Продакт оунер. Владелец продукта. Продуктолог. PO.



Должность, которую часто считают синонимом «Менеджера проекта», благо ряд задач и обязанностей довольно схожи.

О том, кто такой продакт в понимании Альфа-Банка, что это за человек, что он умеет делать и как относится к своей команде, нам рассказал VDavydov Владимир Давыдов, руководитель по развитию цифровых каналов и продуктов Блока “Массовый бизнес”

Продакт должен быть предпринимателем, должен гореть тем, что делает, для него работа над продуктом – это не просто работа по найму, за которую он получает деньги пару раз в месяц. Продукт — это неотъемлемая часть его жизни, без преувеличения можно назвать его детищем. Он горит своим делом, болеет за команду, всегда хочет быть лучшим. Всегда. Везде. Во всем.

Это уникальный человек — он сочетает в себе несочетаемые вещи, он является адвокатом Клиента, бизнесменом, который постоянно думает о доходе, заботливым, но строгим лидером для своей команды, и, если хотите, евангелистом продукта и бренда работодателя в целом.

Вот кто такой продакт и какими компетенциями он должен обладать:


(кликабельно)

Качества продакта


Профессиональные навыки и умения product owner’a тесно связаны с циклом создания продукта.

Умение проводить качественные и количественные исследования. Продакт исследует все и везде. Клиентов, рынок, бизнес, новинки, мировой опыт и лучшие практики, находит точки роста, придумывает новые решения, которые помогают людям решать свои задачи.

Ключевая ценность этого навыка — уметь находить то, что действительно нужно людям, на что действительно будет спрос, понимать, какую ценность этот потенциальный продукт или фича принесут бизнесу.

Метрики (их, наверное, тоже можно отнести к исследовательской части). Это вообще основа основ продуктовой работы. Любой владелец продукта должен уметь построить дерево метрик — надо точно понимать, как любое изменение в продукте влияет на достижение основной цели бизнеса. Продакт должен понимать кроссвлияние метрик, должен постоянно анализировать данные, понимать причины взлетов и падений любого показателя, уметь влиять на поведение каждой метрики.

Формирование и проверка гипотезы. Логичным итогом какого-либо исследования является набор продуктовых гипотез. А что надо делать с гипотезами? Правильно – проверять. Быстро, с пониманием критериев успеха. Чтобы что-то сделать хорошо, надо знать, что именно ты вообще делаешь, и каковы критерии этого «Хорошо». Если гипотеза подтвердила свою состоятельность, нужно суметь быстро довести ее до ума.

Работа с командой. Создание продукта. Мы тут все agile-евангелисты и выбрали для себя фреймворк скрама как, на наш взгляд, самую эффективную методологию, позволяющую быстро доставлять ценность до потребителей. Поэтому у нас достаточно стандартный набор артефактов — dsm, pbr, sprint planing, demo, retro…

Постоянная работа с командой в таком режиме позволяет проникнуться единым видением продукта, пониманием ценностей, сплотиться для достижения общих целей и, как следствие, показать сверхрезультат как с точки зрения скорости, так и качества.

Вывод продукта на рынок. Это большая работа, которая подразумевает под собой полный скоуп подготовительных работ — от скриптов для телефонного центра до дизайна внешних коммуникаций. Почему об этом тоже болит голова у продакта? Да потому, что никто лучше продакта не знает свой продукт, и никто, кроме продакта, не может построить коммуникацию лучше. Продакт понимает, кому, что и как сказать, чтобы продукт купили.

Стейкхолдер-менеджмент. Стейкхолдер – это любой человек в банке, кто может оказать влияние на твой продукт. От ТОП-менеджера до сотрудника, осуществляющего сопровождение. По этому пункту можно отдельную статью написать :) Главное правило – разделите стейкхолдеров на кластеры, сформируйте у каждой группы ожидания, а потом управляйте ими. Управляйте на постоянной основе.

Например, для ТОП-менеджеров ожидания будут про конкретный Value для бизнеса – скажите об этом Value и рассказывайте на постоянной основе о прогрессе.

Для коллег, которые что-то хотят сделать с вашим продуктом, должен быть прозрачный, общедоступный беклог с понятной моделью приоритезации. Тогда каждый будет понимать, почему его “хотелка” 100500-я в очереди, а не первая.

Для сотрудников сопровождения ожиданием будет уведомление о планируемом релизе не позднее 3-х дней до открытия на Клиента, с предварительным обучающим мероприятием — не забывайте об этом.

Ответственность продакта


Продакт — бизнесмен, который зарабатывает деньги. Все вопросы, вся ответственность, принятие решений, бюджет, стратегия, подбор людей — все это на нем.

Сейчас мы пропагандируем именно такой подход — это очередной виток эволюции. Мы прошли довольно большой путь в формировании продуктового института (Альфа-Банк первым в России начал применять гибкие методологии разработки Agile, прим. редакции).

Цифра VS Банк


Одно дело, когда мы говорили о продактах в подразделении цифровых продуктов. Там все несколько проще — ребята по факту отвечали только за фронтовую часть в рамках продукта. Чтобы клиенту было удобно и понятно, чтобы все работало. После реализации собирали метрики, влияли на конечный результат лишь оптимизацией воронок, а не переработкой продукта. Хотя по факту, продукт могли не покупать, потому что ставка по кредиту высокая или слишком жесткая скоринг-модель.

Сейчас, когда мы говорим о продакт оунере на уровне Банка, все сложнее — продакт отвечает за свой продукт от начала и до конца. Управляет всеми расходами по нему, определяет условия предоставления продукта, он полностью отвечает за PnL и имеет все необходимые полномочия, чтобы нести эту ответственность. Ребята имеют полноценные кросс-функциональные команды, которые могут решить абсолютно любую задачу в банке.

Цели


Цели у всей команды единые (бизнесовые). Продакт определяет цели бизнеса, которые автоматически становятся его личными и целями команды. Команда должна разделять эти цели, люди должны быть заряжены на результат. Каждый член команды каждый день должен задавать себе вопрос — то, что я делаю, влияет на достижение цели? Это важно.

Я продвигаю позицию, когда продакт полностью доверяет своей команде и не лезет к гораздо более компетентным людям с советами по тестированию-дизайну-разработке. Продакт должен заниматься бизнесом.

Это вопрос ответственности.

Есть специалист по тестированию — поэтому за все ошибки, которые возникают в ходе работы с продуктом, отвечает он. Продакт не должен проводить тестирование.

Если клиент не нашел какую-то кнопку (или она неудобно расположена) — это проблема дизайнера, его зона ответственности.

Ответственность за каждый косяк в рамках компетенции лежит на том, кто этой компетенцией владеет внутри команды. В противном случае всегда можно сказать продакту “ну ты же видел… ну ты же сам смотрел” — при таком подходе напрочь убивается чувство собственной ответственности за то, что ты делаешь. Этого нельзя допускать.

Но нельзя забывать — при таком подходе голова продакта находится в руках команды, потому что итоговый спрос за результат все равно с PO. Это формирует команду. На мой взгляд. Настоящую команду.

Черный список качеств


Выше я описал качества, которые считаю важными для продакта. Но есть и те, которые (на мой взгляд) ставят на продакте крест. По крайней мере, для меня во время собеседований.

— Отношение к своей команде как к рабочей силе, как к ресурсу

Продакты в Альфа-Банке — люди, формирующие каждый свою команду спецназа. Команду людей, где каждый готов прикрыть друг друга. Это именно команда, а не шестеренки в механизме.

— Не видит разницы между лидером и руководителем

По мне — продакт не должен хотеть быть руководителем. Он должен быть лидером. Руководитель — руководит людьми, лидер — ведет людей за собой. В этом ключевая разница.

— Не разделяет рабочую культуру

Это важно. Мы стараемся подбирать людей так, чтобы уровень рабочей культуры у них был примерно один. Чтобы им было комфортно работать друг с другом. Если тебе дискомфортно работать с коллегами, общаться с ними и вообще приходить в офис — работать будет, прямо скажем, сложно.

— Отсутствие логического мышления

В принципе, это грустно вообще для любой работы. Но для продакта — критично. Он устанавливает метрики и анализирует их. Он должен понимать, как работа команды влияет на бизнес в целом. Должен понимать и отслеживать все взаимосвязи. Если это не про него, значит, он не очень понимает, что делает, зачем и как — это тупик.

Продакты в Альфе


У продактов почти нулевая текучка. Если человек близок нам по духу, если разделяет нашу культуру — он приходит не для того, чтобы поработать, попробовать запустить проект и уйти.

Он запускает проект, следит за его развитием. Это его собственный маленький бизнес, за который он отвечает. И расстаться с ним не так уж просто:)

У меня часто спрашивают — как стать продактом, ведь на них не учат? Ну, во-первых, учат, а во-вторых — главное желание. Вообще, студенты и начинающие PO — это особая каста. По-настоящему сумасшедшие люди, без страха в глазах, без опыта падений. Это безграничный потенциал — за ними будущее. Я верю в таких людей, они близки нам по духу, и они искренне хотят делать крутые продукты.

Конечно, я не дам вчерашнему студенту кусок живого бизнеса или целый продукт. Но я помогу ему вырасти внутри компании, и через год-другой все получится.

У нас уже есть успешные примеры, когда человек пришел в банк на стажировку, а сейчас он полноценный продакт в банке, причем занимается довольно важным продуктом Альфы.

На сегодняшний день у меня около десятка продактов, у каждого из них — по паре команд.

Но завтра таких человек может стать 20. Мы большой банк, у нас много продуктов и мы всегда смотрим в будущее. Вакансии PO открыты и сейчас, если вам близки наши подходы и вы хотите попробовать себя в роли продакта – дерзайте.

Комментарии (18)


  1. Cobolorum
    21.11.2017 13:17

    Спасибо за объяснения, теперь я понял почему так много раньше хороших вещей стали просто плохими, а иногда просто ужасными в Альфе.


    1. VDavydov
      21.11.2017 22:29
      +1

      Буду рад конкретным примерам. Обратная связь важна — она позволяет становиться лучше, постоянно совершенствоваться. Но работает такой формат только при наличии конкретных примеров и конструктивного диалога.


  1. lpwaterhouse
    21.11.2017 13:23

    Продакты в Альфа-Банке — люди, формирующие каждый свою команду спецназа. Команду людей, где каждый готов прикрыть друг друга. Это именно команда, а не шестеренки в механизме.

    А потом они три недели срутся по поводу банальных правок в code review. Хотя это уже другая история.


    1. VDavydov
      21.11.2017 23:20

      Может быть до меня такие истории не доходят, я не в курсе, правда. С ревью бывают проблемы у новеньких ребят, но это кажется допустимо.


      1. lpwaterhouse
        22.11.2017 12:46

        Это была отсылка к недавней истории, где ревьювер по доброте душевной очень не хотел конфликтовать с работницей, что вылилось в три недели срача, а могло закончиться выговором для работницы и угрозой последующего увольнения, если не будет делать как надо. Но посыл в чем: нельзя совмещать позиции «бро для всех и каждого» и «лидер команды». Тут либо одно, либо другое. Причем реально работает только один вариант: быть погонщиком и бить весляров плетью, иначе они ничего не понимают, ничего делать не хотят и творят просто невозможную дичь, которую ответственным людям потом разгребать. Важно просто понимать, что большинство людей не горят на работе, а энтузиазм у них исключительно напускной. Как только понимаешь эту очевидную истину, то и плеть звучать громче начинает, и берег приближается быстрее.


  1. prolis
    21.11.2017 18:07
    +2

    Ага, вывод на рынок требуется, а компетенция в маркетинг не требуется. В общем, продуктологи нормальных банков посмеялись.


    1. VDavydov
      21.11.2017 19:20
      +1

      Все компетенции, которые есть на паутинке требуются и все они важны. Это просто пример показан, как могут оцениваться компетенции продакта. Для того, чтобы компетенцию развивать и оценивать прогресс развития, нужно понимать где ты сейчас находишься.
      Напротив слаборазвитых компетенций стоит восклицательный знак и стрелочка.

      Сорри, если не понятно получилось.


      1. prolis
        22.11.2017 12:40

        А компетенция People Management — это управление многодетными матерями, HR или управление командой проекта? Зачем важна такая компетенция, которая не добавляет ценности продукту. Следующая на картинке Stakeholder Management — это опять компетенция из другой сферы (из управления проектами/портфелями), применяется для других целей. В общем страшно копать в глубину поданной информации, смеси проектных и управленческих методологий.


        1. VDavydov
          22.11.2017 13:48

          А вы не бойтесь — копайте. People management — про работу с командой (в большинстве своем), да. Про stakeholder management есть понятное описание в тексте поста. Ну и вы имеете полное право соглашаться или нет. В посте мнение автора, основанное на достаточно неплохом и немаленьком опыте. Ну а если есть какие-то предложения или дополнения с аргументацией почему это должно быть, а этого нет, то я буду рад услышать это.


  1. Hixon10
    21.11.2017 21:22
    +1

    Цели у всей команды единые (бизнесовые). Продакт определяет цели бизнеса, которые автоматически становятся его личными и целями команды. Команда должна разделять эти цели, люди должны быть заряжены на результат. Каждый член команды каждый день должен задавать себе вопрос — то, что я делаю, влияет на достижение цели? Это важно.


    Удивил меня этот постулат. Я думал, что у инженеров цель — сделать технически грамотно то, что напридумывал кто-то, чтобы эта штука корректно работала под нагрузкой, масштабировалась, был низкий time to market. А тут получается, что все в команде должны разделять и ценить цели бизнеса.


    1. VDavydov
      21.11.2017 22:25
      +1

      А что будет, если то, что кто-то придумал будет разрабатываться долго, в итоге будет работать криво, да ещё и падать под нагрузкой? Все верно, бизнес пострадает так, что потом его восстановить будет очень сложно.


      Безусловно командные метрики есть, но это скорее метрики, недели цели. DevTeam должна делать быстро и качественно — обычно это про скорость производства (например количество сжигаемых US/на единицу времени) и количество допущенных багов.


      Но, важно понимать, что цель одна — делать бизнес. И все что делается, делается ради этой цели. Иногда и закостылить надо где-то, факт.


  1. slaveoffear
    21.11.2017 23:03

    Это его собственный маленький бизнес, за который он отвечает. И расстаться с ним не так уж просто:)

    И всё таки собственный бизнес есть собственный. Нигде «по найму» не дадут управлять так, как в собственном.


    1. VDavydov
      21.11.2017 23:26
      +1

      Дадут. Просто правовое поле разное немного. В полностью своем бизнесе — государство, у нас банк, который накладывает свои ограничения.
      Это нормально. Суть в том, что именно продакт, действительно отвечает за все, что происходит с доверенным ему бизнесом. И имеет все необходимые полномочия, чтобы принимать любые решения в рамках существующего правового поля.


      1. staticlab
        23.11.2017 08:30

        Если уж и проводить аналогию бизнес — государство, то это, скорее, наёмный директор, а не владелец.


  1. sanrega
    21.11.2017 23:43

    Продакт — это что вообще такое, кто это? Переведите, пожалуйста, на русский или, хотя бы, поясните. А то уже от этих кейсов с паттернами в коворкинге афтепати в барберошопе деваться некуда. В русский язык умеет всё меньше людей, заменяя живую речь кривыми англицизмами.


    1. VDavydov
      22.11.2017 00:03

      Продакт = Product owner = Владелец продукта


      1. sanrega
        22.11.2017 01:24

        То есть, «продакт» владеет всеми правами на продукт, над которым работает? Исходя из вашего комментария и, цитирую вас — «Это его собственный маленький бизнес, за который он отвечает. И расстаться с ним не так уж просто:)» — получается так?


        1. VDavydov
          22.11.2017 08:03

          Ну вы же цитируете меня, не знаю что ещё добавить к своим словам. Юридически, прав владения, конечно, нет. Жду кульминационного вопроса с вашей стороны. Задавайте, не стесняйтесь.