показывающий наблюдаемые в данный момент самолетты, где над списком самолетов написано — Tracking 131 aircraft
www.sleppek.de/do-it-yourself/ads-b/ADS-B_13_VirtualRadar.jpg
Alyoshka1976
10.11.2017 11:58У указанной Вами станции максимальная дальность 400 км — 216 nm. Мои 188 nm с «граунд плэйн» IMHO неплохо выглядят, тем более там вблизи Франкфурт-на-Майне.
think
07.11.2017 09:51А сколько данных принимает\отправляет девайс? Можно ли поставить на LTE модеме в глуши?
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 09:56Пишут что:
Normal ADS-B data upload is about 200-800 MB per month depending on coverage and traffic in your area. MLAT adds more data on top of that. Probably up to 5-6 times more in high volume MLAT areas.
Rumlin
07.11.2017 11:10Если MLAT, то идет много в оживленном месте. Примерная средняя загрузка канала около 64кб/с. Простой ADS-b меньше.
Вот реальная станция с мобильной связью T-ULSS7 — Ленинградская область (между Кировском и Волховым)
В ходе работы ADSB радара обнаружилось повышенное потребление мобильного трафика. Запись лога за месяц показала, что всего «в сеть» было отправлено 3.5Гб трафика. Фактически на имеющемся тарифном плане было 8Гб трафика, который был исчерпан примерно к 25-му числу месяца. Исследование tcpdump'ом показало, что оператором учитывается трафик на IP-заголовки. Связка dump1090 + modesmixer2 работала таким образом, что каждое принятое «с неба» сообщение (обычно размером 16-24 байта) направлялось каждое в своем IP-пакете. Заголовки пакетов создавали трафик даже бОльший, чем сам поток данный с dump1090. Я написал простенькую программу, которая заменяет modemixer на сетапе и «пакетирует» данные примерно по 600-630 байт. Таким образом, достигнута экономия мобильного трафика примерно на треть.
ls18
07.11.2017 09:51А Raspberry Pi тоже присылают или нет? И как обстоят дела с законом? Не придет ли гебня по поводу «слежения» за данными и закроют?
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 09:54Да, присылают полный комплект для приема.
ADSB это открытый протокол, который принимает данные, по сути, гражданских транспондеров, так что ничего реально секретного на нем не увидеть.ls18
07.11.2017 10:27Еще один глупый вопрос — а если не будешь постоянно собирать данные и отсылать им, то потребуют оплату?
orlexy
07.11.2017 14:54Если не будешь использовать их приемник — будт писать на почту, с требованием вернуть ИХ приемник.
Юридически — данный набор является их собственностью (читаем пользовательское соглашение), а не Вашей, хоть оно стоит у Вас и работает.
igruh
07.11.2017 10:42У военных частоты другие (какие)? Интересны подробности.
Rumlin
07.11.2017 11:22Смотря какой страны военные и какой аппарат. Вот например американский беспилотник замечательно отображается Flightaware
pixs.ru/showimage/SHpionjpg_9047015_28127312.jpg
У советского стандарта ответчика — 740 Мгцigruh
07.11.2017 13:59А разве нет общего стандарта для мирного времени? Ведь постоянно в новостях рябит от жалоб МИД различных стран, что иностранный (обойдёмся без конкретики) боевой самолёт летел с выключенным транспондером.
Rumlin
07.11.2017 14:25+1Речь как раз о ADS-B Mode S — Automatic dependent surveillance-broadcast habrahabr.ru/post/156477
Оборудование гражданское, стоит денег и не является обязательным для военной техники, особенно выпущенной лет 30 назад. На территории РФ оно точно не очень надо, например даже гражданские вертолеты и небольшие самолеты чаще всего на таких сервисах как Flightradar не отображаются т.к. нет такого ответчика.Alyoshka1976
09.11.2017 21:16Надо мной «шальной» частный Робинсон летал с транспондером. Из военных с ADS-B транспондерами люфтваффе вполне себе летает (сам засекал), у них позывные со времен войны так и не изменились, с «крестиком» посередине.
Rumlin
10.11.2017 12:34люфтваффе — это не ИЛ-76.
Часто вижу бизнес-джеты Bombardier без координат — только в MLAT их видно.Alyoshka1976
10.11.2017 13:04Координаты, конечно, в этом случае только в MLAT, и то приближенно.
Я снимаю данные с 30003 порта fr24 и вижу наличие тех бортов, которые FR24 может и скрывать на своем сайте.
Вот, кстати, немцы:
3F7DC1 98+46 A319 GAF880 6315 475.0 36975 97.5 53.24634 32.09224 2017/07/12 11:56:11.4294967188 2017/07/12 12:03:02.061
3F4E27 14+02 GL5T 6213 453.0 41000 80.9
А вот гражданский 76-й:
152C96 RA-76950 IL76 VDA9102 Volga-Dnepr Airlines Russia 6236 364.0 34025 260.2 52.87234 30.32730 2017/07/06 05:50:37.657 2017/07/06 06:03:44.4294967250
Военные ИЛ-76 разве не в системе «УВД» работают (на 740 МГц)?Rumlin
10.11.2017 13:16Пишут, что в УВД уже очень мало видно.
у нас эти самолеты включают по большей части адсб -когда к нам летят, а летают они на Восточный постоянно.Есть конечно небольшая часть с ответчиками только увд-м, но их все меньше и меньше.Просто система увд умирает быстрыми темпами -если ранее каждый день по несколько бортов пару лет назад видел в увд -сейчас бывает за неделю ни одного-а антенна направленная на аэропорт двойного базирования-Восточный
Barma2012
07.11.2017 09:55А нет ли возможности подключить такой приёмник к настольному компу с виндой?
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 10:12Приемник подключить можно, а вот Win-клиента для Flightradar скорее всего нет, только если dump1090 использовать. Но может я и ошибаюсь.
Yomko
07.11.2017 11:22+1Есть клиент для винды, с оф сайта скачать можно.
У меня в качестве антенны выступал кусок проволоки длинной ~ 1,2. В радиусе 40 км стабильно принимал данные.
Alyoshka1976
10.11.2017 13:07Нет, с клиентом все в порядке (я сам использую нетбук под «семеркой» для этого).
Вот скриншот клиента:
Rumlin
07.11.2017 11:38How do I get a free PlanePlotter license?
FlightAware will provide a COAA PlanePlotter license for anyone that feeds data to FlightAware from area in which we need coverage.
Simply download and install the software, then submit a request to FlightAware for a free license key. Please include your PlanePlotter serial number in your request.
flightaware.com/adsb/faq
Kulver_stukas
07.11.2017 13:29Да, нужен USB-свисток DVB-TV, программа Zadig и всё. Все инструкции и ссылки для скачивания есть в форуме флайтрадара.
REPISOT
07.11.2017 11:57+1Как можно видеть, покрытие российской части оставляет желать лучшего
Так и населенность «оставляет желать лучшего»
Я вам такую же карту приведу: Карта «падения» метеоритов.Она тоже очень сильно коррелирует с плотностью населения.
Есть еще карта подключенных к интернету устройств, она выглядит точно так же.
И карта светового загрязнения и еще много подобных карт.DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 11:59Так я и не спорю. Наоборот, в США новым приемником никого не удивишь, а во многих частях России есть шанс быть первым, что безусловно приятно.
avost
07.11.2017 12:42+1Судя по вашей карте, в России совсем не заселена европейская часть, средняя полоса и половина Азии аж до Байкала почти, а наибольшая плотность населения — в горах Тувы и далее на границе с Монголией ;). И в Индии совсем народу почти нет, кроме района Гималаев, ага. Я бы поостерёгся делать такие странные выводы.
REPISOT
07.11.2017 13:02Вы в курсе, как связана карта падения метеоритов с населением?
И насколько репрезентативной является выборка «метеоритами»?avost
08.11.2017 14:23Ну, вы, блин, даёте! Это же ваше утверждение, что карта падения как-то коррелирует с населением. Я вам как раз на примере показал, что в России и, особенно, в Индии не коррелирует ни как. И вы теперь на меня своих собак вешаете? Ай малацца!
Meklon
07.11.2017 13:18Метеориты, кстати, должны чаще впиливаться в плоскости эклиптики и редко в полярные районы, насколько я понимаю.
Jamim
07.11.2017 20:43Кажется как раз наоборот.
Для примера можно посмотреть на полюса Луны и Цереры. Там кратер на кратере.
Пытался найти объяснение этому пару недель назад, но беглый поиск так ничего и не дал.Meklon
07.11.2017 20:51А тут уже, видимо влияние земли… По крайней мере, в Kerbal Space Program самые затратные траектории — полярные. Очень дорого из плоскости эклиптики выходить. Разумные варианты торможения у меня получались через полюс только с гравитационным маневром вокруг спутника и последующими «нырками» в верхние слои атмосферы для постепенного гашения скорости.
Может спросим наших «космических» друзей? Zelenyikot lozgalozga
07.11.2017 23:13У метеоритов есть зависимость падения от местного времени, потому что около линии рассветного терминатора находится «перед» планеты по вектору орбитального движения. А вот зависимости от широты не наблюдается
вот график
WildHorn
07.11.2017 12:56Появилось желание поучаствовать, но возникает вопрос — чем обусловлено использование именно Raspberry Pi2/3? А первая версия не подходит?
Rumlin
07.11.2017 13:18Обусловлено тем, что можно купить, и производительность не лишней будет. При желании можно использовать Orange Pi за $10.
Попробуйте по инструкции сделать загрузочную microSD и должно запуститься flightaware.com/adsb/piaware/build
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 13:31Если не использовать MLAT (что требует бОльших вычислений), то может и RPi1 подойдет.
WildHorn
07.11.2017 13:34Заказал донгл RTL-SDR V3. Придёт — посмотрим. На крайний случай и Raspberry Pi2 в резерве найдётся.
Rumlin
07.11.2017 20:59Не всякий донгл подходит. www.rtl-sdr.com/about-rtl-sdr Необходим прием на частоте 1030МГц. Как видно из списка подходит только Rafael Micro R820T/2
KorDen32
07.11.2017 13:40dump1090 работает на RPi1 точно, есть ли готовые клиенты для сервисов — не в курсе.
orlexy
07.11.2017 14:59У FlightAware есть собственный приемник ADS-B на базе RTL-SDR, называется FlightAware Pro Stick Plus.
В нем уже есть усилитель и фильтр, которые позволяют принять дальше и больше данных.
Если сравнивать RTL-SDR V3 и Pro Stick для приема ADS-B – лучше будет Pro Stick, причем разница ощутима(недавно сравнивал их).
trapwalker
07.11.2017 16:42Я правильно понимаю, что со своим собственным оборудованием можно отдавать данные сразу и флайтрадару и FlightAware? А если юзать их приборы, то, видимо, только «хозяину» прибора. В «их» приборы совсем нельзя влазить? Ну там посмотреть как устроено, добавить датчиков и сделать девайс еще и погодной станцией кроме прочего? Наверно это всё на профильных форумах есть, но раз уж зашла тут речь, то ка долго у них «амортизируется» этот прибор. Это в том смысле, что мало ли что с ним там на чердаке случится, на какой период получая бесплатный приёмник мы подписываемся на его обслуживание? Сколько они живут обычно? У кого какой опыт есть?
Mogwaika
07.11.2017 16:44Там возможно доступ к RTL-ке блокируется при обработке данных библиотекой и две разных запустить не выйдет.
DarkByte
07.11.2017 18:55«Фирменные» железки отдают данные только своей фирме. Но кроме этого, у них есть открытые порты, через которые можно забирать часть потока adsb и ретранслировать в другие источники по своему желанию.
При сильном желании можно получить доступ к системе и накрутить поверх всего чего душе угодно. Но софт на железке периодически обновляется, попутно проверяют целостность файлов. В моём случае обнаружили «вторжение» на железках от FA и FR, одни без вопросов зашли по SSH на железку и «почистили» что смогли найти, закрыв доступ, другие сказали что прошивка повреждена, и требуется достать флешку и накатить на неё «чистый и легальный» образ системы. Писали раза три, но так как железка установлена в труднодоступном месте, то забил. Писать перестали, но и доступ тоже забрали.dernasherbrezon
08.11.2017 12:46Кстати данные можно отдавать opensky-network.org. Для этого необходимо указывать порт вашего RaspberryPi на котором запущен стандартный dump1090. Я написал небольшую инструкцию(англ) как это сделать.
FA и FR, конечно, печальны.Rumlin
08.11.2017 16:45Посмотрел покрытие opensky-network.org. — сильно похоже что это те же данные что и www.adsbhub.org
Rumlin
07.11.2017 21:09Конечно он у Вас может вдруг через год сломаться, молнии — они такие, и Вы сделаете новый самостоятельно чтобы продолжать вещать. Никто не догадается, что Вы там сделали, если поменяете MAC адрес, после того как установите на флешку, например, PiAware, и настроите комбайн с погодой, блекжеком и всем остальным.
QwertyOFF
07.11.2017 20:18RTL-SDR довольно унылая штука для приема ADSB сигналов в силу малой полосы пропускания (чуть больше двух МГц), да и антенну все-таки нужно покупать или делать нормальную, с полосовым фильтром. Сейчас занимаюсь разработкой приемника под это дело, в качестве основного конкурента выступает немецкий Mode S Beast — штука действительно крутая, причем так и не вышло понять, как этому немцу хватило такой "маленькой" ПЛИС. Но ничего, у меня ПЛИС побольше, а результаты получше :)
trapwalker
07.11.2017 20:35О, а расскажите подробнее, пожалуйста для тех интересующихся, кто не в теме и сомневается что готов втянуться полностью. Там что транслируется широкополосно что-то с самолётов или просто каждый самолёт на своей частоте? Как они друг другу не мешают?
QwertyOFF
07.11.2017 20:45Все самолёты вещают на частоте 1090 МГц, стандарт допускает отклонение до 1 МГц, если память не изменяет. Проблема в том, что частота закодированного сигнала 1 МГц, и вроде бы по теореме Котельникова нашей SDRки с полосой более 2 МГц должно хватать за глаза. Вот только живём мы в реальном мире, шума в эфире много, сигнал небольшой длительности и прочие печали. Повышение частоты дискретизации позволяет прикрутить всякую цифровую обработку сигналов. А самолёты не мешают друг другу по двум причинам:
- В режимах Mode A и Mode C (сквок-идентификатор и высота) самолёты отвечают на узконаправленный запрос радара.
- В режиме Mode S (самом вкусном со всей полезной инфой) передача ведётся в псевдослучайные моменты времени, т.е. они конечно иногда могут друг другу мешать, но это редкая ситуация и на нее просто забивают.
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 20:59+1Кстати простота rtl-sdr-приемника с успехом компенсируется их дешевизной и количеством. Т.е. мы же не за DX-ми гонимся, нам нет нужды вытаскивать сигнал самолета из шумов за 1000км, когда там его и так примет другой парень с другим ресивером :) Поэтому в коммерческом плане делать дорогой ADSB-ресивер имхо нецелесообразно, не взлетит, разве что из любви к искусству.
QwertyOFF
07.11.2017 21:23А я и не говорил что моя разработка для коммерческого применения, поэтому не важно сколько стоит, а важно что хорошо работает. Тот же немецкий "зверь" стоит что-то около 200 евро, вполне человечные деньги.
trapwalker
07.11.2017 23:32А достоверность там как-то подтверждается в протоколе? Чисто за счет множественного подтверждения перекрывающимися приёмниками сверка идёт, или подпись цифровая в сигнале имеется?
QwertyOFF
07.11.2017 23:36В Mode S есть CRC, но там все довольно страшно и не во всех пакетах можно проверить CRC без дополнительной информации.
trapwalker
07.11.2017 23:41Да уж… наверно старый формат. Отчего бы им тупо не делать цифровую подпись к пакету? Или там пакеты прям сильно маленькие, что каждый байт экономили?
QwertyOFF
07.11.2017 23:43Выглядит именно так, будто на старом формате внедряли костылями новые фичи. Пакеты по 56 и 112 бит — особо не разгуляешься.
trapwalker
08.11.2017 01:16Интересно будет, когда кто-то додумается пролететься лёгким дроном над крупным городом транслируя при этом локационные пакеты от какого-нибудь эйрбаса, мирно сидящего на аэродроме неподалёку. То-то переполоху было бы! Кстати, если кто не понял, то так делать нельзя и я не призываю к такому идиотскому пранку. Помните притчу про мальчика, который баловался такого рода дезинформацией?
Mogwaika
08.11.2017 01:37Это тот самый мальчик, который транслирует сигналы GPS из аэропорта Внуково в самом центре крупного города?
trapwalker
08.11.2017 02:18Ух ты… Я, вообще-то, приснопамятного пастушонка имел в виду с его историей про волков. Но ваша, видимо, поинтереснее будет. Что за мальчик такой и как можно подделать сигнал gps от целой стаи спутников для неконкретной цели?
Mogwaika
08.11.2017 02:37Ну много новостей было, вот одна из последнего, как остальные из-за этого костыли городят geektimes.ru/post/283396
Rumlin
08.11.2017 06:34А смысл лететь? В передаваемых пакетах должны меняться только координаты, сам передатчик может быть в любом месте. Правда, именно диспетчеров аэропорта это особо не убедит, как и дрон.
trapwalker
08.11.2017 11:12Переполох в том, что это хулиганство вносит шум в систему, которая не для развлечения гиков, а для безопасности придумана. Теперь времена изменились, и, благодаря доступности всей этой китайской электроники, а также ЛУТ, настала пора менять и усовершенствовать протоколы, которые раньше вполне устраивали.
Это как менять алгоритмы хеширования, когда общедоступные доступные вычислительные мощности подросли, как повышать битность ключей шифрования и т.д. Да это дорого и не просто, но когда-то всё равно это приходится делать, иначе мы бы до сих пор на паровозах ездили.
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 20:51RTL-SDR унылая штука в первую очередь из-за 8 бит :)
А что у немца на входе в ПЛИС, та же rtl? И разве бывают сигналы ADSB шире чем 2МГц?
PS: Давно жду когда массово появятся в продаже приемники с GPS-синхронизацией, это позволило бы делать интересные эксперименты по MLAT/TOA, многопользовательскому приему и пр. Если Вы делаете универсальный приемник, было бы интересно добавить такую возможность.QwertyOFF
07.11.2017 21:328 бит не так страшны, если антенна с узкополосным фильтром и усилителем. У немца стоит логарифмический датчик мощности, а за ним дешманский АЦП 16 МГц 8 бит. Я делаю некоммерческий приемник, использоваться он будет в одиночном режиме. А TOA это что такое? Про "широту" сигнала чуть выше написал.
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 21:49en.wikipedia.org/wiki/Time_of_arrival, один из методов локализации местоположения сигнала.
200Евро за немецкий приемник все же имхо дорого, тот же Airspy дешевле стоит, а по возможностям интереснее.QwertyOFF
07.11.2017 22:15Опять требуется несколько приемников, под наши нужды не подходит к сожалению. У нас ПО умеет место с одним приемником определять, но как оно это делает, я рассказывать скорее всего не имею права. Немецкий приемник можно собрать самому, печатка простая, бинарник прошивки в свободном доступе. Получится баксов в 50 уложиться, как мне кажется.
Mogwaika
07.11.2017 21:18А для MLAT-а оно подойдёт? Какие данные и с какой синхронизацией должны там передаваться?
+ прелесть RTL-SDR в том, что он гонит сырой поток.
p.s. Можете посоветовать где почитать, как сделать обёртку потока, чтобы например посылать с ПЛИС сырой поток по ethernet который скушает SDR# или gnu-radio или там без отдельного драйвера на компе не обойтись?QwertyOFF
07.11.2017 21:43Для MLAT подойдёт, фича по сути своей халявная, просто счётчик времени в ПЛИС. Гнать сырой поток ADSB на комп глупо, потому что моя ПЛИС стоит дешевле процессора, а алгоритмы можно делать такие, которые ни один компьютер в реалтайме не потянет. Драйвер для SDR# писать скорее всего придется. Когда мне нужно было вывести сырой поток радиосигнала в компьютер, я гнал его из ПЛИС в микроконтроллер, а с контроллера уже по сети в компьютер. На компьютере использовал матлаб с симулинком. Да, костыльно и неудобно, но зато сразу есть кучка демодуляторов и прочих ЦОС.
Mogwaika
07.11.2017 21:54Ну насчёт цены ПЛИС я бы поспорил с учётом raspberrypi3 за 30$.
Замечательно, матлаб это ещё лучше, но хотелось бы обойтись без возни с программированием контроллеров, а сразу использовать ethernet прицепленный к ПЛИСине, там есть стандартное описание входного потока, не каждый же отсчёт в свой пакет пихать?QwertyOFF
07.11.2017 22:00ЕМНИП я просто полностью забивал UDP-пакет парами комплексных отсчётов, настраивается только порт. В симулинке несколько модулей приема UDP, но корректно у меня взлетел только какой-то один. Если в имеющейся ПЛИС есть возможность цеплять ethernet, то проблем быть не должно.
Mogwaika
07.11.2017 22:09ОК, понял, вы пакеты руками разбирали (у меня в схожей схеме так медленно получалось)… Я думал вдруг там свой стандарт есть для этого. И хотелось бы без симулинка, но спасибо, буду гуглить в эту сторону.
QwertyOFF
07.11.2017 22:20В матлаб я загонял на самом начальном этапе, уже не помню как. Симулинк позволял смотреть спектр в реальном времени, потому и пользовался им. Формат вроде такой и принят — массив из пар комплексных отсчётов.
UPD: вспомнил. В матлаб заливал дамп пакетов из Wireshark.
Mogwaika
07.11.2017 22:28матлаб тоже позволяет смотреть спектр в реальном времени.
Ну тут же надо разрядность знать, MSB/LSB…QwertyOFF
07.11.2017 22:38Ага, эти слова помогли вспомнить все грабли. Да, было не все так просто. В симулинке я собрал небольшую схему, конвертирующую 4 байта в два двухбайтных отсчета с правильным порядком байтов, отслеживанием пропусков отсчётов и возможно ещё чем-то. У меня это каким-то чудом работало с полосой в 1 МГц, но потом программисты сделали ПО верхнего уровня и потребность в матлабе с симулинком отпала.
DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 22:03Есть хорошая универсальная библиотека для SDR-приемников — SoapySDR. Позволяет работать с любым приемником (HackRF, RTL-SDR, Airspy и пр) по USB, кроссплатформенно (OSX, Win, Linux), на C++ или Python. На выходе те же комплексные IQ-отсчеты.
До программирования ПЛИС я так увы, и не добрался, как-то нужды ни разу не было.Mogwaika
07.11.2017 22:16Мне usb сложнее реализовать чем ethernet на готовой отладке.
Кстати, всегда ли нужно IQ или можно с обычными отсчётами АЦП поиграться?DmitrySpb79 Автор
07.11.2017 22:35> всегда ли нужно IQ или можно с обычными отсчётами АЦП поиграться?
Сложно сказать, зависит от структуры сигнала.
Рекомендую GNU Radio, полезная штука для работы с сигналами, фильтрами. Под винду и linux есть версии.
hexbat
08.11.2017 09:58Если будете отправлять заявку на комплект, то лучше комплект у FlightAware, так как лицензия FA позволяет полученные данные отправлять куда угодно, а у FR24 данные идут только к ним.
trapwalker
08.11.2017 12:40А есть какой-нибудь тематический русскоязычный телеграм-канал для энтузиастов этого дела?
DmitrySpb79 Автор
08.11.2017 20:58Есть форум — forum.adsbradar.ru/forum.php
Онлайн-трансляции бортов на www.radioscanner.ru/forum еще есть.
Portfel
09.11.2017 09:55Господа, а корабли (http://www.marinetraffic.com/) аналогичными приборами учета пользуются?
DmitrySpb79 Автор
09.11.2017 09:56Частоты и протокол другие, а идея та же — www.marinetraffic.com/en/p/expand-coverage
baxtep2
09.11.2017 11:02Можно ли установить антенну на чердаке под мягкой кровлей?
Или все же лучше открытие небо?
Можно там же на холодном чердаке установить передающее устройство или оно не рассчитанно на работу при отрицательных температурах?DmitrySpb79 Автор
09.11.2017 11:41Raspberry Pi не имеет движущихся частей, так что если обеспечить гидроизоляцию, то имхо будет работать и на чердаке. И Pi и приемник можно вместе разместить в герметичный пластиковый корпус (продаются в магазинах электротоваров), оно будет вполне себя обогревать имхо.
Но лично не пробовал.
Gdalex
09.11.2017 15:41А можно обойтись без Ардуин, Расберри и прочего? У меня работает сервер на Убунте. Туда это хозяйство прицепит можно?
Rumlin
09.11.2017 17:47Собственно на Расбери линукс и там работает Dump1090, а так список —
wiki.radioreference.com/index.php/ADS-B
HEKOT
10.11.2017 07:52А как часто транспондер шлёт инфу?
Шлются сразу все параметры или «сейчас высота, через 5 секунд скорость»?Rumlin
10.11.2017 11:28adsb-decode-guide.readthedocs.io/en/latest
Один пакет состоит из секций со следующей информацией:
1 — 4 Aircraft identification
5 — 8 Surface position
9 — 18 Airborne position (w/ Baro Altitude)
19 Airborne velocities
20 — 22 Airborne position (w/ GNSS Height)
23 — 31 Reserved for other usesHEKOT
10.11.2017 12:17Спасибо! А частота следования?
Rumlin
10.11.2017 12:43равен частоте вращения диспетчерского радара — у меня пакет принимается примерно раз в 20 секунд.
Лог рейса SDM6891 на взлете у Пулково:
Пт 09:19:30 59.7355 30.6594 104° Восток 295 546 2,195 813
Пт 09:20:00 59.7252 30.7374 105° Восток 302 560 2,621 856
Пт 09:20:17 59.7185 30.7865 105° Восток 308 570 2,865 686
Пт 09:20:32 59.7148 30.8143 105° Восток 311 576 2,987 610
Пт 09:21:05 59.7008 30.9176 105° Восток 339 628 3,353 619
Alyoshka1976
10.11.2017 13:50Есть «squawk» — ответ транспондера воздушного судна на запрос с земли (это, как верно заметили, связано с наземным радаром), а есть «squit» — периодически (каждые пол-секунды или каждые 5 секунд) передаваемая транспондером информация о воздушном судне. Поправьте, если я заблуждаюсь.
dnbolt
Отличная альтернатива показыванию звезд в горах.
DmitrySpb79 Автор
В парке пару раз пригождалось, на смартфоне посмотреть, что за самолет в небе пролетает.
artyums
Еще больший фурор (на девушек) производит, когда едешь в точку, расположенную под глиссадой и вместе фотографируете/разглядываете самолеты, параллельно наблюдая за ним и за тем, куда они летят с планшета с FlighRadar24) вообще проверенная и надежная тема для свидания с романтичными девушками)))
Mogwaika
Вы таки понимаете, проблема не в звёздах и самолётах)))
DmitrySpb79 Автор
Согласен, хорошая идея :)
Еще по отзывам (лично не пробовал), интересно вспышки Иридиумов наблюдать.
trapwalker
На любителя, я бы сказал. Ждёшь её ждёшь, а потом рраз и всё. Хотя «процесс» можно весьма недурственно обставить с глинтвейном на спиртовочке и тёплым пледом
Erelen
Успейте попробовать.
Скоро вспышки Иридиумов станут прекрасной сказкой о былых временах: SpaceX активно забрасывает на орбиту следующую модификацию спутников — Iridium Next, у которых уже нет таких прекрасных антенн, которые гоняли бы по Земле солнечные зайчики. К середине-концу 2018 года вспышки скорее всего прекратятся.
Снято в мае 2013: files.melda.ru/hidden/P1040321%20nr%20res%2012.jpg
dernasherbrezon
Не поможет — они все используют гугл-карты, чтобы показывать позиции самолетов. А гугл-карты не работают оффлайн.
disclaimer:
Я пилю очень похожее приложение (+ получение снимков с погодных спутников) и подумываю прикрутить leafletjs для работы оффлайн.
osipov_dv
Могу ошибаться, но еще в 2012 году гугл мапс позволял выбирать участок карты и сохранял его для использования оффлайн.
DarkByte
Года два назад при попытке сохранить карту в оффлайн гугл говорил что для России эта опция не доступна. Сейчас эта опция работает нормально.
dernasherbrezon
Сохранять можно в их приложении. Но все dump1090 показывают карту в браузере. А там некуда сохранять
Demon_i
Более того, неделю назад мне карты заявили, что карты рядом с домом скачаны и будут работать в офлайне, не тратя трафик. Т.е. Теперь они сами качают автоматом часто используемые области.