Когда-то давно, примерно в середине 90-х, во время появления процессора Pentium Pro, один из основателей компании Intel Гордон Мур заметил, что: «Если бы автомобилестроение развивалось со скоростью эволюции полупроводниковой промышленности, то сегодня Роллс-Ройс мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина, и было бы дешевле его выбросить, чем платить за парковку». Но, пожалуй, уже сегодня автомобилестроение совершает гигантский шаг развития в направлении, как кардинальной смены типа топлива, так и технологий управления автомобилем. Практически недавно представлены коммерческие электромобили и авто на водородном топливе, а автопилот становится желаемым компонентом электронной «начинки» транспортного средства. В большинстве своем, как раз стремительный рывок автопрома обусловлен появлением надежных и безопасных решений на основе умной электроники для автомобильных бортовых систем управления. Но, где же в повседневной жизни Интернет в автомобиле, где же технологии Интернета вещей (IoT), а также многим известная концепция подключенного к сети автомобиля (Connected Car)?


The Rolls-Royce 103EX. Rolls-Royce unveils driverless, electric concept car, complete with silk love seat – The Telegraph.

На самом деле, все вышеперечисленные технологии уже существуют и используются, однако, только в достаточно обособленных решениях. Виною тому, строгие требования к обеспечению безопасности, которые непременно должны быть реализованы при запуске любой новой технологии или решения на транспорте. Поэтому, нельзя сказать, что, садясь в автомобиль со смартфоном, можно автоматически получить решение IoT или Connected Car. В большинстве стран, и это очень логично, существует запрет на использование смартфона или других гаджетов за рулем, а если говорить о голосовых ассистентах, то в большинстве случаев они сейчас раздражают и отвлекают, как водителя, так и пассажиров. В свою очередь, медиа-центр, дополнительные видеоэкраны и отличная акустика, конечно, являются очень привлекательными составляющими современного автомобиля. Но хочется поймать себя на слове, и отметить, что как хорошо приглушить музыку и просто смотреть в окошко на проносящиеся мимо улицы или природу. Конечно, есть пробки, но в этой публикации ставится цель отметить не сколько этическую составляющую или рассмотреть проблемы информационного перенасыщения участников дорожного движения, а рассмотреть те «невидимые» компоненты технологий IoT, которые уже используются в транспортных средствах и доступны для широкого применения.



На сегодня, интересным и очень перспективным решением автомобильного IoT, является платформа Open Connected Car компании Mojio. Эта платформа с открытым интерфейсом (API) предоставляет облачный сервис для «подключенных» авто и уже доступны коммерческие предложения. Например, телекоммуникационный гигант Т-Mobile, на базе этой платформы, предоставляет сервис SyncUP DRIVE. Это программно-аппаратное решение на базе портативного устройства, подключаемого к автомобилю через разъем диагностики OBD-II, и соответствующее мобильное приложение. Благодаря такому подходу можно эффективно выполнять непрерывный мониторинг параметров работы своего автомобиля и в любой момент времени получать его текущее месторасположение. Приложение может рассказать о стилях вождения, предупредить о профилактическом обслуживании, а также уведомить владельца о проблемах с транспортным средством. Кроме того, SyncUP DRIVE разворачивает в автомобиле точку доступа Wi-Fi, используя доступ по высокоскоростному протоколу мобильного стандарта LTE.


The Open Connected Car Platform – Mojio

Для подключения к автомобилю используется стандартный диагностический разъем OBD-II. Большинство серийных автомобилей, выпущенных после 1996 года, уже оснащены таким разъемом. Хотя такой разъем диагностики и стандартизирован, но в нем поддерживаются сразу несколько протоколов различных систем управления двигателем (физически используются разные контакты на разъеме), которые должен «знать» коммуникационный модуль IoT. Соответственно в разных марках автомобилей могут быть разные внутренние шины получения данных диагностики с бока управления двигателя (ECU — Electronic control unit). Для работы с сервисом SyncUP DRIVE предлагается решение на основе модуля VM6200S компании ZTEWelink.

Модуль VM6200S поддерживает подключение по мобильному протоколу LTE, содержит интегрированный 3-х осевой датчик ускорений и 3-х осевой гироскоп, приемник GPS-сигналов, чип OBD-II, с поддержкой протоколов ISO 15765-4 (CAN), ISO 14230-4 KWP (Keyword Protocol 2000), ISO 9141-2 (Chrysler, Euro, and Asian automobiles), SAE J1850 PWM (Ford vehicles), SAE J1850 VPW (GM vehicles). Таким образом, модуль позволяет развернуть точку доступа Wi-Fi 802.11 b/g/n/, регистрировать события во время движения, выполнять диагностику работы двигателя, оценивать экономичность расхода топлива и т.п. А поскольку партнерами Mojio являются проекты Amazon Alexa, сервис IFTTT и другие, то для разработчиков и интеграторов решений открываются все перспективы вплоть до создания социального IoT на основе «подключенного» автомобиля, как составляющей такой инфраструктуры.


VM6200S4G OBD Device – ZTEWelink Corporation

Но не только SyncUP DRIVE сейчас представлена на рынке, например, многие компании предоставляют нечто подобное. Конечно, недавно появившийся Samsung Connect auto device – одно из таких интересных предложений, превращающих автомобиль в подключенное устройство. Решение от Samsung аналогичным образом использует мобильную сеть поколения 4G LTE и разворачивает внутри автомобиля точку доступа Wi-Fi: 802.11 a/b/g/n. Connect auto device поддерживает подключение Bluetooth v4.1, содержит GPS-приемник, датчик ускорений, гироскоп и базируется на 4-х ядерном процессоре с частотой 1.2GHz и операционной системе Tizen. Следует отметить, что корейский электронный гигант Samsung говорит о защищенности системы за счет использования Samsung Knox – мобильного решения с защитой уровня предприятия. Фактически Samsung Knox – это программно-аппаратное решение для усиления защиты операционной системы Android.


Samsung Connect auto

Таким образом, информация, полученная по средствам считывания данных OBD-II, текущие координаты месторасположения с GPS-приемника и параметры динамики движения автомобиля, полученные с гиро-сенсоров, на текущий момент времени и де-факто, стали основой для превращения любого транспортного средства в устройство IoT. Дальше можно рассмотреть сценарии использования агрегированной информации, полученной от автомобилей, применять различные методики обработки Big Data, и при этом не нужно забывать о перспективах объединения таких данных с информацией от инфраструктуры «умных» дорог. Но прежде чем заняться обработкой данных, нужно их сначала получить, поэтому в этой публикации уделим основное внимание аппаратной составляющей реализации сценариев работы на уровне диагностического разъема OBD-II.

Так или иначе, но все ранее рассмотренные решения – это более совершенные промышленные изделия, по сравнению с обычным устройством считывания кодов диагностики на базе микросхемы ELM327 канадской компании Elm Electronics. ELM327 – это универсальный преобразователь протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в последовательный протокол типа RS-232.


Структурная схема микросхемы ELM327 v2.2 – Elm Electronics

Взаимодействие с ELM327 осуществляется стандартными AT-командами, поддерживаемыми микросхемой. Нужно просто организовать обмен текстовыми сообщениями по, уже ставшему классикой, протоколу RS-232 (или правильнее UART, т.к. речь идет только о потоке данных, а не уровнях сигнала). А само физическое соединение низкого уровня по USB, Bluetooth или Wi-Fi просто реализуется, с применением микросхем преобразования последовательного протокола UART. Получается, чтобы превратить автомобиль в устройство IoT вполне достаточно, не забыв о согласовании уровней напряжений, подключить микросхему ELM327 к диагностическому разъему OBD-II и на выходе этой микросхемы, например, поставить преобразователь последовательного интерфейса в Bluetooth или Wi-Fi. Затем, можно со своего смартфона «считывать» диагностику автомобиля. Впрочем, таких готовых модулей или блоков на рынке предостаточно. А их цена на AliExpress колеблется в пределах US $2.50 – US $10. Хотя модуль и не должен потреблять много энергии, но будет очень удобно, если на нем уже присутствует кнопка отключения питания. Кстати, с точки зрения защищенности – это тоже не плохо.


Mini ELM327 Bluetooth OBD-II Car Diagnostic Adaptor V1.5

Теперь можно подключить стандартный модуль Mini ELM327 Bluetooth OBD-II V1.5 (интересно, что во многих источниках советуют использовать модули со старой прошивкой версии 1.5, а не новые с версией 2.2, т.е. как аргумент высказывается более стабильная работа модуля на старой прошивке и поддержка большего количества авто, но это очень субъективно) и поэкспериментировать с подключением смартфона к выбранному модулю, например, для платформы Android можно использовать одну из самых популярных программ диагностики Torque Lite (OBD2 & Car) или Torque Pro (OBD 2 & Car), а также что-нибудь попроще или использовать свои наработки.


Работа приложения Torque Pro под Android.

Кстати, хочется отметить, очень удобный сервис MockUPhone с бесплатными mock-up современных гаджетов, который очень пригодился, для подготовки скриншота работы программы Torque. Но это небольшое отступление от темы публикации. Нужно заметить, что в большинстве случаев, разъем OBD-II, к которому подключается модуль диагностики, находится под рулевой колонкой автомобиля.


Getting Started with OBD-II – SparkFun Electronics

Понятно, что уже готовых решений существует множество. Но если речь идет о разработке сервиса на основе IoT или более конкретно – реализуется концепция Connected Car, то достаточно удобно использовать эмулятор бортовой информационной сети автомобиля, чтобы не бегать каждый раз к автомобилю. Например, Mojio для работы со своим API предлагает онлайн симулятор автомобиля, а на примере работы с облачным сервисом IBM Watson IoT Platform в статье: «Sending Vehicle Data to the IBM Watson IoT Platform – IBM developerWorks Recipes» предлагается для отправки в облако данных с транспортного средства использовать мобильное приложение, например, «IBM IoT for Automotive — OBDII Fleet Management App for Android», которое взаимодействует с разворачиваемым облачным сервисом «IBM IoT for Automotive (Bluemix) — Fleet Management Starter Application», но если не отвлекаться на эти проекты можно использовать просто эмулятор данных: «Car Simulator». Правда, все эти решения, в основном, эмулируют уже как бы полученные данные, а нам интересен именно эмулятор бортовой информационной сети. Наиболее известное такое решение – это ECUsim 2000, стоимость которого начинается с отметки US $200 и зависит от количества поддерживаемых эмулируемых протоколов.


ECUsim 2000 OBD Simulator – ScanTool

Конечно, профессиональный эмулятор не заменишь, но энтузиастов и гиков вполне может заинтересовать самостоятельная реализация менее сложного проекта на Arduino или Raspberry Pi. Например, можно ограничиться только наиболее распространенным интерфейсом CAN (Controller Area Network). В свое время, стандарт CAN, предложенный компанией Bosch, совершил заметный прогресс в разработке систем для автомобильной электроники. Если автомобиль в сети Интернет появился только недавно, то концепция сети внутри автомобиля существует уже с середины 80-х. Идея очень проста, и как Ethernet совершил прорыв в компьютерных сетях, так и CAN стал основой надежных коммуникаций внутри автомобиля.


An Arduino Based CAN Bus Network – Henry’s Bench

Раньше в автомобиле, как правило, к центральному блоку управления двигателем «стекались» шины и провода различных подключенных модулей и устройств. Последовательная двухпроводная шина CAN позволила реализовывать уже независимые интеллектуальные модули, например, центральный блок управления стал просто одним из таких модулей, которые «общаются» друг с другом фактически по сетевому протоколу. При этом значительно уменьшается количество проводки внутри автомобиля.

В отличие от Ethernet, сеть CAN значительнее надежнее, что обусловило ее применение не только в автопроме, но и в системах промышленной автоматики, решениях умного дома и т.п. На физическом уровне в CAN используется двухпроводная линия, CAN Lo и CAN Hi, которые побитно передают данные, упакованные в пакет. На концах шины присутствуют согласующие сопротивления по 120 Ом, а также для подавления помех следует использовать скрутку проводов. Скорость передачи данных может достигать 1 Мбит/с.


A Controller Area Network (CAN bus)

Передача данных в CAN bus чем-то напоминает модель «издатель-подписчик», где каждое устройство на шине имеет уникальный идентификатор и, когда передает данные одно устройство, то все остальные слушают, и принимают решение на основе этого идентификатора – нужны ли конкретно им эти данные для приема и обработки или нет. В общем, протокол достаточно сложен, но для микроконтроллера или микропроцессора вряд ли придется писать реализацию CAN, а также думать об особенностях физической среды передачи данных. Для решения этих задач уже есть готовые аппаратные контроллеры шины, а для согласования уровней, зачастую применяются интегральные преобразователи. Например, контроллер MCP2515 с интерфейсом SPI и трансивер (согласовательная микросхема уровней) MCP2551. Как раз на базе этих микросхем и предложен проект Arduino OBD2 Simulator, опубликованный на площадке Instructable. Для его реализации потребуется лишь плата Arduino UNO и CAN-BUS Shield, например, компании Seeed Technology.


Эксперименты с применением Arduino OBD2 Simulator

В принципе, для разработки эмулятора данных OBD-II, не помешает наличие блока питания DC на 12V для модуля ELM327, а также разъем OBD-II. Впрочем, no-name преобразователь DC-DC-USB-TO-12V вполне может решить проблему, т.к. несколько блоков питания на 5V, пожалуй, будут под рукой у любого разработчика для Интернета вещей и не только. Для подключения к OBD-II потребуется два информационных провода CAN_H и CAN_L, а также наличие питания 12 V, но как было замечено ранее, 12 V нужно только для обеспечения работоспособности для модуля ELM327.


CAN-BUS Shield V1.2 — Seeed Development Limited Wiki

На плате расширения CAN-BUS Shield очень удобно использовать не разъем D-SUB, а просто клеммник на два контакта (CAN_H, CAN_L). С точки зрения разработки программного кода, следует отметить, что прототип энтузиасты выложили на GitHub. Сейчас платы от Seeed изменились, да и в любом случае для контроллера MCP2515 лучше использовать новые драйверы все той-же Seeed-Studio. Конечно, оригинальную программу нужно будет немного доработать под новые драйверы, но это дело на пару минут.


Работа с CAN-BUS в среде Arduino IDE на основе low cost OBD2 ECU Simulator

Однако, рассмотренный пример очень примитивен, так как все параметры, отправляемые по протоколу OBD-II, просто генерируются случайным образом, нет связи параметров работы двигателя между собой и т.д. Как продолжение проекта очевидным является разработка приложения, похожего на Freematics OBD-II Emulator GUI. Это графическая оболочка с открытым исходным кодом, которая используется в аппаратном решении Freematics OBD-II Emulator.


Freematics OBD-II Emulator GUI – Freematics

Таким образом, собрав на базе Arduino модуль, позволяющий работать с CAN, вполне можно создать эмулятор OBD-II, так как протокол диагностики хорошо описан и его несложно реализовать. Следует отметить, что реализация взаимодействия микроконтроллера и бортовой шины CAN – это совсем другая задача и нужно понимать, что внутренние высокоуровневые протоколы этой шины не документируются автопроизводителями, да и с другой стороны – не следует внедрятся во внутреннее устройство автомобильной электроники, чтобы не коим образом не снизить безопасность эксплуатации транспортных средств. Если говорить о CAN в общем, то для разработки своих устройств на базе этой шины вполне можно использовать высокоуровневый открытый протокол CANopen.

Остается дело за малым – немного свободного времени и в удовольствие выполнять разработку своего кода. Правда, где же это время найти в конце года? Но будем оптимистами. А вот, если говорить о применении такого эмулятора OBD-II, то самое прямое направление – это разработка уже своего модуля для диагностического разъема. Например, за отправную точку можно взять открытый проект Carloop, который нацелен на создание модуля подключения автомобиля к облаку с использованием технологий 3G, Wi-Fi или Bluetooth.


Carloop Bluetooth

Проект Carloop основывается на использовании плат: Particle Photon (на базе Wi-Fi модуля Cypress BCM43362, который поддерживает стандарт 802.11b/g/n; контроллера семейства ARM Cortex M3 – STM32F205 на частоте 120Mhz; 1MB флеш-памяти; 128KB оперативной памяти) и Electron (платы с поддержкой подключения к сети мобильной связи 3G/2G). Платформа Particle и сама очень интересна, поскольку базируется на облачном сервисе подключения устройств IoT, облачной IDE для разработки, например, на базе плат Photon, где используется язык похожий на C/C++ для Arduino. Фактически Particle – это отдельная тема для публикации, а проект Carloop однозначно заслуживает отдельного внимания со сороны энтузиастов автомобиля, как подключенного устройства IoT.

Подключив автомобиль к сети Интернет и сервисам IoT, можно реализовать множества сценариев, которые несомненно будут способствовать удобству эксплуатации транспортных средств, повышению комфорта и, просто, эфективному решению повседневных задач, конечно, включая и решение транспортных перевозок. Например, данные о стиле вождения, надежности работы двигателя и агрегатов автомобиля, вполне могут и уже сейчас учитываются страховыми компаниями. Текущее месторасположение автомобиля будет актуально для сервисов такси и аренды автомобилей. Взаимодействие участников дорожного движения стает более удобной при использовании IoT, так же проблема парковок, поиска свободных мест на стоянке, и многое-многое другое.



Надеемся, что идея этой публикации достигнута – в одном месте собраны материалы по работе с диагностическим разъемом OBD-II, как на уровне простого считывания кодов неисправностей, так и эмуляции физического подключения к автомобилю. Также надеемся на комментарии читателей. В завершении хочется отметить, что рассмотрены лишь некоторые вопросы разработки устройств Connected Car, но «за кадром» остались многие технологии, которые, так или иначе, превращают современный автомобиль в устройство IoT и делают поезки более комфортными и безопасными. Разумеется мы будем возвращаться к этим темам в наших будущих публикациях.

Интересные ресурсы и ссылки:


Car Hacking: так ли безопасны системы безопасности автомобиля? – Хабрахабр
Микропроцессору- 25 лет! – Computerworld
T?Mobile SyncUP DRIVE – T-MOBILE
ZTE и Mojio сделают практически любой автомобиль частью Интернета вещей – ZTE Corporation
Samsung Knox – SAMSUNG
Возможности CAN протокола – Журнал «СТА»
Интернет вещей в вашем доме — подключите к дому свою машину – IBM developerWorks
Vehicle telematics analytics using Watson IoT Platform Cloud Analytics – IBM developerWorks Recipes
Использование сети CAN и стека CANopen – Хабрахабр
Протокол высокого уровня CANopen – Журнал РАДИОЛОЦМАН
Бортовой компьютер для авто на Arduino своими руками – Geektimes
Wiring the MCP2515 Controller Area Network CAN BUS Diagnostics – 14CORE
Arduino OBD2 ELM327 I2C-LCD HC05 Bluetooth – Instructables
Разработка Android приложения для работы с OBDII протоколом – Хабрахабр

Комментарии (31)


  1. vilgeforce
    18.12.2017 17:48
    +1

    Разделение Live-Critical и свистелок-скрипелок на аппаратном уровне — хорошо и правильно. Не надо в CAN-сеть непойми что пускать.


  1. lingvo
    18.12.2017 18:10

    Таким образом, информация, полученная по средствам считывания данных OBD-II, текущие координаты месторасположения с GPS-приемника и параметры динамики движения автомобиля, полученные с гиро-сенсоров, на текущий момент времени и де-факто, стали основой для превращения любого транспортного средства в устройство IoT

    Собственно, все эти свистки в OBD разъем — это возможность дооснастить старые автомобили до уровня современных, в которых все эти вещи уже встроены производителем. Но вопрос, что со всей этой информацией делать дальше, кроме как следить за автомобилями, остается открытым.
    Ждем продолжения.
    Как минимум я бы хотел, чтобы кража автомобиля, благодаря этому, стала бессмысленной — т.е. чтобы было можно нажать на телефоне кнопочку "найди мой автомобиль" и он начал верещать, находясь в любой точке планеты.


    1. vin2809
      18.12.2017 22:19

      можно нажать на телефоне кнопочку «найди мой автомобиль» и он начал верещать, находясь в любой точке планеты

      Или припарковался и ждал хозяина!
      А еще лучше вернулся назад в гараж. Вполне реально ведь…

      Если без шуток, то отличная статья!


    1. AllexIn
      19.12.2017 07:53

      GPS+GPRS антиугонки существуют давно. Почти также давно, как глушилки которыми пользуются воры.


      1. rexen
        19.12.2017 18:37
        +1

        Тут же, на ГТ была статья, где объяснялось, что против глушилок можно использовать что-то вроде ватчдога — пока «борт» откликается на «пинги» — всё норм, если перестал — значит глушат и нужно предпринимать какие-то активные меры.


        1. Boba_Fett
          19.12.2017 20:27

          Как быть с подземными/многоэтажными парковками, тоннелями и прочими местами с плохой или отсутствующей связью?


          1. rexen
            19.12.2017 21:19

            Я понимаю, что это не решение на все случаи жизни, но согласитесь, что по подземным парковкам без связи (на некоторых наверное, всё же бывает Wi-Fi или 3G) у нас пока паркуется незначительное меньшинство.


      1. lingvo
        19.12.2017 22:42

        Дело не столько в противоугонках, сколько в том, чтобы угнанный автомобиль невозможно было нормально использовать. Чтобы он всем своим видом говорил — меня угнали и не давал покоя новому владельцу. Например, чтобы в нем везде было ПО с закладками, которое бы не давало прописать новые ключи, чтобы при поездке его компьютер говорил — у меня битый номер, скрученный километраж и вообще я из Америки. Чтобы его невозможно было поставить на учет, так как благодаря какому нибудь блок-чейну невозможно было подсунуть неправильный VIN и т.д.


        1. AllexIn
          19.12.2017 22:45

          Это не реально.
          Вся электрика в машине меняется с полпинка. И она — далеко не самое дорогое в машине.
          Это я вам говорю как владелец машины с свопнутым двигателем и кастомной электрикой.
          Даже у Теслы уже контроллер хакнули. А у ДВС с этим куда проще всё.


  1. Rumlin
    18.12.2017 19:10

    off Есть ли рабочая библиотека для ELM327 под Андроид? Минимальный функционал — возможность считывать коды ошибок. С найденным на github либо не понял либо не получилось либо авто «не той системы»


    1. kolu4iy
      18.12.2017 19:44

      Погуглите pyren.
      Там все на питоне, можно посмотреть как сделано.


  1. ZaitsXL
    18.12.2017 19:32

    На данном сайте очень часто используется термин «интернет вещей» и хоть бы раз правильно. Автомобиль/стиральная машина/камера с подключением к интернету и управлением через приложение на смартфоне — это не IoT


  1. velovich
    18.12.2017 20:14

    Ох ну и машинка на первой картинке. Это в какой стране без бордюров живет дизайнер?


    1. anprs
      19.12.2017 06:56

      В стране с законопослушными гражданами, которые не переезжают бордюры, не паркуются на газонах и не ездят по тротуарам

      Бордюр в дорожном строительстве — уложенные заподлицо бортовые камни, отделяющие проезжую часть дороги от тротуаров.


      1. velovich
        19.12.2017 09:23

        Ой, большое вам спасибо, мистер зануда. Круг стран теперь сузился.


    1. Wolframium13
      19.12.2017 09:04

      И без лежачих.


  1. fpir
    18.12.2017 21:02

    Это всё, конечно, прикольно. Но имеет отношение к высказыванию Mура такое-же, как «модерские» светодиоды на крышке к развитию компьютерной техники


  1. gshamshurin
    19.12.2017 08:20

    Интересно. Но практический смысл?
    Бюджетные авто и так умеют сами проситься на автосервис.
    Угонщики и так полезут к OBD и выдернут всё, что туда присоединено.

    Может я крамольную для гик-сайта мысль скажу, но идеальная вещь — это вещь, которую не замечаешь. Реальной нужды мониторить работу стандартного автомобиля, использующегося для доставки бренной тушки по рутинным маршрутам нет. И даже автопилот не сильно облегчает жизнь.

    Реальным улучшением пользовательского опыта будет момент, когда «Окей, машина, инструкции:
    1. Заправиться до полного,
    2. Заехать на автомойку, в работу кузов с полиролью и коврики.
    3. Встать в паркинг.
    4. Завтра с 09:30 ждать у подъезда»

    Встал из-за руля — и забыл что она у тебя есть. Типа робота-пылесоса, который сам делает работу без твоего участия.


    1. velovich
      19.12.2017 09:28

      Прям как велосипед, только там этих 4 пунктов инструкции не надо.


      1. gshamshurin
        19.12.2017 09:34

        Так и представил: качу я значит, на велосипеде. Зимой, в -30. Метель в лицо фигачит, за спиной в рюкзаке продукты из супермаркета кристаллизуются, между рулём и животом — ребёнок в детском кресле зарабатывает освобождение от садика и секций по болезни. Отличный пользовательский опыт, каждому бы такой :)


        1. velovich
          19.12.2017 09:39

          Отличная попытка иронии от хомо автомобилиус, но нет. Все так и бывает, но в моём случае без ребёнка.


          1. gshamshurin
            19.12.2017 09:51

            Согласитесь, не стоит делать две вещи: безаппеляционно переносить свой опыт на всех остальных и заходить в комментарии с плохим настроением :)


            1. velovich
              19.12.2017 09:52

              По первому согласен, по второму нет. Почему?


              1. gshamshurin
                19.12.2017 10:05

                Человек писал статью, тратил время и деньги, погружался в тему, старался, ждёт одобрения/дополнения/конструктивной критики/разумного зерна — а получает в комментариях необоснованно-токсичный негатив на отвлечённую тему. Это неправильно. Зачем в камментах про ODB автомобиля агрессивно агитировать про переход на велосипеды?

                Мы все приходим сюда читать хорошие статьи — так давайте мотивировать авторов позитивным или конструктивным фидбэком.


                1. velovich
                  19.12.2017 10:50

                  Мой комментарий был к вашему комментарию, а не к статье. А что до мотивации авторов, то я более чем солидарен с вами. А заключается это «более» в том, что думаю система оценок на хабре в корне неправильная. Надо было бы исключить негативные оценки и оставить только положительные.


                  1. vin2809
                    20.12.2017 15:37

                    Можно оставить и негативные, но любые оценки должны иметь описание «За что, собственно» и указание на автора.


      1. Wolframium13
        19.12.2017 14:56

        Велосипеды не моют?


  1. rexen
    19.12.2017 19:00

    Подключение Гугл-Нексуса к Опель-Астре — ГУ на основе обычного андроид-планшета: www.drive2.ru/c/480092957249110279


  1. boyarin_80
    19.12.2017 19:16

    … а также для подавления помех следует использовать скрутку проводов.

    Не совсем понятен этот момент. Может быть НЕ следует использовать скрутку проводов?


    1. Ig_B
      19.12.2017 20:00

      Надо пологать, имелось в виду витая пара…


  1. Kalcefer
    21.12.2017 00:22

    По поводу версии elm327, всё зависит от года автомобиля. У меня Renault Megane 2 2006года. И версии 2.1 и 2.2 работать будут, но далеко не все возможности буду доступны. В версии 1.5 все хорошо. В программе pyren, которую тут уже упоминали в комментариях, есть функция тестирования elm327. Версия 2.1 и 2.2 выдает очень много ошибок.