Школьники уже, кажется, сдали ЕГЭ и вот-вот отправятся подавать документы в ВУЗы. Программирование и IT-технологии пользуются стабильным спросом, примерно как юридические и экономические специальности 10 лет назад.

В этой статье я расскажу как работает высшее образование для IT, как правильно выбрать IT-специальность.
Статья будет полезна не только абитурентам-2015, но и школьникам старших классов, которые уже решили связать свою жизнь с IT.

Нужно ли поступать в ВУЗ, чтобы стать программистом?


Существует множество точек зрения на этот вопрос и, уверен, в комментариях его не раз поднимут. По моему скромному мнению, высшее образование не является обязательным условием становления специалиста в области IT, ровно как и гарантией этого. Но может стать прочным фундаментом для профессионального роста.

Вы можете читать книги, участвовать в OpenSource-коммьюнити, подрабатывать на oDesk и через несколько лет будете опытным разработчиком, без высшего образования. Правда, ничто не мешает это всё делать параллельно учёбе в ВУЗе, кроме собственной лени.
Вы можете поступить, сдавать зачёты и экзамены, получить диплом и не стать в итоге профессиональным программистом — таких историй миллионы.

Хороший ВУЗ даёт прежде всего отличные условия для того, чтобы получать знания, опыт, связи и вырасти как личность. И только от вас зависит, как вы будете их использовать (и будете ли вообще).
Примем условно, что вы уже приняли решение получить высшее образование в сфере IT, и пойдём дальше.

Бакалавр, специалист и магистр



С тех пор как министерство образование решило интегрировать Россию в болонскую систему высшего образования прошли годы и многое изменилось. Раньше все ИТ-шники могли получить только диплом специалиста. В этом году выпустились последние дипломированные специалисты (за исключением специальностей, где срок обучения более 5 лет).
Сейчас вы можете стать бакалавром, после этого — магистром, а далее поступать в аспирантуру для соискания российского аналога Ph.D.

Что изменилось на самом деле?
В старых учебных планах для «специалистов» урезали количество часов на один год, при этом самые сложные дисциплины были либо удалены, либо сокращены. Многие академические темы из области алгебры, теории вероятности, физики останутся для бакалавра неосвещёнными преподавателем. В ряде специальностей, где программирование является вспомогательной компетенцией (например, информационная безопасность), под нож попали различные технологии программирования — от web-разработки до параллельного программирования.

В остальном ни теоретический материал, ни методика преподавания не изменились. Сократился объем материала. Если в каком-то ВУЗе раньше давали лабораторные для Pascal, то по-прежнему их и дают.
При этом учебные планы магистратуры могут похвастать новизной. Об этом можно написать отдельно, если будет спрос.

Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи. В терминологии разработчиков это Junior, подающий надежды через 2-4 года стать Middle Developer. Во многих компаниях таким выпускникам без опыта устраивают стажёрские программы с наставником на 6-12 месяцев.

Прикладной и академический бакалавриат


Само собой тот факт, что специалитет просто уменьшили на 20%, не мог порадовать министерство образования. Мало кого может порадовать «недоспециалист», который теперь знает ещё меньше. Поэтому с 2015 года будут повсеместно вводить прикладной бакалавриат как альтернативу неполному академическому образованию.

Если коротко, то прикладной от академического отличается новым учебным планом, где все дисциплины сфокусированы на выпуск максимально готового к реальным рабочим задачам сотрудника. Без стажировок и прочих головняков для работодателя. Например, из академического бакалавриата может выйти «математик-программист», а из прикладного «Разработчик .Net», «Разработчик реляционных баз данных» или «Программист C++». Последние более интересны рынку труда сразу после окончания ВУЗа, первые же после окончания бакалавриата должны поступать в магистратуру и дальше качать свои компетенции, чтобы после выпуска претендовать на более высокие позиции. Другая полезная вещь — участие в учебной программе прикладного бакалавриата работодателей (как базы практики) и IT-вендоров.

Несмотря на то, что идея на мой взгляд здравая и её реализация была начата ещё 5 лет назад в 44 пилотных ВУЗах, я ещё не встречал ни качественно новых учебно-методических материалов, ни готовых к самостоятельной работе выпускников. Предполагаю, что в ближайшие 2-3 года ничего не изменится и значительной разницы в подготовке академического и прикладного бакалавриата не будет. Тем не менее, если вы уже решили быть магистром — поступайте на академический, если после 4 лет обучения планируете идти работать, а к магистратуре вернуться «когда-нибудь» — то на прикладной.

Преподавание в ВУЗе




Если в школе учатся, то в ВУЗе обучаются. И разница тут огромна. Никто не будет заставлять учиться. Если хотите получить диплом — сидите, разбирайтесь, спрашивайте у однокурсников. Преподаватель — это просто носитель знаний, который умеет эти знания пояснять. Его цель — рассказать, ваша — понять. Если вы что-то не поняли — преподаватель свою цель всё равно выполнил. Даже если в отдельных случаях это не так — лучше думать именно в такой парадигме, будет меньше разочарований.

Качество преподавания заключается именно в том, насколько хорошо преподаватель доносит до вас знания, какую практическую компетенцию вы при этом получаете. Например, донести принцип ООП можно на языке программирования Delphi, а можно на C# или Java. Вы поймёте ООП в любом случае, если будете стараться, но знакомство с языками C# или Java будет полезно для вас в будущем, при подготовке курсовых работ, при подработке или дальнейшем трудоустройстве.

Преподавание — штука инертная. Чем больше преподаватель читает один и тот же курс на примере одних и тех же технологий — тем лучше у него получается донести знания до студентов. Но IT-технологии меняются слишком быстро, поэтому возможны две крайности:
  1. преподаватель читает вам то, что морально устарело, но вы всё прекрасно понимаете
  2. преподаватель рассказывает о новейших технологиях, но у вас остаются большие пробелы в понимании чего-либо (если вы не восполните их самостоятельно в книгах, на StackOverflow или MSDN — то так оно и останется).

Есть замечательные преподаватели, которые каждый год обновляют 30% своего учебно-методического материала, но на такие усилия готов не каждый.

Помимо дробления бакалавриата на академический и прикладной, сейчас также проходит обновление стандартов образования со второго поколения на 3 и 3+. В условиях такого количества изменений в преподавании — есть риск, что ближайшие 2-3 набора студентов будут подготовлены хуже, чем последующие. А значит — нужно прилагать больше личных усилий.

Выбирая ВУЗ и специальность желательно знать Кто и Что вам будет рассказывать. Перед окончательным выбором — узнавайте у текущих студентов, читайте студенческие группы VK.

Выбор специальности


Итак, вы решили получить высшее образование, стать программистом. И не просто программистом, а, например, именно Web-разработчиком, специализирующемся на frontend. Круто, что в 18 лет уже есть цель в жизни, но спешу расстроить. В нашем государстве есть такая штука как стандарты высшего образования и они куда более абстрактны, чем вам бы этого хотелось.

Полный список стандартов высшего образования можно посмотреть вот тут. Не по всем ещё есть стандарты поколения 3+, но до конца года будут. Рекомендую почитать эти скучные документы.

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС).


Специальность, дающая наилучшие условия для развития компетенций разработчика.

Вы изучите: технологии программирования на различных языках (обычно за 4 года вы познакомитесь с минимум тремя языками программирования — например: C++, C#, Lisp, или C++, Java, Python), разработка и основы администрирования реляционных и объектно-ориентированных БД, сетевые технологии, разработка приложений «клиент-сервер», «клиент — сервер приложений — сервер БД», параллельное программирование.

Обучение даёт понимание программирования в принципе, за пару месяцев вы способны изучить любой язык программирования и развиваться в нём; понимание как работает любая программа, как решить большинство вычислительных задач. После получения диплома из вас крепкий Junior, но как только вы разберётесь с конкретными задачами и инструментами в конкретной компании, багажа знаний будет достаточно, чтобы претендовать на Middle.

После опыта работы и хорошей магистратуры по этой специальности вы сможете не просто делать программы и информационные системы, но познакомитесь с принципами разработки высоконагруженных систем, управления командой, планирования разработки и сможете претендовать на Senior и Team Lead.

Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ).


Специальность близка к МОАИС, но ориентирована на вычислительные эксперименты и исследовательские задачи.
Иными словами, как программист вы будете в наилучшей форме, но вы будете почти бесполезны для решения практических бизнес-задач. Зато вы ценный кадр для R&D-департаментов, научных лабораторий и научно-исследовательских команд. Обучение по этой специальности в хорошем ВУЗе даёт возможность выбирать место работы по всему миру, работая известных компаниях. Уже изначально предполагается, что бакалавриат будет только первой ступенькой вашего образования.

Вполне реальная история: получив бакалавра в МГУ, поступить в магистратуру CalTech. Само собой, физика, алгебра и матанализ должны быть вашей страстью.

Информатика и вычислительная техника (ИВТ)


Специальность ориентирована на воспитание системных программистов, работающих «с железом». У вас будут навыки программирования роботов, систем реального времени и работы с паяльной лампой. С таким образованием разрабатывать скучные учётные системы и веб-приложения не захочется, но ваша дальнейшая карьера может начаться как инженера по видеонаблюдению в небольшом ЧОПе, так и в лаборатории робототехники крупного бренда (само собой после прохождения магистерской программы).



На мой взгляд с чисто программистскими специальностями всё. Ниже будет перечень специальностей, где тоже обучают программированию. Но если у специальностей сверху учебный план построен так, чтобы выпустился Программист, то у специальностей ниже — Специалист в чем-то с навыками программирования.

Не только программист


Программная инженерия


Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.

Прикладная информатика


Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.

Бизнес-информатика


Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.

Информационные системы и технологии


Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.

Математика и компьютерные науки


Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.

Информационная безопасность


Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.




Важно понимать, что всё зависит от конкретного учебного заведения. Это как стандарт HTML и его реализация на сайте провинциального салона красоты. Есть ВУЗы, где студенты всех специальностей ходят на одинаковые лекции. Есть ВУЗы, где МОАИС изучает Visual Basic и Pascal, пишет макросы в Excel, а базы данных изучает на примере Access. Если в вашем родном городе именно такой ВУЗ, то пора покупать билеты на поезд.

Выбор специальности при поступлении крайне важен, поскольку определяет дальнейшую карьеру и, может быть, всю жизнь. Это по сути первый самостоятельный выбор в жизни и ошибка будет измеряться годами. Поэтому рано «выдыхать» после ЕГЭ, самое время узнать как можно больше про ближайший университет, его студентов и преподавателей. Удачи.

P.S. Предлагаю хабрапользователям поделиться личным опытом: какая специальность в каком ВУЗе помогла вам стать таким замечательным разработчиком.
Развивать тему высшего образования для программистов дальше на Хабре?

Проголосовало 753 человека. Воздержалось 296 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (94)


  1. RPG18
    19.06.2015 16:07

    А мне балонская система понравилась. В моём вузе были выкинуты специализированные предметы которые не подходят под CS, SE. А в дальнейшем позволило поступить в магистратуру в СПБАУ.


    1. aur Автор
      19.06.2015 16:08

      Согласен, есть примеры отличной реализации бакалавриата. Но в большинстве ВУЗов пока всё очень печально.
      Пройдет несколько лет и ситуация сгладится, придут новые кадры с новым мышлением.


    1. roodz
      22.06.2015 02:58
      +1

      Балонская система. Выкинуты предметы. Выкинуты, Карл!


      1. artoym
        22.06.2015 07:59

        В магистратуру, Карл! В магистратуру!


  1. STFBEE
    19.06.2015 17:00
    +27

    Как я считаю, самое главное в IT — саморазвитие, а там уже и умения работы в команде сами появятся.

    На всякий случай оставлю это тут:
    image


    1. midday
      21.06.2015 01:52
      -4

      Слова вроде правильные сказали, но картинга — гавно.


  1. alexeykuzmin0
    19.06.2015 17:51

    Еще очень интересно, как дальше качаться — скажем, с Middle до Senior


    1. dudeonthehorse
      20.06.2015 15:39
      +9

      Работать


    1. KvanTTT
      21.06.2015 14:59

      Примерно то же самое, что и с Junior до Middle.
      Главное — получать опыт в реальных проектах. Также важно расширять кругозор с помощью чтения статей, книг по специальности, изучения фреймворков и алгоритмов (чтобы знать, что использовать в определенных ситуациях и не писать свой велосипед), разбора исходников хороших OpenSource проектов. Учиться абстрагировать, видеть систему в целом и хорошо понимать бизнес требования.


  1. cybrid
    19.06.2015 18:17
    +3

    Честно говоря, в статье какое-то очень радужное описание МОАИС. Реально в предыдущей версии стандарта было очень много предметов, бесполезных для программиста, — уравнения математической физики, функциональный анализ и т.д. Вообще на этом направлении много непрерывной математики, в то время как программисту больше нужна дискретная математика.


    1. cybrid
      19.06.2015 18:33
      +4

      И почему вы не включили в список направление «Прикладная математика и информатика»?


      1. aur Автор
        19.06.2015 18:50
        -5

        Мне кажется эта специальность слишком далека от направления IT, а входит в блок математического образования. Есть много специальностей вне обзора, например «Автоматизация технологических процессов и производств» — там тоже программируют, но всё это слишком узконаправленно


        1. cybrid
          19.06.2015 19:32
          +3

          Ну просто вы включили направление «Математика и компьютерные науки», оно явно еще дальше отстоит от программирования.


          1. aur Автор
            20.06.2015 09:58
            -3

            Обычно в ВУЗах, когда делят кафедры на факультеты — МКН попадает на факультет информатики, а ПМИ на физ-мат. Не знаю почему. Из МКН обычно делают академического Computer Science Engineer, а из ПМИ математика, который лихо программирует на функциональных языках и Matlab.


            1. BuranLcme
              20.06.2015 14:59
              +1

              Видимо с годами что-то изменилось, но большая часть моих коллег и друзей ПриМаты — в дипломе у них написано «прикладная математика и информатика». Факультеты и кафедры вполне программистские закончены.


    1. aur Автор
      19.06.2015 18:56
      -2

      Это может показаться бесполезным для программирования бизнес-процессов, веб-приложений и «клиент-сервер» платформ. Но есть и другое программирование, в области поиска решений и СППР, где это всё востребовано. В учебном плане ФИИТ таких «бесполнезных» по-вашему предметов еще больше.


      1. cybrid
        19.06.2015 19:35
        +3

        Можете рассказать хотя бы о паре приложений уравнений матфизики и подобных предметов в области IT? Мне действительно интересно было бы это узнать, если это не голословное утверждение.
        Насколько я знаю, в области поиска решений и СППР применяются теория вероятностей, дискретная математика, но никак не те дисциплины.


        1. aur Автор
          20.06.2015 09:49

          Это не столько IT, сколько R&D. Преобразование Фурье, с которого и начался функциональный анализ, широко используется во многих областях исследований. Например, спектральный анализ временных рядов. Это один из статистических методов анализа данных. Статистические методы — один из инструментов СППР.
          Возможно, коллеги, работающие в этом направлении, приведут более детальные примеры.
          Да, это мало кому действительно нужно на практике, но если у вас всё получается с этими предметами — вы понимаете, что хотите развиваться в R&D.


        1. kenoma
          20.06.2015 13:39
          +2

          Будете заниматься машинным обучением или смежными задачами — пожалеете, что у вас было мало непрерывной математики.


          1. barmaley_exe
            20.06.2015 14:16
            +3

            А где там функциональный анализ или уравнения мат. физики применяются? Я там даже обычных дифуров толком не видел.


            1. kenoma
              20.06.2015 14:37

              Уравнения в частных производных можно увидеть в методе обратного распространения ошибки.

              На мой взгляд основная задача в машинном обучении это оптимизация некоей целевой функции в многомерном пространстве. И эти целевые функции практически всегда непрерывные, будь то нейронная сеть, логистическая регрессия или нечеткая система. Безусловно, вы всегда можете полагаться на готовые библиотечные решения и на численные методы. Однако если вы вплотную занимаетесь задачами машинного обучения, то наверняка вам доводилось реализовывать системы для которых доступно только формальное описание из публикаций. Разбираться во всем этом не имея какого-никакого базиса по части непрерывной математики сложновато, как мне кажется.

              Что касается функана и мат.физики в машинном обучении, то мне кажется, что Фурье и вейвлет преобразования используются довольно таки часто. Причем не только в сфере обработке сигналов, но в обработке изображений.


              1. barmaley_exe
                20.06.2015 15:00
                +3

                Что? Где в backprop'е какие-нибудь дифуры? Обычный chain rule с первого курса.

                Я не утверждал, что знание непрерывной математики не нужно, тред начался с 2 конкретных предметов. Функциональный анализ, например, изучает бесконечномерные функциональные пространства — на произвольный вектор у нас даже памяти не хватит.

                Картинки — те же сигналы, только не во временном домене, а в пространственном. Мне кажется, что Фурье-теорию можно изучить и без обобщенных функций, Соболевских пространств, уравнений Фредгольма или решений задачи Дирихле для уравнения Пуассона.


                1. kenoma
                  20.06.2015 17:44
                  +1

                  Если поискать, то можно найти «какие-нибудь дифуры» в backprop'e (или еще). Если поглубже копнуть, то можно найти интересные подходы обучения систем с помощью Рунге-Кутты.

                  Говоря в общем и целом, я считаю, что образование должно формировать кругозор человека, а не ограничиваться только развитием полезных для работодателя навыков. Кругозор нужен для того, чтобы при решении каких-то сложных и нетривиальных проблем вы могли бы использовать как можно больше структурированных знаний.


                  1. barmaley_exe
                    20.06.2015 18:28
                    +2

                    можно найти «какие-нибудь дифуры» в backprop'e
                    Там нейросети используются для решения PDE, а не дифуры возникают в процессе обучения нейросетей.
                    Я верю в то, что при желании хоть спиновые стёкла из статистической физики или алгебраическую геометрию можно приплести к изучению этой области, но это же research, а не то, что каждый должен знать.

                    образование должно формировать кругозор человека, а не ограничиваться только развитием полезных для работодателя навыков
                    Это всё здорово, вот только ограниченность ресурсов (время, деньги) никак не учитывает. У студента конечное количество времени, которое он(а) хочет тратить не только на обучение, но и на другие приятные занятия вроде еды и развлечений. У университета, в свою очередь, конечное количество денег, которое можно потратить на зарплаты преподавателям.
                    Было бы здорово дать студенту не только полезных навыков, но и сформировать его / её кругозор, рассказав хотя бы одну пятую программы Вербицкого, а ещё всю современную физику, химию, историю, литературу, право, экономику. Вот только зачем? На это уйдёт уйма времени с незначительным выхлопом.


                    1. kenoma
                      20.06.2015 18:46

                      По второй и третьей ссылке как раз таки для обучения.

                      Насчет образовательной программы — сумеете разобраться в спиновых стеклах и алгебраической геометрии без соответствующего образования? Придет ли вам в голову, что в вашем проекте идеально подойдет подход, описанный в малопонятной статье? А так, да, некоторых людей можно было и не учить считать\читать, они бы нашли себе занятия поинтереснее.


                      1. barmaley_exe
                        20.06.2015 18:52
                        +1

                        Как часто средний выпускник специальности «математическое обеспечение и администрирование информационных систем» будет ковыряться в малопонятных статьях? Мне кажется, Вы путаете разработчика и «исследователя».

                        Не вижу проблемы в том, чтобы разобраться в чём угодно, имея на руках учебник, сборник задач и доступ к интернету.


                        1. kenoma
                          20.06.2015 20:02

                          За всех не говорю, сужу лишь только по тем, кто занимается машинным обучением — в этой области сложно представить сферического разработчика в вакууме без зачатков исследователя. Собственно, с чего мы и начали.

                          Думаю, мы достаточно хорошо поняли позицию друг друга, чтобы развивать этот вопрос дальше.


                          1. barmaley_exe
                            20.06.2015 20:57
                            +2

                            Машинное обучение — понятие растяжимое. Есть исследовательская составляющая, куда, вообще говоря, без PhD не войти, а есть прикладная. В последней обширных теоретических знаний не требуется, а больше важен сам процесс: достать данные, принести их в другое место, почистить (заполнить пропуски, например), обучить модельку и интегрировать с остальным кодом.
                            Да и модели там зачастую простые и стандартные. Какая-нибудь логистическая регрессия, например. И я бы сказал, что в этом случае машинное обучение есть лишь инструмент в руках человека, занимающегося Data Science.

                            Как правило, компаниям не нужен Machine Learning специалист, им нужен Data Scientist — тот, кто извлечёт смысл из данных, а не будет целыми днями крутить формулы так и сяк ради выигрыша в пятом знаке точности ценой двукратного роста затрачиваемого времени. Позволить себе Machine Learning отдел (например, FAIR или DeepMind) могут большие компании, которые могут инвестировать в research.


            1. ignat99
              20.06.2015 18:59

              Пока не применяют. Но, возможно, скоро начнут использовать непрерывную логику. Не уверен что это устоявшийся термин. Но идея в том что логика не дискретна (нет конечного набора, как то да/нет или да/нет/незнаю), а есть непрерывное гладкое отображение. Об использовании такой логики — это идея бывшего заведующего нашей лабораторией — Олега Голубева (Многим известный, как переводчик Омара Хайяма на русский язык).


              1. barmaley_exe
                20.06.2015 19:08
                +2

                Отображение откуда куда? Чем такой поход отличается от нечёткой логики, которая некоторыми считается [байесовской] теорией вероятности «для бедных»?

                Тем не менее, где там и для чего использовать уравнения в частных производных или бесконечномерные функциональные пространства?


                1. ignat99
                  20.06.2015 19:32

                  Уравнения в частных производных используются для описания физических процессов (модели среды). Отображения делаются из одной логики в другую.

                  Например: Я сам лично видел движение электрона в затворе. Или: мой преподаватель нарисовал на доске мелом движение электрона в затворе. Или: Группа неизвестных мне лиц опубликовала на одном американском сайте, принадлежащем официальной правительственной научной организации, что лимитом подвижности скорость движения электрона в затворе можно считать лимит подвижности поверхностной акустической по природе волны с круговой поляризацией и без учёта дополнительных дисперсионных волн другой физической природы.


            1. Sayonji
              21.06.2015 06:14
              +1

              Посмотрите kernel svn — один из самых базовых методов классификации. Там используется гильбертово пространство, бесконечномерное. Само собой для использования либы этого знать не нужно, но это ответ на вопрос «где там функан». Там же kernel pca.


              1. barmaley_exe
                21.06.2015 09:36
                +2

                Бросьте, все эти ядерные методы не требуют ни капли функционального анализа. Представить себе бесконечномерное векторное пространство со скалярным произведением можно, зная лишь конечномерную линейную алгебру.


  1. potan
    19.06.2015 18:19
    +1

    «Три языка» стоит выбрать такие, что бы они существенно отличались друг от друга. В приведенных Вами тройках из остальных чем-то выделяется только Lisp.


    1. aur Автор
      19.06.2015 18:52

      Редко студент может их выбирать. Каждый ВУЗ сам решает на каких технологиях строить образовательный процесс. Где-то Lisp, а где-то VIsual Basic. Поэтому важно перед поступлением заранее узнать насколько разносторонними будут инструменты.


  1. craimez
    19.06.2015 18:28
    +1

    Как раз заканчиваю обучение на МОАИС (или как я привык сокращать — МО). бакалавр.
    В целос верно, у нас в вузе это самая, так сказать, программистская специальность.
    Отличие от специалистов в основном в паре убранных предметов и сокращении чвсов обучение (а скажем на Базы данных часы даже уыеличили). По семестрам — у них был на один семестр больше.
    Обучением доволен (окромя пары преподов, которые толком ничего не дали). Если есть вопросы, могу ответить :)


    1. craimez
      19.06.2015 19:54
      +2

      Пришел домой, могу подробнее описать, что у нас было на МО.
      1) Программирование.
      Собственно, на первом курсе был такой предмет. Где мы изучали С++, основные понятия, указатели и простейшие понятия про ООП.
      Потом были такие предметы, как:
      — функциональное и логическое программирование. Prolog, Lisp, Haskell. Но упор был больше на пролог.
      — ООП
      Принципы ООП, паттерны.
      — ассемблер
      Основные принципы, простейшие программы.
      Потом программированию нас не учили, но оно всегда было нужно.
      Вначале все писали на С++, потом перешли на C#. Так как для большинства задач это было гораздо проще (не считая тех моментов, где мы изучали openMP)
      2) Базы данных. На предмет дали больше часов, чем было у специалистов. Теория и практика.
      3) Операционные системы. Основы, блокировки, семафоры и прочее, что касается основ параллельного программирования.
      4) Параллельное программирование. OpenMP, MPI.
      5) Алгоритмы и структуры данных, компьютерная обработка экспериментальных данных, прикладные пакеты программ, компьютерное моделирование. Одним словом, работа с данными.
      6) Человеко-машинный интерфейс. Теория по проектирования интерфейсов. Ну и практика, собственно.
      7) Системы реального времени, нейроинформатика. Тут нам особо не повезло. Так как препод попался дурацкий. Ничего не дать не смогла толком.
      8) Комьютерная графика, интерактивные графические системы. Начиная от понятия проецирования, кончая реализацией моделей освещения и отображения трехмерных поверхностей. Все вручную, без библиотек. (ну и курсовая — то же, но с OpenGL)
      9) Архитектура вычислительных систем. Много-много теории. Практика сводилась к написанию простейших приложений работы с сетью, плюс клиент-серверное приложение. И веб-приложение.
      10) Администрирование информационных систем. Базы данных на примере Oracle, VPN, Proxy, DNS, FTP, WEB-server. Инсталляция, настройка, администрирование. Все показывать на примере, объяснять.
      11) Математика. Начиная с основ мат-анализа, линейной алгебры (дальше применяется в КГ), кончая всякими там уравнениями математической физики и прочей «жутью».
      12) Математическая логика. Отличный был препод. Все знали матлогику. Дали ее хорошо :)
      13) Теория формальных языков. Регулярные языки, конечные автоматы. Ну и как продолжение — методы построения трансляторов.
      14) Распознавание образов. Теория, классификаторы, машинное обучение.
      Ну это так, основное. Была там еще и схемотехника, цифровые устройства и микропроцессоры и много всякого. Философия, история, право (кстати было и правовые основы в области ПО), экономика, бжд — это все тоже было.


      1. AxVPast
        20.06.2015 15:14

        Практика показывает, что еще очень полезные
        — Теория вероятности и математическая статистика
        — Бухгалтерский учет и аудит


      1. ArXen42
        04.07.2015 00:42

        Собираюсь (теперь собираюсь, была еще фундаментальная информатика и комп. науки, отметаем) поступать в СПБПУ (Политех в С-Пб) на это направление. На сайте кафедры отрыл только такой учебный план — правда без указания направления (впрочем, у соседней кафедры его вообще нет на сайте). Хоть и довольно интересен, но схемотехники и всего такого не увидел. Может это только общий для разных направлений, хотя как-то странно. VB.Net на первом курсе приколол, надеюсь это не отражает качество подготовки на кафедре (.Net моя любимая платформа, но выбор именно VB довольно странен). Все самые интересные ништяки, как я смотрю, — в магистратуре)
        Есть еще МОАИС на матмехе в СПБГУ, но там мне уже баллов не хватит наверное, тем более когда подавал о нем как о самом интересном и прикладном направлении не знал. Да и политех как-то больше нравится, да. А вы где заканчиваете?


  1. kolayuk
    19.06.2015 18:32
    +2

    Просто оставлю это здесь m.siliconrus.com/2015/06/it-sad


  1. pragmat
    19.06.2015 19:08
    +9

    Немножко интересных фактов из моей учебы (учился на «прикладной информатике (в менеджменте)» в одном из вузов Ростова-на-Дону):

    • одногруппницы-отличницы (в итоге закончившие с красными дипломами) на третьем курсе не знали чем открыть файл .pdf;
    • преподавательница по «современным мультимедийным системам» (жена декана, между прочим) читала курс по учебнику начала нулевых, с еще не устоявшейся переводной айтишной терминологией и вышедшими из обихода устройствами;
    • на курсе «компьютерная графика (в менеджменте)» нам давали автокад, а на экзамен нужно было принести 6 чертежей выполненных в этом самом автокаде и 6 чертежей выполненных вручную;
    • многие педагоги читали совсем не то, что должно быть согласно наименованию курса (или не имели никакого представления о том, что необходимо читать, или просто ленились переделывать и адаптировать курс).
    По сути нам нормально и качественно прочитали только несколько разделов математики и Си. Стоит ли говорить, что по специальности никто из выпустившихся не работает.


  1. vaniaPooh
    19.06.2015 19:09
    +4

    Если вы живете в Питере, то ответ на вопрос из заголовка статьи в 3 предложения такой:

    1. СПбГУ МатМех
    2. ИТМО ФИТП
    3. Политех ФТК

    С этих 3 факультетов у вас есть большие шансы попасть на работу стажером в известные компании, такие как Яндекс, ВКонтакте, Jetbrains и т.п Быть может есть и другие факультеты.


    1. RPG18
      19.06.2015 19:22
      +3

      Попасть в Яндекс и Jetbrains можно не только с этих вузов. Более интересный вопрос: имеет ли смысл идти в Яндекс, Jetbrains? :)


      1. metanol
        20.06.2015 07:49
        +3

        Как начало карьеры и строчка в резюме помогающая в том числе завести трактор — почему нет?


        1. RPG18
          20.06.2015 22:31
          +2

          Как начало карьеры все подойдет. Нужно понимать, что в крупных компаниях ты винтик в крупном механизме. Например есть вакансия разработчика Яндекс.Браузера, вот как и куда можно развиватся?

          А в небольших компаниях чуточку больше свободы, можно идти в менеджеры, аналитики, архитекторы и т.д. Небольшие команды способствуют тому, что становишся и швец, и жнец, и на дуде игрец, что дает некоторую свободу в выборе другого направления или места работы.


          1. Simplevolk
            20.06.2015 23:35

            Тут все очень интересно. Я вот, начинал работать в одной крупной оборонной конторе (Питер), получил массу полезного опыта с большими системами, но… бюрократия была жутчайшая. И ты реально винтик там.

            С другой стороны, коллега работал в небольшой компании- его плюсы- многое писал с нуля сам.

            В маленькиех\средних фирмах есть возможность позаниматься всем-так как кадров не так много. В большой же фирме ты можешь годами работать над одним направлением и стать в нем мастером (при этом не работая в других направлениях).

            И неясно что лучше- большая или маленькая\средняя компания с точки зрения развития.


      1. barmaley_exe
        20.06.2015 14:19

        А где ещё предлагаете в течение учебного года стажироваться?


    1. Chillintano
      19.06.2015 21:22
      -1

      Очень неплох факультет ПМ-ПУ СПбГУ. Особенно если повезет с преподавателями.


      1. Nucleotide
        20.06.2015 14:37
        +2

        Как выпускник ПМ-ПУ я протестую.

        Для наглядности:
        Курс «Программирование на Java», или как-то так. Один семестр.
        Задание на оценку «отлично» на экзамене: «напишите программу, которая инвертирует строку».

        Еще: Препод тыкает в HTML-странице по картинке правым кликом, открывается конечно, меню для работы с картинкой («сохранить» и прочее). А ему надо исходный код страницы посмотреть.
        — Тут нет кнопки «посмотреть код»! Что вы сделали? Вы неправильно сделали все, переделайте нормально!

        — Хотя да, были и обратные примеры, должен я заметить, справедливости ради. Когда «везло».


        1. AEinsam
          20.06.2015 15:14

          Как студент данного факультета в целом соглашусь, что такие преподаватели часто попадаются. Но мне на удивление повезло и большинство преподавателей по таким практическим вещам как «Основы программирования» или «Базы данных» были адекватные и могли дать знания, если ты этого конечно же хотел. А вот другим группам часто везло не так сильно и целый семестр они могли рисовать формочки в C++ Builder(условно, точное ПО не помню).

          По-моему мнению в университет стоит идти ради фундаментальной базы, а в IT плане(с точки зрения практики) развиваться самому, либо через что-нибудь типа Computer Science Center, который даст знания более структурировано.


        1. devpony
          20.06.2015 19:15
          -1

          Как студент ПМ-ПУ я протестую.

          По моему опыту, наоборот «повезти» должно чтобы попался не разбирающийся в предмете преподаватель. В конце концов, можно конкретные фамилии?

          Диффуры, матан и алгебру у нас читают именитые преподаватели с активной научной деятельностью и множеством публикаций, некоторые даже с мировым именем.н Программирование было лишь на первом курсе и дало все необходимые знания, чтобы продолжить обучение самостоятельно. А с описанными вами случаями ни я, ни мои знакомые и друзья никогда не сталкивались.


          1. Nucleotide
            20.06.2015 19:36

            Диффуры, матан и алгебру у нас читают именитые преподаватели с активной научной деятельностью и множеством публикаций

            А кто с этим спорит?

            Но с прогрммированием — беда.

            Название статьи, напомню, «куда пойти учиться на программиста».


    1. barmaley_exe
      20.06.2015 14:18

      СПбАУ выглядит куда интереснее, но их бакалавриат пока очень молодой.


    1. stepanp
      20.06.2015 15:48
      -3

      В ИТМО ФИТП ни в коем случае не идите


      1. barmaley_exe
        20.06.2015 16:26

        А вы там учитесь / учились? Поясните, почему не стоит туда идти. Иначе пользы от вашего комментария мало.


        1. stepanp
          20.06.2015 17:00
          -3

          Ну почему мало, можете мне не поверить и потерять 4-6 лет жизни


          1. barmaley_exe
            20.06.2015 17:04

            Мало потому что неясно, с какой позиции и на каких основаниях вы делаете такие утверждения. Может, вам булочки в местном кафе не понравились.

            Не говоря уже о том, что глупо предполагать стационарность, пусть даже когда речь идёт о такой неповоротливой штуке как российская система образования. Ваш опыт, полученный, допустим, 5 лет тому назад может оказаться совершенно нерелевантен реалиям сегодняшнего дня.


            1. stepanp
              20.06.2015 17:11
              -3

              Булочки местном в кафе как раз таки неплохие


    1. LeoMat
      22.06.2015 07:14

      А также ЛЭТИ — ФКТИ.


  1. Wedmer
    19.06.2015 21:20
    +2

    У меня вышло так, что разработка ПО было хобби еще со школы. В профильный вуз не поступил (меньше надо было спать на вступительном экзамене), поступил и отучился в колледже на педагога в области режиссуры и сценического искусства (Диплом как ни странно сдавал по ИТшной тематике). Потом с дуру поступил в педагогический вуз. Сильно промахнулся с направлением (чисто по преподавательскому составу). Ушел во время осенней пересдачи, где меня тупо сыпали по одному предмету, по которому преподаватель без конспекта сам ничего не знал и давил всех, кто это понимал. Еще учась в инсте пошел работать юниксовым админом, потом универсальным админом, а потом пришлось превратить хобби в основную позицию на той же работе. Так что лично мне больше помогло наличие свободного времени для развития своих навыков.

    И картинка в этом комментарии вполне соответствует действительности и для вузов.

    Если есть на чем строить, ВУЗ может помочь тебе самому себя выстроить, если не на чем, то развития не будет.


    1. kolayuk
      19.06.2015 22:21
      +1

      Интересно. Расскажу свою историю тоже, она чем то похожа на вашу.
      После 11 класса по настоянию родителей и старшего брата, который работает в строительной сфере поступил в хороший ВУЗ на специальность промышленное и гражданское строительство, одновременно у меня появился первый смартфон (Symbian) под который я начал пытаться программировать.

      Сначала на первом курсе на Python (была такая штука PyS60), успешно совмещая это с учебой, потом на втором курсе C++, совмещая уже не так успешно, но кое-как сдавая сессии. На 3 курсе на Symbian вышла поддержка Qt и я начал изучать его, параллельно начав продавать свои поделки в магазине приложений. В итоге к середине 3 курса я неплохо программировал, получал неплохой доход, но забросил учебу (часто даже не ездил на пары чтобы попрограммировать).

      В итоге когда на 3 пересдаче курсовика по архитектуре зданий и сооружений зав. кафедрой заявила что мой курсовик полный бред, я понял, что даже если и закончу этот ВУЗ, то устроюсь работать программистом и забрал документы.
      После чего поступил в колледж (мать настояла мол один ВУЗ бросил уже...), на специальность «Программирование в компьютерных системах», здесь в связи с меньшей загрузкой успешно удавалось совмещать свои проекты и учебу.

      К моменту выпуска (год назад) симбиан окончательно загнулся, потыкав Android и iOS, я понял что там без маркетинга делать нечего, но зато я без проблем устроился на работу Qt программистом и сейчас учусь на заочке в ВУЗе по специальности «Информационные системы и технологии» (хотел на программную инженерию, но не было на заочке).


  1. frol
    20.06.2015 01:49
    +4

    Добавлю свои пять копеек про Украину. (Во все мыслимые и немыслимые учебные программы я не вникал, так как на бумаге много чего пишут, а на деле… ну вы знаете, поэтому предоставляю просто сухие факты.)

    Закончил я Харьковский Национальный Университет Радиоэлектроники (ХНУРЭ), кафедра Безопасность Информационных Технологий (БИТ), специальность Безопасность Информационных и Коммуникационных Систем (БИКС) два года назад (включая магистратуру).

    Так сложилось, что программированием я увлёкся ещё в 5 классе, а в школе у меня был отличный учитель информатики и местное «сообщество» таких же школьников-маньяков-программистов. Не вдаваясь в подробности всех олимпиад, скажу сразу, в 11 классе я чётко понимал, что учить программирование в ВУЗе — бесперспективняк, более вероятным сценарием было то, что я сам буду обучать и сокурсников, и «преподавателя» (ой, снимите с меня корону). Нет, конечно, я не бог программирования и код у меня сам не пишется, но если читают метериал для уровня «среднего по больнице», то мне это никак не подходило. Поэтому я решил идти на прикладные специальности, так я и выбрал Безопасность, где я действительно узнал много полезного по ОС, сетям, криптографии и связанными с ней вещам, конечно.

    В целом, моя рекомендация тем, кто на момент 11 класса уже умеет неплохо программировать, — не идите не «чисто программистскую» специальность, вы скорее всего сможете выучить интересующие вас технологии и языки сами за выходные и не будете вынуждеты учить те, что вам не нравятся (PHP, Java, MS Access,… — это мой список, не обессудьте).

    Кстати о магистратуре — вот это на самом деле был самый малопродуктивный год в моём обучении. Да, я написал диплом и даже таки честно им занимался весь год, но вот учёбы этот год практически не было, а значит я варился в собственном соку (не считая общения с буквально парой-тройкой людей, которые были в теме моего диплома).


  1. AxVPast
    20.06.2015 15:20
    -1

    Высказывание что «высшее образование в области программирования» — не обязательно не вреное.
    Многие стОящие (иностранные) работодатели просто требуют наличие профильного диплома. И если его нет, то просто не берут на работу будь ты хоть Дейкстрой.
    Хотите получать вдвое меньщую зарплату — не парьтесь с вышкой.
    Хотите получать вдвое меньщую зарплату — не парьтесь с изучением английского.
    Выпоолнившие оба правила — не надейтесь на зп выше 1к.


    1. Kroid
      20.06.2015 15:43
      +4

      А действительно ли это стОящие работодатели? И что вы подразумеваете под этим словом? В свое время мои родственники настаивали на том, чтобы я получил корочку, чтобы мог устроиться в госконтору. «Стоящая работа», — говорили они, «Перекладываешь бумажки, болеешь, а зарплата капает, причем выше средней по рынку».

      Не могу представить, чтобы в каком-нибудь интересном стартапе сказали что-то вроде такого — «у тебя хороший профиль на гитхабе, да и кажешься вменяемым, но нет корочки, так что иди-ка гуляй отсюда».


      1. AxVPast
        20.06.2015 21:31
        -2

        Поясню художественно (пример будет яркий и равнодушных к нему не будет).
        Вы — самый сильный воин вашего племени из 300 человек (включая детей и стариков)
        Вы — самый сильный воин даже для соседнего племени так как в прошлой войне отняли АК-47 у самого сильного воина соседней деревни и даже прошли тренировку стрельбы из него, из 20 доставшихся патронов выстрелили 2.
        Вы взираете с презрением в небо и говорите, что Вы самый удачливый воин и весь мир у Ваших ног.

        В этом самом небе очень маленькой точкой висит «Звездный разрушитель».
        Штат звездного разрушителя 5000 воинов не считая обслуживающий персонал.
        Каждый день, каждый воин отстреливает минимум 1 обойму из бластера и тренирован вести войну в любых условиях, включая вакуум.
        Также там есть звено из 20 пилотов истребителей, которые легко сносят другие вражестие корабли.
        Всем этим командует командир Звездного разрушителя.

        Каждый сильный воин племени мнит, что он равен не менее чем командиру Звездного разрушителя, так как оба они самые удачливые войны в их комьюнити.

        Многократно сталкивался с подобной ситуации при аттестации специалистов. Он «самый сильный воин» у себя, но почему-то отказывается проходить аттестацию на английском, и валится на простом вопросе по SDLC или чем TCP отличается от UDP. Это при том, что все вокруг тебя просто говорят только по английски, имеют море письменной документации 100% покрытие кода тестами, а через продакшин кластера, в день, проезжает несколько железнодорозных составов, груженых вожделенными зелеными бумажками.

        Теперь про стартапы:
        — Кто в стартапе будет полезнее «самый сильный воин своего племени»
        ити
        — Хотя бы пилот истребителя + 1 кпитан из пехоты?

        СтОяшие работодатели это как раз такие, которые могут тебя ввести в комьюнити из 5000+ (кстати не аусторс, а именно столько программеров там может быть) программеров с программой обучения и столетней (иногда и 200 летней) историей самой компании.


        1. ignat99
          20.06.2015 22:25
          +1

          Зависит от сильного война. За настоящего вождя без страха и упрёка и звена истребителей беспилотников из Америки не жалко :-) IMHO

          Кстати на весь карнавальный Питер, таких человек 2, которые улыбаются опасности и вообще не дрогнули. IMHO


          1. AxVPast
            21.06.2015 15:20

            Большинство ситхов прошли курс обучения в академии джедаев :). Вообще любое обучение это шикарные стероиды чтобы быстро растить «монстров», некоторые, конечно, могут вырасти и сами, но им для этого потребуется больше времени. Разница как между травой, которая проросла через асфальт и поливным газомном рядом.


        1. Kroid
          20.06.2015 23:09

          У вас получилась захватывающая аналогия, но мне кажется, она абсолютно не верна, в том смысле, что это зеркальное отражение того, о чем я писал.

          Смотрите, у нас есть институт. Если это не Хогвартс Оксфорд или другое заведение подобного уровня (даже не мирового пусть будет, а хотя бы на уровне лучших в своей стране), то его сертификаты немногого стоят — где-то на уровне признания племенем силы своего воина, если использовать ваш прошлый комментарий.

          С другой стороны, у нас есть интернет — место общения и торговли для всего мира. Там много идиотов всех мастей, но и лучшие из лучших общаются там — пишут статьи и книги, мировые институты проводят курсы и т.д. Чего только стоит stackoverflow — заблокировать его в России и уже на следующий день наступит хаос.

          И если у нас есть развилка, куда пойти — в мировое средоточие знаний или в деревенскую библиотеку — ответ очевиден. Только поймите меня правильно, я говорю про основную массу программистов, всех тех, кто будет писать приложения и сайты, разрабатывать фреймворки и компиляторы. Ученые — совсем другой случай и про них я не буду говорить ничего, так как никогда не вникал в то, как там всё устроено. Единственное что — я часто слышал, что у них дофига бюрократии и формальностей, и скорее всего автодидакта сообщество просто не примет.


          1. AxVPast
            21.06.2015 15:12

            Институты хоть и деградировали но не настолько, чтобы быть вообще бесполезными. Хороший пример:
            habrahabr.ru/post/260713/?reply_to=8470291#comment_8469119
            Корочка + английский + то, чему там учат хороший способ открыть очень многие двери. В идеале вобще поступать в Польский/Немецкий или Британский Вуз. Вопрос только в финансовых возможностях.

            >С другой стороны, у нас есть интернет
            Некоторые вещи можно понять только увидив их вживую. «самый сильный воин» никогда не будет читать статью в интернете «как победить дроида в условиях вакуума» и уж точно у него не будет лабораторки на эту тему. И даже если будет читать — ничего там не поймет. Более того, практика отсылать джуниоров на onSite крайне полезная, так как позволяет вживую посмотреть как строятся процессы разработки в матёрых компаниях — «через интерент» это не работает.
            Интернет не заменит хороший ВУЗ и стОящего работодателя после этого ВУЗа.

            >Единственное что — я часто слышал, что у них дофига бюрократии и формальностей
            Совершенно верно, без бюрократии и формальностей: сделал баг в программе — тебя запечатывают в бочку с цементом и бросают в реку :) Ведь не хочется такого — верно? Значит Вы никогда не видели правильной бюрократии и формальностей которые позволяют спастись в столь неприятной ситуации. Можете начинать искать ответ на этот вопрос через интернет, я даже подскажу это проекты масштаба L20 или E100 :).


    1. Firfi
      20.06.2015 16:48
      +2

      Всё верно, но дело часто не в работодателях, а в миграционном законодательстве. Во многих случаях работодатель взять рад, но ему не разрешают, потому что без профильного диплома ты не считаешься официальным специалистом.


  1. Kroid
    20.06.2015 16:04
    +4

    Когда говорят о высшем образовании, часто смешивают две разные мысли: наличие знаний и наличие корочки.

    Корочка нужна в основном для «оффициальных» нужд — работать на государство, получить визу в другую страну, etc.

    Со знанием тоже не все так просто. Основной ответ людей, которые считают, что институт — это хорошо, когда им говорят про устаревшие знания или плохих преподавателей — «Это не школа. Тут учат учиться». В итоге идиот не станет крутым программистом, просто окончив институт. Нужно стремиться и всё такое. Только вот если ты стремишься, то тратить время на ролевые игры в «студент-преподаватель-зачетка» вместо чтения, к примеру, документации, кажется идиотизмом. С другой стороны, некоторые мои знакомые с восторгом говорят о своих преподавателях по некоторым предметам.


  1. R0ckwi11
    20.06.2015 16:28
    +4

    >Куда пойти учиться на программиста
    На работу


    1. barmaley_exe
      20.06.2015 17:06
      -2

      А работодатели хотят сферического выпускника школы в вакууме обучать, тратя на него уйму денег? Кажется, перед работой в любом случае придётся немало поучиться где-нибудь в другом месте.


      1. hMartin
        20.06.2015 19:28
        +2

        Сам обучится, если не хочет всю жизнь джуниорить.


        1. barmaley_exe
          20.06.2015 21:44
          +1

          С каких пор в джуниоры всех подряд берут? Топик адресован школьникам и абитуриентам — вряд ли кого-нибудь из них прямо сейчас возьмут на работу кроме как кофе носить.

          Я не утверждаю, что обязательно сидеть в вузе 4-6 лет (более того, я считаю иначе), однако утверждать, что идти учиться на программиста школьнику нужно на работу, неправильно. Никому средний школьник не нужен. В любом случае придётся сперва чему-то научиться самому дома, а потом уже подаваться в те же джуниоры. И вот такой совет, имхо, и должен был быть написан в комментарии R0ckwi11


          1. R0ckwi11
            21.06.2015 03:26
            -1

            >однако утверждать, что идти учиться на программиста школьнику нужно на работу, неправильно
            как безапеляционно однако. Программирование — это не теоретическая дисциплина, и learn by doing на простых, но реальных задачах с добавленной стоимостью, работает в случае прикладного программирования (а-ля «дернул за веревочку — выпал банан») намного лучше, чем клепание дома хелоу-ворлдов и абстрактных прокси фабрик фасолин
            >Никому средний школьник не нужен
            Средненькие люди, давайте будем откровенны, вообще мало кому нужны
            >В любом случае придётся сперва чему-то научиться самому дома
            Быстрее чем за месяц можно получить достаточно знаний, чтобы попасть на стажировку хоть куда-нибудь
            >И вот такой совет, имхо, и должен был быть написан
            Дышите спокойнее, прошу Вас, никто Вам тут ничего не должен


            1. barmaley_exe
              21.06.2015 09:46
              +1

              Средненькие люди, давайте будем откровенны, вообще мало кому нужны
              Не знаю никого, кто бы сразу родился звездой программирования. Все когда-то были такими средненькими людьми. В моём представлении, если человек нашёл этот пост, он именно таким и является.

              Быстрее чем за месяц можно получить достаточно знаний, чтобы попасть на стажировку хоть куда-нибудь
              В вашем исходном комментарии об этом ни слова.

              Дышите спокойнее, прошу Вас, никто Вам тут ничего не должен
              Безусловно. Однако, Ваш совет для целевой аудитории данного поста без дальнейшего пояснения бесполезен, на что я и обратил внимание.


  1. ignat99
    20.06.2015 18:42

    Программист работает с вычислительными системами. Вот знание о ЭВМ и необходимо. Глубокое знание фундаментальных прикладных предметов — технологии производства интегральных схем, особенности архитектуры САПР, процесса проектирования, различных языков программирования от Пролога до машинных кодов отдельных ядер микропроцессоров даёт гарантию актуальности ваших профессиональных знаний на 10 — 20 лет. Это просто моё частное мнение, в МИЭТ лет 20 назад можно было получить эти знания.


  1. Shablonarium
    20.06.2015 19:51
    +2

    А что, реально где-то есть прикладной бакалавриат на разработчика .Net?


  1. brewerof
    21.06.2015 14:08
    +2

    Программная инженерия

    Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.


    Автор, ну не надо писать ахинею и вводить детей и прочих абитуриентов в заблуждение.


    1. aur Автор
      22.06.2015 11:11
      +1

      Предложите своё описание специальности. В стандарте четко написано, что помимо технологий программирования и архитектуры ПО, студентам дается управление требованиями, метрология, управление групповой работой, экономика фирмы.
      Это затачивает специалиста на менеджмент ИТ-проектов от этапа коммерческого предложения (или устава проекта) до введения в эксплуатацию.
      И никто новичка без опыта ничем управлять не пустит и первые годы придется банально писать код, пока не разберешься на практике как делают проекты. В лучшем случае — дадут писать ТЗ под присмотром


  1. Voley
    22.06.2015 07:25

    Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи.


    Магистр то же самое. Создается впечатление, что автор скорее какой-нибудь препод или представитель университета, чем айтишник.
    Есть люди которые к 5 курсу уже миддлы, а есть кто и через 5 лет после окончания джуниор.

    Лично я бы всем советовал после бакалавра забить на обучение и обучаться уже собственно той технологии что вы выбрали на работе. Всем всё равно, бакалавр вы, специалист или магистр. Однако есть космическая разница между бакалавром с 2 годами опыта, и магистром без опыта, сами понимаете что не в пользу магистра.

    Важны ваши знания, опыт. Факт наличия вышки одинаков во всех трех случаях. А опыта и знаний вы наберетесь за два месяца на работе больше, чем за год в институте.


    1. aur Автор
      22.06.2015 11:28

      Да, есть люди, которые уже на 3 курсе открывают свои фирмы и аутсорсят IT кому-нибудь. Видел таких, они молодцы. Есть те, кто поступают, уже работая на полставки. Тоже молодцы, когда умудряются совмещать.

      Давайте говорить про 80% студентов обычного ВУЗа, которые не имеют таких амбиций в силу комплексов или сложного доступа к возможностям. Их опыт ограничивается базами практики и ремонтом техники студенток филфака. Это — люди, которые после окончания ВУЗа (бакалавром или магистром) закономерно начинают с нуля и первые 2-3 года учатся работать. Но! После получения практического опыта они нередко растут профессионально быстрее чем те, кто бросил университет или вообще туда не ходил.

      Еще в университете я наблюдаю, как студенты поступили не на ту специальность: когда на 3 курсе хочется программировать, а им про информационную безопасность рассказывают.

      А в офисе я наблюдаю, как на собеседования приходят люди без карьерных целей. Которые что-то там умеют программировать, но вообще не представляют как им дальше развиваться, не понимают чему их учили 5 лет (теперь 4). Наверное, потому что раньше не задумывались «кем я хочу стать?».

      Я всего лишь предлагаю вчерашним школьникам начать высшее образование с ответа на этот вопрос. Его как минимум нужно себе задать перед подачей документов на долгие 4 года.


  1. PsyHaSTe
    22.06.2015 10:57
    +2

    Очень печально, что вместо человека с высшим образованием предлагается какое-то удлиненное ПТУ, в котором учат нажимать одну кнопку, и это выдается за Прогрессивное Обучение™.

    Заканчиваю пятый курс, изначально собирался идти на специальность 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы, сети — фактически С, С++, ASM и все в таком духе, низкоуровневая возня с железом, сетками… В результате промахнулся (на эту специальность много целевиков было), и пошел на 230102 — АСУ. В результате получил знания по куче математических предметов, теории вероятностей, статистической динамике, обработке стат. данных, дали навыки проектирования информационных систем, СИИ… А программированию я и сам научился, в конце третьего курса нашел работу, в результате сейчас пишу диплом, параллельно работая миддлом на .Net. И мне в страшном сне видится, что я всего этого не знаю (причем это довольно существенно сказалось на моем мировоззрении и интеллектуальном уровне), зато к выпуску из универа буду «Разработчик .Net». То есть это реально какая-то замануха от корпораций, что человек не сможет нормально уже перескочить на другую технологию. Зачем нам думающие люди, нам же нужен миллиард индусов хреначить код, думать им вредно.

    Университет должен давать знания, а не умения. Для второго существуют специальные отдельные учебные заведения — ПТУ. Училище потому и училище, что там учат именно закручивать конкретные гайки. Только вот люди почему-то строят из себя оскорбленную невинность «как, ты думаешь я ТУПОЙ, что пойду в ПТУ??». Лучше уж пойти делать то же самое, но на год больше, зато под более благовидным названием. Найс плэн.


    1. aur Автор
      22.06.2015 11:40

      Соглашусь частично. Высшее образование обесценилось когда стало альтернативой армии, некоторые региональные институты вообще ничем от ПТУ не отличаются. Но это всё проблемы государства. Меню больше волнуют проблемы личности. Вам важно, ПТУ вы закончили, Институт в Поволжье или Университет в Москве, если вы действительно разбираетесь в IT и готовы на практике доказать свой профессионализм?

      Университет по-прежнему дает знания, вот только взять их готов не каждый из поступивших. И прикладной бакалавриат это компромисс между отчислением всех отстающих и выдачей им дипломов специалиста.


  1. ArXen42
    04.07.2015 00:31

    Во что интересно, до этой статьи вообще не понимал, что прикладное, а что — академическое. Хотел поступать на «Математику и компьютерные науки», но когда подавал документы, преподаватель с этой кафедры (внезапно профиль «Облачные вычисления и программирование роботов») рассказала, что у них больше матана, чем программирования — не подходит. Поразительно, как название профиля может различаться с сутью направления