Цель культуры — быстро адаптироваться компании в условиях меняющего рынка в силу новых технологий и бизнес-моделей. Единственно верный вариант — увеличивать количество талантов в компании. Также культура должна позволить избежать хаоса при отсутствии бюрократии в it-отделе.

Я написал данную культуру для it-отдела больше 2 лет назад. Она является проводником в мир адекватных и талантливых людей. Далеко не всем сотрудникам данная культура подходила, и это могло служить реальной причиной увольнения, не смотря на отличные показатели труда.

Культура нашего it-отдела позволяет:

  • Ответить на вопрос: подходите ли Вы компании и хотели бы в ней работать.
  • Описать ценности компании для единого видения и сплочения коллектива.
  • Объяснить, как она поможет Вам в развитии.
  • Рассказать какого результата компания ожидает от сотрудника.
  • Кратко описать возможности карьерного роста.


Ценности компании:

  • Предпринимательство
  • Профессионализм
  • Ответственность и преданность
  • Открытость и честность
  • Адекватность

Предпринимательство

Мне очень понравилось одно высказывание генерального директора, которое я активно использую: «Мы работаем в маленькой компании, и каждый должен заниматься тем, что нужно делать именно сейчас».

Мы не скрываем финансы от сотрудников it-отдела и открыто их обсуждаем на общих собраниях, пытаясь добиться общей вовлеченности в стратегию компании. Нам важно, чтобы человек предлагал свои идеи, которые бы оказывались полезными. Мы готовы поощрять разумный риск. Нам нужны люди, которые будут стремиться понять рынок, наших клиентов и поставщиков.

Профессионализм

Для нас умение выполнять потрясающий объем важной работы, является значим критерием профессионализма. Для этого необходимо быть эрудированным, быстро и охотно учиться.
Мы высоко ценим умение сотрудника разумно отделять то, что нужно сразу сделать хорошо, от того, что можно усовершенствовать позже. Вполне нормально подвергать сомнению устоявшиеся мнения, когда это необходимо, и предлагать более правильный подход. А так же пересматривать постановку вопроса, чтобы найти практичные решения сложных проблем. Склонность к действию и избежанию аналитического паралича — это возможность достижения отличных результатов. Всё это очень ценно, и требует работы над собой в нашей компании и за её пределами.

Ответственность и преданность

Как бы не звучало слово «преданность», я решил, что оно будет уместно. Так как оно ассоциируется с настоящей дружбой, или настоящей любовью. Хочется работать в компании сплоченных профессионалов, которых заботят успехи компании, которые ответственны за результат. И просто с людьми, которые по-настоящему верят в ценности компании и преданы своему делу.

Открытость и честность

Начну с цитаты: «Искренность — это ответственность не только лидера».
В нашей компании каждый сотрудник может подойти или написать генеральному директору о том, что думает по поводу развития компании. Это ценно, и требует уважения.
Вы говорите то, что думаете, даже если это спорно.
Вы рассказываете о своих коллегах лишь то, что скажете им и в лицо.
Вы делитесь информацией открыто и заранее.
В поиске новых идей вы не страдаете эгоизмом.

Адекватность

Пожалуй, один из самых важных культурных аспектов нашей компании — это адекватность. Мы зачастую сталкиваемся с глубоким миром технический специалистов, и умение найти компромисс, это важное качество. Поэтому «на входе» я прошу уметь слушать и делать выводы. Важно чтобы сотрудник в стрессовых состояниях сохранял спокойствие. Деление на плохих и хороших людей в компании не уместно. Если перечислять:

  • Относитесь к людям с уважением, не смотря на ваш статус и знания.
  • Пытаетесь создать комфортную атмосферу не только для себя, но для других.
  • Подвергайте сомнению действия, не соответствующие нашим ценностям.
  • Отмечайте победы вместе с коллегами по работе.
  • Быстро призновайте ошибки.
  • Стремитесь к тому, что важно для компании, а не для вас или вашего отдела.

Как итог

Зафиксированная в письменном виде культура позволяет вовремя отследить отличающееся поведения, которое не помогает разработке и убивает общую мотивацию.

PS:
Статья написана больше года назад. К сожалению, её не удалось сразу опубликовать. За это время многое что изменилось в моем мировоззрении, но статью я решил оставить без изменений. Вот ссылка на презентацию , которая создана в конце 2015 года. В ней тезисно раскрыты вопросы, которые не были дописаны в этой статье. Надеюсь, вы найдете для себя что-то интересное и полезное.

Комментарии (4)


  1. Color
    08.11.2017 18:23
    +2

    1. Так и не сказали, что такое эта "культура". Набор ценностей? Свод неформализуемых правил, под которые можно подогнать любое поведение, и тем самым оказывать давление на неугодных?
    2. У вас тут рекурсия:
      Культура нашего it-отдела позволяет
      Объяснить, как культура поможет Вам в развитии
    3. Не буду судить высказывания вроде "Мы работаем в маленькой компании, и каждый должен заниматься тем, что нужно делать именно сейчас" и "Стремитесь к тому, что важно для компании, а не для вас или вашего отдела" — работодатель вправе выбирать, кого он хочет видеть в качестве работников: экспертов в определенной области или мастеров на все руки. Если вы стартап, то такой подход, наверное, неплох. Но если у вас работает больше десяти человек и есть некие руководители подразделений, то тогда вопрос — разве это не их обязанность "стремиться к тому, что важно для компании, а не для вас или вашего отдела" и правильно распределять задачи и загрузку, зачем возлагать это на плечи рядовых сотрудников?

    В общем, очень мало контекста, как про саму компанию, так и про "культуру" и ее применение. Посыл статьи неясен.


    Как итог

    Как итог было бы интересно узнать, как реально повлияло внедрение этой "культуры" на показатели компании и на кадровую ситуацию. А сейчас это больше напоминает карго-культ маленькой компании, которая хочет казаться большой, уж простите.


    1. Okrema Автор
      08.11.2017 20:19

      Кстати вот Ваш 3 вопрос, как раз показывает нам пример, как работает культура при найме сотрудников.

      Так получается, что в компании, в которой я работал, менеджерам и иногда разработчикам приходилось быть сотрудниками на все руки. Поэтому на входе Вы можете определиться готов ли человек развиваться не только в определенной области или нет.

      PS: мне лично несколько раз приходилось увольнять людей из-за того, что они не готовы были брать задачи, которые не относятся к их прямым обязанностям. Особенно это касалось менеджеров и маркетологов.


      1. Color
        08.11.2017 22:04

        мне лично несколько раз приходилось увольнять людей из-за того, что они не готовы были брать задачи, которые не относятся к их прямым обязанностям

        Это нормальная реакция, когда люди не хотят заниматься тем, что никак не относится к их специальности.
        Одно дело заняться чем-то, что лежит возле твоих обязанностей, и просто некому это сделать, а сделать нужно. И совсем другое, когда работника заставляют заниматься чем-то совершенно не связанным с родом его деятельности, просто потому, что начальство думает: "а зачем нанимать для этого отдельного человека/искать фрилансера, вон у нас программист Вася сидит без задач". И в итоге программист Вася занимается поиском персонала, делопроизводством, продажами, мытьем полов — ведь он "готов развиваться не только в определенной области" и не хочет потерять место работы. На выходе имеем измученного программиста Васю, который уже так себе программист, так как программы год не писал, а HR/продажником/уборщицей так и не стал (наверное, не был готов развиваться), и его менеджера Эдуарда, который считает, что создал универсального работника, который стоит на рынке сотни нефти, а компания платит за него всего $1000.


        Я здесь немножко утрирую, конечно, но заставлять человека заниматься не тем, для чего его нанимали (если такая ситуация не была оговорена при найме) — подло. И совет работникам, столкнувшимся с таким, один — не тратить впустую время и скилл, а менять место работы на то, где вам дадут задачи, соответствующие квалификации.


  1. Okrema Автор
    08.11.2017 19:11

    Спасибо за Ваш комментарий!

    Мое мнение, что культура — это набор ценностей компании. Культура живет внутри каждой организации, а формализация только помогает «увидеть» ее. Но написанная культура, которая не является настоящей, никак не помогает компании, а только вызывает негатив.

    Из статьи я удалил упоминание компании. Если вкратце, то это купонный холдинг, в it-отделе которого работало около 15 сотрудников (8 программистов).

    В этой статье нету контекста, так как она не дописана. Мне кажется, тезисы могут частично быть использованы при формаривании культуры в компании.

    Презентацию я использовал при найме, спрашивая будущего сотрудника, как он относится к той или иной ценности.

    Иногда внедрение культуры даёт возможность понять истинные ценности компании. Это было, как мне кажется, и в компании, в которой я работал. Я только сейчас возможно научился понимать ценности и потребности людей. Как уже было сказано выше, мое мировозрение поменялось и одним комментарием все выводы не описать.